Оглавление
Введение. 3
1. Теоретическая часть. 4
Основные отрасли, находящиеся в кризисном положении в России. 4
1.1. Кризис социальной сферы: мониторинг. 4
1.2. Кризис в легкой промышленности: особенности мониторинга. 6
1.3. Кризисное состояние жилищно-коммунальной сферы.. 8
2. Практическая часть. 10
2.1. Исследование кризисного состояния отрасли сельского хозяйства России: особенности мониторинга. 10
2.2. Кризисное состояние отрасли строительства: особенности мониторинга 15
Заключение. 22
Список литературы.. 25
Введение
В условиях существовавшей в нашей стране на протяжении десяти лет административно- плановой экономики в качестве основного инвестора для предприятий и организаций различных отраслей всегда выступало государство. Действовала отлаженная система государственных заказов. Подрядчики были четко закреплены за заказчиками, а взаимодействие между ними происходило на основе налаженной системы типовых договоров, не допускающих корректировок. Часто объем заказов превышал мощность действующих организаций, в результате чего имели место нарушения договорных условий. Очень часто в различных отраслях существовали организации- банкроты, поддерживаемые государством, так называемые планово- убыточные предприятия.
Начавшаяся в 90-х годах перестройка народного хозяйства коснулась практически всех отраслей. Она привела к изменению форм собственности, структурным преобразованиям и новым формам взаимодействия государства и предприятий. Переход к рыночным рельсам хозяйствования изменил существенные условия функционирования большинства российских предприятий.
Таким образом, исследование вопросов кризисного состояния современных отраслей народного хозяйства с целью преодоления кризиса является весьма актуальным.
В связи с актуальностью следуемых вопросов данная тема предлагается к рассмотрению в контрольной работе.
Целью контрольной работы выступает изучение отраслевой специфики кризисных предприятий и их мониторинга.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) в теоретической части кратко описать основные отрасли народного хозяйства, находящиеся в кризисном состоянии;
2) в практической части на примере двух отраслей выявить причины, специфику кризисного состояния предприятий и отличительные особенности при проведении мониторинга.
1. Теоретическая часть
Основные отрасли, находящиеся в кризисном положении в России
1.1. Кризис социальной сферы: мониторинг
Незаметно подошел десятилетний юбилей радикальных рыночных реформ начала 1992 года, когда были отпущены цены и началась приватизация госсобственности. За это время вся промышленность перешла в частные руки, а у остальных осталось то, что раньше называлось «личной собственностью граждан». Через десять лет после начала реформ 4% стали, условно говоря, «капиталистами» — они описывают свое благосостояние как «живем в достатке, ни в чем себе не отказываем». Еще 39% — как некоторый промежуточный «средний класс» переходного периода, который свой жизненный уровень характеризует как «живем прилично, хоть приходится работать изо всех сил». Остальные, в общем, прозябают, их можно отнести к бедным трудящимся массам, к «пролетариату» по прошлой терминологии: 32% «с трудом сводят концы с концами», 18% «отказались почти от всего, все средства уходят на питание», и полтора процента «бедствуют, недоедают». Еще 5% не смогли как-то охарактеризовать свое благосостояние. То есть даже среди тех 20%, кто бедствует, настроение у них «ровное, спокойное»[1, 4 и др.].
Не следует думать, что за десять лет реформ наш народ волновали какие-то внеземные проблемы: 50% назвали самыми беспокоящими вопросами нашего общества «бедность людей, низкую зарплату» и 49% — «рост цен». Затем были названы «распространение наркомании» — её видит главной проблемой 31% (можно было назвать сразу несколько пунктов), организованная преступность — 22%, «кризис морали, культуры, нравственности» — 22%. Затем по важности следуют «безработица» — 21%, «конфликт в Чечне» — 18%, «уличная преступность» — 14%, «взяточничество чиновников» -12%, «слабость, беспомощность государственной власти» — 12%, ухудшение состояния окружающей среды» — 11%, и, наконец, «отсутствие ясных целей, ориентиров развития страны» — также 11%.
Лишь президенту и организациям по охране окружающей среды доверяют больше половины населения — 63% и 56% соответственно, остальным доверия мало. 50% доверяют Церкви, по 40% доверяют прессе, армии и профсоюзам; 30% «скорее» или «полностью» доверяют правительству; треть людей доверяют областным, республиканским или местным органам власти; милиции и другим правоохранительным органам доверяют 23% опрошенных. Бизнесу доверяют 18%, Госдуме — 17% и политическим партиям — лишь 10% населения.
Спустя десять лет после начала реформ больше половины населения -56% — полагают, что «большинство людей в высших органах власти берут взятки», ещё 21% думает, что взятки берут около половины высших чиновников, и только 9% надеются, что взятки берут «меньшинство людей в высших органах власти».
В таких условиях некому пожаловаться — 74% отвечают, что если они и недовольны властями, то не знают, кому пожаловаться. А кроме жалобы других путей отстаивать свои права большинство не видит: 40% обсуждают свои проблемы с друзьями, 9% говорят, что участвовали в каких-либо демонстрациях, 8% были на встречах с депутатами или другими политическими деятелями, ещё 8% подписывали обращения, петиции, по 3% были на приеме в органах власти или посылали письма в органы власти или прессы. Вообще, жаловаться у нас не принято, тем более если 61% оценивает свою жизнь «как успешную, хотя бывали тяжелые времена», лишь 25% считают, что «неудач было больше, чем светлых периодов» или что жизнь вообще не удалась.
Естественно, что при таком упадническом состоянии социальной сферы не возможно и развитие экономической сферы общество. Большинство отраслей народного хозяйства сегодня находятся в очень сложной ситуации. В рамках данной главы кратко опишем современное кризисное состояние основных отраслей народного хозяйства в современной России.
1.2. Кризис в легкой промышленности: особенности мониторинга
Множество предприятий легкой промышленности сегодня не имеют возможности принимать оперативные решения по стабилизации финансового состояния. В силу чего они находятся в кризисной ситуации. Предприятия данной отрасли живут за счет долгов и займов. По данным за 9 месяцев 2003 г. в общей величине средств легкой промышленности доля собственных средств составляла 33,5%, в промышленности — 49% (коэффициент автономии)[5, с. 145].
При этом внеоборотные активы (основные средства, незавершенное строительство и др.) в легкой промышленности превышают все собственные средства. В результате собственных оборотных средств не только нет, но и часть заемных средств использована во внеоборотных активах. Поэтому коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами минусовый — 20,2% (отношение величины собственных средств минус внеоборотные активы к стоимости всех оборотных средств). По промышленности в целом он тоже минусовый, но меньше — 15,8%.
Стоимость оборотных активов в легкой промышленности была всего на 20,6% больше наиболее срочных обязательств — краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность (коэффициент текущей ликвидности). В промышленности в целом это превышение равно 45%.
В 2003 г. в легкой и текстильной промышленности продолжилось начавшееся в 2002 г. ухудшение финансового положения. Уменьшилась доля прибыльных предприятий с 56,2% в 2001 г. до 48,3% по итогам полугодия и 46,1% по итогам 10 месяцев 2003 г. Это самый низкий показатель за последние 4 года (в 1998 г. было 39%).
Отрасль стала убыточной. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) за I квартал составил 169 млн руб., что в 4,6 раза меньше, чем за соответствующий период 2002 г., по итогам 6 месяцев он стал минусовым — убытки 348 млн руб. и по итогам 10 месяцев — убыток 613 млн руб. Такое резкое снижение сальдо прибыли и убытков произошло из-за уменьшения прибыли. За 10 месяцев она на прибыльных предприятиях составила 3072 млн. руб., что примерно на 27% меньше, чем за такой же период в 2002 г. Однако главная причина — это рост убыточности производства. Убытки за 10 месяцев года составили 3685 млн. руб. и превысили уровень 2002 г. более чем в 2,1 раза (табл. 1)[3, 5 и др.].
Таблица 1
Прибыль и убытки в 2002 и 2003 гг. (млн. руб.)
Период |
Сальдо (прибыль минус убытки) |
Прибыль |
Убытки |
Убытки, в % к прибыли |
2002 г. |
||||
I квартал |
786 |
1303 |
517 |
40 |
II квартал |
659 |
1196 |
537 |
45 |
III квартал |
714 |
1344 |
630 |
47 |
IV квартал |
523 |
1463 |
940 |
64 |
Всего в 2002 г. |
2682 |
5306 |
2624 |
49 |
2003 г. |
||||
I квартал |
169 |
1097 |
928 |
85 |
II квартал |
–517 |
723 |
1240 |
171 |
III квартал |
–348 |
980 |
1328 |
136 |
9 мес. 2003 г., в % к 9 мес. 2002 г. |
|
73 |
208 |
|
Октябрь |
83 |
272 |
189 |
73 |
Всего за 10 мес. 2003 г. |
–613 |
3072 |
3685 |
120 |
Ухудшение финансового положения легкой промышленности является следствием множества причин — как внешних, так и внутренних. Одной из важнейших внутренних (регулируемых) причин является то, что предприятия не имеют возможности для упреждающих действий по стабилизации финансового состояния, т.е. они не управляют им.
Основной инструмент финансового анализа — аналитические коэффициенты, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и оказываются полезными для принятия хозяйственных решений.
1.3. Кризисное состояние жилищно-коммунальной сферы
Кризисное состояние коммунального хозяйства характеризуется дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды, других ресурсов. В 2002 году недофинансирование составило около 20% от объема необходимых средств в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней[10, с. 45].
В этих условиях жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты, например, электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. м воды на 30% выше среднеевропейского уровня. Численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5-2 раза выше, чем в аналогичных европейских предприятиях. Удельное потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах.
Данные аудиторских проверок показывают, с одной стороны, занижение тарифов от экономически обоснованного уровня (чаще всего при невыполнении необходимого регламента работ), а с другой стороны - наличие неиспользованных резервов (15-20%) даже при самых низких тарифах.
Закладываемые в тарифах, пусть и не на достаточном уровне, амортизационные отчисления и отчисления на капитальный ремонт по факту расходуются на покрытие текущих потребностей предприятий. Это ведет к проеданию ограниченных финансовых ресурсов.
Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания при этом показывает, что большинство из них направлено на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагает меры по сокращению затрат, потерь и утечек. В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами развития конкурентных рынков управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привело к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков. Невыполнение бюджетом своих обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность отрасли для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески привлекательными, имеют относительно короткие сроки окупаемости. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и межотраслевом характере возникших проблем, для преодоления которых требуется взаимосвязанная по направлениям и уровням программа действий.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивой модели функционирования жилищно-коммунального комплекса определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения перечисленных выше проблем[8, 11 и др.].
2. Практическая часть
2.1. Исследование кризисного состояния отрасли сельского хозяйства России: особенности мониторинга
Финансовое положение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей остается крайне тяжелым. Увеличивается отставание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от доходов предприятий других отраслей экономики. Продолжается рост кредиторской задолженности, которая в настоящее время превышает годовой объем реализации продукции сельского хозяйства. Усилился диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и поставляемые материально-технические ресурсы. Цены на нефтепродукты выросли по сравнению с аналогичным периодом 2002 года более чем в два раза. Чтобы приобрести одну тонну дизельного топлива, сельскохозяйственным товаропроизводителям требуется продать не менее шести тонн зерна. Увеличивается импорт основных видов продовольствия, страна утрачивает продовольственную независимость[9, с. 98]. Острой проблемой остается состояние машинно-тракторного парка, который предельно изношен. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет менее 50 процентов, списание техники в пять раз превышает ее обновление. Кроме того, недостаток финансовых средств и неблагоприятные погодные условия чрезвычайно осложнили проведение весенних полевых работ в 2003 году. Не реализуются в полном объеме федеральные законы "О государственном регулировании агропромышленного производства", "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову в связи с необходимостью принятия неотложных мер по оказанию помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 февраля 2003 года № 51-СФ практически оставлено без внимания. Государственная поддержка отрасли крайне ограниченна. При ее реализации не учитывается, что отечественное сельское хозяйство находится в худших агроклиматических условиях по сравнению с аграрными секторами основных стран - экспортеров продовольствия в Россию. Отрасль же нуждается в том, чтобы государственная поддержка соответствовала как текущим, так и долгосрочным потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Не менее тяжелое положение, во многом обусловленное экономическими проблемами отрасли, сложилось и в социальной сфере села. Крайне низок уровень жизни сельского населения, ухудшается демографическая ситуация, разрушается социальная инфраструктура сельских территорий. Треть сельских населенных пунктов практически заброшена, а 17 тысяч исчезли с географической карты России. Вместе с тем сельское хозяйство - не только отрасль экономики, но и традиционная сфера жизни значительной части российских граждан, избирателей страны. Нарастание кризисных явлений в сельском хозяйстве и социальной сфере села требует разработки новой аграрной политики, ориентированной прежде всего на обеспечение условий для повышения эффективности отрасли и конкурентоспособности ее продукции, роста доходов сельского населения, развития сельских территорий[1, с. 38]. Рассмотрим некоторые особенности мониторинга |
В 1969-1982 гг. объем производства хлопка-сырца и винограда увеличивался: соответственно, с 299,4 тыс.тонн и 272 тыс.тонн (в 1969 г.) - до 559 тыс.тонн и 1815 тыс.тонн (в 1982 г.). То есть, темпы роста производства этих видом продукции за 13 лет составили соответственно 1,87 раза и 6,67 раза.
С 1993 года производство хлопка и винограда начало падать. И в последующие 9 лет (1993-2002 гг.), несмотря на реформы, итоги работы этих ведущих отраслей сельского хозяйства оказались плачевными. Чтобы убедиться в кризисных явлениях в этих отраслях, достаточно проанализировать некоторые показатели производства хлопка и винограда за последние 9 лет.
ХЛОПКОВОДСТВО
Отставание в ведущей экспортной отрасли сельского хозяйства - хлопководстве - приобрело катастрофические масштабы. Начиная с 1993 года производство хлопка-сырца в стране начало резко падать. "Реформы" привели к тому, что за последние 9 лет производство хлопка уменьшилось более чем в 3,5 раза.
А ведь хлопковая промышленность знавала и другие времена. В 1980-87 гг. ежегодная заготовка хлопка-сырца в республике составляла в среднем 721 тысячу тонн. Мощности, созданные в хлопкоочистительной и хлопчатобумажной промышленности, позволяли нам ежегодно производить 240 тысяч тонн хлопковолокна, 28-30 тысяч тонн хлопчатобумажной пряжи и около 170 млн. кв.метров хлопчатобумажных тканей!
В результате "умелого руководства", в 2002 году в произведено лишь 80,2 тыс,тонн хлопка-сырца и 2 млн.770 тысяч кв.метров хлопчатобумажных тканей.
В 80-е годы в хлопковой сфере сельского хозяйства было занято около 120 тысяч человек. Помимо этого, на 17 хлопкоочистительных заводах работали 4 тысячи человек и еще 12 тысяч были заняты на многочисленных хлопчатобумажных фабриках.
То есть, в результате грубейших ошибок правительства и местных администраций предприятия хлопчатобумажной промышленности практически бездействуют.
Больнее всего по экономике аграрного сектора (и в частности, производству хлопка) бьет практически неограниченная власть естественных и неестественных монополий - перерабатывающих, снабженческих и торговых отраслей, которые забирают основную долю аграрного продукта.
Таковы некоторые итоги реализации программы приватизации. Кризис в производстве хлопка спроецировался и на хлопчатобумажную промышленность. Достаточно указать, что за годы "реформ" все прогнозные показатели правительства по этой сфере с треском проваливались. В результате в 2003 году предприятия хлопчатобумажной сферы произвели всего 1200 кг пряжи и 2770 тыс,кв.метров тканей. В то время как импорт х/б тканей и товаров из них превысил 120 миллионов долларов.
"Белое золото" - так испокон веков называли хлопок. Культуру, которая всегда ценилась и пользовалась большим спросом. Если бы хлопководство и хлопкоперерабатывающие заводы работали на уровне 1985-87 гг., то только от экспорта этой продукции страна ежегодно получала бы более 300 миллионов долларов прибыли.
ВИНОГРАДАРСТВО
Известно, что в 80-е годы с конвейеров предприятий винодельческой промышленности сходило более 70 наименований винно-коньячной продукции. Многих из них экспортировались. В течение 20 лет вина, шампанское и марочные коньяки были удостоены более 100 медалей, в том числе четырех "Гран При", 46 золотых, 49 серебряных и 3 бронзовых - на крупнейших международных выставках. В 1984 году валовой сбор винограда в стране поднялся до 2 млн. 126 тысяч тонн, в те годы страна производила виноматериалов в объеме 100-110 млн.декалитров (дал), вин - 10,4 млн.дал, коньяка - 1,4 млн.дал, шампанского - 1,5 млн.дал (18,7 млн.бутылок). По данным ЦСУ, в 1985 году насчитывалось 181 предприятие виноделия общей мощностью 1800 тысяч тонн.
В эпоху борьбы с алкоголизмом виноградарству нанесен непоправимый ущерб. Были уничтожены 150 тысяч гектаров виноградных насаждений из 280 тысяч гектаров - 53,6% от всех виноградников. В итоге объемы производства винограда упали в 1991 году до 1 млн.126 тысяч тонн - против 2 млн.126 тысяч тонн в 1984 году. Плюс в ходе конфликта в Карабахе более 43 тысяч гектаров виноградников остались в зоне оккупации. Таким образом, по состоянию на 1944 год в стране осталось всего 105 тысяч гектаров плодоносящих виноградников. Известно, что в "золотые 80-е" урожайность с гектара виноградников составляла примерно 100 центнеров.
Однако с 1993 года началась тенденция резкого спада производства винограда. В 1993 году производство винограда составило 411,3 тысячи тонн. "Реформы" привели к тому, что за 9 лет (1994-2002) производство винограда упало на 84,8%. А в 2002 году было произведено лишь 62,4 тыс.тонн винограда - в 23,5 раза меньше среднегодового уровня производства винограда в 1983-1991 годах (1466 тыс.тонн).
Оказавшись в условиях рынка и хозяйственной самостоятельности, 8 приватизированных винзаводов со статусом АО так и не смогли выйти из кризиса, и производство на них практически остановилось. Все эти годы там расхищались материальные ценности, с предприятий были вывезены и проданы как лом емкости и другое оборудование винзаводов. Зато теперь подсчитано, что на развитие виноградарства и виноделия в стране требуется инвестиций на 85 миллионов долларов США. И это с учетом того, что существует 117 заводов по переработке винограда с производственными мощностями в 1 млн.250 тыс.тонн. А на винодельческих заводах, при наличии виноматериалов, можно достичь уровня производства вин, коньяка, шампанского, соответственно, в следующих объемах: 1,5 млн.дал, 200 тыс.дал, и 20 млн.бутылок. Эксперты считают, что всего этого можно достичь, если правительство предпримет неотложный комплекс мер по защите внутреннего рынка. И параллельно начнет внедрять доступную для фермеров систему кредитования, решать вопросы выращивания филлоксероустойчивых черенков и посадочных материалов.
ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
У ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве страны, есть объективные и субъективные предпосылки. Во-первых, колхозы как система уничтожены, а созданные вместо них фермерские хозяйства работают в основном старыми дедовскими методами. Во-вторых, сказывается отсутствие налаженных рыночных механизмов в аграрном и перерабатывающем секторах. В этих отраслях до сих пор не создана система регулирования спроса и предложения. При этом балансовые расчеты либо вовсе отсутствуют, либо игнорируются. В-третьих, отпускные цены на энергоносители, воду, химикаты, удобрения в сопоставимых ценах (в долларах США) в 3 (три!) раза выше, чем в соседних странах. Все это и другие обстоятельства делают производство экспортных сельхозкультур невыгодными для фермеров.
2.2. Кризисное состояние отрасли строительства: особенности мониторинга
Рыночная система подразумевает преобладание частной формы собственности над государственной. В настоящее время в строительном комплексе насчитывают около 129 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности. Около 80 % из них- это частные организации. На них занято около 5 миллионов человек [9, с. 47].
В настоящее время в отрасли строительства преобладающую долю занимают малые организации, о чем свидетельствует рисунок 1.
Рис.1. Доля малых предприятий в отрасли строительства по данным на 1 января 2004 года [6,c.28].
В условиях рыночной экономики появление большого количества малых предприятий и организаций способствует повышению уровня конкурентоспособности и эффективности использования производственного потенциала, стимулирует рыночную активность. Малые предприятия являются очень удобной формой предпринимательской деятельности, что связано, прежде всего, с разработкой федеральной и региональной программ по поддержке малых организаций, в том числе в отрасли строительства [6,c.30].
Однако в условиях нестабильной экономики малое предпринимательство сегодня столкнулось с большим количеством проблем, вызванных спадом производства, снижением платежеспособного спроса населения. На фоне общего кризиса, охватившего экономику страны, особое беспокойство вызывает финансовое положение малых строительных организаций. Многие из них сегодня находятся на грани банкротства, к таким предприятиям применяется санация, и разрабатываются планы по финансовому оздоровлению. Другие организации функционируют достаточно успешно, но велик риск банкротства из-за влияния различных внешних и внутренних факторов. Таким предприятиям необходима разработка стратегии выживания. В таких организациях, как правило, нераспределенная прибыль не обеспечивает накопление собственных оборотных средств в необходимых размерах. В конечном счете, отсутствуют внутренние собственные источники инвестирования с целью совершенствования перспектив развития и расширения деятельности. Если в развитых странах за счет прибыли в строительных организациях финансируется в среднем 25- 30 % инвестиций, то в России к 2002 году на долю прибыли приходилось около 10 % инвестиций.
Таким образом, современное финансовое состояние большинства строительных организаций сегодня неудовлетворительно. Об этом свидетельствуют данные о доли убыточных предприятий и предприятий- банкротов в отрасли, отраженные на рисунке 2
Рис.2. Доля предприятий-банкротов в отрасли строительства по данным на 1 января 2004 года
В условиях рыночной экономики хозяйствующие строительные организации оказались в неадекватной ситуации. У одних установились вполне стабильные связи с инвесторами, другие постоянно ищут новые способы финансирования, но часто не могут их найти, вследствие чего несут значительные производственные издержки из-за неэффективного использования ресурсов.
Главная цель деятельности любой строительной организации- обеспечение прибыльности и рентабельности ее деятельности. Прибыль, как известно, есть разница между полученной выручкой и себестоимостью, а рентабельность- отношение прибыли к себестоимости. Поэтому от значения издержек и их экономии зависит значение прибыли, а ,значит, и в целом финансовое состояние строительной организации. Структура затрат большинства строительных предприятий сегодня оставляет желать лучшего. Как видно из рисунка 3, по-прежнему значительную долю в себестоимости составляют материальные затраты.
Рис.3. Структура затрат по статьям в строительных организациях по данным на 1 апреля 2002 года[11, 12 и др.]
В современных условиях большинство строительных предприятий ощущает острую нехватку финансовых средств. На финансовое состояние большинства предприятий строительного комплекса оказывает влияние целый ряд факторов. Среди них отмечают политическую нестабильность, несовершенство налогового и инвестиционного законодательства, резкое повышение стоимости готовой строительной продукции при резком снижении качества и надежности строящихся объектов, недостаточный уровень подготовки специалистов строительного профиля, полное отсутствие планового управления производственно- хозяйственной деятельностью.
Согласно проведенным экспертным опросам среди руководителей строительных организаций был составлен список основных факторов, в наибольшей степени отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятий строительного комплекса. Перечень таких факторов представлен в таблице 2.
Среди основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности указаны такие как несовершенство законодательства по налогам, высокая стоимость материалов, неплатежеспособность заказчиков и ряд других факторов.
Таблица 2
Основные факторы, отрицательно влияющие на финансовое состояние предприятий строительного комплекса
Наименование фактора |
В % к общему числу опрошенных руководителей |
1.Высокий уровень налогов |
71 |
2.Неплатежеспособность заказчиков |
60 |
3.Высокая стоимость материалов |
60 |
4.Отсутствие собственных оборотных средств |
53 |
5.Высокий процент коммерческого кредита |
35 |
6.Экономическая и политическая ситуации |
35 |
7.Высокий процент риска |
33 |
8.Механизм получения кредита для инвестиций |
31 |
9.Состояние нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы |
30 |
По данным обследования деловой активности строительных организаций по состоянию на 1 января 2004 года индекс предпринимательской уверенности в успешном функционировании организации среди опрошенных руководителей составляет всего 23 %. Это означает, что 76 % руководителей считают, что их организации подвержены той или иной степени банкротства, а финансовое состояние- неудовлетворительно. Однако данный показатель возрос на 17 % по сравнению со значением на начало 2004 года, что свидетельствует о начавшемся за последний год финансовом укреплении среди предприятий строительного комплекса.
Несмотря на незначительный подъем, финансовое состояние и перспективы развития большинства строительных организаций остаются сегодня тяжелыми. Стареют основные фонды, что сдерживает конкурентоспособность и рост рентабельности. Степень износа основных фондов строительных организаций на начало 2004 года составляет 47,2 %, в том числе машин и оборудования- 62,9 %. Удельный вес полностью изношенных фондов составляет 30,6 %, в том числе транспортных средств- 14,1 %.
За последние четыре года производительность труда в отрасли строительства упала на 30 %, а затраты на один рубль подрядных работ возросли с 77,5 до 92 копеек, то есть почти на 16,4 %. Естественно, высокий уровень затрат предопределяет неутешительные перспективы развития строительных организаций в финансовом отношении.
Представление о финансовом состоянии организаций строительного комплекса в России в периоды спада, относительной стабилизации и начинающегося подъема можно получить на основе данных, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Основные экономические показатели деятельности строительных организаций в 1999-2003 годах [6,c.29].
Экономические показатели |
1999год |
2000год |
2001год |
2002год |
2003год |
Количество предприятий, шт. |
145,5 |
138 |
147,1 |
137,5 |
135,9 |
Численность, тыс. чел. |
4149,1 |
2272,5 |
2182 |
1600,9 |
1432 |
Рентабельность, % |
24.2 |
14,8 |
9 |
8 |
- |
Удельный вес убыточных предприятий, % |
25,2 |
34,2 |
37,5 |
37 |
- |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
13,33 |
8.97 |
9,04 |
6,12 |
- |
Как видно из таблицы 3, к 2003 году наблюдалось сокращение количества предприятий в отрасли по сравнению с 1999 годом на 6,7 %, существенное падение численности занятых в отрасли строительства в 2.8 раза, Значительное падение рентабельности с 24 до 8 % и инвестиций в основной капитал в 2 раза. При этом наблюдается рост удельного веса убыточных предприятий с 25,2 до 37 %. Все показатели свидетельствуют об ухудшении финансового состояния строительных организаций к началу 2004 года.
Представление о современном финансовом состоянии организаций строительного комплекса можно составить на основании данных таблицы 4.
Таблица 4
Динамика основных экономических показателей деятельности строительных организаций на конец 2003- начало 2004 года, % [6,c.8]
№ п/п |
Экономические показатели |
4 квартал 2003 года по сравнению с 3 кварталом |
1 квартал 2004 года по сравнению с 4 кварталом 2001 год |
||||
Рост |
нет |
снижение |
рост |
нет |
снижение |
||
1. |
Объем работ, выполненных по договорам |
24 |
55 |
21 |
17 |
61 |
22 |
2. |
Численность |
17 |
01 |
21 |
12 |
69 |
19 |
3. |
Обеспеченность собственными средствами |
9 |
66 |
18 |
10 |
73 |
12 |
4. |
Просроченная кредиторская задолженность |
13 |
62 |
11 |
10 |
68 |
13 |
5. |
Просроченная дебиторская задолженность |
13 |
50 |
17 |
9 |
67 |
11 |
6. |
Цены на строительную продукцию |
70 |
29 |
1 |
69 |
30 |
1 |
Подводя итоги, необходимо сказать о сложности сегодняшней экономической ситуации, сложившейся в отрасли строительства, что отрицательно сказывается на современном финансовом состоянии большинства организаций. Перед ними стоит ряд глобальных проблем, требующих скорейшего разрешения. Тем не менее, в последнее время следует отметить наметившуюся положительную тенденцию, что открывает успешные перспективы развития большинству предприятий. Дальнейшее развитие отрасли требует разрешения назревающих проблем : устаревшая техника, недостаток передовых технологий, нехватка финансовых ресурсов.
Заключение
В ходе выполнения контрольной работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи. В заключение сделаем несколько основных выводов по работе.
Большинство предприятий различных отраслей народного хозяйства в современной России находится в состоянии глубокого кризиса.
Множество предприятий легкой промышленности сегодня не имеют возможности принимать оперативные решения по стабилизации финансового состояния. В силу чего они находятся в кризисной ситуации. Предприятия данной отрасли живут за счет долгов и займов. По данным за 9 месяцев 2003 г. в общей величине средств легкой промышленности доля собственных средств составляла 33,5%, в промышленности — 49% (коэффициент автономии).
В 2003 г. в легкой и текстильной промышленности продолжилось начавшееся в 2002 г. ухудшение финансового положения. Уменьшилась доля прибыльных предприятий с 56,2% в 2001 г. до 48,3% по итогам полугодия и 46,1% по итогам 10 месяцев 2003 г. Это самый низкий показатель за последние 4 года (в 1998 г. было 39%).
Кризисное состояние коммунального хозяйства характеризуется дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды, других ресурсов. В 2002 году недофинансирование составило около 20% от объема необходимых средств в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней.
Финансовое положение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей остается крайне тяжелым. Увеличивается отставание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от доходов предприятий других отраслей экономики. Продолжается рост кредиторской задолженности, которая в настоящее время превышает годовой объем реализации продукции сельского хозяйства. Усилился диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и поставляемые материально-технические ресурсы. Цены на нефтепродукты выросли по сравнению с аналогичным периодом 2002 года более чем в два раза. Чтобы приобрести одну тонну дизельного топлива, сельскохозяйственным товаропроизводителям требуется продать не менее шести тонн зерна. Увеличивается импорт основных видов продовольствия, страна утрачивает продовольственную независимость.
У ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве страны, есть объективные и субъективные предпосылки. Во-первых, колхозы как система уничтожены, а созданные вместо них фермерские хозяйства работают в основном старыми дедовскими методами. Во-вторых, сказывается отсутствие налаженных рыночных механизмов в аграрном и перерабатывающем секторах.
Однако в условиях нестабильной экономики малое предпринимательство сегодня столкнулось с большим количеством проблем, вызванных спадом производства, снижением платежеспособного спроса населения. На фоне общего кризиса, охватившего экономику страны, особое беспокойство вызывает финансовое положение малых строительных организаций. Многие из них сегодня находятся на грани банкротства, к таким предприятиям применяется санация, и разрабатываются планы по финансовому оздоровлению. Другие организации функционируют достаточно успешно, но велик риск банкротства из-за влияния различных внешних и внутренних факторов. Таким предприятиям необходима разработка стратегии выживания. В таких организациях, как правило, нераспределенная прибыль не обеспечивает накопление собственных оборотных средств в необходимых размерах. В конечном счете, отсутствуют внутренние собственные источники инвестирования с целью совершенствования перспектив развития и расширения деятельности. Если в развитых странах за счет прибыли в строительных организациях финансируется в среднем 25- 30 % инвестиций, то в России к 2002 году на долю прибыли приходилось около 10 % инвестиций.
Список литературы
1) Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия//Грищенко О.В. Таганрог: Изд-во ТРТУ. - 2000.
2) Аничкин Ю.А., Костецкий Н.В. Капитальное строительство: состояние и перспективы развития // Экономист.- 2002.- №2.-С.22 -29.
3) Диагностика, оценка и ресруктуризация строительного предприятия. Бизнес- планирование: Учеб. пособ. / Под ред. С.А. Баркалова.- Воронеж: Воронеж. гос. ар.- стр. акад., 2000.- 405 с.
4) Жуков Л.М. Проблемы финансирования инвестиций в России // Экономика строительства.- 2002.- № 1.- С. 21-37.
5) Инвестиционная и строительная деятельность в Российской Федерации в январе- ноябре 2001 года // Строительная газета.- 2002.- № 2.- С.5.
6) Инвестиционная и строительная деятельность в Российской Федерации в 2001 году // Строительная газета.- 2002.- № 1.- С.6.
7) О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий : Постановление правительства Российской Федерации от 20.05.1994 № 498 //Консультант Плюс. Версия Проф.
8) Основы финансового менеджмента: Курс лекций// Лытнев О. Е. "Корпоративный менеджмент", 2000.
9) Трохина С. Д., Ильина В. А., Морозова Т. Ф. Управление финансовым состоянием предприятия // Статья опубликована в журнале "Финансовый менеджмент". - 2004. - №1.
10) Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие// Литовских А.М., Шевченко И.К. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135 с.
11) Финансовый менеджмент: Конспект лекций// Литовских А.М. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
12) Финансовый анализ деятельности предприятия (международные подходы)// Савчук В.П. "Корпоративный менеджмент". - 2002 г.