1.     Сознательное и бессознательное. Маркс и Фрейд.


Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам дано все благодаря сознанию: оно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он пи этом почувствовал, подумал, пережил.

Проблема бессознательного – это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т.е. зависимости содержания сознания от объективных по отношению к нему факторов, но представленных в опыте самого сознания, а потому бессознательных.

Сознанию кажется, что оно формирует свое содержание свободно, тогда как на самом деле это содержание обусловлено влиянием каких – то причин, о которых само сознание не знает. Непроясненность для сознания своих детерминант создает основу для человеческого рабства. Человек перестает быть «хозяином» в «своем собственном доме», в пространстве своего сознания.

Прояснить природу бессознательного и тем самым освободить людей от его диктата, расширить поле их свободы – такую смысложизненную трактовку этой проблемы давали многие мыслители, прежде всего К. Маркс и З. Фрейд. Но они по – разному понимали природу бессознательного, а потому предлагали разные способы освобождения человека.

К. Маркс открыл тот факт, что содержание сознания людей зависит от формы их предметно – практической и социально – экономической жизнедеятельности, от способа производства, который складывается как объективная закономерность вне сознательного контроля со стороны индивидов. Каждый индивид сознательно планирует что – то для себя, реализует определенные частные цели, но из столкновения этих бесчисленных стремлений и деяний неосознанно (бессознательно для каждого отдельного человека) формируются общественные отношения.

Их содержание определяет содержание сознания людей, и тот факт, что сами общественные отношения складываются без контроля со стороны сознания индивида, делает их влияние на сознание непроясненным для него.

Освободиться от скрытых социальных детерминант сознания в одиночку нельзя: необходимо освобождение своего общества путем построения «прозрачных» общественных отношений, где производство, распределение, обмен, потребление общественных богатств будут взяты под сознательный контроль самими людьми.

В этом и заключался смысл идеи коммунизма.

Маркс рассуждал и действовал как «социальный психоаналитик». Он стремился освободить сознание людей от диктата социального бессознательного путем перестройки тех социальных и экономических отношений, которые, складываясь и действуя «за спинами» людей, тайно и скрыто детерминировали содержание их сознания.

В отличие от Маркса З. Фрейд считал, что скрытыми детерминантами сознания являются неосознаваемые переживания конкретных индивидов.

В упрощенной форме суть его учения можно выразить следующим образом.

В человеке живет великая сила – бессознательное, или Оно Этой силой управляет либидо- психическая энергия сексуальных влечений. Кроме Оно в структуре духовного опыта человека присутствуют общественные нормы и правили, т.е. Сверх – Я, или культура. Она выполняет репрессивные функции: ограничивает свободу человеческих инстинктов. Я человека находится под давлением Оно и Сверх – Я и в результате оказывается заложником  сил, не подчиняющихся сознанию Я.

Задача человека – найти состояние динамического равновесия между этими бессознательными силами.

В противном случае неизбежен трагизм человеческого существования.

Возвестив человечество о существовании Оно, Фрейд требовал постоянной работы по превращению Оно в Я. Он был уверен, что единственно возможным нормальным путем для человечества в будущем должен стать путь постоянного созидания самосознательного Я, освобожденного от давления стихии бессознательного.

Как и Маркс Фрейд считал, что бессознательное – причина человеческого духовного рабства.

Но в отличие от Маркса он не связывал освобождение человека с общественными изменениями.

Фрейд как врач – психотерапевт пытался «вылечить»  пациентов от несвободы, проясняя в каждом отдельном случае те бессознательные мотивации, которые определяли поведение людей, их душевные расстройства. Он исходил из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, если помочь ему осознать его индивидуальное бессознательное.

В 20 веке репрессивные функции Сверх – Я заметно ослабли, что привело к нарушению динамического равновесия между Оно и Сверх – Я. Восторжествовала анархия разнузданного Оно, крестовый поход которого на сознание Я стал реальным фактом. Если следовать логике Фрейда, то укротить буйство Оно в культуре можно только одним способом: усилить репрессивные функции культуры и тем поставить на пути разрастания диктата Оно сдерживающие преграды. В противном случае, как это и предсказывал Фрейд, человечеству грозит опасность духовного варварства.[3,212-214]



2. Истина и заблуждение.


Познание – обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения  и развития знания, его постоянного углубления и, расширения и совершенствования.

Если конечной и опосредованной целью познания является практика, то непосредственная его цель – истина.

На всех своих этапах развития истина непрерывно связана со своей противоположностью – заблуждением, которое является постоянным и необходимым ее спутником.

Каждая из этих противоположных сторон единого процесса познания имеет свою специфику.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественной практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуждения», как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам:

-         научные,

-         вненаучные,

-         эмпирические,

-         теоретические и т.д.

Заблуждения следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных целях – и связанной с этим передачи заведомо ложного знания – дезинформации.

Если заблуждение – характеристика знания, то ошибка – результат неправильных действий индивида в любой сфере:

-         ошибки в вычислениях,

-         логические ошибки,

-         ошибки в повседневной жизни,

-         фактические ошибки,

-         ошибки в политике и т.д.

Те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются:

либо «сходят со сцены» (как, например, учение о вечном двигателе),

либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию).

Последние, выходя за пределы своей применимости, порождают заблуждения (например, стремление объяснить только с помощью законов классической механики особенности физических, биологических и химических явлений). Основные предпосылки преодоления заблуждений – зрелость практики и познания, совершенствование социальных условий, развитие и углубление знания.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина – правильное отражение действительности. Основные свойства, признаки истины, можно сформулировать в следующих тезисах.

Объективность – первый и исходный признак истины, который означает, что истина обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного:

1.     Абсолютная истина ( точнее, абсолютное в истине) понимается,

·        во – первых, как полное исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более и более приближается к нему;

·        во – вторых, как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем (например, «все люди смертны») – это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предмета и их свойствах.

2.     Относительная истина (точнее, относительное в истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.

Истина всегда конкретна – это означает, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно точнее.

Итак, объективная, относительная и конкретная истина – это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими характерными признаками (свойствами).

Изучение вопроса об истине и заблуждении будет незавершенным без рассмотрения проблемы критерия истины, т.е. того, каким образом можно ограничить истину от заблуждения. В истории философии предлагались разные критерии, наиболее адекватно и содержательно этот вопрос разработан в диалектическо – материалистической философии.

В качестве решающего критерия истины здесь считается общественная практика во всем объеме своего содержания, а также в целостном историческом развитии. Дополнительными, вспомогательными, производными от практики является логический, теоретический критерий истины.[3,278-280]



3.                    Дать определение философских терминов: «материализм», «добродетель», «культура», «нирвана», «генезис».


Материализм – воззрение,  которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но и духовной – в материи.

К материализму нужно отнести и натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно- научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел.

Материалистична также философия Б. Рассела и его школы.

Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике, прославление человеческого разума. Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. Своего расцвета материализм достигает в эпоху Просвещения, но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т.п.), которые он отклоняет как мнимые.

Основные положения материализма – это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью.

Материализм – образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное.

Различают следующие разновидности материализма:

-         Физический материализм.

-         Биологический материализм.

-         Этический материализм.

-         Диалектический материализм.

-         Исторический  материализм.[2,259-260]

Добродетель – постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть в добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью.

Платон определял добродетель как способность души, деяниям, сообразным ей.

Согласно Аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя крайностями:

-         сдержанность – между необузданностью и бесчувственностью,

-         храбрость – между безрассудной смелостью и трусливостью,

-         справедливость – между неправыми делами и несправедливыми делами,

-         щедрость – между скупостью и расточительностью,

-         кротость – между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу.

Подобным образом он определяет честолюбие, благородство, участие, стыдливость.

Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой.

Для Эпикуры добродетель – верное понимание условия истиной радости.

Меланхон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием.

По определению Канта, добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу, которое, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь возникает из акта мышления.

В согласии с католическим пониманием сверх природного христианства добродетелями являются вера, надежда, любовь.[2,139-140]

Культура – уход, улучшение, облагораживание телесно – душевно - духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души, духовная культура.

 В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа.[2,229]

Нирвана – состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти.

Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолютному.

В буддийской философии под нирваной то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обуславливающие индивидуальное существование.

Сторонники поздней махаяны понимают под нирваной не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искорена злоба и перестал действовать закон кармы и которое навечно стало  благом для всех существ.[2,303]

Генезис – происхождение, возникновение; в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.[1]


 


Список литературы

1.                      Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб: Норинт, 2000 – 1536с.

2.                      Краткая философская энциклопедия. – М.: ПРОГРЕСС, 1994. – 576с.

3.                      Философия в  вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Е.Е.Несмеянова. – М.: Гардарики, 2004. – 351с.

4.                      Философия: Учебник/ Под ред. В.Д.Губина. – М.: Русское слово, 1997. – 432с.

5.                      Философия: Учебник для вузов/ Под ред. Е.Г.Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 575с.