I. Сущность, структура и функции культуры.
Культорология (от греч. и лат. «наука о культуре») – это относительно самостоятельная логически обоснованная совокупность знаний о культуре как системе взаимосвязанных элементов, находящихся в развитии и связи с другими системами и обществом в целом.
Возникновением культурологи мы обязаны английскому ученому Тейлору. Он написал книгу «Первобытная культура», в которой поставил задачу осмыслить появление культуры.
Культурология, как и другие науки, имеет четко обозначенный и определенный предмет исследования.
- Предмет культурологии:
1) объективные закономерности, не зависящие от воли людей, мирового и национального культурного процесса.
2) факторы, управляющие возникновением, развитием культурных интересов и потребностей людей, а также в передачи культурных ценностей другим поколениям.
3) явления и памятники культуры.
Следовательно, предметом культурологи является культура.
- Культура.
Впервые это слово было употреблено в Древнем Риме в значении «совершенствование чего-либо», в частности, улучшение обработки земли.
В 17 веке, с подачи немецкого юриста Сэмюэля Пуффендорыа, термин «культура» приобретает другое значение. Культура, по его мнению – это вторая природа, естественное состояние человека, противостоит природе.
В настоящее время существует множество определений культуры:
Культура – это вторая природа, созданная и создаваемая человеком, его разумом, чувствами и физическими усилиями.
Но отношение человека к природе – уже культура.
Культура – это освоение человеком природы, мира, господство человека над природой, но только с помощью знаний.
В настоящее время насчитывают 200-250 определений культуры. Это явление крайне сложное.
Цивилизация.
Термин «Цивилизация» возник
Цивилизация определяется 3 пунктами:
1) Цивилизация – это одна из стадий развития после варварства.
2) Цивилизация равна культуре.
3) Цивилизация – одна из ступеней развития культуры.
Цивилизация – это количественный показатель, тогда как культура – качественный.
Цивилизация – одна из лучших совершенных форм развития общественной жизни на том или ином этапе истории.
Культура – ядро цивилизации.
- Структура культуры.
Культура:
1) Материальная
2) Духовная
1) Материальная культура – это сфера производства материальных благ/ценностей. Она удовлетворяет физиологические потребности человека. Предметы материальной культуры схожи с природой, то есть повторяют ее (сделаны из природных материалов).
2) Духовная культура – это знаковая система. Она удовлетворяет наши внутренние потребности. К ней относятся язык, мифы и легенды (фантазия), система образования (дошкольное воспитание, школа, гимназия/лицей/колледж, высшее образование, аспирантура, докторантура, курсы и так далее), наука, литература, искусство, нравственность, религия (мировая, национальная, секты и другие), право, политика.
Культура делится на:
1) Мировую
2) Национальную
1) Мировая культура – это совокупность лучших культурных достижений различных народов и стран.
2) Национальная культура – совокупность культур различных слоев, групп, сословий, классов определенного общества.
Культура делится на:
1) передовую
2) отсталую (заботится ли государство или общество о каждом человеке, хочет ли, чтобы человек был грамотным, образованным и так далее?)
3) реакционную (уничтожение памятников искусства).
При потреблении материальной культуры она исчезает, а при потреблении духовной – остается и расширяется. Если материальная культура может разобщить людей, то духовная – сближает.
Формы культуры:
1) народная
2) массовая
3) элитарная
1) Народная культура – это фольклор.
2) Массовая культура.
Под формой культуры следует подразумевать производство и потребление культуры.
Массовая культура сложилась в середине 20 века в США. Это связано с массовым производством и потреблением материальных и духовных благ, а также стандартизацией и унификацией.
Признаки массовой культуры:
1) отражение действительности является примитивным.
2) ориентация массовой культуры на подсознание человека (инстинкт).
3) Развлекательный характер культуры.
4) Культ сильной (продвинутой) личности.
5) Ориентирована на достижение личного счастья любым путем.
6) Интимные стороны жизни человека.
Задача создателей массовой культуры – отвлечение людей от реальности, увлечение их в иллюзорный мир. Цель – оградить людей от истинных, настоящих произведений искусства. Важная черта – получение прибыли, рыночные отношения.
У массовой культуры есть и положительные свойства: музыка, кино, картины.
3) Массовой культуре противостоит элитарная. Она создается для подготовленных к ее потреблению людей. Она сложная, во многом условная. Многие предметы элитарной культуры могут перейти в массовую.
Кино. Режиссеры: Тарковский (постепенно усложняет картины, и они становятся элитарными), Сакуров, Бонюэль (Испания) и другие.
Музыка: Шнитке, Губайдуллина и другие – элитарная культура.
Именно в элитарной культуре возникает новое.
- Культура передается от поколения к поколению.
Формы передачи культурных ценностей другим поколениям:
1) межличностная передача.
2) СМИ
1) межличностная – самая прочная форма передачи культурных ценностей. Недостаток – ограниченность круга аудитории.
2) СМИ – безграничная форма передачи культуры. Отрицательная сторона – развлекательный характер СМИ.
- Функции культуры. Они связаны с задачами:
1) Познавательная.
2) Практическая (связана с преобразованием мира, стремлением сделать жизнь проще.)
3) Регулятивная функция.
4) Коммуникативная функция.
5) Семиотическая функция.
6) Функция поддержания социальности.
7) Воспитательная функция.
- Типы культур:
Обобщение, установление признаков, образов, черт по схожетси. При разделении культуры по типам важны крупные изменения.
Варианты периодизации:
1) Традиционная
и индустриальная культуры. Традиционная культура – это культура до 19 века.
Индустриальная – после капиталистического способа производства, начавшегося
2) По локальному признаку. Данилевский дал 12 культурно-исторических типов:
- египетский
- ассиро-вавилоно-финикийский
-индийский
-иранский
и т.д.
3) По признаку времени:
- первобытная
- античная
-средневековая
- культура нового времени
- культура новейшего времени
4) Мечников:
- речная цивилизация
- морская
-океаническая
- О будущем культуры.
1) Оптимисты считают, что культура активно развивается, появляются новые области знаний, открытия.
2) Пессимисты замечают глобальные проблемы научно-технического прогресса:
- войны и мира
- демографии (численность населения мира – 6 млрд. человек.)
- экологии
- терроризма
- Основные культурологические концепции (концепция – система идей, подход):
Развитие культуры предполагает также и развитие ее концепций. Без определенных идей, подходов, теорий невозможно изучение культурологи, культурного процесса и истории культуры.
Идеи культурологи возникли еще в древности, но мы рассматриваем концепции с 19 века.
Направления концепций:
(1) пессимистическое
(2) рационалистическое
(1) пессимистическое направление:
1) Жан-Жак Руссо. Считал человека совершенным существом. Но он считал, что культура ущербна. В обществе существует неравенство, эксплуатация человеком человека. Эти явления не делают человека более совершенным, напротив, культура и наука усиливают неравенство и эксплуатацию. Люди делятся на угнетателей и угнетаемых.
2) Фридрих Ницше. Считал, что человек по своей природе антикультурен. Он считал, что культура – это зло, так как она ограничивает человеческую свободу.
3) Освальд Шпенглер. Написал работу «Закат Европы». Считал, что Европа испытывает кризис в культуре, происходит деградация высших культурных ценностей. Вывод: культура Европы обречена. Считал, чтов России будет создан русско-сибирский путь культуры, который позже заимствует Европа и все остальные.
4) К пессимистам относится и Зигмунд Фрейд – австрийский врач-психиатр. Он говорил, что человек находится в постоянном противоречии со своими интересами и нормами культуры.
(2)рационалистическое направление:
1) Макс Вербер – автор ряда книг, в том числе «Хозяйство и общество», «Протестантская этика и дух капитализма». В 19 веке вместе с Контом создал социологию. Считал, что кризиса в Европе нет, а есть естественная смена духовных ценностей. Лучшим строем считал капитализм. Считал, что капитализм своему возникновению обязан протестантизму.
2) Арнольд Тойнби – автор 12-томного «Исследования истории». Считал, что человечество проходит 21 цивилизацию и обязано своим прогрессом мировым религиям, как ветвям одного человеческого древа. Считал, что в будущем останется одна религия.
3) Сорокин. Одним из первых выехал в Америку после октябрьской революции. Делил культуру на три типа:
- чувственный. Преобладает чувственное восприятие и оценка действительности.
- идеациональный. Познание через разум, интеллект. Превалирует духовное начало.
- идеалистический. Синтез двух предыдущих типов.
4) Альберт Швейцер: «Распад и возрождение культуры». Упадок культуры в Европе он рассматривал как закономерное, не фатальное явление. Считал культуру господством человека над природой и самим собой.
5) Ортега-и-Гассет. Считал, что человечество должно отказаться от массового производства и вернуться к нравственности более раннего периода.
II. Первобытная культура.
Первые люди появились 2,5 млн. лет назад. Первобытное общество не имеет биографий, оно безмолвно. Изучать его историю можно только на основе орудий труда и изменения человека.
Археологи делят историю на:
1) палеолит (ранний каменный век)
2) мезолит (средний каменный век)
3) неолит (новый каменный век)
4) медный век (6-3 тысячелетие до н.э.)
5) бронзовый век (4-1 тысячелетие до н.э.)
6) железный век (относится и к нам)
III. Культура древнего мира.
На рубеже 4-3 тысячелетия до н.э. в ряде регионов Земли возникают первые цивилизации. Эти цивилизации возникли в особых климатических и географических условиях: тепло, много солнца и так далее. Эти цивилизации называются «речными».
1) Египетская. Возникла в бассейне Нила.
2) Шумерская (шумеро-аккатская). Возникла в междуречье Тигра и Евфрата.
3) Индийская. Возникла на реке Инд.
4) Китайская. Возникла б бассейне рек Хуанхэ и Янзцы.
1) Культура Древнего Египта.
Одной из первых цивилизаций на востоке был Египет. Египетская цивилизация возникла в бассейне Нила. Правитель первой египетской династии, фараон Мина (Мена) объединил Верхний и Нижний Египты, возглавив единое государство. До этого в Египте существовали Номы – небольшие государства.
На 3,5% территория Египта проживало 99,5% населения, остальную площадь занимали пустыни.
Название государству дали не египтяне, а древние греки (Iguptus – храм бога Птаха, сначала бога Вселенной, затем – искусства и ремесел.)
Характерные черты культуры Египта:
а) традиционность. Культура развивалась медленно, долго сохранялись каноны.
б) самобытность. Территория Египта была очень труднодоступна. Следовательно, культура не перенималась.
в) в Египте оформился заупокойный культ. Древние египтяне стремились к бессмертию. В основе этого мировоззрения лежит вероучение, в котором содержался протест против смерти.
Египтяне считали, что смерть – та же жизнь, только бесконечная. У каждого человека существовал свой двойник – Ка. И чем больше двойник похож на самого человека, тем лучше. Египтяне достигли совершенства в бальзамировании. Взойдя на престол, фараон начинал строить пирамиду – помещение для воссоединения с двойником.
В мире есть 7 чудес света. Одно из них – пирамиды. Самая
старая из них – ступенчатая пирамида Джосера.
Сохранились 3 пирамиды недалеко от Гизы: Хеопса, Хафра
и Минкаура. Самая большая из них – пирамида Хеопса (
Со второго тысячелетия строительство пирамид прекратилось, а фараонов хоронили в храмах на склонах гор.
Фараон Тутанхамон погиб
Религия Древнего Египта:
А) Политеизм (многобожие).
Очень много богов. Бог Гор – покровитель фараонов. Четыре бога солнца: утреннего, дневного (Ра), вечернего и солнечного диска (Атон). Сехмет – дочь Ра, львица, «пожирающая». Она была злым богом, ее можно было утихомирить, напоив алкоголем. Анис – бог плодородия, в виде быка. Сет – бог пустыни. Осирис – бог смерти.
Б) Фараон Аменхатеп IV отменил культы всех богов, оставив лишь культ Атона (бога солнечного диска). Себя Аменхатеп переименовал в Эхнатона («угодный Атону»), а столицу – в Ахетатон. После его смерти снова вернулся политеизм.
Письменность прошла ряд этапов:
А) Пиктография (рисуночное письмо).
Б) Иероглифика.
В) Жреческое письмо.
Г) Демотическое письмо (народное).
В Египте было 700 иероглифов. Материалом для письма был папирус. Пользовались краской, прежде всего черной и красной. Писали сплошь, новое предложение начинали с красной буквы. Читали блоками.
Ученый Шомпальон сумел прочитать египетские иероглифы. Во время похода Наполеона в Египет был найден Розеттский иероглиф. На трех его гранях были написаны иероглифы, демантики и греческое письмо. Шомпальон нашел соответствия и разгадал письмо.
Рано возникла литература, затрагивающая важные социальные и философские вопросы:
- «Беседа разочарованного со своей душой».
- Эпос о Синухете.
- «О потерпевшем кораблекрушение» и т.д.
Развивалась скульптура. Она была громоздкой. Люди в скульптурах стояли в профиль, выдвинув вперед одну ногу. Мужские скульптуры красились в черный, женские – в белый или бежевый.
Тутмес (Тутмос) – знаменитый скульптор. Создал портреты Эхнатона и Нефертити.
Научные знания:
- математика
- медицина (создание мумий, анатомия человека)
- астрономия (солнечный календарь)
- в Египте возникла теория геоцентрической системы, т.е. теория движения вокруг Земли (она была ошибочна).
- египтяне изобрели колесо
- солнечные, водяные, нашейные часы.
- развитие стоматологии
В 10 веке территория Египта была занята персами, еще раньше – Сирией, Ливийцами. В 6 веке Египет завоевали персы и господствовали там до 4 века. В 30-х гг. 4 века н.э. Александр Македонский завоевал Египет. В Египет проникла иноземная культура.
2) Культура народов Месопотамии (4-3 тысячелетие до н.э.).
Территория Месопотамии – междуречье Тигра и Евфрата. Месопотамия означает «двуречье», «междуречье». В отличие от Египта, здесь проживали различные народности. Крупнейшие – шумеры и аккады.
Шумеро-аккадское государство сменилось Вавилоном, затем появился Новый Вавилон, Ассирия и так далее.
Язык шумеров до сих пор невыяснен.
Жители Месопотамии – открыватели во многих областях:
- гончарный круг
- лодка
- парус
- плуг
- сеялка
- шестидесятиричная система счета (сохранилась в часах, градусах).
- строительство первого канала.
Во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. правитель Саргон Древний построил столицу Аккад там, где Тигр и Евфрат максимально приближались друг к другу. Лагаш, Ур, Урук, Вавилон, Киш и другие города были крупнейшими в Месопотамии.
Саргон Древний первым создал постоянную армию и провел финансовую реформу.
Главный город двуречья – Вавилон – был обнесен очень широкой стеной. Город был застроен дворцами, храмами. Была своеобразная архитектура. Так, в Египте дома строились из камня, а здесь были зиккураты – здания из кирпича, которые огибали террасы.
3) Культура Древней Индии.
Индия является крупнейшим очагом цивилизации древнего мира. Ее отличительные черты:
А) Культуру Индии определяет углубленный самоанализ, саморегуляция.
Б) Упор на собственные силы.
Особенности обусловлены:
А) Многочисленным и сильным слоем жречества.
Б) Ранним расслоением общества. Все свободное население делилось на Варны, то есть закрытые сословия.
В конце 3-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась высокая культура, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Эти культуры: Хараппы и Мохенджо-Даро (по месту их нахождения). Архитектуру составляют двух- и трехэтажные дома. Развивалась культура хлопка, ткачество, товарно-денежные отношения, слоговая письменность.
К середине второго тысячелетия проиндийская культура приходит в упадок и исчезает. На территорию Индии приходят новые племена из Европы (с территории современной Польши). В итоге территория оказывается заселена славянами, греками, кельтами, тевтонами, латинскими и другими народами. Начинается развитие новой, тоже высокой, культуры:
- орудия из железа
- новые культуры в сельском хозяйстве (рис, сахарный тростник и другие)
Дифференциация общества:
Варны:
А) Брахматы (жрецы).
Б) Кшатрии (правители, военачальники, чиновники).
В) Вайшьи (крестьяне, ремесленники).
Г) Шуры (рабы, но, может, и те, кто так же, как и вайшьи, производят материальные блага, но не имеют средств производства).
Касты (от португальского «цвет»). В 1953г. вышел закон об упразднении Варн и каст. Однако эта система дает о себе знать и до сих пор.
В Индии возникает философия, мифы, легенды и так далее, которые носят очень сложный характер. Здесь возникает несколько форм религий.
А) Многобожие:
- Дьеус (бог-отец).
- Индра (богиня войны и грозы).
- Агни (бог огня).
- Варун (бог неба).
- Сурия (богиня солнца).
- Адити (богиня плодородия).
Б) В конце первого тысячелетия до н.э. утверждается индуистская религия – брахманизм:
- Брахма – создатель Вселенной. Четырехликий, четырехрукий, сидит на лебеде.
- Вишну охраняет Вселенную.
- Шива – бог-разрушитель.
Индийская мифология включает учения о душе, о карме, сансаре.
Карма – сумма действий, как злых, так и добрых. От нее зависит перерождение живого существа в другое состояние бытия.
Сансара – переход от одного состояния в другое, колесо превращения, рождения.
В) Буддизм. Первая мировая религия, возникшая до н.э. возникла в середине первого тысячелетия до н.э. Считают, что ее создал реальный человек – Ситхартха Гаутама. Он открыл 4 истины через 7 лет отшельничества:
- жизнь есть страдание
- страдание имеет причины. Причиной человеческих страданий является жажда жизни, радости, удовольствий.
- от страданий можно избавиться.
- освободиться от страданий можно в результате прохождения человеком восмиричного пути. Тогда он освободится от страданий, достигнув нирваны. Вывод: человек сам должен пройти этот путь, боги лишь укажут на него.
Заветы буддизма:
- не убий
- не кради
- не смотри на чужую жену и так далее.
Все заповеди доведены до крайности.
Буддизм распространился в Азии, Японии, Дальнем востоке, пустив там корни. В России буддизм исповедуют буряты, калмыки.
Буддизм делится на две части:
- Махаяна (для жрецов)
- Хинаяна (для простых людей)
Успехи в науке:
- математика (десятеричная система счета, оформление современных цифр. Их позже переняли арабы, упростив написание, и эта система пошла по всему миру).
- алгебра.
- тригонометрия.
- арифметическая и геометрическая прогрессии.
- письменность (вторично. Слоговое письмо). Писали на листах пальмы, проходящих долгую обработку.
- химия (лаки, цемент, краски).
- цветное письмо (краски).
- литература.
Веды: ригведа, самаведа, яджур и ахтарва – это мотивы, религиозные гимны, религиозные формулы. Ученый Панини обработал язык вед, чтобы сделать его пригодным для общения. Возник санскрит.
Создаются эпосы (литературные произведения): Махабхарта, Рамаяна. Это стихи (двустишье). В Махабхарате действуют боги, в Рамаяне – правители.
- астрономия. Каждые пять лет прибавляли к году тринадцатый месяц (т.е. создали солнечный календарь). Определена продолжительность дняи ночи, утверждена шарообразность Земли, предположения о вращении Земли вокруг Солнца и своей оси.
- право. Законы Ману.
- шахматы.
- изобразительное искусство. Фресковая живопись, скульптура, зодчество. Тонкость изображаемых образов.
Национальной религией был индуизм, но он во многом поглотил буддизм.
4) Культура Древнего Китая.
Культура сложилась в бассейне реки Хуанхэ. Китай не имел устойчивого названия, государство называлось по имени правящей династии: Шан, Джоу, Хай и т.д. Название «Чайна» государству дали кочевники.
Китайцы были первыми во многих областях:
1) порох
2) шелк
3) тушь
4) сейсмограф
5) компас
6) бумага (из коры и ветоши)
7) фарфор
8) книгопечатание (11 век н.э.) 1440г. – немецкий инженер Иоганн Гуттенберг создал литеры, делающие копии.
Черты культуры:
- рациональность
- консерватизм
- любовь к порядку
- самодостаточность
Деспотическое государство. Во главе – император. Он – глава религии, науки, государства. Патриарх, руководил традициями и ритуалами. Был развит культ семьи. Китайцы имели по крайней мере два имени. При рождении – «молочное имя», у подростка – другое. Однако если человек занимался творческим трудом, у него был псевдоним. Рабы теряли имя и их называли именем их хозяина.
В 17в. до н.э. в Древнем Китае появилась пиктография, позже перешли к иероглифике. У китайцев было 2000 иероглифов, в Египте – 700. Со временем в Китае возникло 20000 иероглифов, сейчас – 50000. Первоначально писали на шелке, затем начали производство бумаги. Бумага носила многофункциональный характер: ширмы, салфетки, полотенца, светильники, перегородки и так далее.
9) Математика:
отрицательные числа. Создали труд «Математика
10) Во втором тысячелетии до н.э. китайцы определили продолжительность года – 365,25 суток. Следовательно, развивалась астрономия. Считают, что китайцы создали восточный календарь. В 4 веке н.э. они составили небесный каталог с описанием 800 светил. Небосвод был разделен на 28 созвездий. В 1 веке до н.э. китайцы описали пятна на солнце. Возник глобус.
11) История. Сыма Цянь – первый историк. Его труд – «исторические записки». Бань Гу написал историю Китая за 230 лет.
12) Медицина. Составили каталог рецептов для лечения тех или иных болезней. Иглоукалывание.
13) Искусство.
- Литература.
Начало развития поэзии связано с именем Цюй Юань (4-3 века до н.э.)
Сунь Юй – поэт-лирик.
«Книга перемен» - о мироздании и человеке.
- Живопись. Первая живопись делалась на шелке, тушью. Писались пейзажи, женские портреты.
- Скульптура. Излюбленным камнем китайцев был нефрит (очень темного зеленого цвета, почти черного, и доходит до почти белого).
- Керамика. Позже фарфор.
- Архитектура очень своеобразна.
В первом тысячелетии до н.э. строили двух- трехэтажные дома, каждый этаж имел
свою крышу, словно чаши. Всегда было нечетное количество этажей (до
- Музыка. Китайцы пользовались 18 инструментами (клавишные, струнные, ударные и так далее).
- Театр кукол и теней.
- Одними из первых стали добывать металл, нефть, газ.
В 13 веке Китай был завоеван монголо-татарами.
Великая китайская стена (
Великий Китайский канал соединил
две реки, текущие в разные стороны. Его протяженность составила
Философско-религиозные течения Китая:
1) Даосизм.
2) Конфуцианство.
3) Моизм.
Также в Китай проник буддизм.
1) В середине 1 тысячелетия до н.э. возник даосизм. Основатель – Лао Цзы. Он жил в 5-6 веках до н.э. В основе течения лежит положение, что весь мир подчинен Дао. Написал книгу «Книга о Дао и Дэ».
Дао – универсальное положение. Закон, вселенная, бесконечность, путь, дорога, вечное, неизменное.
Лао Цзы доказывал многообразие явлений и природы. Считал, что природа зависит не от Бога, а от Дао. Считал, что человек не в состоянии что-либо изменить в мире, и ему уготовано лишь плыть по течению. Возникает положение о недеянии (философско-религиозное течение).
Суть религиозного даосизма заключается в том, что жизнь есть иллюзия, а смерть есть возвращение к Дао, истинному бытию бессмертной души.
2) Конфуцианство (конец 6 – начало 5 вв. до н.э.). Основатель – Кун Фу Цзы, великий философ Востока. Он утвердил 2 универсальных принципа:
- Жень – гуманность, человечность. Не делай другим то, чего не желаешь себе.
- Ли – ритуал, регламент, традиции, церемонии и так далее.
Гуманность и этикет – основы общественного благополучия. Считал, что в семье должна быть гармония, в государстве – порядок, в мире – мир. Причина бед – упадок нравственности. Сутью жизни считал послушание, уважение, почитание родителей и старших, а также неукоснительное выполнение своих обязанностей. Говорил, что если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, поднебесная придет к гуманности. Конфуцианство – свод правил, моральных норм, в основе которых лежит уважение и послушание старшим по должности и возрасту. Идеализировал прошлое.
Во 2-1 вв. до н.э. конфуцианство становится господствующей идеологией. Конфуцианство утверждается как религиозная система, проповедующая абсолютное господство и подчинение.
В 3 в. н.э. Конфуций был канонизирован, то есть объявлен святым. Мужчина должен был подчиняться главе семьи, уважать старших. Женщина должна была уважать мужа и его окружение, быть хранительницей очага.
3) Моизм. Основатель – Мо Ди. Выше всего ставил волю Бога. Она затрагивает всех, живущих на Земле. Утверждается равенство людей и всеобщая любовь. За мир, против войны.
Античная культура.
Античной культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима.
Термин «античность» возник благодаря деятелям Итальянского Возрождения. Этот термин был введен в оборот для обозначения культуры Древней Греции и Древнего Рима.
Созданы огромные культурные ценности:
1) Идеи философии.
2) Определение основ демократического устройства государства.
3) Мифы и легенды, которые до сих пор вдохновляют деятелей культуры на создание новых произведений искусства.
4) Созданы шедевры искусства. 5 чудес света из 7 созданы на территории Древнего Рима и Древней Греции.
5) Новая мировая религия – христианство.
Античность (в основном Греция) – колыбель Европейской цивилизации (культуры).
Культура древней Греции
Первые жители Греции – пеласги. О них известно крайне мало. В конце 3-го тысячелетия до н.э. на территории материковой Греции появились ахейцы.
Культура Древней Греции делится на 5 периодов:
1) Крито-микенская (эгейская) культура. Источник – керамика. Светский характер, внимание человека к природе, реальное изображение действительности. В 17 в. до н.э. эта культура исчезла, но материковая Греция сумела ее частично перенять.
2) Ранний архаический, или гомеровский, период (9-8 вв. до н.э.).
3) Классический период (5 – первая половина 4 вв.).
4) Эллинестический период (2-я половина 4 – 1 вв. до н.э.). Характеризуется синтезом греческой и восточной культур.
Факторы успешного развития культуры:
1) Географическое положение.
2) Греция вбирала в себя культуру других народов.
Особенности культуры Греции:
1) Избыточный уровень культуры Древней Греции. Основные черты: демократичность, гуманность.
2) Духовное начало культуры.
3) Свобода, понимание свободы.
4) Греки очень рано стали перенимать культурные ценности других народов. Они переняли алфавит у финикийцев, расширили его, добавив гласные звуки. Переняли чеканку монет у Индии.
5) Агон (или агонианика) – благородное состязание Сафокл, Эсхил).
6) Греки не столько ценили записанное, сколько озвученное. Следовательно, характерен оро-акустический характер культуры.
Развито строительство из дерева и кирпича.
За архаический период греки освоили все побережье Средиземного моря, достигли Мраморного (Черного) моря, переняли у других народов математику, медицину.
Характерны государства – полисы, то есть государства – города: Афины, Спарта, Лаконика, Аргон, Коринф и другие.
Религия Греции прошла несколько этапов.
Этап олимпийцев. Боги Древней Греции: Зевс, Посейдон, Аид, Дионис, Гермес, Апполон (поэзия, искусство), Гимней (бог новобрачных) и так далее. Апполона сопровождали 9 муз.
В
Истмийские игры посвящались Посейдону.
Вакханальи посвящались Дионисию (Дионисий – Вакх).
В Древней Греции возникла первая философская система – натурфилософия. Философы этой системы пытались осмыслить природу, найти первооснову всего сущего.
Натурфилософы:
- Фалес. Вода – в основе сущего.
- Анаксимен. Воздух – в основе сущего.
- Анаксимандер. В основе сущего – анейрон, то есть бесконечность.
- Гераклит. Считал, что все в природе и обществе находится в движении, меняется. «Нельзя войти в одну реку дважды». В основе сущего – огонь.
- Пифагор. В основе сущего – цифры, цифровые отношения.
Литература Древней Греции.
Богатейшая мифология:
1) «Илиада» (о Троянской войне) и «Одиссея» Гомера.
2) Гесиод. «Теогон» устанавливает родословную богов. «Труды и дни» - о простых людях.
3) Архилох. Теоретик, литературовед. Создатель серии стихотворений-рядов.
Историография.
Первые историки Древней Греции – логографы.
1) Гекатей – представитель логографов. Изучал мифы и легенды, пытаясь найти в них реальные события.
2) Геродот – отец истории. Писал о Греко-персидских войнах.
3) Фукидит – Пелопонесская война. Считал, что история должна устанавливать причинно-следственные связи.
Театр.
В театральных постановках участвовали только мужчины. Представления сначала давались только в выходные, затем – и в будние дни. Использовали грим, актеры выступали в котурнах – высокой деревянной обуви. Были созданы маски комедии и трагедии.
Драматурги:
1) Эсхил.
2) Софокл.
3) Еврипид.
1) Эсхил вкладывал в свои трагедии идеи патриотизма, гражданственности. «Ористея», «Персы», «Прикованный Прометей».
2) Софокл написал 123 трагедии. «Царь Эдип», «Антигона» и другие. Основная идея: люди должны отвечать за свои деяния.
3) Еврипид написал очень много произведений, но сохранилось только 18 трагедий: «Медея», «Электра», «Ифигения», «Орест». Его называли «философом на сцене».
Комедии:
1) Аристофан (5-4 вв.). Сохранилось 11 комедий. Среди них: «Лисистрата», «Вавилоняне», «Всадники» и другие.
Развивался балет.
Архитектура.
Архитекторы добивались гармонии окружающей среды и архитектурных сооружений. В Греции существовало 3 стиля:
1) Дарийский.
2) Ионический.
3) Коринфский.
Одно из грандиознейших архитектурных сооружений – Акрополь, или Парфенон. Он очень плохо сохранился. Общий план Акрополя разработал Фидий. Реализовывали план Калликрат, Иктин. Акрополь был богато украшен скульптурой.
Чудеса Света в Древней Греции:
1) Скульптура Зевса. Создана Фидием. Сделана из драгоценных камней и металлов.
2) Родосский Колосс. Это памятник Генносу, богу солнца.
3) Мавзолей в Галикарнасе. Гробница правителя Карии Мавсола и его жены Артемизии.
В Древней Греции жил Герострат – человек, который хотел прославиться, но не обладал талантами. Разрушил храм Артемиды. Позже храм восстановили.
Мирон – автор скульптуры «Дискобол».
Поликлет – «Дорифор» («Копьеносец»), «Раненая амазонка».
Лисипп – скульптор. Создавал бюсты Александра Македонского.
Философия.
1) Демокрит создал атомистическое учение.
2) Софисты, в том числе и Сократ. Софисты – по сути, учителя. Они путешествовали из города в город, обучали людей грамоте. Их цель – придти к истине. Софисты подводили своих собеседников к выводам, характерным самим философам.
3) Платон – идеалист. Считал, что идеальный мир – мир добра и красоты. Написал «Политию», в которой излагал свои понятия идеального государства, то есть государства без тирании и тоталитаризма.
4) Аристотель отрицал философию Платона, следовал идеям Гераклита (все находится в движении). Его труды: «Физика и материальный мир», «Метафизика», «Политика». Изучал конституцию государств.
5) Гиппарх – основатель астрономии. Определил движение солнца, луны, положил начало теории галеоцентрической системы.
6) Эвклид создал эвклидову геометрию.
7) Архимед – основатель механики.
Живопись.
Апиллес – картина с изображением лошади.
Культура Древнего Рима
Римское государство возникло на Аппенинском полуострове, и греки называли его Италией. Легенда о создании Рима гласит, что сын Энея, участника Троянской войны (13 в.), которого звали Асканий, создал город Альба Лонге. В Альба Лонге царствовало много поколений потомков Аскания. Один из его потомков – Амулий – сверг с престола законного наследника – своего брата Нумитора, а все родственники Нумитора по мужской линии были уничтожены, а его дочь обращена в весталки – жрицы огня. У нее родилось два сына – Рем и Ромул. Их скинули в реку в корзине, но они были выброшены на берег и вскормлены Капитолийской волчицей. Когда братья выросли, они создали новый город, названы в честь Ромула – Рим.
Основание Рима –
В основе римской культуры лежит две культуры: этрурская (государство Этрурия), от которой пошли римские цифры, алфавит, гадания, и Греческая культура.
Периоды развития культуры:
1) Царский.
2) Республиканский.
3) Императорский.
Особенности Римской культуры:
1) Открытость. Римляне вбирают культурные ценности всех народов.
2) Двуязычие: латинский и греческий языки.
3) Культура тесно связана с религией.
4) Римляне были очень искусны в военном деле, поэтому их религия стала мировой.
5) Римляне добились меньше результатов в области гражданских и политических прав и свобод, чем греки, хотя прилагали большие усилия.
В Риме успешно развивалась и материальная, и духовная культура.
Материальная культура:
1) Рим был соединен хорошими дорогами со всеми провинциями Римской империи.
2) Водопровод.
3) Станки (возникают горизонтальные ткацкие станки).
4) Архитектурные ансамбли (Сохранился Колизей. На его арене могли одновременно сражаться 3 тысячи гладиаторов. Пантеон – храм всех богов).
5) Литература (Вергилий – «Энеида», подражал Гомеру; Гораций – «Памятник»; Апулей – «Метаморфозы»).
6) Математика.
7) Астрономия.
8) История (Тацит, Цезарь, Солюстий, Флавий и другие).
К 1 веку н.э. Рим испытывал симптомы кризиса, и он был особо характерен духовной жизни римского общества. Рим выполнил поставленную самому себе цель – стал мировой державой – но не смог выдвинуть новой цели.
В конце 1-го века Рим стал империей. Некогда свободные граждане стали подданными императора. Общество стало искать духовную опору. Этой духовной опорой стала религия.
Так возникло христианство. Оно зародилось в Палестине, провинции Рима, среди евреев низшего слоя общества. Религия быстро распространялась, хотя на протяжении долгого времени испытывала гонения. Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке.
Причины распространения христианства:
1) Религия ориентирована на всех людей, без социальных ограничений.
2) Христианство отказалось от жертвоприношений.
Основные идеи христианства:
1) Искупительная миссия Иисуса Христа – богочеловека.
2) Страшный суд.
3) Небесное воздаяние.
4) Установление на земле Царства Небесного во главе с Иисусом Христом.
5) По христианству, мир состоит из двух начал:
- материи;
- духа.
6) Человек вступает в мир греховным существом. Он несет первородный грех, но может освободиться:
- молитвой;
- покаянием;
- терпимостью;
- служением Богу.
За этим следует бессмертие души и загробное воздаяние.
Проповеди Христа и Моисея – законы христианства:
1) Бог один.
2) Не сотвори себе кумира. 3) Не произноси имя Господа всуе.
4) Шесть дней работай, а седьмой – субботу – оставь для господа своего.
5) Почитай родителей.
6) Не убивай. 7) Не прелюбодействуй. 8) Не кради. 9) Не лги. 10) Не завидуй.
Соблюдение этих норм возможно каждым и делает людей равными.
Священная книга христиан – Библия. Делится на «ветхий Завет» и «Новый Завет», или Евангелие.
В
Священная книга христиан – Библия. Делится на «ветхий Завет» и «Новый Завет», или Евангелие.
В
У католиков более сильный культ богоматери, принят догмат о непогрешимости Папы римского – наместника Бога на Земле.
Протестантизм (16 век) – движение против католической церкви. Идеологи – Кальвин, Лютер, Цвингли. Вера в прямую и личную связь верующего с Христом. Священники при этом не нужны.
Внутри этих направлений есть различные течения.
В настоящее время христианство исповедуют 1,5 млрд. человек.
В 476 году Рим пал под натиском варваров.
Культура в эпоху средневековья.
Средневековье занимает место между Древним миром
(Античность) и Новым временем, то есть приходится на
Первые века Средневековья называют детством Европы. В 4-6 веках происходит Великое переселение народов, в результате которого сталкиваются два мира: Античность и мир варварских племен.
С подачи просветителей, Средневековье называют «темными веками». Считают, что в это время общественный прогресс остановился. Но в средние века активно развивается производство: используется энергия ветра, воды, новые станки, приборы (телескоп Галилео Галилея, микроскоп Левенчука и так далее).
В
Эпоха великих географических открытий:
1492 год – открытие Нового Света, то есть Америки. Ее открыл Колумб, но то, что это – новый материк, доказал Америко Веспутти.
Духовные аспекты Средневековья:
(1) Христианство пронизывает все сферы жизни. Главная черта духовной культуры – ее религиозность. Церковь, социальный институт религии, постоянно усиливает свою роль. Она набирает политическую и экономическую силу.
Значение христианства в культуре. Роль христианства определяется тем, что:
1) Через него в Европу проходит синтез античной и восточной культур, прежде всего через Крестовые походы.
2) В Европе развивалась общая европейская культура, но со своими особенностями, спецификой.
3) При церкви возникают школы, то есть церковь становится центром образования. В 6 в. философ Буэций установил 7 образовательных канонов (дисциплин):
- грамматика
- диалектика
- риторика
- арифметика
- геометрия
- астрономия
- музыка (сочетание философии и музыки).
(2) Изучались авторы античности, прежде всего исторические.
(3) Города – центры культуры. Но новый образ жизни, развитие производства диктовало подготовку образованных людей, владеющих той или иной профессией. Возникают университеты. Первый – Балонский в Италии, Пармский в Париже, Оксфорд в Англии, Карлов университет в Чехии и так далее.
(4) Архитектура и изобразительное искусство находились в тесной связи. Церковь – это храм. Его убранство представляло собой образ мироздания.
В первые века Средневековья основным типом храма была Базилика – царский дом. Это было четырехугольное здание с 3-5 помещениями – нэпами. Перегородками служили колонны, выступы и так далее.
Одним из первых (10-12 века) утвердился Романский стиль, то есть подражание римской архитектуре. Это были неказистые здания с толстыми стенами и узкими окнами.
В
Родиной готики считается Франция. Одним из первых был создан собор Парижской Богоматери (1163-1208 гг.).
Реймский собор (юго-восток от Парижа) – тоже замечательное готическое сооружение. Его рисовали художники-импрессионисты в своих картинах.
Германия – Кельнский собор.
Италия. В Милане построен самый крупный готический собор Италии. Итальянцы были очень внимательны к пропорциям. Для строительства использовали мрамор и гранит. Миланский собор вмещает 40 тысяч прихожан (Нотр Дамм де Пари – 9 тысяч).
Англия строила свои соборы на окраине. примером готического сооружения может служить Вестминстерское аббатство.
Испания: Сивилья, Гренада. Испания долго находилась под гнетом арабов (Испанский халифат).
(5) Изобразительное искусство.
Культовые сооружения были богаты живописью и скульптурой. Живопись была как бы зримой Библией для безграмотных, носила религиозный характер.
В
- натюрморт;
- пейзаж.
(6) Литература.
База литературы – фольклор, или народное творчество. В литературе преобладали два направления:
- Рыцарская литература. «Песнь о Роланде», «О рыцаре Эрике», «Старшая Эдда» и так далее.
- Куртуазная литература, или придворная. Входит в рыцарскую.
- Городская литература. Фольклор. Зачастую носит сатирический характер. «Завещание осла», «Роман о лисе», «Тристан и Изольда» и так далее.
(7) Наука.
Наука возникла
Наука развивается на основе опыта. Возник телескоп и другие приборы. Коперник, Галилей, Бруно составили гелеоцентрическую систему.
(8) Философия.
Англия. Бэкон: «О новом органоне». Говорил, что в будущем наука улучшит человечество.
Франция – Декарт.
Швейцария – Парацельс. Внес вклад в развитие медицины и химии (был алхимиком).
Бельгия – Везалий. Создал основы физиологии и анатомии человека.
Культура арабского Средневековья.
В безводных степях Аравийского полуострова жили арабы. В 6 веке арабы были разделены. Стало много племен со своими культурами. Арабам угрожали Сирия и Византия.
Арабы делились на кочевников (разводили лошадей, овец, верблюдов) и оседлых арабов (жили в оазисах).
К 6 веку у арабов были развиты города. Но они теряли самостоятельность. Необходимо было объединить арабов, а для этого требовалась общая идеология – религия.
Наиболее крупными арабскими городами были Мекка, Ясриб (Медина), Таиф и другие. В центре Мекки была Кааба (куб с вкрапленным в нем черным камнем), который якобы соорудил пророк Авраам.
В конце 6 века начинает складываться ислам («покорность Богу»). В 610 году с проповедью ислама выступил Мухаммед (Магомет) – один из жителей Мекки. Начала формироваться новая религия, ставшая впоследствии мировой.
Мухаммед – реальное историческое лицо. Он произошел из богатой семьи, но очень рано потерял отца и мать. воспитывался в семье деда, где к нему хорошо относились. Это ставит под сомнение предположение, что он был неграмотным. После смерти деда его взял на воспитание его дядя, который заведовал в Мекке водой. Мухаммед часто уходил в горы заниматься медитацией. Женился на вдове, вел торговлю.
В Мекке религию Мухаммеда не признавали, он переехал в ясриб, где быстро возникла первая мусульманская община.
Мухаммед утверждал монотеизм. Один бог – Аллах. его образ невозможно представить. Мухаммед считал, что Аллах – высший нравственный закон, братство, мир. Это учение изложено в Коране, священной книге (по-арабски «Кураан», т.е. речитативное чтение). Главы в Коране называются сурами. Они неравны. Коран состоит из 114 книг. Написан учениками Мухаммеда.
В Коране содержатся столпы религии:
1) «Нет бога кроме аллаха, и Мухаммед – пророк его».
2) Каждый мусульманин должен поститься в месяц Рамаяны. Можно есть только до восхода солнца и после заката. Не разрешается есть свинину, пить алкоголь.
3) Надо ежедневно совершать пятикратную молитву.
4) Надо совершить паломничество в Мекку, или Хадж. Совершившие Хадж зовутся Хаджами.
5) Надо оказывать помощь нуждающимся (отдавать одну сороковую часть богатства). Садака – помощь, причем не только материальная, но и физическая.
Коран – не только молитвы, но и шариат (образ жизни, мораль).
Шииты, сунниты, суфисты – направления мусульманства.
По количеству верующих мусульмунство занимает второе место.
С 662 года, когда Мухаммед выехал из Мекки, ведется
мусульманское летоисчисление. Лунный календарь (наш
Арабская культура включает культуру всех завоеванных арабским халифатом народов. Главой теократического арабского государства стал Мухаммед.
Культура арабов:
1) Развивалась литература, особенно поэзия. Писали арабской вязью.
Фирдоуси – самый крупный арабский поэт. Написал «Шах Неме», или «Книгу Царей», которая относится к рыцарской литературе.
Омар Хайям создал Рубаи (стихотворный размер) и Газэль (стихи от 5 до 12 строк).
Саади, Нувас, Низами («Хамаса» или «Хамса» - 5 крупных поэм, «Лейли и Миджнун», «Семь красавиц» и другие), Рудаки – таджикский поэт.
2) Архитектура. Многое в арабской архитектуре перешло из Индии.
В первой половине 7 века появились первые мечети в Дамаске («Купол скалы»), Куфе и других городах.
В 17 веке правитель Индии Тадж Махал построил гробницу в честь своей жены.
Культовые здания – храм, мечеть, мавзолей, Медресе (ВУЗ), минореты (высокие башни с которых призывали на молитву (намаз)), дворцы.
3) Изобразительное искусство развивалось плохо. Ислам запрещал изображать живых существ, самые распространенные орнаменты либо растительные, либо геометрические (арабески). Развивалась калиграфия – искусство красивого письма.
4) Наука.
- Математика. Арабские цифры, десятеричная система счета. Арабы упростили индийские цифры и распространили их по всему миру.
Аль Харизми создал алгебру.
Открытие числа нуль.
Разработка тригонометрии.
Решено уравнение третьей степени.
- Астрономия. Переведено «Великое астрономическое построение» Птолемея. Высказано предположение в пользу гелеоцентрической системы.
Улучбек (внук Тимерлана) был астрономом. Он описал движение 1018 звезд и планет с большой точностью. Его лаборатория была вблизи Самарканда.
5) Арабеска (вязь).
6) Изобрели геометрический и растительный орнамент.
7) Медицина. Овицена ибн Сина – труд о клинической и практической медицине. Изложил все достижения медицины того времени.
8) Философия. Оверойс ибн Рушд – арабский философ.
Церковь никогда не запрещала заниматься науками, изучать достижения других стран, в отличие от христианства. Правители создавали Дома Мудрости, где собирали ученых.
В
Культура Японии.
Островная культура Японии сложилась в первом тысячелетии до н.э. Эта культура имеет свои особенности:
1) Молодой японский народ мог выжить, воспринимая и перерабатывая культурные ценности других народов, прежде всего китайцев.
2) В культуре средневековой Японии просматривается умение японцев усваивать и перерабатывать культуру других народов таким образом, что она после этого очень мало походит на первоисточник. Например, японцы переняли китайскую письменность, но в Японии она носит слоговый характер, а в Китае – рисунок. В Японии, в отличие от Китая, ценится сервировка стола, в пище они сдержанны, стремятся к красоте.
3) Культура Японии – это совокупность культур различных этносов и диалектов.
4) Японии характерна поэтичность, утонченность культуры. Высокий уровень поэтизации. Обычное японцы делают одухотворенным.
5) Япония бедна ресурсами, поэтому японцы выработали экономичное отношение ко всему. Скромны в потребностях. Это – одна из причин того, что из всех стран у Японии у первой появилось безотходное производство.
История культуры Японии делится на периоды:
1) Курганный период. Источником определения культуры являются погребения – курганы, а также находящиеся в них предметы. Остров Кюсю – самый большой курган. В нем погребен император Ямото.
Император в Японии имел божественное происхождение. В связи с этим зародился культ Тэнно – культ божественного императора. Считалось, что в императоре живет божественный дух, и он обладает правом покровителя народа.
Возникает религия синто, или синтоизм. Это национальная религия, которая возникла в результате развития родоплеменных верований. Основа религиозного ритуала – молитвы, очищение, праздники. Расцвет государственного синтоизма пришелся на 7 век. Формируется культ богини Аматерасу. К этой религии добавился культ луны, который, как считается, свидетельствует об избранности японцев.
Первая столица Японии – Фудзивара Ке.
2) Период Нара. Продолжается с 710 по 794 годы (небольшой период).
Столица – Хэйдзе Ке.
В Японии утверждается новая религия – буддизм. Она пришла не из Индии, а из Кореи. Дзинь Буддизм приспособлен к условиям Японии.
В Японии начинается строительство культовых сооружений. К
ним относится Великий Храм Востока (Тодайдзи).
Комплекс составляют 53 сооружения. Памятник Будде достигает
Синтоизм в Японии не исчез, он исповедуется до сих пор. Сборник синтоистских мифов – Кодзики.
Первый японский поэтический сборник – Манъясю, что значит «Собрание меридианов листьев».
3) Период Кеото, или Хэйан (9-12 века).
Усиливается власть императора. Утонченная, поэтичная, одухотворенная культура. Концепция прелести бытия. Воспевается женская красота, красота природы и так далее.
Все живое имеет три начала:
- дух;
- душа;
- сердце.
Обычаи:
- вечерами японцы выходили на природу, слушали сверчков, любовались луной и так далее.
Классическая литература. Жанры:
- Повесть.
- Лирическое пятистишье.
Период Кеото - «Золотой век» японской культуры.
Возникает танцевальная драма. Актеры пользовались маской высотой полметра.
Возникает живопись. Она рано ставит общечеловеческие проблемы, отражает внутренний мир человека.
4) Период Сюгуната или Камакура (конец 12 века – 1868 год).
В Японии произошла первая буржуазно-демократическая революция, установилась достаточно демократичная конституция. Достаточно рано люди получили право на бесплатное образование.
Власть императора сильно ослабла. Он царствовал, но не правил.
Культура:
1) Кукольный театр – дзёрури. Проник из Средней Азии через Китай.
2) С 1603 года начинает работать театр Кабуки, открытый одним японским танцовщиком. Этот театр уникален. В начале был в оппозиции к власти, играя произведения, критикующие власть, но под давлением правительства прекратил критику.
Традиции театра:
- Актеры – мужчины;
- Актеры – представители одних и тех же династий, то есть целые поколения мужчин одних и тех же семей играют в нем.
Театр существует и гастролирует до сих пор, является очень популярным.
3) Литература. Популярна лубочная повесть. Ее отличительные черты: краткий, динамичный сюжет, четкие характеры.
4) Ксилография – гравюра на дереве. У таких гравюр очень широкая тематика.
5) Художники:
- Китагава Утамарэ. 18 век. Воспевал женскую красоту. Написал много портретов.
- Кацусика Хокусай – очень известный художник. 18 – середина 19 века. Знаменит написанием 36 видов горы Фудзи.
- Судзуки Харунобу. Отражал красоту природы, женщин. Писал уличные сцены, простых людей, торговок.
6) Оформление садов. В Японии существует 3 типа садов:
- Сад на равнине;
- Сад на холмах, возвышенностях;
- Сад, где есть чайный домик (связано с культом чая).
В Японии образование – это культ. Культура очень хорошо финансируется, при этом половину средств, идущих на культуру, платит государство, а вторую половину – крупные фирмы и предприятия.
Культура итальянского Возрождения.
Свое название эпоха получила из-за широкого освоения античного наследия. Таким образом, античная культура была востребована и как бы возродилась.
Понятие «Возрождение» ввел итальянский живописец и теоретик
искусства, автор жизнеописаний итальянских художников и скульпторов, Вазари. Он
ввел термин «Ринашименто»,
но в научный оборот он вошел как «Ренессанс», что произошло
Многие страны пережили ренессанс, но особый след в истории оставил итальянский ренессанс. Италия – родина культуры Возрождения.
Возникали и развивались города, процветала торговля, раньше всех возникла особая группа людей – интеллигенция. Деятели Возрождения были верующими, но ввели в культуру светское начало. Перестали воспринимать религию как единственную и идеальную сферу духовной жизни.
В культуре Возрождения содержались элементы античной культуры, культуры Средневековья, и элементы нового времени. Это культура переходного периода.
Возрождается идеал античного человека – героического, развитого, гармоничного. Главным предметом культуры становится человек. По мнению деятелей культуры, возможности человека настолько безграничны, что его считают богом, только смертным.
В основе мировоззрения культуры Возрождения лежит гуманизм, то есть человеколюбие.
Итальянское Возрождение прошло ряд этапов, или периодов:
1) Проторенессанс.
2) Ренессанс.
3) Высокий ренессанс.
4) Поздний ренессанс.
Эпоха Возрождения началась во второй половине 13 века и длилась до середины 16 века.
1) Литература. Очень видным литературным деятелем был Данте Алигьери. Он написал «Божественную комедию», в которой описал прохождение через Чистилище, Рай и Ад.
Последователь Данте – поэт Петрарка. Написал «Книгу песен», «Африку», «На жизнь мадонны Лауры», «На смерть мадонны Лауры».
Бакаччо написал «Декамерон», который состоял из 10 новелл.
Во всех этих произведениях развиты идеи гуманизма, они вошли в копилку мировой литературы. Еще одна их заслуга – это то, что они создали литературный язык Италии.
2) Живопись.
Джотто – «Поцелуй Иуды».
3) Архитектура.
Брунелески. Купольные строения. Построил собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Высокое Возрождение:
Сандро Боттичелли. Живописец. Написал «Весну», «Рождение Венеры». Во Флоренции была создана его галерея Уффицци.
Титаны Возрождения занимались не одним видом искусства, а несколькими. К ним относятся:
1) Леонардо да Винчи. Художник, скульптор, архитектор, ученый.
Его картины: «Джоконда», «Тайная Вечере». «Тайная Вечере» изображена на стене храма Санта Мария дела Грациа. Она пострадала во время наполеоновского нашествия и в годы второй мировой войны.
2) Рафаэль Санти. Мадонны:
- «Мадонна Констабели» - последним владельцем картины были констебли, отсюда и название.
- «Сикстинская Мадонна» - трагический образ.
Рафаэль – непревзойденный художник.
«Афинская школа».
3) Микеланджело Буонаротти.
По заказу семьи Медичи создал гробницу с 4 скульптурами, изображающими день, ночь, утро, вечер. Создал скульптуру пророка Моисея. Создал скульптуру Давида, победителя Голиафа.
Живопись:
- Картина на плафоне Сикстинской Капеллы площадью
- Последняя его картина – «Страшный суд» - завершает эпоху Возрождения.
Флоренция – самая развитая в культурном плане провинция. После Флоренции ренессанс продолжается в Венеции (Тициан «Юдифь», «Сельский концерт»; Джорджоне «Спящая Венера»; Тинтаретто; Караваджо и другие живописцы).
Утверждается новый стиль – маньеризм, который и завершает эпоху Возрождения.
Северный ренессанс (15 – 16 века)
Северный ренессанс – это культура стран, расположенных севернее Италии (Альп). К ним относятся:
- Испания;
- Франция;
- Германия;
- Нидерланды;
- Англия.
Отличия Северного ренессанса от Итальянского. Особенности культуры:
1) На этой территории не было античной культуры. Влияние античной культуры косвенное, или опосредственное. Осуществлялось через Италию.
2) В этих странах были глубокие социальные потрясения: крестьянские войны (Англия, Германия); религиозные войны; движения реформации.
3) Характерен натурализм, огромное внимание к деталям (для Италии же была характерна красота изображения).
4) Готическая экспрессия.
(1) Нидерланды.
Нидерланды находились под гнетом Испании. Предреволюционная обстановка. Эразм Роттердамский, выражая гуманистические идеи Нидерландов, написал роман «Похвала глупости». Реалистично показывал феодальное общество. Выступал против социального неравенства и войн.
1) Живопись.
- Ян Ванн Эйк. Два жанра: религиозный и портрет. Первым обратился к жанру группового портрета.
«Гентский алтарь».
«Чета Арнольфини».
- Рогир Ван дер Вейден:
«Снятие с креста».
«Поклонение волхвов».
- Иероним Босх:
«Несение креста».
«Корабль глупцов».
«Сад сладострастия».
В картинах Босха персонажи находятся в страшных, нечеловеческих позах. Они похожи на страшные сны. Художники до сих пор гадают о смысле многих его картин. Босх предвосхитил сюрреализм, который позже развил Сальвадор Дали.
- Питер Брейгель Старший («мужицкий»). Пишет простых людей, причем картины буквально изобилуют людьми.
«Триумф смерти».
«Безумная Грета».
«Вавилонская башня».
«Несение креста».
«Избиение младенцев».
«Слепые» (идея картины: если первый человек в обществе слеп, слепыми оказываются и другие).
(2) Германия.
Германия пережила движение реформации. Его возглавил богослов, профессор Мартин Лютер. В 1517 году Лютер написал 95 тезисов на двери церкви, где он работал, с критикой церковных работников. Он критиковал индульгенцию. Считал, что вера – это внутреннее состояние человека, и что он может обращаться к богу лично, минуя церковь. Выступал за дешевую церковь. Его постулаты – трудолюбие, честность, порядочность и так далее. Первым перевел Библию на немецкий язык.
Протестантизм и реформации способствовали развитию культуры.
Течения протестантизма:
1) Лютеранство (Германия).
2) Кальвинизм (Франция).
3) Цвинглианство (Швейцария).
4) Англиканство (Англия).
Живопись:
1) Альбрет Дюрер. Великий живописец и график. Оставил после себя огромное наследие. Теоретик живописи (устанавливал пропорции человеческого тела).
- «Апокалипсис».
- «Меланхолия».
- «Четыре апостола» (Четыре характера, темперамента).
2) Гальбейн.
- «Портрет французских послов».
Представители протестантизма стояли за дешевую церковь. Художники церквям становились не нужны, поэтому возникают новые жанры: натюрморт и пейзаж.
(3) Франция.
Отличительная черта – большое влияние готики.
Идеи Возрождения были воплощены в работах Франсуа Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль».
1) Литература. Кружок «Плеяда» («Семизвездие»). Наиболее яркий его представитель – поэт Ронсар. Они разработали литературный французский язык.
2) Скульптура. Жан Гужон – «Фонтан невинных».
(4) Испания.
Возрождение Испании охватывает и 17 век.
Испания теряет свое могущество, но в художественной культуре имеет огромный успех.
1) Литература.
- На рубеже
- Лопе де Вега. Написал 1800 произведений. Известен как драматург. («Учитель танцы», «Собака на сене»)
2) Живопись.
· Диего Веласкес. Писал свои картины очень долго и ни одну работу не считал законченной («Менины», «Венеры перед зеркалом»)
- Эль Греко («Вид города Толедо»).
Также является замечательным портретистом. Он искусственно вытягивал лица. («Павел и Петр»). Он писал темпераментных людей («Похороны графа Оргаса»)
- Бартоломе Мурильо («Мальчик с собакой», «Мальчики с фруктами»)
- Хусепе Рибера («Святая Инесса»)
3) Архитектура
– Дворец Карла V в Гренаде
– Внутренний двор дворца Алькасар в Толедо
– Резиденция короля Филиппа II
(5) Англия.
Оксфорд. Здесь работали крупнейшие ученые того времени.
Более всего развивалась литература.
Томас Мор. Крупный государственный деятель, был казнен королем Синяя Борода.
«Книга столь же полезная, коль и забавная, о наилучшем устройстве гос-ва и об острове Утопия». Общество будущего или социалистическое общ-во.
Уильям Шекспир.
Титан английской лит-ры. Писатель, поэт, драматург, актер. Театр «Глобус».
– «Гамлет»
– «Ромео и Джульетта»
– «Король Лир»
– «Леди Макбет»
– «Король Ричард»
– «12 ночь»
– «Сон в летнюю ночь»
– «Винздорские проказницы»
– «Укрощение строптивой»
Театр «Глобус» был общественным.
Культура Европы XVII в.
Последний век средневековья. Это век первой научной революции. Век промышленной мануфактуры, образования мирового рынка, век английских буржуазных революций.
Для 17 в. были хар-ны следующие стили:
1) Барокко («причудливый», «вычурный»)
2) Классицизм (строгость, симметричность, подражание античной архитектуре).
(1) В форме барокко работал итальянский архитектор Бернини. Он дополнил собор святого Петра в Риме множеством скульптур, построил в соборе малую архитектуру. Расширил площадь собора, построил фонтаны.
(2) Нидерланды.
В 17в. Нидерланды разделились на
Живописец Рембрандт. Изучал художников возрождения. Слава к нему приходит в 30-е годы. Жил в Голландии.
– «Саския на коленях»
– «Ночной дозор»
– «Даная»
– «Блудный сын»
Питер Рубенс (Фландрия)
– «Союз земли и воды»
– «Охота на крокодилов»
– портрет «Камеристка»
Его вторая жена – Елена Фоурмен – присутствует на многих портретах.
Ван Дейк (Фландрия)
– «Мадонна с куропатками»
(3) Италия.
Развивается музыка.
Пери написал первую оперу. Она была впервые исполнена на свадьбе Екатерины Медичи с французским королем.
Основоположником оперы считают Монте Верди («Орфей»).
(4) Франция.
1) Литература.
Корнель – драматург, основатель французского драматического театра.
Пьесы:
– «Сид»
– «Гораций»
Мольер:
– «Мещанин во дворянстве»
– «Тартюф»
– «Мнимый больной»
Шарль Перро – сказки.
Лафонтен – баснописец. Подражал Эзопу. Лафонтену подражал Крылов.
2) Архитектура. Утверждается классицизм.
– Версаль
Искусство парка.
Архитекторы: Лево, д’Орбе, Мансар.
«Дом инвалидов» - гробница знаменитых французов.
3) Философия.
Мишель де Монтень. «Опыты» - труд в 2-х томах. Призывал беречь природу, считал, что наука возможна только на основе опытов и т.д. Практический характер.
Культура эпохи Просвещения в Западной Европе (XVIII в.)
18 век – век Просвещения. Термин возник для определения исторической эпохи интенсивного развития естествознания и общественной мысли. Содержание жизни в США – Просвещение и основанная на нем политика просвещенного абсолютизма.
18 веку свойственен рационализм, или рассудочность. Просветители считали, что все явления общественной жизни можно объяснить разумом. Успешно развивалась критическая мысль. Критики существующего строя требовали пересмотра установленных, традиционных понятий, оценок, утверждений, прав, законов и так далее. Они боролись против предрассудков, несправедливости, искали путь к лучшему устройству общественной жизни. Противопоставляли себя Средневековью, боролись с феодализмом. Идеология – антифеодальное движение.
Просвещение – это система идеологических, философских, этических, эстетических, педагогических и иных представлений передовых и рядовых слоев общества 18 века. Оно охватывает всю общественную жизнь.
Французские просветители:
1) Вольтер.
2) Жан Жак Руссо.
3) Дидро.
4) Д’Аламбер.
5) Гельвеций.
6) Гольвах.
7) Монтескьё.
Просветители разработали теорию естественного права. Считали незыблемыми следующие права человека:
- на жизнь;
- на собственность;
- на свободу.
Причиной пороков общества просветители считали невежественность народных масс и непросвещенность правителей. Считали, что правитель и его окружение должны быть философски образованными.
Культура
1) Италия.
Музыка, драматургия.
Гоцци (драматург):
- «Принцесса Турандот».
Гольдони:
- «Трактирщица».
- «Слуга двух господ».
Маньяско и Тьеполо – одни из последних представителей барокко.
2) Франция.
В 18 веке Франция на долгие десятилетия становится законодательницей художественной жизни. Там образуются новые течения. Франция диктует моду художественной и общественной жизни Европы и Америки.
Ведущее направление – рококо («раковина», «перламутр»). Этот стиль характерен высшим кругам. много лепнины и позолоты, стены обиваются специальным материалом. Цвета в основном переходные, пастельные. Особенно глубокие корни направление не пустило.
В живописи преобладает спокойная тематика, действуют нимфы, русалки, Дианы, пастушки.
Художники:
Жан Антуан Ватто. Изображал нимф, Диан.
- «Лавка Жерсена» выбивается из общей тематики. В этой картине выражается тревога французского общества. Картина воспроизводит небольшой антикварный магазин, на полу которого лежит портрет одного из французских королей.
Буле – гобелены.
Фрагонар – картины с изображением семейной идиллии.
Шарден удовлетворяет своим творчеством интересы буржуазии. Его картины искренние, жизненные:
- «Молитва перед обедом».
- «Женщина, моющая кастрюли».
Скульпторы:
Пигаль. Переход от барокко к классицизму.
- «Меркурий, завязывающий сандалию».
Фальконе:
- «Медный всадник» в Петербурге.
3) Англия.
Философ Джон Локк разрабатывал просветительские идеи. Создал труд «Опыт о человеческом разуме». Считал, что в государстве должен быть установлен такой правопорядок, который сможет обеспечить возможность получения индивидом выгоды при соблюдении свободы и интересов другого индивида.
Художники:
Хогарт:
- «Модный брак».
- «Карьера проститутки».
- «История распутника».
Рейндолс.
- «Младенец Геркулес, душащий змея».
Гейнборо. Пытался передать внутренний мир человека в портрете.
- «Дама в голубом».
Литература.
В литературе утверждается жанр романа. Писатели:
Свифт.
- «Робинзон Крузо».
Дефо:
- «Путешествие Гулливера».
4) Германия. Имануил Кант – один из самых заметных философов Англии 18 века. Предметом философии считал деятельность человека. Положил начало разработке идеи правового государства. Был за реформаторские преобразования.
Литература.
Гете:
- «Фауст».
Музыка.
Иоганн Себастьян Бах.
- «Магнификат».
- «Страсти по Иоанну».
- «Страсти по Матфею».
- «Траурная ода».
Гендель.
- «Мессия».
- «Самсон».
- «Иосиф».
Кристоф Глюк.
- «Орфей и Эвридика».
- «Парис и Елена».
- «Ифигения в Тавриде».
5) Австрия.
Развивалась музыка. Была Венская музыкальная школа.
Гайдн – «отец симфонии». Написал более 100 симфоний. Лучшими из них считаются 12 лондонских симфоний. Также написал 20 опер.
Вольфганг Амодей Моцарт.
- «Дон Жуан».
- «Свадьба Фигаро».
- «Волшебная флейта».
- «Похищение из терали (гарема)».
- «Турецкий марш».
Людвиг Ван Бетховен. Демократичный, свободолюбивый, независимый композитор. Одну из симфоний посвятил Наполеону, но вычеркнул ее, когда тот объявил себя повелителем всех французов. Написал 9 замечательных симфоний. Добавил хор к оркестру. Писал цикл романсов «К далекой возлюбленной». Инструментальная музыка.
- Лунная соната.
- Патетическая соната.
- Аппассионата.
- Аврора.
Опера «Фиделио».
Западная культура XIX в.
19 век – век колоссальных изменений в общественной и художественной жизни. Утверждение капитализма.
Капитализм потребовал формирования нового типа культуры. Он вызвал к жизни новый, индустриальный, тип культуры.
Признаки индустриальной культуры:
1) Развитие фундаментальной науки.
Физика. Майер, Джоуэль и Гельнгольц. Закон сохранения и превращения энергии.
Шванн и Шлейден создали теорию клетки, согласно которой доказывали единообразное строение всех организмов.
Формируется микробиология (Пастер, Кох).
Развивается математика (Лобачевский, Ковалевская).
Область прикладной науки и техники:
- изобретен ряд двигателей (внутреннего сгорания, водяной, паровой);
- 19 век – изобретен паровоз;
- телефон (Белл);
- радио (Попов);
- автомобиль и так далее.
2) Изменения в социальной жизни.
2 класса буржуазного общества: пролетариат и буржуазия. В 19 веке сформировалась интеллигенция. Формируются политические партии.
3)Военная область. Увеличивается численность армий, растет милитаризм. Изобретен бездымный порох, двигающаяся артиллерия, бронированные корабли и так далее.
4) Духовная жизнь. Развивается художественная культура. Отказ от традиционных идеологий (омерщвление культуры). Возникают новые идеологии.
Признак индустриальной культуры – бурное развитие художественной культуры.
Культурный взлет в России в XIX в.
В начале XIX в. была создана система народного образования (бессословность обучения).
В науке мировое признание получили: Лобачевский (неевклидова
геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытие Антарктиды), Пирогов (основоположник
военно-полевой хирургии). Событием мирового масштаба стало открытие в
Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи,
библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичная
библиотека. В
В литературе превалирует романтизм. С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. Появляются такие литературные гиганты, как Толстой, Достоевский, Тургенев.
В живописи преобладает реалистическое направление. Оно представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере работал Айвазовский. Венецианов ввел в живопись народные сюжеты – бытовой жанр.
В русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики (смешение элементов разных стилей).
В 1824г. труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматическую – Малый театр, и оперно-балетную - Большой театр. В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом музыкальных спектаклей стал балет.
Центральной фигурой в музыке первой половины 19 века стал Мусоргский, создатель национальной классической музыки. Вторая половина XIX в. стала временем расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский, Римский- Корсаков входили в состав «Могучей кучки», которой руководил Балакирев. Они боролись против Эклектики.
Культура 1880-1920-х годов называется «Серебряным веком».
В конце 19 – начале 20 века утверждаются новые течения. Господствует критический реализм. В культуре одновременно наблюдается взлет и упадок. Художники, писатели, философы ищут новые формы и течения, которые отразили бы сложный исторический период.
Методы:
1) Символизм.
2) Футуризм.
3) Акмеизм.
4) Авангардизм.
Все это может быть объединено термином «модернизм».
1) Блок выступил как символист («Стихи о прекрасной даме»), но затем перешел к реализму («Двенадцать»).
Символисты призывали перейти к чистому искусству.
2) Футуристы: Игорь Северянин, Хлебников, Маяковский. Лозунг – долой с корабля современности Толстого, Пушкина, Достоевского. Перечеркнуть старые традиции.
Цветаева относилась и к символистам, и к футуристам. «Реквием». Есенин – «Анна Снегина», «О Пугачеве».
Живопись.
Репин.
Врубель – модернизм («Царевна лебедь»).
Серов «Девочка с персиками».
Малевич, Сомов – яркость, пышность картин.
В 19 веке получает развитие меценатство – помощь деятелям культуры.
Меценаты: Третьяков (Третьяковская галерея).
Морозов (Московский театр).
Мамонтов.
Княгиня Темешева. Построила церковь в Талашкино. Создала музей российской старины.
Театр.
Характерно то, что театр тоже перешел к реализму.
1828 год – открыт театр Морозова.
Станиславский, Немирович, Данченко были актерами, создали театр.
Система Станиславского изучается во всем мире.
Музыкальный театр.
Сергей Дягилев очень много сделал для пропаганды русской культуры. Вывозил в Европу картины Врубеля, Репина, Серова. Затем Дягилев познакомил европейцев с русской оперой («Князь Игорь», «Борис Годунов»).
Балет.
Легенды балета: Павлова, Княжинский, Нуриев.
Чайковский. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Отечественная культура в XX в.
Культура 1880-1920-х годов называется «Серебряным веком».
В конце 19 – начале 20 века утверждаются новые течения. Господствует критический реализм. В культуре одновременно наблюдается взлет и упадок. Художники, писатели, философы ищут новые формы и течения, которые отразили бы сложный исторический период.
Методы:
5) Символизм.
6) Футуризм.
7) Акмеизм.
8) Авангардизм.
Все это может быть объединено термином «модернизм».
3) Блок выступил как символист («Стихи о прекрасной даме»), но затем перешел к реализму («Двенадцать»).
Символисты призывали перейти к чистому искусству.
4) Футуристы: Игорь Северянин, Хлебников, Маяковский. Лозунг – долой с корабля современности Толстого, Пушкина, Достоевского. Перечеркнуть старые традиции.
Цветаева относилась и к символистам, и к футуристам. «Реквием». Есенин – «Анна Снегина», «О Пугачеве».
Культура СССР
Возникли культурологические концепции об отношении культуры и революции. Наиболее влиятельное направление – религиозно-гуманистическое (Бердяев: «Если где-то и нужна революция, то только не в культуре»). Марксистско-ленинское направление утверждало, что культура преемственна и для социалистического общества революции необходимы и в культуре. Также они утверждали необходимость индустриализации и коллективизации.
После революции
- Ликвидация безграмотности (ликбезы).
- Приобщить людей к азам культуры.
- Приобщить людей к сокровищам мировой культуры.
- Создать рабоче-крестьянскую интеллигенцию.
- Создать новый тип культуры, социалистический по содержанию и национальный по форме.
После революции интеллигенция разделилась на
- Уехали в Европу и на Восток (Бунин, Прокофьев, Куприн, Толстой и другие).
- Признали советскую власть (Маяковский, Есенин).
- Нейтральные.
Возросло число школ, к концу 30-х годов была ликвидирована безграмотность.
Наука.
Число ученых увеличилось в 10 раз и достигло 100 тысяч, возникли Академии наук почти во всех союзных республиках.
Физики: Сухарев, Семенов, Ландао.
Химия, космонавтика и другие науки.
Литература.
Новые поэты и писатели: Шолохов, Фадеев, Тихонов, Леонов.
Музыка.
Глиер. «Медный всадник», «Красный цветок».
Вокализ.
Прокофьев: симфонии, балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка».
Шостакович. Балет «Леди Макбет Мценского уезда».
Кино.
1912 год – фотографическая и кинематографическая промышленность были национализированы. Появляется «Советское кино».
1) Сергей Эйзенштейн. «Стачка», «Иван Грозный», «Броненосец Потемкин».
2) Герасимов: «Семеро смелых», «У озера», «Журнались», «Тихий Дон».
3) Бондарчук: «Война и мир», «Тихий Дон» - западная версия, «Ватерлоо».
Негативные стороны советской культуры:
1) Атеистический характер.
2) Моноидеология.
3) Остаточный принцип финансирования.
Много трагедий в культуре. Жизнь известных людей складывалась трагично. Шолохов спился, Булгаков прекратил работать, Горького заперли в «золотой клетке», Фадеев застрелился и так далее.