СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ................................. 3

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1.ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.................... 4

1.1.  Сущность финансового плана его цели и задачи....................................... 4

1.2.  Методы финансового планирования........................................................... 6

1.3.  Этапы финансового планирования............................................................. 8

2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ............................................... 10

2.1.  Перспективное планирование.................................................................... 10

2.2.  Текущее финансовое планирование.......................................................... 15

2.3.  Оперативное финансовое планирование................................................... 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................... 23

РАСЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ..................................................................................... 24

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ВВЕДЕНИЕ


Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств.

Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков хозяйствующего объекта. Необходимы тщательная оценка и контроль всех процессов и отношений предприятия.

Таким образом, важно заметить не только необходимость тщательного планирования, но также профессионального подхода предприятия к этому планированию. Это значит, что возросла роль образования и опыта в сфере финансового планирования.

Доля предприятий, которые располагают финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок крайне мала. Только крупные компании имеют возможности для осуществления эффективного финансового планирования и привлечения высококвалифицированных специалистов, хотя мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, а, значит, потребность в планировании больше.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой стороны – предприятие уменьшает число неиспользованных возможностью путем анализа.

Цель данной работы состоит в изучении финансового планирования. В этом должно помочь решение следующих задач:

1.     Описание основных аспектов финансового планирования.

2.     Полный разбор видов финансового планирования.


1.ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1.  Сущность финансового плана его цели и задачи.


Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью. Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия.

Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, экономическим стимулированием и так далее. Таким образом, финансовое планирование может оказывать влияние на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.[1]

Важным фактором является также контроль за соблюдением интересов акционеров и инвесторов.

1.2.  Методы финансового планирования


В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. На основании доступной отчетно-учетной информации оценивается финансовое положение предприятия, его внутренние и внешние отношения. Это позволяет характеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять обоснованные решения.

Сущность нормативного метода в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйственного субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие. Существуют также нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. При этом большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Так, например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию. Этот метод интересен тем, что дает возможность проанализировать деятельность предприятия в различных экономических ситуациях, а также проработать пути развития в всех вариантах.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

И только совокупность перечисленных методов позволит сделать разносторонние выводы.[2]

1.3.  Этапы финансового планирования


Процесс финансового планирования включает несколько этапов. На первом – анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и другие) показывает уменьшенные размеры прибыли.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершением процесса финансового планирования является практическое внедрение планов и контроль за их исполнением.

Такое планирование должно носить долгосрочный характер и, по возможности, учитывать тенденции развития экономических процессов в стране, а также подразделяться на планы определенных отрезков времени для детализации деятельности предприятия.

Таким образом, финансовое планирование можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.[3]

В нижеследующем тексте дана краткая характеристика перечисленных видов планирования.

2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1.  Перспективное планирование.


Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Как правило, охватывается период от одного года до трех лет. Этот период носит условный характер, так как зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Здесь же разрабатывается финансовая стратегия предприятия, которая оказывается влияние на общую стратегию предприятия. Вывод: в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Ведется поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего и на его основе стоится стратегия предприятия.

Следует уделить особенное внимание некоторым внешним факторам. Прежде всего это потребители, ведь именно их запросы будет удовлетворять выпускаемая продукция: спрос окупит все расходы, если предприятие сможет реализовать свою продукцию. Здесь можно использовать несколько информационных путей. Например, осуществить выборочный опрос, при этом не нужно выходить на улицу. Можно прислушаться к мнению родственников, друзей, соседей о конкретной продукции (если это применимо к данной продукции), или проанкетировать сотрудников. Нередко работники отделов сбыта и торговых представительств могут подсказать что-то принципиально новое благодаря своему знанию потребностей рынка. Изучение продукции конкурентов поможет улучшить тот или иной товар.

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия. На определение периода реализации финансовой стратегии влияют следующие факторы: динамика макроэкономических процессов, тенденции развития отечественного финансового рынка и отраслевая принадлежность предприятия со спецификой ее производственной деятельности.

Итогом финансовой стратегии является разработка финансовой политики предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, эмиссионной и другие. Большое внимание также уделяется учету факторов риска.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:[4]

Ø прогноза отчета о прибылях и убытках

Ø прогноза движения денежных средств

Ø прогноза бухгалтерского баланса

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.

Отчет о прибылях и убытках

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Прогноз отчета о прибылях и убытках содержит следующие статьи:

1.     Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов)

2.     Себестоимость реализации продукции

3.     Коммерческие расходы

4.     Управленческие расходы

5.     Прибыль (убыток) от реализации

6.     Проценты к получению

7.     Проценты к уплате

8.     Доходы от участия в других организациях

9.     Прочие операционные доходы

10.                   Прочие операционные расходы

11.                   Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности

12.                   Прочие внереализационные доходы

13.                   Прочие с не реализационные расходы

14.                   Прибыль (убыток) планового периода

15.                   Налог на прибыль

16.                   Отвлеченные средства

17.                   Нераспределенная прибыль (убыток) планового периода

При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод "издержки – объем – прибыль". Он представляет следующие возможности: определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; установить размер желаемой прибыли; увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, динамики объемов продаж). Этот метод также называют методом "безубыточности".

Для коммерческих компаний очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль.


Прогноз баланса.

Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. В качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату. При планируемом росте объема продаж (объема реализации) активы предприятия должны быть соответственно увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополнительные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как предприятия предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях консигнации.

Рост активов предприятия должен сопровождаться соответствующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задолженность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, различных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлеченных средствах.


Прогноз движения денежных средств


Прогноз движения денежных средств – финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.

Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а следовательно, перспективы роста предприятия и его будущие финансовые потребности.

Финансирование инвестиций включается в прогноз после тщательного технико-экономического обоснования и анализа производственных и финансовых инвестиций. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.

С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходование денежных средств, а значит проверить будущую ликвидность предприятия.

Прогноз движения денежных средств оформляется в виде баланса, где представлены следующие статьи:

В разделе "Источники денежных средств" – это доход от основной деятельности, включая амортизацию; другие расходы; эмиссию ценных бумаг; банковские займы; прочие поступления.

В разделе "Использование денежных средств" – это увеличение товарно-материальных запасов; увеличение основного капитала (инвестиции); заработная плата; другие издержки; прочие платежи, включая налоги, проценты, ссуды.

После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в следующем: определение источников долгосрочного финансирования; формирование структуры и затрат капитала; выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

2.2.  Текущее финансовое планирование.


Текущее финансовое планирование является планированием "осуществления", оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия также состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках и плана бухгалтерского баланса.

Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в каком-то квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.

Процесс текущего финансового планирования можно рассмотреть на примере составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течение года или квартала. При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций и/или облигаций. В расходной части – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в части, причитающейся соответственно с действующим порядком за счет прибыли), направления использования чистой прибыли (накопления, потребление, резервный фонд).

Налог на добавочную стоимость и акцизы в плане движения средств не отражаются, так как они взымаются до образования прибыли. Как в доходной, так и в расходной частях плана отражаются поступления (притоки) и расходы (оттоки) денежных средств по трем видам деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой. Сальдо по каждому виду деятельности образуется как разность итоговых величин разделов доходной и расходной частей.

С помощью такой формы плана предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах.

Благодаря плану движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия. Это дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита средств. В плане должны быть представлены источники покрытия дефицита, в этом случае план считается окончательно составленным.

Разработка плана движения денежных средств происходит в несколько этапов. На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. Плановая сумма амортизационных отчислений определяется на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов (по группам) и норм амортизуемых отчислений.

На втором этапе на основе нормативов составляется система затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы ( в соответствии с техническими требованиями), прямые издержки на оплату рабочей силы (научно обоснованные основные ставки заработной платы) и накладные расходы. Стандартные нормы затрат разрабатываются на основе определенной методики. Уровень принятых стандартов позволяет выявить те участки предприятия, которые мешают его эффективному функционированию и препятствуют выпуску конкурентоспособной продукции.

На следующем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем году в результате изменения: себестоимости сравниваемой продукции; цен на реализуемую продукцию предприятия; цен на покупные материалы и комплектующие; оценки основных средств и капиталовложений предприятия; оплаты труда (в связи с возможной инфляцией).

Необходимым условием разработки плана является сбалансированность объема производства с прогнозом объема реализации продукции. Для предприятия целесообразно задействовать все производственные мощности и оптимизировать величину материальных запасов. Это является неотъемлемой частью составления годового производственного плана. [5]

Следующим документом является плановый отчет о прибылях и убытках, в котором уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год.

Так как в России небольшой опыт разработок финансовых планов большой интерес вызывают зарубежные методики планирования. Например, "метод разработки финансового плана на нулевой основе". Каждый вид деятельности в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование. Для этого менеджеры должны подготовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем прибыли от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. Если окажется, что у какой-то сферы деятельности низкий рейтинг, то может оказаться целесообразно перевести ресурсы в более эффективную сферу.

Заключительным документом финансового плана является составление бухгалтерского баланса на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах в активах и пассивах в результате планированных мероприятий, и показывает состояние имущества и финансов предприятия.

В результате сравнения фактических показателей с плановыми осуществляется финансовый контроль. Особое внимание при этом уделяется следующему:

Ø выполнению статей текущего финансового плана для выявления отклонений и причин, которые сигнализируют от улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это;

Ø определению темпов роста доходов и расходов за прошедший год для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов;

Ø наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года [6]

2.3.  Оперативное финансовое планирование


В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Оперативный план необходим для эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. [7]

Платежный календарь позволяет решать следующие задачи:

1.     организация учета временной "стыковки" денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

2.     формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;

3.     ежедневный учет изменений в информационной базе;

4.     анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

5.     расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной "нестыковки" денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

6.     расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;

7.     анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляют на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Необходимо учитывать объемы производства и реализации, состояние запасов, дебиторскую задолженность в целях контроля за финансовым планом. Притоки и оттоки денежных средств должнгы быть сбалансированы. Информационной базой платежного календаря служат планы, составленные на предприятии: план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений; а также выписки по счетам предприятия и приложения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработной платы; внутренние приказы. [8]

Процесс составления платежного календаря можно разделить на 6 этапов:

1.     Выбор периода планирования. Как правило, это – квартал или месяц; декада.

2.     Планирование объема реализации продукции (работ, услуг) осуществляется с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменений остатков за период планирования.

3.     Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов).

4.     Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде.

5.     Определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планированияэ

6.     Подведение итогов показывает недостаток или излишек средств у предприятия.

Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств на расчетном счете, которые являются страховым запасом. Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями с учетом остатка средств на счетах означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этом случае необходимо перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период, ускорить по возможности отгрузку и реализации продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников. Излишек говорит о стабильности и платежеспособности предприятия.

На многих предприятиях составляется налоговый календарь, в котором указывается порядок и суммы налогов, что позволяет избежать пени.

Кроме платежного календаря должен составляться также кассовый план. Это – план оборота наличных денежных средств через кассу. Кассовый план не только отражает платежеспособность предприятия, но и необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.

Коммерческому банку, обслуживающему предприятие, так же необходим его кассовый план для, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

Исходные данные для составления кассового плана: предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств, не входящих в фонд оплаты труда, информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами (выручка от реализации путевок, командировочные расходы и другие), сведения о сумме налогов, а также календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней платежей.

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание уделяется распределению прибыли. Завершают аналитическую записку выводами о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования. [9]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать некоторые выводы. Финансовое планирование необходимо для любого предприятия: крупного – так как ему трудно перестраиваться, нужно рассчитывать стратегию на годы; малого – так как оно менее защищено от внешних факторов: инфляции, экономических и политических колебаний. В данной ситуации огромное значение имеет опыт работы в области финансового планирования. Собирая данные к работе, я заметила, что информация на тему финансового планирования разрознена, часто не последовательна.

Так как западный опыт зачастую не приемлем в России из-за кризисной ситуации и специфики российского народа, а также отсутствии четкой экономической программы в данной области, следует особое внимание обращать на образование финансовых менеджеров, предоставлять, по возможности, посещение семинаров за рубежом, а также развивать предоставлять менеджерам возможности разработки качественно новых стратегий.

Финансовое планирование по-прежнему остается относительно новым видом деятельности. Однако его значение не стоит недооценивать. С его помощью предприятие не только сможет контролировать все денежные и материальные потоки, но оценивать пути выхода из возможных кризисных ситуаций.[10]

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     А.З. Бобылева. Финансовый менеджмент. – М.: ФБК – ПРЕСС, 1999

2.     Джон Ф. Берджес, Дэн Штайнхофф. Основы управления малым бизнесом. – М.: СПб., 2000.

3.     Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой. – М.: ИНФРА-М. - 1999

4.     Э.А. Уткин. Управление фирмой. Москва, фирма «Гардарика», 1999

5.     Д. К. Шим, Д. Г. Сигел. Финансовый менеджмент. - М.: ИНФРА-М. – 2000

6.     Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М., 2000. – 672 с.: ил.

7.     Бизнес-планирование. Учебник для вузов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. – М., 2000 – 670 с.

8.     Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Стояновой.-М.: Перспектива, 1996.

9.     Смелова Т.А. Анализ финансов предприятия// «Финансовая газета», 2000. – № 12.

10.                  Смелова Т.А. Стратегия финансового оздоровления несостоятельных предприятий. Сборник научных трудов Волгоградского ГТУ. – Волгоград, – 2002.


РАСЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ


Расчетное задание состоит в составлении основного бюджета предприятия на условном примере. В таблице 1 составлен агрегированный баланс на 2003 год. Используя исходные данные (таблица 2 – 5) составить основной бюджет предприятия. Этапы составления основного бюджета предприятия включают последовательность шагов по заполнению таблиц 6 – 15. Сформированный основной бюджет предприятия будет заполнен в виде таблицы 16 – 17.

Таблица 1.

Балансовый отчет на 2003 год

1. Внеоборотные активы

Тыс. руб.

3. Капитал и резервы

тыс. руб.

Земельные участки

60650

Уставный капитал

70000

Здания и оборудование

40000

Нераспределенная прибыль

21834,33

Итого по разделу 1

100650

Целевое финансирование

11932,96



Итого по разделу 3

103767,3

2. Оборотные активы


5. Краткосрочные пассивы


Запасы, в том числе:

3470,61

кредиторская задолженность, в том числе

19953,32

Сырье

3466,67

поставщикам и подрядчикам

8066,67

Готовая продукция

3,94

перед бюджетом

6458,93

Дебиторская задолженность

9600

перед внебюджетными фондами

656,86

Денежные средства

10000

по накладных расходам

0

Итого по разделу 2

23070,61

по заработной плате

4770,86



итого по разделу 5

19953,32

БАЛАНС

123720,61

БАЛАНС

123720,61




ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Таблица 2.

Планируемый объем продаж, тыс. шт.

Квартал

Номер варианта 9

1

1250

2

1350

3

1350

4

1280

Таблица 3.

Цена реализации, удельные затраты сырья, цена 1 кг сырья,

прямые затраты труда на 1 изделие, почасовая тарифная ставка,

ставка переменных, общепроизводственных и накладных расходов

Показатели

Номер варианта 9

1. Цена реализации первого квартала, р.

66

2. Удельные затраты сырья, кг/шт.

6,6

3. Цена 1 кг сырья, р.

3,6

4. Прямые затраты труда на 1 изделие, чел. - час

0,2

5. Почасовая тарифная ставка, р.

19

6. Ставка переменных общепроизводственных накладных расходов, руб/шт.

0,6

7. Ставка переменных коммерческих и управленческих расходов, р/шт.

3,6

Таблица 4.

Компоненты постоянной составляющей общепроизводственных накладных расходов, тыс. руб.

Показатели

Номер варианта 9

1. Амортизация

1080

2. Расходы на электроэнергию

380

3. Расходы на заработную плату с начислениями

610

4. Расходы на вспомогательные материалы

260

5. Расходы на содержание и ремонт оборудования

99



Таблица 5.

Компоненты постоянной составляющей коммерческих и управленческих расходов, тыс. руб.

Показатели

Номер варианта 9

1. Реклама

3800

2. Страховка

280

3. Зарплата служащих

2800

4. Аренда

430

5. Ремонт

380

6. Амортизация

680

7. Командировочные расходы

780

8. Услуги связи вычислительного центра

1680

Решение:

Таблица 6.

Бюджет продаж на 2003 год

Показатели

Квартал

Всего

1

2

3

4

1

планируемый объем продаж

1250

1350

1350

1280

5230

2

цена реализации, р.

66,0

69,3

72,8

76,4

80,2

3

выручка, тыс руб.

82500,0

93555,0

98232,8

97796,2

372083,9


Таблица 7.

График ожидаемых денежных поступлений в 2003 году

Показатели

Квартал

Всего

1

2

3

4

1

дебиторская задолженность

9600

0

0

0

9600

2

поступление денежных средств в 1 кв.

71775

9900

0

0

81675

3

поступление денежных средств в 2 кв.

0

81393

11227

0

92619

4

поступление денежных средств в 3 кв.

0


85462

11788

97250

5

поступление денежных средств в 4 кв.

0


0

85083

85083

6

всего денежных поступлений

81375

91293

96689

96871

366228


Таблица 8.

Бюджет производства на 2003 год

Показатели

Квартал

Всего

1

2

3

4

1

планируемый объем продаж, тыс. шт.

1250

1350

1350

1280

5230

2

планируемый запас готовой продукции на конец периода, тыс. шт.

135

135

128

128

526

3

планируемый запас готовой продукции на начало периода, тыс. шт.

0

135

135

128

398

4

количество продукции, подлежащей изготовлению, тыс. руб.

91410

93555

97723

97796

380485


Таблица 9.

Бюджет расходов на сырье на 2003 год

Показатели

Квартал

Всего



1

2

3

4

1

планируемый объем производства, тыс. шт.

1385

1350

1343

1280

5358

2

удельные расходы сырья, кг/шт

6,6

6,6

6,6

6,6

6,6

3

потребность в сырье для производства, тоннах

9141

8910

8863,8

8448

35362,8

4

планируемый запас сырья на конец периода, тоннах

891,0

886,4

844,8

844,8

3467,0

5

запас сырья на начало периода, тоннах

0

891,0

886,4

844,8

2622,2

6

сырье к закупке, тоннах

10032,0

8905,4

8822,2

8448,0

36207,6

7

цена 1 кг сырья, руб

3,60

3,78

3,97

4,17

-

8

расходы на сырье, тыс. руб.

36115

33662

35015

35207

140000


Таблица 10.

График планируемых платежей за сырье

Показатели

Квартал

Всего

1

2

3

4

1

кредиторская задолженность на 31.12. предыдущего года, тыс. руб.

19953

0

0

0

19953

2

закупки сырья 1 кв., тыс. руб.

27086

9029

0

0

36115

3

закупки сырья 2 кв., тыс. руб.

0

25247

8416

0

33662

4

закупки сырья 3 кв., тыс. руб.

0


26262

8754

35015

5

закупки сырья 4 кв., тыс. руб.

0


0

26405

26405

6

всего платеж за сырье, тыс. руб.

47040

34276

34677

35159

151151


Таблица 11.

Бюджет прямых затрат на оплату труда на 2003 год

Показатели

Квартал

Всего


1

2

3

4

1

планируемый объем производства, тыс. шт.

1385

1350

1343

1280

5358

2

прямые затраты труда на одно изделие, чел. - час

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

3

прямые затраты труда всего, тыс. чел. - час.

277

270

268,6

256

1071,6

4

почасовая тарифная ставка, р

19

20

21

22


5

всего прямых затрат на оплату труда с отчислениями во внебюджетные фонды, тыс. руб.

5263

5387

5626

5631

21907

6

единый социальный налог

1382

1414

1477

1478

5751


Таблица 12.

График выплаты заработной платы и перечислений средств во внебюджетные фонды

Показатели

Квартал

Всего

1

2

3

4

1

кредиторская задолженность по оплате труда на начало года, тыс. руб.

4770,86

0

0

0

4770,86

2

выплата заработной платы за 1 кв., тыс. руб.

5263

0

0

0

0

3

выплата заработной платы за 2 кв., тыс. руб.

0

5387

0

0

0

4

выплата заработной платы за 3 кв., тыс. руб.

0

0

5626

0

0

5

выплата заработной платы за 4 кв., тыс. руб.

0

0

0

5631

0

6

всего выплата заработной платы, тыс. руб.

5263

5387

5626

5631

0

7

всего перечисление денежных средств, тыс. руб.

15296,86

10773

11253

11261,38

4770,86


Таблица 13

Общепроизводственные накладные расходы на 2003 год

Показатели

Квартал

Всего

1

2

3

4

1

планируемый объем производства, тыс. шт.

1385

1350

1343

1280

5358

2

ставка переменных общепроизводственных накладных расходов, руб/шт.

0,6

0,6

0,7

0,7


3

всего переменная составляющая, тыс. руб.

831,0

850,5

888,4

889,1

3459,0

4

постоянная составляющая, тыс. руб., в том числе

2429,0

2550,5

2678,0

2811,9

10469,3

4.1.

амортизация

1080,0

1134,0

1190,7

1250,2

4654,9

4.2.

расходы на электроэнергию

380,0

399,0

419,0

439,9

1637,8

4.3.

расходы на заработную плату с начислениями

610,0

640,5

672,5

706,2

2629,2

4.4.

расходы на вспомогательные материалы

260,0

273,0

286,7

301,0

1120,6

4.5.

расходы на содрежание и ремонт оборудования

99,0

104,0

109,1

114,6

426,7

5

всего накладных расходов, тыс. руб.

4645,6

4751,6

4910,0

4981,6

19286,2

6

накладные расходы, подлежащие оплате, тыс. руб.

3565,6

3617,6

3719,3

3731,4

14631,3


Таблица 14

График оплаты общепроизводственных расходов на 2003год

Показатели

Квартал

Всего

1

2

3

4

1

кредиторская задолженность по накладным расходам на начало года, тыс. руб.

0

0

0

0

0

2

накладные расходы 1 кв., тыс. руб.

2496

1070

0

0

3566

3

накладные расходы 2 кв., тыс. руб.

0

2532

1085

0

3618

4

накладные расходы 3 кв., тыс. руб.

0


2604

1116

3719

5

накладные расходы 4 кв., тыс. руб.

0


0

2612

2612

6

всего накладные платежи, тыс. руб.

2496

3602

3689

3728

13514


Таблица 15.

Бюджет коммерческих и управленческих расходов на 2003 год

Показатели

Квартал

Всего

1

2

3

4

1

планируемый объем производства, тыс. шт.

1385

1350

1343

1280

5358

2

ставка переменных коммерческих и управленческих расходов, руб/шт.

3,6

3,8

4,0

4,2


3

переменная составляющая, тыс. руб.

4986,0

5103,0

5330,4

5334,3

20753,7

4

постоянная составляющая коммерческих и управленческих расходов в тыс. руб. в том числе

10830,0

11371,5

11940,1

12537,1

46678,7

4.1.

реклама

3800,0

3990,0

4189,5

4399,0

16378,5

4.2.

страховка

280,0

294,0

308,7

324,1

1206,8

4.3.

зарплата служащих

2800,0

2940,0

3087,0

3241,4

12068,4

4.4.

аренда

430,0

451,5

474,1

497,8

1853,4

4.5.

ремонт

380,0

399,0

419,0

439,9

1637,8

4.6.

амортизация

680,0

714,0

749,7

787,2

2930,9

4.7.

командировочные расходы

780,0

819,0

860,0

902,9

3361,9

4.8.

услуги связи вычислительного центра

1680,0

1764,0

1852,2

1944,8

7241,0

4.9.

прочие

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

5

всего коммерческих и управленческих расходов, тыс. руб.

26646,0

27846,0

29210,5

30408,5

114111,0

6

коммерческие и управленческие расходы, подлежащие оплате, тыс. руб.

25966,0

27132,0

28460,8

29621,3

111180,1


Таблица 16.

Отчет о прибылях и убытках на 2003 год

Показатели

Квартал

Полугодие

9 месяцев

год

Доходы и расходы от реализации

1

выручка нетто, тыс. руб.

82500,0

184965

274287,8

372083,9

2

переменные расходы, тыс. руб. в том числе

32740

65429

100405

29093

2.1.

прямые переменные расходы

5263

10650

16276

21907

2.2.

общепроизводственные накладные расходы

831

1682

2570

3728

2.3.

коммерческие и управленческие расходы

26646,0

53098,0

81558,8

3459,0

3

маржинальная прибыль, тыс. руб.

49760,0

119536,0

173883,0

342990,5

4

постоянные расходы, тыс. руб. в том числе

13259,0

27181,0

41799,0

57147,9

4.1.

общепроизводственные накладные расходы, тыс. руб.

2429,0

4979,5

7657,4

10469,3

4.2.

коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.

10830,0

22201,5

34141,6

46678,7

5

прибыль от продаж, тыс. руб.

36501,0

92355,1

132084,0

285842,6

Внереализационные доходы и расходы

6

проценты к уплате

0

0

1275

1275

7

прочие операционные расходы, тыс. руб.

0

0

0

0

8

прибыль до налогообложения, тыс. руб.

36501,0

92355,1

130809,0

284567,6

9

налог на прибыль, тыс. руб.

8760,24

22165,21

31394,17

68296,21

10

чистая прибыль, тыс. руб.

27740,8

70189,8

99414,9

216271,3


Таблица 17

Отчет о движении денежных средств

показатели

квартал

1

2

3

4

1

остаток денежных средств на начало периода, тыс. руб.

10000

7623,838

-27331,35

-4304,015

2

поступило денежных средств всего, тыс. руб. в том числе

91000

93555

98232,75

97796,16

2.1.

выручка от продажи товаров

82500,0

93555,0

98232,8

97796,2

2.2.

кредиты полученные

8500

0

0

0

3

направлено денежных средств всего, тыс. руб.

93376,16

128510,2

75205,41

76891,84

3.1.

на оплату сырья

47040

34276

34677

35159

3.2.

на оплату труда

10034

5387

5626

5631

3.3.

отчисления в государственные внебюджетные фонды

1382

1414

1477

1478

3.4.

на оплату общепроизводственных накладных расходов

2496

3602

3689

3728

3.5.

на оплату коммерческих и управленческих расходов

25966,0

27132,0

28460,8

29621,3

3.6.

на оплату машин, оборудования, транспортных средств

0

48200

0

0

3.7.

на расчеты с бюджетом

6458,93

0

0

0

3.8.

на оплату процентов и основной суммы по полученным кредитам

0

8500

1275

1275

4

остаток денежных средств на конец периода, тыс. руб.

7623,838

-27331,35

-4304,015

16600,31



[1] Джон Ф. Берджес, Дэн Штайнхофф. Основы управления малым бизнесом. Москва, 2000.

[2] А.З. Бобылева. Финансовый менеджмент. Москва, 1999

[3]Д. К. Шим, Д. Г. Сигел. Финансовый менеджмент. Москва, 2000

[4] Бизнес-план. Под ред. Р.Г. Маниловского. Москва, 2000

[5] Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Стояновой.-М.: Перспектива, 1996.

[6] Э.А. Уткин. Управление фирмой. Москва, фирма «Гардарика», 1999

[7] Смелова Т.А. Стратегия финансового оздоровления несостоятельных предприятий. Сборник научных трудов Волгоградского ГТУ. – Волгоград, – 2002.

[8] Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Стояновой.-М.: Перспектива, 1996.

[9] Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой. – М.: ИНФРА-М. - 1999

[10] Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Стояновой.-М.: Перспектива, 1996.