Содержание
Введение.. 3
1. Особенности территориально расположения района.. 4
2. Особенности сырьевой базы Поволжья.. 5
3. Роль демографического фактора Поволжья.. 6
4. Общая структура хозяйства Поволжья.. 8
5. Проблемы развития района.. 14
Заключение.. 16
Список литературы... 16
Введение
Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ ее экономических районов имеет особый смысл. Тем более что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками ближнего зарубежья.
Страна обладает огромными ресурсами и емким внутренним рынком. Освоение территории происходило асимметрично, существует значительный разрыв между ресурсной базой на востоке и основной производственной базой в европейской части, представлены разнообразные природные и культурные ландшафты, велики контрасты между центром и периферией на всех уровнях.
Экономическое районирование – это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. Экономические районы РФ формировались под воздействием различных сочетаний природных, экономических и социальных условий.
Все экономические районы имеют свои особенности и свое место м межрайонном разделении труда. Однако важно, чтобы эти особенности тесно увязывались с задачами экономически обоснованного размещения отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в масштабах всей страны.
Целью данной работы является рассмотрение экономико-географического состояния экономического района – Поволжье.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть экономико-географическое положение района;
- Раскрыть особенности сырьевой базы района;
- Описать демографический фактор района;
- Рассмотреть структуру хозяйства;
- Рассмотреть проблемы района.
1. Особенности территориально расположения района
Поволжьем можно именовать только территории, примыкающие непосредственно к Волге и находящиеся в составе Приволжского федерального округа. Это следующие регионы: республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика – Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми – Пермяцкий автономный округ.
Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Общая территория составляет около 536 тыс. км². [1]
ЭГП этого района исключительно выгодное. На западе Поволжье граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, на востоке - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Поволжье больше открыто к западу и востоку, т.е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны, поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию.
Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, белое моря. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район (и начинающихся в нем, например, нефтепровод «Дружба»), также подтверждает выгодность ЭГП района.
2. Особенности сырьевой базы Поволжья
Поволжский экономический район в сырьевом отношении имеет достаточно четко выраженную нефтяную специализацию. Соответственно в экономике региона наибольший удельный вес в добыче минеральных ресурсов имеет добыча нефти и газа. Запасы нефти и газа составляют соответственно 13% и 2% от общероссийских, при том, что уровень добычи составляет соответственно 25% и 5%.
Таблица 1. Запасы основных полезных ископаемых на территории Поволжского экономического района, в % от имеющихся в России[2]
Полезные ископаемые |
Запасы (%) от России |
Калийные соли |
96% |
Фосфориты |
60% |
Цинк |
19% |
Медь |
16% |
Цементное сырье |
15% |
Серебро |
14% |
Нефть |
13% |
Однако выработка нефтегазовых ресурсов идет более высокими темпами, чем в других регионах, а объем добычи не восполняются поисковыми и разведочными работами. В регионе самая высокая доля запасов (не менее 70%), которые относятся к трудно извлекаемым.
В Поволжье сосредоточено 54% добычи цинка и 19% добычи меди при запасах в 19% и 16% соответственно от общероссийского уровня. Также из цветных металлов следует отметить месторождения свинца.
На достаточно высоком уровне находится добыча серебра (35% от российского уровня) при запасах в 14%. В регионе имеются месторождения золота (около 8%), разработка которых дает 7% добычи России.
Кроме того, в регионе известны небольшие месторождения никеля, хрома, свинца, железных руд, титана, россыпных алмазов, угля, добыча которых осуществляется в незначительных размерах.
В Поволжье сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96% от всех разведанных ресурсов страны) и фосфоритов (60%) которые используются для производства минеральных удобрений.
В районе расположены большие запасы разнообразного сырья для производства строительных материалов. В массовых масштабах производятся строительные материалы на основе ресурсов песка, глин, гравия и строительного камня, а также питьевые и минеральные воды из подземных водоисточников.
Таким образом, Поволжье имеет благоприятные природные условия для проживания населения и ведения хозяйства. Район богат как земельными (пахотные земли составляют примерно 1/5 российских) и водными ресурсами, так и минеральными, особенно осадочными. Вплоть до открытия нефтяных месторождений в Сибири, Поволжью принадлежало первое место по запасам и добыче нефти в стране.
3. Роль демографического фактора Поволжья
Сейчас Поволжье – один из наиболее заселенных и освоенных районов России. Численность населения в 2003 году – 16,9 млн. человек, т.е. район располагает значительными трудовыми ресурсами. Поволжское население растет довольно быстро, но в основном не за счет высокого естественного прироста (1,2 человека), а вследствие значительной миграции населения. Средняя плотность населения – 30 человек на 1 км², но размещено оно неравномерно. Более половины населения приходится на Самарскую, саратовскую области и Татарстан. В Самарской области плотность населения наивысшая – 61 человек на 1 км², а в Калмыкии – минимальная (4 человека на 1 км²).
Таблица 2. Данные по населению Поволжья на 2003 г[3].
Годы |
Все население, млн. чел |
Городское население |
Сельское население |
Число родившихся на 1 тыс. чел. |
Число умерших на 1 тыс. чел. |
Прирост |
||
Млн. чел |
% |
Млн. чел |
% |
|||||
1998 1999 2000 2002 2003 |
15,3 15,7 15,4 15,9 16,9 |
9,9 11,1 11,2 11,5 12,3 |
65 71 73 72 73 |
5,4 4,6 4,2 4,4 4,6 |
35 29 27 28 27 |
9,1 9,2 9,9 9,8 9,9 |
10,1 10,1 10,0 10,2 10,1 |
- 1,0 - 0,9 - 0,1 - 0,4 -0,2 |
Хотя Поволжье – многонациональный регион, в структуре населения резко преобладают русские (70%). Значительна также доля татар (16%), чувашей и марийцев. Численность населения республики Татарстан составляет 3,7 млн. человек (среди них русских около 40%), в Калмыкии проживает около 320 тыс. человек (доля русских – более 30%).
До революции Поволжье было сугубо сельскохозяйственным районом. В городах проживало всего 14% населения. Сейчас это один из наиболее урбанизированных районов России. В городах и поселках городского типа проживает 73% всех жителей. Подавляющая часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик и крупных промышленных городах. В Поволжье 90 городов, среди них три города-миллионера – Самара, Казань, Волгоград. При этом практически все крупные города (за исключением Пензы) расположились на волжских берегах. Крупнейший город Поволжья – Самара – расположен в Самарской Луке. Вместе с близлежащими городами и поселками он образует большой промышленный узел.
Численность экономически активного населения по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2003 г. составила 15,7 млн.человек, или около 64,8% общей численности населения округа и 21,9% общей численности экономически активного населения страны.
По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 200 3г. 1,2 млн. человек, или 7,6% экономически активного населения не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 231 тыс.человек, или 1,5% экономически активного населения (в 2002г. – 256 тыс.человек).
Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по Поволжскому экономическому району составили 3804 рубля (в среднем по России – 5129 рублей).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2003г., по предварительным данным, составила 4244 рубля и возросла по сравнению с 2002г. на 23,3%, реальная заработная плата – на 8,3%.
В период 2003 года Поволжский экономический район занимал 6-е место среди экономических районов по уровню денежных доходов и потребительских расходов населения.
Таблица 3.Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения в 2003 году, в расчете на душу населения; в среднем за месяц, рублей[4]
|
Денежные доходы |
Потребительские расходы |
Российская Федерация |
5 129,3 |
3 565,3 |
Поволжский экономический район |
3 803,5 |
2 614,1 |
Республика Башкортостан |
4 147,0 |
2 931,1 |
Республика Марий Эл |
2 169,2 |
1 420,8 |
Республика Мордовия |
2 643,3 |
1 446,5 |
Республика Татарстан |
4 211,0 |
2 815,9 |
Удмуртская Республика |
2 955,5 |
1 947,8 |
Чувашская Республика |
2 653,0 |
1 791,9 |
Кировская область |
2 959,7 |
1 888,9 |
Нижегородская область |
3 898,2 |
2 664,9 |
Оренбургская область |
3 081,9 |
1 695,4 |
Пензенская область |
2 645,3 |
1 853,5 |
Пермская область |
6787,7 |
3 998,2 |
Самарская область |
5 491,9 |
4 576,7 |
Саратовская область |
3 346,1 |
2 169,1 |
Ульяновская область |
2 838,5 |
2 166,6 |
4. Общая структура хозяйства Поволжья
На современном этапе экономического развития народнохозяйственный комплекс Поволжья имеет сложную структуру. Несмотря на то, что в ней превалирует промышленность, сельское хозяйство также является одной из основных отраслей народного хозяйства района. В совокупной валовой продукции на долю промышленности приходится 70-73%, сельского хозяйства – 20-22% и на остальные отрасли народного хозяйства – 5-10%.
Топливно-энергетический комплекс. Поволжье использует как собственное топливно-энергетическое сырье, так и привозное. Более половины добываемых в районе нефти и газа вывозится. В то же время тепловые электростанции (ТЭС) и тепловые электроцентрали (ТЭЦ) района работают на энергетических углях Кузбасса, Караганды и др., на оренбургском газе, поступающем по магистральному газопроводу. В перспективе существенных изменений в структуре топливного баланса не ожидается. Предполагается более активное использование избыточного топлива восточных районов.
Поволжье в 2002 г. выработало около 100 млрд. кВт/ч электроэнергии, занимая по этому показателю пятое место в России.
В Поволжье электроэнергетика представлена тремя видами электростанций: ГЭС, ТЭС и АЭС. Энергетика района имеет республиканское значение. Поволжье специализируется на производстве электроэнергии (более 10% общероссийского производства), которой снабжает и другие районы России.
Нефтедобывающая промышленность остается пока одной из главных отраслей специализации района, хотя и продолжается наметившаяся в последние годы тенденция спада добычи этого топлива и сырья в результате истощения наиболее продуктивных месторождений. Современные масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10-14% от уровня РФ. Для поддержания этого уровня здесь применяют новейшие методы наиболее полного извлечения нефти.
Более половины добычи нефти приходится на Татарстан. Крупнейшим центром нефтедобычи здесь является Альметьевск, развившийся на базе самого мощного в Поволжье Ромашкинского месторождения. От Альметьевска берет свое начало нефтепровод «Дружба». Выделяется добычей нефти и Самарская область, важнейшими центрами являются города Отрадный и Нефтегорск. В настоящее время получает развитие нефтедобыча в Калмыкии.
Непосредственно с добычей нефти и газа связано развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности. На нефтеперерабатывающих заводах района (Сызрань, Самара, Волгоград, Нижнекамск, Новокуйбышевск и др.) перерабатывают не только свою нефть, но и нефть Западной Сибири. НПЗ и нефтехимия тесно связаны. Наряду с природным добывают и перерабатывают попутный газ, который используют в химической промышленности.
Очень высокого уровня достигла химическая и нефтехимическая промышленность. Химическая промышленность Поволжья представлена горной химией (добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, производством полимеров. Крупнейшие центры: Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Саратов, Волжский, Тольятти. В промышленных узлах Самара-Тольятти, Саратов-Энгельс, Волгоград-Волжский сложились энергетический и нефтегазохимический циклы производства. В них территориально сближены выработка энергии, нефтепродуктов, спиртов, синтетического каучука, пластмасс.
Машиностроительный комплекс – одна из самых крупных и сложных по структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходится не менее 1/3 всей промышленной продукции района. Отрасль в целом характеризуется малой металлоемкостью. Машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Машиностроительный комплекс объединяет разнообразные машиностроительные производства. Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомобили, станки, тракторы, оборудование для различных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий.
Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов и др. Авиастроение представлено в Самаре (производство турбореактивных самолетов) и Саратове (самолеты ЯК-40).
Но особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение. Поволжье давно и по праву называют «автомобильным цехом» страны. Для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию. В Поволжье изготавливается 71% легковых и 17% грузовых автомобилей России. Важными центрами машиностроения являются Казань и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование для энергетической и нефтехимической промышленности), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ).
Поволжье один из основных районов России по производству аэрокосмической техники.
В районе имеется несколько металлургических заводов. Черная металлургия, не являясь отраслью специализации, частично удовлетворяет потребности машиностроения в металле. Она представлена следующими заводами: передельный металлургический завод «Красный Октябрь» в Волгограде, Белорецкий металлургический комбинат, а также Волгоградский алюминиевый завод и Самарский металлургический завод, производящий легкие сплавы.
Легкая промышленность в районе получила повсеместное развитие. На ее долю в целом по району в 2002 г. приходилось 2,2% от общего объема промышленного производства (по России – 2,5%). Однако эта отрасль размещена по территории неравномерно. В Астраханской области на ее долю приходится 4,8%, в Ульяновской – 5,8%, Пензенской – 4,8%, Волгоградской – 2,0%, а в Самарской – всего 0,6% и т.д.
В районе сосредоточена текстильная промышленность, представленная производством шерстяных, суконных и хлопчатобумажных тканей. Шерстяная промышленность возникла исторически на базе крепостных мануфактур в Барыше, Языково, Сурске и др., а хлопчатобумажная – в послевоенные годы, когда в Камышине (Волгоградская область) был построен крупный хлопчатобумажный комбинат. В Балашове (Саратовской области) выпускают синтетические ткани из капрона. Другой важной отраслью легкой промышленности является производство мехов (крупнейший меховой комбинат размещен в Казани), сырье для этой отрасли поступает из других районов страны.
Агропромышленный комплекс Поволжского района имеет общероссийское значение как по производству важнейших видов продукции сельского хозяйства, так и по их переработке.
Природно-климатические условия способствуют развитию сельского хозяйства Поволжья, располагающего обширной естественной базой для отраслей как земледелия, так и животноводства. По общей площади сельскохозяйственных угодий район занимает первое место в России, их площадь (40,6 млн. га) составляет 75,6% общей земельной площади района. Пашня занимает 25,7 млн. га, сенокосы и пастбища – 15,9 млн. га[5].
Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является зерновое хозяйство, на его долю приходится около 70% всех посевных площадей района. Главной зерновой культурой является яровая пшеница твердых высокобелковых сортов, основные посевные площади размещены в Саратовской, Волгоградской и Самарской областях.
Поволжье – один из крупнейших животноводческих районов России. Животноводство дает более половины всей валовой продукции сельского хозяйства района. Оно располагает обширной естественной кормовой базой. Кроме того, в производстве кормов участвует полеводство. На производство кормов, включая зерновые и бобовые культуры, отводится около 30% всех посевных площадей района.
В народнохозяйственной специализации Поволжья выделяются отрасли пищевой промышленности – мукомольно-крупяная, маслобойная и маслоэкстракционная, мясная, рыбная, консервная. Из отраслей, производящих продукцию непродовольственного значения – меховая, кожевенно-обувная, овчинно-шубная, прядильно-ткацкая (на базе собственного сырья – шерсти и т.д.). Здесь созданы также заготовительно-сбытовая сеть, инфраструктура – сеть элеваторов, складов, холодильников, картофеле-, овоще-, фруктовохранилищ и др.
Поволжье развиты все виды современного транспорта, по показателям транспортной обеспеченности оно превосходит многие районы РФ. Важнейшим является железнодорожный транспорт. Ему принадлежит первое место в структуре грузооборота и в перевозках грузов. Протяженность железных дорог составляет около 9 тыс. км. Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали: Москва – Казань – Екатеринбург, Москва – Сызрань – Самара – Кинель – Челябинск. У Саратова Волгу пересекает дорога Ртищево – Саратов – Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Донбассом на Украине, Центром Российской Федерации, Уралом и Казахстаном. Важное значение имеет дорога Инза – Ульяновск – Мелекесс – Уфа.
Большую роль в грузоперевозках Поволжья играет речной транспорт. В пределах района по глубоководной волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удобрений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Центра, Урала, а через Волго-Донский канал – с Кавказом, Азовским и Черным морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок.
Хорошо развит в районе трубопроводный транспорт. С его помощью перемещаются миллионы тонн нефти, миллиарды кубометров газа и продукты их переработки. В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, с теми, которые проложены из Поволжья в европейскую часть РФ и в Западную Европу (известный нефтепровод «Дружба», нефтепровод Самара – Новороссийск, нефтепроводы на Москву и на Рязань, проходящие через Нижний Новгород; газопроводы Саратов – Москва и Саратов – Нижний Новгород). В Поволжье хорошо развиты автомобильный и авиационный транспорт.
Таким образом, Поволжье является мощным нефтераспределительным узлом межрайонных и экспортных поставок.
5. Проблемы развития района
В последние годы район сталкивается с серьезными экологическими проблемами, связанными с быстрым ростом городов, насыщением территории района промышленными предприятиями, загрязняющими воды Волги, ее притоков и атмосферный воздух. Чрезмерная распаханность земельных угодий и несоблюдение агротехнических приемов к ускорению развития эрозионных процессов. Перегрузка пастбищных угодий и бессистемный выпас скота в Нижнем Поволжье (особенно в Калмыкии) приводят к выбиванию травостоя и опустыниванию пастбищных угодий[6].
Серьезной экологической проблемой является повышение уровня Каспийского моря, что привело к затоплению обширных территорий Прикаспийской низменности и подтоплению портовых сооружений, городских и сельских поселений, предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспортных коммуникаций и других объектов народного хозяйства.
Проблема загрязнения волжской воды стала сейчас одной из острейших проблем не только Поволжья, но и всей России, так как Волга протекает по обширной территории Центральной России. На многих предприятиях, расположенных в бассейне Большой Волги, средства фильтрации и очистные сооружения либо отсутствуют, либо требуют срочной и кардинальной модернизации. Из-за отсутствия жесткого экологического законодательства многие предприятия просто не хотят тратить значительные средства на это заведомо, по их мнению, нерентабельное переоснащение.
Для предотвращения опустынивания земель в Калмыкии разработана и реализуется «Федеральная программа действий по борьбе с опустыниванием территории». Получены первые положительные результаты по предупреждению и предотвращению опустынивания земель в этом регионе.
Разработана также и реализуется «Федеральная программа, социальных, экономических и экологических проблем, связанных с подъемом уровня Каспийского моря».
Одна из главных проблем Поволжья – проблема Большой Волги. Так в свое время назывался проект ее преобразования путем создания нескольких плотин и водохранилищ. Он преследовал решение нескольких основных задач: энергетической; транспортной; орошение засушливых территорий; водообеспечения промышленности и населения. Фактически успешно была решена только энергетическая проблема.
Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к тому, что 80% его территории находится в критическом состоянии. Гибнут приволжские леса. Обеспечение промышленности и населения водой не только не улучшилось, но, напротив, стало сложнее из-за ее сильного загрязнения. Прозрачность волжской воды снизилась в десятки раз, и это неудивительно.
Волга ежегодно несет в Каспийское море 32 тыс. т нитратов, 591 тыс. т взвешенных веществ, 29 тыс. т нефтепродуктов, 7,3 тыс. т мыльной пены, 313 тыс. т фенолов. Плотины и сильное загрязнение воды поставили под угрозу исчезновения крупнейшее в мире (90%) стадо осетровых рыб.
За последние 20 лет улов рыбы здесь сократился в два раза. Через очистные сооружения проходит всего 36% сбрасываемых сточных вод. Поэтому ежегодный ущерб от гибели осетровых оценивается в десятки миллиардов рублей. Сколько всего их погибло в результате осуществления проекта Большая Волга, неизвестно. Добавим к этому затопление огромных площадей плодородных земель, разрушение перенесение или затопление 96 городов и поселков городского типа, 2500 сел и деревень, тысяч памятников истории и культуры. Как развязать сложный узел волжских проблем? Некоторые предлагают взорвать все волжские плотины. Вряд ли это разумно, учитывая многомиллиардные затраты на их строительство.
Заключение
В результате проделанной работы было рассмотрено экономико-географическое состояние Поволжского экономического района.
Были решены следующие задачи:
- Рассмотрено экономико-географическое положение района;
- Раскрыты особенности сырьевой базы района;
- Описан демографический фактор района;
- Рассмотрена структура хозяйства Поволжья;
- Рассмотрены основные проблемы района.
В заключении можно отметить основные направления развития Поволжского экономического района:
- преодоление экономического кризиса, приведшего к резкому сокращению производства, повышению уровня безработицы, к взаимным неплатежам, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, к снижению уровня жизни населения;
- расширение топливной базы, поиск новых месторождений нефти и газа, внедрение современных методов разработки месторождений, увеличение объемов добычи нефти и газа для обеспечения сырьем нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в районе;
- в машиностроительном комплексе – проведение серьезной реконструкции, модернизации предприятий, усиление внутриотраслевых связей по кооперации;
- в агропромышленном комплексе – повышение уровня энерго- и фондовооруженности сельского хозяйства, рациональное использование земельных угодий, обеспечение сельского хозяйства необходимой техникой и минеральными удобрениями по доступным ценам, поддержание ирригационных систем в рабочем состоянии и рациональное использование орошаемых земель, создание прочной кормовой базы для животноводства, восстановление поголовья скота до уровня 1990 г., повышение его продуктивности.
Список литературы
1. География. Население и хозяйство России. Учебник под ред. В.Я. Ром, В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004.
2. Готовимся к экзамену по экономической географии. И.И. Баринова, В.Я. Ром, В.П. Дронов. – М.: Айрис, 2003.
3. Лиасов Н.К. Экономические регионы России. – Спб.: Питер, 2003.
4. Родионова И.А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2003.
5. Экономическая география России. Учебник. Под ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2002.
[1] География. Население и хозяйство России. Учебник под ред. В.Я. Ром, В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004. – с. 116.
[2] География. Население и хозяйство России. Учебник под ред. В.Я. Ром, В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004. – с. 125.
[3] Родионова И.А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2003. – с. 141.
[4] Лиасов Н.К. Экономические регионы России. – Спб.: Питер, 2003. – с. 177.
[5] Лиасов Н.К. Экономические регионы России. – Спб.: Питер, 2003. – с. 179.
[6] Экономическая география России. Учебник. Под ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2002. – с. 65.