Содержание
Задача № 1. 3
Задача № 2. 7
Задача № 3. 8
Задача № 4. 9
Список литературы: 11
Задача № 1
Исходные данные:
Показатели |
Всего в рублях |
Продажи (1500 единиц) |
45000 |
Переменные затраты |
15000 |
Маржинальная прибыль |
30000 |
Постоянные затраты |
16000 |
Прибыль |
14000 |
Рассчитать:
· Точку равновесия в единицах продукции;
· Точку равновесия в рублях;
· Объём продаж при заданной прибыли, если предприятие планирует в следующем году получить прибыль в размере 15000 рублей;
· Точку наличного равновесия, если сумма годового износа основных средств равна 1500 рублей;
· Показатель безопасности, если предприятие в следующем году планирует объём продаж на уровне 50000 рублей;
· Изменение прибыли в случае роста объёма продаж на 10000 рублей, на 450 единиц продукции;
· Размер прибыли, которую следует ожидать при объёме продаж равном 45500 рублей;
· Следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 6000 рублей, что должно привести к росту выручки от реализации на 8000 рублей;
· Следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 1000 рублей, при одновременном снижении цены за единицу продукции на 5 рублей, что должно привести к росту продаж на 60%.
· Следует ли предприятию принимать решение производственного отдела о замене некоторых комплектующих изделий новыми, что повлечёт за собой увеличение переменных затрат на 2 рубля в расчёте на единицу продукции. Усовершенствование модели может увеличить спрос на эти изделия, а значит, и увеличить объём их производства на 450 единиц;
· Цену, по которой должен быть продан продукт предприятия, чтобы остались прежними а) прибыль; б) норма маржинальной прибыли, если вследствие инфляции затраты на сырьё и материалы увеличатся с 0,9 рублей на единицу до 1,8 рублей;
· Объём производства в точке безубыточности в единицах продукции и в денежном выражении, а также прибыль, если закупочные цены на сырьё увеличатся на 25% (первоначальная цена 0,9 рублей на единицу продукции);
· Величины критической продажной цены, критической выручки, критического уровня постоянных расходов;
· Операционную зависимость при данном уровне продаж на предприятии;
· Финансовую зависимость, если общая сумма финансовых выплат рассматриваемого предприятия составляет 2000 рублей, половину которой составляют расходы по выплате процентов и половину – дивидендов по привилегированным акциям, а ставка корпоративного налога равна 40%;
· Полную зависимость при данном уровне продаж на предприятии.
Решение
Точка равновесия, это такое количество выпускаемой продукции при котором предприятие не получает не прибыли не убытков. Т.е. цена равна себестоимости продукции.
Для нахождения точки равновесия в единицах продукции обозначим искомый объём Vк и подставим в уравнение:
Ц = ( ПЗ + Уд ПерЗ * Vк) / Vк,
Где Ц – цена единицы продукции;
ПЗ – постоянные затраты;
Уд ПерЗ – переменные затраты на единицу продукции;
30 = ( 16000 + 10 * Vк) / Vк, решая это уравнение получим Vк = 800 ед.
Умножив на цену одного изделия, получим точку равновесия в рублях равную 24000 рублей.
Объём продаж (Vп) при заданной норме прибыли и её размере в 15000 составит:
НП = П / В = 14000 / 45000 = 0,31,
Где НП – норма прибыли;
П – общая прибыль;
В – выручка (продажи);
Зная, что В = Ц * V и подставив в предыдущее уравнение получим:
Vп = П / ( НР * Ц ) = 15000 / ( 0,31 * 30) = 1613 ед.
Точка равновесия, при сумме годового износа основных фондов 1500 будет рассчитываться аналогично предыдущему случаю. Износ основных фондов включается в постоянные затраты, т.е.
V = ПЗ / ( Ц – Уд ПерЗ) = 17500 ( 30 – 10 ) = 875 ед, или 26250 рублей.
При росте объёма продаж на 10000 рублей и 450 единиц продукции, изменение прибыли составит:
П1 = В1 – ПЗ – УдПерЗ * V1 = 55000 – 16000 – 10 * 1950 = 19500,
∆П = П1 – П = 19500 – 14000 = 5500 рублей.
При объёме продаж 45500 размер прибыли увеличится на 500 рублей (т.к. в условии ничего не сказано о изменении количества единиц продаваемой продукции).
Предприятию не следует увеличивать смету на рекламу на 6000 рублей, т.к. это повлечёт увеличение постоянных расходов, что крайне не желательно, а положительный эффект крайне мал и при дальнейшем росте сойдёт на нет.
Предприятию следует увеличить расходы на рекламу на 1000 рублей и снизить цену изделия на 5 рублей, т.к. 60% рост продаж (1500 → 2400) принесёт прибыль в размере 19000 рублей.
Предприятию следует принимать решение производственного отдела о замене комплектующих, т.к. рост продаж на 450 ед., несмотря на рост переменных затрат на единицу продукции на 2 рубля, принесёт прибыль 19100 рублей.
При росте цен на сырьё и материалы вдвое и сохранении прежней прибыли цена изделия должна составлять:
Ц = ( ПЗ + Уд ПерЗ * V + П) / V = ( 16000 + 20 * 1500 + 14000) / 1500 = 40 рублей.
Объём производства в точке безубыточности в единицах продукции и денежном выражении, при увеличении на 25% переменных затрат рассчитывается аналогично вышеприведённому:
V = ПЗ / (Ц – Уд ПерЗ) = 16000 / ( 30 – 10 * 1,25) = 914 ед.;
В = Ц * V = 30 * 914 =27420 рублей.
Финансовая зависимость предприятия определяется соотношением его собственного и заёмного капитала. Предприятие выплачивает проценты в сумме 2000 рублей, по ставке 40%, значит, заёмный капитал составляет 2000 / 0,4 = 5000 рублей. Собственный капитал компании в виде прибыли составляет 14000.
Кфз = 5000 / 9000 = 0,55, это очень хороший показатель, что говорит о низкой финансовой зависимости предприятия.
Задача № 2
Администрация предприятия решила приобрести новый станок. Открытым остаётся вопрос о том, какой конкретно приобрести станок: станок 1 или станок 2.
Покупка и эксплуатация станка 1 связана с возникновением постоянных затрат в размере 50000 рублей, за отчётный период и переменных затрат в размере 65 рублей на единицу изделия. Покупка станка 2 – постоянных затрат в объёме 70000 рублей, переменных – 45 рублей на единицу.
Решение
В данном случае решение зависит от планируемого объёма производства, при небольших партиях рентабельнее закупить 1 станок, т.к. у него меньше постоянные издержки. Если же продукция будет выпускаться крупными партиями, то выгоднее приобрести 2 станок (у него меньше переменные затраты на единицу продукции).
Разница между постоянными издержками при покупке 1 и 2 станка составляет 20000 рублей, переменных 20 рублей на единицу продукции, отсюда следует что общие затраты (ОЗ) при объёме производства в 1000 единиц будут равны.
ОЗ = ПЗ + ПерЗ * V, где
ОЗ – общие затраты;
ПЗ – постоянные затраты;
ПерЗ – переменные затраты;
V – объём производства;
ОЗ1 = 50000 + 65 * 1000 = 115000 рублей;
ОЗ2 = 70000 + 45 * 1000 = 115000 рублей.
При объёме выпуска продукции менее 1000 шт. за отчётный период выгоднее приобрести 1 станок (т.к. общие затраты будут меньше). При выпуске более 1000 единиц продукции целесообразнее приобрести 2 станок.
Задача № 3
Определить влияние использования производственной мощности на прибыль предприятия при следующих условиях: по предприятию выпускающему одно изделие:
· Нормальная мощность – 350000 шт.;
· Запланированный объём производства – 300000 шт.;
· Фактически выпущено продукции – 280000 шт.;
· Цена изделия – 15 руб.;
· Переменные расходы – 11 руб.;
· Постоянные расходы за период – 450000 руб.;
Решение
Прибыль предприятия находится по следующей формуле:
П = V * ( Ц – ПерР ) – ПП, где
П – прибыль;
V – объём производства;
Ц – цена изделия;
ПерР – переменные расходы;
ПП – постоянные расходы.
При нормальной мощности предприятие получит прибыль в размере:
П = 350000 * ( 15 – 11 ) – 450000 = 950000 рублей;
При запланированном объёме выпуска:
П = 300000 * ( 15 – 11 ) – 450000 = 750000 рублей;
При фактически выпущенной продукции:
П = 280000 * ( 15 – 11 ) – 450000 = 670000 рублей.
Исходя из полученных данных можно, сделать следующий вывод: использование производственной мощности напрямую влияет на прибыль предприятия. Чем больше выпуск продукции, тем больше прибыль, полученная предприятием.
Задача № 4
Предприятие продаёт на внутреннем рынке продукцию в объёме 15000 штук. Данные о затратах на весь объём продукции приведены ниже. Предприятие имеет возможность дополнительно произвести некоторое количество такой же продукции и реализовать её на внешнем рынке. Нужно установить цену на экспортируемую продукцию, применив метод ценообразования, когда постоянные расходы фактически возмещаются в ценах, установленных для определённого базового количества производимых изделий, а цены определяются на базе переменных затрат только дополнительного количества изделий, при сохранении прежнего уровня рентабельности.
Исходные данные
Показатели |
На объём продукции 15000 шт., руб. |
Переменные затраты (ПерЗ) |
65000 |
Постоянные затраты (ПЗ) |
35000 |
Полная себестоимость (С/с) |
100000 |
Выручка от реализации (В) |
115000 |
Прибыль (П) |
15000 |
Решение
Из исходных данных можно найти переменные затраты на единицу продукции:
Уд ПерЗ = ПерЗ / V = 65000 / 15000 = 4,33;
Прибыль на единицу продукции составит:
Уд П = П / V = 15000 / 15000 = 1;
Используя указанный метод экспортная цена единицы продукции составит:
ЭЦ = Уд ПерЗ + Уд П = 4,33 + 1 = 5,33 рубля.
Список литературы:
1. Архипов А. И. Экономика – М.: «Проспект» 1998.
2. Волков О. И. Экономика предприятия. – М.: «ИНФРА – М»., 1997.
3. Казаков А. П. Экономика: Курс лекций – М., 1996.
4. Камаев В. Д. Экономическая теория – М.: «Владос» 1998.
5. Сафронова А.А Экономика предприятия. - М.: "Юристъ",1998.