СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

1.     Роль анализа объема продаж в успешном  функционировании организации. 2

1.1.      Экономическая сущность оборота розничной торговли. 2

1.2.      Значение и задачи анализа оборота розничной торговли. 2

1.3.      Информационная база анализа оборота розничной торговли. 4

2.     Методика анализа объема продаж.. 2

2.1.      Анализ динамики оборота розничной торговли. 2

2.2.      Анализ структуры оборота розничной торговли. 5

2.3.      Анализ факторов, влияющих на изменение  оборота розничной торговли. 7

3.     Пути увеличения оборота розничной торговли. 16

3.1.      Методика оперативного анализа оборота розничной торговли. 2

3.2.      Рекомендации по увеличению оборота розничной торговли. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 5

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 6


ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночных отношений, переход к многообразию форм собственности, приватизация требуют развития теории и практики анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку производственной, торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы повышения эффективности использования экономического потенциала, помогать обоснованно разрабатывать и выполнять планы, бизнес-планы, стратегические и тактические управленческие решения.

Темпы роста объема реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данного показателя имеет большое значение, что и обуславливает актуальность данной темы.

Целью работы является анализ объема продаж торговой организации и выявление путей увеличения оборота розничной торговли. Таким образом, задачи курсовой работы: раскрыть экономическую сущность оборота розничной торговли, значение и задачи анализа оборота розничной торговли; рассмотрение методики анализа объема продаж на материалах торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год, динамики и структуры оборота розничной торговли, а также факторов, влияющих на его изменение. Еще одной важной задачей является определение путей увеличения оборота розничной торговли ООО «БИТ».


1.    Роль анализа объема продаж в успешном функционировании организации

1.1.  Экономическая сущность оборота розничной торговли

В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного объема продаж для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни людей значительно снизилась. В этих условиях розничный объем продаж должен изучаться как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Экономическая сущность розничного объема продаж заключается в том, что это основной показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность торгового предприятия. Оборот розничной торговли является основным показателем объема реализации продукции, работ и услуг. Объем реализации продукции определяется в действующих ценах и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Для определения оборота розничной торговли в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ следует установить, как развивается розничный объем продаж, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру оборота розничной торговли, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование разумных потребностей, эстетических вкусов и их благосостояния.

1.2.  Значение и задачи анализа оборота розничной торговли

Розничный объем продаж включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. Объем реализации продукции и объем производства являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке) и может выражаться в сопоставимых, плановых или текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.[3, c. 5]

Исходя из этого, основные задачи анализа розничного объема продаж могут быть сведены к следующим:

1)    проверка выполнения планов (прогнозов) объема продаж, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;

2)    определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли, а также установление обоснованности, напряженности и оптимальности планов;

3)    изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного объема продаж; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

4)    выявление путей, возможностей и резервов роста объема продаж, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного объема продаж торговой деятельности предприятия. [7, c. 6]

Значение анализа объема продаж в деятельности торговых предприятий:

–        помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия;

–        разработать меры по росту объема продаж;

–        разработать меры по улучшению ассортимента реализуемых товаров;

–        разработать меры по повышению качества обслуживания покупателей.

1.3.  Информационная база анализа оборота розничной торговли

В процессе анализа розничного объема продаж используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража.

Фактический объем розничной реализации товаров в продажных ценах справочно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, является форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная); форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная); форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (квартальная).

В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику розничного товарооборота. В данном отчете раздельно показываются розничный товарооборот торговой сети и предприятий общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.

В «Отчете о продаже и запасах товаров» содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров – в стоимостных показателях. Кроме того, в нем показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).

«Отчет по розничной торговле» составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе отчета приводится информация о продаже товаров населению и о товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода. Во втором разделе данного отчета содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования. В третьем разделе содержатся сведения о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода. В четвертом разделе отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.

В «Отчете о продаже и запасах товаров» и в «Отчете по розничной торговле» розничная реализация товаров показывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать при анализе.

В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальные и годовой «Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции», где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе плодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли составляют квартальные и годовой «Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров», в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров.

Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учета по счету «Реализация продукции (работ, услуг)», данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.

Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки и цены, и т.п. [7, c. 6-7].


2.    Методика анализа объема продаж

2.1.  Анализ динамики оборота розничной торговли

Розничный объем продаж торгового предприятия является составной частью товарооборота города и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим динамику объема продаж предприятия следует изучать во взаимосвязи с анализом развития розничного объема продаж города и покупательной способности населения. Одновременно исследуют закономерности развития розничного товарооборота на душу населения. Сравнение фактических объемов среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления на душу населения по продовольственным товарам и рациональным нормам – по непродовольственным позволяет оценить степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах. [7, c.10].

Оценка выполнения плана по реализации продукции за отчетный период, в данном случае за 2003 год, производится по методике, приведенной в таблице:

Таблица 2.1.

Анализ выполнения плана по реализации продукции торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год[1]

Изделие

Реализация продукции, тыс. руб.

план

факт.

+,–

% к плану

Пальто женские из ч/ш ткани

52275

62730

+10455

+20,0

Пальто женские из п/ш ткани

30135

17712

–12423

– 41,2

ИТОГО:

82410

80442

–1968

–2,39

Из таблицы видно, что за отчетный год план по реализации продукции недовыполнен на 2,39%, что свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции. [11, c. 52]

Анализ динамики объема продаж проводят не только в сравнении с данными прошлого года, но и с фактическими показателями за ряд лет (в действующей и сопоставимой оценке). При анализе динамики объема продаж необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста, который может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:

                                                                                           (2.1)

где Трост – среднегодовой темп роста изучаемого показателя за п лет; Хп – изучаемый показатель в отчетном периоде; Х0 – изучаемый показатель в базисном периоде; п – число периодов.

Если в изучаемом периоде произошли организационно-структурные изменения в сети торговой организации, то необходимо внести соответствующую корректировку в розничный объем продаж и анализ должен проводиться также по сопоставимому числу предприятий. Это позволяет определить прирост объема продаж за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли.

При анализе динамики объема продаж предприятия важно правильно определить базисный год. Он, в частности, может быть начальным для развития определенных тенденций, оказывающих значительное влияние на изучаемые показатели, или годом, в котором произошли организационно-структурные изменения в составе предприятия. Анализ динамики розничного объема продаж проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития объема продаж следует изучить его динамику по декадам, составив специальные аналитические таблицу.

Для определения равномерности развития розничного объема продаж целесообразно также составить графики выполнения плана по месяцам, исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговым предприятием ООО «БИТ» план объема продаж выполнен в девяти из двенадцати месяцев, как видно из графика 2.1. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75,0 %. (см. табл. 2.2 и график 2.1.)

Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ) и коэффициент вариации, или неравномерности (ν):

;        (2.2)                                            (2.3)

где  – процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц (квартал);  – процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год; п – число месяцев (кварталов) изучаемого периода. [10, c.19]

Таблица 2.2.

Ритмичность развития оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год в действующих ценах, млн. руб.

Месяцы и кварталы

Факт. за прошлый год

Отчетный год

Отклонение

В % к прошлому году

план

фактически

% выполнения плана

от

плана

от

прошлого года

Январь

24,8

31,8

32,2

101,3

+0,4

+7,4

129,8

Февраль

23,9

30,7

30,4

99,0

-0,3

+6,5

127,2

Март

25,6

32,7

32,9

100,6

+0,2

+7,3

128,5

I квартал

74,3

95,2

95,5

100,3

+0,3

+21,2

128,5

Апрель

26,1

33,3

33,7

101,2

+0,4

+7,6

129,1

Май

25,2

32,2

31,1

96,6

-1,1

+5,9

123,4

Июнь

26,2

33,1

32,2

97,3

-0,9

+6,0

122,9

II квартал

77,5

98,6

97,0

98,4

-1,6

+19,5

125,2

I полугодие

151,8

193,8

192,5

99,3

-1,3

+40,7

126,8

Июль

26,8

34,0

34,6

101,8

+0,6

+7,8

129,1

Август

28,0

39,8

40,6

102,0

+0,8

+12,6

145,0

Сентябрь

27,5

29,9

30,1

100,7

+0,2

+2,6

109,5

III квартал

82,3

103,7

105,3

101,5

+1,6

+23,0

127,9

9 месяцев

234,1

297,5

297,8

100,1

+0,3

+63,7

127,6

Октябрь

31,6

39,2

39,5

100,8

+0,3

+7,9

125,0

Ноябрь

34,2

42,5

43,0

101,2

+0,5

+8,8

125,7

Декабрь

37,4

45,8

48,1

105,0

+2,3

+10,7

128,6

IV квартал

103,2

127,5

130,6

102,4

+3,1

27,4

126,6

II полугодие

185,5

231,2

235,9

102,0

+4,7

+50,4

127,2

Год

337,3

425,0

428,4

100,8

+3,4

+91,1

127,0

Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя. Коэффициент равномерности рассчитывают по следующей формуле: Кравн = 100 – ν.        (2.4)

После изучения общего розничного объема продаж необходимо проанализировать его состав. По составу розничный объем продаж подразделяется на продажу товаров населению, мелкооптовый отпуск и другие виды розничной реализации. Продажа товаров населению включает их реализацию за наличный и безналичный расчет и в кредит.

Розничный объем продаж также детализируется по применяемым формам торговли (продажа товаров по методу самообслуживания, с использованием традиционных методов торговли и других прогрессивных форм обслуживания покупателей), по месту реализации товаров (продажа через магазины, платки, ларьки, киоски и т.д.). Анализ состава объема продаж проводится в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях. Относительным показателем, в частности, является доля (удельный вес) отдельных видов реализации в общем розничном объеме продаж.

Изучение продажи товаров населению в кредит, кроме того, проводят с использованием натуральных измерителей. Изменение в розничном объеме продаж доли продажи товаров населению и мелкооптового отпуска оказывает определенное влияние на издержки обращения и финансовые результаты. [7, c.20]

2.2.  Анализ структуры оборота розничной торговли

Розничные торговые предприятия должны обеспечивать население всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами. Поэтому следует изучить динамику розничной реализации по отдельным товарам и товарным группам, обеспечение бесперебойной торговли, соблюдение ассортиментного перечня в отделах и секциях магазинов, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента (состава) и структуры продукции организация должна учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, технических, финансовых и иных ресурсов, имеющихся в ее распоряжении. Система формирования ассортимента (состава) включает в себя: определение текущих и перспективных потребностей покупателей; оценка уровня конкурентоспособности реализуемой или планируемой к реализации продукции; изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции; оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента (состава) продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:   .                             (2.5)

В расчет данного коэффициента торгового предприятия ООО «БИТ» принимается фактический объем реализации продукции каждого вида в 2003 г., но не более базового периода. Рассчитаем его величину по данным табл. 2.1:

Кас= (52275+17712):82410 = 0,85

Судя по величине этого коэффициента, произошли существенные изменения в ассортиментной политике предприятия: значительно увеличилась реализация первого изделия и сократилась второго. Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности, который рассчитывается следующим образом:                            (2.6)

где  – изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме продаж за исследуемый период; п – число номенклатурных групп продукции.

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.[10, c. 8-9]

Изменение структуры реализованной продукции оказывает большое влияние на экономические показатели: сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль рентабельность и другие показатели. Анализ ассортимента и структуры розничного товарооборота обычно проводят по 35 продовольственным и 61 непродовольственным товарным группам. Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике может привести к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. Изучение ассортимента и структуры розничного объема продаж должно проводиться не только за год, но и по кварталам и месяцам, что позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года.[7, c. 20]

2.3.  Анализ факторов, влияющих на изменение оборота розничной торговли

Изменение оборота розничной торговли зависит от трех основных групп факторов: обеспеченность товарными ресурсами, правильность их распределения и использования; обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли.

1)    Главный фактор успешного развития товарооборота является обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего, проверяют как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный объем продаж зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса: Зн + П = Р + В + Зк                                        (2.7)

где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода; П – поступление товаров; Р – розничный товарооборот; В – прочее выбытие товаров; Зк – запасы товаров на конец отчетного периода.

Влияние показателей товарного баланса на объем розничного объема продаж определяется по следующей формуле: Р = Зн + П – В – Зк.          (2.8)

Следовательно, на изменение розничного объема продаж положительное влияние оказывают завышенные (сверхнормативные) товары запаса на начало изучаемого периода и рост поступления товаров, а отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода. [7, c.27-28]

Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. В товарный баланс должны включаться все запасы товаров (текущие, сезонные и досрочного завоза). За плановые товарные запасы на начало года берут их нормативы за четвертый квартал прошлого года; на конец года – нормативы четвертого квартала отчетного года. Если отсутствуют плановые или фактические данные о поступлении товаров, то их можно определить по следующей формуле: П = Р + В + Зк – Зн.                   (2.9)

Розничный объем продаж по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+7,8 тыс. руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+3,9 тыс. руб.). Возможности увеличения объема продаж уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (–1,8 тыс. руб.) и завышенными товарными запасами на конец года (–6,5 тыс. руб.) (см. табл. 2.3)

 

 

Таблица 2.3

Товарный баланс торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год

в действующих ценах, тыс. руб.

Показатели

Фактически за прошлый 2002 год

Отчетный год

Отклонение

Повлияли на

план

факт

от плана

от прошлого года

выполнение плана товарооборота

динамику товарооборота

Товарные запасы на начало года

34,2

38,5

46,3

+7,8

+12,1

+7,8

+12,1

Поступление товаров

358,4

443,2

447,1

+3,9

+88,7

+3,9

+88,7

Прочее выбытие товаров

9,0

4,0

5,8

+1,8

–3,2

–1,8

+3,2

Товарные запасы на конец года

46,3

52,7

59,2

+6,5

+12,9

–6,5

–12,9

Розничная реализация товаров

337,3

425,0

428,4

+3,4

+91,1

+3,4

+91,1

Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления

2,5

0,9

1,3

+0,4

–1,2

По сравнению с прошлым годом объем продаж увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+12,1 тыс. руб.), роста поступления товаров (+88,7 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (–3,2 тыс. руб.). Возможности роста объема продаж в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–12,9 тыс. руб.).[11, c. 68]

Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими подразделениями. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов), который определяют по формуле              (2.10)

показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов. При анализе могут определяться обратный показатель эффективности товарных ресурсов, т.е. объем товарных ресурсов на один рубль розничного товарооборота.[9, c. 24]

2)    Еще одним из факторов успешного развития розничного объема продаж являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда. Анализ влияния трудовых ресурсов на торговую деятельность обычно начинают с изучения обеспеченности ими розничного предприятия, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Также изучают качественный состав работников, т.е. обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы. Проверяют правильность распределения продавцов по категориям в соответствии со штатами и производственной необходимостью.

Для оценки трудовых ресурсов и эффективности их использования по ООО «БИТ» составляют таблицу:

Таблица 2.4

Информация о выполнении плана по труду ООО «БИТ» за 2003 год

Показатели

Фактически за прошлый 2002 год

Отчетный год

Отклонение

В % к прошлому году

план

факт

% выполнения плана

от плана

от прошлого года

Розничный объем продаж, млрд. руб.:

в действующих ценах

в сопоставимых ценах


337,3

337,3


425,0

х


428,4

340,0


100,8


+3,4


+91,1

+2,7


127,0

100,8

Среднесписочная численность торговых работников, чел.,

в т.ч.: торгово-оперативных работников


640

427


642

428


644

430


100,3

100,5


+2

+2


+4

+3


100,6

100,7

Удельный вес торгово-оперативных работников в общей численности торговых работников, %

66,7

66,7

66,8

100,1

+0,1

+0,1

100,1

Среднегодовая выработка на одного торгового работника, млн. руб.:

Исходя из объема продаж в действующих ценах

Исходя из объема продаж в сопоставимых ценах




527,0


527,0




662,0


х




665,2


528,0




100,5





+3,2





+138,2


+1,0




126,2


100,2

Среднегодовая выработка на одного торгово-оперативного работника, млн. руб.:

Исходя из объема продаж в действующих ценах

Исходя из объема продаж в сопоставимых ценах





789,9


789,9





993,0


х





996,3


790,7





100,3






+3,3






+206,4


+0,8





126,1


100,1

Прирост объема продаж в действующих ценах за счет повышения производительности труда торгово-оперативных работников, %

91,4

99,1

97,4

98,3

—1,7

+6,0

106,6

Розничное торговое предприятие ООО «БИТ» успешно выполнило план по укомплектованию численности торговых работников и производительности их труда в 2003 году. Что положительно сказалось на развитии объема продаж. План розничного объема продаж перевыполнен на 0,8 %, в т.ч. за счет роста численности торгово-оперативных работников на 0,5 % и благодаря повышению производительности их труда – на 0,3 % ((+0,8)–(+0,5)). 37,5 % прироста объема продаж обеспечено за счет повышения производительности труда (0,3:0,8*100). 96,7 % прироста розничного объема продаж в динамике получено благодаря повышению производительности труда торгово-оперативных работников (26,1:27,0*100) и только 3,3 % – за счет роста численности.

В розничной торговле производительность труда в стоимостном выражении характеризуется выработкой (суммой оборота розничной торговли) на одного торгового работника и выработкой на одного торгово-оперативного работника. Применив прием абсолютных разниц, можно количественно измерить влияние изменения среднесписочной численности торгово-оперативных работников и их выработки на выполнение плана товарооборота. Для этого отклонение от плана по численности торгово-оперативных работников умножают на плановую их выработку, а отклонение от плана – на фактическую среднесписочную численность торгово-оперативных работников.

Выработка работников торговли в стоимостном выражении во многом зависит от изменения розничных цен на товары. При повышении розничных цен растет объем продаж, а следовательно, и производительность труда торговых работников в стоимостном выражении. Для измерения влияния ценового фактора на выработку торговых работников необходимо ее рассчитать к объему продаж в действующих и сопоставимых ценах и сравнить полученные результаты. В связи с повышением розничных цен на товары среднегодовая выработка на одного торгово-оперативного работника возросла на 205,6 млн. руб. (996,3–790,7) или на 26,0 % к фактической производительности их труда за прошлый год (205,6/789,9*100). За счет этого фактора прирост розничного товарооборота торгового предприятия ООО «БИТ» в динамике составил 88,4 млрд. руб. (+205,6*430/1000) (табл. 2.5).

При больших отклонениях от плана или в динамике по анализируемым показателям целесообразно применять интегральный метод, который обеспечивает большую репрезентативность расчетов. Если на результативный показатель оказали влияние два влияние два фактора – количественный (Х) и качественный (Y), – то их влияние можно измерить методом интегрирования по следующим формулам:

где  – изменение результативного показателя за счет изменения фактора Х; * – изменение результативного показателя за счет изменения фактора Y; * и  – отклонение фактических данных отчетного периода от базисных по изучаемым факторам; X0 и Y0 – базисные значения факторов X и Y.

Изучим влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах торгового предприятия, используя интегральный метод (табл. 2.5):

Таблица 2.5

Алгоритм расчета влияния изменения численности торгово-оперативных работников и их выработки на динамику оборота розничной торговли по ООО «БИТ» за 2003 год, млрд. руб.

Факторы

Влияние на динамику товарооборота

расчет

сумма

Изменение численности торгово-оперативных работников

[789,9*(+3)+(206,4*(+3)):2]:1000

+2,7

Изменение производительности труда торгово-оперативных работников

[+206,4*427+(+206,4*(+3)):2]:1000

+88,4

Всего

Х

+91,1

Среднегодовую выработку на одного торгового работника можно представить как произведение среднечасовой их выработки на среднюю продолжительность рабочего дня и на среднее число дней, отработанных одним работником за год. Отсюда на выполнение плана и динамику розничного объема продаж можно изучить влияние четырех трудовых факторов: среднесписочной численности торговых работников; среднего количества дней, отработанных одним торговым работником за год; средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки на одного торгового работника.

Используя данные план, бухгалтерского и статистического учета и отчетности по труду, проводят анализ эффективности использования календарного времени. В частности, выявляют потери рабочего времени по болезни и другим причинам. Для измерения влияния роста целодневных потерь рабочего времени на выполнение плана розничного объема продаж необходимо сверхплановое их количество умножить на плановую среднедневную выработку на одного торгового работника.

Далее проводят анализ режима труда и рациональности использования рабочего времени. Повышение эффективности труда можно добиться путем разделения труда, совмещения профессий, должностей, функций, расширения хон обслуживания; сокращения текучести кадров; привлечения на роботу лиц на неполный рабочий день; внедрения достижения НТП, научной организации труда, самообслуживания; совершенствования оплаты труда и т.д.

Производительность труда торговых работников определяется техническими, технологическими, организационными, экономическими и социальными факторами. Комплексное и глубокое их изучение позволяет полнее выявить и реализовать резервы повышения эффективности труда. Так как в розничной торговле выработка на одного работника обычно исчисляется в стоимостном выражении, то на ее размер оказывает влияние изменение розничных цен на товары. При повышении розничных цен выработка растет, хотя в действительности эффективность труда работников не изменяется. Для измерения влияния ценового фактора на производительность труда торговых работников необходимо определить их выработку к товарообороту в действующих и сопоставимых ценах и сравнить полученные результаты.

3)    На выполнение плана и динамику объема продаж большое влияние оказывают состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли. Под материально-технической базой прежде всего имеются в виду основные средства. В торговле по принадлежности они подразделяются на собственные и арендованные. В процессе анализа основные средства должны изучаться комплексно, независимо от их принадлежности.

Анализ материально-технической базы торговли обычно начинают с изучения и оценки состава и структуры производственных основных средств. В торговле происходит перевооружение предприятий современными машинами и оборудованием, и поэтому их доля в общем объеме основных средств должна расти. Для оценки состояния основных средств и их влияния на торгово-производственные процессы определяют следующие показатели:

–       долю активной части производственных основных средств в общей их стоимости, которая характеризует технический уровень торгового предприятия;

–       коэффициент физического износа основных средств, рассчитываемый отношением суммы износа к первоначальной (восстановительной) их стоимости;

–       коэффициент обновления, определяемый отношением суммы вновь поступивших основных средств за год к их остатку на конец года;

–       коэффициент выбытия, определяемый отношением выбывших основных средств за год к их остатку на начало года;

–       коэффициент прироста основных средств, исчисляемый отношением суммы их прироста за год к остатку основных средств на начало года;

–       показатель фондовооруженности труда, рассчитываемый отношением среднегодовой стоимости производственных основных средств к среднесписочной численности работников;

–       показатель технической вооруженности труда – отношение среднегодовой стоимости активных производственных основных средств к среднесписочной численности работающих.

Анализ показателей оценки состояния основных средств обычно проводят в динамике, так как на практике отсутствует планово-нормативная информация. Коэффициенты обновления, выбытия и прироста основных средств необходимо изучать взаимосвязано, что позволяет глубоко проанализировать и оценить воспроизводство материально-технической базы торговли. [3, c. 37]

Необходимо также определить обеспеченность торговых предприятий отдельными видами машин, оборудования, помещения. Обобщающими показателями оценки обеспеченности предприятий торговли производственными основными фондами являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда. Рост данных показателей ведет к повышению производительности труда.

Показателями эффективности использования материально-технической базы на розничных торговых предприятиях являются фондоотдача (объем товарооборота на один рубль всех производственных основных средств), фондоемкость (размер основных средств на один рубль товарооборота). Анализ данных показателей в торговле чаще всего проводят в динамике, так как ложно определить плановую среднегодовую стоимость производственных основных средств. В процессе анализа основное внимание уделяют выявлению и мобилизации резервов роста фондоотдачи при повышении качества обслуживания покупателей. ООО «БИТ» имеет следующие данные по использованию производственных основных средств (табл. 2.6).                                                Таблица 2.6

Информация об обеспеченности и эффективности использования производственных основных средств ООО «БИТ» за 2003 год

Показатели

Фактически за прошлый 2002 год

Отчетный год

Отклонение

В % к прошлому году

план

факт

% выполнения плана

от плана

от прошлого года

Розничный объем продаж, млрд. руб.:

в действующих ценах

в сопоставимых ценах


337,3

337,3


425,0

х


428,4

340,0


100,8


+3,4


+91,1

+2,7


127,0

100,8

Среднегодовая стоимость производственных основных средств в действующей оценке, млрд. руб.

45,0

56,0

56,3

100,5

+0,3

+11,3

125,1

В том числе активной их части

12,9

15,5

16,9

109,0

+1,4

+4,0

131,0

Фондоотдача всех производственных основных средств, руб.:

Исходя из объема продаж в действующих ценах

Исходя из объема продаж в сопоставимых ценах




7,50


7,50




7,59


х




7,61


6,04




100,3





+0,02





+0,11


-1,46




101,5


80,5

Фондоотдача активных производственных основных средств, руб.:

Исходя из объема продаж в действующих ценах

Исходя из объема продаж в сопоставимых ценах




26,15


26,15




27,42


х




25,35


20,12




96,1





-2,07





-0,80


-6,03




96,9


76,9

Фондоемкость всех производственных основных средств, руб.

0,133

0,132

0,131

99,2

-0,001

-0,002

98,5

Среднесписочная численность торговых работников, чел.

640

642

644

100,3

+2

+4

100,6

Фондовооруженность труда торговых работников (строка 2 : строку 7 * 1000), млн. руб.

70,3

87,2

87,4

100,2

+0,2

+17,1

124,3

Техническая вооруженность труда торговых работников, (строка 3 : строку 7 * 1000), млн. руб.

20,2

24,1

26,2

108,7

+2,1

+6,0

129,7

План розничного объема продаж торговым предприятием ООО «БИТ» перевыполнен на 0,8 %, в т.ч. за счет увеличения среднегодовой стоимости производственных основных средств – на 0,5 % и благодаря повышению фондоотдачи – на 0,3 %. В динамике объем продаж возрос на 25,1 % в связи с увеличением среднегодовой стоимости производственных основных средств и на 1,9 % (27,0–25,1) – за счет повышения фондоотдачи. В отчетном 2003 году фондоотдача всех производственных фондов составила 7,61 руб., что на 0,02 руб. больше плана и на 0,11 руб. выше прошлого года.

На фондоотдачу большое влияние оказывает переоценка (дооценка или уценка) основных средств. При дооценке основных средств фондоотдача снижается; при уценке – растет. Для измерения влияния этого фактора на фондоотдачу необходимо определить ее уровень с учетом переоценки основных средств и сравнить с фактической фондоотдачей отчетного года.[1, c. 21]. Фондоемкость всех производственных основных средств в отчетном 2003 году составила 0,131 руб. и снизилась по сравнению в планом и прошлым годом соответственно на 0,001 руб. и 0,002 руб. Как положительное следует отметить увеличение фондовооруженности и технической вооруженности труда.

Для изучения и оценки влияния материально-технической базы торговли на развитие оборота розничной торговли ООО «БИТ» составим таблицу 2.7:

Таблица 2.7

Алгоритм расчета влияния материально-технической базы торговли на развитие оборота розничной торговли в действующих ценах ООО «БИТ» за 2003 год, млрд. руб.

Факторы

Влияние на выполнение плана оборота розничной торговли

Влияние на динамику оборота розничной торговли

расчет

сумма

расчет

сумма

Изменение среднегодовой стоимости производственных основных средств

7,59 * (+0,3)

+2,3

7,50 * (+11,3)

+84,8

Изменение фондоотдачи производственных основных средств

+0,02 * 56,3

+1,1

+0,11 * 56,3

+6,3

В т.ч. изменение фондоотдачи за счет повышения розничных цен на товары

(7,61 – 6,04) * 56,3

+88,4

ВСЕГО

Х

+3,4

Х

+91,1

Рост среднегодовой стоимости всех производственных основных средств обеспечил увеличение оборота розничной торговли по сравнению с планом и прошлым годом соответственно на 2,3 млрд. руб. и на 84,8 млрд. руб. Повышение фондоотдачи способствовало росту оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «БИТ» соответственно на 1,1 млрд. руб. и на 6,3 млрд. руб. Следует отметить, что повышение фондоотдачи вызвано ростом розничных цен на товары.


3.    Пути увеличения оборота розничной торговли

3.1.  Методика оперативного анализа оборота розничной торговли

Оперативный анализ выполнения плана и динамики объема продаж торговой организации проводят по отдельным магазинам и в целом, а в магазинах – по отдельным структурным подразделениям (филиалам, отделам, секциям). Анализ обычно проводится ежедневно и направлен на обеспечение ритмичной торговой деятельности, успешного развития розничного товарооборота, высокого качества обслуживания покупателей.

При проведении оперативного анализа составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых выявляют на любую дату месяца отклонения от плана по розничной реализации товаров за день и нарастающим итогом с начала месяца. При расчете среднедневного плана объема продаж необходимо учитывать колебания в розничной реализации товаров по отдельным дням и неделям. Так, значительно возрастает розничный объем продаж в дни после получения заработной платы, пенсии, стипендий, а также перед выходными днями.[7, c.94]

Фактические данные об объеме продаж берут из кассовых и товарных отчетов. Данные оперативного анализа широко используются менеджерами, руководителями и другими работниками торгового предприятия для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения плана, высоких темпов развития розничного объема продаж. Результаты оперативного анализа выполнения плана объема продаж характеризуются данными таблицы 3.1.

За первые две пятидневки торговое предприятие имело отставание в выполнении плана розничного объема продаж на 987 млн. руб. В последующих пятидневках его коллектив изыскал и использовал возможности роста объема продаж, перекрыл отставание в выполнении плана и сверх плана реализовано товаров за месяц 2160 млн. руб. [11, c. 76]

Оперативный анализ розничного объема продаж на практике обычно ведут без достаточной увязки с повседневным изучением поступления товаров, состояния товарных запасов.

Таблица 3.1.

Оперативная информация о выполнении плана розничного объема продаж торгового предприятия ООО «БИТ» за март 2003 года[2]

Дни месяца

Розничный объем продаж, млн. руб.

План нарастающим итогом с начала месяца

фактически

Отклонение от плана

За день

Нарастающим итогом с начала месяца

За день

Нарастающим итогом с начала месяца

2

1800

1412

1412

–388

–388

3

3600

1603

3015

–197

–585

4

5400

1704

4719

–96

–681

5

7200

1807

6526

+7

–674

ИТОГО за 1-е 5 дней

7200

6526

–674

6

9000

1710

8236

–90

–764

7

10800

1642

9878

–158

–922

8

12600

1804

11682

+4

–918

9

14400

1822

13504

+22

–896

10

16200

1709

15213

–91

–987

ИТОГО за 2-е 5 дней

9000

8687

–313

11

18000

1897

17110

+97

–890

12

198000

1904

19014

+104

–786

13

21600

1879

20893

+79

–707

14

23400

1911

22804

+111

–596

15

25200

1997

24801

+197

–399

ИТОГО за 3-и 5 дней

9000

9588

+588

ВСЕГО за месяц

54000

56160

+2160

Причем оперативный анализ этих показателей обычно проводят различные специальные отделы торговой организации. Не принято при оперативном анализе товарооборота проводить сравнение с данными соответствующего прошлого периода. Редко проводят оперативный анализ реализации и движения товаров в ассортиментном разрезе.[10, c. 5]

3.2.  Рекомендации по увеличению оборота розничной торговли

После проведенного анализа розничного объема продаж торгового предприятия ООО «БИТ» определим резервы увеличения оборота розничной торговли, основными источниками которых являются:

1)    Улучшение использования трудовых ресурсов путем создания дополнительных рабочих мест, сокращения потерь рабочего времени и повышения уровня производительности труда.

Большое влияние на производительность труда торговых работников оказывает изменение структуры розничного объема продаж. Если в объеме продаж увеличивается доля товаров, требующих меньших трудовых затрат на их реализацию, то за счет этого фактора выработка торговых работников растет.

Большое влияние на повышение производительности труда работников оказывает внедрение в практику достижений научно-технического прогресса. Так, при переходе на работу на суммирующих кассовых аппаратах кассиры освобождаются от подсчетов стоимости покупок, предупреждаются ошибки и примерно на 25 % повышается производительность труда. Кроме того, улучшается работа узлов расчета и экономится время покупателей.

Значительно повлиять на рост производительности труда работников торгового предприятия ООО «БИТ» можно улучшив условия работы. Производительность труда можно повысить при установке усовершенствованной вентиляции, правильном освещении помещений и даже за счет окраски стен и других окружающих предметов на рабочих местах в специально подобранные тона.

2)    Улучшить использование основных фондов торговой организации ООО «БИТ» можно путем приобретения дополнительных машин и оборудования; более полного использования их фонда рабочего времени и повышения интенсивности использования машин и оборудования.

Большое значение для развития розничного товарооборота торгового предприятия ООО «БИТ» и улучшения обслуживания покупателей имеет правильное размещение торговой сети. Исследования показывают, что радиус обслуживания покупателей по товарам повседневного спроса не должен превышать 400-500 м2.

Улучшению обслуживания покупателей и повышению эффективности использования основных фондов ООО «БИТ» может способствовать развитие прогрессивных форм торговли: самообслуживания, продажи товаров по заказам, с открытой выкладкой, доставка товаров на дом и т.д. Практика показывает, что в торговых залах магазинов самообслуживания можно разместить и реализовать больше разновидностей товаров, чем в магазинах с традиционными формами торговли. При продаже товаров по методу самообслуживания возрастает пропускная способность магазинов, сокращаются затраты времени покупателей на приобретение товаров. [7, c.73, 75]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе раскрыты методика анализа важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли, а именно анализ динамики и структуры оборота розничной торговли, также анализ факторов, влияющих на изменение оборота розничной торговли на примере торгового предприятия ООО «БИТ». Также в работе представлена методика оперативного анализа оборота розничной торговли и приведены рекомендации по его увеличению.

По итогам анализа торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год план по реализации продукции недовыполнен на 2,39%, что свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции, а план объема продаж выполнен в девяти из двенадцати месяцев. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75 %. Судя по величине коэффициента ассортимента, произошли существенные изменения в ассортиментной политике торгового предприятия ООО «БИТ»: значительно увеличилась реализация первого изделия и сократилась второго.

Розничный объем продаж ООО «БИТ» по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+7,8 тыс. руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+3,9 тыс. руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (–1,8 тыс. руб.) и завышенными товарными запасами на конец года (–6,5 тыс. руб.). По сравнению с прошлым годом объем продаж увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+12,1 тыс. руб.), роста поступления товаров (+88,7 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (–3,2 тыс. руб.). Возможности роста объема продаж в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–12,9 тыс. руб.)

Для выявления резервов увеличения объемов реализации продукции необходим анализ: использования товарных ресурсов и правильность их распределения; трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли, что позволит принимать своевременные и правильные управленческие решения по оптимизации розничного товарооборота предприятий.

ОТЧЕТ

                              О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

                                                                     ┌─────────┐

                             за  2003 г.                │  КОДЫ   │

                                                                     ├─────────┤

                                                   Форма N 2 по ОКУД │ 0710002 │

                                                                     ├──┬───┬──┤

                                            Дата (год, месяц, число) │  │   │  │

                                                                     ├──┴───┴──┤

Организация               ООО «БИТ»_________________________ по ОКПО │         │

                                                                     ├─────────┤

Идентификационный номер налогоплательщика                        ИНН │         │

                                                                     ├─────────┤

Вид деятельности        торговля___________________________ по ОКВЭД │         │

                                                                     ├────┬────┤

Организационно-правовая форма/форма собственности ___________________│    │    │

______________________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС │    │    │

                                                                     ├────┴────┤

Единица измерения: тыс. руб./млн. руб.                       по ОКЕИ │ 384/385 │

(ненужное зачеркнуть)                                                └─────────┘


Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код

1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за  минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)


010


350


Себестоимость проданных товаров, (ПРУ)    

020

(   240   )

(       )

Валовая прибыль                    

029

110


Коммерческие расходы               

030

(    35   )

(       )

Управленческие расходы             

040

(    6    )

(       )

Прибыль (убыток) от продаж         

050

69


Прочие доходы и расходы      Проценты к получению               


060


7,5


Проценты к уплате                  

070

(  3,6 )

(       )

Доходы от участия в других организациях                       

080



Прочие операционные доходы         

090

13


Прочие операционные расходы        

100

(   2,5   )

(       )

Внереализационные доходы           

120

5,2


Внереализационные расходы          

130

(  1,8 )

(       )

Прибыль (убыток) до налогообложения       

140

86,8


Отложенные налоговые активы        

141



Отложенные налоговые обязательства 

142



Текущий налог на прибыль            

150

(  9,4    )

(       )





Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 

190

77,4


СПРАВОЧНО.                          Постоянные налоговые обязательства (активы)                           




Базовая прибыль (убыток) на акцию  




Разводненная прибыль (убыток) на акцию                              





РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код

прибыль

убыток

прибыль

убыток

1

2

3

4

5

6

Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда об их взыскании          






Прибыль (убыток) прошлых лет           






Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств  






Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте            






Отчисления в оценочные резервы               


Х


Х


Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности      













Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________

             (подпись) (расшифровка                   (подпись) (расшифровка

                         подписи)                                 подписи)


             "31" декабря 2003 г.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.     Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебник. – М.: Дело и сервис, 1998. – 479 с.

2.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 574 с.

3.     Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 531 с.

4.     Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – Минск: БГЭУ, 2001. – 326 с.

5.     Ефимова О.В. Финансовый анализ: Учебник. – М.: Бухгалтерский учет, 1999. – 238 с.

6.     Ковалев А.И., Привалов В.П. анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 214 с.

7.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2000. – 447 с.

8.     Ковалев В.В. Сборник задач по финансовому анализу. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 192 с.

9.     Кравченко Л.И. Анализ  хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышэйшая школа, 2000. – 430 с.

10.                       Любушина Н.П., Лещева В.Б. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 317 с.

11.                       Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы: Учеб. пособие. – М.: Ось-89, 1998. – 258 с.

12.                       Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – Минск: ИП «Новое знание», 2002. – 309 с.

13.                       Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 302 с.

14.                       Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 293 с.

15.                       Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 489 с.



[1]Информация из формы № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров».

[2] Информация из формы № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров».