Содержание
Введение. 3
1. Краткая характеристика организации. 5
2. Резюме проекта. 5
3. Анализ возможностей организации с учетом положения дела в отрасли. 7
4. Производственный план. 8
5. План маркетинга. 10
6. Финансовый план. 11
7. Анализ сильных и слабых сторон реализации проекта, опасностей и благоприятных возможностей. 15
Заключение. 18
Список используемой литературы.. 19
Введение
В данном курсовом проекте будет рассмотрен инновационный проект по сборке, комплектации и распространению бытовых фильтров по очистке воды, предложенный компанией “Экологическая техника”, созданной в 2001 году. В своей деятельности фирма ориентируется на удовлетворение потребностей населения в современных очистительных водяных фильтрах, обеспечивая тем самым получение необходимого уровня прибыли. Данная задача выполнима при использовании всего комплекса маркетинговых исследований, изучении рынка сбыта предлагаемых услуг, внешнего окружения, возможностей фирмы по реализации проекта.
Проблемы экологии вообще и проблема очистки воды в частности являются социально значимыми проблемами - этим объясняется актуальность выбранного для рассмотрения проекта. В данном курсовом проекте предлагается рассмотреть весь комплекс задач, стоящих перед компанией “Экологическая техника”, выходящей на рынок с предложением услуг по очистке воды для населения.
Целью настоящей курсовой работы является методами системного анализа разработать практическое применение конкретного инновационного проекта – налаживания производства и продажи недорогих бытовых фильтров для питьевой воды.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1) вводятся основные понятия и методология системного анализа применительно к разработке инновационного проекта;
2) дается характеристика предприятия и резюме рассматриваемого проекта;
3) анализируются возможности предприятия в связи с положением дел в отрасли;
4) на основе этого анализа составляются производственный, маркетинговый и финансовый планы;
5) анализируются сильные и слабые стороны проекта, опасности и благоприятные возможности.
Все вышеперечисленные задачи в курсовой работе решаются с применением методов системного анализа: процесс разработки инновационного проекта представляется в виде системы; для достижения цели проекта он разбивается на подцели – производственный план, маркетинговый план, анализ сильных и слабых сторон и т.д.; для анализа отдельных аспектов проекта и положения в отрасли применяется метод ранжирования экспертных оценок
1. Краткая характеристика организации
Компания “Экологическая техника”, которая представлена в данном курсовом проекте, создана в 2003 году. В своей деятельности фирма ориентируется на удовлетворение потребностей населения в недорогих и эффективных бытовых фильтрах для воды, обеспечивая тем самым получение необходимого уровня прибыли. Фирма “Экологическая техника” имеет организационно-правовой статус ЗАО (закрытое акционерное общество). Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. ЗАО распространяет свои акции в форме закрытой подписки по решению учредителей.
Для описания производственных мощностей ЗАО «Экологическая техника» в табличной форме приведем список подразделений и численности персонала
Абривиатура |
Расшифровка |
Численность |
ОГТ |
Отдел главного технолога |
10 человек |
ОГК |
Отдел главного конструктора |
13 человек |
Цос |
Цех по изготовлению оснастки |
20 человек |
ОГМ |
Отдел главного металлурга |
6 человек |
Цл |
Литейный цех |
15 человек |
Цм |
Цех механообработки |
15 человек |
ПО |
Производственный отдел |
6 человек |
Цсб |
Отдел сборки |
20 человек |
2. Резюме проекта
В данной курсовой работе будет рассмотрен проект налаживания производства и продажи недорогих фильтров для воды. Для этого, как видно из предыдущего пункта, у предприятия есть производственные мощности. Подробнее производственный цикл будет описан ниже в соответствующем пункте.
Поскольку предприятие создано недавно, то у него не хватает собственных средств для финансирования рассматриваемого проекта. Ввиду этого, как будет видно ниже из описания финансового плана предприятия, планируется привлечь заемные средства в размере 50000 $ сроком на 1 год по 15% годовых; при этом окупаемость проекта – 11 месяцев.
Так как компания “Экологическая техника” создана сравнительно недавно, то на предприятии в данный момент ведутся разработки, основанные на изучении потребительского рынка, а также изучение информации о новейших разработках фирм-партнеров, аппаратуре которых фирма планирует использовать в своей работе. Приведенная ниже таблица характеризует состояние исследований и разработок предприятия.
Таблица 1. Сильные и слабые стороны состояния исследований и разработок
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Налаженные контакты с фирмами-партнерами (деловые связи) |
Низкое качество российских фильтров по сравнению с зарубежными аналогами |
Наличие реальных результатов разработок фирм-партнеров, имеющих практическое значение |
Отсутствие материальной базы для создания собственных образцов бытовой техники (фильтров для воды) |
Ниже приведены профили проектов по установленным критериям с учетом экспертных оценок (см. таблицу 2).
Таблица 2. Профиль и экспертная оценка проекта расположения
передатчика на Новосибирской телебашне
Наименование критерия |
Оценка |
Значение |
Итог |
||||
Совместимость проекта с текущей стратегией |
5 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1.0 |
3.2 |
Стоимость проекта |
5 |
3 |
5 |
2 |
2 |
1.0 |
3.4 |
Оценка стартовых затрат |
4 |
4 |
5 |
3 |
1 |
0.8 |
2.7 |
Время реализации проекта |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
0.7 |
2.4 |
Потребность в доп. мощностях |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
0.7 |
2.2 |
Прибыльность проекта |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
0.6 |
1.8 |
Качество передачи сигналов |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
0.6 |
1.7 |
Итого |
17.4 |
3. Анализ возможностей организации с учетом положения дела в отрасли
Экологическая техника вообще и системы бытовой водоочистки представляет собой современный быстро развивающийся сектор рынка малой бытовой техники. На сегодняшний день лидирующие позиции по данному виду бытовой техники занимают США и страны Европы, особенно Германия.
Россия в последнее время стала одним из самых перспективных рынков техники по очистке воды. Количество потребителей этой услуги за последние 5 лет возросло в нашей стране более чем в 100 раз. Сейчас насчитывается около 170 фирм, занимающихся распространением экологической техники, в 52 регионах.
Основные положительные и отрицательные стороны финансового положения предприятия представлены в следующей таблице.
Таблица 3. Сильные и слабые стороны финансового состояния предприятия
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможность продажи комплектующих (картриджей для фильтров) |
Усиление инфляционных процессов |
Высокая скорость оборота капитала |
Дефицит собственных оборотных средств |
Также можно перечислить ряд достоинств и недостатков маркетингового и производственного потенциала фирмы.
Таблица 4. Сильные и слабые стороны маркетингового потенциала
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Высокая мотивация потребителей предоставляемых услуг - забота о здоровье |
Высокий уровень конкуренции на рынке малой бытовой техники |
Высокий уровень качества оказываемых услуг, использование новейших технических разработок в области фильтрации воды |
Отсутствие отдела маркетинга и как следствие большие затраты на маркетинг |
Таблица 5. Сильные и слабые стороны производства
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Прогрессивность технологий |
Наличие срывов в поставке оборудования и комплектующих от партнеров |
Малая энергоемкость монтажа (установки бытовых фильтров) |
Отсутствие собственной транспортной инфраструктуры |
Высокие требования к качеству продукции |
Необходимость создания специальных технологических условий для монтажа дорогостоящих фильтрационных систем |
Небольшая производственная площадь |
|
Высокая квалификация работников |
4. Производственный план
В настоящее время бытовые фильтры для воды выпускают порядка 25 российских и зарубежных фирм, ведущими из которых являются Brita (Германия), PHILIPS (Германия), NEXNET (Израиль) и др. В части выбора аппаратуры следует остановиться на аппаратуре фирмы Brita (Германия). Появилось и российское оборудование разработки, например, Белгородской производственной фирмы «Арго».
Стоимость проекта состоит из следующих основных элементов.
Таблица 7. Оценка стоимости проекта
1. Стоимость оборудования в составе: |
|
- цех (линия) сборки и комплектации |
10 000 $ |
- комплектующие (картриджи) |
1 000 $ |
- материал для заправки картриджей |
500 $ |
- запасные части для линии сборки |
1 750 $ |
- тестовая аппаратура |
3 000 $ |
- рабочие места (20 шт.) |
2 000 $ |
- программное обеспечение рабочих мест |
1 000 $ |
2. Разрешение и лицензия |
3 000 $ |
3. Монтажные работы |
8 000 $ |
4. Оснащение производственных помещений |
9 000 $ |
5. Расходы на рекламу |
5 000 $ |
6. Оборотные средства (400 комплектов фильтров) |
4 000 $ |
7. Расходы на зарплату |
6 000 $ |
ИТОГО: |
54 250 $ |
Порядок организации и развертывания производства. Для проведения всего комплекса работ по развертыванию линии сборки фильтров и дальнейшей ее эксплуатации и была создана компания “Экологическая техника” с участием в качестве учредителей физических лиц с уставным фондом порядка 20 миллионов рублей. Компании предстоит решить следующие задачи: разработка технического проекта; оформление разрешения и лицензии; подготовка и оборудование технологических помещений и площадок к монтажу; заказ и поставка оборудования и программного обеспечения; монтаж оборудования; набор и подготовка персонала; прием сборочного цеха в эксплуатацию; проведение рекламной кампании; эксплуатация сборочного цеха; реализация продукции.
Из приведенного выше перечня оборудования можно сформулировать требования к помещениям: комната сборщиков с первоначальным размещением 20 рабочих мест, с возможностью расширения до 30 рабочих мест (70 кв. метров); комната аппаратуры терминала (10 кв. метров); технический отдел (20 кв. метров). Оценка возможных издержек и их динамика на перспективу дана в разделе бизнес-плана “Финансовый план и стратегия финансирования”.
5. План маркетинга
В комплекс маркетинга входят следующие составляющие: ценообразование; схема распространения товара; методы стимулирования продаж; реклама.
Цена является одним из составных элементов общей политики компании при работе на рынке, и вопрос определения ценовой политики необходимо рассматривать только в контексте этой общей политики. Ценовая политика вновь образованной компании направлена на завоевание определенной доли рынка для предоставляемых услуг. Исходя из этого, цены устанавливаются на уровне чуть ниже, чем у конкурентов.
Таблица 8. Тарифы на услуги
Вид продукта |
Стоимость комплекта, $ |
Стоимость годового обслуживания, $ |
Общая стоимость годового контракта, $ |
фильтр-кувшин |
35 |
25 |
60 |
кухонный стационарный фильтр |
170 |
85 |
255 |
фильтр-комплекс для квартиры |
480 |
75 |
555 |
фильтр для бассейнов |
520 |
105 |
625 |
Реклама. При подготовке рекламной кампании исходным моментом является следующий фактор: образована новая компания, которая выходит на рынок, предлагая свои услуги, в данном конкретном случае по фильтрации водопроводной воды в бытовых условиях. Адресат рекламы. Очевидно, что реклама данного товара может быть обращена к самому широкому кругу потребителей. На первоначальном этапе для рекламы данной фирмы потребуется порядка 6 000 $.
Стимулирование продаж – деятельность, известная в специальной литературе как “сейлз промоушн”, имеет два направления. Первое – способствование реализации изделий или услуг, предлагаемых рекламодателем, путем активизации работы товаропроводящей сети: коммерческих агентов, оптовых покупателей, розничных торговцев и т.д. Второе – работа с потребителями.
Схема распространения товара. В местах реализации товаров в расширяющихся объемах применяются демонстрационные установки; оснащенные ЭВМ кассовые аппараты, связанные со сканирующими лазерными считывающими устройствами; кредитными и чековыми системами; используются компьютерные средства общения с коммерческими партнерами и потребителями. В этой связи компании “Экологическая техника” предлагается использовать всевозможные каналы распространения своих услуг. В первую очередь это организация системы продажи услуг по очистке воды на самой фирме, а также работа со штатом товаропроводящей сети. Для этого заключается договор на аренду торговых площадей. Размер комиссионного вознаграждения за эти услуги колеблется от 200 до 1000 $ в месяц в зависимости от престижности района расположения торговых площадей.
Все эти мероприятия направлены на достижение максимального охвата потенциальных покупателей и концентрируют внимание на тех методах торговли, которые позволяют более рационально и эффективно довести товар до потребителя.
6. Финансовый план
В разделе “Производственный план, оценка стоимости проекта” показано, что для реализации проекта необходимы первоначальные финансовые затраты в размере 50250 $ для получения лицензии, приобретение оборудования, подготовки производственных помещений, монтажа оборудования и проведения пуско-наладочных работ; и 4000 $ на приобретение оборотных средств. В качестве основной формы привлечения средств рассматривается кредит. На погашение текущих и непредвиденных расходов предполагается расходовать средства Уставного фонда в размере 20000 $.
Кредит в размере 50000 $ предполагается получать в виде трех траншей последовательно в течение трех месяцев. Первый транш в размере 4000 $ расходуется на регистрацию предприятия, получение разрешения на использование радиочастот и лицензий. Второй транш в размере 23000 $ расходуется на предоплату контракта, на поставку оборудования и подготовку помещений. Третий транш в размере 23000 $ расходуется на окончательные расчеты за поставку оборудования, проведение монтажных и пуско-наладочных работ.
Кредит на покупку оборотных средств в размере 4000 $ берется сроком на 90 дней и погашается за счет средств от реализации фильтров. Кредит на пополнение оборотных средств в размере 5000 $ сроком на 30 дней предполагается брать периодически в течение первого года работы компании.
Доходы от оказания услуг и продажи мобильных телефонов предполагается получать, начиная с пятого месяца от момента регистрации предприятия. Темп прироста числа абонентов в первый год работы – 300 покупателей в месяц; во второй и третий годы – 1000 покупателей в квартал. При планировании налогообложения учитываются льготы, предоставляемые малым предприятиям: ускоренная амортизация основных средств при одновременном списании 50% амортизационных отчислений при вводе оборудования в эксплуатацию, снижение налогооблагаемой прибыли до 50% при условии направления ее на развитие производственной базы.
Привлечение валютных кредитов осуществляется из расчета 30% годовых, из них 15% кладется на себестоимость оказания услуг, 15% погашается из чистой прибыли. При таких исходных данных составлены планы расходов и доходов, планы движения денежных средств с помесячным шагом на первый год и квартальным шагом на второй и третий годы, балансы за первый, второй и третий годы работы предприятия. Расчеты выполнены в долларах США.
Таблица 9. БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ на 2004 г (первый год работ)
|
На начало года |
На конец года |
АКТИВЫ: |
|
|
1. Основные средства по остаточной стоимости |
- |
22 900 |
2. Нематериальные активы |
- |
4 000 |
3. Денежные средства |
20 000 |
52 000 |
Итого активов: |
20 000 |
78 900 |
ПАССИВЫ: |
|
|
1. Уставный капитал |
20 000 |
20 000 |
2. Нераспределенная прибыль |
- |
58 900 |
3. Долгосрочные кредиты |
- |
- |
Итого пассивов: |
20 000 |
78 900 |
Таблица 10. БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ на2005 г. ( второй год работы)
|
На начало года |
На конец года |
АКТИВЫ: |
|
|
1. Основные средства по остаточной стоимости |
22 900 |
1 200 |
2. Нематериальные активы |
4 000 |
400 |
3. Денежные средства |
52 000 |
201 800 |
Итого активов: |
78 900 |
206 200 |
ПАССИВЫ: |
|
|
1. Уставный капитал |
20 000 |
20 000 |
2. Нераспределенная прибыль |
58 900 |
394 472 |
3. Долгосрочные кредиты |
- |
- |
Итого пассивов: |
107 700 |
414 472 |
Таблица 11. БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ на2006 г (третий год работы)
|
На начало года |
На конец года |
АКТИВЫ: |
|
|
1. Основные средства по остаточной стоимости |
1 200 |
19 400 |
2. Нематериальные активы |
400 |
- |
3. Денежные средства |
201 800 |
1 000 500 |
Итого активов: |
206 200 |
1 019 900 |
ПАССИВЫ: |
|
|
1. Уставный капитал |
20 000 |
20 000 |
2. Нераспределенная прибыль |
394 472 |
999 900 |
3. Долгосрочные кредиты |
- |
- |
Итого пассивов: |
414 472 |
1 019 900 |
Состав и функциональные возможности приобретенного оборудования, подготовленные производственные площади позволяют обслуживать не менее 12 тысяч покупателей (к концу третьего года предполагается иметь порядка 11 тысяч покупателей), поэтому крупных инвестиционных вложений на второй, третий годы не запланировано. Для улучшения условий работы запланировано в начале третьего года приобретение дополнительных рабочих мест. Необходимое увеличение штата сотрудников предусмотрено в последовательном увеличении фонда заработной платы.
Оценим срок окупаемости проекта с учетом приведенных данных и в предположении, что берется валютный кредит под 25% годовых. Так как кредиты, взятые на пополнение оборотных средств, погашаются в процессе работы, и этот момент учитывался при составлении соответствующих документов, то срок окупаемости проекта определяется периодом времени, в течение которого может быть погашен долгосрочный кредит размером 50000 USD.
Определим коэффициенты дисконтирования для первых двенадцати месяцев деятельности компании: , где n – номер месяца. Тогда:
К1 = 0,976 К2 = 0,952 К3 = 0,929 К4 = 0,906 К5 = 0,883 К6 = 0,862 К7 = 0,841 К8 = 0,820 К9 = 0,8 К10= 0,781 К11= 0,76 К12= 0,743
На основе полученных коэффициентов и с использованием данных, приведенных в таблице “План расходов и доходов”, определим срок окупаемости по формуле: ,
где Сок – срок окупаемости; Кр – величина кредита; Пр – чистая прибыль (убыток) за n-ый месяц; Аот – амортизационные отчисления за n-ый месяц; ПРизд – производственные издержки за n-ый месяц, осуществленные за счет кредита; Пркр – проценты за кредит, относящиеся на себестоимость за n-ый месяц; НДСзч – зачтеный НДС от приобретения основных средств, орг. расходов, осуществленные за счет кредита за n-ый месяц.
Расчеты показывают, что срок окупаемости проекта составляет 11 месяцев, считая от месяца регистрации предприятия. Выполненные расчеты подтверждаются данными, приведенными в “Плане движения денежных средств”, где погашение кредита происходит в двенадцатом месяце. Анализ данных свидетельствует, что основным фактором, обеспечивающим успех проекта, является темп прироста объема продаж. С целью увеличения привлекательности в планах заложены: скидки постоянным клиентам (в настоящее время в работающих компаниях это стоимость месячной арендной платы); увеличение расходов на рекламу; пессимистический вариант прироста объема продаж (примерно в 1,5 раза ниже, чем у работающих в настоящее время компаний).
В дальнейшем при постоянно ведущейся рекламной деятельности прирост числа абонентов предполагается иметь порядка 300 покупателей в месяц, что составляет 50-70% от месячного темпа роста клиентов, активно пользующихся услугами по очистке воды.
7. Анализ сильных и слабых сторон реализации проекта, опасностей и благоприятных возможностей
Для комплексной оценки возможности успешной реализации проекта в существующей рыночной ситуации необходимо учитывать влияние внешних и внутренних факторов окружающей среды. Проведение пофакторного анализа влияния как внешнего, так и внутреннего (экономического) окружения представлено в таблице 12.
Таблица 12. Угрозы и возможности внешней среды
Фактор |
Угроза (балл) |
Возм-ть (балл) |
Ответные меры предприятия |
ОБЩАЯ СРЕДА |
|||
1. Экономические факторы |
|||
1.1. Рост курса доллара |
– 3 |
|
Осуществление расчетов в СКВ |
1.2. Увеличение длительности перевода платежей |
– 4 |
|
Контроль движения платежей |
1.3. Прибыльность предприятий – потенциальных потребителей |
|
+4 |
Расширение рынков сбыта |
1.4. Высокие процентные ставки по кредиту |
– 2 |
|
Возвращение кредита в более короткий срок, за счет получения предоплаты за работы |
1.5. Рост уровня безработицы |
|
+2 |
Найм высококвалифицированных работников |
1.6. Увеличение ставки налоговых платежей |
– 2 |
|
Максимальное использование льгот по налогам |
2. Политические факторы |
|||
2.1. Снижение политической стабильности |
–2 |
|
Страхование от политических рисков |
3. Технологические факторы |
|||
3.1. Отсутствие информации по новейшим технологиям |
|
+2 |
Анализ аналогичной продукции, поиск информации |
ОПЕРАТИВНОЕ ОКРУЖЕНИЕ |
|||
1. Потребители |
|||
1.1. Невысокий платежеспособный спрос населения |
– 2 |
|
Ценовая конкуренция |
1.2. Заинтересованность в услугах предприятия |
|
+3 |
Повышение цены на продукцию |
2. Конкуренты |
|||
2.1. Большое количество конкурентов |
– 2 |
|
Активизация на рынке |
2.2. Отсутствие аналогов некоторых видов аппаратуры, новейших технических разработок |
|
+3 |
Повышение цены на конкретные виды услуг |
3. Поставщики |
|||
3.1. Географическая удаленность поставщиков |
– 1 |
|
Сложность перевозок |
3.2. Надежность |
|
+2 |
Укрепление связей с поставщиками |
4. Государственные органы |
|||
4.1. Отсутствие стабильного законодательства |
–1 |
Ориентация на соблюдение законодательных актов |
Для рассматриваемого проекта анализ таблицы угроз и возможностей внешней среды показывает, что факторы внешней среды несут 9 угроз и рождают 6 возможностей. Однако в балльном отношении интегральная оценка влияния угроз равна –17, а интегральная оценка возможностей +16 баллам. Таким образом, интегральная оценка угроз выше интегральной оценки возможностей на 1 балл. Это характеризует внешнюю среду как не вполне благоприятную в существующих условиях функционирования. Самую большую угрозу для реализации проекта среди факторов, характеризующих общую среду, представляют экономические факторы. Интегральная оценка угроз и возможностей по этим факторам соответственно составляет –11 и +6. Положительное влияние на деятельность предприятия оказывают технологические факторы, а также оперативное окружение в целом. Интегральная оценка влияния угроз и возможностей оперативного окружения равна соответственно –6 и +8 баллов.
Заключение
В данном курсовом проекте был рассмотрен инновационный проект по монтажу и установке бытовых фильтров для воды, предложенный компании “Экологическая техника”, созданной в 2003 году. Услуги в сфере бытовой техники для здоровья являются современной быстро развивающейся отраслью, пользующейся большим спросом у населения.
В своей деятельности фирма ориентируется на удовлетворение потребностей населения в современных качественных бытовых фильтрах по очистке воды, обеспечивая тем самым получение необходимого уровня прибыли. Данная задача выполнима при использовании всего комплекса маркетинговых исследований, изучении рынка сбыта предлагаемых услуг, внешнего окружения, возможностей фирмы по реализации проекта.
К основным целям деятельности компании в современных условиях можно отнести: завоевание “своей ниши” на рынке сбыта техники для здоровья, увеличение объема продаж, конкурентоспособность за счет увеличения доли использования новых технических средств, улучшение качества предоставляемых услуг, закрепление имиджа фирмы, создание новых возможностей накопления капитала.
Общий вывод из рассмотрения проекта: расчеты показывают, что срок окупаемости проекта составляет 11 месяцев; погашение кредита происходит в двенадцатом месяце; анализ данных свидетельствует, что основным фактором, обеспечивающим успех проекта, является темп прироста клиентов (увеличение спроса).
Список используемой литературы
1. Буров И.С., Морошкин М.В., Новиков А.П. Бизнес-план. Методика составления. – М.: ЦИПКК, 2003. – 101 с.
2. Вайнштейн С.Ю. Инвестиционное проектирование: учебное пособие. – НГАЭиУ, 2000. – 125 стр.
3. Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика): Учеб. пособие / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368 с.
4. Дмитриев Ю.А., Гутман Г.В., Краев В.Н. Бизнес-план: структура, содержание. Методические указания к разработке – М.: Финансы и статистика, 2000. – 130 с.
5. Инвестиционная направленность финансовой политики как фактор удлинения жизненного цикла предприятия. // Авель (Сибирская финансовая школа), №0 (июль), 1996. – Стр. 18-22.
6. Орлов А.И. Менеджмент: учебник для вузов. – М.:Инфра-М, 2002. – 312 с.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: «Инфра-М» 2002. – 402 стр.
8. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 447 с.
10. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.; ИНФРА-М, 2002. – 333 с.