СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Подготовка аудиторской проверки. 4
1.1. Письмо-обязательство аудиторской организации. 4
1.2. Договор на проведение аудиторской проверки. 5
2. Планирование аудиторской проверки. 6
2.1. Подготовка общего плана аудиторской проверки. 7
2.2. Подготовка программы аудита. 8
3. Документирование аудита. 9
3.1. Рабочие документы.. 9
3.2. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. 11
4. Аудиторское заключение. 12
Задание 2. 15
Задание 3. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 20
ВВЕДЕНИЕ
Любой процесс аудиторской проверки (или контрольно-аудиторский процесс) можно определить как совокупность организационных, методических и технических приемов, осуществляемых с помощью определенных процедур. Любой динамический процесс состоит из организационной, технологической и завершающей стадии. Для аудита такими стадиями являются: организационная, исследовательская, обобщения и реализации результатов проверки (составление отчета аудитора).
Организационно-методическая подготовка аудита включает: изучение финансово-экономического состояния объекта контроля, а также планов производственной и финансово-хозяйственной деятельности, отчетов об их исполнении; форм бухгалтерской отчетности; результатов предыдущей аудиторской проверки; разработку общего плана аудита; разработку программ и методик для аудиторов; разработку плана-графика аудита (необязательный, но желательный этап).
Целью работы является изучение процесса делопроизводства организации и проведения аудиторской проверки.
Задачами работы являются: раскрыть сущность и содержание документирования на всех этапах аудиторской проверки, к которым относятся подготовка и планирование аудиторской проверки, непосредственное документирование аудита и аудиторское заключение.
1. Подготовка аудиторской проверки
1.1. Письмо-обязательство аудиторской организации
Подготовка письма-обязательства проводится в соответствии с российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита». Цель письма – регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки. Письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг. После этого обычно аудитор проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Предварительное планирование позволяет аудитору определить объем предстоящих работ, примерно оценить их стоимость, сделать письмо-обязательство более деловым и конкретным.
Письмо-обязательство аудиторской организации, направленное исполнительному органу экономического субъекта, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.
Письмо-обязательство должно содержать: условия аудиторской проверки, обязательства аудиторской организации и обязательства экономического субъекта. В нем должны быть также приведены ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит. В письме-обязательстве должна содержаться информация об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги, о необходимости сохранения коммерческой тайны и наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности. [1]
Здесь также содержатся указания на то, какие обязательства должен взять на себя экономический субъект: ответственность за полноту и достоверность учета и отчетности, обеспечение доступа аудиторов ко всей необходимой информации, возможное направление запросов к контрагентам по вопросу подтверждения величины взаимозадолженности, а также неоказание давления на аудиторскую организацию. Аудитор может не направлять письмо-обязательство повторно и в следующем году работать в соответствии с условиями прошлогоднего письма-обязательства. Тем не менее существуют случаи, когда он должен оговорить условия работы с клиентом еще раз.
1.2. Договор на проведение аудиторской проверки
В аудиторской деятельности используются различные виды договоров: на проведение аудита, на абонентское обслуживание, на консультационно-информационное обслуживание и т.д. Договор на проведение аудиторской проверки – это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Как и другие договоры предпринимательской деятельности, договор аудита юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон-участниц.
Перед подписанием договора аудитору необходимо не только уяснить желание клиента, но и по возможности постараться помочь ему правильно сформулировать свой заказ. Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтность взаимоотношений аудитора с клиентом во многом зависят от качества заключенного договора. После предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг начинается подготовка договора: определение трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов и экспертов.
Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый характер и в случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде. Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом этого договора могут быть одновременно аудиторские и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законодательством в области аудита.
Текст договора должен в обязательном порядке содержать следующие пункты: предмет договора и условия оказания аудиторских услуг; права и обязанности аудиторской организации; права и обязанности экономического субъекта; ответственность сторон и порядок разрешения споров; стоимость аудиторских услуг и порядок их оплаты. [2]
2. Планирование аудиторской проверки
Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
В процессе подготовки общего плана и программы аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку самой системы внутреннего контроля. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать. [3]
2.1. Подготовка общего плана аудиторской проверки
Общий план – руководство осуществления программы аудита.
В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могу возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.
В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты, уровень существенности, проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. Когда принимается решение о проведении выборочного аудита, аудитор формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть: конкретные области, подлежащие изучению, чтобы аудит был объективным; существенные моменты, которые следует охватить; выборочные планы; формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов, привлекаемых к проведению проверки; стандарты, процедуры, руководства или документы, с которыми следует ознакомить группу аудиторов; бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предполагаемые сроки аудита; инструктирование всех членов группы об их обязанностях; контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора; разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов по реализации аудиторских процедур; документальное оформление особого мнения члена группы при возникновении разногласий в оценке конкретного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом. Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки.
Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как: учредительные и другие общие документы предприятия; учетная политика предприятия; основные средства; нематериальные активы; производственные запасы; расчеты по оплате труда; затраты на производство; готовая продукция, товары и реализация; денежные средства; расчеты; финансовые результаты; капитал и резервы; кредиты и финансирование; учет по забалансовым счетам; бухгалтерская отчетность и приложения. [4]
2.2. Подготовка программы аудита
Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно – средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской группы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он буде проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах – фактический материал для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. [5]
3. Документирование аудита
3.1. Рабочие документы
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности. Федеральный аудиторский стандарт «Документирование аудита» устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде и т.д. Рабочие документы используются: при планировании и проведении аудита; при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы; для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. Он должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с его выводами по ним.
Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Однако объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, он смог исключительно на основе данной документации понять проделанную работу прежним аудитором и обоснованность его решений и выводов.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации. Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы. Для повышения эффективности аудита в ходе проверки допускается использовать графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этом случае аудитор должен убедиться в том, что перечисленные материалы подготовлены надлежащим образом.
Рабочие документы обычно содержат: информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица; выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений, протоколов; информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность; информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним; доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок; анализ финансово-хозяйственной операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения; копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лица и полученные от них; копии финансовой отчетности и аудиторского заключения.
Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть представлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица. [6]
3.2. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
Во всех случаях обязательного и инициативного аудита аудиторские организации должны подготовить и предоставить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита. Данные, содержащиеся в письменном отчете аудитора, необходимы руководству для того, чтобы иметь представление о тех недостатках в учетных записях, бухгалтерских регистрах и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности.
Кроме того, в письменном отчете содержатся конструктивные предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.
Аудиторская организация обязана указать в письменном отчете аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности.
Письменный отчет аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки. Письменный отчет является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами РФ.
Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается под расписку только тем лицам, которым может быть представлена эта информация в соответствии с требованиями российского стандарта; второй – остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении названного документа.
По согласованию с получателем письменная информация аудитора может быть переслана по почте или другим способом. В таком случае при архивном хранении в аудиторской организации ко второму экземпляру письменной информации аудитора подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи письменной информации.
4. Аудиторское заключение
Основным нормативным документом для составления аудиторского заключения по результатам обязательного аудита является федеральное правило аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о финансовой отчетности».
Аудиторское заключение является официальным документом о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ. Для оценки степени соответствия финансовой отчетности законодательству РФ аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с федеральными правилом аудиторской деятельности «Существенность в аудите».
В соответствии с федеральным стандартом заключение представляет единый документ, который включает вводную и итоговую части и дает оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудиторское заключение включает в себя: наименование адресата; сведения об аудиторской организации (организационно-правовую форму и наименование или Ф.И.О., место нахождения; № и дата свидетельства о госрегистрации; №, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении); сведения об аудируемом лице; вводную часть; часть, описывающую объем аудита; часть, содержащую мнение аудитора; дату аудиторского заключения; подпись аудитора.
Аудиторское заключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.д. Оно должно содержать перечень проверенной финансовой отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава. Также аудиторское заключение должно включать заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данная информация содержится в водной части аудиторского заключения. [7]
В части, содержащей мнение аудитора, должно быть отмечено, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Аудитор должен указать в аудиторском заключении дату, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую отчетность события и операции, имевшие место с даты окончания проведения аудита до даты подписания аудиторского заключения.
Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, каждый из которых должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой отчетности.[8]
Задание 2
В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности в данном случае имеет место модифицированное аудиторское заключение. Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:
– факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой отчетности;
– факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения или отрицательному мнению.
Аудитор в данном случае должен модифицировать аудиторское заключение в виду первого фактора посредством включения части, указывающей на аспект, касающийся соблюдения принципа непрерывности деятельности аудируемого лица.
Доказательствами уместности допущения о непрерывности деятельности предприятия являются прибыльность операций и доступ организации к финансовым ресурсам, как к собственным и приравненным к ним, так и к заемным.
Следующие события или условия согласно МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия» могут служить причиной возникновения у аудитора серьезных сомнений в соблюдении клиентом допущения о непрерывности деятельности: отсутствие перспективы погашения займов и другой кредиторской задолженности; нарушение условий договоров с кредиторами; отрицательные операционные денежные потоки; значительные операционные убытки; задержки или прекращение выплаты дивидендов; утрата основного рынка, лицензии, основных поставщиков и другие события.
Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.
Пример аудиторского заключения в части, привлекающей внимание: первая часть аналогична безоговорочно положительному до абзаца «по нашему мнению», после которого указывается:
«Не изменяя мнения о достоверности финансовой отчетности, мы обращаем внимание на информацию, изложенную в пояснениях к финансовой отчетности (пункт Х), а именно на то, вынуждены выразить серьезное сомнение о возможности организации YYY продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев следующих за отчетным периодом».
Включение привлекающей внимание части с описанием проблемы, связанной с соблюдением принципа непрерывности деятельности, является достаточным с точки зрения выполнения аудитором своих обязанностей по подготовке аудиторского заключения.
Задание 3.
Программа проведения аудита расчетов с подотчетными лицами
Проверяемая организация ОАО «Факел»
Период аудита с 02.01.2004 по 31.01.2004
Количество человеко-часов 140
Руководитель аудиторской группы Павлов Г.И.
Состав аудиторской группы Павлов Г.И., Сидоров С.С.
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемый уровень существенности 1%
№ п/п |
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита |
Период проведения аудита |
Исполнитель |
Рабочие документы аудитора |
1. 1.1. |
Проверка выдачи подотчетных сумм Проверка соответствия лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственно-операционные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия |
02.01.04 – 03.01.04 |
Павлов Г.И. |
Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды |
1.2. |
Проверка получения под отчет сумм денежных средств лицами, не отчитавшимися по ранее полученным авансам |
02.01.04 – 03.01.04 |
Сидоров С.С. |
Журнал-ордер № 7 |
1.3. |
Проверка соответствия фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы |
04.01.04 – 09.01.04 |
Сидоров С.С. |
Авансовые отчеты |
1.4. |
Проверка наличия подотчетных лиц в штате предприятия |
04.01.04 – 06.01.04 |
Павлов Г.И. |
Штатное расписание |
2. 2.1. |
Аудит командировочных расходов Проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенным к авансовым отчетам |
07.01.04 – 12.01.04 |
Павлов Г.И. |
Оправдательные документы, приложенные к авансовым отчетам |
2.2 |
Проверка наличия приказов о направлении работников в командировку |
10.01.04 – 13.01.04 |
Сидоров С.С. |
Письменные распоряжения руководителя |
2.3. |
Проверка наличия в командировочных удостоверениях отметок в местах пребывания в командировке |
13.01.04 – 14.01.04 |
Павлов Г.И. |
Командировочные удостоверения |
2.4. |
Проверка правильности возмещения командировочных расходов |
14.01.04 – 16.01.04 |
Сидоров С.С. |
Приказ руководителя о возмещении |
2.5. |
Проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах и сверх норм |
15.01.04 – 18.01.04 |
Павлов Г.И. |
Главная книга, регистры аналитического учета командировочных расходов |
3. 3.1. |
Аудит порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов Проверка удержания налога на доходы физических лиц и начисления ЕСН с (на) сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм |
17.01.04 – 19.01.04 |
Сидоров С.С. |
Ведомости по учету начислений и налогов |
3.2. |
Проверка правильности выделения НДС в сумме командировочных расходов |
19.01.04 – 20.01.04 |
Павлов Г.И. |
Ведомости по учету начислений и налогов, счета-фактуры |
4. 4.1. |
Аудит учета представительских расходов Проверка соответствия фактических расходов понятию представительских расходов |
20.01.04 – 22.01.04 |
Павлов Г.И. |
Сметы представительских расходов |
4.2. |
Проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах сумм и сверх норм |
21.01.04. – 25.01.04 |
Сидоров С.С. |
Регистры аналитического учета расчетов с подотчетными лицами по представительским расходам |
5. 5.1. |
Аудит порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами Проверка правильности выведения остатков на конец отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами |
23.01.04. – 25.01.04 |
Павлов Г.И. |
Ведомость остатков по счету учета расчетов с подотчетными лицами |
5.2. |
Проверка соответствия записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7 |
26.01.04. – 31.01.04 |
Сидоров С.С. |
Авансовые отчеты и журнал-ордер № 7 «Расчеты с подотчетными лицами» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.
На стадии подготовки аудиторской проверки необходимо составить письмо-обязательство. Цель письма – регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно, на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки. Письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг.
Договор на проведение аудиторской проверки – это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом.
На стадии планирования аудиторской проверки разрабатывается общий план и программа аудиторской проверки. Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. Общий план – руководство осуществления программы аудита. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.
Во всех случаях проведения аудита аудиторские организации должны подготовить и предоставить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита.
Аудиторское заключение является официальным документом о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 583 с.
2. Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 278 с.
3. Об аудиторской деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (в ред. 30.12.01 г.).
4. Панков С.В. Международные стандарты аудита: Учеб. пособие. – М.: Экономист, 2003. – 158 с.
5. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 254 с.
6. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 409 с.
7. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 160 с.
8. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Стандарты № 1-6 / Комментарий Н.А. Ремизова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС. – 2003. – 184 с.
[1] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М., 2002. – с. 153
[2] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 112-113.
[3] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – с. 94.
[4] Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – с. 193-195.
[5] Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А. Аудит: Учеб. пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – с. 102-105..
[6] Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – с. 216-219.
[7] Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – с. 213-214.
[8] Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие. – М., 2000. – с. 119