Оглавление

Введение. 3

1. Теоретические основы  организации международной торговли. 4

1.1. Понятие и экономические основы организации международной торговли  4

1.2.  Принципы организации свободной торговли. 4

1.3. Принципы политики протекционизма. 6

2. Практические аспекты организации  международной торговли. 8

2.1. Отраслевая структура  международной торговли: статистика. 8

2.2. Тенденции  проявления принципов  протекционизма и свободной торговли  во внешнеэкономической политике США.. 14

3. Проявление принципов международной торговли во внешнеторговой деятельности России. 19

3.1. Экспорт и его динамика. 19

3.2. Импорт и его динамика. 24

3.3. Проблемы  реализации принципов  организации международной торговли в России. 25

3.4. Роль государства   и проводим  им политики   протекционизма и свободной торговли во внешнеэкономических отношениях России. 29

Заключение. 33

Список литературы.. 36









Введение

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.

Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются  вопросы реализации принципов международной торговли в политике протекционизма и  свободной торговли в  современных условиях..

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

В этой связи значительный интерес представляет изучение  принципов организации международной торговли на примере свободной торговли и протекционизма. Особую значимость эти проблемы имеют для России, вставшей на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Целью данной работы  выступает исследование  принципов  организации международной торговли  на примере свободной торговли и протекционизма и их проявления в современных условиях.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть теоретические основы организации международной торговли;

2)     рассмотреть практические аспекты организации международной торговли на примере США;

3)    рассмотреть проявление принципов международной торговли во внешнеторговой  деятельности России.

1. Теоретические основы  организации международной торговли

1.1. Понятие и экономические основы организации международной торговли

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По не­которым оценкам на долю торговли приходится около 80 про­центов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, харак­теризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития националь­ных экономик.

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость[1, 3 и др.].

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

1.2.  Принципы организации свободной торговли

На современном  языке  вопрос  о  свободной  торговле  сводится  к следующему убедительному   выводу.   Благодаря   свободной   торговле, базирующейся на принципе  сравнительных  издержек,  мировая  экономика может достигнуть   более  эффективного  размещения  ресурсов  и  более высокого уровня материального  благосостояния.  Структура  ресурсов  и уровень технологический знаний каждой страны различны.  Следовательно, каждая страна  может  производить  определенные   товары   с   разными реальными издержками.  Каждая  страна  должна  производить  те товары, издержки производства которых  относительно  ниже  издержек  в  других странах, и  обменивать  товары,  на  которых она специализируется,  на продукты, издержки производства которых  в  стране  выше  относительно других стран.  Если  каждая страна будет поступать таким образом,  мир может в полной  степени  использовать  преимущества  географической  и человеческой специализации.  То есть мир - и каждая свободно торгующая страна - может получить больший реальный доход от  использования  того объема ресурсов,  которыми они располагают. Протекционизм - барьеры на пути свободной торговли -  уменьшают  или  сводят  на  нет  выгоды  от специализации. Если  страны  не  могут свободно торговать,  они должны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.     Побочная выгода от  свободной  торговли  заключается  в  том,  что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию.  Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет  местные  фирмы  переходить  к производственным технологиям  с  более  низкими издержками.  Это также вынуждает вводить новшества и  держать  руку  на  пульсе  технического прогресса, повышая   качество   продукции  и  используя  новые  методы производства, и  таким  образом  содействовать  экономическому  росту. Свободная торговля  предоставляет  потребителям  возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.  Причины,  по  которым  следует отдать предпочтение торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинство  экономистов  оценивает свободную торговлю как экономически обоснованное явление[4, с. 144].

Несмотря на  всю убедительность аргументов  в  пользу  свободной торговли, в  действительности  на  этом  пути стоит большое количество барьеров:

    - пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут  вводиться  с  целью  получения  доходов  или  для   защиты;

- С  помощью  импортных  квот   устанавливаются максимальные объемы  товаров,  которые  могут  быть  импортированы  за какой-то период  времени.  Часто  импортные  квоты   выступают   более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины.                            

- Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности  или  просто  бюрократические  запреты  в  таможенных процедурах. Так,  Япония  и  европейские  страны требуют от импортеров получения лицензий.  Ограничивая  выпуск  лицензий,  можно  эффективно ограничивать импорт.  Именно  так  поступила Великобритания,  запретив импорт угля.

- Добровольные  экспортные ограничения являются относительно новой формой торговых барьеров. 

1.3. Принципы политики протекционизма

Хотя в настоящее время преобладает концепция  свободной  торговли, мнение о   необходимости  проведения  протекционистской  политики  еще достаточно широко    распространено. Выделим несколько основных принципов проведения политики протекционизма[7, 10 и др.]:

1) Необходимость обеспечения обороны.  Аргумент этот    имеет   военно-политический,  чем   экономический характер: защитные пошлины нужны для сохранения  и  усиления  отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы,  которые необходимы для обороны или ведения  войны. 

2) Увеличение внутренней занятости.  Совокупные  расходы в открытой экономике состоят  из  потребительских   расходов,   капиталовложений, государственных расходов,   чистого  экспорта.  Чистый  экспорт  равен разности между экспортом и импортом.  Увеличение совокупных расходов в результате сокращения  импорта  окажет  стимулирующее  воздействие  на внутриэкономическое развитие,  поскольку повлечет за собой резкий рост доходов и занятости. Хотя  импортные ограничения изменяют структуру занятости, они в действительности могут лишь незначительно, либо вообще не менять уровень занятости.  Очевидно,  что все страны не могут одновременно добиться  успеха при введении  импортных  ограничений.  Экспорт  одной  страны является импортом для другой. В той же степени, в какой превышение экспорта над импортом, достигнутое одной страной, может стимулировать ее экономику, избыток импорта над экспортом в другой  экономике  обостряет  проблему безработицы. В долгосрочном плане превышение экспорта над импортом в качестве в качестве стимулирования внутренней занятости  обречено  на  неудачу.  Следовательно, долгосрочная цель заключается не в  том,  чтобы  увеличить  внутреннюю занятость, а  в  том,  в  лучшем случае,  передислоцировать рабочих из экспортных отраслей   в   защищенные   отрасли,   ориентированные   на внутренний рынок.   Это  перемещение  приводит  к  менее  эффективному размещению ресурсов. Пошлины перекрывают путь ресурсам в те отрасли, в которых производство    настолько    эффективно,    что   обеспечивает сравнительные преимущества.  Нет  никаких  сомнений,  что  при  выборе антициклических мер   разумная   своевременная  денежная и налоговая политика предпочтительнее манипулирования пошлинами и квотами.  Итак, утверждать, что пошлины увеличивают чистый экспорт и поэтому создают новые рабочие места -  значит толкать на ложный путь.                                

3) Диверсификация ради стабильности.  Известен и  другой  аргумент для оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности.  Отправным моментом  здесь  является то, что  доходы  высокоспециализированных экономик. Защита   пошлинами   и  квотами  необходима  в  ряде стран  для диверсификации и,  как следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых  рынках  одного  или  двух  видов  продукции.  Это  поможет оградить внутреннюю экономику от  влияния  международных  политических событий

4) Защита молодых отраслей. Временная  защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм  позволяет  нарождающимся  отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями.    Защита  молодых  отраслей с помощью пошлин  скорректирует  существующее  неправильное   размещение мировых ресурсов,  исторически сформировалось из-за различий в уровнях экономического развития отечественной и иностранной промышленности.

5) Защита от демпинга. Считается, что   тарифы  необходимы  также  для  защиты  фирм,  от иностранных производителей,  которые сбывают избыточную  продукцию  по демпинговым ценам  ниже  ее  себестоимости.  То, что на первый взгляд может быть  рассмотрено  как  демпинг,  на  деле   зачастую   является результатом действия      принципа      сравнительных     преимуществ. Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта, а  конкуренция  на рынке ограничится.  Ослабление конкуренции позволяет фирмам поднимать цены за счет потребителя.  Но  даже  тогда, когда демпинг имеет место,  потребители выигрывают от более низких цен на товары в такой же степени - по крайней мере в краткосрочном плане - в какой они выигрывают от войны цен между местными производителями.

2. Практические аспекты организации  международной торговли

2.1. Отраслевая структура  международной торговли: статистика

Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран[8, 12 и др.].

Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10-15 процентов. В 1996 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов превысил достижение рубежа в 1 трлн. долларов.

В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры здесь — промышленно развитые страны) резко вырос и обмен соответствующими услугами: научно-технические производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги.

В целом мировой экспорт услуг 80-х годов демонстрирует заметный рост, несколько затормозившийся в середине 90-х годов. Развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами — транспортными, финансовыми, туристскими. В 1995 г. он достиг 1230 млрд. долл. (экспорт товаров, соответственно, 4875 млрд. долл.) и составлял, таким образом, пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму в три раза большую совершаются операции с услугами филиалами иностранных компаний на территории других стран. Одной из быстро развивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией.  Важной тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового металлургического рынка. К особенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное движение доли традиционных экспортеров — Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и .Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай.

Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание объясняется созданием заменителей сырья, более экономичным использованием и углублением его переработки.

Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция — это опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сы­рьем.

Характеризуя отраслевую структуру мировой торговли в первой половине 20 века (до второй мировой войны) и в последующие десятилетия, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов — это торговля машинами и оборудованием[9, 10 и др.].

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстр растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары.. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.

В мировой торговле продовольствием отмечается относительное уменьшение спроса на него. В определенной степени это связано с расширением производства продовольствия в промышленно развитых странах.

Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обусловливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.

Важная тенденция - расширение торговли этой группой товаров между промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли, резко вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения (табл. 1).

Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции.

Таблица 2.1

Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, % [4, 12 и др.]

Основные товарные группы

1937 г

1960 г.

1975 г

1988 г.

1994 г.

Продовольствие (включая напитки и табак)

22,8

18,2

12,2

10,7

7,2

Сырье

31,0

16,7

7,5

5,9

4,8

Минеральное топливо

7,6

10,1

19,5

12,5

7,7

Продукция обрабатывающей промышленности

38,8

55,0

59,7

72,4

76,5

Оборудование, транспортные средства

10,6

21,2

27,9

35,1

38,2

Химические товары

4,6

6,2

7,2

9,0

9,2

Прочая продукция обрабатывающей промышленности

23,6

27,6

24,6

28,3

29,2

Черные и цветные металлы

10,6

9,0

7,3

5,3

6,6

Текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда)

8,7

5,4

4,9

6,8

7,6


Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы  роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, что все стра­нны все сильнее втягиваются в систему международного разделе­ния труда. Мировой экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 трлн. долл. в 1980 г. до 5,5 трлн. долл. в 1997 г. Это означает увеличение объема экспорта более чем на 70% за 80-е годы и более чем на 33% — за первую половину 90-х годов. Близки к этим цифрам и показатели импорта (табл. 2.2).



Таблица 2.2

Общие итоги  мировой торговли  за 2000-2003 годы

Общие итоги мировой торговли

2000

2001

2002

2003*

Товарооборот (млрд долл.) 7656

10116

10359

11309

11812

Экспорт (млрд долл.) 3809

5033

5100

5574

5824

Импорт (млрд долл.) 3847

5083

5259

5735

6018

Изменения в 2003 году , %, к предыдущему году

Экспорт









Северная Америка (США и Канада)

9,5

8,0





Евросоюз

8,0

6,0





Страны с переходной экономикой

14,5

11,5





Япония

3,5

12,5





Латинская Америка

12,0

3,0





Страны ЮВА (Южная Корея, Малайзия,









Сингапур, Тайвань, Гонконг)

14,5

15,5





Импорт









Северная Америка

5,5

5,5





Евросоюз

4,0

2,5





Страны с переходной экономикой

3,5

12,0





Япония

-0,5

2,5





Латинская Америка

11,0

10,5





Страны ЮВА

3,5

4,0






По ориентировочным оценкам, мировой товарооборот достиг в 2003 г. 11,9 трлн долл. Анализ изменений в международной торговле, в том числе и на современном этапе, предполагает рассмотрение двух аспек­тов: во-первых, темпы ее роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во-вторых, сдвиги в структуре:

Все это не могло не сказаться на радикальных сдвигах как в товарной, так и в географической структуре мирового внешне­торгового обмена. При этом практически неизменной за по­следние 15—20 лет сохраняется доля основных групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом случае — это величины порядка 70—76%, во втором — эта вели­чина находится в пределах 20—24% и для последней группы этот показатель не превышает 6—8%.

В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовыва­ется очевидная тенденция роста доли готовых изделий, на кото­рые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых това­ров приходилось около двух третей экспорта и только одна треть — на готовые изделия.

Услуги составляют в настоящее время почти четверть между­народного торгового обмена. Именно поэтому мы отдельно рас­сматриваем мировую торговлю услугами.





2.2. Тенденции  проявления принципов  протекционизма и свободной торговли  во внешнеэкономической политике США

 Внешнеторговая доктрина США исходит из того, что в послевоенный период развития экономика США претерпела два основных структурных изменения. Одно из них – глобализация (доля США в мировой торговле возросла более чем в два раза за последние 50 леи и в настоящее время превышает совокупную долю ЕС и Японии). Другим примечательным явлением в  развитии американской экономики стала стагнация реальных доходов и регрессивный сдвиг в их распределении. В США созданы десятки миллионов новых рабочих мест, во многом за счет развития внешней торговли, однако среднестатистический реальный доход семьи в настоящее время ниже, чем поколение тому назад, для половины населения страны заработная плата либо не изменилась, либо сократилась, и только материальное положение 20% населения безусловно улучшилось[5]

Главным вопросом развития экономики является степень взаимодействия вышеперечисленных факторов, определяющая баланс либерализации и протекционизма.

Либерализация международной торговли на данном этапе развития идет внутри сложившихся торгово-экономических союзов: ЕС, НАФТА (США, Канада, Мексика), Меркосур (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам), ЕВРОМЕД, объединяющий страны Средиземноморья, АПЕК, в который входит 18 стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В настоящее время более 60% мировой торговли приходится на торговлю внутри существующих торговых союзов, в том числе в рамках ЕС – 22,8%, ЕВРОМЕД – 2,3%, НАФТА – 7,9%, Австралию и Новую Зеландию – 0,1%, страны АПЕК – 23,7%.

Глобальный характер либерализации международной торговли определяется международным характером конкуренции в современных условиях. Успех на мировом рынке прочно ассоциируется с привлечением иностранных инвестиций. Следующим этапом становится международное распределение продукции, рабочих мест, доходов и технологии. Большинство стран предлагают прямой льготный режим иностранным инвесторам, но главным условия привлечения  инвестиций остается открытый торгово-инвестиционный режим. Одной из основных составляющей экономического прогресса стала международная конкурентоспособность, независимо от емкости внутреннего рынка. По оценкам, американских экономистов, такие самодостаточные в своем экономическом развитии страны, как Бразилия, Китай, Индия, Россия, США, включились в процесс либерализации внешней торговли. Примечательно, что США, еще десять лет назад имевшие значительные импортные квоты на автомашины, станки и оборудование, сталь и изделия из нее, отказались от подобных протекционистских мер.

Практика показала, что наиболее надежной тактикой для достижения параллельности является принцип взаимности, достигаемый путем торговых переговоров и взаимных уступок. Так, США отказались от импортных квот на текстиль в обмен на уступки по правам на интеллектуальную  собственность и ликвидацию таможенных барьеров на американскую сельскохозяйственную продукцию со стороны других стран-членов ГАТТ в рамках «Уругвайского метода».

Аналогичным образом Япония и Республика Корея открыли свой рынок риса в обмен либерализацию экспортного режима для своих экспортеров высокотехнологической продукции, в частности в США.[5]

Либерализация посредством переговорного процесса является более плодотворной, чем односторонняя либерализация. Ключевым моментом стала способность страны доказать своим торговым партнерам целесообразность двусторонних действий.

Возникновение торговых организаций явилось одним из следствий поиска взаимности при либерализации внешней торговле. Другой движущей силой создания торговых организаций стало стремление преодолеть традиционное политическое соперничество. Так, одной из целей образования ЕС стало преодоление исторически сложившийся враждебности между Францией и Германией. Меркосур, был задуман, как система, способная положить конец гонке вооружений (в том числе ядерной) между Аргентиной и Бразилией. Успех АРЕС во многом будет зависеть от того, удастся ли сн6изить риск азиатско-тихоокеанских конфликтов, превалировавших в течение последнего столетия, включая три войны с участием  США.     

Таким образом, мотивация создания региональных торговых регионов в значительной степени определяются интересами национальной безопасности. В этом одна из причин более быстрого и смелого развития торгово-политических отношений в региональном масштабе. Весь послевоенный период торговые барьеры снижались за счет баланса взаимодействия между региональными инициативами и их глобальным применениям. США стали инициатором «Раунда Кеннеди» в 1960 г. в качестве противовеса создания ЕС, а также «Токийского раунда» в 70-е годы в ответ на присоединение Великобритании к ЕС[8, 15 и др.].

Позитивный рост взаимодействия между обеими стратегиями наблюдается в 80-90-е годы. США неоднократно прибегали за эти годы к традиционной тактике регионализма, в частности заключив договоры о свободной торговле с Израилем и Канадой в ответ на вето ЕС новым переговорам в рамках ГАТТ. Это явилось импульсом к началу «Уругвайского раунда». Когда переговоры зашли в тупик, по инициативе США три североамериканские страны создали НАФТА, а азиатские страны инициировали создания АПЕК.

ВТО получило от ГАТТ в наследство крайне неразвитую систему реализации двусторонних системы отношений. Из ста двухсторонних соглашений, представленных на рассмотрение в ГАТТ, ни одно не было отвергнуто, но только два были одобрены. В настоящее время в связи с ростом значения регионализма США настаивают на введении в ВТО более строгого регулирования данного вопроса.

Одним из приоритетных направлений остается разрешение противоречий между протекционизмом, вопросами защиты окружающей среды и трудовыми законодательствами ряда стран.

Одно из главных преимуществ региональных соглашений – возможность поэтапно сохранять поступательное движение либерализации. В рамках «Уругвайского раунда» все квоты на сельскохозяйственную продукцию были заменены на тарифы, отменены квоты на текстильную продукцию и готовую одежду и большая часть тарифов в развивающихся странах была пересмотрена в сторону снижения.

Продолжается борьба с различными формами скрытого протекционизма. Например, большая часть претензий американских экспортеров связана не с торговыми барьерами как таковыми, а с так называемым антиконкурентным поведением японских компаний, когда они заключают эксклюзивные соглашения на поставки и размещение заказов (в основном на запчасти и кинофотопленку) или монополизируют определенные рынки (стекло, углекислый натрий). США использует статью 301 Закона о торговле для борьбы с нетарифными барьерами.

Следующим этапом либерализации международной торговли должно стать создание зон свободной торговли. ЕС и ЕВРОМЕД объявили о создании единой европейской зоны свободной торговли к 2010 г[5]

На встрече на высшем уровне, проходившей в Майями в декабре 1994 г., 34 страны Западного полушария, включая США, достигли договоренности завершить переговоры о создании Свободной торговой зоны Северной и Южной Америки (“Free Trade Area of the Americas” – FTAA) к 2005 г.  Следующая встреча на высшем уровне, на которой должны возобновится торговые переговоры, состоится в Сантьяго (Чили) в апреле 1998 г. За прошедший период министры торговли 34 стран трижды встречались для обсуждения перспективы сотрудничества. К настоящему времени создано 12 рабочих групп для работы по трем направлениям: реформы по облегчению доступа на рынки (включая ликвидацию таможенных барьеров, внесение изменений в национальное законодательство с целью отмены положений, дискриминирующих иностранных поставщиков); пересмотр национального законодательства по торговле, инвестициям к сектору услуг; разработка мер, способствующих торговле (реформа таможенного законодательства, визовые вопросы и т. д.)

Значение FTAA для развития экономики США и стран этого региона определяется их исторической взаимозависимостью в торгово-экономической деятельности. На этот регион включая Мексику, приходится 18% экспорта и 16% импорта США. Внешнеторговый оборот США  со странами региона, включая Мексику, с 1993 г. увеличился на 50% при незначительном, но стабильном положительном сальдо (по оценке, в 1997 г. – 5 млрд. долларов.) торгового баланса. За этот период прямые инвестиции США в страны Латинской Америки возросли на 30%. В 1995 г. они составляли 92,5 млрд. долл., или 13% всех зарубежных инвестиций[9, 11 и др.].

Переговоры по FTAA для США не сопряжены с существенными изменениями сложившейся торговой политики или законодательства, уже реформированного в соответствии с НАФТА. Гораздо больше либерализация а одностороннем порядке в рамках ГАТТ/ВТО ими уже проведено снижение торговых барьеров, составляющих в настоящее время в среднем 10-20%. Предстоящий этап либерализации обеспечит этим странам на взаимной основе доступ к США, в частности ликвидацию таможенных барьеров по текстильной и сельскохозяйственной продукции (аналогичную НАФТА). В то же время ряд специфических таможенных барьеров останется в рамках FTAA,  а процесс ликвидации других может затянуться до окончания переговоров.[5]

При очевидной самодостаточности экономики США по сравнению с их торговыми партнерами доктрина «глобальной свободной торговли» находит в США широкую поддержку.

Во-первых за счет расширения внешней торговли США надеются решить одну из самых насущных экономических проблем – стагнацию реальных доходов и регрессивный сдвиг в их распределении. Заработная плата в экспортных отраслях на 15-20% выше среднего уровня, а производительность труда выше на 20-40%. Компании производящие экспортную продукцию, расширяют производство на 20% быстрее, чем не экспортные компании, и на 10% реже становятся банкротами. Если США удастся снизить дефицит внешнеторгового баланса, находящийся на уровне 150 – 200 млрд. долл., до 1% ВВП, это создаст около 2 млн. рабочих мест.

Для реализации этой цели экономика США должна претерпеть ряд структурных изменений: для обеспечения притоков капиталов национальные накопления должны быть увеличены на 1-2% ВВП; для успешной конкуренции на мировом рынке необходимо кардинальное повышение общеобразовательного уровня, а также проведение программ дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки.

Во-вторых, США не удастся решить внутренние экономические проблемы без стабильного роста экспорта. «Глобальная свободная торговля» будет одним из основных факторов, обеспечивающий его поступательный рост. Торговые барьеры в странах – торговых партнеров в США остаются крайне высокими, особенно в быстроразвивающихся странах Азии. По оценке института международной экономики США, только ликвидация торговых барьеров в Японии позволит увеличивать американский экспорт на 20 млрд. долл. ежегодно и создаст 400 тыс. рабочих мест. В настоящее время торговые барьеры в странах Латинской Америки в 3 раза превышают немногие еще сохранившиеся барьеры в США.[5]

3. Проявление принципов международной торговли во внешнеторговой деятельности России

3.1. Экспорт и его динамика

На протяжении последних лет Россия сохраняет курс на более тесную интеграцию в мировое экономическое сообщество. Вместе с тем доля России в мировой торговле остается незначительной, начиная с 1992 г. и по настоящее время она находится на уровне 1,3-1,4%.

По оборотам внешней торговли Россия уступает большинству индустриально развитых стран, в том числе США (13 - 14%,5), Германии (9,5-11%), Японии (7 - 8%), Франции (5,5 - 6%), Великобритании (5 - 5,5%). Ее торговый оборот сопоставим по объемам с такими европейскими странами, как Швейцария (1,3 - 1,6%) и Швеция (1,0 - 1,4%), но отстает от торгового оборота особенно интенсивно развивающихся в последнее десятилетие стран и территорий Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности Сянгана (Гонконга) (3,2 - 3,7%), Китая, Кореи, Сингапура, Тайваня (около 2 - 2,8%), и может сравниться по объемам торговли лишь с Малайзией (1,1 - 1,5%)[7, 13  и др.].

С 1992 по 2003 гг. удельный вес России в мировой торговле возрос с 1,36 до 1,41%, доля российского экспорта в мировом увеличилась с 1,41 до 1,69%, а доля импорта снизилась с 1,31 до 1,14%.

В 1994-2003 гг. внешнеэкономическая отрасль оставалась одной из немногих динамично развивающихся секторов российской экономики. Однако в 2003 г. внешнеторговая активность России начала снижаться. По данным Госкомстата РФ, внешнеторговый оборот за минувший год составил 155,0 млрд. долларов и увеличился лишь на 2,4%, причем российский экспорт уменьшился на 2%.

Произошедшие в 2003 г. негативные изменения в динамике внешнеторгового оборота повлияли на ухудшение позиций России в мировой торговле. По итогам девяти месяцев 2003 г. доля России в мировой торговле понизилась практически до уровня 2003 г. - 1,38%, доля в мировом экспорте уменьшилась до 1,57%, доля в мировом импорте составила 1,19%.

В период 1992-2003 гг. изменение объемов российского внешнеторгового оборота практически совпадало с тенденциями, которые были характерны для мировой торговли в целом. Вместе с тем темпы роста торгового оборота России превышали средние темпы роста мировой торговли, и были наиболее близки к темпам роста внешнеторгового оборота динамично развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона

На территории России находятся огромные запасы природных ресурсов. Так, к примеру, доля России в мировых разведанных запасах природного газа составляет около одной трети, железной руды - 28%, никелевой руды - около 15%, медной руды - 10%, нефти и угля - 12-13%.

Обладая богатейшими в мире природными ресурсами, Россия сохраняет позиции крупнейшей в мире страны по производству ряда товаров. Так, по добыче природного газа и производству никеля России принадлежит первое место в мире, по производству алюминия и искусственных алмазов - второе место после США, по добыче нефти - третье после Саудовской Аравии и США, по производству чугуна и выплавке стали - четвертое место после Японии, КНР и США, по производству золота - 5-6 место в мире

Россия - одна из ведущих стран-экспортеров нефти и природного газа, цветных и драгоценных металлов. К примеру, в общих закупках природного газа государствами Европейского Союза (ЕС) на долю российского газа приходится около половины, удельный вес России на мировом рынке платины составляет около 25%, алюминия - порядка 13%.

В 1992 - 2003 гг. происходило постепенное сжатие внутреннего рынка, что вынудило производителей конкурентоспособных на внешнем рынке товаров переориентироваться на мировые рынки. Не последнюю роль сыграли также растущие неплатежи за товары, которые поставлялись на внутренний рынок.

В 2003 г., несмотря на некоторое оживление внутреннего спроса, сохранился высокий уровень ориентации ведущих отраслей промышленности на внешний рынок, причем доля экспортных поставок в объеме добываемой и производимой энергетической в основном увеличилась, неэнергетической - преимущественно сократилась[8, 14 и др.].

По итогам 2003 г. относительно объемов производства или добычи на экспорт поставлялось 11% легковых автомобилей, 17% железной руды, 31% лесоматериалов, 37% природного газа и аммиака, 43% нефти, 44% нефтепродуктов, 47% синтетического каучука, 52% метанола, 66% клееной фанеры, 70% газетной бумаги и минеральных удобрений, 84% целлюлозы.

В период реформирования российской экономики по многим видам экспортной продукции были утрачены конкурентные преимущества, базировавшиеся на разнице внутренних цен и цен мирового рынка.

В декабре 2003 г. на российском рынке цены приобретения в пересчете по официальному курсу ЦБ РФ были выше среднего уровня мировых цен по бензину - на 80%, по дизельному топливу - на 92%, по мазуту - на 19%, по важнейшим видам цветных металлов - алюминию, меди и никелю - на 13, 22 и 19% соответственно. Цена природного газа составляла 56% от мировой, нефти - 66%.

Хотя в 2003 г. отмечались определенные позитивные сдвиги в регулировании деятельности естественных монополий, которые способствовали более низким относительно инфляции темпам роста затрат на производство и экспорт отдельных видов продукции, этих мер оказалось недостаточно, чтобы предотвратить негативную динамику конкурентоспособности товаров российского производства на внешних рынках из-за сложившейся преимущественно неблагоприятной мировой конъюнктуры.

Одним из важнейших факторов, позволяющих проанализировать причины складывающейся ситуации с торговым балансом России, а также спрогнозировать дальнейшее развитие событий, является конъюнктура мировых товарных рынков.

В 2003 г. на мировом рынке нефти темпы роста предложения опережали темпы роста спроса. Увеличение предложения нефти связано с ростом добычи в отдельных странах, не входящих в ОПЕК (Норвегия, Великобритания, Мексика, Китай, Бразилия, Ангола), а также в странах - членах ОПЕК (Венесуэла, Нигерия), которые превысили свои квоты на экспорт. Кроме того, во втором полугодии 1997 г. в ожидании поставок нефти из Ирака на нефтяном рынке обстановка была нестабильной, цены на нефть подвергались резким колебаниям.

Для российских экспортеров западноевропейский рынок нефтепродуктов является основным внешним рынком. На протяжении 1996-2003 гг. спрос на нефтепродукты на этом рынке устойчиво рос, что позволило в последние годы значительно увеличить экспорт российских нефтепродуктов. Однако в 1997 г. темпы роста поставок на экспорт были ниже, чем в предшествующем году, что было обусловлено ухудшением ценовой конъюнктуры.

В отличие от 2002 г., когда в мире отмечалось резкое увеличение потребления природного газа из-за значительного вздорожания нефти и небывало холодной погоды (мировой спрос в 2002 г. относительно 2001 г. возрос на 4,7%), в 1997 г. спрос на природный газ уменьшился. В Европе потребление газа сократилось примерно на 10%. Средняя цена на природный газ на Нью-йоркской товарной бирже в 2003 г. была на 7% ниже, чем в 2002 г. и составила 2,5 доллара за млн. британских тепловых единиц.

Ухудшение конъюнктуры на мировых рынках энергетических товаров в 1997 г. не позволило увеличить российский экспорт энергоресурсов. По итогам 1997 г. относительно 2002 г. стоимость экспорта продукции топливно-энергетического комплекса сократилась более чем на 1,1 млрд. долларов. Сводный индекс цен в 2003 г. составил 0,96 при индексе физического объема 1,02. Учитывая все факторы, в 2004 г. не следует ожидать улучшения конъюнктуры на рынках энергетических товаров и значительного роста экспорта российских энергоносителей.

Следует также отметить, что в последние годы, кроме низкой конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке, большую роль стали играть субъективные факторы. В частности, к ним можно отнести дискриминационные ограничения стран - членов ЕС, США, Канады и других государств на товары российского производства. Причем эти меры распространяются преимущественно на не сырьевые товары.

Под антидемпинговые процедуры со стороны Комиссии ЕС подпадает значительное количество товаров металлургической, химической, легкой и других отраслей промышленности. США и Канада устанавливали антидемпинговые пошлины и ограничения на поставки отдельных видов черных металлов. С 2003 г. российские нефтепродукты, ввозимые в страны ЕС, стали облагаться пошлинами, хотя и в льготном режиме. Кроме того, многие европейские страны, стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются на поставщиков энергоносителей из других стран.

Российский экспорт характеризуется высоким уровнем концентрации по рынкам сбыта, что также является одним из факторов, ограничивающим его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на одну страну - Нидерланды, 60% поставок алюминия осуществляется в две страны - Японию и США, около 70% лесоматериалов вывозится в Финляндию и Японию, более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.

В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, а также снижения конкурентоспособности отечественной продукции как на внешних, так и на внутренних рынках, конъюнктура мировых товарных рынков оказывает непосредственное воздействие на результаты внешнеторгового, а также реального секторов экономики.

3.2. Импорт и его динамика

В импорте в Россию преобладают продовольственные товары и сырьё для из производства, предметы ширпотреба и машинотехнические изделия.

Основная часть поставщиков оборудования по переработке и производству пищевых продуктов приходится на ведущие европейские страны, причем Германия традиционно поставляет мясоперерабатывающее и хлебопекарное оборудование, а Италия оборудование для производства макаронных изделий. Из наших ближайших соседей, стран СНГ, россияне проявляют интерес только к украинской продукции, что объясняется налаженными связями с крупными заводами Украины и ориентацией многих предприятий этой страны на производство оборудования по переработке продуктов аграрной и пищевой индустрии. Из Украины ведутся поставки большего спектра продукции, в числе которого: оборудование хлебопекарное, тестомесилки, дозаторы для сиропа, центрифуги, сепараторы молочные, измельчители кормов, оборудование для птицеводства и даже пельменные аппараты.

В сентябре объем импорта в Россию (без данных по Белоруссии) уменьшился на 45,4 процента, в т.ч. из стран дальнего зарубежья - на 45,7, из СНГ - на 44,1. В торговле с дальним зарубежьем снижение произошло за счет сокращения закупок продовольствия (в 2,6 раза по сравнению с августом), товаров химпрома (вдвое), машиностроения (на 36 процентов), одежды и обуви (в 2,5 раза). Финансовый кризис наиболее остро повлиял на ввоз лекарственных средств, который сократился в 3,5 раза. В целях стимулирования импорта ГТК, сказал его руководитель, внес в правительство пакет предложений, некоторые из них уже готовы к реализации. В частности, правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике начала подготовку документов об отмене 3-процентной дополнительной пошлины на импорт социально значимых продовольственных и лекарственных товаров. На заседании Кабмина планируется решить вопрос о сокращении или полной отмене импортных пошлин на 5-7 основных видов продуктов. В их число могут попасть мясо птицы, говядина, свинина, растительное и животное масла, яйцо, маргарин, сахар, зерно, мука, макароны и крупы[11, 15 и др.].

Падение импорта произошло не столько из-за исчезновения доверия к государству, сколько из-за прекращения финансово-кредитными организациями осуществления платежей. Экспортеры стали останавливать товары в ближайших странах, страховщики отказываются страховать товары направляющиеся в Россию, а контрагенты требуют 100% предоплаты.

3.3. Проблемы  реализации принципов  организации международной торговли в России

Происшедшие за последние годы перемены во внешней торговли России приобрели радикальный характер.

Главная отличительная особенность этих перемен - демонополизация внешнеэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий. К сожалению, перемены сопровождаются и негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ). Если к концу 80-х годов на страны – члены СЭВ приходилось более 50% внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра уменьшилась втрое. Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твердые позиции на рынках стран с развитой рыночной экономикой. Попытки закрепиться на рынках этих стран, продавая товары по более низким ценам, приводит к тому, что против российских экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодательство. Так, в 1994 году против России было возбуждено около 20 антидемпинговых процедур. И это плохо. Потому что обвинение в демпинге, т.е. в продаже товара по бросовым ценам с целью закрепиться на рынке, приводит и к обвинению в недобросовестной конкуренции и соответственно потере имиджа, не говоря уже об упущенной выгоде. Российский экспорт еще до распада СССР нередко называли колониальным: более 90% составляли сырье и материалы.

Динамика мировых цен оказала негативное воздействие на внешнеэкономические связи нашей страны: на основные товары российского экспорта цены упали, а на импортные товары – возросли. Показатели внешнеторгового  обмена России в 2003 году оказались более чем в два раза ниже показателей 1990 года.

В структуре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье: 50% экспорта в стоимостном выражении приходится на топливо-энергетические товары, 25% - на металлы и алмазы, доля машин и оборудования в общем объеме продолжает снижаться. При весьма скромном общем объеме экспорта 2003 года (48 млрд. $) Россия продала за рубеж машин и оборудования лишь на 2,5 млрд.$. Их доля неуклонно снижалась – с 8,7% до 5,3% в 2003 году. Причиной этого, кроме технической отсталости производственной базы предприятий, набора кризисов, включая является отсутствие четкой системы государственной поддержки экспортного производства сложной техники и самих экспортеров.

Идет работа по созданию новой системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Приняты законы о таможенном тарифе, о валютном регулировании и валютном контроле, Таможенный кодекс. С 1 июля 1994 года отменена система квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг из России (Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года №1007 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт»). Исключение составляет продукция, которая экспортируется в соответствии с международными обязательствами России. Отменяются льготы по обложению вывозными таможенными пошлинами, кроме льгот, предоставляемых в соответствии с действующим тарифным и налоговым законодательством.

 К сожалению, это открыло дорогу лишь экспорту опять же сырьевому. Производство машин и оборудования, способных конкурировать на мировом рынке, требовало, прежде всего, крупных долгосрочных инвестиций и кредитов, ставших невозможными в условиях инфляции и всеобщих неплатежей. Изменившаяся сегодня ситуация в экономике, на финансовом и валютном рынках сделала реальными такие кредиты – многие коммерческие структуры, банки ищут теперь сферы приложения капитала на фондовом рынке и даже перспективные проекты для прямых инвестиций.

Введены новые ставки импортного тарифа, увеличилось количество товаров, подпадающих под тарифное регулирование. Предполагается поэтапное снижение ставок ввозимых пошлин, в первую очередь по товарам, уровень ставок пошлин по которым превосходит 30%.

Но все же постепенно внешнеторговый режим России становится более гибким, активно реагирующим на нововведения в развитии международных экономических отношений. При отсутствии монопольного руководства за внешнеэкономической деятельностью со стороны государства усиливается государственный контроль.

Вместе с тем необходимо отметить, что предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явлений, преодоление которых могло бы способствовать более успешной работе. Так, законодательные акты по вопросам внешнеэкономической –деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность.  Приходится как бы вслед  разрабатывать различные инструктивные документы и нормативные акты. Эти так называемые подзаконные акты конкретизируют основные положения законодательных актов и разрабатываются МВЭС, Государственным таможенным комитетом, Центральным банком, Государственной налоговой службой.

Получается, что ведомственные инструкции очень часто являются основными официальными материалами, регламентирующими проведение экспортных и импортных операций.

Хотя вопросы повышения эффективности внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно и отдельно от экономики страны в целом, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь к ним относятся[4,10 и др.]:

- завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;

- совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства;

- принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг;

- налаживание системы кредитования и страхования промышленного экспорта;

- создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок;

- формирование благоприятного правового климата для российского экспорта;

- совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов);

- совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию.

3.4. Роль государства   и проводим  им политики   протекционизма и свободной торговли во внешнеэкономических отношениях России

Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" разрешено   предприятиям   самостоятельно   осуществлять экономическую  деятельность.      Указом  Президента  Российской Федерации "О либерализации  внешнеэкономической  деятельности"  разрешено   всем зарегистрированным на  территории  Российской  Федерации  предприятиям и их  объединениям  независимо  от  форм  собственности  осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации.  Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется  предприятиями  и организациями, зарегистрированными    МВЭС    РФ   для   этих   целей.        Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр,  который публикуется в  периодической печати.  Отказ в регистрации и исключение их из  реестра  могут    быть  в  случае  нарушения  действующего законодательства РФ   или   зарубежных   стран,  повлекшего  за  собой экономический и   политический   ущерб   для   России;    невыполнение обязательств по  экспортным  поставкам.  Перечень стратегически важных сырьевых товаров     установлен     соответствующим     постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.).

    Предприятия могут    осуществлять   экспортно-импортные   операции непосредственно или на  договорной  основе  через  внешнеэкономические организации. К  таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества,  торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая    деятельность   осуществляется   на   основе контракта. Российское   законодательство   предписывает   обязательную письменную форму  внешнеэкономического  контракта.  Сделка  может быть заключена либо путем составления и подписания одного  документа,  либо путем обмена   письмами,  телеграммами.  Внешнеэкономический  контракт содержит несколько    разделов,    расположенных    в     определенной последовательности. При   этом   каждый  контракт  имеет  определенные юридические атрибуты,  без наличия которых он теряет правовую силу,  и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и  их юридические адреса,   полное   имя  и  фамилию  лица,  представляющего организацию, его  должность,  а  также  указание,  на  основании  чего осуществляется представительство.   

Управление    внешнеэкономической деятельностью в   Российской   Федерации   осуществляет   Министерство внешнеэкономических связей,    Государственный   таможенный   комитет. Регулирование валютных   операций   производят   Валютно-экономическая комиссия Российской   Федерации,   Центральный   банк   России.  Общее руководство возложено  на  Президента,  Правительство  и  Министерство экономики Российской Федерации.

    На территории  Российской   Федерации   действует   единый   режим квотирования и   лицензирования,   основой  которого  являются  единые перечни лицензируемых товаров,  система установления  и  распределения квот и  лицензий.  Общие  квоты  экспорта  из России отдельных товаров устанавливаются Министерством    экономики    по    согласованию     с соответствующими министерствами.

 Постановлением  правительства  РФ "О продаже экспортных квот,  устанавливаемых  для  государственных  нужд" разрешено МВЭС ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу    неиспользованных    предприятиями-изготовителями экспортных квот  в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо  невыполнения  ими  указанных поставок.

 Продукция, получаемая  регионами  в  счет  платы  за   пользование недрами, акваторией  и участками морского дна,  может быть реализована на экспорт в  пределах  установленных  региональных  экспортных  квот.

Реализация квот  по  нефти  и  нефтепродуктам  региональными  органами государственного управления  осуществляется  через  нефтедобывающие  и нефтеперерабатывающие предприятия-производители  указанной  продукции. Квоты для аукционной продажи определяются Министерством экономики РФ с участием заинтересованных министерств и ведомств и доводится до МВЭС в течение года.  При аукционной продажи экспортные квоты  подтверждаются сертификатами. Сертификат на квоту является документом, подтверждающим право его владельца на получение в установленном порядке  лицензий  на экспорт. Сертификаты  подразделяются  на  два  вида:  "страновой"  - с указанием конкретной  страны-покупателя;  "открытый"  -  без  указания страны-покупателя. Производителям   товара  выдается  только  открытый сертификат. Срок его действия ограничивается кварталом[7, с. 55].

    Выдача сертификатов  осуществляется   уполномоченными   МВЭС   в регионах. Лицензии  выдаются  субъектам   хозяйственной   деятельности независимо от  форм  их  собственности;  не  подлежит  передаче другим юридическим лицам. Выдача лицензий производится на основании заявлений представленных на   типовых  бланках  в  соответствии  с  инструкцией, утверждаемой МВЭС  и  в  соответствии  с  кодами  товаров  в  Товарной номенклатуре внешнеэкономической   деятельности.   Лицензии   выдаются владельцам сертификатов  при  предъявлении   договоров   на   поставку товаров, а   также  парафированных  экспортных  контрактов.  Заявители отвечают за достоверность  сведений,  представляемых  в  заявлении  на лицензию. Лицензии  бывают  генеральные  и разовые.  Лицензия выдается  на один вид товара независимо  от  количества  от  количества наименований товаров   включаемых  в  контракт.  В  отдельных  случаях допускается предоставление генеральной  лицензии  на  несколько  видов товаров, если они входят в одну товарную группу.

    Генеральные и разовые лицензии являются разрешением на экспорт или импорт товаров  в  установленные  в  них  сроки.  Генеральная лицензия выдается сроком на один календарный год для совершения экспортных  или импортных операций   на   основе   долгосрочных   межправительственных обязательств Российской Федерации.  Экспортные или импортные  операции по генеральной  лицензии  могут осуществляться по одной или нескольким сделкам. Разовая  лицензия  предоставляется  заявителю  сроком  до  12 месяцев для  экспортных  или  импортных  операций  по каждой отдельной сделке. По мотивированной просьбе  заявителя  срок  действия  лицензии может быть продлен. Продление ее подтверждается в письменной форме.

Решение о выдаче лицензий принимаются не позднее 25  дней  с  даты поступления заявлений.  Решение об отказе должно быть мотивированным и отправляться заявителю в  письменной  форме.  Экспортеры  осуществляют отгрузку товаров  для  экспорта  только  после  получения лицензии.  В случае нарушения установленного  порядка  лицензирования  Министерство внешнеэкономических связей   может   приостановить   или  аннулировать выданные лицензии.   Льготы,   предусмотренные   для   предприятий   с иностранными инвестициями,  по  налогообложению и валютным отчислениям не распространяются на экспорт этими предприятиями продукции  согласно приобретенным сертификатами.

Общий контроль  за  вывозом  с  территории  Российской   Федерации лицензируемых товаров   возлагается   на   Государственный  таможенный комитет. Транспортно-экспедиторским    предприятиям    и    гражданам - владельцам транспортных  средств  запрещено  принимать  к  отгрузке за пределы Российской Федерации товары без разрешения таможенных  органов в товаросопроводительных   документах.   С   владельцев   транспортных средств, осуществляющих перевозку товаров  без  разрешения  таможенных органов, взыскивается  штраф в размере рыночной стоимости перевозимого товара органами федеральной налоговой  службы,  причем  независимо  от санкций, применяемых таможенными органами.








Заключение

В ходе выполнения данной работы была достигнута ее основная цель и решены поставленные задачи. В заключение сделаем несколько основных выводов.

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Благодаря   свободной   торговле, базирующейся на принципе  сравнительных  издержек,  мировая  экономика может достигнуть   более  эффективного  размещения  ресурсов  и  более высокого уровня материального  благосостояния. 

Хотя в настоящее время преобладает концепция  свободной  торговли, мнение о   необходимости  проведения  протекционистской  политики  еще достаточно широко    распространено.

Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами.

Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание объясняется созданием заменителей сырья, более экономичным использованием и углублением его переработки.

Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция — это опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сы­рьем.

Переход России к рыночной экономике сопровождается помимо глубоких внутренних структурных преобразований, изменением торгово-экономических отношений. Резко возросла доля промышленно развитых стран, на долю которых приходится около 70 % внешнеторгового оборота России, в то время как доля внешнеторгового оборота России с бывшими партнерами по СЭВ уменьшилась до 10 %.

Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. “Вхождение стран СНГ в мировой рынок, - писал в 1993 году немецкий исследователь Х. Шредер, - невозможно без торговых льгот, протекционистских мер и широкой технической поддержки”. Однако в настоящее время готовность развитых стран с рыночной экономикой идти на такие меры невелика. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Надо полагать, что с ростом притока товаров из России  страны Запада не остановятся перед введением жестких протекционистских мер, используя для этого антидемпинговые процедуры.

В свою очередь Россия также использует меры по защите отечественных товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности их продукции, которые проявляются в растущих ставках импортных пошлин. Однако эти меры лишь временные, направленные на укрепление нарождающихся экономических связей, поэтому уже сейчас идет работа над программой по снижению импортного таможенного тарифа, которая рассчитана на 10 лет.

На объемы, структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем  доли изделий машиностроения ( в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю ) ,  в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно последнее является основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле России за последнее время, стагнации инвестиционного процесса в стране.

Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта.

Однако несмотря на все возникающие трудности как в области экспорта, так и импорта, товарооборот  России с другими странами  растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей.





















Список литературы

1)     Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. -  Москва, 1999

2)    Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.- Москва, 1997

3)    Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. -  Москва: «Финансы и статистика», 1998

4)    Воинов Ю. Россия – страны Центральной и Восточной Европы: новый выбор// Внешняя торговля. -2003. - № 7-9

5)    Дьякова И. С. Внешняя торговля развивающихся стран Азии на современном этапе. - М.: Наука, 1988

6)    Киреев А. Международная экономика, часть 1, М.: Международные отношения, 1997 . – 197 с.

7)    Коньюктура мировых товарных рынков в 1997 году и её влияние на динамику российского экспорта// Внешняя торговля. – 2003. -  № 4-6.

8)    Манько А.М. Россия на мировых рынках- взгляд в прошлое// Внешняя торговля. – 2003. - № 4. – С. 42.

9)    Милованов В. В. Внешнеэкономические связи югославянских государств с Россией//  Внешняя торговля – 2003. - № 4-7.

10)           Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация.- М.: Инфо-м.,1996г.- с.201

11)           Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения: Учебник. -  Москва, 1999

12)           Скакун П. П. О регулировании внешней торговли и другом// Внешняя торговля . – 2003 . - № 7-9

13)           Хабулатов Р.И. Мировая экономика. -  Москва: “Инсан”, 1994 

14)           Ходов Л. Рынки стран Персидского залива и возможности российского экспорта// Внешняя торговля. – 2003. -  № 1

15)           Холопов А. Внешнеторговая политика:  тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. – 1997. - №11-12 – с.72, с.7.