Содержание


10. Художественные стили мировой культуры: готический стиль.. 3

41. Создание изделия: представление о форме, существовании, свойствах изделия.. 8

26. Рациональность формы: сущность, значение в комплексе эстетических свойств.. 17

Список литературы... 26

10. Художественные стили мировой культуры: готический стиль


Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15-16 вв.). Термин «готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10-12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под ее эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих[1].

Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил - городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания, символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, творческое величие усилий человеческого коллектива.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъема декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора - каркас из столбов (в зрелой готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами - распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (арк­бутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французских соборов с 3-мя «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали - узорные вимперги, фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аплегорические образы. Лучшие произведения готики пластики - статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворенной красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинен архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и желтые тона.

Готический стиль пришел на смену романскому стилю в Европе XIII- XIV вв. и также был связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством (мебель, одежда, витражи и т.п.). Если романский стиль отличается величественностью преимущественно в горизонтальном плане, то для готических соборов, которыми и ныне заполнена вся Западная и Центральная Европа, неизменно характерны вертикальность композиций, их устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с широким использованием золотой краски, резьбы по дереву, резной и раскрашенной религиозной скульптуры. Наиболее известные готические сооружения - собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе[2].

41. Создание изделия: представление о форме, существовании, свойствах изделия


Создание нового изделия требует многосторонней деятельности и большого искусства, прежде всего от инженеров-конструкторов и дизайнеров промышленного профиля. Нетрудно определить степень ответственности каждого, когда сравниваются деятельности инженера-конструктора и дизайнера, но не так легко установить, где кончается ответственность одного и начинается ответственность другого.

Инженер-конструктор участвует в конструировании, которое часто называют по-другому, например эскизирование, деталирование, определение размеров и т.д. Значительную часть работы инженеров-конструкторов и дизайнеров составляют одни и те же виды деятельности, т.е. формулирование предложений по форме изделий, моделирование их (эскизирование, вычерчивание или выполнение материальных моделей), исследование и оценка возможностей. Эти виды деятельности, предполагающие творчество, являются предметом книги, которая не только знакомит учащегося с принципами развития конструкции, но и рассматривает критерии, посредством которых конструкции оцениваются.

Большая часть окружающего нас мира состоит из объектов, обладающих одним основным свойством - формой, т.е. определенными очертаниями, устройством частей и общим расположением последних. Форма может быть результатом одного из следующих четырех видов процессов.

1. Неуправляемые процессы, когда форма зависит только от условий окружающей среды, например образование булыжника, гальки, гор.

2. Процессы, подчиняющиеся физическим и химическим законам, а также условиям окружающей среды, например образование кристаллов льда, слюды.

3. Процессы, управляемые генами и условиями окружающей среды, например живые организмы.

4. Процессы, регулируемые желаниями людей или инстинктами животных и условиями окружающей среды, например, промышленные изделия, плотины бобров, птичьи гнезда.

В настоящее время, когда промышленные изделия во все возрастающей степени доминируют в повседневной практике (особенно там, где окружающая среда создается руками человека), появилась необходимость в более пристальном анализе процессов, определяющих форму изделий, для того, чтобы мы могли проектировать окружающую нас среду максимально соответствующей нашим потребностям.

Можно проанализировать чашку и блюдце. Чашка и блюдце имеют симметрию вращения в результате вращения заготовки на гончарном станке или (если изделия получены в литейной форме) потому, что они традиционно имеют симметрию вращения. Чашка выполнена цилиндрической, потому что этот внешний вид был найден удобным и желательным. Диаметр чашки в основании сделан меньше, потому что в этом случае чашка удобна для установки одна в другую, а также по соображениям внешнего вида. Желобок в основании чашки позволяет стекать воде при мытье чашки в моечной машине. Ручке придана такая форма, чтобы она не нагревалась чрезмерно при пользовании чашкой. Кромка блюдца поднята кверху, потому что блюдце должно удерживать жидкость, выплеснувшуюся из чашки.

Этот пример немного упрощен, они все-таки ясно показывает, что конструкция изделия и его элементов зависит от многих различных факторов, например от производственного процесса, функционального назначения, удобства транспортирования, внешнего вида и экономики. Другой, очень важный фактор, который нельзя забывать, это личность конструктора (дизайнера) изделия. Несмотря на многие требования, предъявляемые к изделию в технических условиях, всегда остаются возможности для того, чтобы конструктор мог выразить свои идеи и суждения.

Понимание факторов, влияющих на конструкцию, должно основываться на знании различных этапов существования изделия.

Все изделия создаются, используются и, в конце концов, приходят в негодность.

Эксплуатация изделия представляет собой процесс, который вызывает внешние изменения, выражающиеся в переходе из одного состояния в другое. Необходимость этого превращения является причиной создания изделия, например: ножницы (целый лист бумаги - бумага, разделенная на два куска), напильник (заготовка с заусенцами - заготовка со снятыми фасками на кромках), телевизор (человек с потребностью в развлечениях и информации - человек, удовлетворивший потребность в развлечениях и информации), экструдер (пластмасса в гранулах - пластмассовый профиль непрерывной длины с требуемым поперечным сечением).

Прежде чем изделие поступает в эксплуатацию, потребитель покупает его у торговой фирмы, которая приобретает это изделие у изготовителя. Когда изделие выполнило свое назначение, износилось или разрушилось, оно уничтожается. Если эти события расположить последовательно, то можно проиллюстрировать период существования изделия, как показано на рис. 4. Исходной точкой служит информация о потребностях, для удовлетворения которых предназначено изделие. Первый этап - это процесс конструирования, в ходе которого рассматриваются возможные методы удовлетворения нужд потребителя и окончательно отрабатываются технические условия на готовое изделие.

Любой объект (какое-либо изделие, машина или система) обладает характерными свойствами. Некоторые из этих свойств полезны, но другие могут быть более или менее нежелательными. Наиболее важное свойство из всех - это основная функция изделия, потому что она помогает потребителю в удовлетворении его нужд. Другими желательными свойствами могут быть приятный внешний вид, легкость перемещения, безопасность, долговечность и надежность.

Прежде чем приступить к конструированию, конструктор должен, может быть в сотрудничестве с потребителем, составить перечень желаемых свойств изделия. В процессе конструирования, когда изделие создается, именно эти свойства определяют выбор принимаемых конструктивных решений.

К сожалению, нельзя конструировать изделие таким путем, чтобы желаемые свойства определялись одно за другим, так как эти свойства не являются независимыми переменными. Однако мы считаем, что пять свойств можно выделить среди всех, которые в сумме полностью определяют изделие. Для изделий в целом таким свойством является структура (т.е. элементы изделия и их взаимозависимость), а для каждого элемента - форма, материал, размеры, поверхность. Эти пять свойств принимаются за основные свойства. Важно подчеркнуть, что эти свойства являются переменными, которыми конструктор может манипулировать, а изделие создается последовательными решениями вопросов, связанных с этими переменными. Таким образом, все другие свойства, как полезные, так и нежелательные, выводятся из этих основных свойств. Однако, поскольку эта цель не всегда достигается, необходимо различать желаемые свойства и фактически полученные свойства.

Таким образом, мы приходим к модели процесса конструирования. Эта модель охватывает все этапы процесса от анализа проблемы до готового изделия. На начальном этапе анализа проблема изучается со всех сторон. Результаты этого изучения выражаются, с одной стороны, в конкретной формулировке требуемой функции, а с другой стороны, - в перечне требуемых свойств, которые образуют критерии, служащие фундаментом для выбора решений. Далее следует этап синтеза, т.е. этап, на котором создается конструкция изделия. Это выполняется путем предварительного (грубого) определения шаг за шагом основных свойств - структуры, формы, материала, размеров и поверхности. Когда решены вопросы основных свойств, конструирование изделия завершено, и оно может быть изготовлено. После изготовления изделие обладает свойствами, которые, как можно надеяться, близки к требуемым свойствам, установленным в процессе первоначального анализа.

Моделью процесса конструирования нельзя пользоваться как рецептом для конструирования изделия, но ее можно, однако, развить, чтобы попытаться достичь этого. Так как мы интересуемся преимущественно качеством формы, то детализируем только те этапы модели, где устанавливаются основные свойства.

Мы называем детализированную модель синтезом изделия, так как она показывает ступени создания изделия. В начальной точке синтеза изделия встречаются два вида выходных данных, вытекающих из анализа проблемы, а именно: с одной стороны, определение требуемой функции - основной функции (возможно несколько подчиненных основных функций), а с другой стороны - перечень требуемых свойств, которые могут быть также описаны, как критерии оптимального изделия.

Следующей ступенью является определений структуры. В синтезе изделия эта очень важная ступень разделена на ряд шагов, начиная с деления требуемой функции на подфункции. Затем следует изучение возможных средств реализации подфункций, сочетание их в основной структуре и, наконец, адаптация в количественно определенной структуре, где решающие параметры оптимизированы и где определено относительное расположение элементов. Форма рассматривается в двух параллельных ветвях, поскольку общая форма и формы составляющих элементов определяются одновременно. Подробная форма элементов включает спецификацию материалов, размеров и поверхностей.

Критерии для оптимального изделия используются на протяжении всего процесса конструирования в качестве руководящих данных и для управления каждым шагом при принятии решений[3].

Основные функции. Основная функция изделия есть способ, с помощью которого выходные данные определяются посредством входных данных. Если рассматривать изделие как сложную систему, то мы можем анализировать его функции на всех уровнях от функции общей системы (основная функция или, возможно, несколько параллельных основных функций) до функций подсистем и элементов (подфункции). Представление о функции является очень важным инструментом для анализа проблемы с ясно определенными деталями, которые выражают то, что изделие должно быть в состоянии выполнять.

Подфункции и средства. Под средством мы понимаем решение, т.е. метод, подсистему или элемент, посредством которого может быть осуществлена данная функция. Деление основной функции на подфункции и затем на субподфункции и т.д. может проводиться попеременно с поиском средств для их реализации. Одни из возможных методов выполнения этой работы состоит в построении так называемой древовидной схемы функция-средство. Теоретически древовидная схема функция - средство может быть детализирована вплоть до ступени получения средства в виде элемента машины или части элемента машины. Построение прекращается, когда найдены средства для наиболее важных подфункций.

Основная структура. Решение достигается путем составления процесса для каждой подфункции, который мы называем основной структурой. Основная структура может быть выражена структурными схемами, рабочими (основными) чертежами (условные обозначения машин, электрической аппаратуры, гидравлических, пневматических устройств и т.д.) или упрощенными чертежами другого рода. На этой ступени не принимают какие-либо «количественные» решения, например, касающиеся размеров, относительного расположения и т.д.

Количественно определенная структура. В количественно определенной структуре важные параметры отдельных элементов обозначены и оптимизированы наряду с относительным расположением элементов. Однако па этой ступени никакие решения, касающиеся конструктивной формы элементов, еще не принимают.

Общая форма. Общая форма изделия определяется попеременно с формой элементов. Требования, предъявляемые к общей конструкции, зависят от изделия, с которым приходится иметь дело.

Если эстетические критерии имеют важное значение (например, для автомобилей, прогулочных лодок, фотоаппаратов), то конструкция элементов должна быть приспособлена к общей конструкции. Когда преобладает значение технических и экономических критериев (например, для карбюраторов, коробок передач, сателлитов планетарных зубчатых передач), то преимущество в пределах общей конструкции принадлежит конструкции элементов.

Формы элементов. Конструктивные формы индивидуальных элементов определяются на ступени детальной разработки конструкции изделия. Отправным пунктом этой ступени может служить рассмотрение формы функциональных поверхностей. Эффективные критерии в этом случае находятся преимущественно на основе функций, прочности и методов производства деталей.

Типичными видами деятельности, выполняемой на данной ступени, прежде всего являются расчет, разработка эскизов, изготовление чертежей. Здесь чрезвычайно полезно пользоваться эскизами, быстро набрасываемыми от руки, с помощью несложной методики. Постепенно, по мере того как определяются формы элементов, эти эскизы заменяются другими, выполняемыми с помощью чертежных приборов, и масштабными чертежами.

Для разработки окончательного чертежа каждого элемента требуется решение вопросов выбора материала, размеров, поверхностей, допусков и технологии производства. В рабочих чертежах приводят характеристики элементов изделий, отражающие четыре основных свойства (форму, материал, размеры и поверхности), а также другую информацию, например программу выпуска, данные технологического процесса, номер чертежа, дату и т. д. Пятое основное свойство (структура) указывают в сборочных чертежах, которые показывают, как должна производиться сборка деталей (элементов).

Синтез изделия. Каждая ступень синтеза изделия приближает конструктора к цели - готовому изделию. Несмотря на различное содержание ступеней, все они имеют следующую типичную последовательность:

1) поиск решений;

2) изучение, решений;

3) оценка и выбор решений для дальнейшей работы.

Поиск решений проводится путем генерации идей - интуитивно или системно; выбор наиболее подходящего метода зависит от ступени синтеза изделия. Цель поиска решений на какой-либо ступени состоит в исследовании области, образуемой множеством теоретически возможных решений. Редко имеется возможность изучить все решения, так как обычно они бесчисленны. Однако область все-таки должна быть тщательно изучена, чтобы все основные типы решений вошли в сферу изучения. Только тогда можно логически обоснованно говорить, что существует возможность выбора наилучшего решения.

Оценка решений проводится на основе критериев, которые изменяются в зависимости от ступени и степени детализации решения. Таким образом, интуитивная оценка может быть удовлетворительной только на первых ступенях, а на последующих может оказаться необходимым использовать достаточно большое число взаимно взвешенных критериев. Следовательно, окончательный результат (изделие) зависит от двух фундаментально различных факторов: во-первых, от генерируемых идей и, во-вторых, от критериев, с помощью которых решается вопрос, какие идеи должны быть выбраны. С этих двух точек зрения может быть проведен более тщательный анализ идеи формы[4].


26. Рациональность формы: сущность, значение в комплексе эстетических свойств


Рациональность формы характеризует соответ­ствие формы изделия функциональному назначению и условиям окружающей среды, соответствие тонально­го и цветового решения отдельных элементов требованиям эргономики, стилевого решения - интерьеру, технологии изготовления - свойствам материала.

Совместное рассмотрение научной рациональности, морали и нравственности - дело не новое. Сейчас это модная область на стыке философии науки и этики.  В центре внимания  находятся два проблемных круга из этой области:  с одной стороны, этические характеристики и проблемы науки,  с  другой -  научно-рациональный подход к анализу этических проблем,  использование результатов науки (в особенности наук  о  человеке) для спецификации и экспликации этических категорий. Оба круга взаимосвязаны. Анализ этических проблем науки,  если  он опирается  на неясные понятия и интуиции, вряд ли продуктивен. Попытки же «научного» объяснения этических проблем безнадежны,  если  почвой для них служат примитивные сциентистские представления о науке и рациональности.

Главное направление,  по  которому  еще только пытается идти современная философия науки,  - это преодоление  сциентистской  ограниченности,  опора на широкий контекст - социальный,  культурный,  этический - при анализе генезиса и основных признаков научного знания,  роли и перспектив науки в современном обществе,  взаимосвязи науки и культуры. Философия  науки  далеко не исчерпывается логикой и методологией и сейчас оформляется в комплексную междисциплинарную программу, ассимилирующую различные сферы философского, метанаучного и социального исследования. Этика - одна из таких сфер.

В то же время этика испытывает воздействие логики и методологии науки.  Например,  одна  из  труднейших  этических проблем  -  идентификация вменяемого субъекта действия - уже не может квалифицированно обсуждаться без  строгой  аналитической   разработки  проблемы  самотождественности  индивида (П.Стросон), без установления точных правил языка, в котором формулируются идентифицирующие суждения,  что в свою очередь ведет к необходимости подробных и тщательных выяснений  фундаментальной  онтологии,  над  которой  возводятся «языковые каркасы»,  и далее - к комплексу логико-семантических исследований,  обращенных к языковым предпосылкам этического теоретизирования, к конструированию деонтических логик, эксплицирующих  логическую  структуру этических теорий и т.п.  Все это образует ощутимую атмосферу «онаучнивания», рационализации этических исследований. Справедливости ради отметим, что иногда эта атмосфера сгущается  настолько,  что  в  ней  уже трудно  различить  контуры собственно этических рассуждений, увязающих в бесчисленных  экспликациях  и  утрачивающих  при этом эмоциональную остроту, доступность и актуальность.

Хотя связи между философией науки  и  этикой  очевидны, главная  проблема  все же остается открытой:  сопоставимы ли вообще (и если да,  то в какой мере) сферы этического и рационального?

Эта проблема в той или  иной  форме  обнаруживает  себя постоянно и в обоих упомянутых кругах.

Анализ научно-рациональной деятельности сталкивается  с двойственностью ее субъекта.             

С одной стороны,  это человек, стремящийся к добросовестному исполнению  роли,  в  репликах которой  полностью  исчезают следы его личной субъективности (ученый говорит и действует от имени Разума!), с другой стороны,  он же - суверенный индивид, личность с интеллектуальной и моральной рефлексией,  несущий ту ответственность, каковую  нельзя переложить на Разум.  Ипостаси эти неслиянны и нераздельны.  Абстрагирующее расчленение этого  единства  на отдельные  сферы  компетенции  теории рациональности и этики может стать разрушительным: вместо субъекта мы получаем абстрактные и слишком бедные модели.  Принципиальная трудность, которая часто останавливает методологические попытки  разрешить эту проблему,  состоит в следующем: как совместить ориентацию науки на истинность и объективность с  ценностным  и моральным  подходом  к  научному  знанию?  Иногда ценностные «компоненты» рассматривают как проводники социальной  детерминации  науки,  работающие «изнутри» самой науки;  ценности входят в предпосылочное знание, образуют «мост» между социокультурными  реалиями  и содержанием научного знания.

Говорят,  что ценностные компоненты «вплавляются»  в  содержание самого знания, а не только в его предпосылки, что выявляется в особых реконструкциях исторического генезиса знания. 

Примем эту «металлургическую» метафору всерьез: каждому понятно различие между химически чистым железом и сталью, но являются ли ценности, в том числе этические, теми необходимыми добавками,  без которых «сталь» - научное знание - не имела бы характерных для нее свойств? Или же эти «компоненты» являются примесями, наличие которых свидетельствует только об особенностях  технологии производства?  Так с чем же сравнивать научное знание - с химически чистым железом или  со  сталью? Выбор  ответа предполагает то или иное понимание научной рациональности.

Не меньшие трудности возникают, когда этические проблемы исследуют методами рациональной науки.

Противоречие между неукоснительным соблюдением рационально «вычислимых» моральных законов и свободой воли давно известно.

«Человек из подполья»,  угаданный Ф.М.Достоевским, заключал из этого противоречия,  что истины науки не имеют власти там, где хозяйничает свободная воля, которая, отвергнув диктат «арифметики», обречена, правда, лишь на бунт. Трудности не разрешаются, если вместо примитивной «арифметики» (карикатурный образ самонадеянного научного Разума) ввести в дело аппарат  современного научного знания,  естественного,  социального и гуманитарного.  Как бы внушительно не выглядел этот аппарат, он не может решить вопросы, выходящие за пределы его компетенции. Впрочем, сверхоптимистический рационалист - это как раз тот, кто уверен,  что этих пределов нет,  что свет Разума, воплощенного в науке,  распространяется на самые  глубокие  тайны духа,  в том числе и на нравственный закон, который, по Канту,  заключен «внутри нас». Сам Кант был более сдержан, призывая  относиться к категорическому императиву «с удивлением и благоговением».  Но оппоненты  простодушного  рационализма считают,  что  пределы Разуму все же положены,  и в человеке имеется тот «остаток», который не только не может быть рационализирован, но даже сам лежит в основаниях Разума. Человек всегда больше того,  что он знает о себе, писал Л.Ясперс. Но что такое этот «нерационализируемый» остаток? Мысль человека всегда стремилась прорваться к нему через границы, ею же самою и постигаемые.  Быть может,  это и есть то самое,  о чем нельзя говорить и потому следует молчать,  по завету  Л.Витгенштейна?

Молчание, однако, тоже может быть красноречивым, только нужно понять его язык! Уже давно философы догадывались:  рациональное и этическое чем-то существенным  похожи  друг  на друга.  Моя  же  догадка в том,  что это сходство парадокса, присущего тому и другому. Если сфера этического не конгруэнтна  сфере рационального,  стало быть философский путь к ней можно проложить аналогией: чтобы «схватить» парадокс этического,  вначале сформулируем парадокс рационального. Сферу же рационального для простоты ограничим  только  наукой,  будем говорить о научной рациональности.

Рациональность, заключенную  в рамки критериальной системы, часто принимают за ограничитель субъективной свободы и творчества. Рациональность, выводящая из этих рамок, ревизующая любую нормативность, столь же часто выдает себя за полномочного  представителя  человеческой свободы и творчества. Так на авансцену философско-методологических рассуждений выходит  персонаж,  которому  ранее здесь не было места - личность как субъект рационального действия. Противоречие между нормативно-критериальной и критико-рефлексивной рациональностями - это одна из форм,  в которых отливается противоречивая и трагическая по своей сути человеческая свобода.

Вопреки распространенному и сегодня мнению о противоположности  свободы  и ациональности,  связь между ними более глубока и сложна.  Свободе противостоит только «рассеченная» рациональность,  сведенная к одной из своих сторон или отождествленная с одной из возможных своих моделей. Говорят, что Разум  свободен  и  потому способен преодолевать собственную ограниченность,  говорят и то, что Разум более свободен, чем человек.  Не согласен. Свободен Человек, обладающий Разумом, и в этом суть дела.

Субъект, поднявшийся  до  критики оснований собственной мысли и практики, обретает личностную уникальность, свободу, принимая  в  то же время на себя и ответственность.  Правда, можно быть равно несвободным и в покорном принятии догмы,  и в бунте против нее,  если в этом выражается лишь мнение среды,  к которой человек принадлежит или против которой выступает.  В  таких  ситуациях человек по существу иррационален, хотя видимость его действий может быть вполне  рациональной, если  подчиненность нормам рациональности несвободна и неавтономна, а критика-бунт - нерефлексивна.

Релятивисты верно улавливают ценностный смысл этого понятия,  но напрасно отбрасывают его методологическую значимость. Из того, что критериальный подход к определению «рациональности» ни в абсолютистском, ни в релятивистском вариантах не может быть признан успешным,  вовсе не следует, что рациональность вообще и научная рациональность  в  частности не могут исследоваться методологически.

Напротив, именно тогда,  когда  научная  рациональность интерпретируется  как система регулятивных средств (законов, правил,  норм,  критериев оценки), принятых и общезначимых в данном  научном  сообществе,  это понятие приобретает точное значение и методологическую значимость. Но эта интерпретация есть не что иное, как  модель  научной деятельности (в ее интеллектуальном, по преимуществу, аспекте) или методологический  образ науки.  И здесь мы подошли к важнейшему различению научной рациональности  и ее  методологической модели.

Вообще говоря, модели научной рациональности «изготавливаются» методологами и философами, исходя из разных задач: для определения рациональной организации «готового» научного знания, деятельности по его получению, для рационального понимания процессов трансляции знания и обучения,  для определения рациональности научного роста,  развития. Такие модели могут не совпадать,  а лишь частично перекрывать друг друга, раскрывая природу научной рациональности в разных аспектах и ракурсах. Например, модель рациональности, отображающая движение знания,  смену его исторически и культурно обусловленных  форм,  может существенно отличаться от модели, главным образом направленной на статику научных процессов, на структуру научного знания.

Абсолютизация какой-либо модели рано или поздно иррационализирует  ее  применение.  Как наука не сводится только к своей рациональности,  так и научная рациональность не сводится  полностью  и  без остатка к какой бы то ни было своей модели.

На первый  взгляд,  отношение  между научной рациональностью и ее  методологическими  моделями  таково  же,  каким обычно  бывает отношение некоторого фрагмента «реальности» к теоретической модели этой реальности. Но теоретический образ науки  не  просто отображает реальность науки - он в определенном смысле создает эту реальность. Через профессиональное обучение или через философско-методологическую рефлексию модель рациональности навязывается  ученому,  формирует  стиль его  мышления.  В  структуру  последнего входит совокупность предпосылок и регулятивов научно-познавательной  деятельности,  которая  принимается учеными как необходимое условие их работы. В этой «априорности» - тайна того, что модели рациональности  отождествляются  с «рациональностью как таковой». Модель принимается за то,  что ею  моделируется.  Эта  тайна раскрывается,  когда  наступает  неизбежное  рассогласование мышления и стиля, если последний теряет кредит доверия из-за неудач или уступает более успешным конкурентам.

С точки зрения субъекта,  отождествившего  свою  рациональность с какой-либо системой критериев (моделью),  отклонение от этой системы  -  иррационально.  Рационалистическое сознание не может существовать в этой разорванности, и потому «еретики», отвергающие догмы, быстро становятся проповедниками новых догм, ибо быть рациональным можно только «внутри» принятой системы.

В этом парадокс рациональности. Подчинив свою деятельность (интеллектуальную или практическую)  системе  «априорных» критериев,  субъект утрачивает ту рациональность, которая дает возможность критической рефлексии и  ревизии  любых систем  и всяческих критериев. Его рациональность полностью растворяется в избранной (навязанной ему) системе.  Но  если все  же  он решится на пересмотр или даже на разрушение этой системы, попытается улучшить ее или заменить другой, он поступает безумно,  иррационально.  И это безумие, эта иррациональность - как раз и выражает рациональность, присущую ему как разумному существу!     

Существует классическая философская традиция истолкования этого парадокса.  Для этого требуется различать Рассудок и Разум. Работа Рассудка - движение внутри системы критериев рациональности,  внутри парадигмы.  Работа Разума - выход за пределы парадигмы,  критика и создание иных,  альтернативных парадигм  рациональности.  Разум  в своей творчески разрушительной и вместе с тем творчески-созидательной работе -  ирационален для Рассудка.  Рассудок, цепляющийся за парадигму и растворенный в ней - иррационален для Разума. Завоевав новые  территории  знания,  Разум уступает правление Рассудку, который подвергает достижения Разума рационализации.  Рассудок правит,  Разум завоевывает.  Разум романтичен,  Рассудок реалистичен. Кто из них сюзерен, кто вассал?

Однако различение Рассудка и Разума проблематично. Когда отвечают на вопрос,  благодаря чему Разум совершает  свои подвиги, обычно указывают на «нерассудочные» духовные движения: интуицию, бессознательное, творческое воображение. Проясняется ли тем самым «рациональность Разума»?  Говорят также,  что историческое движение познания осуществляется через разрешение противоречий между Разумом и Рассудком. Это слишком абстрактно и вряд ли приемлемо.  Противоречие рациональности не может быть разрешено ни в смысле формального выхода из парадокса,  ни в смысле, формируемом т.н. «диалектической логикой».  Оно является одной из форм фундаментальной противоречивости, заключенной в понятии субъекта. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что это противоречие не имеет ничего общего с пустопорожней «диалектикоогической» трактовкой  антиномий типа «А и не-А».  Это антиномия-проблема, но не всякая проблема разрешима,  как бы ни протестовали против этого «ограниченность и самодовольство философской мысли,  которой чуждо всякое сознание трагедии и, более того, присуща уверенность  в  разрешении  и  логической разрешимости всех вопросов».

Рациональная форма  -  результат усилия воли и мысли. Чтобы быть рациональным,  человек должен быть  свободным.  В этом  трагедия и парадокс рациональности.  Рациональность не может быть несвободной и безличностной, и она же элиминирует свободу и личностное начало. Рациональность возникает в свободном и личностном напряжении духа, но само это усилие устремлено к преодолению субъективности. Рациональность умирает в догме,  но воскресает только благодаря догматическим перевоплощениям.

Эта трагическая парадоксальность рациональности  аналогична парадоксам этического[5].

Список литературы


1.     Бычков В.В., Бычков О.В. Эстетика. М., ИНФРА-М, 2003.

2.     Порус В.Н. Парадоксы научной рациональности этики. М.: Гардарики, 2000.

3.     Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна. М.: Машиностроение, 1984.

4.     Федоров М.В. Оценка эстетических свойств изделий. М.: Экономика, 1978.

5.     Эстетика / Под ред. Л.А. Радугина. М.: Центр, 1999.



[1] Бычков В.В., Бычков О.В. Эстетика. М., ИНФРА-М, 2003. С. 56-57.


[2] Эстетика / Под ред. Л.А. Радугина. М.: Центр, 1999. С. 111-113.

[3] Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна. М.: Машиностроение, 1984. С. 99-101.

[4] Федоров М.В. Оценка эстетических свойств изделий. М.: Экономика, 1978. С. 109-111.

[5] Порус В.Н. Парадоксы научной рациональности этики. М.: Гардарики, 2000. С. 131-140.