Содержание
1. Основные принципы, руководящие правила логистики. 3
2. Характеристика транспорта как одного из элементов логистики. 7
Задание 2. Задача по определению материального потока на складе. 10
Задание 3. Рассчитать уровень логистического сервиса. 11
Задание 4. Найти место для расположения распределительного склада методом определения центра тяжести грузовых потоков. 12
Список литературы.. 14
1. Основные принципы, руководящие правила логистики
Основные принципы и правила логистики можно увидеть уже в определениях логистики как науки. Имеется много различных определений логистики применимых для различных целей. Приведём пример нескольких из них, чтобы показать широту применимости логистики в экономике:
Логистика - это научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.
Логистика – междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.
Логистика – направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.[1]
Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путём рационализации является концепцией логистики. При этом основным конструктивным принципом, на котором строится управление материальным потоком, является принцип системности, означающий организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса. [2]
Материальные потоки в экономике, складываются в результате действия многих участников, каждый из которых вообще-то преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления – сквозного материального потока, то все вместе они получат существенный экономический выигрыш.
Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всём протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, либо отдельные, значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е. все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо подходить с системных позиций к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую зачастую противоречивых экономических интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков. [3]
Рассмотрим существо системного подхода к управлению материальными потоками более подробно.
Наряду с системностью к исходным положениям (принципам) логистики относят: комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надёжность и вариантность.
Кратко охарактеризуем каждый из перечисленных принципов логистики.
Комплексность:
· Формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях;
· Координация действий непосредственных и опосредствованных участников движения ресурсов и продуктов;
· Осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм;
· Стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнёрами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности.
Научность:
· Усиление расчётного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчётов всех параметров траектории движения потока;
· Признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.
Конкретность:
· Чёткое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями;
· Осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов;
· Руководство логистикой со стороны учётно калькуляционных подоазделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью.
Конструктивность:
· Диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров.
Надёжность:
· Обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока;
· Широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии её обработки.
Вариантность:
· Возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды;
· Целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.
Наряду с перечисленными принципами концепция логистики раскрывается также следующими положениями:
· Учёт логистических издержек на протяжении всей логистической цепи;
· Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;
· Развитие логистического сервиса.[4]
2. Характеристика транспорта как одного из элементов логистики
Логистическая система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Выделяют следующие элементы логистических систем: закупка, склады, запасы, транспорт, информация, кадры, сбыт. Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.
Существенным элементом логистики, от которого зависит надежное функционирование всей логистической системы, является транспортная логистика. Движение материальных потоков обеспечивает объединение процессов снабжения, производства и потребления в единую систему.
В практической реализации концепции бизнес-логистики особая роль принадлежит транспорту. Транспорт – связующее звено между элементами логистических систем.
В структуру материального логистического потока входят следующие звенья:
- природные ресурсы;
- добыча;
- переработка;
- хранение;
- распределение;
- транспортировка продукции.
То, что транспорт является связующим звеном логистической системы, можно схематично показать на модели логистической системы (рис. 1)[5]
Р и с. 1. Модель логистической системы
Или, в другом варианте (рис. 2):[6]
Рис. 2. Транспорт как элемент логистической системы.
Таким образом, как бы ни проводилась декомпозиция логистической системы на элементы, транспорт будет являться неотъемлемой ее частью.
Недаром одно из определений логистики как науки гласит: Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведении готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.[7]
Стоимость любого товара складывается из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Значительную долю стоимости составляет так называемая “цена перехода”, то есть наценки каждого звена в цепи производитель — конечный покупатель. Цена такого перехода может составлять 15 – 20%.
За последние 25 лет время исполнения заказов по доставке товаров и затраты на их транспортировку сократились практически для всех компаний. В то же время стоимость содержания товарных запасов подскочила на 90%. Как утверждают данные исследований Colography Group, к 2010 г. на стоимость содержания товарных запасов будет приходиться 70% комплексной стоимости доставки товаров практически в любой индустрии. [8] В этой перспективе понятно, что менеджеры по логистике будут добиваться как можно более быстрого движения своих товарных потоков с целью снижения издержек, что, естественно, повысит значимость транспорта как элемента логистической системы.
Задание 2. Задача по определению материального потока на складе
Вариант 4. Грузооборот склада равен 3000 тонн в месяц. Удельная стоимость работ в экспедициях – 6 рублей за тонну. Стоимость внутрискладского перемещения грузов – 1 рубль за тонну. На какую сумму возрастет совокупная стоимость работ на складе, если груз начнет поступать ежедневно равными партиями? До этого времени груз поступал исключительно в рабочие дни. Склад работает 5 дней в неделю.
Решение: Пусть в месяце 30 дней, четыре полных недели, т.е. 8 выходных дней. В эти восемь выходных дней поступает тонн груза, которые причиняют дополнительные расходы (их не было бы, если бы груз как и раньше приходил только в рабочие дни) рублей – работа приемочной экспедиции и рублей – перемещение груза из приемочной экспедиции в зону хранения.
Таким образом, дополнительные расходы, связанные с прибытием груза в выходные дни равны рублей.
Ответ: 5600 рублей.
Задание 3. Рассчитать уровень логистического сервиса
Определить уровень сервиса, если общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров:
номер услуги |
время оказания |
номер услуги |
время оказания |
номер услуги |
время оказания |
номер услуги |
время оказания |
1 |
0,5 |
9 |
1 |
17 |
1 |
25 |
3 |
2 |
1 |
10 |
1 |
18 |
4 |
26 |
2 |
3 |
2 |
11 |
2 |
19 |
4 |
27 |
0,5 |
4 |
2 |
12 |
1 |
20 |
2 |
28 |
0,5 |
5 |
1 |
13 |
3 |
21 |
0,5 |
29 |
4 |
6 |
0,5 |
14 |
2 |
22 |
0,5 |
30 |
1 |
7 |
4 |
15 |
0,5 |
23 |
1 |
31 |
0,5 |
8 |
0,5 |
16 |
1 |
24 |
0,5 |
32 |
2 |
Перечень услуг, фактически оказываемых фирме:
номер услуги |
3 |
9 |
15 |
21 |
27 |
29 |
30 |
время оказания |
2 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4 |
1 |
Решение: Добавим в таблицы вспомогательные величины:
номер услуги |
время оказания |
номер услуги |
время оказания |
номер услуги |
время оказания |
номер услуги |
время оказания |
сумма |
1 |
0,5 |
9 |
1 |
17 |
1 |
25 |
3 |
|
2 |
1 |
10 |
1 |
18 |
4 |
26 |
2 |
|
3 |
2 |
11 |
2 |
19 |
4 |
27 |
0,5 |
|
4 |
2 |
12 |
1 |
20 |
2 |
28 |
0,5 |
|
5 |
1 |
13 |
3 |
21 |
0,5 |
29 |
4 |
|
6 |
0,5 |
14 |
2 |
22 |
0,5 |
30 |
1 |
|
7 |
4 |
15 |
0,5 |
23 |
1 |
31 |
0,5 |
|
8 |
0,5 |
16 |
1 |
24 |
0,5 |
32 |
2 |
|
сумма |
11,5 |
11,5 |
13,5 |
13,5 |
50 |
номер услуги |
2 |
6 |
10 |
13 |
14 |
22 |
28 |
сумма |
время оказания |
2 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4 |
1 |
9,5 |
Тогда, по определению, уровень сервиса .
Ответ: уровень сервиса 18%.
Задание 4. Найти место для расположения распределительного склада методом определения центра тяжести грузовых потоков
На территории района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами. Необходимо определить местоположение распределительного склада. Магазины имею следующие координаты (км) и товарооборот (тонн в месяц):
Номер магазина |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Х |
95 |
80 |
50 |
35 |
70 |
15 |
65 |
10 |
Y |
45 |
45 |
40 |
35 |
20 |
40 |
60 |
30 |
Товарооборот, т/мес. |
15 |
10 |
25 |
65 |
35 |
40 |
40 |
15 |
Пользуясь приведенными в методических указаниях к задаче формулами, необходимо найти координаты (;) точки на местности для размещения распределительного склада и указать эту точку на чертеже.
Решение:
; , где – товарооборот i-го потребителя.
Чертеж к задаче выглядит следующим образом:
Ответ: координаты распределительного склада километров.
Список литературы
1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средний специальных учебных заведений. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2003.
2. Заиченко. Р.П. Транспортная логистика. Учебное пособие. – М.: Логистъ, 2000.
3. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Основы логистики. Учебное пособие // Под ред проф. Л.Б. Миротина. – М.: Инфра-М, 2002.
5. Семенов К.Р. Логистика. Учебник для ВУЗов. – М.: Дело, 2000.
[1] Семенов К.Р. Логистика. Учебник для ВУЗов. – М.: Дело, 2000. – с. 17.
[2] Основы логистики. Учебное пособие // Под ред проф. Л.Б. Миротина. – М.: Инфра-М, 2002. – с. 76-77.
[3] Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – c. 9 – 10.
[4] Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средний специальных учебных заведений. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2003. – с. 48.
[5] Заиченко. Р.П. Транспортная логистика. Учебное пособие. – М.: Логистъ, 2000. – с. 16.
[6] Семенов К.Р. Логистика. Учебник для ВУЗов. – М.: Дело, 2000. – с. 32.
[7] Семенов К.Р. Логистика. Учебник для ВУЗов. – М.: Дело, 2000. – с. 17.
[8] Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – c. 59.