Содержание

1. Организация безналичного оборота в Российской Федерации. Принципы и основные  формы безналичных расчетов. 3

2. Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные направления современной бюджетной политики в России. 5

3. Роль Центрального банка России в регулировании кредитных отношений и деятельности коммерческих банков в России. 8

4. Развитие банковского сектора российской экономики. 11

Список литературы.. 13




















1. Организация безналичного оборота в Российской Федерации. Принципы и основные  формы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты, производимые путем записей на счетах в банках, когда денежные суммы списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организовываются по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота[4, с 55].

Банк России 8 сентября 2000г. принял Положение "О безналичных расчетах в Российской Федерации". Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” и иными законами Российской Федерации (далее— законодательство), регулирует осуществление безналичных расчетов в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета) (далее, в зависимости от необходимости,— счета или счет), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо; расчеты с использованием банковских карт; вексельная форма расчетов[5, с. 14]

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций, учреждений и подразделений расчетной сети Банка России (далее- банки, за исключением прямого указания в тексте только на кредитные организации или учреждения и подразделения расчетной сети Банка России), а также самими банками.

В настоящее время Сбербанк России проводит активную политику в области корреспондентских отношений, как с российскими банками, так и с банками стран ближнего и дальнего зарубежья. Эта политика основывается на принципе взаимовыгодного сотрудничества с банками резидентами и нерезидентами

Безналичные расчеты могут производиться с использованием различных платежных систем: Банка России, банковских кредитных организаций, небанковских кредитных организаций и внутри одной кредитной организации (межфилиальные расчеты)[1, 7 и др.].

Единые и четко определенные формы и порядок прохождения расчетных документов обеспечивают всем участникам расчетов на территории РФ оперативную и бесперебойную работу по проведению безналичных расчетов.

Банк России непрерывно работает в направлении по переходу на безбумажный электронный документооборот, т.к. этот режим обеспечивает наименее трудоемкое прохождение платежей и ускоряет движение потоков денежных средств.

В условиях рыночной экономики очень важен такой критерий, как период (срок) прохождения платежа от отправителя к получателю. Поэтому все усилия направляются на стимулирование клиентов Банка России на внедрение современных средств связи и электронных платежей. В связи с этим самые низкие тарифы установлены по электронным платежам, самые высокие - по платежам на бумажной основе.

Наиболее перспективным направлением развития безналичных расчетов являются электронные полноформатные платежные документы.

Проводимая Сбербанком активная политика в области корреспондентских отношений, как с российскими банками, так и с банками стран ближнего и дальнего зарубежья основывается на принципе взаимовыгодного сотрудничества.

Межрегиональные платежи могут проводиться тремя видами отправки: “электронно”, “почтой” и “телеграфом”. Преимущество отдается “электронной” форме, как самой быстропроходимой.

Внутрирегиональные платежи зачисляются на счет клиента текущим днем, за исключением неверно оформленных платежных документов, и если платежное поручение поступило в сокращенном формате.

“Межфилиальная система СБ РФ” обеспечивает сокращение времени прохождения платежей между участниками системы межфилиальных расчетов. Она основана на разновидности клиринга – взаимозачете между филиалами и отделениями Сбербанка России. Система существенно экономит средства и позволяет эффективно прогнозировать и управлять денежными потоками банка[1, с. 77].

2. Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные направления современной бюджетной политики в России

Бюджетное устройство- это принципы построения бюджетной системы государства и организация ее функционирования.

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируются следующими законодательными документами [7,с. 56]:

1)    Положения Конституции Российской Федерации;

2)    Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации»;

3)    федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год;

4)    правовые акты представительных местных органов власти о бюджетах на очередной год;

Устройство бюджетной системы состоит из следующих звеньев, что отражено на рисунке 1 [7, с. 58].

 














Рис.1. Звенья бюджетной системы Российской Федерации

Консолидированный бюджет- это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах и анализе.

Консолидированный бюджет Российской Федерации  это свод Федерального бюджета и консолидирующих бюджетов субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь представляют собой свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий, административно входящих в субъекты Российской Федерации [7, с. 58].

Таким образом, каждое звено бюджетной системы Российской Федерации решает задачи по социально- экономическому развитию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быт законно закреплены в Бюджетном Кодексе, устанавливающем права и взаимные обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса [8,с. 46].

Бюджетный кодекс - очень важный финансово- экономический документ, который затрагивает интересы около одной трети трудоспособного населения страны, работников бюджетных организаций и предприятий. Его структура основывается на трех принципах: бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетный процесс [14, с.241].

Однако бюджетный кодекс по многим позициям не вполне отвечает предъявляемым к нему современным требованиям, а также зачастую находится в противоречии не только с федеральными законами, но и с гражданским кодексом, а также  с другими нормативно- правовыми актами.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации включает три основных типа бюджетов: федеральный, субъектов федерации и местный. Основные принципы функционирования бюджетной системы заложены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие в1998 г. нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, который вводится в действие с 1 января 2000 года, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

3. Роль Центрального банка России в регулировании кредитных отношений и деятельности коммерческих банков в России.

Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы сегодня возложены на ЦБР. Это регулирование призвано содействовать обеспечению[5, с. 147]:

-устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка;

-ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостоя­ния общества;

-научной организации денежного обращения в народном хозяйстве.

При этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений ЦБР с коммерческими банками и   методы   регулирования   деятельности   последних   предусмотрены соответствующие банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как[7, 9 и др.]:

-изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;

-изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам;

-проведение операций с ценными  бумагами и         с иностранной валютой.

Для этих целей ЦБР были разработаны инструкции №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», которая вступила в действие с 1 июня 1991 г. и «Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков», вступившие в действие с 1 июля 1991 г.

В соответствии с вышеуказанными нормативными документами ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах хозорганов, а также внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Регулирование величины остатков средств, подлежащих резервированию, заключается в том, что коммерческий банк на основании данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и норматива обязательных резервов, установленного ЦБР, составляет расчет величины средств, подлежащих регулированию, путем умножения первого вышеуказанного показателя на второй. Полученный результат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств, учитываемой на отдельном лицевом счете, открытом каждому коммер­ческому банку на пассивном балансовом счете № 815 в региональном Главном управлении ЦБР[9, 10 и др.].

Экономические отношения между ЦБР и коммерческими банками и регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБР может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБР оказывает воздействие экономическими методами на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам.

Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы.

Так, в частности, при крайне неблагоприятном состоянии денежного обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике ЦБР в целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных размеров процентных ставок по выдаваемым ими кредитам. Например, в 1991 г. ЦБР была введена для коммерческих банков предельная процентная ставка по предоставляемым ими кредитам в размере 25% годовых. Эта мера, однако, не сопровождалась рестрикционной политикой

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства. правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов, ЦБР может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБР по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

4. Развитие банковского сектора российской экономики

Современная российская банковская система имеет хотя и недолгую, но бурную историю. Она берет свое начало с конца 80-х годов, когда союзное Правительство   (Совмин   СССР)   предоставило   предприятиям   широкую хозяйственную самостоятельность, стало вводить различные элементы рынка, в том числе законодательные акты, необходимые для институциональных преобразований - право создавать кооперативы, товарищества, акционерные общества, биржи и т. д. Эти меры и формы, в которых они проводились в жизнь, стали определяющими в формировании рыночной структуры и траектории развития экономики СССР, а впоследствии и России[3, 8 и др.].

"Число зарегистрированных в России кредитных учреждений росло по мировым меркам беспрецедентными темпами с 4-х в 1988 г. до 2500 в 1994 г." Будучи одним из "приводных ремней" механизма инфляции, банковский сектор расширялся за счет активного перераспределения доходов в свою пользу. Так, если в 1991 г. доходы банков составляли 2,2% ВВП, то в 1994 г. они выросли до 7,4%. Затем, с падением инфляции, доля банков в доходах упала до 6,5% ВВП и до 6,4% в 1996 г.

На 1 мая 1996 г. общая сумма объявленных уставных капиталов коммерческих банков составляла 12,3 трлн. руб. Уставный капитал 477 банков (20% от общего числа) соответствовал промежуточным требованиям Банка России к размеру собственного капитала коммерческих банков, эквивалентному 6 млрд. долл. Около 620 банков (27% от их общего числа) имели капитал ниже установленного уровня. Для России характерно неравномерное территориальное распределение банков. Значительная их часть (46%) сосредоточена в Центральном районе, преимущественно в Москве - крупнейшем банковском центре страны (на 1 жителя столицы приходится в 10 раз больше банков, чем на 1 жителя страны),   поэтому   любые   кризисные   явления   приобретают   здесь гипертрофированный характер.


Углубляясь в исследование обстоятельств, вызывающих сбои в работе бан­ковской системы, напрашивается вывод, что они коренятся в следующих противоречиях механизма воспроизводства банковского капитала: не равновесие между банковскими рисками и внутренними источниками их компенсации: не равновесие между источниками банковских ресурсов и вложениями средств банков.

Суммируя все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что особенностью становления российской банковской системы является инфляционное основание расширенного воспроизводства капитала. Встроившись в механизм инфляции, банки развивались за счет производственного капитала, вследствие чего большинство предприятий постоянно испытывали недостаток оборотных средств, средств на амортизацию, не говоря уж о новых капитальных вложениях, которые моментально сгорали в пламени инфляции.

В этой связи преодоление сегодняшних проблем видится прежде всего "в подключении банковской системы (банковских капиталов) к процессу производства добавленной стоимости", интеграции воспроизводственных контуров банковского и производственного капиталов.













Список литературы

1.Закон РСФСР от 2 декабря 1992 г. "О банках и банковской деятельности"

2.Закон "О центральном банке Российской Федерации

3.Указ президента РФ от 10 июня 1994 г. №1184 "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации"

4.Инструкция Банка России №1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" от 1 октября 1997 г.

5.ДадашевА. 3., ЧерникД. Г. Финансовая система России. - М., 1997

6.Дробозин Л. А. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. - М., 1997

7.Жуков Е. Ф. Общая теория денег и кредита. - М., 1995 14.3емцов А. В. Обзор современной банковской системы// Банковское дело, №1,1997

8.  Земцов А.В. Обзор современной банковской системы России // Банковское дело, №1, 1997

9. Колесников В. И., Колесникова Л. П. Банковское дело. - М., 1997

10.Поляков В. П., Московкина Л. А. Основы денежного обращения и кредита:

Учебное пособие. - М., 1997

11.Солнцев О. Г. денежно - кредитная политика на 1998 год// Банковское дело, №3, 1998

12.Стратегия развития банковской системы России. Аналитическое обозрение центра комплексных исследований и маркетинга. Выпуск 2.96 (16) (Экономика)

13.Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. – М., 1996

14.Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный Банк в процессе экономического регулирования. – М.,1998