Ситуация 1
Изучая остатки задолженности подотчетных лиц на конец каждого месяца за ревизуемый период, ревизор обнаружил, что у некоторых руководящих работников и лиц, имеющих наибольшие суммы долга предприятию, списание задолженности проводилось без оправдательных документов.
Какие должны быть дальнейшие действия ревизора в этой ситуации?
Вывод:
Налицо нарушение учета расчетов
1. Нарушение отразить в акте и довести до руководства.
2. Подготовить приказ по предприятию о наказании виновных;
сторнировании затрат и восстановления задолженности подотчётных лиц;
установлении срока возврата денежных средств в кассу предприятия или предоставления оправдательных документов подотчётными лицами;
подготовке дополнительных деклараций по соответствующим налогам и периодам, если сторнируемые расходы влияют на налогообложение
Ситуация 2
При проверке состояния складского учета ревизор установил, что в апреле прошлого года были правильно оформлены приемные акты на поступление шерстяных тканей, количество метров соответствовало счету-фактуре и спецификации. В карточке складского учета количество уменьшено на 50 метров. В бухгалтерии учет материалов осуществляется по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу. В сальдовой книге остаток шерстяных тканей проставлен по количеству складского учета. В карточке имеется роспись бухгалтера о правильности остатка, выведенного зав. складом. В сальдовой книге стоимость тканей определена верно, итог по сальдовой книге равен итогу ведомости №10 к журналу ордеру №6.
Какие должны быть дальнейшие действия ревизора при данной ситуации?
Ответ: должны быть проверены первичные складские документы:
1. Доверенность подотчетным лицом для получения ТМЦ, грузов (агент снабжения, экспедитор).
2. Журнал учета выданных доверенностей.
3. Лимитно-заборная карта - для учета отпуска, расхода ПЗ. Это ограничение на ту часть ПЗ, которую следует выдать со склада кладовщиком цехам подразделениям и др.
4. Карточка складского учета (ведется на складе и составляется для каждого номенклатурного номера).
Кладовщик указывает:
- остаток ПЗ на начало месяца;
- приход;
- выдачу (расход);
- остаток на конец месяца.
5. Реестр приемки-сдачи документов (отражаются все приходно-расходные документы, которые передаются в бухгалтерию).
6. Ведомость учета остатков материалов на складе (в нее попадают данные из карточек складского учета).
В случае, если будет обнаружено, что ткань была отпущена по РКО (или другим первичным документам), но этот факт не был отражен в соответствующих документах, ошибку надлежит устранить на основании имеющихся документов.
При применении сальдового метода записи в карточках складского учета осуществляется на основании первичных документов по приходу и расходу. Остаток = остаток на начало + приход - расход.
При журнально-ордерной форме ведется ведомость № 10 (учет запасов):
1 раздел - поступление материалов.
2 раздел - расход и определение фактической себестоимости израсходованных материалов.
Учет расчетов с поставщиками - журнал-ордер № 6. На основании счетов поставщиков и первичных документов по приходу в разрезе субсчетов по каждому поставщику ведется учет поступления материалов и оплата за поступившие ТМЦ.
Соответственно, поскольку карточка складского учета подписана бухгалтером, не имеет смысла анализировать ведомость №10 и журнал-ордер №6, т.к. ошибки были допущены ранее, в ходе складского учета.
Если в ходе выяснения не было выявлено никаких документов, подтверждающих движение материалов, следует составить акт о недостаче, т.к. имеются нарушения в процессе ведения складского учета. Ревизору надлежит выявить лиц, виновных в недостаче. Рекомендуется начать выявление и проверку виновных лиц с заведующего складом и бухгалтера, как лиц, материально ответственных. В случае выявления виновных с них следует удержать стоимость утраченного по их вине имущества по проводке Д 73.2 К 94. До выявления виновных лиц недостачу следует учитывать как Д 94 К 10. В случае, если виновные лица не были выявлены, следует применять проводку Д 91 К 94, то есть списать недостачу на убытки.
Ситуация 3
В ходе проверки АО «Белошвейка» ревизором установлено, что в мае – декабре 2001 года грузовой автомобиль ГАЗ – 53 был арендован у Федорова Ю.Н. В течение срока аренды автомобиль согласно путевым листам использовался на перевозку готовой продукции покупателям (цены на готовую продукцию «франко – склад покупателя». При этом на сумму арендной платы, выплачиваемой ежемесячно, бухгалтер делал проводку Дт счета 43 «Коммерческие расходы» и Кт счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Как должен оценить данную ситуацию ревизор?
Ответ: в данной ситуации выявляется прямое нарушение существующего законодательства, регулирующего правила бухгалтерского учета, в частности, неправильно был применен План счетов (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (с изменениями от 07.05.2003 г.)). Счет 43 – «Готовая продукция». В бухгалтерской проводке была допущена существенная ошибка. Счет 43 "Готовая продукция" предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 "Готовая продукция" не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи списываются со счетов учета затрат на производство на счет 90 "Продажи". Следует применять счет 20 "Основное производство", предназначенный для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. В частности, этот счет используется для учета затрат:
по выпуску промышленной и сельскохозяйственной продукции;
по выполнению строительно-монтажных, геологоразведочных и проектно-изыскательских работ;
по оказанию услуг организаций транспорта и связи;
по выполнению научно-исследовательских и конструкторских работ;
по содержанию и ремонту автомобильных дорог и т.п.
По дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака.
Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в данном случае применен верно.
На основании акта ревизионной проверки следует сделать соответствующие изменения, с бухгалтера следует удержать штраф в соответствии с существующим законодательством.
Ситуация 4
Ревизор, просматривая первичные документы для начисления заработной платы по ремонтному цеху, установил, что против нарядов в лицевые счета пяти работников бухгалтером – расчетчиком Кутиной Т.А. внесена завышенная заработная плата. В результате излишне было начислено заработной платы за проверяемый период в сумме 30000 руб. В последствии было установлено, что половину незаконно начисленной заработной платы рабочие передавали начальнику цеха и бухгалтеру Кутиной Г.А.
Какие первичные документы исследовал ревизор, чтобы доказать хищение денежных средств.
Ответ:
Ревизор исследовал следующие документы:
a. Штатное расписание;
b. Табель учёта рабочего времени;
c. Расчетную ведомость по заработной плате.
d. Протоколы, приказы о выплате премии за соответствующие периоды (если таковые были).
e. Положение по оплате труда и премированию на предприятии.
f. Если ремонтные рабочие - сдельщики, то были изучены наряды-заказы или табеля-наряды.
Ситуация 5
В процессе проверки было установлено, что в бухгалтерии имелись авансовые отчеты на погрузочно-разгрузочные работы, в которых оплачивались наличные денежные средства грузчикам по трудовым соглашениям, в которых не указывались вид груза и номера железнодорожных накладных или путевых листов в подтверждение полученного груза (товара), отсутствовали проходные накладные на сдачу материалов на склад.
Что должен предпринять ревизор?
Ответ: авансовый отчет - документ унифицированной формы, предназначенный для отчета работников об использовании подотчетных сумм, сдается в бухгалтерию вместе с оправдательными документами, подтверждаемыми произведенные работником расходы.
В данной ситуации ревизор должен потребовать у бухгалтера оправдательные документы (приходные накладные на сдачу материалов на склад, транспортные накладные), позволяющие принять к учету расходы по авансовым отчетам. В случае отсутствия данных документов, имеет место нарушение учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Ревизор должен установить, каким образом списывались данные расходы. Если они списывались на расходы по основному или вспомогательному производству, могла быть увеличена себестоимость произведенных товаров (услуг), и, следовательно, занижена сумма прибыли.
Отсутствие прилагаемых к авансовому отчету оправдательных документов не позволяет принять к учету погрузочно-разгрузочные работы. По сути отсутствие этих документах говорит о том, что погрузочно-разгрузочные работы были произведены с несуществующими материалами.
Ревизор должен выявить виновных (бухгалтер и (или) главный бухгалтер) и составить акт о начислении штрафа за данное нарушение.
Ситуация 6.
Проверяя отчеты об использовании материалов на производство, ревизор установил, что начальник механического цеха ежемесячно передает в бухгалтерию ведомости о недостаче и излишках деталей и узлов. Ведомости подписывались начальником и бухгалтером цеха. Старший бухгалтер центральной бухгалтерии оценивает недостачу и излишки только по стоимости материалов, согласно утвержденным нормам. Разницу между недостачей и излишками включает в себестоимость изделий по статье «Основные материалы» без проводки.
При установке такого факта списания недостачи и излишков деталей и узлов какими должны быть действия ревизора в данной ситуации?
Ответ: фактический расход материалов определяют по данным инвентаризаций. В конце месяца или смены путем инвентаризации определяется остаток неиспользованных ТМЦ. Фактический расход материалов на производство определяется расчетным путем:
Остаток на начало месяца + количество поступивших материалов за месяц - остаток ТМЦ на конец месяца.
Старший бухгалтер за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков материалов подлежит привлечению к ответственности в установленном законом порядке.
Недостачи материалов денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:
Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";
Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Только в тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на издержки производства.
Ревизор должен привлечь к ответственности виновников неправильного списания разницы между недостачами и излишками, а именно старшего бухгалтера центральной бухгалтерии.
Список использованных источников
1) Андреев В.Д. Ревизия и аудит: Учебное пособие М.: «Высшая школа», 1996 г.
2) Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: «ПРИОР», 2002 г.
3) О бухгалтерском учете. Федеральный закон РФ от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ.
4) Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99); Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г., № 43 н.
5) Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01): Утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2002 г., № 44 н.
6) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98) ( в ред. приказа Минфина РФ от 30.12.99 №107 н).
7) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Утверждено приказом Минфина ФР от 29 июля 1998 г., №34 н.