ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночных отношений, переход к многообразию форм собственности, приватизация требуют развития теории и практики анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку производственной, торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы повышения эффективности использования экономического потенциала, помогать обоснованно разрабатывать и выполнять планы, бизнес-планы, стратегические и тактические управленческие решения.

Темпы роста объема реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данного показателя имеет большое значение, что и обуславливает актуальность данной темы.

Целью работы является анализ объема продаж торговой организации и выявление путей увеличения оборота розничной торговли. Таким образом, задачи курсовой работы: раскрыть экономическую сущность оборота розничной торговли, значение и задачи анализа оборота розничной торговли; рассмотрение методики анализа объема продаж на материалах торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год, динамики и структуры оборота розничной торговли, а также факторов, влияющих на его изменение. Еще одной важной задачей является определение путей увеличения оборота розничной торговли ООО «БИТ».

Экономическая сущность розничного объема продаж заключается в том, что это основной показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность торгового предприятия. Оборот розничной торговли является основным показателем объема реализации продукции, работ и услуг. Объем реализации продукции определяется в действующих ценах и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговым предприятием ООО «БИТ» план объема продаж выполнен в девяти из двенадцати месяцев, как видно из графика 2.1. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75,0 %. (см. табл. 2.2 и график 2.1.)

Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ) и коэффициент вариации, или неравномерности (ν):

;        (2.2)                                            (2.3)

где  – процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц (квартал);  – процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год; п – число месяцев (кварталов) изучаемого периода. [10, c.19]

Таблица 2.2.

Ритмичность развития оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год в действующих ценах, млн. руб.

Месяцы и кварталы

Факт. за прошлый год

Отчетный год

Отклонение

В % к прошлому году

план

фактически

% выполнения плана

от

плана

от

прошлого года

Январь

24,8

31,8

32,2

101,3

+0,4

+7,4

129,8

Февраль

23,9

30,7

30,4

99,0

-0,3

+6,5

127,2

Март

25,6

32,7

32,9

100,6

+0,2

+7,3

128,5

I квартал

74,3

95,2

95,5

100,3

+0,3

+21,2

128,5

Апрель

26,1

33,3

33,7

101,2

+0,4

+7,6

129,1

Май

25,2

32,2

31,1

96,6

-1,1

+5,9

123,4

Июнь

26,2

33,1

32,2

97,3

-0,9

+6,0

122,9

II квартал

77,5

98,6

97,0

98,4

-1,6

+19,5

125,2

I полугодие

151,8

193,8

192,5

99,3

-1,3

+40,7

126,8

Июль

26,8

34,0

34,6

101,8

+0,6

+7,8

129,1

Август

28,0

39,8

40,6

102,0

+0,8

+12,6

145,0

Сентябрь

27,5

29,9

30,1

100,7

+0,2

+2,6

109,5

III квартал

82,3

103,7

105,3

101,5

+1,6

+23,0

127,9

9 месяцев

234,1

297,5

297,8

100,1

+0,3

+63,7

127,6

Октябрь

31,6

39,2

39,5

100,8

+0,3

+7,9

125,0

Ноябрь

34,2

42,5

43,0

101,2

+0,5

+8,8

125,7

Декабрь

37,4

45,8

48,1

105,0

+2,3

+10,7

128,6

IV квартал

103,2

127,5

130,6

102,4

+3,1

27,4

126,6

II полугодие

185,5

231,2

235,9

102,0

+4,7

+50,4

127,2

Год

337,3

425,0

428,4

100,8

+3,4

+91,1

127,0

Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя. Коэффициент равномерности рассчитывают по следующей формуле: Кравн = 100 – ν.        (2.4)

После изучения общего розничного объема продаж необходимо проанализировать его состав. По составу розничный объем продаж подразделяется на продажу товаров населению, мелкооптовый отпуск и другие виды розничной реализации. Продажа товаров населению включает их реализацию за наличный и безналичный расчет и в кредит.

Розничный объем продаж также детализируется по применяемым формам торговли (продажа товаров по методу самообслуживания, с использованием традиционных методов торговли и других прогрессивных форм обслуживания покупателей), по месту реализации товаров (продажа через магазины, платки, ларьки, киоски и т.д.). Анализ состава объема продаж проводится в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях. Относительным показателем, в частности, является доля (удельный вес) отдельных видов реализации в общем розничном объеме продаж.

Для измерения влияния ценового фактора на выработку торговых работников необходимо ее рассчитать к объему продаж в действующих и сопоставимых ценах и сравнить полученные результаты. В связи с повышением розничных цен на товары среднегодовая выработка на одного торгово-оперативного работника возросла на 205,6 млн. руб. (996,3–790,7) или на 26,0 % к фактической производительности их труда за прошлый год (205,6/789,9*100). За счет этого фактора прирост розничного товарооборота торгового предприятия ООО «БИТ» в динамике составил 88,4 млрд. руб. (+205,6*430/1000) (табл. 2.5).

При больших отклонениях от плана или в динамике по анализируемым показателям целесообразно применять интегральный метод, который обеспечивает большую репрезентативность расчетов. Если на результативный показатель оказали влияние два влияние два фактора – количественный (Х) и качественный (Y), – то их влияние можно измерить методом интегрирования по следующим формулам:

где  – изменение результативного показателя за счет изменения фактора Х; * – изменение результативного показателя за счет изменения фактора Y; * и  – отклонение фактических данных отчетного периода от базисных по изучаемым факторам; X0 и Y0 – базисные значения факторов X и Y.

Изучим влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах торгового предприятия, используя интегральный метод (табл. 2.5):

Таблица 2.5

Алгоритм расчета влияния изменения численности торгово-оперативных работников и их выработки на динамику оборота розничной торговли по ООО «БИТ» за 2003 год, млрд. руб.

Факторы

Влияние на динамику товарооборота

расчет

сумма

Изменение численности торгово-оперативных работников

[789,9*(+3)+(206,4*(+3)):2]:1000

+2,7

Изменение производительности труда торгово-оперативных работников

[+206,4*427+(+206,4*(+3)):2]:1000

+88,4

Всего

Х

+91,1

Среднегодовую выработку на одного торгового работника можно представить как произведение среднечасовой их выработки на среднюю продолжительность рабочего дня и на среднее число дней, отработанных одним работником за год. Отсюда на выполнение плана и динамику розничного объема продаж можно изучить влияние четырех трудовых факторов: среднесписочной численности торговых работников; среднего количества дней, отработанных одним торговым работником за год; средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки на одного торгового работника.

Для изучения и оценки влияния материально-технической базы торговли на развитие оборота розничной торговли ООО «БИТ» составим таблицу 2.7:

Таблица 2.7

Алгоритм расчета влияния материально-технической базы торговли на развитие оборота розничной торговли в действующих ценах ООО «БИТ» за 2003 год, млрд. руб.

Факторы

Влияние на выполнение плана оборота розничной торговли

Влияние на динамику оборота розничной торговли

расчет

сумма

расчет

сумма

Изменение среднегодовой стоимости производственных основных средств

7,59 * (+0,3)

+2,3

7,50 * (+11,3)

+84,8

Изменение фондоотдачи производственных основных средств

+0,02 * 56,3

+1,1

+0,11 * 56,3

+6,3

В т.ч. изменение фондоотдачи за счет повышения розничных цен на товары

(7,61 – 6,04) * 56,3

+88,4

ВСЕГО

Х

+3,4

Х

+91,1

Рост среднегодовой стоимости всех производственных основных средств обеспечил увеличение оборота розничной торговли по сравнению с планом и прошлым годом соответственно на 2,3 млрд. руб. и на 84,8 млрд. руб. Повышение фондоотдачи способствовало росту оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «БИТ» соответственно на 1,1 млрд. руб. и на 6,3 млрд. руб. Следует отметить, что повышение фондоотдачи вызвано ростом розничных цен на товары.