Содержание
Содержание.. 2
Введение.. 4
1.Теоретические основы учета и анализа себестоимости. 7
1.1 Роль затрат в себестоимости продукции (работ, услуг), их состав и классификации. 7
1.2. Состав материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг, их классификация. 11
1.3. Нормативно- правовая база, регулирующая состав затрат, классификацию затрат и их учет. 25
2.Учет материальных затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). 28
2.1.Технико- экономическая характеристика организации. 28
2.2Регистры по учету затрат. 30
Для учета на предприятии используется журнально- ордерная форма учета как наиболее распространенная в практике хозяйствования. 30
2.3. Синтетический и аналитический учет материальных затрат в ЗАО «НовЭЗ». 36
Введение
Необходимость в учете возникла в глубокой древности. Содержание, цель и задачи учета определяются основными экономическими законами.
Бухгалтерский учет является неотъемлемой частью системы управления современными предприятием или организацией. Оно имеет многовековую историю своего становления и развития. Появившись практически одновременно с письменностью, он стал одним из важнейших условий, предопределяющих эффективность хозяйствования предприятием. Данные бухгалтерского учета используются не только менеджерами предприятия для планирования, анализа и контроля финансов- хозяйственной деятельности, но и инвесторами, кредиторами, налоговыми органами, банками и т.п.
В условиях рынка кардинально изменилось отношение к бухгалтерскому учету как к средству формирования достоверной информации о деятельности экономического объекта. Кроме собственно работников бухгалтерской службы организации, с целью более эффективного ведения своей деятельности данными учета пользуются руководители организаций и предприятий.
Учет на предприятиях является составной частью, звеном единой системы народного хозяйства.
Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия, в ходе которого предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг), что в конечном итоге определяет финансовый результат его работы.
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Как известно, себестоимость есть один из показателей экономической эффективности производства, а ее снижение - основной источник роста хозрасчетного дохода.
Значение себестоимости как синтетического показателя способствует успешному выявлению и мобилизации внутрипроизводственных резервов, что крайне важно для самофинансирования. Это позволяет считать себестоимость одним из рычагов управления не только предприятием в целом, но и внутрипроизводственными подразделениями.
По данным бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, касающимся себестоимости продукции(работ, услуг), можно судить, насколько выгоден тот или иной вид деятельности в определенных экономических условиях, эффективен ли действующий в организации производственный процесс и какие меры нужно принять для дальнейшего роста производства и развития организации.
Кроме того, информация о составе производственных затрат организации необходима для исчисления и уплаты обязательных налоговых платежей, прежде всего налога на прибыль. Исходя из полученной организацией выручки от реализации продукции(работ, услуг) и производственных на ее создание и реализацию затрат определяется прибыль от продажи продукции (работ, услуг) как один из элементов налогооблагаемой прибыли. Ошибочный расчет себестоимости продукции (работ, услуг), принимаемой в целях исчисления налога на прибыль, может привести к серьезным налоговым последствиям. Для того, чтобы не допустить ошибок при калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг), следует правильно классифицировать соответствующие затраты.
Цель данной дипломной работы является исследование учета и анализа материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и продажу.
Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, значение и роль себестоимости в повышении рентабельности организации.
2. Рассмотреть нормативно- правовую базу, классификацию затрат и их учет.
3. Выявить проблемы, возникающие на данном предприятии процессе учета материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
4. Дать рекомендации по устранению выявленной проблемы.
1.Теоретические основы учета и анализа себестоимости
1.1 Роль затрат в себестоимости продукции (работ, услуг), их состав и классификации.
Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия, в ходе которого предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг), что в конечном итоге определяет финансовый результат его работы.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и продажу.
В себестоимость продукции включаются: затраты труда, средств и предметов труда на производство продукции на предприятии, к которым относятся:
· затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства; затраты на подготовку и освоение производства;
· расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и технике безопасности; расходы по управлению производством; расходы по набору рабочей силы, подготовкой и переподготовкой кадров;
· расходы связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, погрузкой, транспортировкой, расходы на рекламу, включая участие в выставках, оплатой услуг посреднических организаций и др.
Часть расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), нормируется для целей налогообложения (например, расходы на рекламу, представительские расходы). В себестоимость включают полную сумму таких расходов, но при расчете налогооблагаемой прибыли к ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные предприятием сверх норм.
В себестоимость также включаются потери от брака, потери от простоев, недостачи и потери материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.
Не включаются в себестоимость продукции затраты и потери, относимые на счет прибылей и убытков: затраты по аннулированным заказам, затраты на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные издержки и арбитражные сборы, штрафы и др.
Основополагающим нормативным документом, определяющим организацию учета производственных издержек, является гл. 25 Налогового кодекса РФ, дающая право определить предприятию состав и объем затрат на производство, формирующих себестоимость продукции и прямо влияющих на финансовый результат его деятельности.
Правильная организация учета затрат на производство продукции обеспечивает действительный контроль за эффективным использованием предприятием находящегося в его распоряжении основных производственных средств, производственных запасов и других ресурсов.
Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются:
· учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции;
· своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и сбыт продукции;
· исчисление (калькулирование) фактической себестоимости продукции;
· контроль за экономным использованием сырья, материальных и трудовых ресурсов;
· выявление резервов снижения себестоимости продукции;
· предоставление управленческим структурам предприятия информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решений.
В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разрезах.
По месту их возникновения (производствам, цехам, участкам) и по характеру производства (основное, вспомогательное).
Основное производство то, в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, выполняются работы, оказываются услуги, предназначенные для реализации.
Под вспомогательными производствами понимают производства, которые не связаны непосредственно с производством основной продукции, а лишь обслуживают его.
Калькурирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяются себестоимость единицы продукции.
Основная задача калькулирования состоит в определении издержек, которые приходятся на единицу продукции (работ, услуг), предназначенных для реализации, а также для внутреннего потребления.
Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций.
В зависимости от целей калькулирования различают следующие виды калькуляции: плановую, сметную и фактическую. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.
Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм или смет.
Сметная калькуляция рассчитается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.
Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции и используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.
Объектом калькулирования являются издержки, связанные с производством конкретного продукта.
Производственный учет, являясь частью бухгалтерского учета, предполагает сбор информации об издержках предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, связанных с производственными затратами. Информация, собранная в системе производственного учета, является базой для расчета себестоимости единицы продукции.
В условиях перехода к рыночной системе хозяйствования себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль, или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Снижение себестоимости является важнейшим фактором развития хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов.
1.2. Состав материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг, их классификация.
В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разрезах.
По месту возникновения (производствам, цехам, участкам) и по характеру производства (основное, вспомогательное).
Основное производство то, в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, выполняются работы, оказываются услуги, предназначенные для реализации.
Под вспомогательными производствами понимают производства, которые не связаны непосредственно с производством основной продукции, а лишь обслуживают его.
По видам расходов затраты группируют:
· по элементам затрат;
· по статьям затрат (калькуляции).
Затраты предприятия на производство продукции складываются из следующих элементов:
· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
· затраты на оплату труда;
· начисления ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
· амортизация основных средств (фондов);
· прочие затраты (телефонные, командировочные и др.)
Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.
Затраты по экономическим элементам сгруппированы на соответствующих балансовых счетах: счет 10 «Материалы», счет 70 «Расходы по оплате труда» и т.д.
В группировке затрат по статьям прямые затраты подразделяются, как правило, по элементам, а косвенные образуют комплексные статьи , различающиеся по функциональной роли в производственный процесс.
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции группируются и учитываются по статьям калькуляции. На промышленных предприятиях установлена типовая номенклатура калькуляционных статей затрат, которую можно представить в следующем виде:
1. сырье и материалы;
2. возвратные отходы (вычитаются);
3. покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий;
4. топливо и энергия на технологические цели;
5. основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
6. отчисления на социальные нужды;
7. расходы на подготовку и освоение производства;
8. общепроизводственные расходы;
9. общехозяйственные расходы;
10. потери от брака;
11. прочие производственные расходы;
12. расходы на продажу;
13. полная себестоимость.
Затраты по первым статьям образуют производственную себестоимость. Для определения полной себестоимости продукции к производственной себестоимости прибавляют расходы на продажу продукции. По данным статьям производится калькулирования себестоимости продукции и составляются калькуляции. Поэтому данные статьи называются калькуляционными.
По способу включения в себестоимость затраты подразделяются на прямые и накладные (косвенные).
Прямые затраты – это те, которые на основании первичных документов можно прямо и непосредственно отнести на затраты определенного вида продукции (материалы, заработная плата рабочих, потери от брака и др.).
Накладные т косвенные расходы одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение, отопление, работа оборудования и т.д.). их включают в затраты при определении общей суммы по окончании месяца путем распределения.
В зависимости от объема производства различают переменные и условно-постоянные затраты.
Переменные - это такие затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства. К ним относят затраты на материалы и оплату труда.
Условно – постоянными считаются затраты, величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства. К ним относятся расходы на освещение, отопление помещений, заработную плату производственного персонала, амортизационные отчисления.
В зависимости от периодичности возникновения расходы делятся на текущие и единовременные. К текущим относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществления, например, расход сырья и материалов. К единовременным (однократным) относят расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др. Четкое разделение затрат производства на текущие и единовременные имеет большое значение для правильного ежемесячного начисления себестоимости продукции.
По участию в процессе производства классифицируют затраты на производственные и расходы на продажу.
Расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
· расходы по обычным видам деятельности;
· операционные расходы;
· внереализационные расходы.
По экономическому содержанию затраты можно разделить на две группы:
1. затраты на производство и реализацию продукции;
2. затраты на расширение производства и развитие непроизводственной сферы.
Первая группа затрат представляет собой себестоимость продукции, вторая – инвестиции в основные средства и объекты социально- культурного назначения.
Затраты на производство и реализацию продукции являются текущими, так как все они переносятся на стоимость готовой продукции за один производственный цикл.
В отраслевых инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции могут вносится изменения в типовую номенклатуру статей и затрат с учетом особенностей техники, технологии и организации производства в соответствующей отрасли удельного веса в себестоимости продукции отдельных видов затрат.
Основные классификационные признаки группировки затрат представим в таблице.
Таблица 1.
Классификационные признаки группировки затрат
Признаки классификации |
Подразделения затрат |
1 |
2 |
По отношению к производственному, технологическому процессу |
Основные и накладные |
1 |
2 |
По отношению к объему производства |
Переменные и постоянные |
По единству состава |
Одноэлементные (простые) и комплексные |
По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции |
Прямые и косвенные |
По участию в производственном процессе обращения |
Производственные и внепроизводственные (коммерческие) |
По целесообразности расходования |
Производительные и непроизводительные |
По возможности планирования (нормирования) |
Планируемые (нормативные) и непланируемые |
По периодичности возникновения |
Текущие и единовременные |
Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.
Затраты по экономическим элементам сгруппированы на соответствующих балансовых счетах: счет 10 «Материалы», счет 70 «Расходы по оплате труда» и т.д.
Затраты на производство продукции в бухгалтерском учете отражаются поэтапно.
Этап 1.На этом наиболее ответственном этапе, предопределяющим достоверность учета себестоимости продукции, определяют первичные затраты. На основе данных первичных документов по расходу материалов, начислению и распределению оплаты труда, денежным расходам, расчетам по начислению износа проводят группировку по цехам, видам изделий и статьям расходов и составляют бухгалтерские записи по отражению затрат.
Этап 2. После учета на счетах первичных документов начинается их распределение. Обычно сначала распределяют затраты вспомогательных цехов. На основе данных о предоставленных услугах затраты вспомогательных производств распределяют между цехами основного производства и другими подразделениями ( службами ) организации.
Этап 3.Расходы на обслуживание производства и управление им распределяют по видам продукции (работ, услуг), изготовленной (выполненной, оказанных) в цехах основного производства.
Этап 4. На этом, заключительном этапе определяют себестоимость выпуска готовой продукции.
Под незавершенным производством понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. Даже полностью законченная продукция, не прошедшая испытаний, относится к незавершенному производству.
В незавершенное производство включают:
· законченную изготовлением, но не полностью укомплектованную или не принятую заказчиком продукцию;
· незаконченные или не принятые заказчиком работы и услуги товарного характера;
· остатки невыполненных заказов во вспомогательных производствах и полуфабрикатов собственного производства на общезаводских складах ;
· материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, при условии, что они уже подверглись обработке (раскрою, изменению и т.д.)
· детали, узлы и другие сборочные соединения.
В незавершенное производство нельзя включать не начатые обработкой материалы и покупные полуфабрикаты независимо от места их нахождения, детали, узлы и изделия, окончательно забракованные к аннулированным заказам.
Точное определение остатков незавершенного производства и его правильная оценка имеют существенное значение не только для обеспечения их сохранности, но и для достоверности калькулирования себестоимости выпускаемой продукции.
Так как на предприятии процесс производства подразделяется на ряд переделов, фаз, переходов, по которым движутся заготовки, детали, узлы, и др. Эти промежуточные продукты до превращения их в готовую продукцию называются полуфабрикатами. В большинстве случаев в бухгалтерском учете производственных затрат количественное движение полуфабрикатов не отражается. Поэтому внимание должно быть уделено оперативному учету полуфабрикатов, который ведет производственно- диспетчерская служба
В зависимости от характера полуфабрикатов проводят подсчет, взвешивание, замер и др. По результатам подсчета составляют инвентаризационную опись.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы являются в основном постоянными (накладными) расходами и образуются в вязи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Если переменные (основные) расходы в сумме меняются пропорционально изменению объема производимой продукции, но чаще всего представляют собой почти постоянную величину в расчете на единицу производимой продукции, то постоянные (накладные)расходы в сумме при изменении деловой активности не меняются.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы значительно различаются. Общехозяйственные расходы невозможно соотнести с производством какой- либо группы продукции, общепроизводственные же расходы, связанные с обслуживанием именно производственных подразделений, могут быть соотнесены с продукцией (работами, услугами), изготавливаемой (выполняемыми, оказанными) этими подразделениями.
Общехозяйственные расходы – расходы, не имеющие непосредственного отношения к производственному процессу и связанные лишь с его организацией и управлением предприятием в целом.
К общехозяйственным расходам относят:
1.Расходы на управление организацией:
· заработная плата аппарата управления;
· командировочные расходы;
· представительские расходы;
· содержание военизированной, пожарной и сторожевой охраны;
· единый социальный налог и страховые взносы в ПФ;
2.Прочие расходы:
· почтово- телефонные, телеграфные, типографические;
· расходы на содержание оргтехники;
· расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, периодических изданий, переплетные работы;
· оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
· расходы на содержание и ремонт зданий офиса (отопление, освещение);
· амортизация основных средств общехозяйственного назначения;
· расходы по подготовке кадров;
· проведение опытов и испытаний.
Учет общехозяйственных расходов ведут на собирательно- распределительном счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости №15 по статьям затрат и заполняют на основании первичных документов и разработочных таблиц.
Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью,- это затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, по проведению деловых встреч с партнерами по бизнесу.
К представительским расходам относят затраты по:
· проведению официального приема представителей;
· транспортному обеспечению участников, посещение ими культурно- зрелищных мероприятий;
· буфетному обслуживанию во время переговоров;
Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением)смет на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции(работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам.
Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью,- это затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, по проведению деловых встреч с партнерами по бизнесу.
К представительским расходам относят затраты по:
· проведению официального приема представителей;
· транспортному обеспечению участников, посещение ими культурно- зрелищных мероприятий;
· буфетному обслуживанию во время переговоров;
Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением)смет на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции(работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам.
Согласно гл. 25 НК РФ, начиная с 2002г. норма для исчисления представительских расходов должна составлять 4% от расходов на оплату труда за отчетный период.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи, приглашенные лица, величина расходов.
Представительские расходы в бухгалтерском учете предприятия.
При производстве продукции имеет место брак. Браком в производстве считаются продукция, полуфабрикаты, узлы, детали, не соответствующие по качеству установленным стандартам и техническим условиям, не подлежащие использованию по прямому назначению или используемые лишь после дополнительных затрат на устранение выявленных дефектов. Указания на то, что считать браком, даны в отраслевых рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости.
Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, площади или счету и оформляются лимитно-заборными картами, требованиями, накладными. Под расходом сырья и материалов в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства.
Что включается в материальные затраты, учитываемые при налогообложении прибыли? Это затраты:
· на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров;
· обеспечение технического процесса;
· упаковку и иную подготовку произведенных или реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
· другие производственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);
· приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, спецодежды и другого имущества;
· приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов;
· приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;
· оплату услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ структурными подразделениями.
Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения. Сюда включаются комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно- материальных ценностей.
Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Не относятся к возвратным отходам остатки товарно- материальных ценностей, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров, а так же попутная продукция, получаемая в результате осуществления технологического товара.
При определении размера материальных затрат при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
· метод оценки по себестоимости единицы запасов;
· метод оценки по средней стоимости;
· метод оценки по себестоимости первых во времени приобретения(ФИФО);
· метод оценки по себестоимости последних по времени приобретений(ЛИФО).
Калькулирование определяются как система экономических расчетов себестоимости единицы продукции отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.
Основная задача калькулирования состоит в том, чтобы определить издержки, которые приходятся на единицу продукции, предназначенных для реализации, а также для внутреннего потребления.
Конечным результатом калькулирования является составление калькуляции.
В зависимости от целей калькулирования различают следующие виды калькуляции: плановую, сметную и фактическую. Все они отражают расходы на производство и реализацию продукции в разрезе калькуляционных статей.
Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм или смет.
Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и консервировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.
Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции и используется для контроля за выполнением для плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.
Производственный учет, являясь частью бухгалтерского учета, предлагает сбор информации об издержках предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, связанных с производственными затратами. Информация, собранная в системе производственного учета, является базой для расчета себестоимости единицы продукции.
Калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) можно подразделить условно на три этапа:
1. Исчисление себестоимости всей выпущенной продукции в целом;
2. Определение фактической себестоимости по каждому виду продукции;
3. Определение себестоимости единицы продукции, выполненной работы.
Калькулирования себестоимости продукции является необходимым процессом при управлении производством. Содержащаяся в современных системах калькулирования информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать:
· Целесообразность дальнейшего выпуска продукции;
· Установление оптимальной цены на продукцию;
· Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;
· Целесообразность обновления действующей технологии;
· Оценка качества управленческого персонала.
Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при котором определяется фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции.
Косвенные расходы распределяются между отдельными заказами условно принятым в данном производстве или отрасли способам. Все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют после выполнения заказа.
На таких производствах отдельные виды затрат учитываются по текущим нормам, обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников; фиксируют изменение текущих норм в результате организационно технических мероприятий и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Отклонения от норм показывают, как соблюдается технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.
1.3. Нормативно- правовая база, регулирующая состав затрат, классификацию затрат и их учет.
Характеристика расходов, их классификация и оценка, признание в учете и отражение в отчетности определяются Положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», которые были утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации 6 мая 1999г. № 33н, действуют с изменениями от 30 декабря 1999г. и 30марта 2001г.
Расходы организации представляют собой уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, то есть денежных средств, иного имущества или возникновения обязательств, без соответствующего увеличения активов организации.
Расходы по обычным видам деятельности подразделяются на производственную себестоимость (производственные расходы), расходы от продажи, управленческие расходы, то есть являются сложно структурированными.
Не признаются расходами организации затраты денежных средств и других активов на приобретение и создание основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов, включая вклады в капиталы других организаций, приобретение акций и других ценных бумаг, не предполагаемых для перепродажи в текущих операциях.
Материальные затраты отражают стоимость приобретенных со стороны, израсходованных в производстве, для коммерческих и управленческих целей, сырья и материалов, полуфабрикатов, деталей и агрегатов для сборки, запасных частей, инструмента, инвентаря и других материальных ценностей.
Стоимость малоценных объектов основных средств, не отнесенных к амортизируемому имуществу, также включается в материальные затраты.
К материальным затратам, как к элементу расходов, относится также стоимость:
· топлива и энергии всех видов;
· получаемой со стороны воды и расходы на канализацию;
· работ и услуг промышленного характера, включая транспортные услуги, выполнение операций по изготовлению продукции на стороне, обработку сырья и материалов, технологический контроль и другие аналогичные работы и услуги;
· потерь материальных запасов при хранении в пределах норм естественной убыли.
Сумма материальных затрат уменьшается на стоимость возвратных отходов по ценам возможного использования, утилизированных в процессе переработки материально- производственных запасов. В соответствии с нормами МСФО из материальных ресурсов, расходованных сверх установленных норм.
Расход материальных ресурсов признается в учете по мере их фактического использования.
Амортизация, группируется в качестве элемента расходов, - это сумма текущих расходов на амортизационные отчисления от стоимости основных средств, нематериальных активов, иных амортизируемых объектов.
Амортизационные расходы начисляются ежемесячно в соответствии с методами и нормами, установленными и утвержденными в учетной политике на данный отчетный год.
К прочим затратам относят расходы организации по обычным видам деятельности, в основном к ним относятся перечисления различным сторонним организациям:
· расходы по имущественному и личному страхованию, кроме отчислений на социальное страхование;
· расходы на услуги сторонних организаций непромышленного характера, например, оплата аудиторских и конституционных услуг;
· расходы на обучение и повышение квалификации;
· расходы на рекламу, проведение выставок, презентации, расходы на изучение рынка;
· расходы на командировки и перемещения персонала.
Фактические суммы прочих затрат признаются в бухгалтерском учете по мере выплаты или отражения соответствующего обязательства.
Вторичная группировка расходов по обычным видам деятельности осуществляется в интересах определения себестоимости проданных товаров, (готовой продукции), работ и услуг и формирования показателей прибыли.
2.Учет материальных затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)
2.1.Технико- экономическая характеристика организации
Закрытое Акционерное Общество «НовЭЗ» имеет основные цеха: механический, сборочный, а также один из вспомогательный цех – ремонтно-механический. В основных цехах вырабатываются виды продукции – условно назовем их Аи Б. Вспомогательный цех выполняет ремонт оборудования механического цеха и сборочного цеха.
Расчетно- кассовое обслуживание осуществляется в отделении Сибирского банка СБ РФ г. Новосибирска.
Генеральный директор несет материальную и административную ответственность за достоверность данных бухгалтерского и статистического учета.
Заключаются договора с юридическими лицами на изготовление продукции, запас сырья и материалов планируется в размере 90дня.
Производственный процесс, применяемый на ЗАО «НовЭЗ», имеет тип производства, что характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий, большим объемом выпуска, а также большой повторяемостью. При этом производственный процесс осуществляется на различном универсальном оборудовании с применением ручного труда. Деятельность предприятия нацелена на производственного потребителя
Как видно из данных за отчетный период имущество организации приросло на 3,95 тыс. руб, или 1,2% , в том числе за счет увеличения объема основного капитала- на 1,26 тыс.руб, или на 31,9%, и прироста оборотного капитала – на 2,69 тыс рублей, или на 68,1%. За отчетный период было вложено в оборотные средства более чем в два раза средств, чем в основной капитал. При этом материальные оборотные средства увеличились на 2,89 тыс. руб, а денежные средства и краткосрочные финансовые вложения наоборот уменьшились на 2,02 тыс руб.
Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственных источников средств, причем доля в общем объеме увеличилась в течение года на 0,1%. Доля собственных средств в обороте возросла на 0,3%, что также положительно характеризует деятельность организации.
Структура заемных средств в течение отчетного года претерпела ряд изменений. Так, доля кредиторской задолженности поставщикам и др. увеличилась на 6,5%, и если мы исследуем баланс по статьям, то рост задолженности наблюдается по всем позициям кредиторских расчетов.
В отчетном периоде доля собственного капитала увеличилась на 0,1%и составляет свыше 60% к балансу. Доля заемного капитала снизилась, в основном, за счет сокращения доли долгосрочных и краткосрочных кредитов.
В целом же капитал организации в отчетном году сформировался на 73,6% за счет собственных источников, 26,4% - за счет заемных.
Значение коэффициента финансовой независимости (U3) выше «критической точки», что свидетельствует о благоприятной финансовой ситуации, т.е. собственникам принадлежат 62,6% в стоимости имущества.
В изучаемый период времени коэффициент оборачиваемости или коэффициент трансформации уменьшился. Значит, в организации медленнее совершается цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
2.2 Регистры по учету затрат
Для учета на предприятии используется журнально- ордерная форма учета как наиболее распространенная в практике хозяйствования.
Выписка из приказа об учетной политике ЗАО «НовЭЗ» на 2002г.
1.Фактическая себестоимость поступивших материалов выявляется на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Текущий учет материалов на счете 10 «Материалы» ведется по среднепокупным ценам поставщиков. Для учета отклонений от учетных цен применяется счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Отклонение фактической себестоимости материальных ценностей от их стоимости по ценам списывается пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.
2. амортизация по основным средствам и нематериальным активам начисляется линейным способом. Учет амортизации ведется соответственно на счетах 02 «Амортизация основных средств» и 05 «амортизация нематериальных ценностей».
3.малооценные основные средства стоимостью до 2000 руб за единицу списываются на затраты без начисления амортизации.
4. Затраты на текущий ремонт основных средств списываются ежемесячно на себестоимость продукции.
5. Общепроизводственные расходы распределяются между видами готовой продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих, занятых непосредственно изготовлением продукции.
6.Общехозяйственные расходы организации ежемесячно списываюся на себестоимость проданной продукции как условно- постоянные расходы.
7. Незавершенное производство оценивается по нормативной (плановой) себестоимости.
8.готовая продукция приходуется по нормативной себестоимости. Отклонения от фактической себестоимости готовой продукции за отчетный месяц списываются на продажу продукции.
9. Продукция считается проданной по ее отгрузке и предъявлении счетов покупателям.
10. Налог на прибыль уплачивается ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц.
11. Бухгалтерская отчетность представляется по формам, приведенным в приложении Минфина России от 13 января 2000г. № 4н.
12 Организация с 1 января 2001г. ведет бухгалтерский учет хозяйственных операций в соответствии с новым планом счетов финансово- хозяйственной деятельности организации.
Рассмотрим учет затрат себестоимости продукции на предприятии по операциям совершенным в декабре месяце 2002г.
Журнал регистрации хозяйственных операций ЗАО «НовЭЗ» за декабрь 2002г.
№ |
Наименование первичного документа |
Сумма, руб |
Корреспондирующие счета |
Учетные регистры |
||
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Отпущено со склада и израсходовано в отчетном месяце материалов по учетным ценам : Основной цех - изделие А - изделие Б |
170360 156790 |
20 20 |
10 10 |
10 10 |
12 12 |
2 |
Сборочный цех - изделие А - изделие Б ремонтный цех - изделие А - изделие Б на хозяйственные нужды - основного цеха - сборочного цеха - ремонтного цеха заводоуправления итого |
180800 154100 16290 14840 12850 12930 12300 12300 743280 |
20 20 23 23 25 25 25 26 |
10 10 10 10 10 10 10 10 |
10 10 10 10 10 10 10 10 |
12 12 12 12 12 12 12 12 |
3 |
Списаны отклонения в стоимости материалов, относящихся к материалам отпущенным Основной цех - изделие А - изделие Б сборочный цех - изделие А - изделие Б ремонтный цех - изделие А - изделие Б на хозяйственные нужды - основного цеха - сборочного цеха - ремонтного цеха - заводоуправления Итого |
8518 7840 9040 7705 814 742 642 647 601 615 37164 |
20 20 20 20 23 23 25 25 25 26 |
16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 |
10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 |
12 12 12 12 12 12 12 12 12 15 |
4 |
Переданы со склада в эксплуатацию инвентарь и хозяйственные принадлежности - основной цех - сборочный цех - ремонтный цех Итого |
6300 5400 5600 17300 |
25 25 25 |
10/9 10/9 10/9 |
10/1 10/1 10/1 |
|
5 |
Начислена амортизация основных средств - основной цех - сборочный цех - ремонтный цех итого -зданий и хоз.инвентаря |
23350 19600 8100 51050 25600 |
25 25 25 25 |
02 02 02 02 |
10 10 10 10 |
12 12 12 12 |
6 |
Начислена заработная плата |
607600 |
20,23,25,26 |
70 |
10 |
12 |
7 |
Начислены пособия по временной нетрудоспособности |
14000 |
69/1 |
70 |
10/1 |
|
8 |
Начислен ЕСН |
227242 |
20,23,25,26 |
69 |
10 |
12 |
9 |
Отражена задолженность поставщику |
1500 300(НДС) |
26 19/4 |
76/5 76/5 |
8 8 |
15 7 |
10 |
Оприходованы отходы |
15000 |
10 |
20 |
10/1 |
|
11 |
Списаны командировочные расходы |
5000 600(НДС) |
26 19/4 |
71 71 |
7 7 |
15 7 |
12 |
Распределены общепроизводственные расходы |
73065 |
23 |
25 |
10 |
12 |
13 |
Списана себестоимость выполненных рем работ |
164283 |
25 |
23 |
10 |
12 |
14 |
Распределены общепроизводственные расходы |
209091 |
20 |
25 |
10 |
12 |
15 |
Начислен налог на пользователей автом. дорог |
12500 |
26 |
68/5 |
8 |
7,15 |
16 |
Выявлен окончательный произв брак |
3000 |
28 |
20 |
10 |
12 |
17 |
Оприходован брак |
230 |
10 |
28 |
10/1 |
|
18 |
Определены и списаны окончательные потнри от брака |
2370 |
20 |
28 |
10 |
12 |
19 |
Списаны общехозяйственные расходы |
134331 |
90/6 |
26 |
10/1 |
15 |
20 |
Списана фактическая производственная себестоимость |
1586775 |
40 |
20 |
10/1 |
|
21 |
Списана стоимость расходов на рекламу выпускаемой продукции |
10000 2000 |
44 19/4 |
76/5 76/5 |
8 8 |
15 7 |
На основании данных журнала хозяйственных операций заполнены регистры бухгалтерского учета , приложение №1 – Журнал ордер №10, приложение № 2 – Журнал приложение №3 – Журнал ордер №15.
2.3. Синтетический и аналитический учет материальных затрат в ЗАО «НовЭЗ».
Для учета затрат на производство Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета:
20 «Основного производство»,
23 «Вспомогательное производство»,
25 «Общепроизводственные расходы»,
26 «Общехозяйственные расходы»,
28 «Брак в производстве»,
96 «Резервы предстоящих расходов»,
97 «Расходы будущих периодов»,
Система производственных счетов позволяет сгруппировать затраты и вести их учет в следующей последовательности:
- отражаются элементы затрат за месяц на дебете производственных счетов (материалы, заработная плата, амортизация и т.д.);
- списываются расходы будущих периодов и резервируются предстоящие расходы данного месяца;
- общепроизводственные расходы списываются или распределяются работами вспомогательных производств;
- суммируются и распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы основных цехов;
- определяются потери от брака и включаются в себестоимоть продукции;
- определяется себестоимость незавершенного производства основного производства и выпущенной продукции.
Особо важное значение имеют правильная организация аналитического учета и его своевременность. Данные аналитического учета – база сведений или необходимая информация для анализа, контроля, планирования, управления и руководства хозяйственной деятельностью предприятия.
Данные аналитического учета используются при составлении внутренней отчетности, строящейся на информации о видах, количестве, единицах измерения в цехах-изготовителях, статьях затрат, выпускаемой продукции. Аналитический учет ведут в развитие всех синтетических счетов по учету затрат на производство.
По счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» аналитический учет организован по каждому заказу, виду работ, виду продукции в отдельности, по статьям калькуляции и местам выполнения работ. Для этого разработаны карточки (ведомости) аналитического учета производства.
Аналитический учет в развитие синтетического счета 20 «Основное производство» должен обеспечивает группировку информации по остаткам незавершенного производства на начало и конец месяца, по затратам за отчетный шенного проршенного
месяц , по суммам, списанным в виде затрат на окончательный брак, на себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. При цеховой структуре управления, аналитический учет затрат организован по каждому цеху по статьям расходов.
Аналитический учет общехозяйственных расходов (счет 26) и других расходов( счет 96 «Резервы предстоящих расходов», счет 97 «Расходы будущих периодов») ведут по статьям смет расходов, по местам возникновения затрат.
Регистрация хозяйственных операций, накапливания и группировка информации о них осуществляется в регистрах бухгалтерского учета.
Аналитический учет по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» ведут в карточке учета производства.
На основе первичных документов, фиксирующих операции по отнесению затрат на производство (требований, лимитно- заборных карт, нарядов), составляются разработочные таблицы распределения расхода материалов , транспортно- заготовительных расходов, возвратных отходов, начисленной заработной платы, отчислений на заработную плату, справки- расчеты бухгалтерии и распределении общехозяйственных и общепроизводственных расходов.
Аналитический учет по счету 25 «Общехозяйственные расходы» организуется в ведомости № 12 «Затраты цеха». Это регистр аналитического и синтетического учета. Он открывается ежемесячно по каждому цеху.
.