Содержание

1. В чем состоит сущность, причины обострения и перспективы решения глобальной продовольственной программы?. 3

2. Как можно охарактеризовать различия в практике осуществления международной экономической интеграции?. 8

3. Как классифицируются   основные формы межстрановой миграции капитала?  16

Список литературы.. 19

 

1. В чем состоит сущность, причины обострения и перспективы решения глобальной продовольственной программы?

Масштабы продовольственной проблемы

Мировую продовольственную проблему называют одной из главных  проблем XXI в. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс – численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 800 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой.

Наиболее остро проблема дефицита продуктов питания стоит во многих развивающихся странах (к ним по статистике ООН относится и ряд постсоциалистических государств). В частности, к числу наиболее нуждающихся стран, где средне душевое потребление продовольствия по энергетической ценности составляет менее 2000 ккал в день и продолжает снижаться, Того и Монголия.

В то же время в ряде развивающихся стран уровень потребления на душу населения в настоящее время превышает 3000ккал в день, т.е. находится на вполне приемлемом уровне. К данной категории относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Марокко, Мексика, Сирия и Турция.

Другим важнейшим аспектом продовольственной проблемы является несбалансированность питания. Так, для современной России характерно не столько снижение энергетической ценности потребляемого продовольствия, сколько ухудшение структуры питания. Иными словами, душевое потребление наиболее важных видов продовольствия находится значительно ниже медицинских норм, рекомендуемых для полноценного питания, и продолжает сокращаться. В 1999 г. потребление мяса и мясопродуктов в расчете на одного человека составило 50 кг (при норме 81 кг), молока и молочных продуктов – 229 кг (норма 392 кг), растительного масла – 7,9 кг (норма – 13 кг), сахара – 33 кг (норма 40,7 кг). Наибольшую остроту продовольственная проблема в России приобрела в 90-е гг. в связи с резким снижением жизненного уровня основной части населения и падением сельскохозяйственного производства более чем в 1,5 раза.

Мировое производство сельскохозяйственной продукции сдерживается ввиду ограниченности угодий, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Это связано с высоким уровнем урбанизации, необходимостью сохранения лесных массивов, ограниченностью водных ресурсов. Наиболее остро проблема дефицита продовольствия стоит перед беднейшими странами, которые не в состоянии выделять значительные средства на импорт продуктов питания.[1]

Мировая торговля продовольствием

Несмотря на то, что основная часть продовольствия потребляется там, где оно произведено, международная торговля продуктами питания ведется весьма интенсивно. Объем мирового экспорта продовольствия составляет более 300 млрд. долл. в год.

Основные участники международной торговли продовольствием – развитые страны, прежде всего США, Франция, Нидерланды, Германия. На долю этой группы стран приходится порядка 60% мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж продовольствия приходится на страны Азии, Африки, и Латинской Америки. Доля стран с переходной экономикой незначительна и составляет менее 5%.

Россия является крупным нетто-импортером продовольствия и сырья для его производства, ежегодно закупая этих товаров на сумму более 10 млрд. долл. (прежде всего мясо и мясные продукты, сахар, зерно, а также молоко и молочные продукты).

Наиболее активно ведется международная торговля зерновой продукцией, а также (в меньшей степени) мясными и молочными товарами и сахаром. Главными поставщиками зерна являются США, Канада, ЕС (в основном Франция), Аргентина и Австралия. На их долю приходится 9/10 мирового экспорта пшеницы и кормового зерна (табл. 1).

 

Таблица 1. Мировой экспорт зерна в 1999/2000 –2001/2002 сельскохозяйственных годах (с июля по июнь), млн. т.

Страны

Пшеница

Кормовое зерно

1999/

2000

2000/

2001

2001/

2002

1999/

2000

2000/

2001

2001/

2002

США

Канада

ЕС

Аргентина

Австралия

Всего пять экспортеров

Мир в целом

Доля пяти экспортеров в мировом экспорте, %

27,0

17,9

16,9

9,6

18,4


89,8

97,2




92,4

28,1

21,1

14,0

9,2

15,3


87,7

98,4




89,1

29,0

14,5

16,0

7,0

14,5


81,0

93,3




86,8

52,2

5,0

8,6

11,4

4,4


81,6

92,2




88,5


44,4

3,5

4,1

13,1

2,9


68,0

86,6




78,5


49,8

3,5

9,1

12,5

3,5


78,4

90,7




86,4


 

Страны – ведущие экспортеры продовольствия являются одновременно его крупными покупателями. Так, США, обеспечив себе, ключевые позиции в поставках стратегического продовольственного сырья, импортируют в больших количествах фрукты и овощи, кофе, какао, чай, специи и ряд других товаров. В 2000 г. экспорт продовольствия Соединенными Штатами составил 47 млрд. долл., а импорт – 22 млрд. долл.

Протекционизм в мировой торговле продовольствием

Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе и продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения. Необходимость осуществления реформ в указанной сфере была вызвана ростом государственной поддержки и протекционизма во многих странах, особенно развитых.

Проводимая политика поддержки высоких внутренних цен привела к перепроизводству ряда сельскохозяйственных товаров и широкому распространению экспортных субсидий и ограничений на импорт, что в свою очередь осложнило межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере. Отсутствие согласованных на международном уровне правил и процедур неоднократно являлось поводом для возникновения противоречий, чреватых порывом стабильности международной торговли и возникновением торговых войн.

Основные «битвы» развертывались между ЕС и США, которые вследствие проблем со сбытом практиковали широкомасштабное применение субсидий при поставках своего зерна на внешние рынки. Эти действия вызывали активное противодействие со стороны Канады, Австралии и других более мелких экспортеров, чье финансовое положение не позволяет применять субсидии в больших размерах. В целом по развитым странам уровень поддержки сельского хозяйства в период 1996-2001 гг. составлял от 42 до 47%. Совокупный денежный эквивалент субсидий производителям, рассчитанный по методике ОЭСР, приближался к 180 млрд. долл. (к настоящему времени он снизился на 30 млрд. долл.).

ВТО и мировая торговля продовольствием

Вопрос ослабления протекционизма во внешней торговле сельскохозяйственной продукцией является одним из главных в деятельности Всемирной торговой организации. Важное место в основополагающих документах занимает соглашение по сельскому хозяйству, которое предполагает перевод всех нетарифных барьеров в тарифные эквиваленты и постепенное снижение тарифов (за шесть лет, начиная с 1998 г., - в среднем на 36% по сравнению с 1986-1988 гг.), снижение экспортных субсидий (бюджетных ассигнований на субсидирование экспорта – на 36% за шесть лет и его объема – на 21% по сравнению с периодом 1986-1990 гг.), сокращение уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства (агрегированный показатель предполагается снизить на 20% по сравнению с 1986-1988 гг.).

При этом развивающиеся страны принимают пониженные обязательства (2/3 от обязательств развитых стран), и они вводятся в действие на протяжении 10 лет. Наименее развитые страны вообще освобождаются от обязательств.

В результате реализации этих мер можно ожидать усиления позиций на мировом продовольственном рынке тех стран, которые обладают наиболее развитым сельским хозяйством, ориентированным на потребности внешнего рынка (США, ЕС, Канада, Австралия, Аргентина и др.). В то же время производители сельскохозяйственной продукции в государствах – нетто-импортерах продовольствия, если не сумеют приспособиться к новым условиям, понесут значительные потери вследствие сокращения субсидирования их производства. Население этих стран может столкнуться со все возрастающим импортом всех видов сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерна, сахара, мясных и молочных продуктов, и соответственно с удорожанием продаваемого продовольствия, так как местные продукты не будут больше субсидироваться.[2]

Перспективы решения продовольственной проблемы

Многие международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время усилие мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где наблюдается его нехватка, т. е. в ряде государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы.[3]


2. Как можно охарактеризовать различия в практике осуществления международной экономической интеграции?

Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции. Излишками изготовленной продукции стали обмениваться сначала соседние племена, отдельные семьи и лица, а затем и государства.

Купеческие караваны пересекали пустыни, а торговые суда бороздили    моря и океаны, прокладывая все более прочные пути хозяйственного взаимодействия отдаленных друг от друга государств. Это были первые попытки сближения народов, во многом обусловленные различиями природного фактора в выборе хозяйственного направления. Подлинное взаимодействие началось на ранних стадиях развития капитализма. Сложившиеся до этого двухсторонние и трехсторонние внешнеторговые связи начинают перерастать во всемирную связь. В эпоху промышленного переворота возрастает взаимосвязь национальных хозяйств, перерастание их в мировой рынок не столько на природном, сколько на человеческом факторе деятельности.

По мере развития крупной машинной индустрии, увеличения масштабов производства, углубления специализации в самой промышленности стало невозможным выпускать постоянно увеличивающуюся номенклатуру изделий в рамках отдельных стран. Получают распространение наиболее развитые формы внутриотраслевой специализации в самой промышленности. Дальнейшее развитие всемирных производительных сил обусловило тенденцию к углублению международного разделения труда.

Каждая страна располагает определенным количеством природных богатств, исторически накопленным интеллектом людей (знаниями, навыками, опытом).

Первым аргументом в пользу обмена результатами хозяйственной деятельности между двумя такими странами будет различие условий производства: в одной стране есть то, чего нет в другой, но без чего не может развиваться современная промышленность. Это относится и к предметам личного потребления.

Вторым аргументом в пользу обмена выступают издержки производства. Затраты на производство той или иной продукции в разных странах неодинаковы. Издержки на единицу мощности легкового автомобиля в Японии ниже по сравнению с автомобильной промышленностью США. Это обусловлено многими факторами. Южнокорейская и Тайваньская электроника дешевле Японской, прежде всего по причине дешевизны рабочей силы. Таких примеров можно приводить бессчетное количество. Чаще бывает выгоднее купить у других, чем производить все в полном объеме у себя. Адам Смит подкрепил это положение простым примером: Вполне возможно, - писал он, произвести виноградное вино в Шотландии, но затраты будут при этом чрезмерны. Выгоднее производить в Шотландии овес и обменивать его на вино из Португалии. Давид Рикардо пошел дальше, обосновывая этот принцип на трудовой теории стоимости и доказал, что от специализации выигрывают обе страны. Он считал также, что выгоду от специализации получают, в конечном счете, все классы, поскольку она ведет к накоплению капитала, соответственно - к экономическому росту и увеличению спроса на рабочую силу.

Интеграция экономическая, форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов и др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАН и др.).

Экономическая интеграция - это процесс сближения и взаимопереплетения экономик нескольких стран с однородными социально-экономическими системами, нацеленный на создание единого хозяйственного организма.

Это осо­бый этап в про­цес­се ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции хо­зяй­ст­вен­ной жиз­ни, ко­то­рый ве­дет к соз­да­нию но­во­го ка­че­ст­ва - це­ло­ст­но­сти обо­соб­лен­но­го хо­зяй­ст­вен­но­го ком­плек­са не­сколь­ких го­су­дарств (од­но­род­ный, внут­рен­не сли­тый хо­зяй­ст­вен­ный ме­ха­низм).

Основными при­зна­ками ин­те­гра­ции являются:

взаи­мо­про­ник­но­ве­ние и пе­ре­пле­те­ние на­цио­наль­ных про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов;

на этой ос­но­ве про­ис­хо­дят глу­бо­кие струк­тур­ные из­ме­не­ния в эко­но­ми­ке стран-уча­ст­ниц;

не­об­хо­ди­мость и це­ле­на­прав­лен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов; воз­ник­но­ве­ние меж­го­су­дар­ст­вен­ных  (над­на­цио­наль­ных или над­го­су­дар­ст­вен­ных) струк­тур (ин­сти­ту­цио­наль­ные струк­ту­ры).

Ус­ло­вия ин­те­гра­ции:

раз­ви­тая ин­фра­струк­ту­ра;

на­ли­чие по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний пра­ви­тель­ст­ва (соз­да­ние ус­ло­вий для ин­те­гра­ции - по­ли­ти­че­ская и эко­но­ми­че­ская ба­за);

Уров­ни ин­те­гра­ции:

мак­ро­эко­но­ми­че­ский (го­су­дар­ст­вен­ный уро­вень);

мик­ро­эко­но­ми­че­ский (меж­фир­мен­ный - ТНК).

Раз­ви­ваю­щие­ся стра­ны соз­да­ют ин­те­гра­ци­он­ные груп­пи­ров­ки для пре­одо­ле­ния про­блем ин­ду­ст­риа­ли­за­ции. Чис­ло груп­пи­ро­вок в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах со­став­ля­ет при­бли­зи­тель­но от 35 до 40. При­ме­ром мо­жет слу­жить МЕР­КО­СУР (1991 год - Асун­сь­он­ское со­гла­ше­ние) в со­став ко­то­ро­го вхо­дят Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Па­ра­гвай и Уруг­вай. Це­ля­ми груп­пи­ров­ки яв­ля­ют­ся - сни­же­ние бюд­жет­но­го де­фи­ци­та, пре­одо­ле­ние кри­зи­са.


Типы интеграции и  признаки:

Тип ин­те­гра­ции

При­зна­ки

Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли

Фор­ма со­гла­ше­ния, ко­гда уча­ст­ни­ки до­го­ва­ри­ва­ют­ся о сня­тии та­мо­жен­ных та­ри­фов и квот в от­но­ше­нии друг дру­га. При этом к треть­им стра­нам - у ка­ж­до­го своя по­ли­ти­ка. При­ме­ры: НАФ­ТА, ЕЭС.

Та­мо­жен­ный со­юз

Еди­ная та­мо­жен­ная по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к треть­им стра­нам. Од­на­ко воз­ни­ка­ют и бо­лее серь­ез­ные внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия.

При­ме­ром мо­жет слу­жить ЕЭС.

Об­щий ры­нок

Пол­ное уст­ра­не­ние пре­пят­ст­вий для пе­ре­ме­ще­ний всех фак­то­ров про­из­вод­ст­ва ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми. В про­цес­се ре­ше­ния на­хо­дят­ся та­кие во­про­сы, как: пол­ное со­гла­со­ва­ние эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки и т.д., вы­рав­ни­ва­ние эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей.

Эко­но­ми­че­ский со­юз

Воз­ни­ка­ет на эта­пе вы­со­ко­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Про­во­дит­ся со­гла­со­ван­ная (или да­же еди­ная) эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и на этой ос­но­ве идет сня­тие всех пре­пят­ст­вий. Соз­да­ют­ся меж­го­су­дар­ст­вен­ные (над­го­су­дар­ст­вен­ные) ор­га­ны. Идут круп­ные эко­но­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния во всех стра­нах-уча­ст­ни­цах.

Ва­лют­ный со­юз

Фор­ма эко­но­ми­че­ско­го сою­за и од­но­вре­мен­но круп­ная со­став­ляю­щая эко­но­ми­че­ско­го сою­за. Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ва­лют­но­го сою­за яв­ля­ют­ся:

со­гла­со­ван­ное (со­вме­ст­ное) пла­ва­ние на­цио­наль­ных ва­лют;

ус­та­нов­ле­ние по со­гла­ше­нию фик­си­ро­ван­ных ва­лют­ных кур­сов, ко­то­рые це­ле­на­прав­лен­но под­дер­жи­ва­ют­ся Цен­тро­бан­ка­ми стран-уча­ст­ниц;

соз­да­ние еди­ной ре­гио­наль­ной ва­лю­ты;

фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ре­гио­наль­но­го бан­ка, яв­ляю­ще­го­ся эмис­си­он­ным цен­тром этой ме­ж­ду­на­род­ной ва­лют­ной еди­ни­цы.

В раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах под ва­лют­ным сою­зом по­ни­ма­ют кли­рин­го­вые со­гла­ше­ния.

Пол­ная эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция

Еди­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и, как след­ст­вие, уни­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ной ба­зы.

Ус­ло­вия:

об­щая на­ло­го­вая сис­те­ма;

на­ли­чие еди­ных стан­дар­тов;

еди­ное тру­до­вое за­ко­но­да­тель­ст­во;

и т.д.

 

Эта сис­те­ма раз­ра­бо­та­на ВТО и ГАТТ.

Пре­иму­ще­ст­ва:

Уве­ли­че­ние раз­ме­ров рын­ка - эф­фект от мас­шта­бов про­из­вод­ст­ва (для стран с ма­лой ем­ко­стью на­цио­наль­но­го рын­ка), на этой ос­но­ве не­об­хо­ди­мость оп­ре­де­ле­ния оп­ти­маль­но­го раз­ме­ра пред­при­ятия.

Воз­рас­та­ет кон­ку­рен­ция ме­ж­ду стра­на­ми.

Обес­пе­че­ние луч­ших ус­ло­вий тор­гов­ли.

Рас­ши­ре­ние тор­гов­ли па­рал­лель­но с улуч­ше­ни­ем ин­фра­струк­ту­ры.

Рас­про­стра­не­ние пе­ре­до­вой тех­но­ло­гии.

От­ри­ца­тель­ные по­след­ст­вия:

Для бо­лее от­ста­лых стран это при­во­дит к от­то­ку ре­сур­сов (фак­то­ров про­из­вод­ст­ва), идет пе­ре­рас­пре­де­ле­ние в поль­зу бо­лее силь­ных парт­не­ров.

Оли­го­поль­ный сго­вор ме­ж­ду ТНК стран-уча­ст­ниц, что при­во­дит к по­вы­ше­нию цен.

Эф­фект по­терь от уве­ли­че­ния мас­шта­бов про­из­вод­ст­ва при очень силь­ной кон­цен­тра­ции.[4]

Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических, экономических, военных и др.), обусловленную принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и самой системы. К подобному международному сообществу, как к системе середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы стран Европы, принадлежавших к различным политическим системам: страны — члены СЭВ и ЕЭС. Первоначально эти две системы региональных международных объединений формировались, прежде всего, на основе «набора» элементов совместимости в области экономики и идеологии, наиболее общих интересов развития и защитных барьеров.

В процессе исторического противоборства двух идеологических лагерей наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время как социалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли международное сообщество выиграло с его утратой.

Достигнутые за последнее время определенные положительные политические, экономические и, как следствие, — социальные результаты в странах — членах Европейского Союза дают основание и часто повод к выводу об уникальности и универсальности тех механизмов и принципов, на основе которых создано западноевропейское сообщество.

На пу­ти ин­те­гра­ции раз­ви­ваю­щих­ся стран всего мира можно выделить четыре основных пре­пят­ст­вия:

Ин­тег­ри­рую­щие­ся стра­ны сла­бо до­пол­ня­ют эко­но­ми­ки друг дру­га, что сдер­жи­ва­ет про­цесс ин­те­гра­ции; от­сю­да сле­ду­ет, что не­об­хо­ди­мы струк­тур­ные из­ме­не­ния;

Не раз­ви­та ин­фра­струк­ту­ра;

Раз­ли­чия уров­ней и по­тен­циа­лов раз­ви­тия;

По­ли­ти­че­ская не­ста­биль­ность.

Экономическая интеграция центрально-азиатских государств, в том числе в рамках Центрально-азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС), идет очень медленно. Основной причиной низких темпов интеграционных процессов в странах Центрально-азиатского региона и странах бывшего СССР является "слабая взаимодополняемость" экономик государств, ориентированных, в основном, на экспорт сырьевых материалов, которые нередко конкурируют между собой на внешних рынках, что тормозит региональную торговлю. Нехватка капитала в центрально-азиатских республиках не позволяет им также развивать активное сотрудничество в актуальной для них инвестиционной сфере.

Нельзя и не сказать о том, что с момента развала Советского Союза, за сравнительно длительный промежуток времени было подписано много документов, которые теоретически способствуют развитию отношений между странами, развитию экономик. Но все подписанные документы на практике ничего не значат и как мы видим интеграционные процессы протекают очень медленными темпами.

В настоящее время индустрия многих стран СНГ работает лишь на 10% своих мощностей. Проблемы, с которыми сталкиваются страны, одинаковы на всем постсоветском пространстве и решать их гораздо проще, объединив свои усилия в рамках СНГ. И, по-видимому, не случайно, что в настоящее время идет поиск новых путей взаимоотношений.

Решить проблемы экономической интеграции стран, не так легко как кажется. Казалось бы, для преодоления всех барьеров нужно решить 4 основных проблемы экономической интеграции, проблемы, также характерные тому или иному региону или стране, в результате чего решаются все противоречия. Однако это не так, нужно создавать и соблюдать соглашения, договора, нужно учитывать геополитическое положение страны, экономическое развитие и главное-желание к объединению в единый механизм.

Предпосылками становления и развития международной экономической интеграции являются не только уровень и степень международной специализации и разделения труда, характер комбинирования и кооперирования производства и формирования общего рынка реализации, единство границ и географического месторасположения, наличие единой инфраструктуры рыночных отношений, но и достаточно схожие социально-экономические условия, а также благоприятная законодательно-нормативная база организационно-экономического оформления международного интеграционного объединения.

Исторически практика интегрирования национальных экономик, капитала и внутренних рынков объединяющихся государств развивается преимущественно на основе, прежде всего, усиления ведущих, наиболее сильных национальных монополий, банков, играющих решающую роль в международных компаниях, других экономических и финансовых объединениях и представляющих интересы своих правительств. Отсюда именно правительства этих стран определяют стратегию экономического и политического интеграционного объединения. Что касается западноевропейского интеграционного объединения, то именно правительства США, Германии и Англии сегодня определяют не только стратегию экономического и политического развития Европы, но и ее судьбу.[5]


3. Как классифицируются   основные формы межстрановой миграции капитала?

Теории международного движения капитала в западной экономической литературе уделено достаточно много внимания. Начиная с 60-х годов появились работы об экономике стран, принимающих капитал. В этот период на политической карте в результате бурного национально-освободительного движения возникло большое число независимых развивающихся государств. Вследствие этого процесса в международных потоках перемещения капитала наметилась тенденция его движения из развитых стран в развивающиеся.

Видные западные экономисты С. Кузнец, Г. Хабернер, Г. Майер и др. в своих трудах доказывают, что планирование экономического роста в развивающихся странах немыслимо в современных условиях без возможности допуска иностранного капитала в экономику страны. Эти авторы развивают мысль о том, что благотворное влияние иностранного капитала на развивающееся хозяйство будет положительно сказываться во всех случаях независимо от того, в какой форме он вторгается в национальную экономику: - в форме частных прямых инвестиций и кредитов, в виде государственных инвестиций и кредитов, или в какой-либо иной форме. В каждом случае находятся аргументы, оправдывающие и рекомендующие иностранный капитал в качестве наиболее эффективного средства для достижения национального процветания. Прямые частные капиталовложения в промышленность, по их утверждению, не только приносят развивающимся странам чистый прирост национального богатства, но и влекут за собой приток иностранных специалистов, которые способствуют подъему технического и культурного уровня страны, облегчают возможность подготовки квалифицированных кадров, распространению наиболее современных технологических методов. Государственные капиталовложения в транспорт, связь, коммунальное хозяйство рассматривается как один из сильнейших стимулов, поощряющих национальную деятельность. Действительно, с одной стороны, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает преодолеть отсталость, интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны, привлечение иностранного капитала накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны - заемщика от кредитора, вызывает резкий рост внешнего долга. Таким образом, для национальной экономики иностранный капитал может иметь неоднозначные последствия.

В связи с этим ставится вопрос о расширении, прежде всего технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышения квалификации национальных кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Другими словами, сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.

Классификация межстрановой миграции капитала

По своему характеру и формам заграничные капиталовложения могут быть различными.

По источникам происхождения заграничные капиталовложения различаются следующим образом:

- Государственные капиталовложения (официальные) представляют собой средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты, помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций.

- Частный капитал – это средства из негосударственных источников, помещаемы за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическим или физическими). Сюда относятся инвестиции, торговые кредиты, межбанковское кредитование; они не связаны напрямую с госбюджетом. Но правительство держит их перемещения в поле зрения и может в пределах своих полномочий их контролировать и регулировать. В практике бывают весьма тонкие методы превращения государственных средств в частные инвестиции.

По срокам размещения заграничные капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.

- Ссудные инвестиции означают предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента.

- Предпринимательские инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда.

  По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные инвестиции.[6]




Список литературы



1.                     Мировая экономика / Под ред. Булатова А.С.. – М.: Юристъ, 2002 – 734 с.

2.                     Мировая экономика / Под ред. Ломакина В.К. – М.: ЮНИТИ, 2003 – 727 с.

3.                     Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 388 с.

4.                     Киреев А.П., Международная экономика. Международная экономика: движение товаров и факторов производства. – М.: Международные отношения, 2002. – 437 с.

5.                     Международные экономические отношения: Интеграция. - М.: ЮНИТИ, 2002. -  126 с.

6.                     Международные экономические отношения//Под. ред. Рыбалкина В.Е. – М.: Логос, 2001. – 365 с.






[1] Мировая экономика / Под ред. Ломакина В.К. – М.: ЮНИТИ, 2003 – с. 285


[2] Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 109


[3] Мировая экономика / Под ред. Булатова А.С.. – М.: Юристъ, 2002 – С. 374


[4] Международные экономические отношения: Интеграция. - М.: ЮНИТИ, 2002. -  С. 58


[5] Международные экономические отношения//Под. ред. Рыбалкина В.Е. – М.: Логос, 2001. –  С. 130


1.                       [6] Киреев А.П., Международная экономика. Международная экономика: движение товаров и факторов производства. – М.: Международные отношения, 2002. – С 283