Вариант № 1.

Вопрос № 1. Анализ издержек обращения в торговле

Издержки обращения - производственные затраты предприятий торговли.[1]

По своей экономической значимости затраты торговых предприятий могу подразделяться на 2 части:

1). Издержки, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения:

*                     доработка товаров, предложенных к реализации (с согласия производителя);

*                     упаковка;

*                     ассортиментный подбор;

*                     транспортировка товара;

*                     хранение и др.

2). Расходы, связанные с превращением товарной формы продукции, принятой на реализацию, в денежную:

*                     заработная плата работникам с начислениями;

*                     административно-управленческие расходы;

*                     уплата процентов за кредит;

*                     реклама;

*                     естественная убыль товаров.

Если затраты в сфере обращения увеличивают цену товара сверх установленной, то вторая группа издержек подлежит компенсации за счет соответствующих скидок с цены для торговых организаций, которые указываются в договоре.

Издержки обращения, как один из главных показателей деятельности, учитываются и планируются в абсолютном и относительном выражении.

Относительные показатели характеризуют “цену торговли” в процентах к объему товарооборота.

Издержки обращения:

*                     расходы на перевозку товара;

*                     на оплату труда;

*                     на аренду и содержание помещения;

*                     амортизация, начисленная на ОсФ торговли;

*                     расходы по хранению, переработке и упаковке товара;

*                     расходы по доведению товара с улучшением качественных свойств и внешнего вида товара;

*                     отчисления на социальное страхование;

*                     расходы на торговую рекламу;

*                     потери в пределах установленных норм;

*                     другие.

Основные мероприятия по снижению удельного веса издержек в объеме товарооборота будут способствовать улучшению финансового результата.

Для улучшения финансового результата необходимо:

   Увеличение товарооборота, объемов торговли;

   Сокращение времени товарного обращения;

 Повышение качества товара и расширение ассортимента реализуемых товаров.

Издержки обращения торгового предприятия могут быть выражены как  абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженном в % к розничному товарообороту. Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, то есть не дает представления об эффективности произведенных расходов. Для характеристики результативности затрат и эффективности применяются такие относительные показатели, как уровень издержек обращения, издержкоотдача и рентабельность издержек обращения.




Наименование показателя

Формула расчета


Экономический смысл показателя

Уровень издержек обращения

Уи.=И/РТО*100

Сумма затрат, приходящаяся на сто рублей розничного товарооборота


Издержкоотдача

Иотд=РТО/И*100

Объем товарооборота, полученного на сто рублей произведенных затрат

Рентабельность издержек обращения

Ирент=П/И*100

Сумма прибыли, полученной на сто рублей произведенных затрат

 Уровень издержек обращения характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности. Он может быть рассчитан, как на весь объем товарооборота предприятия, так и по отдельным товарным группам. Анализ издержек обращения необходимо проводить, как по абсолютному, так и по относительным показателям. Анализ осуществляется для решения следующих задач:

Ø       изучение объема, структуры и динамики затрат;

Ø       оценка эффективности затрат;

Ø       исследование факторов, влияющих на издержки обращения;

Ø       выявление резервов экономических затрат.

Анализ начинается с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения.

Аэк.пер=И1-И0

Аэк.пер – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения,  тыс. руб.

И1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного года, тыс. руб.

И0 – плановая сумма издержек обращения отчетного года или фактическая сумма базисного года, тыс. руб.

Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем товарооборота отчетного года. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные:

Искор0=Ипост0+РТО1*Упер0/100

Ипост0 – условно-постоянные издержки обращения базисного года, в тыс. руб.

Искор0 – базисная сумма издержек обращения скорректированная на фактический товарооборот отчетного года, тыс. руб.

Упер0 – уровень  условно  переменных  издержек  обращения  базисного года, %.

РТО1 – фактический объем розничного товарооборота отчетного года.

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками.[2]

Оэк.пер=И1-Искор0

При проведении анализа издержек обращения определяется размер и темп изменения их уровня:

DУи=Уи1-Уи0

DУи – размер изменения уровня издержек обращения, %.

Уи1 и Уи0 – соответственно отчетный и базисный уровни издержек обращения, %.

Ти=DУи/DУи0*100

Ти – темп изменения уровня издержек обращения

Изменение розничных цен влияет, прежде всего, на изменение уровня издержек обращения. Изменение розничных цен на сумму затрат по некоторым статьям издержек обращения не оказывает влияния, но их уровень снижается с ростом цен. Скорректированный на индекс цен уровень издержек обращения торгового предприятия за отчетный год можно рассчитать:

Ускор.1=Ун/З1+(Изав1*100)/(РТО1/Ир)

Ускор1 – скорректированный отчетный уровень издержек обращения, %.

Изав1 – сумма зависимых от изменения цен издержек обращения отчетного года, руб.

Ир – индекс цен.

РТО1 – фактический объем розничного товарооборота.

Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, товарооборота и затрат.

Iп>Iрто>Iи


Вопрос № 2. Анализ показателей производства и реализации продукции в сельском хозяйстве

Калькулирование затрат в сельском хозяйстве осуществляется по тем же направлениям, элементам, что и в промышленности:

*                      материальные затраты

*                      расходы на оплату труда

*                      отчисления на социальное страхование

*                      отчисления на обязательное медицинское  страхование

*                      амортизационные отчисления

*                      прочие затраты

Но в сельском хозяйстве есть и особенности.

Планирование, формирование, учет затрат осуществляется по отдельным видам деятельности. Например, в растениеводстве выделяют: зерновые культуры, кормовые, технические и т.д.

В связи с тем, что сельское хозяйство - трудоемкая отрасль, существенным элементом затрат на производство продукции является заработная плата.

Другая статья - материальные затраты: семена и посадочный материал, удобрения, средства защиты растений и животных , корма, сырьё и материалы. Материальные ценности собственного производства, которые формируют себестоимость продукции, относятся на затраты по фактической себестоимости. Покупные товарно-материальные ценности учитываются по фактической стоимости приобретения.[3]

Сельскохозяйственные предприятия осуществляют расходы, связанные с реализацией продукции, которые называются непроизводственными расходами. Эта часть затрат формируется так же,  как и в промышленности.

Планирование затрат на сельскохозяйственное производство разделяется по видам деятельности: растениеводство;  животноводство; вспомогательные и подсобные хозяйства (они, как правило, выполняют первичную переработку сырья).

Себестоимость отдельных видов продукции определяется исходя из затрат на данный вид культуры или на данный вид животных.

В растениеводстве себестоимость исчисляется также  на сельскохозяйственные работы данного года под урожай будущего года. Их относят к незавершенному производству. При оценке незавершенного производства в себестоимость включают: семена, корма собственного производства, молодняк животных. Затраты учитывают по фактической себестоимости прошлого года.

Важными факторами снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции являются:

*                     повышение урожайности и продуктивности

*                     повышение технического уровня и комплексной механизации производства

*                     внедрение прогрессивных технологий производства

*                     проведение мероприятий по улучшению плодородия земель

*                     рациональное использование материальных и трудовых ресурсов

             применение прогрессивных форм организации труда и его оплаты

Выручка от реализации представляет собой основной, главный источник для возмещения авансированных средств и обеспечения простого и расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве.

Особенность оборота сельскохозяйственного предприятия - нетоварность части продукции. Это обуславливает особенности планирования выручки предприятия.

В основе планирования выручки от реализации лежит планирование валовой продукции. Валовая продукция - это вся созданная в течение года продукция растениеводства, животноводства, подсобных предприятий и промыслов, а также изменение остатков НЗП к концу года.

 Затем исчисляют ту часть продукции, которая принимает товарную форму (продукция, предусмотренная к реализации): из валовой продукции исключается та часть, которая не поступает в обращение, а используется на производственные нужды предприятия.

Величина выручки от реализации будет зависеть от:

*                     степени товарности

*                     направления реализации

*                     уровня цен

Направления реализации товарной продукции сельского хозяйства:

*                     государственные закупки

*                     на общественное питание

*                     работникам данного предприятия (как правило, по себестоимости)

*                     непосредственно через торговую сеть

*                     на рынках сельскохозяйственной продукции

При планировании выручки от реализации товарной продукции учет ведется по направлениям деятельности и видам продукции к реализации, исходя из объемов и уровня договорных цен.

1. Показатели валового производства основных видов (в натуральном исчислении) сельскохозяйственной продукции в отраслях растениеводства берутся из материалов годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий в форме "Производство  и  себестоимость продукции растениеводства".[4]

2. Показатели валового производства основных  видов сельскохозяйственной продукции  (в  натуральном исчислении) в отраслях животноводства берутся из  материалов  годовой  отчетности сельскохозяйственных предприятий в форме "Производство и себестоимость продукции животноводства".

3. Стоимость  валовой сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах определяется произведением количества  продукции в натуральном  выражении  на  соответствующую (сопоставимую) цену сельскохозяйственной продукции.

     Валовая продукция в стоимостном выражении берется из материалов годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий в  форме "Основные показатели деятельности предприятий".

4. Показатель стоимости среднегодовых основных  производственных фондов  сельскохозяйственного назначения берется из материалов годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий в форме "Основные показатели деятельности предприятий".

5. Показатель численности среднегодовых работников,  занятых в  сельскохозяйственном  производстве,  берется из материалов годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий в форме  "Основные показатели деятельности предприятий".

6.  Показатели площади сельскохозяйственных угодий,  в том числе пашни, берутся из материалов годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий в форме "Производство  и  себестоимость продукции растениеводства" в разделе "Землепользование на 1 ноября".

7.  Среднегодовое поголовье животных берется из материалов годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий в форме "Производство и себестоимость продукции животноводства".

8. Себестоимость продукции сельского хозяйства. Данные показатели,  характеризующие издержки производства на единицу продукции, берутся из материалов годовой отчетности  сельскохозяйственных предприятий в формах "Производство и себестоимость продукции растениеводства" и "Производство и  себестоимость продукции животноводства".

9.Показатели,  характеризующие  величину  отдельных статей затрат на производство продукции,  определяются отношением издержек производства по конкретной статье расходов ко всем  производственным затратам,  вложенным в производство соответствующей продукции и умножением на 100.

     Исходная информация для расчета данных показателей, характеризующих структуру себестоимости  сельскохозяйственной продукции, берется из  материалов годовой отчетности хозяйств в формах "Производство и себестоимость продукции  растениеводства"  и  "Производство и себестоимость продукции животноводства".

Формула.:   

10. Показатели структуры товарной сельскохозяйственной продукции определяются  отношением  денежной  выручки  от реализации конкретного продукта к общей денежной выручке от реализации  всей сельскохозяйственной продукции и умножением на 100.

     Исходные данные находятся в  материалах  годовой  отчетности сельскохозяйственных предприятий  в  форме "Реализация сельскохозяйственной продукции.

Формула.:

11. Структура  валовой сельскохозяйственной продукции определяется отношением стоимости конкретного вида продукции к  общей стоимости всей сельскохозяйственной продукции и умножением на 100.

     Исходные материалы о количестве произведенной сельскохозяйственной продукции  берутся из материалов годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий в формах "Производство  и  себестоимость продукции  растениеводства" и "Производство и себестоимость продукции животноводства".

12. Структура поголовья животных и птицы определяется отношением численности  поголовья конкретного вида поголовья животных и птицы (в пересчете на условные головы крупного рогатого  скота) к общей численности поголовья животных и птицы в условных головах крупного рогатого скота и умножением на 100.

Формула.:

13. Обобщающий показатель,  характеризующий уровень специализации и позволяющий сравнить его с уровнем разных лет и  предприятий, коэффициент  специализации,  который рассчитывается по формуле:[5]

где Кс - коэффициент специализации,

    Ут - удельный  вес отдельных отраслей (или продуктов) в общем объеме товарной продукции,

    Н -  порядковый  номер  отдельных отраслей (или продуктов) по удельному весу каждой отрасли (или продукта) в  ранжированном ряду.

     Показатель рассчитывается либо по укрупненным объектам - отраслям производства  (полеводство,  овощеводство,  скотоводство и т.д.), либо по отдельным видам товарной продукции (зерно,  картофель, молоко и т.д.).

     Коэффициент специализации до 0,2 характеризует  низкий  уровень специализации производства, 0,2-0,4 - средний, 0,4-0,6 - высокий, выше 0,6 - очень высокий  (углубленная  специализация).  У предприятий, производящих  только  один  вида товарной продукции, коэффициент специализации равен 1,0.




Задача № 1

Определить влияние факторов на изменение стоимости проживания контингента турфирмы в арендуемых помещениях гостиниц «Восток»и «Южная» Сделать выводы о том, где выгоднее турфирме размещать туристов при условии равнозначности гостиничных услуг и расположения гостиниц.


Год

Показатели

предыдущий

Отчетный

1. Количество койко-суток проживания

1250

1400

2.Стоимость койко-суток при аренде, руб

2.1.в гостинице «Восток»

2.2. в гостинице «Южная»



300

310



350

340

3. Стоимость проживания контингента, руб




Решение.


Год

Показатели

предыдущий

Отчетный

1. Количество койко-суток проживания

1250

1400

2.Стоимость койко-суток при аренде, руб

2.1.в гостинице «Восток»

2.2. в гостинице «Южная»



300

310



350

340

            Стоимость проживания контингента, руб

3.1. в гостинице «Восток»

3.2 в гостинице «Южная»



1250*300=375 000

1250*310=387 500



1400*350=490 000

1400*340=476 000


Влияние факторов:

Гостиница «Восток»

Общее изменение стоимости

Собщ=Со-Сп,

Где Сп- стоимость проживания в предыдущем году

Со – стоимость проживания в отчетном гду

Собщ=490 000-375 000=115 000руб.


Влияние количества койко-суток

Ск=(Ко-Кп)*Ап

Где Ко – количество койко-суток  проживания в отчетном году

Кп- количество койко-суток  проживания в предыдущем году

Ап- стоимость койко-суток при аренде в предыдущем году

Ск=(1400-1250)*300= 45 000 руб.


Влияние стоимости аренды

Са=(Ао-Ап)*Кп

Где Ап- стоимость койко-суток при аренде в предыдущем году

Ао- стоимость койко-суток при аренде в отчетном году

Кп- количество койко-суток  проживания в предыдущем году


Ск=(350-300)*1250= 62 500 руб.


Гостиница «Южная»

Общее изменение стоимости

Собщ=Со-Сп,

Где Сп- стоимость проживания в предыдущем году

Со – стоимость проживания в отчетном гду

Собщ=476 000-387 500=88 500руб.


Влияние количества койко-суток

Ск=(Ко-Кп)*Ап

Где Ко – количество койко-суток  проживания в отчетном году

Кп- количество койко-суток  проживания в предыдущем году

Ап- стоимость койко-суток при аренде в предыдущем году

Ск=(1400-1250)*310= 46 500 руб.


Влияние стоимости аренды

Са=(Ао-Ап)*Кп

Где Ап- стоимость койко-суток при аренде в предыдущем году

Ао- стоимость койко-суток при аренде в отчетном году

Кп- количество койко-суток  проживания в предыдущем году


Ск=(340-310)*1250= 37 500 руб.


Вывод: В отчетном году турфирме выгоднее размещать контингент в гостинице «Южная», т.к. стоимость проживания в ней меньше на 14 000 руб (490 000 – 476 000) и влияние факторов ниже, чем в гостинице «Восток»

 

 

 

Задача № 2

Провести анализ объема грузовых перевозок транспортной организации, определить влияние факторов на изменение объема перевозок.

Показатели

Базисные

Отчетные

+,-

1. Количество автомобилей

12

14

+2

2. средний пробег,км

150

120

-30

3. Средняя производительность 1 автомобиля,т

3

3,5

+0,5

4.тариф за 1 т/км, руб

250

280

+30

Объем перевозок, тыс.руб

12*3*150*250= 1350

14*3,5*120*280= 1646,4

296,4

Решение:

Влияние количества автомобилей

Ка=(Ко-Кб)*Пб*Прб*Тб

Где Ко - количество автомобилей в отчетном году

Кб - количество автомобилей в базисном году

Пб – средний пробег в базисном году

Прб – средняя производительность в базисном году

Тб – тариф в базисном году


Ка=(14-12)*150*3*250= 225 000 руб


Влияние пробега автомобилей

Кп=Ко*(По-Пб)* Пб*Прб*Тб

Где По - средний пробег в отчетном году


Кп=14*(120-150)*3*250= -315 000руб.


Влияние производительности автомобиля


Кпр=Ко*По*(Про-Прб)*Тб

Где По - средняя производительность в отчетном году


Кпр=14*120*(3,5-3)*250= 210 000руб.


Влияние тарифов


Кт=Ко-*По*Про*(То-Тб)

Где То - тариф в отчетном году


Кт=14*120*3,5*(280-250)= 176 400руб.


Вывод: Из-за уменьшения среднего пробега объем перевозок довольно сильно изменился, но за счет увеличения остальных факторов предприятие увеличило объем перевозок


Задача № 3

Определить необходимый объем продаж за предстоящий год с таким расчетом, чтобы получить прибыль от торговой деятельности в сумме 500 тыс.руб


Год

Показатели

Предыдущий

Предстоящий

Сумма условно-постоянных расходов, тыс.руб

250


Уровень условно-переменных расходов,%

15


Уровень валового дохода к товарообороту %

30


Прибыль


500

Товарооборот



Решение:


Год

Показатели

Предыдущий

Предстоящий

Сумма условно-постоянных расходов, тыс.руб

250


Уровень условно-переменных расходов,%

15


Уровень валового дохода к товарообороту %

30


Прибыль


500

Товарооборот


16667


Определение валового дохода

ВД=(П+Пост)/Увд

Где П – прибыль

Пост – сумма постоянных затрат

Увд – уровень валового дохода к товарообороту

500+250/0,3=2500


Поправка на переменные затраты

Т=ВД/Упер

Где Упер – уровень переменных расходов

2500/0,15=16667

Задача № 4

Пропускная способность предприятия (ПС) общественного питания характеризуется количеством посетителей, обслуживаемых за период вермени и определяется по формуле ПС=(ВР*Чм):ВО, где ВР – продолжительность работы предприятия за день,мин; Чм – число посадочных мест в зале; ВО – время обслуживания посетителя. Определить влияние факторов на изменение показателя пропускной способности кафе.


Данные

Показатели

Базисные

Отченые

Время работы кафе,час

10

12

Число посадочных мест

45

50

Время обслуживания 1 посетителя, мин

25

30


Решение:

Показатели

Данные
+,-

Базисные

Отченые

Время работы кафе,мин

10*60=600

12*60=720

+120

Число посадочных мест

45

50

+5

Время обслуживания 1 посетителя, мин

25

30

+5

Пропускная способность,чел

(600*45)/25=1080

(720*50)/30=1200

+120

Влияние работы кафе

ПСв=((ВРо-ВРб)*Чмб)/ВОб

Где ВРо – время работы кафе в отчетном периоде

ВРб - время работы кафе в базисном периоде

Чмб – число посадочных мест в базисном периоде

ВОб – время обслуживания в базисном периоде


ПСр=(120*45)/25=216 чел


Влияние числа посадочных мест

ПСч=(ВРо*(Чмо-Чмб))/ВОб

Где Чмо – число посадочных мест в отчетном периоде


ПСч=(720*5)/25=144 чел


Влияние времени обслуживания

ПСво=(ВРо*Чмо*(ВОб-ВОо))/(ВОо*ВОб)

Где ВОо – время обслуживания в отчетном периоде

ПСво=(720*50*(-5)/(25*30)=180000/750= -240чел


Вывод: основные факторы влияющие на пропускную способность предприятия – время работы кафе и время обслуживания 1 посетителя


Задача № 5


Провести анализ себестоимости единицы продукции животноводства. Определить влияние факторов на изменение себестоимости 1 центнера молока.


Год

Показатели

базисный

Отчетный

Затраты на содержание животных, руб

120 500

135 500

Количество животных (коров)

80

75

Продуктивность 1 коровы,ц

4,5

5

Себестоимость 1 ц молка,руб






Решение:


Год
+,-

Показатели

базисный

Отчетный

Затраты на содержание животных, руб

120 500

135 500

+15000

Количество животных (коров)

80

75

-5

Продуктивность 1 коровы,ц

4,5

5

+0,5

Себестоимость 1 ц молка,руб

120500/(80*4,5)=334,7

135500/(75*5)=361,3

26,6

Влияние затрат на содержание животных

Сз=(Зо-Зб)/(Кб*Пб)

Где Зо – затраты в отчетном году

Зб – затраты в базисном году

Кб – количество животных в базисном году

Пб – продуктивность коровы в базисном году


Сз=15000/(80*4,5)=41,7


Влияние количества животных

Ск=(Зо*(Ко-Кб)*Пб)/(Кб*Ко*Пб)

Где Ко – количество животных в отчетном году


Ск=(135500*(-5)*4,5)/(75*80*4,5)= -3 048 750/27000= -112,9


Влияние продуктивности 1 коровы

Сп==(Зо*Кб*(По-Пб))/Ко*Кб*Пб*По)

Где По - продуктивность коровы в отчетном году


Сп=135500*80*0,5/75*80*5*4,5= 5 420 000/135000=40,1


Вывод: наибольшее влияние на себестоимость молока имеет количество коров.

 

 

 

 














Использованная литература

1.     Методическое пособие для дифференцированного анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий в условиях                  освоения рыночных отношений. М.: Издательство МСХА 1996

2.     .Организация сельскохозяйтсвенного производства// Под редакцией Ф.К. Шакирова –М.: Колос, 2000

3.     Экономика предприятия торговли и сферы услуг. Аванесов Ю.А. и др - М.:ВУЗ-Маркетинг,1996 год.

4.     Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Соломатин А. Н. – М.: ИНФРА – М, 2001.

5.     Экономика торгового предприятия. Учебник / под ред. профессора Гребнева А.И. -  М.: Экономика, 1996



[1] Аванесов Ю.А.  “Экономика предприятия торговли и сферы услуг”. - М.:ВУЗ-Маркетинг,1996 год. Стр. 58

[2] Экономика и организация деятельности торгового предприятия.Соломатин А. Н. М.: ИНФРА М, 2001.стр 201

[3] Организация сельскохозяйтсвенного производства// Под редакцией Ф.К. Шакирова –М.: Колос, 2000 стр. 210

[4] Методическое пособие для дифференцированного анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий в условиях  освоения рыночных отношений. М.: Издательство МСХА 1996 стр 145

[5] Методическое пособие для дифференцированного анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий в условиях  освоения рыночных отношений. М.: Издательство МСХА 1996 стр156