Содержание

1. Факторы, определяющие стоимость предприятия. 3

1.1. Предприятие и его оценка. 3

1.2. Оценка рыночной стоимости недвижимости. 7

1.3. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования. 8

1.4. Оценка стоимости нематериальных и оборотных активов предприятия  10

1.5. Оценка товароматериальных запасов. 12

1.6. Оценка дебиторской задолженности. 12

1.7. Оценка расходов будущих периодов. 13

1.8. Оценка денежных средств. 13

Задача №1. 14

Задача №2. 14

Задача №3. 15

Задача №4. 16

Задача №5. 17

Список литературы: 19

1. Факторы, определяющие стоимость предприятия

Для определения стоимости предприятия необходимо определить его составные части и их стоимость.

1.1. Предприятие и его оценка

Оценка бизнеса позволяет определить рыночную стоимость собственного капитала закрытых  и открытых предприятий.

Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли. Для достижения такой цели должно быть создано предприятие. В процессе оценки бизнеса выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а следовательно и более высокую рыночную цену (5, стр. 25).

Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли. Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия.

Владелец бизнеса имеет право передать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром, со всеми присущими ему свойствами.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром. Все это справедливо и для предприятия и для фирмы.

Бизнес, предприятие и фирма обладают всеми признаками товара и могут быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода. И особенности эти предполагают принципы, модели, подходы и методы оценки.

Во-первых, это товар инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем.

Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельно ее подсистемы и даже элементы.

В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде.

В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке.

Предприятие или фирма представляют собой организационно-экономическую форму существования бизнеса. Поэтому названные особенности бизнеса как товара присущи и им. Но вместе с этим у предприятия есть и свои ограничительные черты.

Предприятие является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ГК РФ, ст. 132)

Предприятие, как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.

Виды стоимости объекта оценки:

1.     Рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

2.     Помимо определения рыночной стоимости объекта оценки в Стандартах дается определение видов стоимости, отличной от рыночной.

К таким видам относятся:

·        стоимость объекта оценки с ограниченным рынком товаров - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

·        стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

·        стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создания объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

·        стоимость объекта оценки при существующем использовании – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;

·        инвестиционная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

·        стоимость объекта оценки для целей налогообложения – стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов;

·        ликвидационная стоимость объект оценки – стоимость объекта оценки, в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;

·        утилизационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;

·        специальная стоимость объекта оценки – стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в Стандартах.

В Стандартах дается определение трех основных подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного.

·        Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;

·        Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

·        Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Стоимость предприятия определяется стоимостью факторов, его составляющих, к числу которых относятся следующие:

·        Недвижимость;

·        Машины и оборудование;

·        НМА;

·        Товароматериальные запасы;

·        Расходы будущих периодов;

·        Дебиторская задолженность;

·        Денежные средства.

1.2. Оценка рыночной стоимости недвижимости

Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия.

Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Собственный капитал = Активы – Обязательства

         Данная формула является базовой формулой в имущественном (затратном) подходе (11, стр. 49).

         Этот подход представлен двумя основными методами:

·        методом стоимости чистых активов;

·        методом ликвидационной стоимости.

Применение доходного подхода.

Доходный подход при оценке объектов недвижимости включает два метода:

·        метод капитализации доходов;

·        метод дисконтированных денежных потоков.

Метод капитализации доходов используется при оценке недвижимости, приносящей доход владельцу. Результат по данному методу состоит как из стоимости зданий, сооружений, так и из стоимости земельного участка. Целесообразно выделить основные этапы процедуры оценки методом капитализации.

         Метод дисконтирования денежных потоков. Этот метод применяется для определения текущей стоимости тех будущих доходов, которые принесут использование объекта недвижимости и возможная его продажа.

1.3. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования

После определения рыночной стоимости недвижимости оценщик дол­жен рассчитать рыночную стоимость технического оснащения предприя­тия, т.е. стоимость его рабочих и силовых машин, измерительных и регули­рующих приборов, оборудования, устройств, вычислительной техники, транспортных средств и т. д.

Объекты машин и оборудования характеризуются следующими отличи­тельными чертами:

·   не связаны жестко с землей;

·   могут быть перемещены в другое место без причинения невосполни­мого физического ущерба, как самим себе, так и той недвижимости, к кото­рой они были временно присоединены;

·   могут быть как функционально самостоятельными, так и образовы­вать технологические комплексы.

В зависимости от целей и мотивов оценки объектом оценки могут вы­ступать:

·        одна отдельно взятая машина или оборудование (типичный случай  – определение страховой стоимости, купля-продажа, передача в аренду);

·        множество условно независимых друг от друга единиц машин и оборудования (типичный случай – переоценка основных фондов);

·        производственно-технологические системы: комплекс машин и обо­рудования с учетом имеющихся производственно-технологических связей.

В первом случае оценка идет «россыпью», во втором - «потоком», а в третьем имеет место системная оценка. При оценке машин и оборудова­ния важным является правильность выбора методов оценки. Эти методы опираются на три подхода: затратный, сравнительный (рыночный), доход­ный (рис. 1)

Рис. 1. Методы оценки машин и оборудования

1.4. Оценка стоимости нематериальных и оборотных активов предприятия

В ряде российских нормативных документов дается определение нематериальных активов, рассматриваются их виды (ГК РФ, ст. 138, 139, 150). Обобщая изложенный в этих документах материал, можно отметить, что к нематериальным активам относятся активы:

-       либо не имеющие материально-вещественной формы, либо материально-вещественная форма, которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности;

-       способные приносить доход;

-       приобретенные с намерением использовать в течение длительного периода (свыше одного года).

Нематериальные активы можно подразделить на три основные группы

1.     Интеллектуальная собственность (ИС).

2.     Отложенные или отсроченные расходы.

3.     Цена фирмы (гудвилл).

1.      Классификация объектов интеллектуальной собственности Рис. 2.


2.     Отложенные или отсроченные расходы – издержки представленные в виде организационных расходов (гонорары юристам за составление юридических документов, услуги за регистрацию фирмы и т.д.), но все эти расходы осуществляются в момент создания предприятия.

3.     Цена фирмы (гудвилл). Под ценой фирмы понимается стоимость ее деловой репутации. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 ГК РФ. Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы.

К особенностям оценки интеллектуальной собственности можно отнести зависимость стоимости от:

·        объема передаваемых прав;

·        возможности несанкционированного использования;

·        уровня готовности к коммерческому использованию.

Работа по оценке нематериальных активов, прежде всего интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, производится в определенной последовательности.

Осуществляется экспертиза:

·        объектов интеллектуальной собственности;

·        охранных документов (патентов, свидетельств);

·        прав на интеллектуальную собственность.

1.5. Оценка товароматериальных запасов

Товароматериальные активы оцениваются по текущим ценам с учетом затрат на транспортировку и складирование. Устаревшие запасы списываются.

1.6. Оценка дебиторской задолженности

         Оценка дебиторской задолженности должна исходить из определения задолженности как части имущества должника (ст.128 и 132 ГК РФ). Дебиторская задолженность является имуществом особого рода. В результате продажи дебиторской задолженности продавец передает покупателю требования для:

·        своевременного погашения дебиторской задолженности покупателя, возникающей по другой сделке;

·        получения от дебитора выгодных покупателю товаров (услуг);

·        установления контроля над дебитором;

·        иных случаев.

При оценке следует учитывать, что покупатель с приобретением дебиторской задолженности, получает право требовать пени, штрафа, неустойки, предусмотренных договором между должниками и дебитором (ст. 330, 395 ГК РФ).

На оценку дебиторской задолженности влияют такие факторы как: условия прекращения обязательств; сроки расчетов, предусмотренные договором; наличие обеспечения по соответствующему обязательству и т.д.

На основании имеющихся у предприятия документов о возникновении, составе и наличии дебиторской задолженности составляется перечень организаций-дебиторов имеющих задолженность, в том числе просроченную. После проведения предварительного анализа исходной информации производится оценка и учет безнадежных долгов. Далее проводится анализ финансового состояния организаций – дебитора. Для определения рыночной стоимости дебиторской задолженности каждой из организаций-дебиторов величина суммы дебиторской задолженности дисконтируется. Величина рыночной стоимости дебиторской задолженности определяется путем умножения величины балансовой стоимости дебиторской задолженности за вычетом безнадежных долгов на величину коэффициента дисконтирования, в зависимости от срока неплатежа по денежным обязательствам.

 1.7. Оценка расходов будущих периодов

Они оцениваются по номинальной стоимости, если еще существует связанная с ними выгода. Если же выгода отсутствует, то величина расходов будущих периодов списывается.

1.8. Оценка денежных средств

Эта статья не подлежит переоценке, так как денежные средства являются ликвидным товаром и их стоимость равна рыночной.


Задача №1

         Компания с суммой продаж в 500 тыс. $ получает прибыль 75 тыс. $. Коэффициент капитализации равен 15%. Рассчитайте мультипликатор валового дохода компании.

Решение:

         Мультипликатор валового дохода компании (М) – экономический показатель, величина которого характеризует отношение  прибыли (П) к выручке (В). Этот показатель является обратным к коэффициенту капитализации.

         М = В / П = 1 / Кк = 6,66;

         В данном случае значения мультипликатора близко к значению мультипликатора для нормальной прибыли (от 4 до 7). Это говорит о том, что предприятие получает нормальную прибыль.



Задача №2

         Рассчитать текущую стоимость потока доходов компании при ставке дисконта 14%.

Поток денежных средств

2001

2002

2003

Продукция А

200

150

100

Продукция Б

600

-

50

Продукция В

100

150

50

Текущая стоимость по годам




Суммарная текущая стоимость



         При этом доходы от продукции А и В поступают равномерно в течении года, а доход от продукции Б в конце года.

Решение:

         Текущая стоимость потоков А и В определяется по формуле сложных процентов (т.к. доходы поступают равномерно в течении года), для потока Б применяется формула простого процента.

         Формула сложного процента имеет вид:

;

         Формула простого процента выглядит:

;

         Где: Р – текущая стоимость;

         F – денежный поток;

         i – ставка дисконта;

         n – число лет.

         Суммарная текущая стоимость будет равняться сумме текущих стоимостей по годам. Текущая стоимость по каждому году будет равняться сумме текущих стоимостей каждого потока. Применяя этот принцип и вышеприведённые формулы, мы получим следующую таблицу: 

Дисконтированный поток

2001

2002

2003

  Продукция А

175,44

115,42

67,49

  Продукция Б

526,31

-

32,21

  Продукция В

87,71

115,42

33,75

Текущая стоимость по годам

789,46

230,84

133,45

Суммарная текущая стоимость

1153,75



Задача №3

         По заказу совета директоров ОАО произведена оценка рыночной стоимости компании. По методу накопления активов стоимость компании составила 2 млн. $. Для предприятий данной отрасли рынок предполагает премию за контроль – 25%, скидку на недостаток ликвидности – 30%, в том числе скидка, рассчитанная на основе затрат по выходу предприятия на открытый рынок для компании с аналогичным размером капитала – 20%. Оцените стоимость 75% пакета акций данной компании.

Решение:

         Для начала найдём денежные значения премий и скидок:

Премия за контроль(25%) = 2 * 0,25 = 0,5млн. $;

Скидка на недостаток ликвидности(30%) = 2 * 0,3 = 0,6 млн. $;

         Затем найдём стоимость компании (СК)  с учётом скидок и премий:

СК = 2 + 0,5 – 0,6 = 1,9 млн. $;

         Теперь оценим стоимость 75% пакета акций компании = 1,9 * 0,75 = 1,425 млн. $.



Задача №4

         Номинальная ставка дохода по государственным облигациям составляет 25%. Среднерыночная доходность на фондовом рынке – 19% в реальном выражении. Коэффициент β для оцениваемого предприятия равен 1,4. Темпы инфляции составляют 16% в год. Рассчитайте реальную ставку дисконта для оцениваемого предприятия.

Решение:

         Коэффициент β отражает влияние изменения общей ситуации на предприятие.

         Разница между номинальными доходами по государственным облигациям  и среднерыночной доходностью отрицательна и составляет 6% (25 – 19).

         Реальная ставка дисконта будет рассчитываться по следующей формуле:

i = β * (r + inf), где:

r – разница между номинальными доходами по государственным облигациям  и среднерыночной доходностью;

inf – инфляция;

i = 1,4 *(0,06 + 0,16) = 30,8;

         Эта ставка реально отражает изменения внешней среды предприятия, включая инфляцию и колебания рынка, и позволяет подлинно оценивать финансовые показатели, относя их во времени.



Задача №5

         Используя перечисленную ниже информацию, вычислите все возможные виды мультипликаторов: цена/прибыль, цена/денежный поток. Расчет произвести на одну акцию и по предприятию в целом.

         Фирма «Старт» имеет в обращении 25000 акций, рыночная стоимость одной акции 100 рублей.

         Отчёт о прибылях и убытках:

1.     Выручка от реализации  500000 рублей;

2.     Затраты                            400000 рублей;

3.     В т.ч. амортизация          120000 рублей;

4.     Сумма уплаченных %      30000 рублей;

5.     Ставка НП                               30%.

Решение:

         Стоимость предприятия определяется произведением количества выпущенных акций на стоимость одной акции.

         С = 25000 * 100 = 2,5 млн. руб.

         Чистая прибыль определяется по следующей формуле:

ЧП = В – З – Д – НП; где

         В – выручка;

         З – затраты;

         Д – выплаченный проценты;

         НП – налог на прибыль = (В – З – Д) * 0,3.

ЧП = 500000 – 400000 – 30000 – 21000 = 49000 рублей.

         Сначала рассчитаем мультипликаторы по предприятию в целом.

         М(ц/в) = 2500000 / 500000 = 5;

         М(ц/п) = 2500000 / 21000 = 119;

        

         Теперь найдём значения мультипликатора на одну акцию. Для этого значения прибыли и выручки разделим на количество акций, а вместо цены всего предприятия используем цену одной акции.

         М(ц/в) = 100 / 20 = 5;

         М(ц/п) = 100 / 0,84 = 119;

        

Анализируя полученные результаты, мы приходим к выводу, о приемлемом размере мультипликатора цена/выручка и недопустимо высоком уровне мультипликатора цена/прибыль.


Список литературы:

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации

2.     Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135 от 29 июля 1998г.

3.     Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.01г. №519 «Об утверждении стандартов оценки»

4.     Международные стандарты оценки. – М.: РОО, 1995.

5.     Баканов М. И., Шеремет А. Д. Экономический анализ. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

6.     Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия. – М.: «ЮНИТИ», 2001.

7.     Валдайцев В.С. Оценка бизнеса и инновации. – М.: «ФилинЪ», 1997.

8.     Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. – М.: «Финансы и статистика», 1996.

9.     Гитман Д.К. Майкл Д. Джонк Основы инвестирования. – М.: «Дело», 2002.

10.           Григорьев В.В, Островкин И.М. Оценка компании, имущественный подход. – М.: «Дело», 1998.

11.           Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

12.           Есипов В.С., Маховикова Г.А., Терехова В.Ю. Оценка бизнеса. – С-Пб.: «Питер», 2002.

13.           Ковалев А. П. Управление имуществом на предприятии. – М.: «ФинСтатИнформ», 2002.