Содержание
Введение................................................................................................................... 3
1. Оценка земельных участков в городах.............................................................. 5
2. Зарубежный опыт оценки городских земель..................................................... 9
Практическая часть............................................................................................... 14
Задание №6............................................................................................................ 14
Заключение............................................................................................................ 16
Список литературы............................................................................................... 17
Введение.
Среди элементов рыночной экономики особое место занимает недвижимость, которая выступает в качестве средств производства ( земля, административные, производственные, складские, торговые и прочие здания и помещения, а также другие сооружения) и предмета или объекта потребления ( земельные участки, жилые дома, дачи, квартиры, гаражи).
Недвижимость выступает основой личного существования для граждан и служит базой для хозяйственной деятельности и развития предприятий и организаций всех форм собственности. В России происходит активное формирование и развитие рынка недвижимости и все большее число граждан, предприятий и организаций участвует в операциях с недвижимостью. Недвижимость является главным предметом обсуждения при приватизации государственной и муниципальной собственности, при аренде нежилых помещений, при покупке и продаже жилых помещений. Появился слой новых владельцев недвижимости как в сфере личного потребления, так и во многих сферах предпринимательской деятельности. Образовались коммерческие структуры, действующие на рынке недвижимости.
Разворачивается деятельность отечественных и зарубежных инвесторов, для которых важное значение имеет приобретение гарантированных прав пользования землей и правовая защита их интересов.
Изменилось налоговое законодательство и появились новые для большинства граждан России налоги: налог на имущество физических лиц и налог на имущество, преходящее в порядке наследования и дарения. Начало развиваться местное законодательство по регулированию сферы недвижимости.
Не вызывает сомнения, что только знание действующей правовой базы в этой сфере позволяет принимать юридически обоснованные и экономически грамотные решения. Отклонения от существующих правовых норм, которые покупатели и продавцы в момент совершения сделок с недвижимостью считают несущественными, в любой момент могут привести к сложным ситуациям и тяжелым последствиям.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, т.к. 70% населения России проживает в городах и соответственно большинство сделок с недвижимостью совершаются именно в городах.
Целью написания данной работы является выявление особенностей при оценки земельных участков в городах и населённых пунктах. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть особенности оценки земельных участков в городских условиях на примере города Новосибирска;
· Ознакомиться с зарубежным опытом решения этого вопроса.
1. Оценка земельных участков в городах
Для более наглядного изложения материала мы рассмотрим этот вопрос на примере города Новосибирска.
При решении практических вопросов
землепользования в РФ применяется нормативная цена земли. Ставки земельного
налога определяются с нормативной ценой земли. Порядок определения нормативной
цены земли был установлен Постановлением Правительства РФ от 25 февраля
Нормативная цена земли — это установленная правительством РФ минимальная цена земли. В соответствии с данным постановлением нормативная цена земли для конкретных земельных участков определялась в размере пятидесятикратной ставки земельного налога в рублях за единицу площади земель соответствующего целевого назначения (4, стр. 39).
Минимальный размер ставки земельного
налога применялся в размере 100 руб. за
Местным органам государственной власти по этому постановлению предоставлялось право при продаже земельных участков на конкурсной основе повышать нормативную цену земли, но не более чем на 50%.
Если земельные участки продавались па аукционах или при реализации заложенных в банк участков, уровень цен продажи таких участков не ограничивался. То есть в данном случае решающую роль играл либо рыночный механизм, либо тайный сговор участников сделки.
В
Понятие и определение нормативной цены земли (НЦЗ), характерные для настоящего времени, представлены на схеме 1.
В Новосибирске был установлен следующий порядок определения нормативной цены земли: в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за городские земли уплачивается на основе средних ставок, приведенных в приложении к закону. Средние ставки дифференцируются по зонам градостроительной ценности территории городов, границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом городов.
В Новосибирске границы зон градостроительной ценности утверждены Законом "О ставках земельного налога в Новосибирске" от 14.07.95,77-10.
В настоящее время территория города разделена на 19 зон градостроительной ценности в зависимости от месторасположения земельных участков. Центральная часть города (Красный проспект и прилегающие улицы), например, расположена в первой зоне градостроительной ценности. По мере удаления участков от центра изменяется номер зоны градостроительной ценности. Ставка земельного налога используется также при определении нормативной цены земельных участков.
|
|
Нормативная цена земли – стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости |
|
Используется при: |
|
|
|
|
|
Основа определения |
|
Передаче (выкупе) земли в собственность |
|
|
|
|
|
Ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов |
|
Установлении общей совместной (долевой) собственности сверх бесплатной нормы |
|
|
|
|
|
Льготы по земельному налогу не учитываются |
|
Передаче по наследству, дарении |
|
|
|
|
|
Увеличение размера налога за превышение норм отвода земель не учитывается |
|
Получении кредита под залог участка |
|
|
|
|
|
Размер цены |
|
Изъятии земель для государственных и общественных нужд |
|
|
|
|
|
200-кратная ставка земельного налога за единицу площади соответствующего назначения |
|
Переходе с права собственности на жилой дом, строение |
|
|
|
|
|
Субъекты РФ могут устанавливать повышающие коэффициенты к НЦЗ, но так, чтобы она не превышала 75% рыночной цены земель соответствующей категории и зоны |
|
В других случаях по закону |
|
|
|
|
|
При реализации заложенных участков по суду цена не ограничивается |
|
Местные органы власти могут повышать или понижать цены не более, чем на 25% |
|
|
Таблица 1
Нормативная цена земли за
Зоны градостроительной ценности |
Цена в ставках земельного налога |
Зоны градостроительной ценности |
Цена в ставках земельного налога |
I |
85.0 |
11 |
13,0 |
2 |
96.0 |
12 |
14,0 |
3 |
102.0 |
13 |
15,0 |
4 |
112,0 |
14 |
14,0 |
5 |
96,0 |
15 |
13,0 |
6 |
82.0 |
16 |
14,0 |
7 |
64,0 |
17 |
14,0 |
8 |
51,0 |
18 |
14,0 |
9 |
35,0 |
19 |
12,0 |
10 |
15,0 |
|
|
При совершении сделок купли-продажи земли или выкупе земельных участков (кроме приватизированных предприятий) в расчете нормативной цены земли во всех случаях, включая сделки купли-продажи физическим лицам земельных участков, занятых жилыми домами, дачными и садовыми участками и т. п., применялся повышающий коэффициент, равный 150. Данный коэффициент был утвержден распоряжением мэра от 6.05.95 № 417-р.
Теперь в соответствии с распоряжением губернатора в целях активизации приватизации земельных участков и привлечения средств в городской бюджет, указанный выше коэффициент значительно снижен, и в зависимости от зоны градостроительной ценности составляет от 12 (в пригородах) до 112 (в промышленных зонах города). В центральной части города коэффициент равен 85 для первой и 96 для второй зон градостроительной ценности.
2. Зарубежный опыт оценки городских земель
Анализ зарубежного опыта установления платы за землю позволяет выявить факторы, определяющие размер платы; изучить динамику роста цен на землю; установить удельный вес платы за землю и общую структуру затрат на городское строительство; влияние платы за землю на политику и характер землепользования в городах. Выявление и оценка факторов, влияющих на цену земли, имеет важное значение для прогнозирования ее изменения и установления более гибкой политики налогообложения.
Наиболее известная теория цен на землю У. Алонсо касается соотношения спроса и предложения на городские земельные участки. В основе этой теории лежит экономическая концепция извлечения населением или предприятием максимальной выгоды в рамках располагаемых ими доходов. У. Алонсо графически рассчитал кривые платежеспособности семей, характеризующие в зависимости от расстояния до центра города те цены на землю, которые та или иная семья в состоянии уплатить, сохраняя прежний жизненный уровень (7, стр. 58). Аналогично он рассмотрел размещение предприятий относительно расстояния от центра в соответствии с ценами на землю при условии сохранения ими максимальной прибыли. Эта прибыль представляет собой разность между суммарной стоимостью реализованной продукции, с одной стороны, и расходами на производство и ценой земли, с другой. Земля, примыкающая к сложившейся городской территории, может быть приобретена под застройку по цене, лишь немного превосходящей цену той же земли в случае использования ее под сельскохозяйственные нужды. В действительности цены в указанных районах превышают сельскохозяйственные земельные расценки в несколько раз. Алонсо считает, что критерием оценки участка является максимальная прибыль, которую он может дать. При этом арендная плата за землю рассчитывается как капитализированный доход путем умножения прибыли, получаемой за определенный ряд лет, на процентную норму.
Детальные исследования, осуществленные в 70-х гг. Американским институтом планировки городов по определению влияния общественных инвестиций на ценность городских земель, привели к выводам, согласно которым факторы, определяющие цену земли, можно разделить на три группы: физические (размер участка, протяженность фронтальной линии, местоположение в плане города, инженерно-геологические условия); экономические (доход, получаемый с этого участка, инвестиции, произведенные на данной территории); административные (законодательные акты о зонировании городских территорий, включающие административные ограничения в местоположении отдельных объектов).
Французский исследователь Дютайн, изучая механизм формирования цен в Парижской агломерации, пришел к следующему выводу: цена участка колеблется между двумя пределами — минимальной ценой, определяемой фактическим доходом участка, и максимальной ценой, которую потенциальный пользователь готов заплатить исходя из условий застройки, предполагаемых доходов от новых сооружений, минус затраты на их строительство и различные дополнительные расходы (7, стр. 70).
По мнению специалистов США, доля земли в оценочной стоимости недвижимости составляет 30-40%.
Цена на землю влияет на вид ее использования. Как правило, значительные территории в центрах американских городов заняты торговыми учреждениями, зданиями контор, фирм. Высокая цена земли ведет к интенсификации ее использования, способствует перенаселенности наиболее ценных территорий, их транспортной перегрузке. К основным категориям землепользователей, с которыми связывают наиболее интенсивное использование городских территорий, относят: правительственные учреждения, частные конторы, зрелищные объекты, специализированные магазины, университеты, мотели, научно-исследовательские институты, культурно-бытовые центры.
Высокие цены на землю приводят к непропорциональным потребностям распределения городских территорий между отдельными функциональными зонами, затрудняют проведение реконструктивных работ. Зарубежный опыт свидетельствует: в центральных районах крупнейших городов размер компенсации за землю и дома, намеченные к сносу, составляет до 80-100% затрат на новое строительство.
В большинстве бывших социалистических стран Восточной Европы
существовала плата за землю, и исследования по установлению се взаимосвязи с
оценкой территории, показали, что плата за землю значительно ниже ее
фактической ценности. В Венгрии, например, с
Важное значение имеет исследование проблемы зонирования использования городских земель. Среди факторов, влияющих на оценку эффективности использования городской территории, выделяют: предпочтения и доходы населения, повышение жизненных стандартов, стоимость земельных участков, уровень развития городского хозяйства и средств коммуникации, планировочные концепции и стандарты.
Стоимость земельных участков в городах стабильно растет. Рост стоимости земли в большинстве стран выше темпов роста инфляции. За последние 25 лет стоимость городских земель в США возросла в 10 раз; в Японии (в пригороде Токио) — в 20 раз, в то время как национальный доход увеличился примерно в 4 раза, а цены на потребительские товары — в 3 раза. В то же время благодаря методам контроля в Швеции рост стоимости земельных участков за десятилетие 1970-1980 гг. составил лишь 9% (7, стр. 105).
В отечественном градостроительстве практика жесткого зонирования имеет давнюю историю, начало которой положило строительство первых социалистических городов с четким функциональным разделением производственных и жилых зон. В связи с демократизацией общества и экономики, появлением вместо единой государственной различных форм собственности на землю большой интерес представляет изучение практики зонирования городских земель в индустриально развитых странах с преимущественно частной собственностью на землю.
В основе современного городского зонирования лежит выделение на территории административной единицы зон землепользования для уменьшения вероятности конфликта между различными видами деятельности. При этом критерием классификации видов землепользования является степень их отрицательного внешнего воздействия (10, стр. 120).
Практика зонирования в городах практически полностью отказалась от принципа многолетнего использования земель. Ее заменил принцип исключительности, согласно которому в зонах разрешается осуществление только тех видов хозяйственной деятельности, которые прямо указаны для данной зоны.
Происходит углубленная дифференциация правовых режимов землепользования, которая выражается в увеличении числа зон и подзон, два которых хозяйственное и иное использование земель тщательно и подробно регламентируется.
На владельцев земельной собственности налагаются определенные ограничения по ее использованию. В США муниципальные органы имеют право регулировать и ограничивать высоту, число этажей, размеры зданий, процент застройки участка, размеры дворов и других открытых пространств, размещение и использование сооружений и земли для торговли, производства, жилья и других целей. Непременным условием при этом является сохранение стоимости и непричинение ущерба недвижимости.
Во Франции законодательные меры позитивного характера определяются прежде всего введением зон приоритетного, дифференцированного и согласованного развития. Границы зоны приоритетного городского развития определяются администрацией, а введение зон преследует двойную цепь: концентрация строительства во избежание рассредоточения дорогостоящих общественных работ, финансируемых местными органами; предотвращение спекуляции земельными участками. Формирование зон согласованного развития регулируется общим градостроительным законодательством, за исключением того, что планы использования территории для них необязательны, так же как и получение разрешения на строительство. Реализация большинства зон согласованного развития осуществляется, как правило, частными строительными инофирмами, которых привлекает дополнительная прибыль, получаемая от повышения плотности застройки. Местная администрация также находит в этом свой интерес, поскольку она освобождается от финансирования ряда систем общественного обслуживания (дороги, рекреационные пространства и т. д.).
Практическая часть
Задание №6.
Необходимо определить рыночную стоимость земельного участка по результатам продажи объекта недвижимости при следующих условиях. Общая цена продажи недвижимой собственности, включающей земельный участок, составила 220 тыс $. Восстановительная стоимость здания равна 300 тыс. $. Совокупный износ здания представлен только физическим износом. Эффективный возраст этого здания определён оценщиком на уровне 50 лет. Срок физической жизни такого типа зданий составляет 120 лет. Обосновать выбор применяемого метода оценки при заданных условиях.
Решение:
В данном случае наиболее целесообразно применять затратный подход при оценки недвижимого имущества. Т.к. в отличие от доходного метода (по которому стоимость определяется исходя из ожидаемой потенциальной прибыли, которую должен принести приобретаемый участок) или сравнительного (по которому рыночная стоимость земельного участка определяется на основании сравнения с аналогичными объектами) для применения затратного подхода у нас имеются все данные. Рыночная стоимость земельного участка рассчитывается, как сумма расходов понесённых покупателем (в том числе на восстановленние зданий, рекультивацию земель и т.п.).
РС = Ц + ОС;
ОС = ВС * (ПСС / ФСС), где
РС – рыночная стоимость участка;
Ц – цена покупки участка;
ОС – остаточная стоимость здания;
ВС – восстановительная стоимость здания;
ПСС – полный срок службы здания;
ФСС – фактический срок службы;
ОС = 300 * (50 / 120) = 125 тыс. $;
РС = 220 + 125 = 345 тыс. $.
Заключение
При написании этой работы мы решили поставленные задачи. Мы ознакомились на примере города Новосибирска с особеностями оценки земельных участков в городах и посёлках. Были определены основные понятия и выделены тенденции развития в этой сфере.
Для более полного ознакомления с вопросом мы сделали обзор зарубежного опыта оценки земельных ресурсов в городах.
Мы убедились, что основные тенденции в других странах очень похожи с российскими. Конечно сегодня остаётся ещё много вопросов, связанных с правильной оценкой недвижимости. Ещё будет совершенствоваться юридическая база. Но в целом, на сегодняшний день, можно уверенно заявить: Россия находится на правильном пути.
Решив поставленный задачи, мы достигли цели написания этой работы.
Список литературы
1. Земельный кодекс РФ.
2. Балабанов И. Т. Операции с недвижимостью в России. – М.: «Финансы и статистика», 1996.
3. Балабанов И. Т. Экономика недвижимости. – С-Пб.: «Питер», 2000.
4. Григорьев В. В. Оценка объектов недвижимости. – М.: «Инфра-М», 1997.
5. Грязнова М. А. Оценка недвижимости. – М.: «Финансы и статистика», 2000.
6. Горемыкин В. А. Российский земельный рынок. – М.: «Инфра-М», 2000.
7. Казанцев В. Н. Использование городских территорий, зарубежный и отечественный опыт. – М.: «Финансы и статистика», 2000.
8. Костецкий В. А. Оценка земельных ресурсов в России. – С-Пб.: Издательство СПбУЭФ, 1998.
9. Новиков Б. Д. Рынок и оценка недвижимости в России. – М.: «Экзамен», 2000.
10. Прорвич В. А. Оценка рыночной стоимости городских земель. – М.: «Дело», 2000.
11. Соловьёв М. М. Оценочная деятельность. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.