Содержание
Введение. 2
1. Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации. 3
1.1. Сущность аудита, его цели и задачи. 3
1.2. Виды аудита. 11
1.3. Правовые основы аудиторской деятельности. 13
2. Планирование аудиторской деятельности. 17
2.1. Планирование аудита. 17
2.2. Аудиторская программа. 23
3. Проведение аудиторской проверки на ООО «Мира люкс». 25
3.1. Особенности проведения аудиторской проверки на малых предприятиях 25
3.2. Аудит расчетов по оплате труда. 26
3.3. Аудит формирования финансовых результатов. 34
Заключение. 37
Список использованной литературы.. 38
Введение
Возникновение аудита связано с разделением интересов собственников (акционеров, инвесторов и др.) и менеджеров, занимающихся управленческой деятельностью экономического субъекта.
Аудиторская деятельность регулируется законодательством: законом «Об аудиторской деятельности» и также Федеральными правилами аудиторской деятельности.
Малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребления товаров и услуг. В состоянии с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет малым предприятиям чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Именно поэтому аудит на малых предприятиях крайне важен.
Учитывая все вышесказанное можно считать выбранную тему курсовой работы достаточно актуальной в настоящее время.
Целью настоящее курсовой работы является изучение аудита малого предприятия
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть место аудита в системе финансового контроля в РФ
2. Изучить порядок планирования аудиторской деятельности
3. Изучить особенности проведения аудита на малых предприятиях
4. Проведение аудиторской проверки на материалах ООО «Мира люкс».
1. Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации
1.1. Сущность аудита, его цели и задачи
Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай. Древние китайские записи указывают, что уже в 700 г. до н. э. в Китае существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого является контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.
Аудит – это внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами (аудиторами), не работающими в данной фирме (компании) [6, стр. 9].
Следовательно, возникновение аудита в первую очередь связано с разделением интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается её управлением.
Собственники предприятий, их кредиторы, поставщики и другие пользователи информации бухгалтерской отчётности лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что финансовая отчётность, представленная им администрацией предприятия достоверна, так как обычно они не имеют ни доступа к первичным документам и учётным записям, ни соответствующих профессиональных знаний в области бухгалтерского учёта [8, стр. 15].
Потребность в услугах аудиторов возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) хозяйственные и финансовые операции, совершаемые предприятиями, бывают многочисленными и сложными, при этом возникают трудности в правильном их документальном оформлении и отражении в бухгалтерском учёте. Следовательно, финансовая отчётность может содержать в себе искажения в силу целого ряда объективных и субъективных факторов. Выявить искажения и ошибки в отчётности под силу не только независимому от руководства компании специалисту в области бухгалтерского учёта, налогообложения, права и анализа, т. е. – аудитору;
2) пользователи финансовой отчётности обычно не имеют доступа к данным бухгалтерского учёта и, как правило, у них нет достаточных знаний в области учёта. Поэтому для подтверждения правильности составления отчётности они приглашают независимых экспертов – аудиторов;
3) принятие решений по финансовым вопросам (предоставление займа, купля продажа ценных бумаг и др.) пользователями отчётности требует подтверждения достоверности и полноты информации представленной в отчётности. Степень достоверности финансовой отчётности может быть определена только высококвалифицированным специалистом – аудитором.
Таким образом, появление аудита является исторически обусловленным фактом. Именно реальные потребности заинтересованных пользователей отчётной информации в подтверждении её достоверности и обусловили возникновение и развитие аудита [8, стр. 11].
В России неоднократно предпринимались попытки создания института независимого аудиторского контроля.
Первая попытка внедрения аудита в России предпринималась ещё Петром I. Согласно указа Петра I, должность аудитора появилась в армии, в 1716 г. Аудиторы были призваны расследовать имущественные споры, при этом часто совмещали обязанности делопроизводителя, секретаря, следователя и прокурора. Таким образом, аудиторы были причислены к воинским чинам и лишь в 1797 г. были переведены в статские чины. В 1867 г. в ходе проведения военно-судебной реформы должность аудитора была упразднена.
Затем в России было предпринято ещё три попытки путём образования:
- в 1831 г. – Института присяжных бухгалтеров;
- в 1909 г. – Института бухгалтеров;
- в 1928 г. – Института государственных бухгалтеров-экспертов.
Однако все эти попытки оканчивались ничем. Основной причиной этого было недостаточное развитие рынка капитала, прежде всего акционирования, и отсутствие юридических гарантий аудиторской деятельности.
С переходом России к рыночным отношениям, возникли следующие предпосылки для развития аудита, как формы негосударственного, независимого контроля:
- разгосударствление экономики привело к возникновению наряду с государственной, коллективной и частной собственностью;
- формирование рынка капитала и развития акционирования;
- появление коммерческих банков и инвестиционных институтов, выступающих в роли кредиторов;
- ликвидация системы ведомственного контроля при организации отраслевых министерств и ведомств;
- расширение групп пользователей отчётной информации о деятельности предприятия;
- возможность представления администрацией предприятия необъективной информации её пользователям;
- выполнение функций контроля законности хозяйственной деятельности, правильности ведения бухгалтерского учёта и достоверности финансовой отчётности налоговыми инспекциями, целью создания которых являлась лишь проверка правильности исчисления налогов и современности их перечисления;
- усложнение финансово-хозяйственных операций, появление новых объектов, ориентация на международные стандарты бухгалтерского учёта увеличивает возможность ошибок при составлении отчётности и др.
Всё это обусловило возникновение общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию и опыт работы – аудиторах.
В настоящее время практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой, в том числе и в России, функционируют общественные институты дипломированных аудиторов.
Аудитор – это квалифицированный специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно, то есть, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.
В п. 1 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности», принятом Государственной Думой 13 июля 2001 г. № 119-ФЗ даётся следующее определение: «Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организации и индивидуальных предпринимателей».
Аудиторской деятельностью в России имеют право заниматься физические лица-аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как организации, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно- правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.
Аудиторские организации как субъекты контроля распространяют свою деятельность на платной договорной основе, прежде всего на организации негосударственного сектора экономики. Однако аудит может быть проведён аудиторской организацией по заказу любого Клиента (клиент – физическое или юридическое лицо), заключившее с аудитором (аудиторской фирмой) договор на проведение аудита или оказание услуг, сопутствующих аудиту.
Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов или аудиторских фирм.
Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое и компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность (или неправомерность) совершаемых (совершённых) действий клиента.
При выявлении нарушений законодательных актов в процессе проверки объектов контроля аудитор должен своевременно предупредить клиента о незаконности его действий и об их возможных неблагоприятных последствиях. Аудитор должен сделать всё, чтобы не допустить нарушений законодательных актов клиентом (проверяемым субъектом).
Аудит не заменяет функций органов государственного контроля за работой предприятий, учреждений и организаций.
В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчётности, которая позволяет на основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения» [8, стр. 21].
Таким образом, главная цель аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство – это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчётности хозяйствующего субъекта в целях определения её достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учёта и финансовой отчётности во всех существенных отношениях. В соответствии с п. 6 стандарта аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская), отчётность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности – это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчётности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.
Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчётности, имеют место в силу следующих причин:
- в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;
- любые системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);
- преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определённого вывода, а не носит исчерпывающего характера.
Дополнительным фактором, ограничивающим надёжность аудита, является то что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении:
- сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объёма аудиторских процедур;
- подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчётности.
Достижение поставленной цели путём решения целого комплекса задач напрямую зависит от вида аудита, в первую очередь, - внешнего или внутреннего, обязательного или инициативного.
Цели и задачи внешнего аудита.
Внешний аудит направлен:
- на проверку и подтверждение достоверности показателей отчётов или констатации их недостоверности;
- на контроль и соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учёта и составления отчётности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;
- на проверку полноты, достоверности и точности отражения в учёте и отчётности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;
- на выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заёмных источников.
Основная цель аудита (проверка достоверности финансовой отчётности) может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Внешний аудит может решать также другие задачи:
- по организации, восстановлению, поставке и ведению бухгалтерского учёта;
- по планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчёту налогов;
- по анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
- по решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путём консультирования руководителей и специалистов клиентов.
Цели и задачи внутреннего аудита.
Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и её собственников (акционеров).
Внутренний аудит в организации может решать следующие задачи:
- проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;
- проверка наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчётно-платёжной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды,
- экспертиза бухгалтерских балансов и отчётов, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учёта;
- экспертиза достоверности учёта затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;
- разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учёта и расчётной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;
- консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам.
Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и прочие задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации [8, стр. 29].
Основная цель обязательного аудита – это проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учёте и достоверности финансовой отчётности субъектов, попадающих под обязательный аудит (согласно ст. 7 Закона «Об аудиторской деятельности»).
Основная цель инициативного аудита – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учёта, составлении отчётности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и помочь ему в организации учёта и отчётности.
1.2. Виды аудита
В практике аудиторской деятельности различают следующие виды аудита:
1. По стадии развития:
- подтверждающий аудит – аудит, предполагающий проверку и подтверждение практически каждой хозяйственной операции;
- аудит, базирующийся на риске – это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском;
- системно-ориентируемый аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная стадия привела к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита [11, стр. 8].
2. По характеру заказа:
Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организаций) или её учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.
3. В сфере деятельности субъекта:
- общий аудит;
- банковский аудит;
- страховой аудит;
- аудит прочей деятельности.
4. По объекту проверки:
- внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учёта и отчётности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.
- внутренний аудит проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия.
5. По периодичности проверки:
- первоначальный аудит означает проведение аудитором или аудиторской фирмой проверки в данной организации впервые;
- периодический (повторяющийся) аудит осуществляется в денной организации одной аудиторской фирмой (аудитором) при повторных договорных отношениях. Это, естественно зависит от заинтересованности экономического субъекта проверки в длительном сотрудничестве с квалифицированными партнёрами (аудиторами, аудиторской фирмой).
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Достижению главной цели способствуют особенности (требования0 ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.
1.3. Правовые основы аудиторской деятельности
В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно-правовой структуры аудиторской деятельности в Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита, представленная в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Система нормативного регулирования аудита в России
Уровень |
Документы |
Органы, принимающие документы |
I уровень |
Федеральные законы, Кодексы, Указы |
Федеральное собрание, Правительство, Государственная Дума, Президент РФ |
II уровень |
Постановления, Приказы |
Президент РФ, Правительство РФ, Департамент организации аудиторской деятельности |
III уровень |
Федеральные стандарты аудиторской деятельности, Стандарты аудиторской деятельности |
Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности |
IV уровень |
Внутренние стандарты |
Профессиональные аудиторские объединения |
V уровень |
Внутрифирменные стандарты |
Аудиторские организации |
Первый уровень – Закон об аудиторской деятельности, принятый Государственной Думой 13 июля 2001 г.
На протяжении более 7 лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, утверждёнными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила действуют на всей территории Российской Федерации до принятия Закона, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» в РФ начался новый этап в развитии аудита.
Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни [11, стр. 21].
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов «О бухгалтерском учёте», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
К документам второго уровня относятся распоряжения Президента РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности, такие как:
- Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»;
- Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»;
- Приказ Минфина РФ от 27.10.99 г. № 69н «Порядок представления отчёта аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др.
Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.
Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.
Четвёртый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут противоречить им. В настоящее время такие стандарты пока не разработаны.
Пятый уровень – документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты).
Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на следующие: стандарты в области этики поведения аудитора, стандарты по внутрифирменному документообороту и стандарты в области методологии проведения проверок по направлениям аудита: общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо уже действующими стандартами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую возникает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме [8, стр. 35].
2. Планирование аудиторской деятельности
2.1. Планирование аудита
Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма – обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратеги и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объёму аудиторских процедур. Являясь начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской программы, определяющей объём, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчётности организации.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:
- комплексности планирования;
- непрерывности планирования;
- оптимальности планирования.
Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряжённых заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям) [6, стр. 9].
Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определённых самой аудиторской организацией.
При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учётом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Единые требования по планированию аудита финансовой отчётности, применяемые в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит на первый год в отношении данного аудируемого лица, определены Федеральным стандартом аудиторской деятельности «Планирование аудита» № 3.
Настоящее федеральное правило аудиторской деятельности, разработанное с учётом международных стандартов аудита, устанавливает, что и аудиторская организация и аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
Необходимость планирования аудитором своей работы объясняется тем, что:
- оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
- планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
- планирование позволяет организовать внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ.
При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:
- предварительное планирование аудита;
- подготовка и составление общего плана аудита;
- подготовка и составление программы аудита.
На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию:
1) о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и её отраслевые особенности;
2) о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.
Аудитору также следует ознакомиться с:
- организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
- видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
- структурой капитала и курсом акций;
- технологическими особенностями производства продукции;
- уровнем рентабельности;
- порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
- существованием дочерних и зависимых организаций;
- организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля.
Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчётность.
Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться: устав экономического субъекта, документы, регламентирующие учётную политику экономического субъекта и внесение изменений в неё, бухгалтерская отчётность, контракты, договоры, соглашения экономического субъекта, внутренние отчёты аудиторов, консультантов и др.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом. При этом следует учитывать:
а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;
б) предполагаемые сроки работы группы;
в) количественный состав группы;
г) должностной уровень членов группы;
д) преемственность персонала группы;
е) квалификационный уровень членов группы.
В соответствии с требованиями Федерального стандарта, аудиторские фирмы до начала проверки обязаны составлять общий план и программу аудита.
При этом результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нём предполагаемые объём и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. Он должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
В общем плане аудиторская организация должна предусматривать сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчёта и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
а) реальные трудозатраты;
б) расчёт затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчётом;
в) уровень существенности;
г) проведённые оценки рисков аудита.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица;
б) системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля;
в) риск и существенность;
г) характер, временные рамки и объём процедур;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполнения работы;
е) прочие аспекты.
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
- формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудиту;
- распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
- инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
- контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
- разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
- документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и её рядовым членом.
Аудиторская организация определяет в общем плане и роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определённые аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица. При этом аудитор несёт ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита [6, стр. 39].
На базе общего плана аудита в аудиторских фирмах разрабатывают программу аудита, которая определяет характер, временные рамки и объём запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой длительный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
2.2. Аудиторская программа
Согласно Федеральному стандарту № 3 «Планирование аудита», аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объём запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчётности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учёта. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учёте оборотов и сальдо по счетам, а также аналитические процедуры. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учёта он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу.
Аналитическая процедура – разновидность аудиторской процедуры, представляющая собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансово-экономических показателей отчётности с целью выявления неверно отражённых в учёте фактов хозяйственной деятельности, а также выяснении причин и ошибок.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.
Программа аудита должна по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в программу аудита должны быть документально зафиксированы.
3. Проведение аудиторской проверки на ООО «Мира люкс»
3.1. Особенности проведения аудиторской проверки на малых предприятиях
Основной отличительной чертой аудита малых предприятий является редкость его проведения. Малые предприятия не подпадают под перечень предприятий, подвергающихся обязательному аудиту. В связи с этим единственной формой аудита на малом предприятии является инициативный аудит, т.е. аудит по требованию одного из учредителей (участников) этой организации. Затраты по проведению инициативного аудита не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а осуществляются либо за счет собственных средств, либо за счет чистой прибыли предприятия.
В принципе, не существует четкой градации видов работ, их трудоемкости и очередности проведения. Поэтому нам представляется что наиболее рациональной является декомпозиция, базирующаяся на видении комплексов, подлежащих аудиту, применительно к плану счетов бухгалтерского учета.
В отдельные комплексы можно выделить следующие виды работ, подлежащие аудиту:
- учредительные и другие общие документы предприятия;
- учетная политика предприятия;
- основные средства и нематериальные активы;
- производственные запасы;
- расчеты по оплате труда;
- затраты на производство;
- готовая продукция, товары и реализация;
- денежные средства;
- расчеты;
- финансовые результаты и использование прибыли;
- капитал и резервы;
- кредиты и финансирование;
- учет по забалансовым счетам;
- бухгалтерская отчетность и приложения.
Каждый из разделов, приведенных выше, делится на более мелкие подразделы, которые охватывают практически все направления организации деятельности предприятия. Однако невозможно проводить аудит предприятия сразу по всем вопросам, т.е. для каждого конкретного экономического субъекта необходимо определить наиболее значимые комплексы и именно им необходимо определить наиболее значимые комплексы и именно им необходимо основное внимание при проверке.
Одним из факторов, обусловливающих качественное и всестороннее исследование отдельного участка учета является использование при аудиторской проверке четкой методики. Задача состоит в том, что на стадии планирования проверки определить состав контрольных процедур, но сами процедуры должны быть уже разработаны. При проверке достаточно запросить у клиента определенный набор документов и учетных регистров, и, следуя заранее описанной методике, осуществить проверку.
Подводя итог особенностей проведения аудита можно сказать, что основными отличительными чертами проведения аудита на малых предприятиях в отличии от проведения обычных проверок следующие:
1. Редкость проведения аудита на малых предприятиях, т.е. отсутствие системного аудита;
2. Отсутствие обязательности проведения аудита
3. Отсутствие в большинстве случаев четких границ проведения аудита, т.е. если обычные проверки охватыают определенные границы (например, аудит расчетов с персоналом по оплате труда), то на малых предприятиях подобные границы отсутствуют
Рассмотрим этапы планирования аудита на малых предприятиях:
1. Предварительное планирование аудита
2. Выбор направлений проведения аудита
3. Подготовка и составление плана аудита
4. Подготовка и составление программы аудита
5. Проведение аудиторской проверки
6. Подготовка и написания аудиторского заключения
Для проведения аудиторской проверки нами были выбраны два направления учета ООО «Мира люкс», а именно расчеты по оплате труда и порядок формирования финансовых результатов.
3.2. Аудит расчетов по оплате труда
План и программа аудита рассмотрены в таблицах 3.1 и 3.2
Таблица 3.1.
План аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
1. Аудит оформления первичных документов |
Иванов С.И. |
|
2. Аудит системы начислений заработной платы |
Иванов С.И. |
|
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы |
Иванов С.И. |
|
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета |
Иванов С.И. |
|
5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды |
Иванов С.И. |
Таблица 3.2.
Программа аудита
Перечень аудиторских процедур |
Период проведения |
Исполнители |
Проверяемые документы |
1. Аудит оформления первичных документов |
|||
1.1 Определение степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени |
Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета использования рабочего времени, личные карточки, коллективный договор |
||
1.2 Проверка правильности учета рабочего времени |
Табели учета использования рабочего времени, график – календарь |
||
1.3 Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов |
Расчетно – платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера |
||
1.4 Проверка правильности учета депонированной заработной платы |
Книга учета депонированной заработной платы, депонентские карточки, расходные кассовые ордера |
||
2. Аудит системы начислений заработной платы |
|||
2.1 Проверка обоснованности начислений за особые условия труда: а) сверхурочные работы и работу в ночное время; б) работу в выходные и праздничные дни; в) выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда; г) работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями |
Приказы руководителя, табели учета использования рабочего времени, расчетно- платежные ведомости, лицевые счета (а, б) Табели учета рабочего времени, Перечень работ (Постановление Минтруда России от 27.05.1994 № 41), расчетно – платежные ведомости, личные карточки (в) Расчетно – платежные ведомости, табели учета рабочего времени, личные карточки (г) |
||
2.2 Проверка правильности документирования и оплаты простоев |
Табель учета рабочего времени, листки о простое, расчетно-платежные ведомости, акты с приложением списка работников |
||
2.3 Проверка правильности документирования и оплаты работы в случае брака |
Акты о браке, приказы руководителя, расчетно – платежные ведомости, личные карточки |
||
2.4 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей |
Приказы руководителя, заявления работников, расчетно – платежные ведомости, личные карточки |
||
2.5 Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ |
Заявления работников на выплату пособий, листки нетрудоспособности, путевки на санаторно-курортное лечение, счета организаций, оказывающих услуги, расчетно – платежные ведомости, личные карточки |
||
2.6 Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц |
Личные карточки, расчетно – платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию |
||
2.7 Проверка правильности образования и корректировки резервов: на предстоящую оплату отпусков работников; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам года |
Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, 12, 13, 13а, 15, 18 |
||
3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы |
|||
3.1 Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога |
Личные карточки, расчетно – платежные ведомости, сведения о полученных доходах, подаваемые в налоговую инспекцию |
||
3.2 Определение соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему законодательству |
Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговую инспекцию |
||
3.3 Проверка правильности удержаний по исполнительным листам |
Исполнительные листы, расчетно - платежные ведомости, расчетные ведомости |
||
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета |
|||
4.1 Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета |
Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15 , 18, Главная книга |
||
4.2 Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) выплат, начисленных персоналу организации |
Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, приказы |
||
4.3 Проверка правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции (работ, услуг) |
Журналы – ордера № 9, 10, 10/1, 10а, Главная книга |
||
4.4 Проверка обоснованности расходов организации по подготовке и переподготовке кадров, правильности отнесения таких выплат на себестоимость продукции (работ, услуг) |
Журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, приказы, первичные документы (договоры на обучение, акты о выполненных работах) |
||
5. Аудит расчетов по единому социальному налогу и платежам во внебюджетные фонды |
|||
5.1 Проверка правильности исчисления единого социального налога и страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению |
Разработочная таблица «Сводка начисленной заработной платы по составу и категориям работников, учета расчетов с работниками по страхованию и распределение заработной платы (с вкладным листом)», журналы – ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 15, отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения |
Типичные ошибки
1. Отсутствие документов подтверждающих законность выплат работникам денежных средств
2. Неприменение унифицированных форм первичных документов по оплате труда
3. Неверное начисление НДФЛ
4. Ненадлежащие ведение учета
5. Несоблюдение порядка выдачи денежных средств в подотчет
Штат бухгалтерии состоит из 3 человек: главный бухгалтер, бухгалтер и бухгалтер – кассир. Работа бухгалтерии строится на основании «Положения о бухгалтерии», которое является приложением к приказу «Об учетной политике». Для каждого бухгалтера разработана должностная инструкция. Работники ознакомлены с ней под роспись. Бухгалтерский учет ведется с использованием программного продукта – бухгалтерской программы «БЭСТ-4». Все рабочие места автоматизированы, система является сетевой.
Согласно программе аудита описанной в таблице 2 проведение аудита начнем с аудита тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета и воспользуемся схемой 1, описанной выше. Сопоставим данные, отраженные в Балансе (форма № 1) по состоянию на 1 января 2003г. и данными по счету 70 в Главной книге. Данные баланса определяют задолженность перед персоналом организации в размере 37 719 руб. Сумма задолженности отраженная в Главной книге по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на эту же дату равна 37 719.08. В данном случае тождество установлено. Таким же образом устанавливается тождество меду учетными и отчетными данными синтетического и аналитического учета.
На следующем этапе аудита ознакомимся с порядком оформления
первичных документов. Хочется отметить, что предприятием используются только унифицированные формы первичных документов по учету персонала и рабочего времени, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичных учетных документов по учету труда и его оплаты».
При приеме на работу на каждого сотрудника оформляется пакет документов, который включает в себя:
- заявление о приеме на работу с указанием должности, на которую претендует принимаемый сотрудник;
- копию паспорта;
- копию документа об образовании;
- копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
- копию свидетельства о присвоении ИНН;
- личную карточку (по форме № Т-2);
- заявление о предоставлении стандартного налогового вычета на содержание детей с приложением необходимых документов;
- трудовую книжку.
В связи с отсутствием в штате должности инспектора отдела кадров, выполнение его обязанностей приказом возложено на главного бухгалтера.
С каждым сотрудником заключается трудовой договор, в котором описываются права и обязанности сторон, срок действия договора, режим и условия труда, сроки и порядок оплаты труда. Договора заключены в письменной форме, номер трудового договора совпадает с табельным номером сотрудника. Трудовые договора заключаются в двух экземплярах, один из которых отдается работнику под роспись.
При проверке правил учета рабочего времени выяснено, что предприятие работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. При составлении графиков работы предприятием используется производственный календарь на 2003 год, опубликованный в газете «Экономика и жизнь», № 52, 2002г. Исчисленные в указанном порядке нормы рабочего времени используются также при заполнении табелей учета использования рабочего времени (типовая межотраслевая форма Т-13). Табеля составляются по структурным подразделениям.
По результатам аудита оформления первичных документов по учету персонала и рабочего времени можно сделать вывод о том, что предприятием соблюдаются требования нормативных документов о порядке оформления первичных документов с использованием унифицированных форм. Замечаний нет.
Следующим этапом аудита является аудит системы начислений заработной платы. В связи с соблюдением администрацией предприятия режимов труда и отдыха не обнаружено начислений за сверхурочную работу и работу в ночное время. Также отсутствуют начисления за работу в выходные и праздничные дни. К должностному окладу предприятием применяется районный коэффициент в размере 25%. Основанием применения данного коэффициента является
При аудите удержаний из заработной платы не выявлено неверно отраженных или искаженных ситуаций. Имеется один сотрудник уплачивающий алименты. В наличии есть исполнительный лист, который зарегистрирован в журнале учета движения исполнительных листов.
В ходе аудита обнаружено отсутствие заявлений работников о выдаче денег из кассы подотчет, которые должны быть приложены к расходным кассовым ордерам. На данное обстоятельство было обращено внимание руководителя и главного бухгалтера. Авансовые отчеты проверены аудитором на предмет правильности их оформления, соответствия сумм представленных в оправдательных документах суммам, отраженным в авансовых отчетах. Авансовые отчеты представляются в бухгалтерию предприятия своевременно. С лицами, имеющими право на получение денежных средств в подотчет заключены договора о полной материальной ответственности.
В ходе аудита системы начислений заработной платы других нарушений не выявлено.
Следующим этапом аудита будет выявление правомерности отнесения на себестоимость продукции выплат, начисленных персоналу предприятия. Согласно приказа «Об учетной политике» данного предприятия, заработная плата основного производственного персонала подлежит отражению на счете 20 субсчет 2. Заработная плата административно-управленческого персонала отражается на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В связи с тем, что расчет заработной платы производится автоматически, бухгалтер при заведении карточки лицевого счета вновь принятого сотрудника сразу делает привязку к счету отнесения затрат по оплате труда. Так как предприятие не имеет побочных видов деятельности, бухгалтеру не составляет труда определить счет для отнесения этих расходов. При проверке правомерности отнесения на себестоимость выплат, начисленных персоналу, было отмечено, что средства, направляемые на оплату труда, распределяются по соответствующим источникам ее образования правильно и экономически обоснованно.
При проведении аудита расчетов по единому социальному налогу не было отмечено арифметических ошибок при расчете. Декларации и расчеты по авансовым платежам единого социального налога в ИМНС сдаются вовремя.
При отнесении начисленного единого социального налога бухгалтерией предприятия используется тот же принцип, что и для отнесения затрат по оплате труда – производство или административно-управленческий персонал. Принцип выполняется неукоснительно, нарушений не выявлено.
3.3. Аудит формирования финансовых результатов
Типичные ошибки в разрезе данного направления проведения аудита:
1. Включение в состав расходов от обычной деятельности операционных и внереализационных расходов
2. некорректная корреспонденция счетов
3. Неправильное отнесение операционных или внереализационных расходов к тому или иному периоду
4. Отражение расходов, которые еще фактически не были понесены
ООО «Мира люкс» является промышленным предприятием, занимающимся выпуском готовой продукции (упаковка для кондитерской продукции). На предприятии осуществляется весь цикл производства – от разработки дизайна упаковки до ее выпуска. Для осуществления деятельности предприятие арендует помещение и имеет собственные основные средства.
Аудит отчета о финансовых результатах ООО «Мира люкс» начнем с изучения приказа об учетной политике. Для целей определения финансовых результатов выручка признается по мере отгрузки, поэтому выручка отраженная по строке 010 ф.2 равна разности сумм отраженных по субсчету 90-1 и субсчетам 90-3 «НДС».
Согласно приказа об учетной политике учет готовой продукции ведется по полной производственной себестоимости, следовательно сальдо счета 90-2 равно сумме себестоимости, отраженной по строке 020 ф.2.
Хочется отдельно отметить, что бухгалтерией предприятия в полной мере используются унифицированные формы первичной документации для отражения различных операций.
Прибыль от продаж, отраженная по строке 029 и 050 ф.2 для данного предприятия – это прибыль от основного и единственного вида деятельности (производства упаковки).
К прочим операциям на данном предприятии относятся: реализация отходов основного производства и прочего имущества (материалов, основных средств и т.д.). Расходами, уменьшающими прибыль от прочих операций, будут являться налог на имущество, целевые сборы на содержание муниципальной милиции и пожарной охраны, налог на рекламу, услуги кредитных организаций. В отчетном году реализованы основные средства, убыток по данной сделке составил 380 260 руб. Учитывая особенности отражения этих операций, можно отметить, что в большинстве случаев по прочим операциям будет иметь место убыток.
При аудите операций по реализации основных средств было обращено внимание на:
наличие приказа о выбытии основных средств;
правильности расчета финансового результата от реализации основных средств;
правильности отражения результатов от выбытия основных средств на счетах бухгалтерского учета.
Отмечу, что на счете 91 ведется аналитический учет, который позволяет видеть доходы и расходы накопительно в течение года по видам.
Отражение осуществляемых операций производиться своевременно и в полном объеме, что позволяет с уверенностью сказать о достоверности данных отраженных на счете 91 и по строкам 090, 100, 120 и 130 формы № 2.
К внереализационным доходам и расходам на данном предприятии относятся положительные и отрицательные суммовые разницы.
Так если в прошлом году по внереализационным операциям предприятием
получена прибыль в сумме 93 192 руб. за счет превышения положительной суммовой разницы над отрицательной, то в отчетном году превышение отрицательных суммовых разниц над положительными привело к образованию убытка в размере 971 руб.
Чрезвычайных доходов и расходом на данном предприятии нет.
Арифметических ошибок при расчете финансового результата и заполнении «Отчета и прибылях и убытках» не обнаружено.
Проведенный аудит позволяет подтвердить достоверность отчета о финансовых результатах ООО «Мира люкс» и правильность формирования и отражения финансовых результатов различных видов деятельности.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были изучены теоретические основы проведения аудиторской проверки.
Основной отличительной чертой аудита малых предприятий является редкость его проведения. Малые предприятия не подпадают под перечень предприятий, подвергающихся обязательному аудиту. В связи с этим единственной формой аудита на малом предприятии является инициативный аудит, т.е. аудит по требованию одного из учредителей (участников) этой организации. Затраты по проведению инициативного аудита не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а осуществляются либо за счет собственных средств, либо за счет чистой прибыли предприятия.
При проведении аудиторской проверки на материалах ООО «Мира люкс» были получены следующие результаты. По результатам аудита оформления первичных документов по учету персонала и рабочего времени можно сделать вывод о том, что предприятием соблюдаются требования нормативных документов о порядке оформления первичных документов с использованием унифицированных форм.
В ходе аудита обнаружено отсутствие заявлений работников о выдаче денег из кассы подотчет, которые должны быть приложены к расходным кассовым ордерам
При проведении аудита расчетов по единому социальному налогу не было отмечено арифметических ошибок при расчете. Декларации и расчеты по авансовым платежам единого социального налога в ИМНС сдаются вовремя.
Арифметических ошибок при расчете финансового результата и заполнении «Отчета и прибылях и убытках» не обнаружено.
Проведенный аудит позволяет подтвердить достоверность отчета о финансовых результатах ООО «Мира люкс» и правильность формирования и отражения финансовых результатов различных видов деятельности.
Список использованной литературы
1. Приказ Минфина РФ от 06.0.1999 № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99)»
2. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» // «Экономика и жизнь», № 31, 2000
3. Баканов М.И. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 416 с.
4. Газарян А.В. Значение анализа финансового состояния предприятия для выводов в аудиторском заключении // «Бухгалтерский учет», № 7, 2001
5. Газарян А.В., Ширкина Е.И. Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности // «Бухгалтерский учет», № 13, 2001
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 432с.
7. Костюк Г.И. Проверка бухгалтерской отчетности аудитором // «Бухгалтерский учет», № 4, 2003
8. Овсийчук М.Ф. Аудит: организация, методика проведения. – М.: ТОО «Интел-тех», 1996. –152 с.
9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 688 с.
10. Стандарты аудиторской деятельности. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 320 с.