Содержание
Введение. 3
Оформление результатов камеральной налоговой проверки. 4
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
При выявлении нарушений налогового законодательства налоговые органы должны применять меры финансовой ответственности в виде штрафных и административных санкций. Ответственность в виде штрафных санкций наступает за: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; уклонение от постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; неуплату или неполную уплату сумм налога; невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов; незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение; несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест; непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа; ответственность свидетеля; отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода; неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
Налоговым кодексом РФ предусмотрены штрафные санкции за каждое из перечисленных налоговых нарушений. Для выявления различного рода нарушений налоговыми органами используются различные методы проверки. Цель данной контрольной работы – рассмотреть общие принципы оформления результатов камеральной налоговой проверки, дать основные понятия о самой проверки, рассмотреть на различных примерах возможные ошибки при оформлении результатов проверки.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля. Проверке подвергаются все представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (далее - налоговая отчетность).[1] Кроме того, в ходе проверки эти документы сопоставляются с другими документами о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа. Об этом гласит статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.
Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. О начале проверки налогоплательщик не информируется.
О ее результатах он узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями (подробнее об этом ниже).
Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Так, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена до 20 июня.
Факт представления отчетности - первое, что проверяется в ходе камеральной проверки. Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, налогоплательщику грозит ответственность по статье 119 НК РФ. Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить штраф в размере 100 руб.
Кроме того, за просрочку представления декларации должностные лица организации несут ответственность, предусмотренную статьей 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), - штраф в размере от 3 до 5 МРОТ (то есть от 300 до 500 руб.).
Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока или отказался от ее представления вовсе (статьи 31 и 76 НК РФ).
Если такое решение принято, налоговый орган направляет его в банк и одновременно уведомляет об этом налогоплательщика. После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. Это делается не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.
Случается, что в представленной налоговой отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который представлена декларация), нечетко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение, или они заполнены карандашом. Также встречаются исправления, не оговоренные подписью налогоплательщика или его представителя. В этих случаях налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о необходимости представить документ, входящий в налоговую отчетность, по форме, утвержденной для данного документа, в установленный налоговым органом срок.
Основными этапами камеральной проверки являются:[2]
- проверка правильности исчисления налоговой базы;
- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.
На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:
- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.
При проведении камеральной проверки налоговый орган может истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Такое право предоставляют налоговым органам статьи 31, 88 и 93 НК РФ. Истребованы могут быть хозяйственные договоры, первичные бухгалтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т.д.
Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении этих документов, обязан представить их в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий (ст.93 НК РФ). Отказ от представления требуемых документов или непредставление их в отведенный срок является налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
В ходе камеральной проверки налоговому органу может также потребоваться информация о деятельности налогоплательщика, связанная с иными лицами (например, с его контрагентами). Налоговый орган в соответствии со статьей 87 НК РФ вправе истребовать у таких лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть провести встречную проверку. Истребованы, могут быть, к примеру, договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры, платежно-расчетные документы, выписки банков по счетам и другие документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика.[3]
Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике и иное уклонение от представления таких документов признается налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 5000 руб. Такие же санкции налагаются и за представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 135.1 НК РФ.
Помимо Налогового кодекса ответственность за непредставление в установленный срок документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена в статье 15.6 КоАП РФ. Она предусматривает штраф от 1 до 3 МРОТ с граждан (то есть от 100 до 300 руб.) и от 3 до 5 МРОТ - с должностных лиц организации (от 300 до 500 руб.). Такие же санкции налагаются за отказ от представления перечисленных выше документов и сведений и их представление в неполном объеме или в искаженном виде.
Камеральная проверка является формой текущего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного уровня. Этими проверками занимаются налоговые органы по месту своего нахождения.
При проведении камеральной налоговой проверки изучается налоговая отчетность, представленная налогоплательщиком по установленным формам, а также контролируется правомерность использования налоговых льгот. Представленная отчетность проверяется на предмет правильности содержащихся в ней расчетов, соблюдения установленных правил составления форм отчетности, а также сроков представления отчетности и уплаты налога.[4]
Порядок проведения камеральных проверок определен ст.88 НК РФ.
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Могут использоваться и иные документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проведения проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.[5]
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Результаты камеральной налоговой проверки, как правило, актом налоговой проверки не оформляются (однако есть некоторые субъекты федерации, где такие действия практикуются).
Следует отметить, что налогоплательщики пытались через суд оспорить правомерность существующего порядка и доказать необходимость составления акта по итогам камеральной проверки. Пример тому - постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2001 г. N 543/01.
Как следует из материалов дела, инспекция МНС России по г. Красноуфимску провела камеральную проверку на основе представленных ответчиком деклараций и расчетов и установила факты налоговых правонарушений. По результатам проверки инспекцией были приняты постановления о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде применения санкций, предусмотренных Налоговым кодексом.
Однако налогоплательщик обратился в суд, который признал постановление налоговой инспекции о привлечении к ответственности недействительным.
Инспекция МНС России также обратилась в суд, однако в иске ей было отказано. При этом арбитражный суд исходил из того, что в обоснование исковых требований инспекцией не были представлены акты проверки, которые по мнению суда являются основополагающими доказательствами совершения налогового правонарушения.
В то же время Президиум ВАС РФ отметил, что НК РФ не требует составления налоговым органом акта по результатам иных форм налогового контроля, помимо выездной налоговой проверки. Налоговым органом были представлены документы, подтверждающие факт обнаружения допущенных налогоплательщиком налоговых нарушений, однако по существу они не были исследованы. При таких обстоятельствах у суда не было правовых оснований для отказа в иске со ссылкой на отсутствие у налогового органа акта проверки.
Итак, при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Как установлено пунктами 2 и 4 ст.101 НК РФ, на основании материалов камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель решают вопрос о возможности привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, они предъявляют требования об уплате недоимки по налогу и пени, а также налоговых санкций.
Согласно ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога и обязанности ее уплатить в установленный срок вместе с соответствующей суммой пеней.
Форма такого требования утверждена приказом ГНС России от 7 сентября 1998 г. N БФ-3-10/228 "Об утверждении формы требования об уплате налогов и сборов".
При этом в соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Если такое требование выставляется по решению налогового органа, принятому по результатам налоговой проверки, то оно должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения этого решения.
Из положений ст.88 Налогового кодекса следует, что камеральная налоговая проверка проводится в основном за текущий год. При этом начало камеральной налоговой проверки определяется датой представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Если в ходе проверки в отчетности выявлены ошибки или противоречия, налоговая инспекция должна в течение трех рабочих дней сообщить вам об этом.[6]
Одновременно она потребует внести исправления в документы. Сделать это нужно в течение пяти рабочих дней.
Сказанное относится только к ошибкам, не повлекшим неуплату налогов. Если же это произошло, регламент МНС России предусматривает другой порядок: в течение десяти дней после проверки выносится постановление о привлечении фирмы к налоговой ответственности.
Еще десять дней отводится инспекции на то, чтобы направить вам требование об уплате недоимки, пеней, штрафа и исправлении документов.
Однако Налоговый кодекс не устанавливает порядок привлечения к ответственности по результатам камеральной проверки. В статье 88 говорится, что, если в ходе такой проверки инспекция выявит неуплату налога, она должна направить вам требование об уплате налога и пеней.
О том, что при этом можно вынести постановление о привлечении к налоговой ответственности, в кодексе ничего не сказано.
Так может ли налоговая инспекция оштрафовать вас за неуплату налога по итогам камеральной проверки?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Позиции разных арбитражных судов противоречивы.
Одни судьи считают, что может (постановления федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 19 октября 2001 г. по делу N А29-4198/01А; Северо-Западного округа от 10 декабря 2001 г. по делу N А05-1277/01-91/13, от 26 марта 2001 г. по делу N А05-8311/00-575/13).
При этом, по их мнению, к камеральной проверке должен применяться такой же порядок взыскания санкций, что и к выездной. То есть налоговики должны составлять акт проверки, знакомить с ним фирму (предпринимателя), ждать в течение двух недель возражения по акту и только после этого выносить постановление о привлечении к ответственности.
Другие же судьи полагают, что проводить аналогию с выездными проверками нельзя, поскольку никто не может быть привлечен к ответственности иначе как в порядке, предусмотренном в Налоговом кодексе (п.1 ст.108).
Следовательно, если процедуры взыскания санкций по камеральной проверке в Налоговом кодексе нет (а другую применить нельзя), штрафовать по ее результатам инспекторы не вправе (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2001 г. по делу N КА-А41/2195-01 и от 15 мая 2001 г. по делу N КА-А41/2272-01).
Высший Арбитражный Суд (постановление от 28 февраля 2001 г. N 5) склоняется к тому, что привлечь к ответственности по камеральной проверке можно, но однозначного ответа все-таки не дает.
В указанном постановлении (п.37) он отмечает, что налоговикам не нужно составлять акт по результатам такой проверки.
При этом дата, с которой начинается шестимесячный срок, когда инспекция может обратиться в суд, чтобы взыскать штраф, должна определяться не со дня составления акта (как при выездной проверке), а со дня обнаружения нарушения.
Из этого можно сделать вывод, что, обнаружив нарушение, налоговая инспекция может вынести постановление о привлечении к ответственности. А затем направить требование об уплате недоимки, пеней и штрафа. И, если вы не выполните это требование добровольно, обратиться в суд.[7]
И все-таки, поскольку подход судей к этой проблеме неоднозначен, советуем вам недоимку и пени заплатить, а со штрафом повременить до вынесения решения суда. Тем более что в Московском округе уже есть положительные прецеденты.
Пример: ОАО "Глав УКС" (г. Клин Московской области) представило в налоговую инспекцию дополнительные расчеты по НДС.
Инспекция провела камеральную проверку, обнаружила в расчетах ошибку и оштрафовала фирму за недоплату налога (п.1 ст.122 НК РФ).
Так как фирма в добровольном порядке штраф не заплатила, инспекция обратилась в арбитражный суд.
Суд отказал в иске, потому что в Налоговом кодексе не предусмотрено, что можно взыскать штраф за недоплату налога, выявленную камеральной проверкой. По кодексу такая проверка заканчивается направлением требования об уплате суммы налога и пеней (ст.88 НК РФ).
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2001 г. по делу N КА-А41/2195-01.
Обратите внимание: приведенный порядок не распространяется на случаи, когда в ходе проверки выявлено налоговое правонарушение. Например, неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога. Это правонарушение влечет наложение штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ, - 20% от неуплаченной суммы налога либо 40% от этой суммы (если правонарушение носит умышленный характер).
Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность. Кроме того, указываются статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности. Также приводятся предложения об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкций.[8]
В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также установленные в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности. Кроме того, указывается пункт статьи 109 НК РФ, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности. Если в ходе проверки выявлена неуплата или неполная уплата налога, в решении приводятся предложения об его уплате, а также уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.
В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также решение о назначении конкретных мероприятий налогового контроля.
Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку. Она может быть также передана иным способом, свидетельствующим о дате получения ее налогоплательщиком либо его представителем. Если такими способами вручить решение налогоплательщику или его представителю невозможно, решение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
В десятидневный срок с момента вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога и пени.
Заключение
Если ошибок или противоречий нет, инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.
Если же в ходе проверки обнаружились ошибки или противоречия, инспектор обязан зафиксировать их. Для этого необходимо заполнить те графы или строки декларации, которые предназначены для отражения показателей, исчисленных по данным налогового органа. Либо заполняются строки, предусмотренные в декларации для отметок и замечаний инспектора по результатам проведенной им проверки. О выявленных ошибках и противоречиях необходимо сообщить налогоплательщику и потребовать от него внести необходимые исправления.
В НК РФ не содержится каких-либо предписаний относительно формы этого требования. Это может быть, например, письмо с требованием внести исправления в установленный налоговым органом срок. Таким образом, НК РФ не содержит всей информации об оформлении камеральной проверки. С целью установления единообразия в учете необходимо разработать как саму форму требования, так и инструкции об оформлении результатов.
Список литературы
1) Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2000, 1020 с.
2) Бухгалтерский учет с 2001 года: Практические рекомендации по применению налогового законодательства и нового Плана счетов / С. В. Елисеева, Л. В. Удалова, А. В. Яцюк и др.; предисловие д.э.н. профессора А. А. Шапошникова. Под общей редакцией Н. Г. Сафроновой. – Новосибирск: Сибвузиздат, 2001. – 516 с.
3) Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 600с.
4) Каковкина Т.В. «Принцип системности финансового контроля и механизм его реализации». Финансы. 2002, №8, с.70-71
5) Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001
6) Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)
7) Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2001-120с.
8) Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2001, 664 с.
9) Пансков В.Г. «Формирование системы финансового контроля, как стратегическая задача государственного строительства». Российский экономический журнал, 2002, №5-6, с. 17-23
10) Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 635с.
[1] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001г. с. 82
[2] Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2001, 467 с.
[3] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 219с.
[4] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001г. с.83
[5] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 – 220-221с.
[6] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 225с.
[7] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 191с.
[8] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2000 – 193с.