Содержание

1. Основные положения уголовно-исполнительного законодательства РФ.... 3

2.  Правовое положение осужденных................................................................ 5

3.  Учреждения и органы исполняющие наказания и контроль за их деятельностью     12

4.  Исполнение наказаний не связанных с изоляцией от общества................ 16

5. Исполнение наказания в виде ареста........................................................... 18

6.  Исполнение наказания в виде лишения свободы....................................... 19

7.  Режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях 21

8.  Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы..................................................................... 24

Список литературы........................................................................................... 27

 

1. Основные положения уголовно-исполнительного законодательства РФ


В ч. 1 ст. 2 определена структура уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, которая состоит из УИК и других федеральных законов. Тем самым Кодекс стал основным законом, регулирующим исполнение всех видов наказаний, предусмотренных ст. 44 УК. Однако комментируемая статья предполагает существование иных не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК законодательных актов, регулирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний.

Анализ УИК показал, что им предусмотрены следующие законы: контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 19); прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 22); общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 23); порядок представления ходатайств о помиловании (ст. 175); оказание помощи освобожденным от наказания и контроль за ними (ст. 182-183); осуществление контроля за поведением условно осужденных (ст. 187).

В ч. 1 ст. 6 УИК установлено, что уголовно-исполнительное законодательство применяется на всей территории Российской Федерации. Это положение особенно важно для государства с федеративным устройством. Никакие иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами Федерации (кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК), не могут применяться на его территории как противоречащие ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Для выяснения начала действия закона, регулирующего исполнение наказаний, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, сформулированным в п. 3 ст. 15 Конституции РФ, согласно которому законы подлежат официальному опубликованию. Не опубликованные официально для всеобщего сведения законы не применяются. Из данного конституционного положения следует, что нормы уголовно-исполнительного законодательства вступают в действие с момента их опубликования, если иное не оговорено в тексте закона или в соответствующем постановлении, определяющем порядок введения его в действие. Так, Федеральный закон от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» установил введение его в действие с 1 июля 1997 г. (ст. 1). Одновременно в указанном Законе предусмотрено, что положения Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимые условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. (ст. 5), т.е. в полном объеме УИК вступит в действие в 2001 г.

В комментируемой ст. 7 сформулировано одно из важнейших положений, на котором базируются основания, порядок исполнения и отбытия наказаний и применение иных мер уголовно-правового характера и реализуется принцип законности - приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступающие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах[1].



2.     Правовое положение осужденных


Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно- исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности осужденных определяются уголовно-исполнительным кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Социально-правовое значение института правового положения осужденных в последнее время не охватывается только решением задач в сфере правоохранительной деятельности. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров, в том числе по вопросам соблюдения прав лиц, отбывающих наказание. В числе таких документов следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила (1985 г.) и другие. Развитие правового статуса осужденных, особенно в свете указанных международных актов, служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства. В теории права принято выделять три вида правовых статусов: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, который в свою очередь подразделяется на правовой статус лиц, отбывающих различные виды наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 23 этого закона, отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного. Наказание как разновидность государственного принуждения выражается в причинении виновному определенных лишений и ограничений (кары). В правовой форме оно выражается в виде ограничения прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к исправительным работам – ограничения в свободе выбора труда. Кроме того, в нормах гражданского, трудового, брачно-семейного и других отраслей права имеются положения, ограничивающие для осужденных права и свободы граждан России. В условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих прав граждан, но и их конкретизация (детализация) и дополнение. Правовой статус осужденных следует рассматривать как межотраслевой правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все большее число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденного, регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права. Например, нормы, устанавливающие основания приобретения, владения осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона РФ «Об оружии»), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы.

Таким образом, правовой статус лиц, отбывающих наказания, есть закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания наказания того или иного вида. В содержание правового статуса осужденных входят права, законные интересы и обязанности. Они возникают и реализуется, как правило, в рамках уголовно-исполнительных правоотношений, но могут возникать и в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении ему управомоченным лицом возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязаний осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права.

Осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.

Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.

К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних.

Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Осужденные могут направлять предложения, заявления и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

3.     Учреждения и органы исполняющие наказания и контроль за их деятельностью


Наказание в виде штрафа исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту жительства (работы) осужденного.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно- исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно - исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно - исполнительной инспекцией.

Наказание в виде конфискации имущества исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту нахождения имущества.

Наказание в виде ограничения свободы исполняется исправительным центром.

Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией - поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно - исполнительной системы.

В отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе - командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие.

К осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера.

Условно осужденные находятся под контролем уголовно- исполнительных инспекций. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

Учреждения, исполняющие наказания, указанные в частях второй, четвертой, пятой, седьмой, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно - исполнительной системы.

Органы и учреждения, исполняющие наказания, являются частью правоохранительных органов и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных. Контроль за соблюдением законности в деятельности по исполнению наказаний осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления всех уровней.

Судебный контроль – очень действенная форма поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении (УДО) от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также об изменении вида ИУ.

Ведомственный контроль является мощным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления законности по исполнению наказаний. Прокурорский надзор. Он осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ». Именно прокурорский надзор имеет важное значение в контроле за соблюдением законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.

Формы реагирования прокуроров на выявление в рассматриваемой сфере нарушения законов разнообразны. К таким формам относятся: а) протесты по противоречащим закону нормативным органам, издаваемым органами управления, исполняющими наказания; б) принятие необходимых мер по привлечению к ответственности нарушителей закона; в) внесение в учреждения и общественные организации представлений о выявленных прокурором нарушениях законов и причинах, способствующих этим нарушениям и т.д. Прокурорский надзор выступает действенным средством утверждения законности в деятельности этих органов.

Общественный контроль. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными самые различные. К ним можно отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; попечительские советы; советы общественности ВК; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в ИК. Правовой основой их деятельности являются положения, постановления, директивные указания и другие нормативные акты, издаваемые федеральными органами власти.

При исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

а) Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации, главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий;

б) Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

в) должностные лица вышестоящих органов;

г) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

д) депутаты и члены комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, - в пределах соответствующих территорий.

При проведении проверки по жалобе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеет право Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.



4.     Исполнение наказаний не связанных с изоляцией от общества



Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно - исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно - исполнительными инспекциями.

Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно - исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно - исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного.

Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно - исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

Осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации. В этом же порядке направляются для отбывания наказания осужденные, по месту постоянного жительства которых отсутствуют исправительные центры.

Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой.

Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды.


5. Исполнение наказания в виде ареста


Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах.

Осужденный отбывает весь срок наказания, как правило, в одном арестном доме.

Перевод осужденного из одного арестного дома в другой допускается в случае его болезни либо для обеспечения его личной безопасности, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном арестном доме.

Осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции. Изолированно от иных категорий лиц, содержащихся под стражей, и раздельно размещаются: осужденные мужчины, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость.

На осужденных распространяются условия содержания, установленные настоящим Кодексом для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме. Осужденным не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных не осуществляются; передвижение без конвоя не разрешается. Осужденные имеют право ежемесячно приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на сумму, не превышающую 20 процентов минимального размера оплаты труда.

Администрация арестного дома вправе привлекать осужденных к работам по хозяйственному обслуживанию арестного дома без оплаты продолжительностью не более четырех часов в неделю.

За хорошее поведение к осужденным к аресту могут применяться меры поощрения в виде благодарности, досрочного снятия ранее наложенного взыскания или разрешения на телефонный разговор.

Материально-бытовое обеспечение осужденных к аресту осуществляется по нормам, установленным для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме, а несовершеннолетних осужденных - по нормам, установленным для воспитательных колоний.

Осужденным предоставляется медицинская помощь.



6.     Исполнение наказания в виде лишения свободы


В ч. 1 ст. 73 формулируется важный принцип исполнения наказания в виде лишения свободы - осужденные отбывают наказание в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Отбывание наказания в пределах указанной территории создает благоприятные предпосылки для исправления осужденных, положительного влияния на их поведение семьи и близких, поддержания положительных связей. Такой порядок отбывания наказания позволяет родственникам, не неся значительных материальных расходов, приезжать на свидания, направлять посылки и бандероли, а осужденным реально пользоваться правом на выезды.

В ч. 1 ст. 74 УИК определена система исправительных учреждений, которую образуют исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, а также следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания определяется Министерством юстиции Российской Федерации. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения осуществляется на основании приговоров судов, вступивших в законную силу.

Передача осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства для отбывания наказания за пределы Российской Федерации осуществляется на основании международных договоров России.

Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания, как правило, в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они были зарегистрированы по месту постоянного жительства. Осужденные, не имеющие постоянного места жительства, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены.

Для оставления осужденных в целях выполнения работ по хозяйственному обслуживанию требуется письменное согласие осужденного. Оформляется оставление приказом начальника тюрьмы или следственного изолятора. При этом требуется не только соблюдение перечисленных в уголовно-исполнительном законе формальных требований. Необходимо учитывать характер и обстоятельства совершенного осужденным преступления, его поведение в период нахождения в следственном изоляторе или тюрьме.

Одним из важных принципов исполнения наказания является возможность изменения условий его отбывания, правового положения осужденного в зависимости от поведения и отношения к труду данного лица. Как мера поощрения или взыскания такое изменение может осуществляться администрацией в пределах и одного исправительного учреждения, и путем перевода осужденного из одного вида исправительного учреждения в другое с целью смягчения либо ужесточения режима отбывания наказания.

В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.


7.     Режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях


Порядок исполнения и отбывания наказания, образующий содержание режима, включает в себя совокупность правил, определяющих общие и конкретные условия отбывания лишения свободы (ст. 87, ст. 120-121 УИК и др.). Анализ норм, определяющих порядок исполнения и отбывания лишения свободы, показывает, что в сферу воздействия режима включены осужденные, администрация исправительных учреждений, администрация предприятий и организаций, где работают осужденные, общественные формирования, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за этими учреждениями, представители органов государственной власти и местных органов самоуправления, осуществляющих контроль за местами лишения свободы, граждане, находящиеся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним.

Основным элементом режима, образующим содержание лишения свободы, является физическая изоляция осужденных от общества.

В ч. 1 ст. 86 излагаются основания применения к осужденным мер безопасности. К их числу относятся:

·        сопротивление персоналу исправительных учреждений, т.е. активное противодействие осужденными выполнению возложенных на сотрудников этих учреждений обязанностей по обеспечению порядка отбывания наказания, прежде всего соблюдению осужденными дисциплины и установленных для них правил поведения. Под персоналом исправительных учреждений подразумеваются сотрудники уголовно-исполнительной системы, на которых распространяется Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, состоящие в должности рядового и начальствующего состава и которым присвоены специальные звания, а также работники учреждений, исполняющих наказания[2];

·        злостное неповиновение законным требованиям персонала - открытый, демонстративный отказ от исполнения обращенного к осужденному требования сотрудника исправительного учреждения, который в силу выполняемых им функций имеет основанное на законе право предъявить такое требование, а осужденный обязан его выполнить; проявление буйства - бесчинство, агрессивное поведение, которое может сопровождаться повреждением имущества, оскорблением персонала, нецензурной бранью. Такого рода действия можно при наличии соответствующих признаков рассматривать как хулиганство (ст. 213 УК);

·        участие в массовых беспорядках. Оно выражается в действиях, сопровождающихся насилием над осужденными и персоналом, другими гражданами, уничтожением имущества, поджогами, погромами, использованием огнестрельного оружия, вооруженным сопротивлением представителям власти (ст. 212 УК);

·        захват заложников, т.е. противоправное насильственное лишение человека или группы лиц свободы с последующим открытым выдвижением требований совершить какие-либо действия или воздержаться от каких-либо действий как условия их освобождения (ст. 206 УК);

·        нападение на граждан, выражаемое в применении физического насилия, нанесении побоев персоналу, осужденным, а также гражданам, находящимся на территории исправительного учреждения или на территории, прилегающей к нему. Нападение может носить корыстный характер и выражаться в форме разбойных нападений (статьи 111, 112, 115, 162 и др. УК);

·        побег из места лишения свободы, т.е. самовольное, незаконное оставление места отбывания наказания. Он может сопровождаться применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо угрозой применения насилия с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ст. 313 УК);

·        задержание бежавших из исправительных учреждений, проявляемое в действиях по пресечению состоявшегося побега.

Ст. 87 УИК отражает практику применения в течение не одного десятилетия прогрессивной системы отбывания наказания осужденными к лишению свободы с учетом многочисленных научных разработок. Известно, что в предыдущих исправительно-трудовых кодексах возможности использования таких элементов прогрессивной системы, как изменение условий содержания осужденных в пределах одного вида исправительных учреждений, были в значительной мере ограничены и нормами права достаточно четко не регламентировались.

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно - профилактических учреждениях уголовно - исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий[3].


8.     Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы


Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа. Решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осужденным в суд.

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию.

Из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч.4 ст. 99 УИК.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования[4].

Список литературы


1.     Уголовно-исполнительный кодекс. М.: Норма, 2002.

2.     Закон от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости. 1993. № 33. Ст. 1316.

3.     Мальцев С.И. Уголовно-исполнительное право. М.: Кодекс, 2004.

4.     Прохоров М.М. Уголовно-исполнительное право. М.: Юристъ, 2003.

5.     Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2002.

6.     Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. П.И. Панфилова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.



[1] Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2002. С. 33.

 

[2] ст. 24 Закона от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости. 1993. № 33. Ст. 1316.

[3] Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. П.И. Панфилова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 133-134.

 

[4] Мальцев С.И. Уголовно-исполнительное право. М.: Кодекс, 2004. С. 90-92.