Содержание
1. Использование в экономическом анализе современных технологий обработки экономической информации. 3
1.1 Понятие информационной технологии. 3
1.2 Виды современных информационных технологий обработки экономической информации. 3
1.3 Электронная коммерция. 5
2. Технико-экономический анализ. 7
Задача № 9. 11
Задача № 18. 12
Задача № 27. 12
Задача № 33. 14
Список литературы: 15
1. Использование в экономическом анализе современных технологий обработки экономической информации
1.1 Понятие информационной технологии
Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
1.2 Виды современных информационных технологий обработки экономической информации
Современные информационные технологии принято подразделять на следующие виды:
Информационная технология обработки данных;
Информационная технология управления;
Информационная технология поддержки принятия решений;
Информационная технология экспертных систем;
Информационные технологии в экономике частично включают в себя что-то от каждого из четырех перечисленных видов информационных технологий. Поэтому рассмотрим вкратце каждый из них, их характеристики и назначение.
Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.
Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.
Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.
Информационная технология управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.
Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем и систем поддержки принятия решений. Экспертные системы дают возможность рядовому юристу получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.
Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая организация может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.[1]
1.3 Электронная коммерция
Прежде чем говорить об электронной коммерции хотелось бы дать определение этому понятию.
Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.
Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web, сокращенно, WWW дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.
Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины", использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.
На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и электронные чеки.
Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.
2. Технико-экономический анализ
Технико-экономический анализ – его содержание связано с изучением взаимодействия технических и экономических процессов и определения их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. С помощью технико-экономического анализа оценивается состояние и степень прогрессивности организационно-технического уровня предприятия (1, стр. 59).
Содержание этого анализа включает в себя значительное количество направлений, характеризующих предприятие в т.ч.
· Технический уровень развития;
· Применяемые на предприятии технологии;
· Организационный уровень;
Оценка технического уровня ведется с помощью данных о возрастном составе оборудования. Здесь выделяют следующие группы:
· 0-5 лет;
· 5-10 лет;
· 10-15 лет;
· 15-20 лет;
· 20-25 лет;
· свыше 25 лет.
Оборудование, используемое сверх нормативных, сроков считается устаревшим морально и физически (3, стр. 168).
Для этих целей рассчитываются специальные коэффициенты:
· технического износа (физического);
· материального износа
Расчет ведется по следующим формулам:
К тех изн = Тф / Тн;
К физ изн = На * Тф;
где: На – норма амортизации;
Тф – срок службы оборудования фактически;
Тн – срок службы оборудования по нормативам.
Коэффициент материального износа характеризуется производительностью на единицу оборудования (3, стр. 170).
Технологическая структура включает в себя анализ парка станков и удельного веса отдельных видов оборудования в общем парке. Этот анализ дает возможность определить, какой вид оборудования доминирует в выпуске, а следовательно и направить усилие на замену группы отстающих станков. Очевидно, что уровень техники и технологии напрямую связан с типом производства (1, стр. 66).
К прогрессивному типу относятся в:
· Массовом производстве – автоматические и полуавтоматические линии;
· Серийном – станки с ЧПУ и агрегатные станки;
· Единичном – обрабатывающие центры.
Если нет нормативов по отдельным показателям, то применяется сравнение за разные периоды времени, что дает возможность сравнить изменение этого показателя и выявить тенденцию.
Прогрессивность технического процесса зависит от количества применяемых в производстве типоразмеров деталей и узлов, сохранение которых достигается за счет унификации и стандартизации. Уровень технологии зависит также от соблюдения технологической дисциплины, поэтому существует график соответствия соблюдения и соответствия выполняемых процессов заданной технологии. Во многом этому способствует специальные коэффициенты (показатели) уровня технологии производства.
К ним относятся:
1) Коэффициент использования материала;
2) Общая производительность работ в подразделения на рабочих местах;
3) Снижение технологической производительности;
4) Снижение материалоемкости и повышение материалоотдачи;
5) Снижение технологической себестоимости (т.е. затраты, которые связаны с выполнением конкретных технологических операций).
Обязательно анализируется уровень механизации, автоматизации производственных процессов, его динамика. Рассчитывается ряд коэффициентов, например: коэффициент механизации и автоматизации работ (3, стр. 180).
Анализ организации производства характеризуется рядом показателей:
1) Специализации – удельный вес стоимости профилирующей продукции, в общем объеме её выпуска;
2) Уровень кооперации – удельный вес заготовок, комплектаций, полученных со стороны в общей стоимости изготовляемой продукции;
3) Тип производства;
4) Коэффициент серийности выпуска – это отношение числа наименований продукции к её стоимости;
5) Длительность производственного цикла – период времени с момента запуска в производство и до момента выпуска готовой продукции. Зависит от размера партии изделий, вида движения предметов труда;
6) Анализ непрерывности производства – движение предметов труда по стадиям производственного процесса, время перерывов измеряется показателем (коэффициентом) непрерывности производства – отношение длительности технологического цикла к длительности производственного цикла;
7) Ритмичность производства – здесь строятся почасовые графики выпуска продукции, с помощью которых анализируется выпуск продукции;
8) Анализ состояния организации труда включает вопросы разделения и кооперации, нормирования труда, организацию обслуживания рабочих мест, охрану труда ( коэффициент разделения труда, коэффициент кооперации труда);
9) Организация обслуживания рабочих мест характеризует состояние рабочих мест – своевременность и качество обслуживания (технического, технологического), все виды ремонтов, осмотров и материальную оснащённость (материалы, оснастка, инструмент).
Задача № 9
Провести факторный анализ прибыли от реализации и выявить резервы повышения прибыли.
Показатель |
Базовый период |
Отчётный период |
Реализовано изделий «М», шт. |
200 |
230 |
Средняя договорная цена изделия «М», р. |
500 |
480 |
Средние удельные затраты изделия «М», р. |
400 |
375 |
Решение:
Прибыль в базовом периоде составила 20000 рублей ( Прибыль = (Цена – Удельные затраты) * Кол-во реализованных изделий = ( 500 – 400 ) * 200 = 20000 рублей ). В отчётном периоде – 24150 рублей. Рост составил 20,75%.
На рост прибыли повлияли следующие факторы:
· Увеличение в отчётном периоде на 15% количества реализованных изделий «М»;
· Снижение по сравнению с предыдущим периодом средней договорной цены на 20 рублей или 4%;
· Уменьшение средних удельных затрат изделия «М» на 25 рублей или 6,25%.
Резервы для дальнейшего повышения прибыли следует искать в увеличении количества реализованных изделий, т.к. рост произведённой продукции, как следствие вызовет уменьшение средних удельных издержек (это вызвано действием экономического закона известного, как «эффект масштаба»). Снижение (как впрочем, и повышение) цены представляется в данных условиях не целесообразным, т.к. её падение может перекрыть ожидаемый эффект от снижения удельных затрат и сделать это снижение бессмысленным. Повышение же цены может привести к падению спроса на изделие «М».
Задача № 18
Определить влияние изменения показателей эффективности использования материальных ресурсов на выпуск продукции.
Показатель |
Выполнение плана |
Выпуск продукции |
106,25% |
Материальные затраты |
118,75% |
Выпуск продукции по плану 32000 тыс. руб., по отчёту 34000 тыс. руб.
Решение:
Перевыполнение плана по выпуску продукции составило 6,25%, при этом превышение плана по материальным затратам 18,75%. Т.е. каждый процент роста выпуска продукции сопровождался ростом на 3% материальных затрат. Это говорит о очень низкой эффективности использования материальных ресурсов и отрицательном влиянии на выпуск продукции. В данной ситуации повышение материальных затрат стало фактором сдерживающим рост выпуска продукции.
Задача № 27
Проанализировать изменение прибыли от перевозки грузов и пассажиров под влиянием структурных сдвигов по видам перевозок.
Показатель |
Период |
|
Базисный |
Текущий |
|
Прибыль от перевозок всего, т. р. |
3633800 |
3781400 |
- от грузовых перевозок |
3152600 |
3300600 |
- от пассажирских перевозок |
481200 |
480800 |
Приведенные тонно-километры, млн. |
20966 |
21671 |
- грузооборот |
19697 |
20403 |
- пассажирооборот |
1269 |
1268 |
Решение:
В текущем году прибыль выросла на 4,06% или на 148000 т. р.
Абс ∆П = П(т) – П(б) = 3781400 – 3633800 = 148000 т. р.
Относ ∆П = П(т) / П(б) * 100% = 4,06%
Где:
Абс ∆П – абсолютное изменение прибыли;
Относ ∆П – относительное изменение прибыли;
П(т) – прибыль в текущем периоде;
П(б) – прибыль в базисном периоде.
По условию задачи анализ необходимо произвести методом структурных сдвигов.
Гр(б) + Пасс(б) = П(б); 3152600 + 481200 = 3633800;
Гр(б) + Пасс(т) = П*; 3152600 + 480800 = 3633400;
Гр(т) + Пасс(б) = П**; 3300600 + 481200 = 3781800;
Гр(т) + Пасс(т) = П(т); 3300600 + 480800 = 3781400;
Где:
П*, П** - промежуточные значения прибыли.
Приняв П(б) за 100%, промежуточные величины примут следующие значения: П* - 99,98%; П** - 104,08%, следовательно изменение прибыли ∆: -0,02% и +4,08% соответственно.
∆П(т) = ∆П* + ∆П** = -0,02% + 4,08% = 4,06%
Т.е. изменение прибыли произошло за счёт роста грузовых перевозок на 4,08% в текущем году по сравнению с базисным и снижения пассажирских перевозок на 0,02%.
Задача № 33
Как изменится товарооборот, если реализация в продажных цена фруктов (Рф) увеличится на 20%, а продажа овощей (Ро) на 10%, при этом структура товарооборота не изменится: удельный вес фруктов (УдФ) в товарообороте - 35%, а овощей (УдО) – 65%.
Решение:
Примем базисные показатели (товарооборот, цены овощей и фруктов) за 100% (или 1).
Т = Рф + Ро;
Тогда текущие показатели будут иметь следующие значения Рф* - 120% (1,2); Ро* - 110% (1,1). Изменение товарооборота (∆Т) равно сумме изменений продажных цен с учётом их доли в товарообороте:
∆Т = Рф*УдФ + Ро*УдО = 1,2 * 0,35 + 1,1 * 0,65 = 0,42 + 0,715 = 1,135.
Т.е. товарооборот увеличится на 13,5%.
Список литературы:
1. Баканов М. И. Теория экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 2002.
2. Информатика: Учебник для ВУЗов // Под ред. проф. Н.В. Макаровой. Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 1998.
3. Ковалёв В. В. Финансовый анализ. – М.: «Финансы и статистика», 2001.
4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: «Новое знание», 2002.
5. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа. – М.: «Инфра-М», 2002.
6. Шеремет А. Д. Методика экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 1999.
[1] Информатика: Учебник для ВУЗов // Под ред. проф. Н.В. Макаровой. Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 1998 г. Стр. 97.