Содержание
Введение. 3
1. Краткая характеристика ЗАО «Сластена». 4
2. Технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Сластена» в 2002-2003 годах. 6
3. Структура управления ЗАО «Сластена». 11
3.1. Структура управления и процесс управления. 11
3.2. Штатное расписание. 14
3.3. Должностные обязанности основных участников. 15
4. План производства и реализации продукции. 22
5. Финансовый план ЗАО «Сластена». 32
6. Бухгалтерский баланс ЗАО «Сластена». 33
7. Финансовые результаты деятельности ЗАО «Сластена» за 2002-2003 годы 38
8. Образование и использование прибыли ЗАО «Сластена» в 2005 году. 39
8.1. График безубыточности предприятия. 39
8.2. Оценка конечного результата деятельности предприятия в 2005 году. 40
8.3. Разработка управленческих решений. 42
Заключение. 45
Словарь терминов. 46
Перечень используемой литературы.. 47
Приложение 1. 48
Введение
Под социально- экономическим объектом в менеджменте следует понимать хозяйствующий субъект, который образован в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации для осуществления производственно- хозяйственной деятельности – производства продукции или услуг и имеющий единую производственную, организационную структуру и систему управления.
В основе управления социально- экономическим субъектом лежит цель деятельности, которую необходимо достигнуть имеющимися средствами и ресурсами.
Целью данной работы выступает исследование, описание и представление конкретной организации в виде объекта управления.
В качестве объекта исследования в данной работе взята частная организация - Закрытое акционерное общество «Сластена», занимающееся производством и выпуском кондитерских изделий в городе Новосибирске.
В процессе своей деятельности предприятие ориентируется на более молодой сегмент потребителей - на детей.
Организация существует на рынке кондитерских изделий вот уже несколько лет и вполне успешно функционирует. Целью деятельности организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение потребностей населения в кондитерских изделиях.
Краткосрочная стратегия организации на сегодняшний день заключается в завоевании доли рынка кондитерских изделий, краткосрочная стратегия состоит в укреплении своих позиций и захвате существенной доли рынка.
Кондитерская продукция удовлетворяет основную потребность населения - потребность в употребление кондитерских изделий, она имеет ряд положительных характеристик: относительная недорогая и вполне доступна по цене.
В рамках данной работы представлены основные расчеты по экономической деятельности организации в 2002-2003 годах, а также планирование ее деятельности на 2 полугодие 2004 года
1. Краткая характеристика ЗАО «Сластена»
В качестве объекта исследования в данной работе выступает кондитерская организация Закрытое акционерное общество «Сластена», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).
Местонахождение общества: г. Новосибирск, ул. Красноярская -5 .
Основная цель деятельности ЗАО «Сластена»- получение прибыли и наиболее полное удовлетворение потребности населения в кондитерских изделиях.
Основной вид деятельности организации- производство и реализация кондитерских изделий на рынках города Новосибирска.
Кондитерские изделия организации на рынке отличаются индивидуальным дизайном и неповторимостью вкуса, что является большим преимуществом для потребителей.
В процессе производства и реализации продукции свои собственные ресурсы (прибыль, оборотные средства и т. д.), а также планирует привлечение определенной доли заемных средств в банках.
В процессе планирования руководство учло возможность возникновения ряда финансово- экономических рисков. Для их устранения в организации используется страхованием части рисков.
Краткосрочная стратегия организации на сегодняшний день заключается в завоевании доли рынка кондитерских изделий, краткосрочная стратегия состоит в укреплении своих позиций и захвате существенной доли рынка.
Уже в ближайший плановый год (2005 год) организация, судя по проведенным расчетам, планирует получить прибыль, превышающую значение предшествующих лет более чем в 6- 7 раз.
Как прописано в Уставе, ЗАО «Сластена», основной вид деятельности – производство сахаристых кондитерских изделий (конфет, шоколада, ириса, восточных сладостей). Организация является универсальным кондитерским предприятием.
Управленческий персонал организации весьма квалифицирован в области исследований рынка кондитерских изделий, что весьма положительно сказывается на хозяйственной деятельности организации.
На сегодняшний день по большинству экономических показателей (рентабельность, ликвидность, платежеспособность) ЗАО «Сластена» можно считать вполне процветающим и устойчивым в финансовом плане.
В целом, финансовое положение ЗАО «Сластена» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.
Основная стратегия фирмы «Сластена» сегодня- это стратегия прибыли. Так как организация находится на зрелой стадии жизненного цикла, когда конкуренция уже достаточно стабильна и темпы роста рынка уже слегка замедлены, то основной целью компании становится повышение ее рентабельности, а не рост (хотя рост по- прежнему продолжается, как и освоение новых сегментов). Инвестиции в организации сохраняются на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль доведена до максимума. Повышение рентабельности в организации достигается в результате квалифицированной сегментации рынка и эффективного использования имеющихся активов. Для повышения эффективности использования ресурсов в организации определяются те капиталовложения, где расходы могут быть снижены, доходы увеличены, и потенциал синергетического эффекта предельно используется. Можно сказать, что стратегия роста прибыли в компании «Сластена» успешно разработана, так как в итоге она приводит к увеличению положительного потока денежной наличности в организации.
Основными задачами компании «Сластена» на современном этапе является организация единых органов снабжения и сбыта; улучшение качества продукции, расширении ассортимента, модернизации знакомых сортов с целью более точного удовлетворения требований потребителя и разработка новых сортов.
2. Технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Сластена» в 2002-2003 годах
В рамках данной главы проведем краткий анализ деятельности ЗАО «Сластена» в 2002-2003 годах.
Информация о наличии основных средств в ЗАО «Сластена» за 2002-2003 годы содержится в таблице 1. Эти данные позволяют наиболее полно представить реальную ситуацию состояния основных фондов и изношенности на предприятии.
Таблица 1
Основные средства ЗАО «Сластена» в 2002- 2003 годах, тыс. руб.
Показатели |
2002 год |
2003 год |
|||||||
начало |
конец |
Изменение |
Среднее |
начало |
конец |
Изменение |
Среднее значение |
||
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
первоначальная стоимость |
3040,00 |
2823,00 |
-217,00 |
2931,50 |
2823,00 |
2570,00 |
-253,00 |
2696,50 |
|
Износ |
334,40 |
310,53 |
-23,87 |
322,47 |
310,53 |
282,70 |
-27,83 |
296,62 |
|
Остаточная стоимость |
2705,60 |
2512,47 |
-193,13 |
2609,04 |
2512,47 |
2287,30 |
-225,17 |
2399,89 |
Как видно из таблицы 1, в 2003 году наблюдается рост показателя остаточной стоимости основных средств в организации, что является положительной тенденцией.
В таблице 2 содержится информация о состоянии и эффективности
использования в организации основных средств. Коэффициенты в таблице 2 определены в соответствии c формулами, представленными в литературе.
Как видно из таблицы 2, коэффициент изношенности в организации в 2003 году падает, а пригодности, наоборот, растет, что может быть связано с обновлением основных фондов и их поступлением в начале 2003 года. Рост фондоотдачи в 4,2 раза свидетельствуют о повышении объема продукции, с каждого рубля стоимости фондов. Рост рентабельности свидетельствует о повышении значения прибыли, которую организация получает с каждого рубля, вложенного в основные фонды.
Таблица 2
Состояние и эффективность использования основных фондов
Наименование показателя |
2002 год |
2003 год |
Тенденция |
||||
начало |
конец |
среднее |
начало |
конец |
Среднее |
||
Коэффициент Изношенности |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,19 |
0,1 |
0,145 |
↓ |
Коэффициент Пригодности |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,81 |
0,9 |
0,855 |
↑ |
Фондоотдача, руб./ руб. |
- |
118,4 |
- |
- |
500,38 |
- |
↑ |
Рентабельность основных средств, % |
- |
332,04 |
- |
- |
498,3 |
- |
↑ |
Информация о размере оборотных средств в ЗАО «Сластена» содержится в таблице 3 (приложение 1).
Из таблицы 3 видно, что наибольшую долю в сумме оборотных средств составляет дебиторская задолженность.
Рис. 1. Динамика структуры оборотных средств по стадиям кругооборота ЗАО «Сластена» за 2002-2003 годы.
Как видно из рисунка 1, наибольшую долю в структуре оборотных средств занимает дебиторская задолженность ( в 2002 году – 94,68 %, а в 2003 году – падение до 99,16 %). Производственные запасы в 2002 году занимают 5,19 %, а в 2003 -0,71 %.
В таблице 4 отражена информация об эффективности использования оборотных средств на предприятии.
Таблица 4
Эффективность использования оборотных средств ЗАО «Сластена» в 2002- 2003 годах
Наименование показателя |
2002 год |
2003 год |
Динамика |
||||||||
Сумма, тыс руб. |
Коэффициент загрузки |
Длительность оборота, дн |
Коэффициент оборачиваемости |
Сумма, тыс. руб. |
Коэффициент загрузки |
Длительность оборота, дн |
Коэффициент оборачиваемости |
Коэффициент загрузки |
Длительность оборота, дн |
Коэффициент оборачиваемости |
|
Общая сумма оборотных средств |
6405,50 |
1,3690 |
499,68 |
0,73 |
6425,00 |
1,0160 |
370,83 |
0,98 |
-0,35 |
-128,85 |
0,25 |
Сырье и материалы |
345,50 |
0,0738 |
26,95 |
13,54 |
226,00 |
0,0357 |
13,04 |
27,98 |
-0,04 |
-13,91 |
14,44 |
Незавершенное производство |
0,00 |
0,0000 |
0,00 |
|
0,00 |
0,0000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Запасы готовой продукции |
0,00 |
0,0000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,0000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Дебиторская задолженность |
6055,00 |
1,2941 |
472,34 |
0,77 |
6194,00 |
0,9794 |
357,50 |
1,02 |
-0,31 |
-114,84 |
0,25 |
Деньги |
5,00 |
0,0011 |
0,39 |
935,80 |
5,00 |
0,0008 |
0,29 |
1264,80 |
0,00 |
-0,10 |
329,00 |
Как видно из таблицы 4, в 2003 году на предприятии наблюдался рост коэффициента оборачиваемости по всем видам оборотных средств.
В таблице 5 представлены более частные показатели анализа использования персонала ЗАО «Сластена».
Таблица 5
Система кадровых показателей в ЗАО «Сластена» в 2002- 2003 годах
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2002 год |
2003 год |
Динамика |
1 |
Образовательный состав: |
|
|
|
|
|
неполное среднее |
% |
1 |
1 |
- |
|
общее среднее |
% |
2 |
1 |
-1 |
|
среднеспециальное |
% |
5 |
1 |
-4 |
|
незаконченное высшее |
% |
7 |
5 |
-2 |
|
высшее |
% |
85 |
92 |
+7 |
2 |
Возрастной состав |
|
|
|
|
|
до 18 лет |
% |
- |
- |
- |
|
18-25 лет |
% |
- |
- |
- |
|
26-36 лет |
% |
10 |
9 |
-1 |
|
37-50 лет |
% |
45 |
52 |
+7 |
|
свыше 50 лет |
% |
45 |
39 |
-6 |
3 |
Средний возраст работающих |
лет |
40 |
40 |
- |
4 |
Структура персонала по полу |
|
|
|
|
|
женщины |
% |
85 |
90 |
+5 |
|
мужчины |
% |
15 |
10 |
-5 |
5 |
Распределение по стажу |
|
|
|
|
|
до 1 года |
% |
3 |
3 |
- |
|
1-3 года |
% |
2 |
2 |
- |
|
3-5 лет |
% |
10 |
11 |
+1 |
|
5-10 лет |
% |
15 |
9 |
-6 |
|
свыше 10 лет |
% |
70 |
75 |
+5 |
Как видно из таблицы 5, на предприятии наибольшую долю занимают работники с высшим образованием, причем в 2003 году доля работников с высшим образованием растет, что является положительной тенденцией в деятельности предприятия. На предприятии наибольшую долю занимают работники по возрасту старше 50 лет. Однако в 2003 году наблюдается тенденция к сокращению доли работников старше 50 лет и росту доли работников в возрасте от 37 до 50 лет. Таким образом, наблюдается омоложение состава персонала, что является весьма положительной тенденцией.
Структура расходов организации по элементам затрат представлена в таблице 6.
Таблица 6
Структура затрат ЗАО «Сластена» в 2002-2003 годах
Показатель |
2002 год |
2003 год |
Динамика |
|||
Тыс. руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|
Материальные затраты |
1800,00 |
45,42 |
1824,00 |
44,19 |
24,00 |
-1,23 |
Затраты на оплату труда |
1207,00 |
30,46 |
1421,00 |
34,42 |
214,00 |
3,97 |
На соцнужды |
492,00 |
12,41 |
584,00 |
14,15 |
92,00 |
1,73 |
Амортизация |
198,00 |
5,00 |
187,00 |
4,53 |
-11,00 |
-0,47 |
Прочие |
266,00 |
6,71 |
112,00 |
2,71 |
-154,00 |
-4,00 |
ИТОГО |
3963,00 |
100,00 |
4128,00 |
100,00 |
165,00 |
0,00 |
Как видно из таблицы 6, в 2003 году в организации наблюдался рост доли затрат на оплату труда, на соцнужды. При этом доля материальных затрат упала на 1,23 %
Рис.2. Динамика структуры материальных затрат ЗАО «Сластена» в 2002-2003 годах, тыс. руб.
Как видно из рисунка 2, наибольшую долю в структуре материальных затрат организации занимают затраты на материалы, а наименьшую – на энергию. Однако в 2003 году заметна динамика снижения доли затрат на материалы и роста доли затрат на услуги автотранспорта.
3. Структура управления ЗАО «Сластена»
3.1. Структура управления и процесс управления
Структурная организационно-производственная схема ЗАО «Сластена» изображена на рис.3. Она представляет собой линейно- функциональную структуру.
Показатель эффективности оргструктуры организации равен 0,86.
Управленческий персонал организации весьма квалифицирован в области исследований рынка кондитерских изделий, что весьма положительно сказывается на хозяйственной деятельности организации.
|
|
|
Рис. 3. Организационно- производственная структура ЗАО «Сластена»
Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции.
Генеральный директор ЗАО «Сластена» - Волков Анатолий Иванович, 45 лет, образование высшее экономическое, квалификация по диплому «Экономист- менеджер», предыдущие три места работы в должности генерального директора в ЗАО «Конфи», опыт работы в должности генерального директора в ЗАО «Сластена» - 7 лет.
Главный бухгалтер – Ядрышникова Ольга Петровна, 48 лет, образование высшее экономическое, специальность по диплому «Бухгалтер- экономист», предыдущие три места работы: старший бухгалтер ЗАО «Сладость», главный бухгалтер ООО «Шоколадка», опыт работы в должности главного бухгалтера в ЗАО «Сластена» - 9 лет.
Высшим органом управления в ЗАО «Сластена» является общее собрание акционеров. К его исключительной компетенции относятся:
- утверждение устава ЗАО;
- изменение размера уставного капитала;
- определение основных направлений деятельности ЗАО;
- утверждение директора ЗАО;
- избрание ревизора ЗАО;
- утверждение годовых финансовых отчетов.
Акционеры ЗАО имеют права:
- участвовать в управлении делами ЗАО;
- получать информацию о деятельности ЗАО;
- принимать участие в распределении дохода ЗАО;
- оказывать финансовую помощь в виде ссуд;
- получить в случае ликвидации ЗАО часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами или его стоимость.
Акционеры ЗАО обязаны:
- наделить ЗАО уставным капиталом;
- участвовать в работе органа управления ЗАО;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности ЗАО;
оказывать содействие в организации взаимоотношений с государственными предприятиями.
На рисунке 4 представлена общая система управления организацией.
Внешняя среда организации
|
|
|
вход
цель выход
ресурсы
информация
Рис. 4. Система управления ЗАО «Сластена»
Как видно из рисунка 4, основу функционирования организации составляют такие структурные элементы как основные средства, трудовые ресурсы и финансы организации, без которых невозможно его создание и функционирование. Общая система управления организацией разбивается на два элемента: управление функционирование и управление ее развитием. Управление функционированием подразумевает создание в организации организационно- управленческой структуры, определяющей систем управления в организации, а также создание информационной системы для обеспечения управленческой системы необходимой информацией о функционировании организации посредством разработки технологии принятия управленческих решений в организации.
Элемент управления развитием организации подразумевает создание в структуре организации системы маркетинга для исследования спроса на услуги, а также системы инвестирования для осуществления инвестиций в развитие и расширение деятельности.
Для управления в ЗАО «Сластена» существует проектно- организованная структура, которая представляет собой взаимосвязь органов управления на различных стадиях управления социально- экономическим объектом. Такая структура представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Проектно- ориентированная структура управления ЗАО «Сластена»
Система проектного управления в организации, ориентированная на ее проектную структуру позволяет достигнуть всех целей и задач деятельности ЗАО «Сластена».
3.2. Штатное расписание
Штатное расписание организации в соответствии с организационно- производственной структурой представлено в таблице 7.
Таблица 7
Штатное расписание ЗАО «Сластена»
Наименование работников |
Численность |
Тарифный коэффициент |
Разряд |
Затраты на зарплату, руб. |
|
2002 год |
2003 год |
||||
Генеральный директор |
1 |
10,07 |
18 |
50350 |
60420 |
Директор по производству |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
Директор по общим вопросам |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
Финансовый директор |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
Начальник юридического отдела |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
Начальник отдела кадров |
1 |
8,17 |
16 |
40850 |
49020 |
Главный бухгалтер |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
Ведущий бухгалтер |
1 |
4,51 |
11 |
22550 |
27060 |
Бухгалтер 1 категории |
1 |
3,53 |
9 |
17650 |
21180 |
Кассир |
1 |
2,44 |
6 |
12200 |
14640 |
Начальник сметно-планового отдела |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
Начальник коммерческого отдела |
1 |
9,07 |
17 |
45350 |
54420 |
Коммерческий отдел |
4 |
5,1 |
12 |
102000 |
122400 |
Рабочие цехов |
22 |
3,99 |
10 |
234600 |
281520 |
Производственный отдел |
2 |
4,51 |
11 |
45100 |
54120 |
ИТОГО |
40 |
- |
- |
842750 |
1011300 |
3.3. Должностные обязанности основных участников
Рассмотрим кратко обязанности некоторых наиболее основных ключевых фигур в процессе деятельности ЗАО «Сластена».
Генеральный директор ЗАО «Сластена» руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации, несет ответственность за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия и финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Он организует работу и направляет деятельность структурных подразделений на развитие и совершенствование производства.
Согласно должностной инструкции генерального директора в его обязанности входят следующие вопросы в ЗАО «Сластена»:
1) действие без доверенности от имени Центра, в том числе представление интересов Центра;
2) выдача доверенности на право представительства от имени Центра;
3) издание приказов о назначении на должность работников Центра, об их переводе увольнении, прин6ятие мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий;
4) действие в интересах Центра добросовестно и разумно при осуществлении им прав и исполнении обязанностей;
5) несение персональной ответственности за организацию рентабельности деятельности Центра;
6) осуществление полномочий, не отнесенных к компетенции участников (учредителей) Центра.
Директор по производству ЗАО «Сластена» определяет техническую политику и направление технического развития предприятия, обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, рациональное использование ресурсов. Он обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства и технической документации, технической эксплуатации и ремонт оборудования
Главный бухгалтер ЗАО «Сластена» осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за использованием материальный, трудовых и финансовых ресурсов сохранностью имущества предприятия. В обязанности главного бухгалтера входит обеспечение рациональной системы документооборота, применение прогрессивных форм и методов ведения учета. Главный бухгалтер обеспечивает составление бухгалтерской отчетности и предоставление ее в соответствующий орган.
Бухгалтер ЗАО «Сластена» занимается учетом затрат и себестоимости, выявлением источников образования потерь и расходов. Он осуществляет начисление и перечисление налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Также в его обязанности входит учет материалов основных средств и МБП.
Начальник планово - экономического отдела ЗАО «Сластена» руководит работой по экономическому планированию, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения ресурсов. Руководит проведением комплексного экономического анализа деятельности организации и разработкой мероприятий по эффективному использованию ресурсов, выявлению и использованию резервов производства.
Ведение бухгалтерского учета в ЗАО «Сластена» осуществляется бухгалтерской службой. Ниже представлено положение о бухгалтерской службе организации.
ЗАО «Сластена»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ЗАО «Сластена»
_________________Д.Я. Фукс
«___»______________200__г.
ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
1) Бухгалтерская служба является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономике. Бухгалтерская служба существует для того, чтобы консультировать и обслуживать другие отделы и подразделения предприятия по вопросам, относящимся к составлению отчетов, проведению и оценке финансовых операций.
2) Бухгалтерская служба предприятия охватывает решение следующих задач:
- Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.
- Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.
- Эффективное управление денежными потоками.
- Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.
- Осуществление контроля за финансовыми потоками предприятия.
- Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.
3) Бухгалтерская служба осуществляет ведение анализа и прогнозирования.
4) Важнейшие пути укрепления финансов и задачи бухгалтерской службы предприятия:
- разработка стратегической финансовой политики и путей ее реализации;
- системный и непрерывный финансовый анализ, постоянная оценка финансового состояния предприятия, определение на этой основе тактики реализации стратегических целей с учетом существующей ситуации;
- разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов, плана финансового оздоровления, планирование денежных потоков, разработка других планов; использование бюджетирования в годовом планировании;
- обеспечения ликвидности предприятия за счет комплекса соответствующих мероприятий, среди которых следует выделить оптимизацию источников оборотных средств и структуры капитала предприятия в целом с учетом использования величины заемных средств и стоимости капитала на основе его средневзвешенной цены;
- управление финансовым циклом на основе оптимизации времени обращения запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечение ускорения оборачиваемости средств в соответствии с их кругооборотом как фактора повышения рентабельности собственных средств;
- улучшение организации оборотных средств, их нормирования, приведение запасов в соответствие с их нормативами, повышение эффективности их использования;
- управление дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее размера и объема продаж и сокращения безнадежных долгов;
- более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;
- управление процессом реализации продукции с целью оптимизации объема продаж в соответствии с принятой стратегией и на этой основе определение наиболее эффективных для предприятия форм безналичных расчетов;
- осуществление мер по эффективному использованию производственных фондов и создание соответствующей структуры имущества предприятия с целью обеспечения удовлетворительной структуры баланса;
- мобилизацию финансовых ресурсов, контроль за эффективным их использованием и сохранностью;
- направления в области увеличения прибыли и обеспечения рентабельности;
- разработка и реализация плана повышения рентабельности, увеличения прибыли;
- анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»;
- оптимизация затрат предприятия на основе анализа их поведения и методов включения их в себестоимость;
- внедрение управленческого учета с целью максимизации прибыли на основе использования производственного рычага, маржинального анализа, точки безубыточности, зоны финансовой безопасности; факторный анализ прибыли и рентабельности; анализ и управление факторами рентабельности собственных средств: рентабельностью продаж, оборачиваемостью средств, структурой капитала.
Должностная инструкция главного бухгалтера представлена ниже.
ЗАО «Сластена»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ЗАО «Сластена»
_______________Д.Я. Фукс
«____»______________200__ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА
1. Должностные обязанности
1) Осуществляет организацию бухучета хозяйственно- финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности.
2) Формирует в соответствии с законодательством о бухучете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности фирмы.
3) Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов.
4) Обеспечивает порядок проведения инвентаризации.
5) Организует учет имущества поступающих основных средств товарно-материальных ценностей и денежных средств.
6) Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
7) Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов, расчетов и платежных обязательств.
8) Участвует в проведении экономического анализа деятельности предприятия.
9) Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных и товарно-материальных ценностей.
10) Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах, об использовании бюджета.
11) Оказывает методическую помощь работникам подразделений фирмы по вопросам бухгалтерского учета и контроля.
12) Руководит работниками бухгалтерии.
ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- постановления, приказы по вопросам бухучета и составления бухгалтерской отчетности;
- гражданское право, финансовое и налоговое законодательство;
- структуру предприятия и перспективы его развития;
- положения и инструкции по организации бухучета в фирме;
- прядок ведения операций и организацию документооборота по участкам учета;
- формы и порядок финансовых расчетов;
- методы экономического анализа;
- порядок оприходования, хранения и расходования средств фирмы;
- правила расчета с дебиторами;
- условия налогообложения;
- Правила проведения инвентаризации денежных средств и ТМЦ;
- Порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности;
- Основы технологии производства;
- Рыночные методы хозяйствования;
- Правила и нормы охраны труда.
ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ
Высшее профессиональное образование и стаж финансово- бухгалтерской работы не менее 5 лет.
4. План производства и реализации продукции
Разработка бюджета продаж представляет собой определение целевого объема и структуры продаж. В ходе разработки базовые принципы взаимосвязи показателей затрат, уровня цен, физического объема как факторов, определяющих доход от реализации, - это та методологическая основа, без которой эффективное планирование бюджета продаж невозможно.
Сначала составляем прогноз продаж в виде таблицы 8. Объем планируемых продаж определяется с учетом множества факторов: деятельность конкурентов, положение на рынке, стабильность поставщиков и покупателей, результатов маркетинговых исследований, сезонности, цикличности, политики ценообразования в ЗАО «Сластена», рентабельности продукции [10,с. 36].
Таблица 8
Прогноз продаж на 2005 год в ЗАО «Сластена»
№ п\п |
Виды продукции |
Планируемые продажи, тонн |
Планируемая цена реализации за кг, руб. |
1 |
Конфеты «Радуга» |
22 |
60 |
2 |
Конфеты «Какао бобы» |
11 |
70 |
На основе прогноза продаж составляем бюджет продаж в виде таблицы 9. Он является результатом обсуждения планов реализации продукции управляющими, аналитиками и персоналом отделов сбыта и торговли.
Таблица 9
Бюджет продаж на 2005 год в ЗАО «Сластена»
№ п\п |
Виды продукции |
Планируемые продажи, тонн |
Цена реализации за кг, руб. |
Объем продаж, руб. |
1 |
Конфеты «Радуга» |
22 |
60 |
1320000 |
2 |
Конфеты «Какао бобы» |
11 |
70 |
770000 |
|
Итого |
- |
- |
2090000 |
Производственная программа зависит от планового объема реализации и величины товарных остатков (запасов готовой продукции)[10, с. 37].
Соотношение объемов реализации, выпуска и величины товарных остатков можно выразить следующим образом по формуле (1):
ОП = Опр – ТО н.п. + ТО к.п., (1)
где ОП - объем производства, руб.;
Опр – объем продаж, руб.;
ТО н.п. – товарные остатки на начало периода, руб.;
ТО к.п. – товарные остатки на конец периода, руб.
Производственная программа для ЗАО «Сластена» представлена в таблице 10.
Таблица 10
Производственная программа ЗАО «Сластена» на 2005 год
№ п\п |
Показатели |
Конфеты «Радуга» |
Конфеты «Какао бобы» |
1 |
Плановый объем продаж, тонн |
22 |
11 |
2 |
Остатки готовой продукции на конец периода, тонн |
5 |
3,5 |
3 |
Всего потребность (1 + 2), тонн |
27 |
14,5 |
4 |
Остатки готовой продукции на начало периода, тонн |
1,5 |
1,5 |
5 |
Производственная программа (3 – 4), тонн |
25,5 |
13 |
Для определения совокупных затрат на производство данных видов конфет, необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции, складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных расходов. Поэтому на следующем этапе составляем частные бюджеты: бюджет затрат сырья и основных материалов, бюджет трудовых затрат, бюджет накладных расходов.
Материальные затраты в составе себестоимости продукции занимают наибольший удельный вес. Материальные затраты ЗАО «Сластена» при производстве включают следующие статьи: сырье и основные материалы, полуфабрикаты собственного изготовления, возвратные отходы, вспомогательные материалы, тара и тарные материалы, топливо, запасные части.
Отпуск сырья в организации осуществляется с центрального склада. Учет сырья ведется по наименованиям продуктов, учетной цене и сумме (натуральной стоимостной). На складах есть отдельные материально ответственные лица (заведующие). Исходя из имеющегося в кладовой сырья, возможностей реализации заведующий кондитерским цехом составляет план- заказ на изготовление кондитерских изделий, в котором по установленным нормам определяется количество сырья, подлежащего отпуску [1, с. 156]. Списание сырья на изготовление кондитерских изделий производится по фактическим затратам, но не выше установленных норм.
Стоимость полуфабрикатов на ЗАО «Сластена» включается в себестоимость тех изделий, в которые они вошли.
Стоимость вспомогательных материалов списывается на себестоимость продукции, так же как и основных материалов, то есть прямым путем по данным первичных документов.
Возвратные отходы оцениваются по ценам их возможного использования.
В фактическую себестоимость материалов в организации включают покупную стоимость и транспортно- заготовительные расходы[5, с. 68].
В ЗАО «Сластена» при определении бюджета сырья и основных материалов используют метод технологического нормирования. При имеющейся плановой производственной программе, применяя технологические нормы расхода на 1 тонну конфет, рассчитывают производственную потребность в разрезе видов материальных оборотных ресурсов на данный бюджетный период (таблица 11).
Таблица 11
Определение потребности в сырье и основных материалах на 2005 год в ЗАО «Сластена»
№ п\п |
Наименование сырья и материалов |
Расход сырья и материалов, в нат. ед. |
Общая потребность в сырье и материалах, ед. |
|||
Конфеты «Радуга» |
Конфеты «Какао бобы» |
|||||
Объем производства- 25,5 тонн |
Объем производства- 13 тонн |
|||||
на 1 тонну |
на весь выпуск |
на 1 тонну |
на весь выпуск |
|||
1 |
Сахар, тонн |
10,5 |
268 |
12,5 |
162,5 |
430,5 |
2 |
Мед, кг |
0,156 |
4 |
0,13 |
1,7 |
5,7 |
3 |
Какао бобы, кг |
3,4 |
86,7 |
2,6 |
33,8 |
120,5 |
4 |
Патока, кг |
3,9 |
99,45 |
2,6 |
33,8 |
133,25 |
5 |
Молоко, л |
111 |
2830 |
- |
- |
2830 |
6 |
Орехи, кг |
- |
- |
27 |
351 |
351 |
7 |
Обертки бумажные, шт. |
555 |
14152 |
800 |
10400 |
24552 |
В результате совершения затрат, связанных с переработкой основных компонентов и производством конфет возникают затраты на оплату труда производственных рабочих, непосредственно занятых выработкой продукции. В ЗАО «Сластена» используется сдельно- премиальная форма оплаты труда, при которой определяется расценка за 1 тонну выработанной продукции. Поэтому расходы на оплату труда в ЗАО «Сластена» являются прямыми. Прямые затраты труда считаются отдельно в части производственных и сбытовых расходов. Основной метод- нормирование. Трудовые затраты в стоимостном выражении выражаются непосредственно путем применения существующих на предприятии расценок, исходя из установленной тарифной сетки (таблица 12).
Таблица 12
Бюджет прямых затрат труда на 2005 год в ЗАО «Сластена»
Виды продукции |
Производственная программа, тонн |
Затраты времени на 1 тонну, часов |
Всего затраты времени, часов |
Расценка за 1 тонну, тыс. руб. в час |
Трудовые затраты, руб. |
Конфеты «Радуга» |
25,5 |
5 |
127,5 |
0,15 |
19125 |
Конфеты «Какао бобы» |
13 |
6,5 |
84,5 |
0,2 |
16900 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
36025 |
Вспомогательные материалы делятся на относящиеся к косвенным (общепроизводственным) и относящиеся к постоянным (общехозяйственным)[6, с. 156].
Сначала составляем общую смету по переменным расходам без подразделения по видам продукции (таблица 13).
Таблица 13
Прогнозный бюджет использования вспомогательных материалов на 2005 год в ЗАО «Сластена»
№ п\п |
Наименование материалов |
Потребность (прогноз), нат. ед. |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
1 |
Этикетки, м. |
1300 |
8,2 |
10660 |
2 |
Фольга, м. |
15000 |
2,9 |
43500 |
3 |
Вспомогательные материалы при формировке изделий, шт. |
20 |
80 |
1600 |
4 |
Кульки, шт. |
2000 |
4,2 |
8400 |
5 |
Картонные коробки, шт. |
1200 |
14 |
16800 |
6 |
Целлофан, м |
25 |
4 |
100 |
7 |
Лента для завязки коробок, м |
100 |
14,4 |
1440 |
8 |
Воск, кг |
15 |
35 |
525 |
9 |
Парафин, кг |
30 |
25 |
750 |
10 |
Растительное масло, л |
40 |
12 |
480 |
|
Итого |
- |
- |
84225 |
Далее определяем прогнозные бюджеты закупок (приобретения) сырья, основных и вспомогательных материалов (таблица 14 и 15).
Таблица 14
Бюджет закупок (приобретения) сырья и основных материалов в натуральном и стоимостном выражении на 2005 год в ЗАО «Сластена»
№ п\п |
Наименование сырья и материалов |
сахар, т |
мед, кг |
какао бобы, кг |
патока, кг |
Молоко, л |
орехи, кг |
обертки, шт. |
Всего |
1 |
Общая потребность в материалах, ед. |
430,5 |
5,7 |
120,5 |
133,25 |
2830 |
351 |
24552 |
- |
2 |
Нормативный запас на конец периода, ед. |
2 |
0,5 |
20 |
15 |
300 |
50 |
5000 |
- |
3 |
Всего потребность в сырье и материалах, ед. |
432,5 |
6,2 |
140,5 |
148,25 |
3130 |
401 |
29552 |
- |
4 |
Минус запасы на начало периода, ед. |
1 |
0,7 |
48 |
35 |
450 |
100 |
3000 |
- |
5 |
Итого приобрести, ед. |
431,5 |
5,5 |
92,5 |
113,25 |
2680 |
301 |
26552 |
- |
6 |
Плановая цена приобретения за единицу, руб. |
4,2 |
3590 |
7,5 |
27 |
4,5 |
28,5 |
0,1 |
- |
7 |
Итого расходов на приобретение, руб. |
1812300 |
19745 |
693,75 |
3057,75 |
12060 |
8578,5 |
2655,2 |
1859090,2 |
Таблица 15
Бюджет закупок вспомогательных материалов на 2005 год в ЗАО «Сластена»
№ п\п |
Наименование материалов |
Общая потребность в материалах, ед. |
Нормативный запас на конец периода, ед. |
Всего потребность в сырье и материалах, ед. |
Минус запасы на начало периода, ед. |
Минус запасы на начало периода, ед. |
Плановая цена приобретения за единицу, руб. |
Итого расходов на приобретение, руб. |
1 |
Этикетки, м. |
1300 |
50 |
1350 |
80 |
1270 |
8,2 |
10414 |
2 |
Фольга, м. |
15000 |
5000 |
20000 |
6000 |
14000 |
2,9 |
40600 |
3 |
Вспомогательные материалы при формировке изделий, шт. |
20 |
10 |
30 |
8 |
22 |
80 |
1760 |
4 |
Кульки, шт. |
2000 |
200 |
2200 |
180 |
2020 |
4,2 |
8484 |
5 |
Картонные коробки, шт. |
1200 |
100 |
1300 |
130 |
1170 |
14 |
16380 |
6 |
Целлофан, м |
25 |
10 |
35 |
15 |
20 |
4 |
80 |
7 |
Лента для завязки коробок, м |
100 |
20 |
120 |
28 |
92 |
144 |
1325 |
8 |
Воск, кг |
15 |
10 |
25 |
15 |
10 |
35 |
350 |
9 |
Парафин, кг |
30 |
10 |
40 |
8 |
32 |
25 |
800 |
10 |
Растительное масло, л |
40 |
15 |
55 |
5 |
50 |
12 |
600 |
|
Итого |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
80793 |
Далее можно определить себестоимость списания сырья и основных материалов в производство, то есть определить стоимостную величину переменных затрат в части прямых материальных затрат. Расчет удельной себестоимости списания производится на основе средневзвешенной между балансовой стоимостью остатка материальных ресурсов на начало периода и плановой себестоимостью закупок в течение бюджетного периода ( таблица 16) [6, с. 178]
Таблица 16
Определение удельной себестоимости списания сырья и основных материалов в производство в 2005 году в ЗАО «Сластена»
№ п\п |
Наименование |
Остаток на начало периода, кг/ Балансовая стоимость, руб. |
План приобретения на бюджетный период, ед.\ руб. |
Остаток на начало периода плюс план приобретения за бюджетный период, ед. |
Остаток на начало периода плюс план приобретения за период, руб. |
Удельная себестоимость списания в производство и конечного запаса, руб.\ед. |
1 |
Сахар, тонн |
1/3600 |
431,5/1812300 |
432,5 |
1815900 |
4,2 |
2 |
Мед, кг |
0,7/2513 |
5,5/19745 |
6,2 |
22258 |
3590 |
3 |
Какао бобы, кг |
48/360 |
92,5/693,75 |
140,5 |
1053,75 |
7,5 |
4 |
Патока, кг |
35/945 |
113,25/3057,75 |
148,25 |
4002,75 |
27 |
5 |
Молоко, л |
450/2025 |
2680/12060 |
3130 |
14085 |
4,5 |
6 |
Орехи, кг |
100/2850 |
301/8578,5 |
1101 |
11428,5 |
28,5 |
7 |
Обертки бумажные, шт. |
3000/300 |
26552/2655,2 |
29552 |
2955,2 |
0,1 |
|
Всего |
12593 |
1859090,2 |
- |
- |
- |
На основе плановой цены (удельной себестоимости) списания и производственной потребности определяем прогнозный бюджет сырья и основных материалов (таблица 17)
Таблица 17
Бюджет сырья и основных материалов на 2005 год в ЗАО «Сластена»
№ п/п |
Показатель |
сахар, т |
мед, кг |
какао бобы, кг |
патока, кг |
молоко, л |
орехи, кг |
обертки, шт. |
Всего |
1 |
Общая потребность в сырье и основных материалах, ед. |
430,5 |
5,7 |
120,5 |
133,25 |
2830 |
351 |
24552 |
- |
2 |
Цена за единицу, руб. |
4,2 |
3590 |
7,5 |
27 |
4,5 |
28,5 |
0,1 |
- |
3 |
Общая сумма, руб. |
1808100 |
20463 |
903,75 |
3597,75 |
12735 |
10003,5 |
2455,2 |
1858258,2 |
После калькуляции всех статей прямых затрат и себестоимости списания материальных ресурсов определяем бюджет общепроизводственных расходов (таблица 18).
Таблица 18
Прогнозный бюджет общепроизводственных расходов на 2005 год в ЗАО «Сластена»
№ п/п |
Статьи затрат |
Смета затрат, тыс. руб. |
1 |
Вспомогательные материалы |
84225 |
2 |
Косвенные затраты труда |
8400 |
3 |
Отчисления на социальные нужды |
2990 |
4 |
Электроэнергия на производственные нужды |
15750 |
5 |
Топливо (пар, уголь) |
8650 |
6 |
Обслуживание и ремонт оборудования |
3400 |
7 |
Содержание зданий и сооружений |
2800 |
8 |
Амортизация оборудования |
4400 |
|
Всего общепроизводственных расходов |
130615 |
Общехозяйственные расходы в ЗАО «Сластена» являются постоянными и не имеют ярко выраженной связи с динамикой производства и продаж. Основой бюджетирования постоянных расходов является сметное планирование по центрам ответственности. Лишь небольшая часть постоянных расходов в организации калькулируется чисто расчетным путем.
Таблица 19
Прогнозный бюджет общепроизводственных расходов на 2005 год в ЗАО «Сластена»
№ п/п |
Статьи затрат |
Смета затрат, тыс. руб. |
1 |
Заработная плата административно- управленческому персоналу |
23500 |
2 |
Отчисления на социальные нужды |
8366 |
3 |
Зарплата кладовщику, уборщице, водителю |
8500 |
4 |
Отчисления на социальные нужды |
3026 |
5 |
Амортизация здания заводоуправления |
2000 |
6 |
Расходы на охрану |
5000 |
7 |
Расходы на рекламу |
1200 |
8 |
Прочие |
4200 |
|
Всего общехозяйственных расходов |
55795 |
ЗАО «Сластена» калькулирует полную фактическую себестоимость произведенной продукции (таблица 20).
Таблица 20
Бюджет общих затрат на 2005 год в ЗАО «Сластена»
№ п/п |
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
1 |
Сырье и основные материалы |
1858258,2 |
2 |
Заработная плата основных производственных рабочих |
36025,0 |
3 |
Общепроизводственные расходы |
130615 |
4 |
Общехозяйственные расходы |
55792 |
|
Итого совокупные затраты |
2080690,2 |
В соответствии с учетной политикой на ЗАО «Сластена», применяется метод учета и калькулирования по полной себестоимости, запасы оцениваются по фактической себестоимости. Следовательно, в себестоимость готовой продукции включаются как прямые, так и накладные расходы (таблица 21).
Таблица 21
Распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов по видам продукции на 2005 год в ЗАО «Сластена»
№ п/п |
Показатели |
Конфеты «Радуга» |
Конфеты «Какао бобы» |
Всего |
1 |
Затраты сырья и материалов, руб. |
1157445,6 |
700812,6 |
1858258,2 |
2 |
Распределение общехозяйственных расходов, руб. |
81356 |
49259 |
130615 |
3 |
Прямые затраты, руб. |
34751 |
21041 |
55792 |
4 |
Полные расходы, руб. |
19125 |
16900 |
36025 |
5 |
Выпуск продукции, тонны |
1292677,6 |
788012,6 |
2080690,2 |
6 |
Удельные полные затраты (производственная себестоимость), руб. |
50,7 |
60,6 |
- |
На данном этапе производим расчет целевых остатков незавершенного производства и определение, на основе средневзвешенной, себестоимости списания отдельных статей затрат на себестоимость выпуска (таблица 22).
Приведенные расчеты показали, что удельная себестоимость выпуска по производимой продукции ЗАО «Сластена» составили:
1) Конфеты «Радуга» - 50,7 руб./ кг;
2) Конфеты «Какао бобы» - 62,6 руб./ кг
Таблица 22
План себестоимости выпуска продукции ЗАО «Сластена»
№ п/п |
Продукция |
Остаток НЗП на конец периода, нат.ед/руб. |
Плановые производственные затраты. нат. ед./руб |
Остаток НЗП на начало периода, нат.ед/ руб. |
Плановая себестоимость выпуска, нат.ед./руб. |
Удельная себестоимость выпуска, руб./ед. |
1 |
Конфеты «Радуга» |
1000/48000 |
25500/1292677,6 |
800/36000 |
25700/1304677,6 |
50,7 |
2 |
Конфеты «Какао бобы» |
500/55000 |
13000/788012,6 |
200/11000 |
13300/832012,6 |
62,6 |
Таблица 23
Калькуляция себестоимости
№ п/п |
Показатели |
Плановый год, руб. |
1 |
Выручка от реализации |
2090000 |
2 |
Себестоимость |
|
2.1 |
Сырье и материалы |
1858258,2 |
2.2 |
Содержание зданий и сооружений |
2800 |
2.3 |
Топливо |
8650 |
2.4 |
Электроэнергия |
15750 |
2.5 |
Затраты на оплату труда |
67925 |
2.6 |
Начисления на зарплату |
24181,3 |
2.7 |
Амортизация |
4400 |
2.8 |
Расходы на рекламу |
1200 |
2.9 |
Налоги на дорожные фонды |
840 |
2.10 |
Арендная плата |
0 |
2.11 |
Обслуживание и ремонт оборудования |
3400 |
2.12 |
Охрана |
4200 |
2.13 |
Прочие затраты |
5000 |
|
Полная себестоимость |
1996604,5 |
3. |
Налоги, относимые на финансовые результаты |
|
3.1 |
Налог на имущество |
983 |
3.2 |
Налог на рекламу |
117 |
3.3 |
Целевые сборы |
243 |
3.4 |
Сбор на нужды образовательных учреждений |
201 |
|
Итого по разделу 3 |
1544 |
4 |
Балансовая прибыль |
91851,5 |
5 |
Налог на прибыль |
22962,88 |
6 |
Чистая прибыль |
68888,63 |
5. Финансовый план ЗАО «Сластена»
Финансовый план организации представляет собой обобщение результатов всех предыдущих разделов бизнес- плана.
Таблица 24
Финансовый план ЗАО «Сластена» на 2005 год
Источники средств направление средств |
Прибыль |
Амортизация |
Отчисления от себестоимости |
Прочие доходы |
Кредиты банка |
Фонд потребления |
Фонд накопления |
Итого |
1.Платежи в бюджет: – налог на прибыль |
5120 |
* |
* |
* |
* |
* |
- |
5120 |
- налог на имущество |
* |
* |
* |
990 |
- |
* |
* |
990 |
- плата за пользование водой |
* |
* |
35 |
* |
* |
* |
* |
35 |
- налог на добавленную стоимость |
* |
* |
* |
- |
* |
* |
* |
- |
- налог на рекламу |
* |
* |
* |
0,872 |
* |
* |
* |
0,872 |
- сбор на нужды образ, учреждений |
* |
* |
* |
1,405 |
* |
* |
* |
1,405 |
- целевые сборы |
* |
* |
* |
1,774 |
* |
* |
* |
1,774 |
2. Арендная плата |
- |
* |
- |
* |
* |
- |
- |
- |
3. Погашение ссуд банка |
* |
* |
* |
* |
* |
- |
44 |
44 |
4. Капитальные вложения |
* |
* |
* |
* |
- |
* |
3469 |
3469 |
5. Прирост оборотных средств |
* |
* |
* |
* |
- |
* |
10015,7 |
10015,7 |
6. Налоги на дорожные фонды |
* |
* |
39 |
* |
* |
* |
* |
39 |
7. Расходы на социально- культурные мероприятия |
* |
* |
* |
- |
- |
475 |
- |
475 |
8. Отчисления в фонд потребления |
3584 |
* |
* |
* |
* |
2264 |
- |
5848 |
9. Отчисления в фонд накопления |
8362,6 |
566 |
* |
4360 |
246 |
- |
- |
13534,6 |
10. Платежи в пенсионный фонд |
* |
* |
249 |
* |
* |
- |
* |
249 |
11. Неиспользованные остатки фонда потребления на конец периода |
* |
* |
* |
* |
* |
857,2 |
- |
857,2 |
12. Неиспользованные остатки фонда накопления на конец периода |
* |
* |
* |
* |
* |
- |
23 |
23 |
13. Уплата процентов за краткосрочный кредит |
- |
* |
- |
* |
* |
- |
- |
- |
14.Уплата процентов за долгосрочный кредит |
* |
* |
* |
* |
* |
- |
5,9 |
5,9 |
15. Прочие затраты на производство |
- |
- |
- |
- |
- |
3966,2 |
- |
3966,2 |
ИТОГО |
17066,6 |
566 |
323 |
5354,1 |
246 |
7562,4 |
13557,6 |
44675,7 |
6. Бухгалтерский баланс ЗАО «Сластена»
В таблицах 25 и 26 представлен бухгалтерский баланс ЗАО «Сластена» за 2002-2003 годы.
Таблица 25
Актив баланса ЗАО «Сластена» за 2002-2003 годы
АКТИВ |
Код показателя |
Начало 2002 года |
Конец 2002 года |
Начало 2003 года |
Конец 2003 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
||||
Нематериальные активы |
110 |
||||
Основные средства |
120 |
3040 |
2823 |
2823 |
2570 |
Незавершенное строительство |
130 |
||||
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
||||
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
||||
Отложенные финансовые активы |
145 |
||||
Прочие внеоборотные активы |
150 |
||||
ИТОГО по разделу I |
190 |
3040 |
2823 |
2823 |
2570 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
||||
Запасы |
210 |
294 |
403 |
403 |
56 |
в том числе: |
|
||||
сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
|
291 |
400 |
400 |
52 |
животные на выращивании и откорме |
|
||||
затраты в незавершенном производстве |
|
||||
готовая продукция и товары для перепродажи |
|
||||
товары отгруженные |
|
||||
расходы будущих периодов |
|
3 |
3 |
3 |
4 |
прочие запасы и затраты |
|
||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
128 |
91 |
91 |
79 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
||||
в том числе покупатели и заказчики |
|
||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
4818 |
5096 |
5096 |
7292 |
в том числе покупатели и заказчики |
|
3923 |
4831 |
4813 |
6122 |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
||||
Денежные средства |
260 |
||||
Прочие оборотные активы |
270 |
||||
ИТОГО по разделу II |
290 |
5240 |
5590 |
5590 |
7437 |
БАЛАНС |
300 |
8280 |
8413 |
8413 |
10007 |
Таблица 26
Пассив баланса ЗАО «Сластена»
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
Код строки |
Начало 2002 года |
Конец 2002 года |
Начало 2003 года |
Конец 2003 года |
Уставный капитал |
410 |
||||
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
|
||||
Добавочный капитал |
420 |
4012 |
4003 |
4003 |
3958 |
Резервный капитал |
430 |
3 |
3 |
3 |
0 |
в том числе: |
|
||||
резервы, образованные в соответствии с законодательством |
|
|
|
|
|
резервы, образованные в соответствии с учредительными |
|
|
|
|
|
Документами |
|
|
|
|
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
470 |
562 |
1006 |
1006 |
2090 |
ИТОГО по разделу III |
490 |
4577 |
5012 |
5012 |
6048 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
||||
Займы и кредиты |
510 |
||||
Отложенные налоговые обязательства |
515 |
||||
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
18 |
0 |
||
ИТОГО по разделу IV |
590 |
18 |
0 |
||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
||||
Займы и кредиты |
610 |
||||
Кредиторская задолженность |
620 |
3685 |
3383 |
3383 |
3941 |
в том числе: |
|
||||
поставщики и подрядчики |
|
759 |
594 |
594 |
431 |
задолженность перед персоналом организации |
|
184 |
37 |
37 |
175 |
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
|
377 |
139 |
139 |
237 |
Задолженность по налогам и сборам |
|
1222 |
1350 |
1350 |
2069 |
прочие кредиторы |
|
1143 |
1233 |
1233 |
1029 |
Задолженность перед участниками (учредителям) по выплате доходов |
630 |
||||
Доходы будущих периодов |
640 |
||||
Резервы предстоящих расходов |
650 |
||||
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
18 |
18 |
18 |
|
ИТОГО по разделу V |
690 |
3685 |
3401 |
3401 |
3959 |
БАЛАНС |
700 |
8280 |
8413 |
8413 |
10007 |
7. Финансовые результаты деятельности ЗАО «Сластена» за 2002-2003 годы
Основной финансовый результат деятельности организации – выручка от реализации.
В таблице 27 отражена динамика основных показателей финансовых результатов деятельности организации.
Таблица 27
Динамика основных финансовых показателей ЗАО «Сластена», тыс. руб.
№ п/п |
Наименование показателя |
2002 год |
2003 год |
Динамика |
1 |
Выручка от реализации |
4679,00 |
6324,00 |
1645,00 |
2 |
Валовая прибыль |
432,00 |
1059,00 |
627,00 |
3 |
Прибыль от продаж |
432,00 |
1059,00 |
627,00 |
4 |
Прибыль до налогообложения |
499,00 |
1240,00 |
741,00 |
5 |
Прибыль от обычной деятельности |
487,00 |
1197,00 |
710,00 |
6 |
Чистая прибыль |
487,00 |
1197,00 |
710,00 |
Как видно из таблицы 27, в 2003 году наблюдался рост всех показателей прибыли и финансовых результатов деятельности предприятия. Значение чистой прибыли в 2003 году выросло на 710 руб., что означает, что организация работает хорошо.
В таблице 28 отражены основные показатели эффективности деятельности предприятия в 2002- 2003 годах
Таблица 28
Показатели эффективности деятельности ЗАО «Сластена» в 2002- 2003 годах
Наименование показателей |
Значение, руб. |
|
2002 год |
2003 год |
|
Рентабельность продукции |
1,16 |
3,46 |
Рентабельность продаж |
1,16 |
3,46 |
Рентабельность производства |
1,12 |
9,8 |
Рентабельность предприятия |
1,95 |
2,46 |
Рентабельность собственного капитала |
1,063 |
9,42 |
Рентабельность акционерного капитала |
12,3 |
19,7 |
Как видно из таблицы 28, в 2003 году происходит рост всех показателей эффективности производства предприятия. Особенно резко растет значение рентабельности собственного капитала (с 1,063% до 9,42 %) и производства (с 1,12 % до 9,8%). В целом, организацию можно назвать процветающей в связи с соответствием рентабельностей рекомендуемым значениям.
Таким образом, деятельность ЗАО «Сластена» в целом можно охарактеризовать с положительной точки зрения, так как практически по всем основным показателям наблюдается рост и соответствие нормативным значениям.
8. Образование и использование прибыли ЗАО «Сластена» в 2005 году
8.1. График безубыточности предприятия
Критический объем производства определяется по формуле (2):
, (2)
где УПЗ – сумма условно- постоянных расходов, руб.
Ц – цена единицы продукции, руб.,
УППЗ – сумма условно- переменных расходов, руб.
Тогда, критический объем производства для ЗАО «Сластена» равен:
Vкк = 25480 кг
График безубыточности изображен на рисунке 6.
издержки, тыс. руб. выручка
переменные
ТБУ издержки
постоянные
издержки
25480 объем, кг
Рис.6. График безубыточности ЗАО «Сластена»
8.2. Оценка конечного результата деятельности предприятия в 2005 году
Таблица 29
Распределение чистой прибыли (планирование средств фондов накопления и потребления) ЗАО «Сластена» на 2005 год, тыс. руб.
№ п/п |
Показатели |
2005 год |
|
ФОНД НАКОПЛЕНИЯ |
|
1 |
Чистая прибыль |
1207,7 |
2 |
Источники формирования средств фонда |
|
2.1 |
Остатки средств фонда на начало года |
34 |
2.2 |
Амортизационные начисления |
240 |
2.3 |
Отчисления от чистой прибыли |
845,4 |
2.4 |
Прирост устойчивых пассивов |
1672 |
2.5 |
Долгосрочный кредит банка |
176 |
3 |
Всего источников |
2967,4 |
4 |
Направления использования средств фонда накопления |
|
4.1 |
Уплата процентов за пользование долгосрочным кредитом |
3,4 |
4.2 |
Затраты на приобретение основных фондов |
1675 |
4.3 |
Затраты на прирост оборотных средств |
1240 |
4.4 |
Погашение долгосрочного кредита банка |
35 |
5 |
Всего затрат |
2953,4 |
6 |
Излишек средств |
14 |
7 |
Недостаток средств |
- |
1 |
Чистая прибыль |
1207,7 |
2 |
Источники формирования фонда |
|
2.1 |
Остатки средств фонда на начало периода |
97 |
2.2 |
Отчисления от чистой прибыли |
362,3 |
2.3 |
Прочие поступления |
165 |
2.4 |
Фонд оплаты труда |
1407 |
3 |
Всего источников |
2031,3 |
4 |
Направления использования средств фонда |
|
4.1 |
Оплата труда |
1335 |
4.2 |
Долевое участие в строительстве жилого дома для сотрудников |
13 |
4.3 |
Социальные и трудовые выплаты работникам |
24 |
4.4 |
Премирование |
10 |
5 |
Всего затрат |
1382 |
6 |
Излишек средств |
649,3 |
7 |
Недостаток средств |
- |
В таблице 30 представлен баланс денежных средств ЗАО «Сластена».
Таблица 30
Баланс денежных средств ЗАО «Сластена» в 2005 году, тыс. руб.
Показатели |
2005 год |
1. Денежные средства на начало года |
131 |
2. Денежные поступления: |
|
- выручка от продаж с НДС |
12035 |
- кредиты |
176 |
- прирост устойчивых пассивов |
1672 |
3. Всего поступлений |
13883 |
4. Платежи в сторону: |
|
- затраты на производство без амортизации |
9645,3 |
- уплата налогов |
424,4 |
- затраты на приобретение основных фондов |
1675 |
- уплата процентов за кредит |
3,4 |
- норматив оборотных средств |
- |
- прирост оборотных средств |
1240 |
- погашение кредита |
35 |
- уплата НДС |
- |
- уплата налога на прибыль |
517,6 |
5. Всего платежей |
13540,7 |
6. Остаток денежных средств на конец периода |
473,3 |
В таблице 31 представлены доходы и затраты организации в 2005 году
Таблица 31
Доходы и затраты ЗАО «Сластена» в 2005 году, тыс. руб.
Показатели |
2005 год |
1. Доходы от реализации (без НДС) |
12035 |
2. Полная себестоимость – всего |
9885,3 |
В том числе: |
|
условно- переменные расходы |
8101 |
условно- постоянные затраты |
1784,3 |
3. Налоги, относимые на финансовые результаты |
424,4 |
4. Балансовая прибыль |
1725,3 |
5. Налог на прибыль |
517,6 |
6. Чистая прибыль |
1207,7 |
7. Рентабельность продукции, % |
12 |
8. Рентабельность продаж, % |
10 |
Таблица 32
Прогнозный баланс активов и пассивов ЗАО «Сластена» на 2005 год
Актив |
2005 год |
Пассив |
2005 год |
1.Внеоборотные активы 1.1.Основные фонды по балансовой стоимости 1.2.Амортизация 1.3.Основные фонды по остаточной стоимости |
3009 240 2769 |
4. Капитал и резервы 4.1. Уставной фонд 4.2. Специальные фонды 4.3. Нераспределенная прибыль |
150 2967,4 |
Итого по разделу 1 |
2769 |
Итого по разделу 4 |
3117,4 |
2.Оборотные активы 2.1. Запасы 2.2. Дебиторская задолженность 2.3. Денежные средства- всего |
2,9 8190 226 |
5. Долгосрочные пассивы |
176 |
В том числе: - касса - счета |
50 176 |
|
|
Итого по разделу 2 |
8418,9 |
Итого по разделу 5 |
176 |
3. Убытки |
- |
6. Краткосрочные пассивы 6.1. Кредиторская задолженность: - поставщикам - по оплате труда - прочие кредиторы 6.2. Фонд потребления |
7891,1 - 3,4 |
Итого по разделу 3 |
- |
Итого по разделу 6 |
7894,5 |
Итого по разделам |
11187,9 |
Итого по разделам |
11187,9 |
«Пробка» |
|
«Пробка» |
|
Баланс |
11187,9 |
Баланс |
11187,9 |
8.3. Разработка управленческих решений
Структура плана финансового оздоровления, разрабатываемого для ЗАО «Сластена», содержит основные элементы традиционного бизнес-плана и состоит из восьми разделов.
Цель разработки плана финансового оздоровления заключается в восстановлении или укреплении платежеспособности предприятия.
План финансового оздоровления для строительной организации рассматривается как инструмент дополнительного привлечения источников финансирования. Поэтому он должен содержать убедительные обоснования, подкрепленные расчетами.
План финансового оздоровления должен содержать реальную оценку финансово- экономической ситуации в организации, что требует постоянного его уточнения по мере реализации. Помимо этого, план финансового оздоровления должен быть разработан в соответствии с типовыми документами ( формами). Он должен в полной степени отражать специфику деятельности ЗАО «Сластена».
Все разделы разрабатываемого плана финансового оздоровления должны быть взаимоувязаны, а представленные в различных разделах расчеты не должны иметь расхождений.
В первом разделе плана финансового оздоровления ЗАО «Сластена» даются основные краткие сведения о нем, описываются общие направления и срок реализации плана, условия и суммы, представляемые в качестве финансовой помощи и инвестиций.
Во втором разделе дается общая характеристика организации. В нем излагаются основные направления деятельности предприятия, оценка его значимости для области.
При разработке третьего раздела планам финансового оздоровления проводится анализ финансового состояния организации за два- три года, предшествующие наступлению неплатежеспособности. Анализ финансового состояния проводится с учетом рекомендаций, разработанных в специальной литературе. На основе проведенного анализа намечаются основные пути восстановления платежеспособности организации за счет мобилизации внутренних расчетов, а при их недостаточности- за счет привлечения заемных средств.
Результатом четвертого раздела является план мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности хозяйственной деятельности, включаемых в стратегию предотвращения банкротства для строительной организации.
В пятом разделе обоснование объемов сбыта состоит из следующих основных этапов:
1) прогнозирование объемов продаж по периодам;
2) прогнозирование объемов продаж по основным видам продукции;
3) прогнозирование объемов продаж по основным потребителям;
4) анализ и прогнозирование доли предприятий на соответствующих товарных рынках.
Разработка шестого раздела очень важна в составе плана финансового оздоровления, так как только поддержание уровня объема продаж на определенном уровне способно обеспечить выживание предприятия в условиях жесткой конкуренции. При разработке этого раздела рассматриваются следующие вопросы:
1) определение спроса на выпускаемую продукцию или производимые работы и услуги;
2) изучение рынка и оценка возможностей данного товарного рынка;
3) изучение воздействия конкуренции и других факторов;
4) прогнозирование объемов продаж и разработка стратегии маркетинга.
7 раздел разрабатывается на основе прогнозов объемов продаж. Помимо необходимых расчетов план производства ЗАО «Сластена» должен содержать характеристику базовых технологических процессов, материально- технической базы производства и основных видов используемых ресурсов, характеристику ведущих поставщиков. В этом же разделе описываются основные требования к трудовым ресурсам. Разработанные в разделе мероприятия по снижению себестоимости должны учитываться при формировании сводной сметы расходов.
При разработке восьмого раздела необходимо учитывать данные предыдущих разделов. Финансовый план отражает ожидаемые финансовые результаты хозяйственной деятельности ЗАО «Сластена». Поэтому расчеты восьмого раздела должны быть полностью увязаны с расчетами предыдущих разделов. Рассчитываемые в финансовом плане коэффициенты и показатели должны быть точными и обоснованными, так как именно они изучаются потенциальным кредитором или инвестором.
При формировании финансового плана в восьмом разделе необходимо составлять графики погашения дебиторской и кредиторской задолженности.
Таким образом, в данном разделе были изучены основные рекомендации по управленческим решениям при составлении плана финансового оздоровления. При его разработке обязательным элементом является обоснование необходимости его создания. С этой целью проводится углубленный финансовый анализ организации и характеризуется ее современное финансовое состояние.
Заключение
Управление социально- экономическим объектом является очень сложным процессом выявления текущей ситуации на предприятии, а также составления различных бюджетов, планов и смет, просчет рисков и эффективности проекта.
Результаты оценки при анализе управления социально- экономическим объектом для ЗАО «Сластена» являются одним из основных моментов, на которые следует обратить внимание при функционировании организации
Принятие решений управленческого характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае.
Данная работа является наглядным примером управления социально- экономическим объектом на примере ЗАО «Сластена».
ЗАО «Сластена» вполне успешно функционирует уже несколько лет на рынке кондитерских изделий. Целью деятельности организации является получение прибыли и удовлетворение потребностей населения в кондитерских изделиях.
Как показывает бухгалтерская отчетность организации за 2002-2003 годы в ЗАО «Сластена» финансовое положение является вполне удовлетворяющим.
Основным органом управления в организации является Общее собрание акционеров, которое назначает генерального директора для управления текущей деятельностью организации.
На 2005 год организацией разработан производственный лан по выпуску двух видов конфет.
С целью совершенствования деятельности организации в работе предложен план финансового оздоровления организации.
Словарь терминов
Социально- экономический объект- это совокупность субъектов и объектов, объединенных единой целью, которые могут быть образованы в соответствии с Гражданским кодексом для осуществления производственно- хозяйственной деятельности- производства продукции или услуг и имеющие единую производственную, организационную структуру и систему управления.
Управление - особый вид деятельности по интеграции, взаимной координации, оптимизации использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) для достижения целей организации.
Управление социально- экономическими объектами- процесс воздействия на реально действующие социально- экономические объекты- предприятия, организации, учреждения и фирмы различного предназначения и организационно- правовых форм, которые действуют в новом экономическом и правовом поле в условиях конкурентной среды.
Управление процессами в социально- экономических субъектах рассматривается как управление системами и подсистемами в реально действующих социально- экономических субъектах, и в рамках действующих систем и подсистем - отдельные аспекты технологических и организационных логически выстроенных последовательностей.
Управленческое решение - социальный акт, подготовленный на основе вариантного решения и оценки, принятой в установленном порядке, имеющий директивное общеобязательное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления.
Принятие управленческого решения- процесс, включающий в себя следующие этапы: выявление проблемы, исследование проблемы, поиск вариантов решения проблемы, согласование решений, утверждение решения, подготовка к вводу в действие решения, управление принятым решением, оценка эффективности принятого решения.
Перечень используемой литературы
1) Глухов В.В. Менеджмент: учеб. – Спб.: Спецлит, 2000. – 300с.
2) Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 560 с. : ил.
3) Менеджмент организации: современные технологии/ Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов- на –Дону, Феникс, 2002. – 480 с.
4) Молотков Ю. И. Менеджмент: Учебно- методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 219 с.
5) Молотков Ю.И. Менеджмент: Учеб пособ. – Новосибирск: СибАГС, 2001
6) Поршнева А.Г. и др. Управление организацией: Учеб. – М.: Инфра- М, 2000. – 678 с.
7) Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: Экономикорма, 1997. – 52 с.
8) Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособ. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.
9) Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия) (экономика, организация, планирование, управление). В 2- х томах./ Под ред. Г.А.Егиазаряна и А.Д. Шеремета. – М.: Экономика, 1997
10) Уткин Э.А. Антикризисное управление: Учеб. – М.: Тандем, 1997.- 367 с.: ил.
11) Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи. выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: учеб. пособ./ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2001 .- 656 с.: ил.
Приложение 1
Таблица 3
Структура оборотных средств в ЗАО «Сластена» в 2002-2003 годах
№ п/п |
Наименование |
2002 год |
2003 год |
||||||||||||||
Элемента |
начало |
конец |
среднее |
Изменение |
начало |
конец |
Среднее |
Изменение |
|||||||||
|
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
1.ПОСТАДИЯМ КРУГООБОРОТА
|
|||||||||||||||||
1. |
Общая сумма |
5109,00 |
5101,70 |
7702,00 |
100,00 |
6405,50 |
100,00 |
2593,00 |
-5001,70 |
5496,00 |
100,00 |
7354,00 |
100,00 |
6425,00 |
100,00 |
1858,00 |
0,00 |
2. |
Производственные запасы |
291,00 |
5,70 |
400,00 |
5,19 |
345,50 |
5,39 |
109,00 |
-0,50 |
400,00 |
7,28 |
52,00 |
0,71 |
226,00 |
3,52 |
-348,00 |
2,81 |
3. |
Незавершенное производство |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4. |
Запасы готовой продукции |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5. |
Дебиторская задолженность |
4818,00 |
5096,00 |
7292,00 |
94,68 |
6055,00 |
94,53 |
2474,00 |
-5001,32 |
5096,00 |
92,72 |
7292,00 |
99,16 |
6194,00 |
96,40 |
2196,00 |
-2,75 |
6. |
Деньги |
0,00 |
0,00 |
10,00 |
0,13 |
5,00 |
0,08 |
10,00 |
0,13 |
0,00 |
0,00 |
10,00 |
0,14 |
5,00 |
0,08 |
10,00 |
-0,06 |