ВВЕДЕНИЕ
Формирование рыночных отношений, переход к многообразию форм собственности, приватизация требуют развития теории и практики анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку производственной, торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы повышения эффективности использования экономического потенциала, помогать обоснованно разрабатывать и выполнять планы, бизнес-планы, стратегические и тактические управленческие решения.
Темпы роста объема реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данного показателя имеет большое значение, что и обуславливает актуальность данной темы.
Целью работы является анализ объема продаж торговой организации и выявление путей увеличения оборота розничной торговли. Таким образом, задачи курсовой работы: раскрыть экономическую сущность оборота розничной торговли, значение и задачи анализа оборота розничной торговли; рассмотрение методики анализа объема продаж на материалах торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год, динамики и структуры оборота розничной торговли, а также факторов, влияющих на его изменение. Еще одной важной задачей является определение путей увеличения оборота розничной торговли ООО «БИТ».
Экономическая сущность розничного объема продаж заключается в том, что это основной показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность торгового предприятия. Оборот розничной торговли является основным показателем объема реализации продукции, работ и услуг. Объем реализации продукции определяется в действующих ценах и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговым предприятием ООО «БИТ» план объема продаж выполнен в девяти из двенадцати месяцев, как видно из графика 2.1. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75,0 %. (см. табл. 2.2 и график 2.1.)
Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ) и коэффициент вариации, или неравномерности (ν):
; (2.2) (2.3)
где – процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц (квартал); – процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год; п – число месяцев (кварталов) изучаемого периода. [10, c.19]
Таблица 2.2.
Ритмичность развития оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год в действующих ценах, млн. руб.
Месяцы и кварталы |
Факт. за прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение |
В % к прошлому году |
|||
план |
фактически |
% выполнения плана |
от плана |
от прошлого года |
|||
Январь |
24,8 |
31,8 |
32,2 |
101,3 |
+0,4 |
+7,4 |
129,8 |
Февраль |
23,9 |
30,7 |
30,4 |
99,0 |
-0,3 |
+6,5 |
127,2 |
Март |
25,6 |
32,7 |
32,9 |
100,6 |
+0,2 |
+7,3 |
128,5 |
I квартал |
74,3 |
95,2 |
95,5 |
100,3 |
+0,3 |
+21,2 |
128,5 |
Апрель |
26,1 |
33,3 |
33,7 |
101,2 |
+0,4 |
+7,6 |
129,1 |
Май |
25,2 |
32,2 |
31,1 |
96,6 |
-1,1 |
+5,9 |
123,4 |
Июнь |
26,2 |
33,1 |
32,2 |
97,3 |
-0,9 |
+6,0 |
122,9 |
II квартал |
77,5 |
98,6 |
97,0 |
98,4 |
-1,6 |
+19,5 |
125,2 |
I полугодие |
151,8 |
193,8 |
192,5 |
99,3 |
-1,3 |
+40,7 |
126,8 |
Июль |
26,8 |
34,0 |
34,6 |
101,8 |
+0,6 |
+7,8 |
129,1 |
Август |
28,0 |
39,8 |
40,6 |
102,0 |
+0,8 |
+12,6 |
145,0 |
Сентябрь |
27,5 |
29,9 |
30,1 |
100,7 |
+0,2 |
+2,6 |
109,5 |
III квартал |
82,3 |
103,7 |
105,3 |
101,5 |
+1,6 |
+23,0 |
127,9 |
9 месяцев |
234,1 |
297,5 |
297,8 |
100,1 |
+0,3 |
+63,7 |
127,6 |
Октябрь |
31,6 |
39,2 |
39,5 |
100,8 |
+0,3 |
+7,9 |
125,0 |
Ноябрь |
34,2 |
42,5 |
43,0 |
101,2 |
+0,5 |
+8,8 |
125,7 |
Декабрь |
37,4 |
45,8 |
48,1 |
105,0 |
+2,3 |
+10,7 |
128,6 |
IV квартал |
103,2 |
127,5 |
130,6 |
102,4 |
+3,1 |
27,4 |
126,6 |
II полугодие |
185,5 |
231,2 |
235,9 |
102,0 |
+4,7 |
+50,4 |
127,2 |
Год |
337,3 |
425,0 |
428,4 |
100,8 |
+3,4 |
+91,1 |
127,0 |
Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя. Коэффициент равномерности рассчитывают по следующей формуле: Кравн = 100 – ν. (2.4)
После изучения общего розничного объема продаж необходимо проанализировать его состав. По составу розничный объем продаж подразделяется на продажу товаров населению, мелкооптовый отпуск и другие виды розничной реализации. Продажа товаров населению включает их реализацию за наличный и безналичный расчет и в кредит.
Розничный объем продаж также детализируется по применяемым формам торговли (продажа товаров по методу самообслуживания, с использованием традиционных методов торговли и других прогрессивных форм обслуживания покупателей), по месту реализации товаров (продажа через магазины, платки, ларьки, киоски и т.д.). Анализ состава объема продаж проводится в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях. Относительным показателем, в частности, является доля (удельный вес) отдельных видов реализации в общем розничном объеме продаж.
Для измерения влияния ценового фактора на выработку торговых работников необходимо ее рассчитать к объему продаж в действующих и сопоставимых ценах и сравнить полученные результаты. В связи с повышением розничных цен на товары среднегодовая выработка на одного торгово-оперативного работника возросла на 205,6 млн. руб. (996,3–790,7) или на 26,0 % к фактической производительности их труда за прошлый год (205,6/789,9*100). За счет этого фактора прирост розничного товарооборота торгового предприятия ООО «БИТ» в динамике составил 88,4 млрд. руб. (+205,6*430/1000) (табл. 2.5).
При больших отклонениях от плана или в динамике по анализируемым показателям целесообразно применять интегральный метод, который обеспечивает большую репрезентативность расчетов. Если на результативный показатель оказали влияние два влияние два фактора – количественный (Х) и качественный (Y), – то их влияние можно измерить методом интегрирования по следующим формулам:
где – изменение результативного показателя за счет изменения фактора Х; – изменение результативного показателя за счет изменения фактора Y; и – отклонение фактических данных отчетного периода от базисных по изучаемым факторам; X0 и Y0 – базисные значения факторов X и Y.
Изучим влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах торгового предприятия, используя интегральный метод (табл. 2.5):
Таблица 2.5
Алгоритм расчета влияния изменения численности торгово-оперативных работников и их выработки на динамику оборота розничной торговли по ООО «БИТ» за 2003 год, млрд. руб.
Факторы |
Влияние на динамику товарооборота |
|
расчет |
сумма |
|
Изменение численности торгово-оперативных работников |
[789,9*(+3)+(206,4*(+3)):2]:1000 |
+2,7 |
Изменение производительности труда торгово-оперативных работников |
[+206,4*427+(+206,4*(+3)):2]:1000 |
+88,4 |
Всего |
Х |
+91,1 |
Среднегодовую выработку на одного торгового работника можно представить как произведение среднечасовой их выработки на среднюю продолжительность рабочего дня и на среднее число дней, отработанных одним работником за год. Отсюда на выполнение плана и динамику розничного объема продаж можно изучить влияние четырех трудовых факторов: среднесписочной численности торговых работников; среднего количества дней, отработанных одним торговым работником за год; средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки на одного торгового работника.
Для изучения и оценки влияния материально-технической базы торговли на развитие оборота розничной торговли ООО «БИТ» составим таблицу 2.7:
Таблица 2.7
Алгоритм расчета влияния материально-технической базы торговли на развитие оборота розничной торговли в действующих ценах ООО «БИТ» за 2003 год, млрд. руб.
Факторы |
Влияние на выполнение плана оборота розничной торговли |
Влияние на динамику оборота розничной торговли |
||
расчет |
сумма |
расчет |
сумма |
|
Изменение среднегодовой стоимости производственных основных средств |
7,59 * (+0,3) |
+2,3 |
7,50 * (+11,3) |
+84,8 |
Изменение фондоотдачи производственных основных средств |
+0,02 * 56,3 |
+1,1 |
+0,11 * 56,3 |
+6,3 |
В т.ч. изменение фондоотдачи за счет повышения розничных цен на товары |
— |
— |
(7,61 – 6,04) * 56,3 |
+88,4 |
ВСЕГО |
Х |
+3,4 |
Х |
+91,1 |
Рост среднегодовой стоимости всех производственных основных средств обеспечил увеличение оборота розничной торговли по сравнению с планом и прошлым годом соответственно на 2,3 млрд. руб. и на 84,8 млрд. руб. Повышение фондоотдачи способствовало росту оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «БИТ» соответственно на 1,1 млрд. руб. и на 6,3 млрд. руб. Следует отметить, что повышение фондоотдачи вызвано ростом розничных цен на товары.