Содержание

Вопрос 14: Органы местного самоуправления. Их структура и компетенция. 3

Вопрос 67: Понятие трудового права. Субъекты и содержание трудового правоотношения. 7

Вопрос 93:  Охрана труда женщин, молодежи и лиц, частично утративших трудоспособность. 10

Задача №2. 14

Список использованных источников и литературы.. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 14: Органы местного самоуправления. Их структура и компетенция.


“Органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.”[1] Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую систему децентрализации управления, которая делает эту систему управления более пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления - это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации: «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно» (ч.1 статьи 131). Основными элементами структуры органов местного самоуправления являются: глава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления, местная администрация и контрольный орган муниципального образования (ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Структура или система органов местного самоуправления определяется элементами и отношениями между ними.

Структура органов местного самоуправления может быть реализована следующим образом:

1. Разрабатывается проект устава, содержащий подробное описание структуры органов местного самоуправления и выносится на утверждение местным референдумом.

2. Устав принимается существующим представительным органом местного самоуправления.

3. На местный референдум выносится ряд вопросов, в совокупности определяющих крупными блоками структуру органов местного самоуправления и взаимоотношения между ними; но результатом местного референдума существующим представительным органом местного самоуправления принимается устав муниципального образования, содержащий подробное описание структуры органов местного самоуправления, механизмов их взаимодействия.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с п.5 ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вноь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» собственными полномочиями  по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.



Вопрос 67: Понятие трудового права. Субъекты и содержание трудового правоотношения.


Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права.

Как отрасль права трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе применения труда граждан, а также иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения этого труда.

Предмет трудового права составляют две группы общественных отношений: собственно трудовые отношения и иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения труда, имевшего место в прошлом, либо осуществляемого в настоящее время, либо предполагаемого в будущем. Первая группа перечисленных общественных отношений является доминирующей, поскольку иные взаимосвязанные с ними отношения признаются производными от них, хотя и оказывают на их развитие обратное воздействие.

Субъекты трудовых правоотношений – это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые могут обладать трудовыми правами и обязанностями и реализовывать их. Для субъектов необходимо наличие трудовой правоспособности, т.е. признаваемое трудовым законодательством способности иметь трудовые права, и трудовой дееспособности, т.е. способности по законодательству своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности. Эти два свойства в трудовом праве не разделимы в отличие, например, от гражданского права, где они могут не совпадать.

В трудовом правоотношении гражданин обладает единой трудовой праводееспособностью и деликтоспособностью (способностью отвечать за трудовые правонарушения). Это объясняется тем, что каждый обладающий способностью трудиться, должен ее осуществлять своими личными волевыми действиями. Чтобы стать субъектом трудового правоотношения, надо иметь трудовую правосубъектность не только гражданину, но и другим участникам трудовых отношений.

Субъектами трудовых отношений могут быть:[2]

1)    граждане (работники), в том числе граждане иностранных государств;

2)    работодатели (предприятия, учреждения, организации любых форм собственности, фирмы, другие работодатели);

3)    трудовые коллективы работников;

4)    профкомы или иные уполномоченные работниками выборные органы на производстве;

5)    социальные партнеры на федеральном, отраслевом, региональном и республиканском (в составе РФ) уровнях в лице представителей соответствующих объединений профсоюзов (от работников), от объединений работодателей и от исполнительных органов власти;

6)    правоохранительные соответствующие органы (КТС, суд, примирительная комиссия, трудовой арбитраж, органы надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством;

7)    вторым субъектом трудового правоотношения (работодателем) может быть и гражданин и общественная организация, принимающая в аппарат своего органа работника.

Содержание любого правоотношения, в том числе и трудового, составляют права и обязанности его субъектов. В теории права принято содержание раскрывать через обязанности его субъектов, поскольку им соответствуют, как правило, права другого субъекта. Содержание трудового правоотношения работника отражается и в его правовом статусе, поскольку он содержит статутные права и обязанности работника и их гарантии, дополняемые содержанием его конкретного трудового правоотношения. И все вместе определяют правовое положение работника.

Содержание трудового правоотношения сложно. Оно состоит из целого комплекса правомочий одного субъекта и встречных соответствующих обязанностей другого. Специфика его в том, что все правомочия в нем и обязанности носят личный характер. Работник не может по трудовому правоотношению заменить себя в выполнении трудовой функции кем-то другим без согласия работодателя, так же работодатель не может заменить работника без основания кем-то другим. Как трудовой договор, так и возникшее на его основании трудовое правоотношение всегда индивидуальны и двусторонни. Даже в производственной бригаде каждый член бригады всегда имеет индивидуальное трудовое правоотношение с работодателем и несет личную ответственность за его нарушение.

В содержание трудовых правоотношений входят субъективные права и обязанности работников, а также субъективные права и обязанности организаций (предприятий, учреждений и т. д.). Содержание трудового правоотношения определяется его трудовым договором и распространяющимися на работника в результате заключения этого договора трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями.  Поэтому надо отличать понятие и содержание трудового правоотношения и трудового договора как взаимосвязанных, но не идентичных правовых категорий. Содержанием трудового правоотношения являются все трудовые права и обязанности его субъектов в данной правовой связи. Содержанием трудового договора являются его условия. Конечно, эти условия определяют содержание (права и обязанности) трудового правоотношения, возникшего в результате данного трудового договора.

Оба субъекта трудового правоотношения имеют право притязать на выполнение другим субъектом его трудовых обязанностей по данному правоотношению. Трудовые правоотношения являются длящимися. Они длятся до тех пор, пока не прекратятся их основания.

Вопрос 93:  Охрана труда женщин, молодежи и лиц, частично утративших трудоспособность.

Охрана труда (от англ. protection of / abour) в РФ система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно - технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие организационно-правовой механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Особое место в современном российском трудовом законодательстве уделяется вопросам охраны труда женщин. Например, испытание при приеме на работу, допускаемое по соглашению сторон в целях проверки соответствия работников поручаемой работе, для беременных женщин не устанавливается (ст. 70 ТК РФ). Беременных женщин в целях охраны их здоровья по прежнему запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 1 ст. 259 ТК РФ). Следовательно, отказ этих женщин от выполнения перечисленных работ не может рассматриваться как нарушение ими дисциплины труда. Сохраняется в ТК РФ и норма, позволяющая беременной женщине при необходимости работать неполное рабочее время. Так, согласно ч. 1 ст. 93 ТК РФ по просьбе беременной женщины работодатель обязан установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Для обеспечения своевременного перевода беременных женщин на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятный производственных факторов, работодателям рекомендуется с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа, по согласованию с органами санитарного надзора устанавливать в соответствии с медицинскими требованиями рабочее место и определять вид работ, на которое могут переводиться беременные женщины, либо которые могут выполняться ими на дому, а также создавать специальные цеха (участки) для применения их труда или создавать в этих целях производства и цеха на долевых началах.  

Охрана труда женщин в связи с выполнением ими функции материнства не исчерпываются закреплением в законодательстве гарантий для беременных женщин. Так, в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, предоставляются, как и прежде, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух или более детей в возрасте до 1,5 лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее 1 часа. Женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работы до достижения ребенком возраста 1,5 лет (ч. 4 ст. 254 ТК РФ).

Трудовое законодательство выделило специальные нормы, регулирующие охрану труда молодежи. Трудовое законодательство учитывает психофизиологические особенности организма и характера несовершеннолетних. Система специальных норм (в дополнение к общим) представляет молодежи (особенно работникам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда, что позволяет безопасно для организма, психики трудиться и сочетать работу с продолжением образования, саморазвитием. Запрещено применять труд молодежи в возрасте до 18 лет на тяжелых работах с вредными или опасными условиями труда. Перечень таких работ утвержден правительством РФ от 25 февраля 2000 г. № 162.[3] Нормы предельно допустимых нагрузок подъема и перемещения грузов на работе. [4] Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены для юношей предельно допустимая масса груза 14 лет – 3 кг; 15 лет – 3 кг; 16 лет – 4 кг. Для девушек 14 лет – 2 кг; 15 лет – 2 кг; 16 лет – 3 кг; 17 лет – 3 кг. Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.

Для работников в возрасте до 18 лет поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях и порядке, которые установлены законами и иными нормативными актами могут утверждаться простейшие нормы выработки.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях создания системы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов, а также усиления их защищенности в этой области намечен ряд мер, направленных на обеспечение указанных задач.[5] Признано целесообразным установление: квоты для приема на работу инвалидов для предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; обязательной платы предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в Государственный фонд занятости населения РФ при несоблюдении ими квоты для приема на работу инвалидов; порядка представления органам Государственной службы занятости населения РФ предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности сведений, необходимых для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов; лицензированной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности по осуществлению профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов.

Трудоустройство работников, ставших инвалидами, осуществляет в соответствии с заключениями МСЭ, как правило, администрация той организации, в период работы на которой работник частично утратил трудоспособность. При отсутствии условий для продолжения деятельности инвалидов в той же организации администрация обязана оказать им помощь в трудоустройстве в другой организации. Рекомендации по трудоустройству инвалидов, направляемых в соответствии с установленной квотой районными и городскими органами службы занятости и органами социального обеспечения, являются обязательными для администрации предприятий.

 

 

Задача №2


Никитин был уволен с работы по истечении срока трудового договора. Оспаривая законность увольнения, Никитин обратился в районный суд с иском о восстановлении его на прежней работе и об оплате за время вынужденного прогула.

В исковом заявлении он указал, что пятилетний срок трудового договора истек 1 сентября, но он продолжал работать на предприятии до 15 сентября, когда был издан приказ об увольнении. Поскольку трудовые отношения фактически продолжались 15 дней, администрация неправильно уволила его по п.2 ст.77 ТК РФ.


1. Какие виды трудовых договоров вы знаете?

Общей классификации трудовых договоров законодатель не дает, а ст. 58 ТК классифицирует их лишь по сроку договора: 1) на неопределенный срок (т. е. для постоянной работы) и 2) на определенный срок (т. е. срочный) не более пяти лет, если иной срок не установлен Кодексом или иным федеральным законом. Часть вторая этой статьи ограничивает сроки заключения срочного договора. Срочный договор заключается в случаях, прямо предусмотренных законом, а также когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, т. е. должны быть учтены два указанных обстоятельства, если иное не предусмотрено Законом. Но классификация ст. 58 ТК не отражает всех видов трудовых договоров, а следовательно, и их особенностей; каждый из двух указанных в ней видов имеет свои разновидности, отличающиеся по содержанию трудового договора и часто по порядку его заключения.

Раздел XII Трудового кодекса в гл. 41–56 предусмотрел особенности содержания разных видов трудовых договоров как для постоянной работы, так и срочных. Контракт – новый вид трудового договора, появившийся с; переходом на контрактную форму приема на работу руководителей государственных предприятий, а затем распространенный законодательством и на педагогических работников образовательных учреждений, государственных служащих и др. Трудовой договор работника районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей может быть как заключенным с неопределенным сроком (например для местных жителей), так и срочным по организованному набору рабочей силы сроком до 5 лет.  Особенности трудового договора государственного служащего определяются законодательством: Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее – Закон о государственной службе или просто Закон от 31 июля 1995 г.) и другими нормативно-правовыми актами, принятыми в его развитие. Трудовой договор молодого квалифицированного рабочего и молодого специалиста заключается по направлению образовательного учреждения, выдаваемому выпускнику. В этом направлении указываются необходимые условия его трудового договора: место работы и трудовая функция (специальность, квалификация). Перед заключением трудового договора по конкурсу желающий устроиться на работу должен пройти объявленный конкурс и быть избранным соответствующим органом на данную должность. Трудовой договор по совмещению профессий (должностей) устанавливает также порядок и условия этого совмещения. Трудовой договор по совместительству в отличие от единого договора по совмещению профессий является вторым трудовым договором с тем же или с другим работодателем. Совместительством называется другая платная (штатная) работа, как правило, на другом предприятии, в организации на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК). Трудовой договор сезонного работника имеет особенности, установленные гл. 46 (ст. 293–296) ТК. Особенности трудового договора временного работника установлены ст. 289–292 гл. 45 ТК. Особенности трудового договора о работе на дому (надомника): прежде чем заключить его, администрация и профком знакомятся с жилищными условиями гражданина, выясняя, насколько возможна такая работа.


2. Расскажите о срочных трудовых договорах и их правовом регулировании.

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами. Данное общее правило установлено в ч.2 ст.58 Трудового Кодекса.

Кроме того, Кодекс (разд.XII) содержит специальные нормы, которыми также определяются случаи и устанавливаются особенности заключения срочных трудовых договоров с отдельными категориями работников и работодателей (см., например, ст.276, 289-291, 294, 304, 332, 338, 344 Кодекса).     Случаи заключения срочных трудовых договоров предусмотрены и другими федеральными законами, например, регулирующими деятельность отдельных видов юридических лиц.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Из содержания ч.3 ст.58 Кодекса следует, что стороны трудового договора при его заключении должны однозначно определить вид договора - срочный или на неопределенный срок.

Если стороны, имея к тому основания, решили заключить срочный трудовой договор, то они обязаны указать в его тексте срок действия договора и обстоятельство (причину), послужившее основанием заключения трудового договора на определенный срок.

 Исчисление сроков трудовых договоров в таких случаях производится по правилам ст.14 и 79 Кодекса.  В случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Необходимо иметь в виду, что трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, или судом, считается заключенным на неопределенный срок. Несмотря на то, что Кодекс существенно расширил возможности заключения срочных трудовых договоров по сравнению с КЗоТ, случаи заключения срочных договоров по-прежнему строго регламентированы - как Кодексом, так и другими федеральными законами. Каждый случай заключения срочного трудового договора должен быть обоснован по правилам ч.5 ст.57 Кодекса.

3. Законно ли увольнение Никитина?


Истечение срока трудового договора является одним из оснований прекращения срочного трудового договора (п.2 ч.1 ст.77 Кодекса), но прекращение трудового договора в таких случаях происходит в силу приказа работодателя об увольнении работника в соответствии с п.2 ч.1 ст.77 Кодекса и при этом работодатель обязан письменно предупредить работника об истечении срока действия трудового договора не менее чем за три дня до увольнения (см. ст.79 Кодекса). Таким образом, в данном случае это условие было нарушено и увольнение Никитина незаконно.







       Список использованных источников и литературы



1.                Конституция Российской Федерации – М., 1996. – 56с.

2.                Трудовой кодекс РФ. – М., 2002. – 121с.

3.                Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципвх организации местного самоуправления в РФ".// Российская газета. – 8 октября. - 2003

4.                Комментарий к ТК РФ. – М., 2003. - 387с.

5.                Сыроватская Л.А. Трудовое право: учебник /2-е издание, доп. перераб. М., ЮРИСТЪ, 2001. – 285с.

6.                Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2001. – 312с.


[1] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2001. С. 158.

[2] Сыроватская Л.А. Трудовое право: учебник /2-е издание, доп. перераб. М., ЮРИСТЪ, 2001. – С.118


[3] СЗ РФ 2000 № 10 ст. 1131.

[4] СМ. Бюллетень Минтруда РФ 1999 № 7 с. 49. Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 г. № 7.

[5] СЗ РФ. 1995, N 48. Ст. 4563.