Содержание




1. Технико-экономические особенности использования отдельных видов транспорта во внешнеторговых операциях. Оценка транспортной составляющей.. 3

1.1 Транспорт во внешнеторговых операциях. 3

1.2 Железнодорожный транспорт. 4

1.3 Морской транспорт. 5

1.4 Речной транспорт. 8

1.5 Автомобильный транспорт. 9

1.6 Воздушный транспорт. 11

1.7 Трубопроводный транспорт. 12

1.8 Оценка транспортной составляющей. 13

2. Особенности организации торговли товарами широкого потребления на внешних рынках.. 15

3. Тест. 21

Список литературы... 22


1. Технико-экономические особенности использования отдельных видов транспорта во внешнеторговых операциях. Оценка транспортной составляющей

1.1 Транспорт во внешнеторговых операциях

Поиски оптимальных решений, позволяющих экономике страны эффективно осуществлять внешнеторговые операции при возможно малых затратах средств, в настоящее время относятся к основным задачам стабилизации и дальнейшего подъема как промышленности, так и сельского хозяйства. Степень удовлетворения различными видами транспорта потребностей общества в грузовых и пассажирских перевозках неодинакова. В 2000 г. сохранилась положительная динамика улучшения финансового состояния по крупным и средним предприятиям всего транспортного комплекса. Объем перевозок возрос на 7,7%, а грузооборот - на 6,7%. Прирост на грузовом автомобильном транспорте составил 5% (хотя на самом деле больше за счет частного сектора и сложности учета его работы), на железнодорожном - 8%, речном - 16%. Транзит через страну увеличился на 19%[1].

Освоение предъявляемых перевозок различными видами транспорта зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются следующие:

-       характер и уровень развития материально-технической базы конкретного вида транспорта, определяющие его возможности освоения предъявляемых перевозок;

-       размещение транспортных средств и сети видов транспорта относительно предприятий и населенных пунктов;

-       организация перевозочного процесса, регулярность перевозок, сроки доставки грузов и пассажиров.

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т.д. Для определения сфер экономически целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

Отметим основные технико-экономические особенности использования отдельных видов транспорта во внешнеторговых операциях.

1.2 Железнодорожный транспорт

Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются:[2]

-       неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д. В настоящее время все крупные предприятия и базы торговых организаций имеют железнодорожные подъездные пути, связывающие их с магистральными железными дорогами. На подъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам;

-       возможность строительства железнодорожных сообщений практически на любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивых связей между районами;

-       высокая провозная и пропускная способность железных дорог. Двухпутная железнодорожная линия, оборудованная автоматической блокировкой, может обеспечить перевозки более 100 млн. т. в каждом направлении в год, а однопутка - 20 млн. т. и более в каждом направлении в год. Эти величины могут меняться с изменением общей массы поездов, скоростей движения и т.д. Использование провозных способностей железных дорог неодинаково по различным регионам страны из-за неравномерности размещения производства и сырьевых ресурсов;

-       возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок;

-       возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток;

-       сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов и пассажиров. Сроки доставки грузов являются одним из важных качественных показателей, определяющих эффективность использования того или иного вида транспорта для конкретной перевозки. В целом ускорение доставки грузов дает большой экономический эффект. Расчеты показывают, что при сокращении доставки грузов по железным дорогам на одни сутки высвобождаются материальные ресурсы в количестве примерно в 9-10 млн тонн;

-       доставка грузов и пассажиров по более короткому пути следования. Как правило, расстояние перевозки по железной дороге значительно короче, чем по рекам. Например, от Волгограда до Москвы путь по железной дороге короче речного в 2,5 раза. Необходимо помнить, что более короткий маршрут не всегда является наиболее эффективным. В ряде случаев целесообразно использовать на мощных грузопотоках виды транспорта с низкой себестоимостью по сравнению с более короткими маршрутами;

-       относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок. Если расход топлива в среднем на железнодорожном транспорте принять за единицу, то на автомобильном он составит 4-5 единиц.

На различных видах транспорта себестоимость складывается под влиянием таких показателей, как мощность грузо- и пассажиропотока, средняя дальность перевозки, соотношения груженого и порожнего пробега, района размещения линии, ее технической оснащенности и т.д. Поэтому для объективности оценки эффективности использования того или иного вида транспорта во внешнеторговых операциях целесообразно исходить из конкретных условий перевозок, складывающихся в различных государствах или направлениях.

1.3 Морской транспорт

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Внутри страны в каботажном плавании морской флот имеет большое значение для обеспечения транспортных связей Дальнего Востока и Крайнего севера (прежде всего Приморья, Сахалина, Охотского побережья, Камчатки, Чукотки).

В работе морского транспорта важное значение имеют морские порты. В них происходит погрузка и выгрузка грузов, оформление перевозочных документов, вспомогательные операции по техническому обслуживанию и снабжению флота и другие работы, связанные с отправлением, переработкой и прибытием груза, а также посадкой и высадкой пассажиров.

Для нормального функционирования порты должны иметь сооружения, устройства, механизмы причального флота для перемещения грузов как внутри трюмов судов, так и в порту, для перегрузки на плаву, а также склады, весовое хозяйство, системы управления, ограждения и т.д[3].

Погрузка и выгрузка в портах производится у береговых причалов, оборудованных швартовыми устройствами; у рейдовых портов, т.е. в районах акваторий, оборудованных специальными постоянными причальными приспособлениями, укрепленными на якорях или прочно закрепленном грунте; у мест якорной стоянки судов, т.е. в районах акваторий, где грунт и условия судоходства допускают стоянки судов. К береговым причалам относятся как набережные причалы, так и плавучие пристани (дебаркадеры, понтоны).

Морские порты в зависимости от характера грузовой работы могут специализироваться по роду перерабатываемых грузов, направлениям перевозок и т.д. Специализация портов способствует оптимизации использования технических средств, снижению себестоимости погрузочно-разгрузочных работ и рационализации грузопотоков. Основными направлениями развития морских портов являются: строительство глубоководных причалов для приема крупнотоннажных судов, оборудование портов автоматизированными системами с высокопроизводительными перегрузочными и транспортирующими механизмами, строительство контейнерных терминалов, специализация причалов по роду перерабатываемого груза. В зависимости от вида плавания судов морское сообщение принято делить на внешнее (заграничное) и внутреннее (каботажное).

По эксплуатационному назначению морские транспортные суда бывают: пассажирские и туристские, грузопассажирские, наливные, комбинированные (рудонефтевозы), сухогрузные, контейнеровозы, лихтеровозы, роллерные.

По сравнению с другими видами транспорта морские перевозки имеют ряд технико-экономических особенностей, определяющих в отдельных случаях их преимущества[4]:

-       возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота России. Порядок перевозки внешнеторговых грузов устанавливается специальными правилами и положениями;

-       сравнительно небольшие капиталовложения. Морские пути не требуют затрат на их сооружение или поддержание в эксплуатационном состоянии (кроме каналов);

-       практически неограниченная пропускная способность. Ограничение пропускной способности происходит главным образом по перерабатывающей способности морских портов и причальных линий, складских емкостей, механизмов для производства погрузочно-разгрузочных работ;

-       сравнительно малый расход топлива и энергии. Морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности и не требуют дополнительных затрат энергии для преодоления подъемов, которые возникают на железных дорогах и автомобильном транспорте. Кроме того, морские линии прямолинейны;

-       при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок. Крупные суда морского транспорта значительно улучшают соотношение полезной грузоподъемности и водоизмещения.

К недостаткам морского транспорта относятся:

-       зависимость от естественно-географических и навигационных условий. Этим определяется продолжительность навигационного периода и сложность ледового режима: частичное или полное замерзание путей, что вызывает в ряде районов сезонность морских сообщений;

-       необходимость строительства на морских побережьях сложного портового хозяйства. Морской транспорт экономичнее использовать на больших расстояниях, так как на коротких расстояниях не реализуется одно из важных преимуществ морского транспорта - возможность использования судов большой грузовместимости;

-       ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Морские пути проходят на окраинах России, поэтому прямые сообщения могут быть организованы только между отдельными предприятиями, расположенными в этих районах. Морские перевозки во внутренних сообщениях в малом каботаже, как правило, менее эффективны, чем по железным дорогам и речным путям из-за высокой себестоимости. В то же время в большом каботаже издержки на морском транспорте почти в три раза меньше, чем на железнодорожном.

1.4 Речной транспорт

Речной транспорт является важным звеном общей транспортной системы в таких районах, где есть реки и где он является наиболее дешевым, особенно при перевозках массовых грузов: нефти и нефтепродуктов, леса, зерна, строительных материалов.

Основными технико-экономическими особенностями, определяющими преимущества речного транспорта, являются[5]:

-       большая провозная способность на глубоководных реках. Так, пропускная способность р.Волги может быть доведена до 100 млн т в год;

-       сравнительно невысокая себестоимость перевозок. На реках Европейской части России она примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах, и в несколько раз меньше по сравнению с автомобильным транспортом;

-       относительно меньшие капитальные затраты. Затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т в год в несколько раз меньше, чем на строительство железной дороги (с подвижным составом) и в 3-4 раза меньше, чем на сооружение автомобильной дороги с твердым покрытием.

К недостаткам использования речного транспорта относятся:

-       извилистость пути и судового хода, ступенчатость глубин на всем его протяжении, что в ряде случаев затрудняет прохождение судов большой грузоподъемности;

-       ограничение в использовании подвижного состава, связанное с сезонностью работы;

-       удлинение маршрутов следования грузов;

-       небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и пассажиров.

1.5 Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт России в настоящее время в значительной мере обеспечивает или участвует в обеспечении грузовых перевозок для всех отраслей народного хозяйства. Велика его роль и в удовлетворении потребностей населения в передвижении. Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для непосредственной доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления (в сфере обращения).

На внутрипроизводственных перевозках автомобили используются в горнорудной промышленности, особенно на открытых разработках. В строительстве автомобилями выполняется огромный объем перевозок железобетонных изделий, кирпича, блоков, панелей, ферм и т.д. В сельском хозяйстве автомобили используются для доставки урожая с полей на склады, элеваторы, заготовительные пункты, базы хранения и непосредственно на станции, пристани, порты. В сфере обращения автомобилями перевозится примерно 35-40% общего объема перевозок. Это в основном подвоз грузов к магистральному транспорту.

Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономических особенностей, определяющих его преимущества и широкое использование во всех отраслях хозяйства[6]:

-       большая маневренность и подвижность. Грузы автомобилями могут перевозиться непосредственно из пункта производства в пункт потребления без перегрузки и промежуточного складирования, т.е. "от двери до двери";

-       высокая скорость доставки грузов и пассажиров. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному;

-       в ряде случаев более короткий путь движения грузов и пассажиров. Целесообразно доставлять грузы и перевозить пассажиров автомобильным транспортом в тех случаях, когда расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным.

К недостаткам автомобильного транспорта относятся:

-       сравнительно высокая себестоимость, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Высокий уровень себестоимости - результат малой грузоподъемности единицы подвижного состава и достаточной сложности автомобильного подвижного состава;

-       относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей, несмотря на то, что в ряде случаев эта база развита еще недостаточно;

-       недостаточная протяженность и плохое техническое состояние имеющихся автомобильных дорог.

Автомобильный транспорт выполняет большой объем пассажирских перевозок. Особенно велик удельный вес пассажирских автомобильных перевозок в городах, других населенных пунктах и пригороде.

1.6 Воздушный транспорт

Важна роль воздушного транспорта в укреплении международных торговых связей. Авиационный транспорт в большей степени целесообразен при перевозках пассажиров и негабаритных грузов на дальние расстояния. Средняя дальность полета пассажиров на линиях России находится в пределах 1500 км. Техническая и коммерческая скорости перевозки авиационным транспортом значительно выше скоростей других видов транспорта.

Основными технико-экономическими преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:[7]

-       высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда в подвижном составе;

-       маневренность в организации пассажирских перевозок. Новые воздушные линии могут создаваться в короткие сроки и с небольшими капиталовложениями. Авиационный транспорт имеет возможность маневрировать подвижным составом (самолетами, вертолетами) в зависимости от величин пассажиропотоков;

-       большая беспосадочная дальность полета (до 10 тыс. км). Беспосадочные полеты повышают скорость доставки пассажиров;

-       кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта. Так, на ряде направлений путь следования авиационным транспортом короче, чем по железным дорогам, на 25%, по морским и речным линиям - почти на 50%. Между некоторыми пунктами расстояние перевозки сокращается даже в 2-3 раза;

-       экономия времени пассажиров. Высокие технические скорости самолетов, большая беспосадочная дальность полетов, спрямленные пути следования обеспечивают в сравнении с другими видами транспорта существенное сокращение времени перемещения пассажиров;

-       достаточно высокая культура обслуживания пассажиров во время полетов.

К недостаткам воздушного транспорта следует отнести высокую себестоимость перевозок.

Воздушный транспорт является в основном пассажирским транспортом. Грузовые перевозки, выполняемые им во внешнеторговых операциях, в общем объеме грузооборота страны имеют незначительный удельный вес, однако особый характер и ценность таких перевозок по ряду специфических грузов делают их экономически эффективными.

1.7 Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы разделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Узкая специализация трубопроводов является основным отличием их от других универсальных видов транспорта.

Технико-экономические преимущества трубопроводного транспорта для перекачки нефти и нефтепродуктов по сравнению с другими видами транспорта сводятся к следующему:

-       возможность повсеместной прокладки труб и массовой перекачки нефти и нефтепродуктов;

-       меньшие расстояния перекачки, чем при транспортировке этих же грузов по речным путям и железным дорогам;

-       низкая себестоимость транспортировки нефти (в два раза меньше, чем на речном транспорте, и в три раза, чем по железным дорогам);

-       обеспечение сохранности нефтепродуктов благодаря полной герметизации процесса транспортировки;

-       полная автоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов;

-       меньшие, чем на других видах транспорта, удельные капиталовложения и расход металла, приходящийся на единицу перевозимого груза;

-       исключение (при соответствующей изоляции) отрицательного воздействия на окружающую среду;

-       достаточно высокий уровень производительности труда;

-       непрерывность процесса перекачки, практическая независимость от климатических условий, незначительное число обслуживающего персонала.

К недостаткам трубопроводного транспорта относится его узкая специализация и необходимость наличия устойчивого и достаточного по величине потока грузов.

1.8 Оценка транспортной составляющей

В нормальных условиях ориентировочно можно дать следующую оценку целесообразного использования различных видов транспорта для грузовых перевозок.

Железнодорожный транспорт - перевозки массовых грузов (каменный уголь, руда, черные и цветные металлы, лесные и строительные грузы, минеральные удобрения и др.) на дальние и средние расстояния (особенно в широтном направлении), а между предприятиями, имеющими подъездные железнодорожные пути, - и на сравнительно короткие. Наличие железнодорожных подъездных путей между корреспондирующими предприятиями при массовых потоках грузов значительно расширяет сферы эффективного использования железнодорожного транспорта, так как создает условия для комплексной механизации и автоматизации грузовых операций, повышения качества перевозок и сохранности грузов. В ряде случаев использование железнодорожного транспорта при наличии подъездных путей целесообразно даже при незначительном грузообороте (менее 35-40 тыс. т в год).

Морской транспорт - перевозки, связанные с заграничным плаванием для доставки грузов по экспорту и импорту в страны, поддерживающие торговые связи, перевозки грузов иностранных фрахтователей и перевозки в большом и малом каботаже, особенно в районах Дальнего Востока, Крайнего Севера, Камчатки, Сахалина, Чукотки, Охотского побережья.

Речной транспорт - перевозки в районах, где нет других видов транспорта, а также между пунктами производства и потребления, расположенными на одних и тех же речных путях; перевозки в смешанных сообщениях на направлениях, где они эффективнее по сравнению с перевозками одним видом транспорта.

Автомобильный транспорт - перевозки грузов в промышленных центрах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах, подвоз грузов к магистральному транспорту и доставка их получателям от пунктов назначения магистрального транспорта; перевозки из пунктов производства в пункты потребления при отсутствии связей между видами транспорта, перевозки скоропортящихся и других грузов в пределах экономической целесообразности, перевозки внутри узлов в контейнерах и мелкими отправками.

Воздушный транспорт - доставка в промышленные центры и северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также ценных грузов и почты.

Трубопроводный транспорт - перекачка нефти и газа с крупных месторождений, перемещение продуктов перегонки нефти при устойчивых и стабильных грузопотоках.

Целесообразные сферы применения видов транспорта при перевозке пассажиров сводятся к следующему.

Железнодорожный транспорт - перевозки пассажиров в междугородном сообщении на средние расстояния (700-900 км) и в пригородном сообщении крупных промышленных центров.

Морской транспорт - перевозки пассажиров в районах тяготения (Дальний Восток, Камчатка, Сахалин, Чукотка, Охотское побережье и т.д.), в прибрежном плавании и в круизных поездках.

Речной транспорт - перевозки пассажиров между населенными пунктами, расположенными по берегам рек, и при отсутствии других видов транспорта (в районах тяготения), туристские и экскурсионные перевозки.

Автомобильный транспорт - перевозки пассажиров на короткие расстояния (в городах и других населенных пунктах), в пригородном сообщении большинства городов и населенных пунктах, в сельских перевозках и междугородных на расстоянии до 500 км.

Воздушный транспорт - перевозки пассажиров на дальние расстояния как внутри страны, так и в ближнем и дальнем зарубежье. Так, порядка 80% пассажиров при перемещениях из Европейской части на Дальний Восток пользуются воздушным транспортом.


2. Особенности организации торговли товарами широкого потребления на внешних рынках

Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практиче­ски все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объ­емов экспорта.

Современная международная торговля - торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) това­ров. В ней участвуют различные юридические лица - корпорации, их объединения, государства, отдельные индивидуумы. Она явля­ется средством, с помощью которого страны могут развивать спе­циализацию, повышать производительность своих ресурсов и, та­ким образом, увеличивать общий объем производства[8].

Существуют определенные особенности торговли различными товарами или услугами. Так, например, торговля товарами широкого потребления организуется с учетом специфических особенностей данного продукта. Вообще, товары широко потребления – товары, предназначенные для непосредственного использования их потребителем, они не предназначены для производства других товаров. Это продукты, бытовые товары, канцелярские товары, продукция легкой промышленности, прежде всего одежда и т.п. Ввиду их повседневной необходимости международная торговля данными товарами имеет отличительные черты по сравнению с организацией торговли природным сырьем (нефтью, углем, минеральными ископаемыми и т.д.) или, например, продукцией тяжелого машиностроения.

Современная международная торговля товарами широкого потребления имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется.

По данным Секретариата ГАТТ, оборот мировой торговли  товарами широкого потребления в 1993 году, с учетом изменения цен возрос па 2,5%; объем мирового экспорта возрос на 2% и импорта на 2%[9].

Столь динамичное развитие внешней торговли товарами широкого потребления объясняется ее положительным воздействием на уровень и качество экономи­ческого развития стран. Большинство стран в современных усло­виях - страны с открытой экономикой, т.е. значительная часть ВВП производится у них с участием внешнеторгового сектора.

Товары широкого потребления - продукция, предназначенная для конечного потребления. Данные товары имеют следующие основные особенности[10]:

-       Относительно невысокая цена продукции;

-       Наличие одного или более звеньев между производителем и конечным потребителем товара – предприятия оптовой торговли;

-       Большое количество единиц продукции;

-       Легкость транспортировки.

Торговля товарами широкого потребления редко осуществляется путем подписания контрак­тов непосредственно между производителями и потреби­телями товаров, но чаще всего через посредников – предприятий оптовой торговли. При этом не ис­ключается выполнение посредниками предпродажного сервиса и предпродажной доработки, а для машинотехнических товаров и техническое обслуживание. Предпро­дажный сервис не изменяет технических характеристик товаров — это комплекс работ по расконсервации това­ров после транспортировки, приданию им товарного ви­да. Цель — улучшение свойств реализуемого товара с учетом специфических вкусов потребителей, а также по­вышение его конкурентоспособности.

Итак, решая проблему реализации товара на внешнем рынке, предприниматель должен реально представлять себе, когда, где, и в каких ситуациях он может столкнуться с определенными сложностями и каким образом он может их избежать. Товар должен произвести на покупателя впечатление, понравиться. Но этого мало. Надо удачно организовать сам переход товара от производителя к потребителю, а это зависит от конкретных форм реализации.

Существуют два основных способа реализации товаров широко потребления на внешнем рынке[11].

При первом способе предприятие работает на заранее известный рынок за рубежом. Выпуск продукции осуществляется в данном случае в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами, подрядами и имеющимися предварительными соглашениями о поставках произведенной продукции. При этом заранее оговариваются сроки, технические характеристики товаров и объемы поставок продукции, ее цена. Проблемы реализации в данном случае сводятся к соблюдению договорной дисциплины и взаимных соглашений: предприятие-поставщик должно своевременно произвести и предоставить потребителю соответствующий вид товаров, в то время как заказчик должен оплатить в указанные сроки получаемые товары. Данная форма реализации характерна больше для продукции крупного машиностроительного комплекса, строительства, выпускающих продукцию производственного назначения и редко используется при сбыте товаров широкого потребления.

Главная особенность организации сбыта товаров широкого потребления. При реализации на внешнем рынке товаров широкого потребления чаще используется другой способ. Предприятие выпускает продукцию на свободный внешний рынок, без заранее установленных соответствующих ограничений относительно количественный и качественных характеристик товаров. В этом случае задачи реализации товаров включают определение возможных рынков сбыта (учитывая их географическое расположение), выбор конкретных форм реализации, определение допустимого уровня цен. Хотя в реальности каждое предприятие во внешнеторговой деятельности в зависимости от профиля и особенностей выпускаемой продукции ориентируется как на предварительные заказы, так и на работу на свободный рынок[12].

Так, например, несмотря на то что около 90% станков и оборудования в США производится предприятиями точного машиностроения на контрактной основе, часть своей продукции они реализуют на свободном рынке, а предприятия, выпускающие одежду, получают предварительные заказы на поставку партий своего товара со стороны сбытовых организаций, что создает им условия работы с гарантией реализации своей продукции.

На внешнем рынке товары широкого потребления доходят до потребителя через сеть торгово-посреднеческих фирм, которые доводят товар до розничной продажи. Во всей своей массе, это предприятия оптовой торговли.

При оптовой торговле товарами широкого потребления товар закупается крупными партиями. Как правило, оптом осуществляют закупки снабженческо-сбытовые и посреднические организации с целью последующей перепродажи предприятиям розничной торговли или другим оптовым организациям. Оптовая торговля не связана с продажей конечным потребителям. Поэтому в оптовой торговле товар может быть продан в два или более раза (сначала на региональном, а затем на местном уровне), а в розничной только один раз.

Главным достоинством оптовой торговли на внешнем рынке является то, что она позволяет производителям сбывать свои товары на местах при минимальных контактах с потребителями. Через оптовую торговлю реализуется большинство товаров широкого потребления, продуктов питания, запасных частей и канцелярских товаров.

Издержки и прибыли оптовой торговли товарами широкого потребления зависят от скорости оборота (т. е. времени между покупкой партии товара и ее последующей продажей), стоимостью товаров, наличием или отсутствием дополнительных услуг, эффективностью и конкуренцией. Основными потребителями оптовой торговли на внешнем рынке являются промышленные, коммерческие и государственные организации, а также организация оптовой торговли и, конечно, розничная торговля.

Предприятия оптовой торговли товарами широкого потребления разделяются в зависимости от выполняемых функций. Некоторые их них ограничиваются тем, что устанавливают контакты с розничной торговлей в различных государствах или используют собственную сеть торговых агентов. Другие имеют более широкое поле деятельности, совершая покупку партий товаров, их хранение, транспортировку, а иногда и доставку потребителям, находящихся в других государствах. В странах с развитой рыночной экономикой обычно выделяют несколько видов деятельности на внешнем рынке, связанных с организацией оптовой торговли товарами широкого потребления, и, соответственно, юридических лиц, которые выполняют эти функции: оптовые организации производителей, коммерческие оптовые организации, агенты и брокеры.

В том случае, если фирма считает, что ей по силам функции оптового сбыта, она организует его самостоятельно. Нередко с этой целью создаются специальные сбытовые конторы, располагаемые либо непосредственно в производственном помещении, либо вблизи рынка сбыта. В других случаях создаются филиалы, целью которых является не только продажа, но и хранение продукции.

Коммерческие оптовые организации в системе международной торговли создаются непосредственно с целью осуществления оптовой торговли. Они получают право собственности на товары. Некоторые из них (коммерческие оптовые организации с полным набором обслуживания) собирают, накапливают товары в широком ассортименте, хранят их и занимаются поставками, транспортировкой, обеспечивают торговый кредит. Они реализуют бакалейные, табачные изделия напитки, лекарства и т. д. В то же время существуют коммерческие оптовые организации с ограниченным обслуживанием, которые не предоставляют кредит и могут не осуществлять таких функций, как, скажем, транспортировка. Они распространены в области торговли стройматериалами, продуктами деревообработки, специальными продуктами питания.

Различные функции в оптовой международной торговле товарами широкого потребления выполняют агенты и брокеры. Они являются посредниками в продвижении товара от производителя к потребителю так же, как и оптовые организации. Однако, в отличие от оптовиков, агенты и брокеры, содействуя сбыту, не получают права собственности или самого товара. Их доход формируется за счет оговоренного процента стоимости товара или обусловленных комиссионных вознаграждений. Различие между агентами и брокерами состоит в том, что первые используются на постоянной основе, а вторые временно.

В мировой практике существует такая форма реализации товаров широкого потребления, как конкурентные торги. Конкурентные торги - форма организации торговли, когда потенциальные продавцы в письменном виде устанавливают все условия покупки, а также характеристики товара или услуги, а покупатель выбирает лучшее предложение. Данная форма торговли в целом отражает обычную рыночную ситуацию, когда продавцы борются за покупателя. При открытых торгах с предлагаемым контрактом могут ознакомиться все конкуренты. При закрытых торгах условия контракта держатся в секрете. Чаще всего конкурентные торги используются при принятии решений о государственных закупках.

Противоположностью конкурентных торгов как формы реализации товаров широкого потребления является аукционная форма торговли: если в первом случае в конкуренцию вступают продавцы, то во втором - покупатели.

Аукционная торговля - способ реализации товара, при котором продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию нескольких или многих покупателей, присутствующих при продаже. При этом аукцион проводится не обязательно самим продавцом, как правило, он доверяет продажу своего товара посреднической фирме, занимающейся аукционной торговлей. На аукцион могут предлагаться как большие партии товара, так и отдельные изделия.[13]

Основные предметы торга на аукционах из товаров широкого потребления - пушнина, меха, немытая шерсть, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, тропические породы леса, лошади. Проведением аукционов занимаются специальные фирмы, работающие главным образом на комиссионных началах.

    Подводя итоги, обращаем Ваше внимание еще раз на то, что комплексный подход к проблемам реализации товаров широкого потребления на внешнем рынке обеспечит по-настоящему устойчивое положение компании на рынке и гарантирует коммерческий успех.

3. Тест

Цена, зафиксированная при заключении контракта, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится – это[14]:

a)    Скользящая цена;

b)    Цена с последующей фиксацией;

c)     Нетвердая цена;

d)    Цена фактической сделки;

e)     Промежуточная цена.

Список литературы

1.           Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Юрист, 2001.

2.           Буглай В.Б. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2003.

3.           Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для вузов / Г.Д. Гордеев, Л.Я. Иванова, С.К. Казанцев и др. Под ред. Л.Е. Стровского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2002.

4.           Гордеев Г.Д. Основы внешнеэкономической деятельности. Екатеринбург, 2001.

5.           Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Мировая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.

6.           Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-Дана, 2000.

7.           Фомишин С. В. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2003.

8.           Дикань Н. Торговля товарами широкого потребления // Бизнес-информ 2000. № 11. – с. 50-58.




[1] Фомишин С. В. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2003. – с. 314.

[2] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Мировая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 48.

[3] Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-Дана, 2000. – с. 241.

[4] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Мировая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 60.

[5] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Мировая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 68.

[6] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Мировая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 74.

[7] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Мировая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 80.

[8] Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для вузов / Г.Д. Гордеев, Л.Я. Иванова, С.К. Казанцев и др. Под ред. Л.Е. Стровского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2002. – с. 24.

[9] Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-Дана, 2000. – с. 37.

[10] Буглай В.Б. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 94.

[11]Буглай В.Б. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 111.

[12] Дикань Н. Торговля товарами широкого потребления // Бизнес-информ 2000. № 11. – с. 50 – 58.

[13] Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для вузов / Г.Д. Гордеев, Л.Я. Иванова, С.К. Казанцев и др. Под ред. Л.Е. Стровского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2002. – с. 59.

[14] Буглай В.Б. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 118.