Центросоюз РФ

Сибирский университет потребительской кооперации



Кафедра психологии и социального управления

Социально – технологический факультет




Реферат

По дисциплине: «Социальные технологии в социально – бытовой сфере»

На тему: «Технология личностного развития личности».







Выполнил: студент гр. Д – 22

Лобков К. А.

Проверила: Мордвинова Е. Л.







Новосибирск 2004

Содержание

 

 

 

 

 

Введение.. 3

1. Понятие процесса  становления и развития  личности.. 4

2. Факторы, влияющие на выбор технологии развития  личности.. 8

3. Развитие личности на разных этапах жизни человека.. 10

Заключение.. 21

Список литературы... 22


Введение

Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным "носителям" (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности - это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей - это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.

Целью данной работы является рассмотрение технологии личностного развития личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Описать этапы становления личности;

-       Охарактеризовать предпосылки развития личности;

-       Рассмотреть технологию личностного развития.

1. Понятие процесса  становления и развития  личности

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.[1]

Прежде чем рассматривать технологии личностного развития, необходимо уточнить понятия личности, его отличие от понятий человек, индивид.

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид – человек как единица общества.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится и все теоретические подходы психологии пытаются найти технологию становления личности и ее дальнейшего развития. Однако в современной психологии нет единой технологии формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из технологий развития личности, например:

-       биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,

-       социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.

-       психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. [2]

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов и все эти совокупности факторов также необходимо учитывать в технологиях личностного развития.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. С этим связаны и трудности в создании технологий развития личности, которая бы подходила ко всем людям, но отдельные технологии подходят сегодня только к определенной категории людей.

Существенная трудность в создании технологии личностного развития состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека и создать на этой основе какую-либо универсальную технологию развития личности от рождения до старости.

Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей.[3] Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Социализация личности – необходимый и самый важный аспект в технологии развития личности – представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.[4]

Выделяют следующие стадии социализации, необходимые для создания технологий личностного развития:[5]

1.     Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2.     Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

3.     Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

4.     Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в                     обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

-       Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.

-       Изменение себя, «стать как все».

-       Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

5.     Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

6.     Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Таким образом все эти этапы человеческой жизни коренным образом отличны друг от друга, что требует различных методов и подходов в разработке технологий личностного развития личности .Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.


2. Факторы, влияющие на выбор технологии развития  личности

В основе технологий личностного развития личности лежит 3 основных  момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.[6]

I. Индивидные свойства как фактор, влияющий на технологию развития личности.

Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение - очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.

Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Таким образом, данный фактор придает технологии личностного развития определенную специфичность, которая проявляется в индивидуальном подходе к развитию каждой личности.

II. Социально-исторический образ жизни как основа технологии развития личности определяет, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, содержание черт и установок личности, приобретенных в этой системе.

Социально-исторический образ жизни определяет такое пересечение на системе координат оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни, которое является условием осуществления деятельности человека и в совокупности - источником развития личности. Общественно-историческая ситуация обуславливает широту возможностей выбора личностью той или иной деятельности.

Данный фактор влияет на технологию личностного развития личности приобщая индивида к социальному пространству, порядкам общества и т.п.

III. На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие.

Движущая сила развития личности - противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становясь все более активным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества (от "времени жизни" к "времени жить") – все это также оказывает сильное воздействие на технологию развития личности, в которой появляются аспекты, приобщающие личность к интеграции с другими людьми.


3. Развитие личности на разных этапах жизни человека

Человек на протяжении своей жизни постоянно сталкивается с такими понятиями как «развитие личности, развитие ребёнка, развитие сознания», но вряд ли до конца их осознаёт. Дело в том, что каждый индивидуум понимает эту сложную систему по-своему, пользуясь собственными логическими построениями, домыслами, фантазией. Отсюда - большое количество новых техник, позволяющих развиваться личности во всех направлениях, интересных методик, практических и теоретических советов и уникальных в своём роде программ.[7]

Прежде всего, необходимо разобраться, с чего начинается само развитие личности, кто её способен развивать, с какого возраста предпочтительнее всего осуществлять этот процесс и какие этапы он должен пройти для того, чтобы личность впоследствии смогла самоактуализироваться.

Развитие личности лучше всего начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок представляет собой чистый лист бумаги, на котором с течением времени будут проявляться всё новые, более сложные символы.[8] Основа всему — это динамичность ума, на активности которого из заданного генотипа с его характерными чертами должна быть сформирована психическая пирамида, которая позволит из категории ума, как активного участника, выделить наблюдателя, как сторонника пассивности.

Наблюдатель или созерцатель может уже получить возможность к погружениям в пласт интеллектуального пространства. Таким образом возможно единение ума и интеллекта посредством психики. Когда это триединство будет сформировано, то из углов этого треугольника можно поднять линии, которые, соединясь, дадут такое состояние сознания, которое мы могли бы назвать Разумом. Вот так, кирпичик к кирпичику, выстраивая собственную пирамиду сознания, мы выводим простую формулу развития личности. Если же идти по этапам, то на первое место в кандидаты по развитию попадает Ум.

Давайте определимся сначала в термине «развитие». Изначально, рассматриваемый термин предполагает некое наличие чего-либо, которое, собственно и требует развития. Действительно, исходное сознание уже сформировано из всех вышеперечисленных участников, только одни проявлены в зачаточной форме, другие вообще находятся в состоянии виртуальности, как, например, психика и разум. Поэтому у нас, безусловно, уже есть что развивать, но главный вопрос заключается теперь в том, кто будет всё это развивать.

Это далеко не праздный вопрос, ведь на его ответе будет строиться технология процесса. Собственно говоря, у нас не так уж много в этом плане возможностей, по сути их только две - это внешние силы воздействия и внутренние силы противодействия. В психологических исследованиях было замечено, что люди охотнее всего манипулируют с теми идеями, которые были созданы ими самими в результате размышлений. Навязанные идеи, как правило, встречаются в штыки или, как максимум, подвергаются умственной коррекции. А если ум принимает внешние идеи безропотно, то это является серьёзным сигналом о том, что эта личность имеет глубинные дефекты или, проще говоря, патологию в сознании. Такую личность надо в данный момент не развивать, а лечить.

Однако, вернёмся к здоровому состоянию сознания, которое нуждается в развитии. Внешнее воздействие и внутреннее противодействие - это и есть та искомая двойственность, сила которой сможет решить нашу задачу. Сначала определим эту силу, способную развивать личность. Ей может быть только направленное, сконцентрированное и энергетичное внимание. Чтобы хоть как-то определиться в терминах, силы воздействия мы предлагаем называть воспитанием, а силы противодействия - развитием.

Значит, первым шагом к вершине разума будет формирование начального этапа ума, а ступенькой, начинающей это восхождение, будет внимание. Мы уже говорили о том, что человек изначально имеет всю сознательную гамму, а значит, наличие внимания так же не подвергается сомнению. Основная трудность в том, чтобы правильно акцентировать те формы, которые требуются относительно заданной проблемы.

Поэтому, конечно же, всё начинается с воспитания, которое ни в коем случае не должно иметь диктаторский характер, иначе мы сразу же получим реакцию отторжения, а если продолжать действовать в этом же режиме, то скоро придётся использовать и метод подавления. Естественно, что в таком варианте нельзя ставить вопрос о воспитании личности.

Воспитание внимания, с которого мы начнём организовывать ум, должно иметь вид предложения. Но это предложение может не вызвать энтузиазма, если не будет мотивированным презентабельностью и иметь внутренней значимости, поэтому форма предложения должна быть изысканной и привлекательной. Ещё одним необходимым условием является то, что такое предложение должно иметь подходящий уровень сложности.

Кроме того, желательно иметь целый ряд таких предложений с тем, чтобы, чередуя их последовательность, поддерживать высокий уровень заинтересованности. Также важно, чтобы этот набор предложений мог бы быть трансформирован в совершенно новый вариант, имея ряд комбинационных форм. Таким образом, мы приходим к выводу, что предложение - это по сути многообразный, разнообразный, значимый, интересный набор информации, имеющий конструкторскую структуру, которую предлагает воспитатель. Реакция внимания, а так же её пролонгирование как заинтересованность, уже есть элемент развития, который может проходить только в режиме саморазвития.

В данной работе предложен для осмысления только лишь первый этап развития личности. Начиная развитие с собственной личности, человек приобретает массу полезных знаний и навыков, необходимых для познания окружающего мира в целом и отношений между людьми в частности.

Второй этап развития личности

Первую часть нашей беседы мы закончили на том, что пролонгировали внимание заинтересованностью и создали устойчивый интерес к теме. Следующим этапом этого процесса должно стать снижение уровня внешних предложений с тем, чтобы саморазвитие превратило развитие в самодостаточную величину.

Поэтому далее последует предложение о коррекции, то есть простое внимание должно стать комбинационным, чтобы Ум мог с помощью такого внимания или комбинаторики вносить личностную правку в предложение, создавая таким образом его модификацию. Такая модификация внешнего через комбинаторику внимания и устойчивый интерес к этому процессу со стороны внутреннего по закону подобия будет, комбинируя между собой отношения характерных дуальностей и закрепляя устойчивые связи, кристаллизировать пирамиду Психики. Таким образом, можно сказать, что посредством комбинаторики внимания мы развиваем мышление Ума, которое, в свою очередь, опосредованно создаёт индивидуальную Психику. Когда этот процесс получит выраженную динамику, можно будет переходить к дальнейшей работе по развитию Ума.

Этот процесс перевода внимания на внутренний экран мы называем погружением, а такое внимание будет уже называться созерцанием. Для чего всё это нужно? До сих пор комбинаторика Ума занималась только модификацией предложенного. Однако, чувство неудовлетворённости должно культивироваться с целью создания внутреннего посыла к тому, чтобы некоторое действие могло бы удовлетворить эту потребность. Такую потребность уже можно назвать тягой к творчеству. Но в этом сложном процессе первое место должна занять новизна идеи. Следовательно, творчество начинается с погружения, где на внутреннем экране созерцается некая тема, которая себя изжила и не подлежит модификации. Зачем это надо?

Творчество - это создание принципиально нового направления идеи, которая, тем не менее, является реальностью жизни. Значит, дело не в том, чтобы "родить" идею (да этого и не нужно делать, так как она уже является нашей повседневностью), необходимо просто увидеть её новую форму. Эвристическая теория гласит, что таким местом, где сосредоточены все возможные формы, не находящиеся в состоянии бесформенности и виртуальности, является интеллектуальное сознание. Вот для того, чтобы проникнуться духом идеи, требующей новой формы, и необходимо созерцать на экране уже известную форму. Когда произойдёт постижение идеи, а это генерируется активностью к творчеству, то созерцающее внимание проникнет за экран, где попадёт в пространство Интеллекта.

Внимание, созерцающее в интеллектуальном сознании форму, отвечающую заданной теме и найденную по принципу синхронных колебаний между экранным образом и интеллектуальной бесформенностью, можно назвать медитацией. Вытаскивание этой формы из интеллектуального пространства, осознание её и логическое изложение, уже можно называть разумным мышлением. А вот воплощение этой формы в реальность будет иметь другое название - творчество. Именно так, естественным путём был совершён переход от воспитательного процесса к саморазвивающему. Только в этом случае мы можем рассчитывать на творческое начало личности.

Но чем шире и разнообразней диапазон изначальных предложений, тем больше информационного материала сможет усвоить Ум, тем ярче будет гореть цветок Знания, тем сочнее будет плод Умения. Так же очень важно, чтобы воспитатель сумел вовремя превратиться в Учителя, а затем и в Сподвижника. Никогда перед учеником не должна стоять стена авторитаризма, которая подавляет, кумиризма, которая ограничивает. Когда мы говорим о взаимодействиях, стремящихся к развитию, то всегда следует иметь ввиду, что главным моментом, двигающим этот процесс, может быть только состояние устойчивого неравновесия. И оно выражается исключительно в отношениях между Умом и Интеллектом, а это, как мы уже знаем, является Психикой. Психическая подвижность и будет залогом требуемого неравновесия.

Но тут возникает вопрос, где же эти отношения могут себя проявлять? Человек живёт и действует в двух мирах. Это внутренний, основной мир, мир психики, и внешний, в котором сталкиваются интересы этих личностей. Помимо пространственных характеристик существуют ещё и временные, причём, человек живёт тоже в двойном времени: личном, внутреннем времени его психики, и времени отношений с внешним миром. Способность к совмещению этих временных потоков без потерь, мы можем назвать свободным или вольным течением. А энергия этого совмещённого потока в жизни личности будет называться Волей. Течение внутреннего времени соответствует состоянию Чести личности, а отношение внешнего времени, имеющего свою Мораль, к Чести мы будем называть Совестью. Значит Воля - это энергия Совести. Настаивая на том, что децентрализация Воли является ключевым моментом в развитии личности, мы предлагаем изучить этот раздел более подробно, но в следующий раз.

Третий этап развития личности

Действительно, говоря о плавающем центре как о состоянии устойчивого неравновесия, нам в первую очередь надо разложить это выражение на составляющие. Почему устойчивое? Только потому, что личное время имеет свой устойчивый центр, который удерживает эту полевую структуру от разрушения состоянием стабильности.

Но почему неравновесия? Потому что в этой трактовке речь идёт о том, что в таком взаимодействии находятся как минимум два центра, которые вместе составляют некий симбиоз, но не нарушающий, а если точнее, не имеющий возможности нарушить это сотрудничество. В такой совместной деятельности заложен один пункт, открывающий возможность к захвату общего, синтезированного центра. Вместе им тесно, а врозь они не могут, вот почему они обречены на борьбу за единство. А стимулирует этот процесс само время, как раз и делающее борьбу противоположностей равновесной неустойчивостью за счёт растягивания этих отношений. Чувство возникающей опасности от этого заставляет эту борьбу стать конструктивной через сотрудничество. Вот так этот процесс обретает личное время, становясь в ряд жизненных систем.

Система волевых отношений является эталоном, принципом жизни или сосуществованием живых систем, причём как в микромире, так и в макромире, вплоть до глобальных космических организаций. Одно живёт в другом, каждое развивается за счёт сотрудничества, используя внутренние резервы, которые являются производными тех же отношений. Значит, любая более крупная организация возникает как синтез малых, имеющих одну и ту же психическую схему. Поэтому любое объединяющее поле не может быть воспитателем, поскольку само организовано как более позднее. Воспитателем, развивающим систему, может быть только сама система, нуждающаяся в этом процессе, а окружающее поле, как макросистема, может стать только средой, опосредованно стимулирующей и способствующей этому процессу.

Поэтому в индивидуальном плане воспитание человека - это, прежде всего, закрытый процесс, глубоко личный, и только тогда конструктивный.[9] Любое внешнее воздействие должно играть роль побудительного мотива, который может иметь весьма разнообразные формы. Идея таких отношений в том, что непосредственное воспитание имеет личностную тенденцию, то есть, направлено против конкретного индивидуума, в то время как корни "сорняка" остаются нетронутыми. Опосредованное же стимулирование имеет безличный характер, потому что направлено против действия, но не личности. В этом случае уничтожаются "корни", что принципиально меняет картину. В таком подходе к проблеме человек оценивается не по его поступкам, а по его возможностям. Ущербность прямого воздействия ещё и в том, что таким образом можно изменить поступок, но не возможность, то есть добиться закамуфлированного поведения, что, конечно же, ещё более усугубляет процесс, делая его скрытым.

Предпочтительность опосредованного влияния состоит в том, что оно помогает увидеть самого себя в зеркале, а это уже является тем, что сделает для него самого невозможность проявления неадекватных поступков. Человек - не жёстко детерминированная форма, а процесс отношений во времени, и понять человека, значит понять его пространственно - временной процесс с тем, чтобы, изменяя среду, влиять на сам процесс. Снаружи изменить его нельзя, но повлиять можно. Только сама личность может изменить процесс, но созданная им, она так же не подвластна внешним силам.

Вот почему законченная картина магического влияния будет выглядеть следующим образом. Поле влияет на "стоячую волну" и она, испытывая неудобства, тем самым терзает личность как форму, которой так не нравится. Вначале она, не желая ничего менять, будет искать возможность для того, чтобы найти для волны другое положение. Если поле окажется настойчивым, то форма вскоре поймёт, что для волны с таким потоком нет места в этом поле. Когда это будет осознано, то форма начнёт изменять силовые линии волны, стараясь сделать её соответствующей данному полю. Но поле ведь состоит из тех же волн! Значит, меняясь, волна меняет поле, которое уже по-другому влияет на неё. Начинается процесс взаимокоррекции, а это именно то, что и требовалось. Ведь в этом процессе и скрыта идея самовоспитания как идеальной формы развития.[10]

Не надо строить иллюзий по поводу того, что однажды эти отношения станут идеальными и такое положение уже будет неизменным раз и навсегда. Это невозможно в принципе, так как мы живём во времени, и уже это утверждение само по себе создаёт условия для неравновесия. Кроме того, именно за счёт него мы удерживаем равновесие в стабильных параметрах. Свобода или воля, имея уровень манёвренности, не даёт жизни умереть. Не надо стремиться к идеалу в форме - это бессмысленно, лучше поддерживать процесс развития.

Поэтому целесообразнее было бы изменить отношения между воспитателем и воспитуемым. Ошибочная схема воспитательного процесса действует следующим образом: воспитатель - центр, а воспитуемые - поле. Новое положение изменяет эту схему следующим образом. Воспитатель является полем, а воспитуемый - центром, имеющим возможность создать ось, которая смогла бы оказывать паритетное воздействие на поле. Только в этом случае на основе взаимопонимания саморазвитие будет взаимодополняющим, а значит, и потенциально жизненным.

Не обязательно иметь какие-то методики, ведь саморазвитие - акт индивидуальный, имеющий свою психическую методику. Надо только пользоваться одним приёмом, создавать такие условия для саморазвития, которые бы не мешали или не препятствовали этой идее. Результирующим состоянием такого развития должна стать идея воина, ответственного за себя и свои поступки. Позиция такого воинствующего субъекта будет выражаться не в принципах равнения на лидера, не в главенствующем положении, не в безличном "вместе со всеми", а в волевом проявлении духа, который, как мы уже отмечали, состоит из внутреннего согласия и внешней гармонии и подпитывается энергией Интеллекта. Разумность такого личностного "Я " отвечает духу времени.

Методическим приёмом, отвечающим этим требованиям, может стать такая игра, где действия учеников будут абсолютно самостоятельными. Это очень важно, так как ученики с более сильной психикой могут подавлять слабых, развивая авторитаризм как удобную жизненную позицию, а другие, слабые, угодничество, покорность тоже как предпочтительную форму поведения. Значит, каждый человек индивидуально самостоятелен в своём изложении, а потому произведения двух разных людей не сравнивают между собой, я стараются выложить из них общую мозаичную картину. Затем происходит смена позиций, и так до тех пор, пока каждый не побывает на всех местах. После чего все эти мозаики сравнивают с тем, чтобы определить качества каждого и, показывая результаты, помогают анализировать. Через некоторое время урок желательно повторить для закрепления. Вариативность этих упражнений практически неисчерпаема.

Однако, поскольку мы ведём речь о важности и приоритете самовоспитания над воспитанием, то нужно понимать также состояния, которые будет не только переживать воспитуемый, но и созданные таким образом механизмы, сопутствующие и поддерживающие этот процесс в течении всей жизни. Прежде всего - это состояние Ученика, затем состояние Учителя. Спустя некоторое время появляется Исполнитель, за которым следует Корректор, и только потом - Созерцатель. Такой порядок не предполагает замену одного состояния другим или переключение в произвольном режиме. Это порядок набора внутренних возможностей, которые, не исчезая, тем не менее, образуют цельную единую структуру, составляющую личностное "Я".

Именно посредством этих состояний личность не только занимается саморазвитием, но и общается с внешним миром, причём, взаимопонимание достигается за счёт того, что язык общения точно дифференцирован относительно состояния источника. Имея полный набор активных форм, человек без труда сможет не просто понимать мир, но и соответствовать ему.

Заключение

В результате проделанной работы была рассмотрена технология личностного развития личности.

Были решены следующие задачи:

-       Описаны этапы становления личности;

-       Охарактеризованы предпосылки развития личности;

-       Раскрыта технология личностного развития личности.

Личностное развитие  происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., - показывает, какой сложной является проблема развития человека.


Список литературы

1.                Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. – СПб: Питер, 2001.

2.                Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Издательство "Институт психологии", 1999.

3.                Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

4.                Покрасс М.Л. Залог возможности существования. Четвертая категория существования. - Самара: Издательский дом "Бахрах", 2000.

5.                Покрасс М.Л. Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех ищущих выхода. - Самара: Издательский дом "Бахрах", 2003.

6.                Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2000.

7.                Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: «Инфра – М», 2003.

8.                Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: "Прогресс", 1998.

9.                Червоненко А. Беседы с Учителем. - М.: "Прометей", 1999.

10.           Эббингауз Г. Основы психологии. – СПб: Алетейя, 2001.



[1] Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Издательство "Институт психологии", 1999. – С. 54.

[2] Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2000. – С. 125.

[3] Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2000. – С. 167.

[4] Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. – СПб: Питер, 2001. – С. 91.

[5] Эббингауз Г. Основы психологии. – СПб: Алетейя, 2001. – С. 147.

[6] Эббингауз Г. Основы психологии. – СПб: Алетейя, 2001. – С. 236.

[7] Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. – СПб: Питер, 2001. – С. 159.

[8] Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: «Инфра – М», 2003. – С. 164.

[9] Покрасс М.Л. П48. Залог возможности существования. Четвертая категория существования. - Самара: Издательский дом "Бахрах", 2000. – С. 132.

[10] Червоненко А. Беседы с Учителем. - М.: "Прометей", 1999. – С. 45.