Содержание




Введение................................................................................................................... 3

1. Оценка земельных участков в городах.............................................................. 5

2. Зарубежный опыт оценки городских земель..................................................... 9

Практическая часть............................................................................................... 14

Задание №6............................................................................................................ 14

Заключение............................................................................................................ 16

Список литературы............................................................................................... 17


Введение.

 

Среди элементов рыночной экономики особое место занимает недвижимость, которая выступает в качестве средств производства ( земля, административные, производственные, складские, торговые и прочие здания и помещения, а также другие сооружения) и предмета или объекта потребления ( земельные участки, жилые дома, дачи, квартиры, гаражи).

Недвижимость выступает основой личного существования для граждан и служит базой для хозяйственной деятельности и развития предприятий и организаций всех форм собственности. В России происходит активное формирование и развитие рынка недвижимости и все большее число граждан, предприятий и организаций участвует в операциях с недвижимостью. Недвижимость является главным предметом обсуждения при приватизации государственной и муниципальной собственности, при аренде нежилых помещений, при покупке и продаже жилых помещений. Появился слой новых владельцев недвижимости как в сфере личного потребления, так и во многих сферах предпринимательской деятельности. Образовались коммерческие структуры, действующие на рынке недвижимости.

Разворачивается деятельность отечественных и зарубежных инвесторов, для которых важное значение имеет приобретение гарантированных прав пользования землей и правовая защита их интересов.

Изменилось налоговое законодательство и появились новые для большинства граждан России налоги: налог на имущество физических лиц и налог на имущество, преходящее в порядке наследования и дарения. Начало развиваться местное законодательство по регулированию сферы недвижимости.

Не вызывает сомнения, что только знание действующей правовой базы в этой сфере позволяет принимать юридически обоснованные и экономически грамотные решения. Отклонения от существующих правовых норм, которые покупатели и продавцы в момент совершения сделок с недвижимостью считают несущественными, в любой момент могут привести к сложным ситуациям и тяжелым последствиям.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, т.к. 70% населения России проживает в городах и соответственно большинство сделок с недвижимостью совершаются именно в городах.

Целью написания данной работы является выявление особенностей при оценки земельных участков в городах и населённых пунктах. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

·        Рассмотреть особенности оценки земельных участков в городских условиях на примере города Новосибирска;

·        Ознакомиться с зарубежным опытом решения этого вопроса.

 1. Оценка земельных участков в городах

          Для более наглядного изложения материала мы рассмотрим этот вопрос на примере города Новосибирска.

При решении практических вопросов землепользования в РФ применяется нормативная цена земли. Ставки земельного налога определяются с нормативной ценой земли. Порядок определения нормативной цены земли был установлен Постановлением Прави­тельства РФ от 25 февраля 1992 г. № 1992. По этому постановле­нию нормативная цена земли применятся для обеспечения эконо­мического регулирования земельных отношений при передаче зем­ли в собственность гражданам; установлении коллективной соб­ственности на землю; передаче по наследству; дарении; получении банковского кредита под залог земельного участка, а также в дру­гих случаях, предусмотренных земельным законодательством РФ.

Нормативная цена земли — это установленная правительством РФ минимальная цена земли. В соответствии с данным поста­новлением нормативная цена земли для конкретных земельных участков определялась в размере пятидесятикратной ставки зе­мельного налога в рублях за единицу площади земель соответ­ствующего целевого назначения (4, стр. 39).

Минимальный размер ставки земельного налога применялся в размере 100 руб. за 1 га. Нормативная цена земли при предостав­лении в городах и поселках земельных участков в собственность гражданам для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, развития садоводства и животноводства определялась исходя из ставок земельного налога для этой категории платель­щиков.

Местным органам государственной власти по этому поста­новлению предоставлялось право при продаже земельных участков на конкурсной основе повышать нормативную цену земли, но не более чем на 50%.

Если земельные участки продавались па аукционах или при реализации заложенных в банк участков, уровень цен продажи таких участков не ограничивался. То есть в данном случае ре­шающую роль играл либо рыночный механизм, либо тайный сго­вор участников сделки.

В 1994 г. постановлением правительства РФ № 1204 норма­тивная цена земли была установлена в размере 200-кратной ставки земельного налога за единицу земельного участка. Через три года постановлением правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 поря­док определения нормативной цены земли был изменен. Норма­тивная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. По этому же постановлению органам местной власти были предоставлены права уточнять количество оценочных зон, устанавливать их границы, а также повышать или понижать нор­мативную цену земли, но не более чем на 25%.

Понятие и определение нормативной цены земли (НЦЗ), харак­терные для настоящего времени, представлены на схеме 1.

В Новосибирске был установлен следующий порядок опре­деления нормативной цены земли: в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за городские земли уплачивается на основе средних ставок, приведенных в при­ложении к закону. Средние ставки дифференцируются по зонам градостроительной ценности территории городов, границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом городов.

В Новосибирске границы зон градостроительной ценности утверждены Законом "О ставках земельного налога в Новосибирске" от 14.07.95,77-10.

В настоящее время территория города разделена на 19 зон градостроительной ценности в зависимости от месторасположения земельных участков. Центральная часть города (Красный проспект и прилегающие улицы), например, расположена в первой зоне гра­достроительной ценности. По мере удаления участков от центра изменяется номер зоны градостроительной ценности. Ставка зе­мельного налога используется также при определении норма­тивной цены земельных участков.



Нормативная цена земли – стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости

Используется при:





Основа определения

Передаче (выкупе) земли в собственность





Ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов

Установлении общей совместной  (долевой) собственности сверх бесплатной нормы





Льготы по земельному налогу не учитываются

Передаче по наследству, дарении





Увеличение размера налога за превышение норм отвода земель не учитывается

Получении кредита под залог участка





Размер цены

Изъятии земель для государственных и общественных нужд





200-кратная ставка земельного налога за единицу площади соответствующего назначения

Переходе с права собственности на жилой дом, строение





Субъекты РФ могут устанавливать повышающие коэффициенты к НЦЗ, но так, чтобы она не превышала 75% рыночной цены земель соответствующей категории и зоны

В других случаях по закону





При реализации заложенных участков по суду цена не ограничивается

Местные органы власти могут повышать или понижать  цены не более, чем на 25%




Таблица 1

Нормативная цена земли за 1 кв. м в ставках земельного налога

Зоны градостроительной ценности

Цена в ставках земельного налога

Зоны градостроительной ценности

Цена в ставках земельного налога

I

85.0

11

13,0

2

96.0

12

14,0

3

102.0

13

15,0

4

112,0

14

14,0

5

96,0

15

13,0

6

82.0

16

14,0

7

64,0

17

14,0

8

51,0

18

14,0

9

35,0

19

12,0

10

15,0



При совершении сделок купли-продажи земли или выкупе зе­мельных участков (кроме приватизированных предприятий) в рас­чете нормативной цены земли во всех случаях, включая сделки купли-продажи физическим лицам земельных участков, занятых жилыми домами, дачными и садовыми участками и т. п., применял­ся повышающий коэффициент, равный 150. Данный коэффициент был утвержден распоряжением мэра от 6.05.95 № 417-р.

Теперь в соответствии с распоряжением губернатора в целях ак­тивизации приватизации земельных участков и привлечения средств в городской бюджет, указанный выше коэффициент значи­тельно снижен, и в зависимости от зоны градостроительной цен­ности составляет от 12 (в пригородах) до 112 (в промышленных зонах города). В центральной части города коэффициент равен 85 для первой и 96 для второй зон градостроительной ценности.



2. Зарубежный опыт оценки городских земель

Анализ зарубежного опыта установления платы за землю по­зволяет выявить факторы, определяющие размер платы; изучить динамику роста цен на землю; установить удельный вес платы за землю и общую структуру затрат на городское строительство; влияние платы за землю на политику и характер землепользования в городах. Выявление и оценка факторов, влияющих на цену земли, имеет важное значение для прогнозирования ее изменения и уста­новления более гибкой политики налогообложения.

Наиболее известная теория цен на землю У. Алонсо касается со­отношения спроса и предложения на городские земельные участки. В основе этой теории лежит экономическая концепция извлечения населением или предприятием максимальной выгоды в рамках рас­полагаемых ими доходов. У. Алонсо графически рассчитал кривые платежеспособности семей, характеризующие в зависимости от расстояния до центра города те цены на землю, которые та или иная семья в состоянии уплатить, сохраняя прежний жизненный уровень (7, стр. 58). Аналогично он рассмотрел размещение предприятий от­носительно расстояния от центра в соответствии с ценами на землю при условии сохранения ими максимальной прибыли. Эта при­быль представляет собой разность между суммарной стоимостью реализованной продукции, с одной стороны, и расходами на про­изводство и ценой земли, с другой. Земля, примыкающая к сло­жившейся городской территории, может быть приобретена под застройку по цене, лишь немного превосходящей цену той же земли в случае использования ее под сельскохозяйственные нужды. В дей­ствительности цены в указанных районах превышают сельскохо­зяйственные земельные расценки в несколько раз. Алонсо считает, что критерием оценки участка является максимальная прибыль, которую он может дать. При этом арендная плата за землю рас­считывается как капитализированный доход путем умножения прибыли, получаемой за определенный ряд лет, на процентную норму.

Детальные исследования, осуществленные в 70-х гг. Американ­ским институтом планировки городов по определению влияния общественных инвестиций на ценность городских земель, привели к выводам, согласно которым факторы, определяющие цену земли, можно разделить на три группы: физические (размер участка, про­тяженность фронтальной линии, местоположение в плане города, инженерно-геологические условия); экономические (доход, полу­чаемый с этого участка, инвестиции, произведенные на данной территории); административные (законодательные акты о зонировании городских территорий, включающие административные ограничения в местоположении отдельных объектов).

Французский исследователь Дютайн, изучая механизм форми­рования цен в Парижской агломерации, пришел к следующему выводу: цена участка колеблется между двумя пределами — мини­мальной ценой, определяемой фактическим доходом участка, и максимальной ценой, которую потенциальный пользователь готов заплатить исходя из условий застройки, предполагаемых доходов от новых сооружений, минус затраты на их строительство и раз­личные дополнительные расходы (7, стр. 70).

По мнению специалистов США, доля земли в оценочной стои­мости недвижимости составляет 30-40%.

Цена на землю влияет на вид ее использования. Как правило, значительные территории в центрах американских городов заняты торговыми учреждениями, зданиями контор, фирм. Высокая цена земли ведет к интенсификации ее использования, способствует перенаселенности наиболее ценных территорий, их транспортной перегрузке. К основным категориям землепользователей, с кото­рыми связывают наиболее интенсивное использование городских территорий, относят: правительственные учреждения, частные кон­торы, зрелищные объекты, специализированные магазины, универ­ситеты, мотели, научно-исследовательские институты, культурно-бытовые центры.

Высокие цены на землю приводят к непропорциональным по­требностям распределения городских территорий между отдельны­ми функциональными зонами, затрудняют проведение реконструк­тивных работ. Зарубежный опыт свидетельствует: в центральных районах крупнейших городов размер компенсации за землю и до­ма, намеченные к сносу, составляет до 80-100% затрат на новое строительство.

В большинстве бывших социалистических стран Восточной Ев­ропы существовала плата за землю, и исследования по установле­нию се взаимосвязи с оценкой территории, показали, что плата за землю значительно ниже ее фактической ценности. В Венгрии, на­пример, с 1975 г. была введена категорийность населенных пунк­тов, в которой выделено 5 основных групп: столица, центры регио­нов, центры областей, прочие города и крупные села. При этом в пределах населенных пунктов выделяется до 6 зон — от центра города к периферии, по которым введена дифференцированная плата за пользование городскими землями. Например, плата за земельный участок в центре Будапешта в 6 раз выше, чем на его окраине, и примерно в 20 раз выше по сравнению с самой дешевой городской землей.

Важное значение имеет исследование проблемы зонирования использования городских земель. Среди факторов, влияющих на оценку эффективности использования городской территории, вы­деляют: предпочтения и доходы населения, повышение жизненных стандартов, стоимость земельных участков, уровень развития го­родского хозяйства и средств коммуникации, планировочные кон­цепции и стандарты.

Стоимость земельных участков в городах стабильно растет. Рост стоимости земли в большинстве стран выше темпов роста инфляции. За последние 25 лет стоимость городских земель в США возросла в 10 раз; в Японии (в пригороде Токио) — в 20 раз, в то время как национальный доход увеличился примерно в 4 раза, а цены на потребительские товары — в 3 раза. В то же время благо­даря методам контроля в Швеции рост стоимости земельных уча­стков за десятилетие 1970-1980 гг. составил лишь 9% (7, стр. 105).

В отечественном градостроительстве практика жесткого зонирования имеет давнюю историю, начало которой положило строи­тельство первых социалистических городов с четким функциональ­ным разделением производственных и жилых зон. В связи с демо­кратизацией общества и экономики, появлением вместо единой государственной различных форм собственности на землю боль­шой интерес представляет изучение практики зонирования город­ских земель в индустриально развитых странах с преимущественно частной собственностью на землю.

В основе современного городского зонирования лежит выделе­ние на территории административной единицы зон землепользова­ния для уменьшения вероятности конфликта между различными видами деятельности. При этом критерием классификации видов землепользования является степень их отрицательного внешнего воздействия (10, стр. 120).

Практика зонирования в городах практически полностью отка­залась от принципа многолетнего использования земель. Ее заме­нил принцип исключительности, согласно которому в зонах раз­решается осуществление только тех видов хозяйственной деятель­ности, которые прямо указаны для данной зоны.

Происходит углубленная дифференциация правовых режимов землепользования, которая выражается в увеличении числа зон и подзон, два которых хозяйственное и иное использование земель тщательно и подробно регламентируется.

На владельцев земельной собственности налагаются определен­ные ограничения по ее использованию. В США муниципальные органы имеют право регулировать и ограничивать высоту, число этажей, размеры зданий, процент застройки участка, размеры дво­ров и других открытых пространств, размещение и использование сооружений и земли для торговли, производства, жилья и других целей. Непременным условием при этом является сохранение стои­мости и непричинение ущерба недвижимости.

Во Франции законодательные меры позитивного характера определяются прежде всего введением зон приоритетного, диффе­ренцированного и согласованного развития. Границы зоны при­оритетного городского развития определяются администрацией, а введение зон преследует двойную цепь: концентрация строитель­ства во избежание рассредоточения дорогостоящих общественных работ, финансируемых местными органами; предотвращение спе­куляции земельными участками. Формирование зон согласованно­го развития регулируется общим градостроительным законода­тельством, за исключением того, что планы использования терри­тории для них необязательны, так же как и получение разрешения на строительство. Реализация большинства зон согласованного развития осуществляется, как правило, частными строительными инофирмами, которых привлекает дополнительная прибыль, полу­чаемая от повышения плотности застройки. Местная администра­ция также находит в этом свой интерес, поскольку она осво­бождается от финансирования ряда систем общественного обслу­живания (дороги, рекреационные пространства и т. д.).

Практическая часть

Задание №6.

          Необходимо определить рыночную стоимость земельного участка по результатам продажи объекта недвижимости при следующих условиях. Общая цена продажи недвижимой собственности, включающей земельный участок, составила 220 тыс $. Восстановительная стоимость здания равна 300 тыс. $. Совокупный износ здания представлен только физическим износом. Эффективный возраст этого здания определён оценщиком на уровне 50 лет. Срок физической жизни такого типа зданий составляет 120 лет. Обосновать выбор применяемого метода оценки при заданных условиях.

Решение:

          В данном случае наиболее целесообразно применять затратный подход при оценки недвижимого имущества. Т.к. в отличие от доходного метода (по которому стоимость определяется исходя из ожидаемой потенциальной прибыли, которую должен принести приобретаемый участок) или сравнительного (по которому рыночная стоимость земельного участка определяется на основании сравнения с аналогичными объектами) для применения затратного подхода у нас имеются все данные. Рыночная стоимость земельного участка рассчитывается, как сумма расходов понесённых покупателем (в том числе на восстановленние зданий, рекультивацию земель и т.п.).

РС = Ц + ОС;

ОС = ВС * (ПСС / ФСС), где

          РС – рыночная стоимость участка;

          Ц – цена покупки участка;

          ОС – остаточная стоимость здания;

          ВС – восстановительная стоимость здания;

          ПСС – полный срок службы здания;

          ФСС – фактический срок службы;

         

ОС = 300 * (50 / 120) = 125 тыс. $;

РС = 220 + 125 = 345 тыс. $.


         

Заключение

          При написании этой работы мы решили поставленные задачи. Мы ознакомились на примере города Новосибирска с особеностями оценки земельных участков в городах и посёлках. Были определены основные понятия  и выделены тенденции развития в этой сфере.

          Для более полного ознакомления с вопросом мы сделали обзор зарубежного опыта оценки земельных ресурсов в городах.

Мы убедились, что основные тенденции  в других странах очень похожи с российскими. Конечно сегодня остаётся ещё много вопросов, связанных с правильной оценкой недвижимости. Ещё будет совершенствоваться юридическая база. Но  в целом, на сегодняшний день, можно уверенно заявить: Россия находится на правильном пути.

Решив поставленный задачи, мы достигли цели написания этой работы.

Список литературы

1.     Земельный кодекс РФ.

2.     Балабанов И. Т. Операции с недвижимостью в России. – М.: «Финансы и статистика», 1996.

3.     Балабанов И. Т. Экономика недвижимости. – С-Пб.: «Питер», 2000.

4.     Григорьев В. В. Оценка объектов недвижимости. – М.: «Инфра-М», 1997.

5.     Грязнова М. А. Оценка недвижимости. – М.: «Финансы и статистика», 2000.

6.     Горемыкин В. А. Российский земельный рынок. – М.: «Инфра-М», 2000.

7.     Казанцев В. Н. Использование городских территорий, зарубежный и отечественный опыт. – М.: «Финансы и статистика», 2000.

8.     Костецкий В. А. Оценка земельных ресурсов в России. – С-Пб.: Издательство СПбУЭФ, 1998.

9.     Новиков Б. Д. Рынок и оценка недвижимости в России. – М.: «Экзамен», 2000.

10.            Прорвич В. А. Оценка рыночной стоимости городских земель. – М.: «Дело», 2000.

11.            Соловьёв М. М. Оценочная деятельность. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.