МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Ценообразование»

На тему №8










                                              


  




Челябинск

2009

Содержание


1. Особенности формирования цен на рынках разных типов………….3

2. Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов…………………………………………..8

Задача 1…………………………………………………………………...21

Задача 2…………………………………………………………………..23

Список используемой литературы……………………………………..26


1. Особенности формирования цен на рынках разных типов


Стоимость любого товара, согласно трудовой теории, представляет собой "сгусток", "кристаллизацию" человеческого труда в его общей форме, как затрат энергии, воли, сознания, целенаправленной деятельности очищенных от конкретных форм. Такой труд получил название абстрактного труда.

Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т. е. в сопоставлении одного товара с другим. Стоимость всех товаров определяется их полными издержками производства, т, е. рабочим временем, требующимся для их изготовления, доставку и реализацию.

Цена товара в условиях рыночных отношений является денежной формой стоимости товара, произведенного на соответствующих предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения, свойственные гражданскому обществу. Поскольку стоимость товара формируется под непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара также испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических органов.

Плановая цена, как специфическая категория госпредприятий характеризуется следующими особенностями.

1. Плановая цена выражает собой социалистические производственные отношения. Цена при социализме используется в качестве инструмента планового управления производством, поскольку пропорциональная связь между различными отраслями производства устанавливается на основе учета движения факторов производства в денежной форме. Связь между государством и трудящимися осуществляется через торговлю и сферу услуг.

2. Плановая цена определяется не только до реализации товаров. но и до начала производства. Плановое регулирование уровня цен осуществляется на основе учета действительного состояния производства, а также посредством воздействия общества на формирование соответствующих условий для функционирования производства, распределения, обмена и реализации продукции.

3. Плановая цена служит интересам развития хозрасчетной самостоятельности предприятий, так как через цену происходит возмещение материальных затрат и получение чистого дохода, созданного трудовыми коллективами.

Сущность плановых и рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.

Во-первых, с помощью цен выявляется и измеряется стоимость товаров. Цена является средством измерения и учета материальных затрат хозрасчетных производственных единиц, участвующих в создании национального богатства страны.

Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития производства, стимулирования спроса и предложения товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.

В третьих, цена выполняет и такую функцию, как средство, с помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода, воплощенного в стоимости товара.

В четвертых, цена является одним из действенных средств воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.

Первая функция цен дает возможность определить величину стоимости и отдельного товара и всего совокупного общественного продукта, национального дохода, объема реализации, а также стоимостное соотношение различных подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Цена является важным соизмерителем не только общественных затрат на производство соответствующих материальных благ - с помощью цены выражаются различные варианты эффективности производства, к примеру, с помощью цены выражается и получаемый эффект от внедрения достижений науки и техники.

Стимулирующая функция плановых цен проявляется через механизм приближения цен к общественно необходимым затратам труда. Цены, соответствующие ОНЗТ, дают объективную информацию о затратах труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении с затратами на другие товары. В этом отношении цена, соответствующая ОНЗТ, становится важным стимулирующим средством более рационального использования резервов производства в условиях хозяйственного расчета.

Распределительная функция цены выражается в том, что структура стоимости товара позволяет в зависимости от реализации товарных масс оставлять в распоряжении предприятия или торговой организации или перечислять государству определенную часть вновь созданной стоимости. Конечно, цены в условиях социализма не единственный рычаг распределения и перераспределения национального дохода. Налоги и финансово-кредитная система играют не менее значительную роль в процессах распределения и перераспределения национального дохода, чем сами плановые цены. Существование этих систем показывает всю сложность механизма распределения материальных благ в социалистическом обществе посредством денег и цен. Полная характеристика функции цен невозможна без учета такой важной стороны, как взаимосвязь цен и денег, т. е. данная взаимосвязь может быть формальной и может быть реальной. В зависимости от этого и функция цены будет проявлять себя по разному. Одно дело, когда мы при помощи цен соизмеряем стоимость, национальное богатство в целом (здесь реальное присутствие денег не нужно), другое - когда происходит реализация товаров массового потребления (здесь наличие реальной связи цены и денег необходимо). Это настолько важный момент в характеристике функций цены, что без его учета правильно определить реальное воздействие цен на реальное производство невозможно. В экономической литературе на это не всегда обращается должное внимание.

Реальная связь денег и цен необходима при реализации конечных доходов трудящихся, реализации конечной продукции через систему розничного товарооборота и продажу товара за границу. Передать определенную сумму средств от данного владельца другому можно с помощью денег, финансовой системы.

Функция перераспределения национального дохода с помощью цен наиболее ярко проявляется в ценах на различные товары, когда эти цены отклоняются от стоимости (детские товары, цены на некоторые виды продовольствия и цены на легковые автомобили, предметы роскоши и т. п.).

Цена используется в качестве средства установления оптимального баланса между спросом и предложением. Цель данной функции сводится к тому, чтобы сделать спрос важным условием, воздействующим на развитие производства, а также для формирования оптимального уровня потребления соответствующих материальных и духовных благ.

Сущность этой функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением может быть выявлено при определенном уровне цен. Эта функция .играет очень большую роль в утверждении соответствия между стоимостью и ценой, если спрос и предложение будут уравновешены. Известно, что уровень цен будет отклоняться от стоимости, если производство товаров по объему не будет соответствовать общественным потребностям в нем. Данная функция имеет очень большое значение в плановом использовании действия закона стоимости в той его части, когда речь идет о достижении соответствия между стоимостью, общественно необходимыми затратами и денежным выражением этой стоимости в адекватной цене.

С помощью планового регулирования производства осуществляется или рост, или сокращение предложения товаров. Если речь идет о конечном потребителе товаров, реализуемых по розничным ценам, правовое государство для воздействия на спрос широко использует такие средства, как денежные доходы, общественные фонды потребления и др.

При этом следует учитывать потребительские качества товара и интересы потребителя, т. е. основываться на сравнительной оценке общественной потребительной стоимости товара и общественно необходимых затрат на их производство. Исходя из интересов потребителя, можно наилучшим образом достичь хозрасчетных целей своего предприятия.

Необходимо ориентироваться на обеспечение высокой рентабельности предприятия при более низких ценах, но более высоком спросе и выпуске продукции.

Учитывая возможности усиления взаимозаменяемости одного товара другим и неизбежное увеличение потребления одних товаров при сокращении спроса на другие товары, плановые органы определяют объемы производства соответствующих товаров. Вот почему решения на этот счет должны быть всесторонне взвешенными как с экономической, так и с социально-политической точки зрения. Большую помощь в этом отношении может оказать внедрение в практику народнохозяйственного планирования дифференцированных балансов доходов и расходов - потребления различных социально - возрастных групп. На основе таких балансов можно более объективно предвидеть взаимосвязь между уровнем цен и спросом.

Рассмотренные функции цен являются основными, осуществляются, как правило, во взаимопереплетении друг с другом и реализуются через различные виды цен. Общее количество самых различных видов цен исчисляется несколькими десятками названий, поэтому необходима не только их общая характеристика, но и классификация как системы цен, отражающей взаимоотношения между различными частями экономического организма.




2. Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов


Характерной особенностью розничной торговли является индивидуальное назначение и гибкое варьирование продажной цены. Цены и другие параметры, указанные в контракте на закупку товара, распродаваемого затем в розницу, носят базисный и ориентированный характер.

Оптовые цены. Цены при оптовых поставках определяются условиями контракта. Эти условия могут быть зафиксированы в контракте на момент его заключения, на весь срок его действия или к моменту его исполнения. В зависимости от характера такой фиксации различают несколько видов оптовых цен.

Твердая (стабильная, фиксированная, гарантированная) цена – это цена, которая устанавливается при подписании контракта, не подлежит изменению в течении действия контракта и не зависит от сроков поставки партии товара.

Подвижная цена – это цена, зафиксированная при заключении контракта, которая может быть впоследствии изменена в соответствии с изменениями рыночной цены данного товара на момент его фактической поставки. В таком случае расчеты выполняются по текущим ценам, то есть ценам, действующим на данный момент. В контракте оговаривается обычно и величина «зоны нечувствительности», то есть такое отклонение рыночной цены от указанной в контракте, при котором еще не требуется производить пересмотр цены. Величина этой «зоны» находится в пределах

2-5% от указанной в контракте цены.

     Скользящая цена – это цена, исчисляемая на момент фактического исполнения контракта путем пересмотра договорной базисной цены, учитывающего изменения производственных издержек за время действия контракта. Скользящие цены обычно устанавливаются на продукцию с длительным сроком изготовления. При заключении контракта в этом случае оговаривается не только величина базисной цены, но и ее «расклад» по отдельным статьям, а также согласованный метод перерасчета скользящей цены. Здесь также может быть заранее оговорена величина «зоны нечувствительности», а кроме этого – предельная величина допустимого изменения договорной цены, которая называется лимитом скольжения цены. Цена может быть скользящей не в течение всего контрактного срока, а на какой-либо определенный период внутри этого срока либо на время поставки определенного товара.

Цена, фиксируемая в процессе выполнения контракта. Такие цены, применяемые сторонами, уточняются и согласуются либо перед поставкой новой партии товаров, либо при долгосрочных контрактах перед началом очередного финансового года. В контракте оговариваются условия фиксации цены (обычно соответствующее право выбора оставляется за покупателем), а также метод расчета нового уровня цены.

При сделках на биржевые товары в контракте оговаривается, по котировкам какой биржи и каким образом будет определяться цена товара и в течение какого срока покупатель должен сообщить продавцу о своем желании зафиксировать контрактную цену. Такие сделки с фиксацией цены по заявлению покупателя называются онкольными.

Ценообразование опционов. Опцион представляет собой право (но не является обязательством) осуществить куплю или продажу оговоренного объема того или иного актива по заранее установленной цене в течение определенного периода времени. Решение о реализации опциона принимается самостоятельно держателем данного опциона.

Арбитражное ценообразование применяется для анализа и прогнозирования многофакторной оценки доходности различного рода ценных бумаг, имеющихся у компании.

Контрактные и модифицированные цены. На этапе подготовки контрактов на поставку той или иной продукции для определения цен, указываемых в договоре, следует руководствоваться либо публикуемыми, либо расчетными ценами.

Публикуемые цены помещаются в специальных и фирменных источниках информации, которые могут носить общедоступный характер. Обычно эти цены отражают мировой уровень цен, применяемых наиболее известными и влиятельными поставщиками данного вида продукции.

Расчетные цены также применяются для определения цен, оговариваемых при составлении контрактов. Это могут быть контракты на поставку товаров, поставляемых с учетом публикуемых цен, когда публикуемые цены по тем или иным причинам недоступны или недостаточны. Но бывают случаи, когда речь идет о поставке нестандартного или специального оборудования или других видов товаров, или требуется удовлетворить уникальный индивидуальный заказ. Тогда нет иного способа определить исходную цену для контрактных переговоров, кроме соответствующим образом проведенных расчетов.

К публикуемым ценам относятся:

-биржевые котировки, представляющие собой цены товаров, являющихся предметом биржевой торговли;

- цены аукционов и экспортно-импортных сделок, зафиксированных в определенный момент;

- цены фактических внутренних сделок и среднее значение цен экспортно – импортных сделок за определенный временной интервал;

- цены предложений крупных торговых и иных предприятий-продавцов.

Справочные цены – это цены, публикуемые по таким заголовком в различных общих и специальных изделиях или доходящие до партнеров по сделкам купли-продажи иным путем. Эти цены служат в качестве отправной точки для согласования договорных цен. Справочные цены могут быть:

- номинальными, то есть не связанными с реально проводимыми операциями купли-продажи;

- базисными, то есть «привязанными» к операциям купли-продажи в определенном пункте, принятом за базисную точку;

- фактическими, то есть связанными с опытом подобных операций, совершенных в прошлом.

Цены с надбавками, скидками и зачетами применяются для поощрения определенных действий продавцов и покупателей. Рассмотрим этот вид цен подробнее.

Надбавка к цене (премия, бонус) – это повышение цены, отражающее удовлетворение тех или иных специальных требований покупателя. Например, сюда относятся индивидуальный характер и специфичность заказа, срочность его выполнения, особые требования к комплектации и качеству, особые требования к содержательности и длительности сервисных услуг, удобная для покупателя форма оплаты, например, оплата в рассрочку.

Льготные цены – это пониженные цены, устанавливаемые для отдельных групп покупателей на конкретные виды товаров на вполне определенных рынках или рыночных сегментах. Цель установления льготных цен – это стимулирование сбыта определенных товаров в определенных регионах.

Большую роль в гибком реагировании на рыночную ситуацию играет назначение различного рода скидок, или дисконтов. В русской литературе иногда употребляется термин «удержание с цены».

Публикуемые в печати цены носят преимущественно справочный характер и довольно часто существенно отклоняются от фактически уплачиваемых покупателем цен вследствие широкого применения системы специальных скидок.

Скидка с цены – это та сумма, на которую снижается цена в зависимости от изменения рыночных условий. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. В практике, особенно в международной торговле, используется около 20 различных видов скидок. Наибольшее распространение получили следующие виды.

Общая (простая) скидка – предоставляется с прейскурантной или со справочной цены товара. Простая скидка с прейскурантной цены составляет 20-30%, а в некоторых случаях доходит до 40%. Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудование, в частности на стандартное. К простой скидке можно отнести скидку, предоставляемую при покупке товара за наличный расчет (сконто). Она дается продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит и покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка составляет 2-3% справочной цены или соответствует размеру ссудного процента, существующему на денежном рынке.

Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15-20% оборота.

Скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного увеличивающего количества товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, так как при изготовлении машин одного и того же типа и размера снижаются их издержки производства.

Дилерская скидка предоставляется производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе заграничным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов, некоторых видов стандартного оборудования. Дилерские скидки на автомобили колеблются в зависимости от марки машины и составляют в среднем 15-20% розничной цены.

Специальные скидки  предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специальных скидок относятся скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, и скидки за длительность отношений, с помощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру.

Экспортные скидки предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.

Скрытые скидки предоставляются покупателям в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов.                         

Простая (непрогрессивная) скидка за наличный расчет применяется в том случае, когда покупатель готов оплатить товар наличными. Такая скидка соответствует ссудной ставке кредита и обычно равняется 2-3%.

Скидка за объем покупаемого товара предоставляется покупателям, закупающим товар большими партиями. Покупать товар в мелкой расфасовке при условиях его высокого потребления невыгодно.

Сюда же можно отнести и скидку с оборота, или бонусную скидку (бонус), предоставляемую постоянным покупателям в зависимости от оборота, обеспеченного в течение определенного срока (как правило, 1 года). Величина бонуса может достигать 15-30% суммы оборота.

Функциональная скидка, иначе называемая посреднической скидкой, предоставляется посредникам в канале распределения, которые берут на себя ряд функций, связанных с хранением, затариванием, ведением учета.

Прогрессивные скидки – это скидки за количество или серийность, которая предоставляется при постоянной закупке товара во все увеличивающемся объеме.

Специальные скидки предоставляются тому кругу покупателей, в заказах которых продавцы особо заинтересованы. Сюда же относятся цены на поставку пробных партий товаров.

Сезонные скидки – предоставляются вне сезона активного бизнеса. Особенно характерны для деятельности туристских предприятий.

Скрытые скидки предоставляются в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, а также путем предоставления различного рода бесплатных услуг.

Скидки за возврат ранее купленного товара и сервисные скидки за техническое обслуживание за все время эксплуатации применяются для расширения круга клиентуры.

Скидки за возврат ранее купленного товара у данной фирмы в размере 25-30% прейскурантной цены предоставляются покупателю при возврате им ранее купленного у данной фирмы товара устаревшего образца, устаревшей модели. Такие скидки применяются при продаже автомобилей, электрооборудования, подвижного состава, стандартного промышленного оборудования.

Скидки при продаже подержанного оборудования составляют иногда 50% первоначальной цены товара.

Клубные скидки – это скидки, предоставляемые членам различного рода потребительских обществ. По предъявлении документа, удостоверяющего членство, член клуба может получить скидку в размере 10-50% продажной цены и более.

Скидки с учетом международных коммуникаций осуществляются там, где (как, например, в арабских странах) не считают возможным подписать договор, если он не предусматривает скидку до 20-30% от первоначальной цены.

Зачеты представляют собой особый вид скидок. Под товарообменным зачетом понимается уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого. Под зачетами на стимулирование сбыта понимается вознаграждение для дилеров за их участие в рекламных мероприятиях в виде скидок на установленную для них цену.

Расчетные цены для специальных контрактов применяются тогда, когда иным путем, кроме расчетного, определить контрактную цену не представляется возможным.

Сюда относятся, к примеру, цены на впервые изготавливаемое по индивидуальным заказам специальное оборудование, для которого трудно найти соответствующий аналог.

Подобное оборудование обычно производится предприятиями, являющимися по существу монополистами в своей узкой области. Зачастую их деятельность связана с запатентованными изобретениями, соответствующими «ноу-хау», наличием высококвалифицированного персонала и специального оборудования. Однажды рассчитанные цены могут быть использованы и в последующих сделках такого рода. Однако это требует стабильности цен, а также устойчивости спроса и хозяйственных связей между партнерами.

Наконец, прямую личную продажу конечному потребителю целесообразно применять на тех рынках, где имеет место острая конкурентная борьба, а также там, где существует культурная традиция затягивать и разнообразить сам процесс покупки, добиваться в ходе этого процесса снижения продажной цены.

Часто процедура прямой личной продажи, сутью которой является непосредственное взаимодействие продавца с покупателем, находит свое развитие в так называемом сетевом маркетинге, который также называется многоуровневым. Основной задачей сетевого маркетинга является не продать клиенту данный товар, а проинформировать клиента о наличии такого товара и о его замечательных эксплуатационных качествах и выгодных условиях продажи и обслуживания. Проинформированный покупатель при наличии у него соответствующих ресурсов сам купит эту продукцию.

Потребитель продукции становится ее распространителем в том смысле, как это было сказано выше. Он становится информатором о наличии такой продукции и о ее свойствах. Сама компания-производитель не занимается рекламированием этой продукции и не содержит специальных торговых точек для ее продажи. Информация и реклама продукции осуществляется при непосредственном общении потребителей.

Продукция закупается непосредственно у компании-производителя, причем право на закупку имеют только участники этого бизнеса.

Выгода для производителей от сетевого маркетинга состоит в том, что они могут выйти на рынок и стабилизировать потребление без специальных затрат. Сэкономленные таким образом средства компания может вложить в совершенствование продукции, так что она оказывается лучше, чем у конкурента.

Применение цен в качестве средства перераспределения предпочтительнее тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве. Важной формой распределения национального дохода выступает, как известно, оплата труда, в которой цены играют немаловажную роль. Система цен и система оплаты труда образуют своего рода каркас распределения национального дохода в стадии производства, а последующее перераспределение осуществляется обычно в форме движения доходов в рамках финансовых и кредитных отношений. Воздействие цен на распределительно-перераспределительные процессы в обществе наиболее заметно проявляется в течение продолжительного периода времени.

Стимулирующая функция проявляется в реализации посредством системы цен экономических интересов всех участников воспроизводства и общества в целом. Особенно это значимо для рыночной экономики, когда на первое место выдвигаются экономические методы управления. Через систему цен стимулируется увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, улучшение структуры потребления.

Большую роль стимулирующая функция играет в решении социальных проблем, когда создаются благоприятные условия потребления товаров первой необходимости для малообеспеченных слоев населения.

Стимулирующая функция цены должна использоваться для активизации внедрения достижений научно-технического прогресса, прежде всего для производства и использования новой техники, прогрессивных материалов, энергоносителей, передовой технологии.

Социальная функция цен. С ценами и их изменениями связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

Решение социальных вопросов влияет на политическую ситуацию в регионе или в стране. Некоторые руководители государства и регионов используют ценовую политику в политической борьбе.

Информационная функция цены состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

В ходе исследования функций цен обращает на себя внимание их противоречивый, разнонаправленный характер. Например, стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом.

Учетная функция цены зачастую вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации.

Таким образом, все функции цены взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Проявляются они только в системе цен, а не в отдельно взятой цене на конкретный товар.

Существующие в настоящее время виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков.

В зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются, цены подразделяются на:

- отпускные цены изготовителя;

- отпускные цены оптовика;

- розничные цены.

Отпускная цена изготовителя – цена, применяемая субъектами хозяйствования при поставке (реализации, продаже, обмене) продукции (товара, услуг) в расчетах со всеми покупателями за исключением населения [26, 320].

Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения для оптового предприятия для последующей перепродажи.

Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятиям-посредникам или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям.

Отпускная цена оптового предприятия отличается от отпускной цены предприятия-изготовителя на величину оптовой надбавки.

Розничная цена – цена, по которой товар реализуется населению.

Розничная цена отличается от отпускной цены предприятия-изготовителя на величину оптовой и торговой надбавки; от отпускной цены оптового предприятия – торговой надбавкой.

Оптовая и торговая надбавки предназначены для покрытия издержек оптовых и торговых предприятий, уплаты всех установленных налогов и платежей и получения прибыли.

В зависимости от принадлежности продукции, услуг к определенной отрасли различают:

-               отпускные цены на промышленную продукцию;

-               закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

-               сметные цены на продукцию строительства;

-               тарифы на производственные и непроизводственные услуги.

 По способу установления различают: регулируемые и свободные (договорные) цены.

Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Они, как правило, применяются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, электроэнергия) и социально значимые для населения товары и услуги (хлеб, мясо, молоко, квартплата, коммунальные услуги).

Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон – продавцов и покупателей, а также определяются на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют целям рыночной экономики.

В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют цены для внутреннего (республиканского) и внешнего рынка.

Цены для внешнего рынка складываются на ввозимую (импортируемую) и вывозимую (экспортируемую) продукцию.

В зависимости от сроков действия различают постоянные (долговременные) цены, устанавливаемые без ограничения срока их действия, и временные цены.

С учетом территориального распространения различают единые республиканские и местные цены.

Единые республиканские цены (цены на электроэнергию, тарифы на грузоперевозки, коммунальные услуги) действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и регулируются центральными органами управления.

Местные цены формируются по определенным территориям (областям, районам) местными органами власти.

Отдельный блок в системе цен представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике: планово-расчетные, учетные, текущие и сопоставимые.

Планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании в расчетах между структурными подразделениями предприятия.

Учетные цены применяются для оценки движения продукции на предприятии.

Для анализа стоимостных показателей на всех уровнях управления широко используются текущие (цены текущего периода) и сопоставимые (неизменные) цены. Последние применяются для оценки стоимостных показателей в динамике (за пять лет) и исключения влияния изменения цен.

Все виды перечисленных цен образуют систему. В основе взаимосвязи всех цен лежит принцип сообщающихся сосудов: движение цен в одной подсистеме вызывает автоматические изменения во всех других подсистемах. Так, например, уровень закупочных цен определяет уровень розничных. В конечном счете на величину розничных цен оказывает влияние уровень всех других цен, тарифов и налогов. В свою очередь изменение розничных цен может привести к изменению всех других видов цен через изменение уровня издержек производства и обращения, например через повышение доли оплаты труда в затратах на производство.





Задача 1


Используя метод балловых оценок, определите свободную розничную цену фотоаппаратов «Зоркий» и «Зенит-М», если для расчета себестоимости одного балла принят фотоаппарат «Зоркий», себестоимость которого 105 руб. Коэффициент классности фотоаппарата «Зенит-М» - 1,25.

Балловая оценка параметров фотоаппаратов указанных марок:

Марка

Удобство пользования

Долговечность

Надежность

Дизайн

Сумма баллов

«Зоркий»

24

35

18

13


«Зенит-М»

26

40

15

14


Уровень рентабельности фотоаппарата «Зоркий» составляет 30% себестоимости; «Зенит-М» - 40% себестоимости, НДС- 20%, торговая надбавка – 15%.


Рассчитаем общую сумму баллов по обоим фотоаппаратам:

Марка

Удобство пользования

Долговечность

Надежность

Дизайн

Сумма баллов

«Зоркий»

24

35

18

13

90

«Зенит-М»

26

40

15

14

95


Определим себестоимость фотоаппарата «Зенит-М»:

С/с = (105 * 95 / 90) * 1,25 = 138,5 (руб.)

Рассчитаем рентабельность фотоаппаратов:

«Зоркий»: Р = 105 * 0,3 = 31,5 (руб.)

«Зенит-М»: Р = 138,5 * 0,4 = 55,4 (руб.)

Определим розничную цену фотоаппаратов:

«Зоркий»: Ц = ((С/с + Р) * 1,2)*1,15 = ((105 + 31,5) *1,2) * 1,15 = 188,37 (руб.)

«Зенит-М»: Ц = ((138,5 + 55,4) *1,2) *1,15 = 267,58 (руб.)





Задача 2


1. Составьте калькуляцию себестоимости стиральной машины.

2. Определите прибыль завода от реализации этой стиральной машины.

3. Определите свободную розничную цену стиральной машины и составьте ее структуру:

Известны:

1. Затраты на производство стиральной машины:

Сырье и основные материалы – 1200 руб.

Полуфабрикаты – 150 руб.

Транспортные расходы по доставке сырья, материалов, полуфабрикатов – 132 руб.

Топливо и электроэнергия на технологические цели – 9 руб.

Основная зарплата производственных рабочих – 300 руб.

Дополнительная зарплата производственных рабочих – 15% к основной зарплате производственных рабочих

Отчисления на социальное страхование – 37% всей суммы зарплаты производственных рабочих

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 162% основной зарплаты производственных рабочих

Цеховые расходы – 142 % основной зарплаты производственных рабочих

Общезаводские расходы – 125% основной зарплаты производственных рабочих

Прочие производственные расходы – 62% основной зарплаты производственных рабочих

Внепроизводственные расходы – 0,55% производственной себестоимости

2. Свободная отпускная цена (с НДС) – 4 400 руб.

3. НДС – 20% к свободной отпускной цене (без НДС)

4. Торговая надбавка – 25% к свободной отпускной цене.


1. Составим калькуляцию себестоимости стиральной машины:

Вид затрат

Сумма, руб.

1. Материальные затраты

Сырье и основные материалы

Полуфабрикаты

Транспортные расходы по доставке сырья, материалов, полуфабрикатов

Топливо и электроэнергия на технологические цели


1200

150


132

9

Итого материальных затрат

1491

2. Трудовые затраты

Основная зарплата производственных рабочих

Дополнительная зарплата производственных рабочих

Отчисления на социальное страхование


300

300*0,15=45

(300+45)*0,37=128

Итого трудовых затрат

473

3. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

300*1,62=486

4. Цеховые расходы

300*1,42=426

5. Общезаводские расходы

300*1,25=375

6. Прочие производственные расходы

300*0,62=186

7. Производственная себестоимость (1+2+3+4+5+6)

3437

8. Внепроизводственные расходы

3437*0,55=1890

9. Полная себестоимость (7+8)

5327


Следовательно, полная себестоимость равна 5327 рублей.


2. Определим прибыль завода от реализации этой стиральной машины.

Рассчитаем розничную цену:

Ц роз = 4400*1,25 = 5 500 (руб.)

Найдем прибыль завода:

П = 5500 – 5327 = 173 (руб.)







Список используемой литературы


1.           Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике. М: Дело и сервис, 2002. 255с.

2.           Артемонова О.В. Цены и ценообразование. Челябинск: Фотохудожник, 2001. 65с.

3.           Анохин Н.А. «Предпринимательское право». М. – 2000. – 315с.

4.           Биншток Ф.И. Ценообразование. М: Инфра М, 2001. 196с.

5.           Бойдейл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей. – М.: АО «ИНФРА – М» - АОЗТ «Премьер», 2000. –  204 с.

6.           Быков А. Г. «Предпринимательское право». М. - 2000. – 408с.

7.           Васильева Н.Э. Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. М.: Бизнес-школа, 1995. 63с.

8.           Виклеев А.А. Розничные цены. М.: Финансы и статистика, 1990. 268с.1.Герасименко В.В. Управление ценовой политикой компании. М.: Эксмо, 2006. 687с.

9.           Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995. 186с.

10.      Грекова И.Н. Ценообразование. Минск: Новое знание, 2004.158с