СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ................................................................................................................. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО ПРАВА............................ 8

2.1. Принцип законности................................................................................. 8

2.2. Принцип равенства граждан перед законом.......................................... 14

2.3. Принцип ответственности за вину.......................................................... 17

2.4. Принцип справедливости........................................................................ 20

2.5. Принцип гуманизма................................................................................ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 29

ВВЕДЕНИЕ


Принципы – это основополагающие и обязательные предписания уголовного закона.

В ранее действовавших уголовных законах России принципы уголовного права не были закреплены. В этой связи в теории уголовного права формулировались различные принципы, они классифицировались на общие, специальные (отраслевые) и межотраслевые. Введение в УК РФ принципов превратило их из предмета теоретических изысканий в систему нормативных предписаний для лиц, применяющих уголовный закон.

Задачи, стоящие перед уголовным законодательством, решаются на основе его принципов, в соответствии с которыми строится не только система, но и осуществляется реализация уголовного права. В УК РФ (статьи 3-7) выделены пять основных принципов:

·        Законности;

·        Равенства граждан перед законом;

·        Вины;

·        Справедливости;

·        Гуманизма.

Цель курсовой работы – рассмотреть принципы уголовного законодательства.

Задачи работы – дать понятие и рассмотреть основное значение принципов уголовного права; подробно рассмотреть все пять принципов уголовного пава.


1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ


Под принципами (principium – начало, основа) уголовного права понимаются основные начала, руководящие идеи, закрепленные в уголовно-правовых нормах, обязательные для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью.

Принципы уголовного права обязывают законодателя учитывать их при криминализации и декриминализации деяний, введении новых уголовно-правовых институтов и отдельных норм, т.е. при осуществлении государственной уголовной политики.

Значение принципов уголовного права состоит также в том, что ими руководствуются судебно-следственные и иные правоохранительные органы в осуществлении своей деятельности. Например, принцип вины обязывает суд установить и доказать вину подсудимого и ее форму (умысел или неосторожность). Принцип гуманизма требует от суда при назначении наказания обдумать вначале возможность применения наименее строгого вида наказания из тех, что предусмотрены в санкции конкретной нормы Особенной части, а лишь затем переходить к более строгому виду наказания. Принципами уголовного права должны руководствоваться и граждане при защите своих законных прав и интересов, при противодействии преступности.

Законодатель закрепил в УК РФ принципы законности, равенства граждан перед законом, ответственности за вину, справедливости, гуманизма. Как своеобразный итог системы принципов уголовного права сформулирована норма ст. 8 УК РФ «Основание уголовной ответственности», базирующаяся на всех звеньях этой системы.

Определяя форму, пределы, предмет и метод уголовно-правового регулирования, нормы, формулирующие принципы и основания уголовной ответственности, выражает специфику уголовного права как особой отрасли системы права[1]. Таким образом, данная выше характеристика понятия уголовного права полностью коррелирует с характеристикой его принципов.

Перечисленные выше принципы уголовного права служат ориентиром для законодателя и правоприменителя, для общественного контроля за правосудием, способствует стабильности и согласованности уголовно-правовой борьбы с преступностью. Но в чем их специфика? Ведь одноименные принципы лежат в основе и других отраслей права (административного, уголовно-процессуального и т.д.), как и системы права в целом. Больше того, они воспроизводят ряд общих положений Конституции (например, ст.ст. 1, 2, 15-19, 49, 50, 52 и др.), общепризнанных принципов и норм международного права. В чем же необходимость закрепления этих принципов именно в уголовном законе?

В уголовном праве о законности, равенстве перед законом, ответственности за вину, справедливости, гуманизме говорится конкретизировано в соответствии с предметом и методом уголовно-правового регулирования. Например ,принцип   законности раскрывается через условия признание деяния преступным и наказуемым; принцип вины включает запрет уголовной ответственной за невиновное причинение вреда; принцип справедливости закрепляет соответствие наказания или иной меры уголовно-правового воздействия деянию и личности виновного и т.д.

Для разработчиков уголовной политики принципы уголовного права являются ориентиром потому, что предложения по учету изменений в социальной и криминальной обстановке осуществимы только через закон, в том числе путем внесения изменений в уголовное законодательство.

Очевидно и связанность законодателя с принципами уголовного права. Например, руководствуясь принципами законности и ответственности за вину, законодатель внес в ст. 24 УК РФ «Формы вины» и ряд статей Особенной части УК РФ изменения, связанные с основаниям и предметов ответственности за деяние, совершенные по неосторожности. Связанность законодателя сформулированными в уголовном законе принципами является показателем стремления достичь подлинного верховенства закона и справедливости. Уголовный закон должен быть «законный» не только по формальный признакам (издание надлежащем органом, в пределах его компетенции и  т.д.), но и полностью соответствовать принципам уголовного правам.

Механизм действия принципов уголовного права на уровне правоприменения состоит в их «усвоении» лицами, применяющими уголовный закон: следователями, дознавателями, прокурорскими работниками, судьями, адвокатами, иными лицами, в формировании у них необходимости следовать данным принципам в правоприменительной деятельности. В случае нарушения принципов уголовного права вступает в действие система их выявления и устранения: прокурорский надзор и судебный контроль, которые обязаны восстановить нарушенные права, обеспечить отмену не основанных на принципах уголовного права действий и решений правоприменителей, а при наличии оснований - привлечь их к законной ответственности.

Характеризуя значение принципов уголовного права граждан и их общественного мнения, необходимо отменить следующее. Ознакомление граждан с содержанием этих принципов способствует формированию их правосознания, отношения к уголовному закону и практике его применения: ориентировке в собственных правах и возможностях в сфере уголовно-правовой борьбы с преступностью и общественного контроля за ней.»Открытое провозглашение исходных начал уголовно-правового регулирования ставит власть под дополнительный присмотр общества, позволяет критикам сверять текущие правотворчество и правоприменение с выставленными для всеобщего обозрения эталонами»

Законодатель (ч.2 ст. 2 УК РФ), отмечая значимость принципов в уголовно-правовом регулировании общественных отношений, начинается с указания на установление основания и принципов уголовной ответственности. Далее он перечисляет другие элементы уголовно-правового регулирования :установление круга деяний, признаваемых преступлениями, видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера и т.д. Таким образом, закон подчеркивает определяющую роль принципов уголовного права для всего его содержания[2].



2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО ПРАВА


Включение впервые в истории отечественного уголовного законодательства в УК РФ перечня принципов уголовного права и описание их содержания превратило их в систему нормативных предписаний, «руководство к действию» для всей сферы уголовно-правового регулирования, для любых осуществляемых в ней действий и решений.

Характеристика совокупности принципов уголовного права как системы, сопоставительный анализ расположения и содержания отдельных принципов свидетельствуют, что хотя они и не связаны иерархической зависимостью, но являются взаимодействующими звеньями определенной целостности, подкрепляя и дополняя друг друга. Среди принципов уголовного права нет основных и вспомогательных. Соприкасаясь по значению и даже частично перекрывая содержание друг друга, принципы уголовного права составляют его фундамент, обеспечивают единство, стабильность, целенаправленность, конституционность его предписаний и его применения.

Например, принцип законности подкрепляется равенством граждан перед уголовным законом; воплощается в числе других аспектов в ответственность за вину и в меру вины (иными словами, в справедливость и гуманизм закона его применения). Такую же цепь зависимостей можно обнаружить, взяв за основу любой из принципов и сопоставляя с ним содержание других принципов. Рассмотрим принципы уголовного права более подробно, в их взаимосвязи.

2.1. Принцип законности


Принцип законности, сформулированный в части 1 ст. 3 УК РФ определяет, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Законность в данном случае понимается, во-первых, как действия безусловно и полностью соответствующие уголовному закону при определении преступности или непреступности деяний (поведения человека), во-вторых, как оценка деяния судом, как не соответствующего (нарушающего) уголовный закон по приговору вступившему в законную силу; в-третьих, как наказуемость (наказание) лица совершившего преступления по вступившему в законную силу приговору к видам наказания, привлечения к иным мерам подкрепляющим наказание (например, принудительным мерам медицинского характера) прямо определённых Уголовным кодексом РФ; в-четвёртых, применение к указанным лицам иных уголовно-правовых последствий, причинно связанных с совершённым преступлением (например, передача иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания за совершённые ими преступления вне пределов России - часть 2 ст. 13 УК РФ.

Принцип законности означает, что преступность и наказуемость деяния, а также иные уголовно-правовые последствия совершения преступления определяются только Уголовным кодексом. Из этого следует, что уголовно-правовой запрет и наказание за его нарушение должны быть установлены только законом (издаваемым высшими органами государственной власти Российской Федерации нормативно-правовым актом), а не каким-либо иным источником права (подзаконным актом, судебным прецедентом или обычаем). Из формулировки принципа законности следует также, что привлечь к уголовной ответственности за общественно опасное деяние, не предусмотренное в уголовном законе, или назначить наказание, отсутствующее в системе наказаний или соответствующей санкции УК, нельзя.

В этом аспекте принцип законности можно выразить латинской формулой: «nullum crimen, nulla poena sine lege» (нет ни преступления, ни наказания без указания о том в законе)[3].

Принцип законности исключает применение норм по аналогии (часть 2 ст. 3 УК РФ). Речь идёт об обязательном установлении всех признаков состава преступления относящихся к действиям (бездействию) конкретного правонарушителя, создание доказательной базы, признанной судом и поведения виновного, квалифицированного по конкретной норме (нормам) Особенной и Общей частей УК РФ. В данном случае действует давно сформулированный принцип права: нет преступления без указания о нём в законе.

Таким образом, принцип законности требует обоснованной квалификации деяния по статье (статьям) Особенной части УК в точном соответствии с содержанием закона. В свою очередь законодатель обязан, исходя из анализа социальной и криминальной ситуации, обоснованно определить круг деяний, признаваемых преступными и наказуемыми, и, исходя из того, что этот круг исчерпывающий на определенный момент, четко указывать признаки каждого состава преступления, что также реализуется в принципе законности (ч. 2 ст. 3 УК РФ), запрещающем применение уголовного закона по аналогии. Иными словами, не допускается восполнение обнаружившихся в уголовном законе путем применения его к случаям, прямо в нем не предусмотренным, хотя бы и частично похожим на те, которые описаны в определенном составе преступления. Например, ст. 175 УК предусматривает ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Попытка квалифицировать по этой статье деяния, заключающиеся в приобретении и сбыте имущества, заведомо добытого не преступным, а иным незаконным путем (например, путем незаконной гражданско-правовой сделки), будет нарушением принципа законности в силу применения уголовного закона по аналогии[4].

Принцип законности подтверждён и реализован в ст. 8, части 1 ст. 14, ст. 19 и др., определяющих основание, понятие, общие условия уголовной ответственности, а также части 2 ст. 1 4, ст. ст.75, 76, 77, 78, примечании к ст. 126 УК РФ и др., определяющих основания и условия освобождения виновных от уголовной ответственности. Принцип законности также позволяет ответить на полемический вопрос о приоритете законности и целесообразности: всякие целесообразные действия правоприменителя должны быть обязательно законными.

Одно из главных правовых требований, связанных с принципом законности, состоит в том, что приоритетом над внутригосударственным правом обладают нормы международного права. Это положение прямо следует из содержания Конституции РФ 1993 г., согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Помимо этого в ч. 2 ст. 1 УК РФ говорится о том, что правовой основой кодекса являются Конституция РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Принцип законности применительно к правовой системе Российской Федерации предполагает полную кодификацию уголовно-правовых норм и запрет применения уголовного закона по аналогии.

Кодификация представляет собой систематизацию правовых норм, осуществляемую по определенным правилам. Полная кодификация означает, что все уголовно-правовые нормы объединяются в едином правовом документе - кодифицированном акте, или кодексе.

Принцип законности предполагает не только правильное решение вопросов преступности и наказуемости деяний, но и решение в точном соответствии с уголовным законом всех других вопросов, связанных, например, с уголовной ответственностью и наказанием, применением именно тех норм, которые действуют в данное время и в данном месте; общих начал индивидуализации ответственности, оснований и условий реализации уголовной ответственности, отдельных ее видов и освобождения от нее или от наказания. Принцип законности действует и применительно к таким правовым последствиям ответственности и наказания, как условное осуждение, условно-досрочное освобождение, судимость, амнистия и т.д. Принцип законности в полной мере распространяется также на применение принудительных мер медицинского характера.

Судебно-следственная практика может столкнуться с достаточно опасными видами поведения человека, но если такое поведение прямо не запрещено уголовным законом, привлечение к уголовной ответственности за него невозможно. Так, например, по статьям 121 и 122 УК РФ нельзя привлечь к уголовной ответственности больного за заражение им другого лица опасной болезнью (гепатитом, гриппом, холерой и пр.), поскольку в них предусмотрена ответственность за заражение лишь венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией.

Невозможно привлечение к уголовной ответственности лиц, не являющихся должностными, за получение ими незаконного вознаграждения, например, в случае, когда слесарь-сантехник требует денег за работу, которую он должен выполнить бесплатно для жильца, или когда учитель средней школы принимает денежную сумму за обещание выставить в четверти хорошие и отличные оценки.

Законодатель специально подкрепил обязанность участников уголовно-правовых отношений безусловно и точно выполнять всю совокупность требований Общей и Особенной частей УК установлением уголовной ответственности за должностные преступления лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование, и за специальные составы преступлений против правосудия.

Камнем преткновения для законодателя и правоприменителя, к которым обращен принцип законности, нередко является противопоставление требования законности и целесообразности. При этом проблемные ситуации, возникающие из-за неумения применять уголовный закон, выдаются иногда правоприменителями за недостатки самого уголовного закона. Отсюда формируется убеждение о необходимости создания новых «удобных» для практики законов.

В действительности подлинная целесообразность всегда законна, основана на действующем законе. Уголовный закон во взаимодействии с уголовно-процессуальным законом, как правило, обеспечивает реализацию уголовной ответственности виновных, необходимую доказательственную базу для этого. Надо не противопоставлять законность и целесообразность, а уметь  целесообразно действовать на базе законности. Нельзя забывать положение ст. 2 Конституции: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».


Вывод:

Принцип законности означает, что уголовная ответственность может наступить только в соответствии с Уголовным кодексом. Никакие другие законы и нормативные акты устанавливать уголовную ответственность не могут.

Не допускается и применение уголовного закона по аналогии, которая использовалась в Советском Союзе до 1958 г., т.е. какое-либо деяние, прямо не предусмотренное уголовным законом, но признаваемое общественно опасным, могло повлечь уголовную ответственность по статье уголовного закона, предусмотренную за сходное деяние. Применение аналогии порождало многие злоупотребления и произвол. Статья 54 Конституции РФ указывает, что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».


2.2. Принцип равенства граждан перед законом


Принцип равенства граждан перед законом означает, что лица совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.4 УК).

В соответствии с принципом равенства перед законом, при установлении в деянии лица основания уголовной ответственности, не принимается в расчет ни его социальное положение, ни занимаемая должность, ни заслуги перед обществом. Учитываются лишь общие признаки, которым должно отвечать лицо - возраст, по достижении которого возможно привлечение к ответственности, и способность осознавать социальный смысл своего поведения (вменяемость).

Однако принцип равенства перед законом не означает абсолютно одинаковой ответственности всех лиц, совершивших тождественные преступления. Так при назначении наказания учитывается пол виновного, его служебное и материальное положение, факт осуждения за совершение преступления в прошлом. Закон устанавливает, что совершение преступления с использованием служебного положения, признается отягчающим обстоятельством (п. «м», ч. 1 ст.63 УК), а несовершеннолетие обстоятельством смягчающим наказание (п. «б», ч. 1, ст. 61 УК). Более суровое наказание влечет совершение преступления лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего - родителем, педагогом (ч.2, ст.ст. 150, 151 УК). Наказание в виде смертной казни и пожизненного лишения свободы не может применяться к лицам совершившим преступления в возрасте до 18 лет, женщинам, мужчинам достигшим 65-летнего возраста.

Данный принцип (так же как и принцип законности) имеет свой конституционный аналог (ст. 19 Конституции). Вместе с тем он отличается от конституционного принципа равенства своим специфическим уголовно-правовым содержанием. В соответствии с комментируемой статьей УК равенство граждан проявляется только в одном: в том, что все лица, совершившие преступления, независимо от указанных в комментируемой статье характеристик (пол, раса, национальность и т.д.) равным образом подлежат уголовной ответственности.

Уголовно-правовой принцип равенства не означает равной (в смысле одинаковой) ответственности и наказания граждан, т.е. равных пределов и содержания уголовной ответственности и наказания. Более того, различие в этом может быть существенным. Оно может заключаться, например, в поле или возрасте лица, в его служебном положении. Так, например, к женщинам в отличие от мужчин не может быть применена смертная казнь (то же наказание не может применяться к мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста, а также к лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет (ст. 59 УК). Совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения может влечь повышенное наказание (например, в соответствии с п. «в» ч. 2 ст. 160 УК наказание усиливается, если присвоение или растрата чужого имущества, вверенного виновному, совершается лицом с использованием своего служебного положения).

Этот принцип уголовного законодательства реализует положение ст. 19 Конституции РФ, которая провозглашает, что «все равны перед законом и судом». Все лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимо от должностного или социального положения или иных каких-либо личных качеств.

Различие формулировок ст. 19 Конституции, которая упоминает о равенстве всех перед законом и судом, и ст. 4 УК, в которой говорится только о равенстве перед законом. Во-первых, ст. 4 УК рассматривает равенство перед законом в связи с обязанностью гражданина нести уголовную ответственность за преступление. Решающую роль в реализации уголовной ответственности играет суд. Во-вторых, норма об осуществлении правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом закрепляются также в ст. 14 УПК.

Особый порядок привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц, например депутатов Государственной Думы или судей, не противоречит рассматриваемому принципу. Эти лица не освобождаются от уголовной ответственности за совершенные преступления, но особый порядок их привлечения к уголовной ответственности (согласие Государственной Думы на привлечение к ответственности депутата) обеспечивает нормальную работу и независимость лиц, занятых политической или судебной деятельностью, и соответствует нормам, принятым в цивилизованных государствах.


Вывод:

Принцип равенства граждан перед законом предполагает, что все лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип равенства граждан перед законом, предусматривает во-первых, отсутствие привилегий по любому из указанных в данной статье признаков и обстоятельств, во-вторых, единообразное применение уголовного закона. Основанием применения уголовного закона является только деяние, содержащее признаки конкретного состава преступления.



2.3. Принцип ответственности за вину


 Принцип вины, согласно ст. 5 УК РФ, означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Этот принцип выражается в латинской формуле: «nullum crimen, nulla poena sine culpa» (нет ни преступления, ни наказания без вины).

В российском уголовном праве не допускается объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда (ч. 2 ст. 5 УК РФ).

Объективное вменение существует, к примеру, в американском уголовном праве в виде «строгой», или «абсолютной» ответственности. Основанием уголовной ответственности в подобных случаях является сам факт совершения запрещенного законом действия (бездействия), т.е. объективная сторона деяния, и судебно-следственные органы не обязаны доказывать конкретную форму вины лица. Опровержение «презумпции виновности» лежит на самом обвиняемом. К преступлениям «строгой» ответственности относятся незаконное распространение наркотиков, продажа недоброкачественных продуктов питания, посягательства на окружающую природную среду и др.

В российском уголовном праве невиновное причинение вреда, называемое «казусом», или «случаем», означает, что лицо, совершившее деяние, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть (ч. 1 ст. 28 УК РФ).

Деяние также признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ч. 2 ст. 28 УК РФ).

Несмотря на прямой запрет объективного вменения, оно в определенных границах существует и в российском уголовном праве. Так, например, УК РФ предусматривает ответственность за кражу с причинением значительного ущерба потерпевшему (ч. 2 ст. 158 УК РФ). При этом понятие значительного ущерба в законе не раскрывается и, следовательно, является оценочной категорией, устанавливаемой судом. Суд определяет, является ли ущерб значительным для данного конкретного гражданина, руководствуясь самыми разными обстоятельствами, в том числе имущественным положением собственника, включая доходы и имущественные обязанности потерпевшего. Очевидно, что в момент совершения кражи похититель мог и не знать обо всех этих обстоятельствах, которые впоследствии будут установлены судом (например, о том, что потерпевший платит алименты на содержание троих несовершеннолетних детей или что потерял работу и не имеет средств к существованию). Таким образом, лицу объективно вменяется причинение значительного ущерба потерпевшему без учета осознания виновным в краже такого отягчающего обстоятельства.

Принцип вины исходит из личной (персональной) ответственности лица, совершившего преступления. Этот принцип предусматривает уголовную ответственность только физических лиц.

В соответствии с принципом вины уголовной ответственностью и наказанию, а также иным мерам уголовно-правового характера, связанным с ответственностью за преступления, подлежат только физические лица, которые, во-первых, способны нести (достигли возраста уголовной ответственности и вменяемые относительно инкриминируемого деяния); во-вторых, совершили запрещенные уголовным законом действия или бездействие виновно, т.е. умышленно или по неосторожности.

В самой общей форме об умышленном или неосторожном преступлении можно говорить тогда, когда доказан осознанно целенаправленный характер поведения лица, нарушевшего уголовно-правовой запрет. Иными словами, когда доказано то, что субъект преступления осознавал фактический характер своего поведения, выразившегося в нарушении уголовно-правового запрета.

О вине можно говорить только тогда, когда лицо имеет выбор между преступным и непреступным вариантом поведения. Деяние признается совершенным невиновно, если лицо предвидело общественно опасные последствия своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу принуждения со стороны других лиц или экстримальности условий (ст.ст. 28, 40 УК РФ); уголовной ответственности не подлежит лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие болезненного состояния психики, временного психического расстройства (ч. 3 ст. 20 и ст. 21 УК РФ). Согласно ч. 2 ст. 5 УК РФ ответственности за невиновное причинение вреда, т.е. при объективном вменении, не допускается (например, недокакзанность равносильна признанию отсутствия вины). Объективное вменение до настоящего времени имеет место в следственной и судебной практике. В частности, по делам о транспортных преступлениях, когда тяжесть последствий как бы оправдывает привлечение к уголовной ответственности водителей источников повышенной опасности при неисследовании вины[5]. 


Вывод:

В российском уголовном праве принцип субъективного вменения (принцип вины) является одним из важнейших. Он означает, что за случайное причинение любого вреда при отсутствии вины лица оно не должно нести уголовную ответственность. Вина в форме умысла или неосторожности - необходимое условие уголовной ответственности. В каждом конкретном случае требуется установить именно ту форму вины, которая предусмотрена уголовным законом. Так, если ответственность установлена только за умышленное причинение вреда, например за причинение легкого вреда здоровью (ст. 115), уголовная ответственность за причинение такого вреда по неосторожности не может иметь места.


2.4. Принцип справедливости


Принцип справедливости (ст. 6 УК) означает то, что наказание и иные меры уголовно-правового воздействия, подлежащие применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Определяя меры уголовно-правового воздействия, в том числе и наказания лица, виновного в совершении преступления, следует исходить из того, что как чрезмерно суровая, так и чрезмерно мягкая мера ответственности будет несправедливо не только по отношению к виновному, но и в целом к обществу. Любое воздействие должно быть применено в той мере, в какой способно исправить лицо, чтобы оно воспринимало наказание за содеянное как необходимую реакцию на его противоправное поведение. И это воздействие должно способствовать его исправлению.

Однако данный принцип ни в коей мере не противоречит принципу равенства всех граждан перед законом. Если последний возлагает обязанность любого лица, виновного в совершении преступления, нести ответственность за содеянное, то принцип справедливости обязывает исходить из учета индивидуальных особенностей личности, совершившей преступление, а также конкретных обстоятельств его совершения.

В ст. 6 УК законодатель указал два содержательных аспекта принципа справедливости:

1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Однако, будучи продекларированным, принцип справедливости не нашел последовательной реализации даже в нормах самого Уголовного кодекса. Особенно это относится к положению о невозможности двойной ответственности за одно и то же преступление и проявляется в законодательных решениях проблем, связанных с институтом множественности преступлений.

Данный принцип индивидуализирует ответственность и наказание применяемые к лицу. Очевидно, что применение одного и того же наказания к разным людям даже при совершении ими одинаковых преступлений было бы несправедливо. Суд должен руководствоваться не эмоциями, а объективной оценкой как совершенного деяния, так и личности виновного. Принцип справедливости обеспечивается, в частности, установлением различных видов санкций, значительным разрывом между их нижними и верхними пределами, особенностями ответственности отдельных категорий лиц, наличием институтов амнистии и помилования и др. Особое значение имеет положение о том, что никто не может нести ответственность дважды за одно и тоже преступление (ч.2 ст.6 УК). Ранее действовавшее в нашей стране уголовное законодательство допускало возможность повторного привлечения к уголовной ответственности независимо от того, что лицо уже понесло наказание за рубежом. Теперь же уголовный закон приведен в соответствие с международными правовыми актами.

Принцип справедливости, как и другие принципы уголовного права, предполагает наличие процессуального механизма, позволяющего предупреждать и устранять нарушения. Речь идет о средствах судебного и прокурорского надзора о правах лиц, полагающих, что справедливость в отношении них нарушена. Они имеют право обжаловать соответствующие действия и решения, а также участвовать в рассмотрении жалобы.

Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, например в Европейский суд по правам человека.

Не противоречит ли принципу справедливости возможность отмены или изменения решения по уголовным делам? В ч. 2 ст. 6 УК установлено: «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление».

Эта норма воспроизводит положение ст. 50 Конституции. Противоречия с основным содержанием уголовно-правового принципа справедливости здесь, конечно, нет. Если предыдущее решение отменено, то и уголовная ответственность по нему аннулирована и производство по делу осуществляется заново. При этом в лубом случае исполнения часть наказания засчитывается новым или измененным приговором. А если установлена ошибочность привлечения к уголовной ответственности, то у лица возникает право на возмещение государством морального, физического, имущественного вреда, причиненного следственной или судебной ошибкой, а тем более незаконными действиями или бездействием должностных лиц. Кроме того, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное содержание под стражей, фальсификация доказательств, вынесение заведомо неправосудного приговора рассматриваются как преступления против правосудия.


Вывод:

Принцип справедливости должен индивидуализировать ответственность и наказание. Применение к разным людям, совершившим одинаковые преступления, одинакового наказания было бы несправедливым, как и применение одинакового наказания к одинаково характеризующимся лицам, но совершившим разные по степени и характеру опасности преступления. Принцип справедливости означает, что суд при назначении наказания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой как совершенного преступления, так и личности виновного.

Справедливость, с одной стороны, выражена в соразмерности наказания совершенному деянию и, с другой стороны, в соответствии назначенного наказания личности осужденного (в целях его исправления).

Устанавливая альтернативные санкции или относительно - определенные санкции с достаточно широким разрывом между ее нижним и верхним пределами, законодатель предоставляет суду реальную возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, т.е. суд способен учесть при вынесении приговора все особенности как обстоятельств совершения преступления, так и личности виновного и таким образом обеспечить справедливость назначенного наказания.

Статья 6 формулирует положение, закрепленное в ст. 50 Конституции РФ, которая гласит: «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Этот принцип конкретизируется и в других статьях Уголовного кодекса, например в ст. 12[6].

2.5. Принцип гуманизма


Принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ) выражается в двух аспектах: гуманизм в отношении любого члена общества, заключающийся в обеспечении личной и имущественной безопасности гражданина, его прав и свобод уголовно-правовыми средствами и человечностью, исключающей применение калечащих, причиняющих излишние физические страдания и унижения мер уголовной ответственности и наказания в отношении правонарушителей. В этой связи в законе принцип гуманизма сформулирован следующим образом: «Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемы к лицу совершившему преступление не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Принцип гуманизма совместно с другими рассмотренными принципами образует систему применения уголовно-правовых средств, которая ориентирована на эффективную защиту прав и свобод личности, общества и государства, на международные стандарты и правила обращения с правонарушителями.

Реализация указанных принципов - как идеальной модели применения уголовного законодательства, требует проведения значительных организационных мер по воспитанию, надлежащего уровня правосознания, прежде всего должностных лиц, применяющих уголовный закон, привлечения возможностей общества и государства в создании надлежащих условий для правоприменения, отбытия уголовного наказания, обеспечения государственного контроля за деятельностью органов уголовной юстиции[7].

Данный принцип, являясь уголовно-правовым выражением этической категории, исходит из признания ценности человека как личности, уважения его достоинства, стремления к благу человека как цели общественного прогресса. Уголовно-правовое содержание этого принципа специфично и предполагает его конкретизацию в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектах. Во-первых, проявление гуманизма в отношении к человеку как важнейшему объекту уголовно-пра-вовой охраны личности (ч. 1 комментируемой статьи) и, во-вторых, специфическое проявление гуманизма по отношению к преступнику (ч. 2 ст. 7 УК).

Положение об обеспечении уголовным законодательством безопасности человека означает указание на приоритетную задачу УК - охрану человека, его жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод, собственности от преступных посягательств.

В ч. 2 ст. 7 УК закрепляется гуманность наказания преступника и применения к нему иных мер уголовно-правового характера. Эта сторона гуманизма проявляется в отрицании жестоких, мучительных и позорящих человеческое достоинство наказаний. Последнее основано на Конституции: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 21). Поэтому строгие меры наказания, применяемые к опасным преступникам (например, длительные сроки лишения свободы), сочетаются как с применением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, так и с развитием института условного осуждения, институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, применяемых к лицам, совершившим менее опасные преступления. Принцип гуманизма предполагает также установление в уголовном праве и применение минимума принудительных мер, необходимых для защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и предупреждения преступлений.

Гуманизм как принцип уголовного права не следует принимать однозначно. С одной стороны, суть его состоит в защите общества и его членов от преступлений, проявления заботы и гуманности в отношении всех честных граждан, об их правовой защищенности, безопасности жизни, здоровья, имущественных интересов.

С другой стороны, принцип гуманизма обеспечивает защиту от избыточности и иной искаженной направленности мер уголовно-правового воздействия на лиц, наказываемых за преступления. Запрет наказаний и иных уголовно-правовых мер, целью которых является жестокое или унижающее человеческое достоинство наказание преступников, вытекает из ст. 21 Конституции. Данная статья в свою очередь воспроизводит международно-правовые обязательства России. В точном соответствии с этими положениями в перечне уголовных наказаний и других мер уголовно-правового характера, содержащихся в УК РФ, нет наказаний, имеющих целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Международные обязательства России  и уголовно-исполнительное законодательство предусматривают, что лица, отбывающие наказание, сохраняют права, законные интересы; пределы лишения или ограничения их прав ограничены законом. Россией признаны международные стандарты обращения с осужденными, в том числе связанные с питанием, жилищными условиями, медицинским обслуживанием, использование труда осужденных к лишению свободы. Передача уголовно-исполнительных учреждений в ведение Министерства юстиции Российской Федерации призвана расширить возможности для гуманизации условий, в которых находятся осужденные к лишению свободы. На уголовно-исполнительные учреждения в полном объеме распространяется прокурорский надзор; осужденные вправе обжаловать незаконные действия администрации и иных учреждений, исполняющих наказание[8].


Вывод:

Принцип гуманизма в УК имеет две стороны: обеспечение безопасности членов общества от преступных посягательств и обеспечение прав лицу, совершившему преступление. Во-первых, установление уголовной ответственности, в отдельных случаях достаточно суровой, должно оказывать сдерживающее влияние на преступных членов общества, предупреждать совершение преступлений, обеспечивая таким образом защиту общества и прав отдельного человека. Во-вторых, к лицам, преступившим закон и подвергнутым уголовной ответственности, не должны применяться пытки и другие действия, специально причиняющие физические страдания, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 году.

Гуманизм УК проявляется и в значительном сокращении оснований для применения смертной казни, которая в УК предусмотрена за пять особо тяжких преступлений против жизни (УК РСФСР предусматривал ее в 18 случаях).

 Принцип гуманизма выражен и в таких институтах, как условное осуждение и условно - досрочное освобождение. Возможность смягчения наказания по мере исправления осужденного и возможность полного досрочного освобождения в случае его исправления является проявлением и гуманности, и справедливости, об этом же свидетельствует и институт помилования.

Принцип гуманизма и принцип справедливости неразрывно связаны. Уголовное наказание должно быть и гуманным, и справедливым.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В УК РСФСР 1960 года принципы уголовного права не были закреплены. Это позволяло в теории уголовного права выделять различное количество принципов, делить их на общие, специальные (для отрасли права) и межотраслевые. Введение в УК РФ 1996 года норм, формулирующих принципы, позволит, во-первых, сосредоточить внимание на основных принципах, включённых в уголовный закон, во-вторых, глубже изучить их смысл и действие в отношении иных уголовно-правовых норм, в-третьих, позволит избежать споров по поводу принадлежности тех или иных принципов к какой-либо отрасли права. Включение в уголовный закон пяти принципов (ст. 3-7 УК РФ) позволит их отнести и включить содержательно в структуру уголовного права, хотя это безусловно не исключает действие аналогичных принципов в других отраслях права и в межотраслевых (межправовых) сферах.

Полная реализация рассмотренных в представленной работе принципов уголовного права представляет собой идеальную модель содержания и применения уголовного законодательства. Основное значение имеет то обстоятельство, что принципы уголовного права нормативно закреплены, непосредственно сформулированы в уголовном законе (ст.ст. 3-7 УК РФ). Следовательно, они имеют общеобязательный характер эталона, с ними должно соотноситься любое решение на уголовно-политическом, законодательном, правоприменительном уровнях. Соответствие системе принципов уголовного права, направленность на их реализацию – необходимое условие принятия решения судом, следователем, органом дознания. Только в этом случае решение может рассматриваться как правомерное, целесообразное, обоснованное в социальном и правовом отношении. И наоборот, отступление от принципов уголовного права, их нарушение влечет признание такого решения, от кого бы оно ни исходило, ничтожным[9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                           Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами. М.: Кодекс, 1998.

2.                           Коняхин В. Конституция как источник Общей части уголовного права // Российская юстиция, № 4, 2002.

3.                           Комментарии к Уголовному Кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М.: «Норма», 2001.

4.                           Мальцев В. Принцип гуманизма в уголовном законодательстве // Российская юстиция, № 7 2002.

5.                           Российское уголовное право. Общая часть. Учебник. М.: Норма, 1997.

6.                           Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования / Под ред. В.Н. Кудрявцева и С.Г. Келиной. М.: Наука, 1987.

7.                           Уголовное право России: Учебник Общая и Особенная части / Под ред. проф. В.П. Ревина. М.: Издательство «Брандес», 1998.

8.                           Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. В.П. Ревина. М.: Юридическая литература, 2000.

9.                           Уголовное право Российской Федерации: Общая часть. Учебник. / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. – М.: Юристъ, 2000.

10.                      Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. д-ра юр. наук, проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, д-ра юр. наук, проф. А.И. Рарога, д-ра юр. наук, проф. А.И. Чуева. М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2004.




[1] Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования / Под ред. В.Н. Кудрявцева и С.Г. Келиной. М.: Наука, 1987. С. 18.

[2] Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. В.П. Ревина. М.: Юридическая литература, 2000. С. 13-16.

[3] Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении. М.: Юридическая литература, 2002. С. 67-70.


[4] Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. В.П. Ревина. М.: Юридическая литература, 2000. С. 17-18.

[5] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник. М.: Норма, 1997. С. 103.


[6] Уголовное право Российской Федерации: Общая часть. Учебник. / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. М.: Юристъ, 2000. С. 28.


[7] Уголовное право России: Учебник Общая и Особенная части / Под ред. проф. В.П. Ревина. М.: Издательство «Брандес», 1998. С. 13-14.

[8] Мальцев В. Принцип гуманизма в уголовном законодательстве // Российская юстиция, № 7 2002. С. 36.


[9] Германские юристы говорят о таких решениях «null und nichtig», т.е. не существуют.