Содержание:

Технико-экономический анализ. 3

Задача № 9. 9

Задача № 18. 10

Задача № 27. 10

Задача № 33. 12

Список литературы: 13

1. Использование в экономическом анализе современных технологий обработки экономической информации

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной  техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Виды современных информационных технологий

Современные информационные технологии принято подразделять на следующие виды:

Информационная технология обработки данных;

Информационная технология управления;

Информационная технология поддержки принятия решений;

Информационная технология экспертных систем;

Информационные технологии в экономике частично включают в себя что-то от каждого из четырех перечисленных видов информационных технологий. Поэтому рассмотрим вкратце каждый из них, их характеристики и назначение.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо струк­турированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алго­ритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся опе­раций труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численнос­ти работников.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информацион­ных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

Информационная технология управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных по­требностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уров­ней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или спе­циальных управленческих отчетов.

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем и систем поддержки принятия решений. Экспертные системы дают возможность рядовому юристу получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая организация может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея ис­пользования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Все   это делает возможным использовать тех­нологию экспертных систем в качестве советующих систем.[1]


Электронная коммерция как тенденция развития информационных технологий в экономике

Прежде чем говорить об электронной коммерции хотелось бы дать определение этому понятию.

Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web, сокращенно, WWW дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.

Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины", использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и электронные чеки.

Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.



2. Технико-экономический анализ

Технико-экономический анализ – его содержание связано с изучением взаимодействия технических и экономических процессов и определения их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. С помощью технико-экономического анализа оценивается состояние и степень прогрессивности организационно-технического уровня предприятия (1, стр. 59).

Содержание этого анализа включает в себя значительное количество направлений, характеризующих  предприятие в т.ч.

·        Технический уровень развития;

·        Применяемые на предприятии технологии;

·        Организационный уровень;

Оценка технического уровня ведется с помощью данных о возрастном составе оборудования. Здесь выделяют следующие группы:

·        0-5 лет;

·        5-10 лет;

·        10-15 лет;

·        15-20 лет;

·        20-25 лет;

·        свыше 25 лет.

Оборудование, используемое сверх нормативных, сроков считается устаревшим морально и физически (3, стр. 168).

Для этих целей рассчитываются специальные коэффициенты:

·        технического износа (физического);

·        материального износа

Расчет ведется по следующим формулам:

К тех изн = Тф / Тн;

К физ изн = На * Тф;

где: На – норма амортизации;

        Тф – срок службы оборудования фактически;

        Тн – срок службы оборудования по нормативам.

Коэффициент материального износа характеризуется производительностью на единицу оборудования (3, стр. 170).

Технологическая структура включает в себя анализ  парка станков и удельного веса отдельных видов оборудования в общем парке. Этот анализ дает возможность определить, какой вид оборудования  доминирует в выпуске, а следовательно и направить усилие на замену группы отстающих станков.  Очевидно, что уровень техники и технологии напрямую связан с типом производства (1, стр. 66).

К прогрессивному типу относятся в:

·        Массовом производстве – автоматические и полуавтоматические линии;

·        Серийном – станки с ЧПУ и агрегатные станки;

·        Единичном – обрабатывающие центры.

Если нет нормативов по отдельным показателям, то применяется сравнение за разные периоды времени, что дает возможность сравнить изменение этого показателя и выявить тенденцию.

Прогрессивность технического процесса зависит от количества применяемых в производстве типоразмеров деталей и узлов, сохранение которых достигается за счет унификации и стандартизации. Уровень технологии зависит также от соблюдения технологической дисциплины, поэтому существует график соответствия соблюдения и соответствия выполняемых процессов заданной технологии. Во многом этому способствует специальные коэффициенты (показатели) уровня технологии производства.

К ним относятся:

1)   Коэффициент использования материала;  

2)    Общая производительность работ в подразделения на рабочих местах;

3)    Снижение технологической производительности;

4)    Снижение материалоемкости и повышение материалоотдачи;

5)    Снижение технологической себестоимости (т.е. затраты, которые связаны с выполнением конкретных технологических операций).

Обязательно анализируется уровень механизации, автоматизации производственных процессов, его динамика. Рассчитывается ряд коэффициентов, например: коэффициент механизации и автоматизации работ (3, стр. 180).


Анализ организации производства характеризуется рядом показателей:

1)    Специализации – удельный вес стоимости профилирующей продукции, в общем объеме её выпуска;

2)    Уровень кооперации – удельный вес заготовок, комплектаций, полученных со стороны в общей стоимости изготовляемой продукции;

3)    Тип производства;

4)    Коэффициент серийности выпуска – это отношение числа наименований продукции к её стоимости;

5)    Длительность производственного цикла – период времени с момента запуска в производство и до момента выпуска готовой продукции. Зависит от размера партии изделий, вида движения предметов труда;

6)    Анализ непрерывности производства – движение предметов труда по стадиям производственного процесса, время перерывов измеряется показателем (коэффициентом) непрерывности производства – отношение длительности технологического цикла к длительности  производственного цикла;

7)    Ритмичность производства – здесь строятся почасовые графики выпуска продукции, с помощью которых анализируется выпуск продукции;

8)    Анализ состояния организации труда включает вопросы разделения и кооперации, нормирования труда, организацию обслуживания рабочих мест, охрану труда ( коэффициент разделения труда, коэффициент кооперации труда);

9)    Организация обслуживания рабочих мест характеризует состояние рабочих мест – своевременность и качество обслуживания (технического, технологического), все виды ремонтов, осмотров и материальную оснащённость (материалы, оснастка, инструмент).



Задача № 9

          Провести факторный анализ прибыли от реализации и выявить резервы повышения прибыли.

Показатель

Базовый период

Отчётный период

Реализовано изделий «М», шт.

200

230

Средняя договорная цена изделия «М», р.

500

480

Средние удельные затраты изделия «М», р.

400

375


Решение:

          Прибыль в базовом периоде составила 20000 рублей ( Прибыль = (Цена – Удельные затраты) * Кол-во реализованных изделий = ( 500 – 400 ) * 200 = 20000 рублей ). В отчётном периоде – 24150 рублей. Рост составил 20,75%.

          На рост прибыли повлияли следующие факторы:

·        Увеличение в отчётном периоде на 15% количества реализованных изделий «М»;

·        Снижение по сравнению с предыдущим периодом средней договорной цены на 20 рублей или 4%;

·        Уменьшение средних удельных затрат изделия «М» на 25 рублей или 6,25%.


Резервы для дальнейшего повышения прибыли следует искать в увеличении количества реализованных изделий, т.к. рост произведённой продукции, как следствие вызовет уменьшение средних удельных издержек (это вызвано действием экономического закона известного, как «эффект масштаба»). Снижение (как впрочем, и повышение) цены представляется в данных условиях не целесообразным, т.к. её падение может перекрыть ожидаемый эффект от снижения удельных затрат и сделать это снижение бессмысленным. Повышение же цены может привести к падению спроса на изделие «М».

Задача № 18

Определить влияние изменения показателей эффективности использования материальных ресурсов на выпуск продукции.

Показатель

Выполнение плана

Выпуск продукции

106,25%

Материальные затраты

118,75%

          Выпуск продукции по плану 32000 тыс. руб., по отчёту 34000 тыс. руб.

Решение:

          Перевыполнение плана по выпуску продукции составило 6,25%, при этом превышение плана по материальным затратам 18,75%. Т.е. каждый процент роста выпуска продукции сопровождался ростом на 3% материальных затрат. Это говорит о очень низкой эффективности использования материальных ресурсов и отрицательном влиянии на выпуск продукции. В данной ситуации повышение материальных затрат стало фактором сдерживающим рост выпуска продукции.



Задача № 27

Проанализировать изменение прибыли от перевозки грузов и пассажиров под влиянием структурных сдвигов по видам перевозок.

Показатель

Период

Базисный

Текущий

Прибыль от перевозок всего, т. р.

3633800

3781400

- от грузовых перевозок

3152600

3300600

- от пассажирских перевозок

481200

480800

Приведенные тонно-километры, млн.

20966

21671

- грузооборот

19697

20403

- пассажирооборот

1269

1268


Решение:

          В текущем году прибыль выросла на 4,06% или на 148000 т. р.

Абс ∆П = П(т) – П(б) = 3781400 – 3633800 = 148000 т. р.

Относ ∆П = П(т) / П(б) * 100% = 4,06%

Где:

Абс ∆П – абсолютное изменение прибыли;

Относ ∆П – относительное изменение прибыли;

П(т) – прибыль в текущем периоде;

П(б) – прибыль в базисном периоде.

         

          По условию задачи анализ необходимо произвести методом структурных сдвигов.

Гр(б) + Пасс(б) = П(б);  3152600 + 481200 = 3633800;

Гр(б) + Пасс(т) = П*;     3152600 + 480800 = 3633400;

Гр(т) + Пасс(б) = П**;   3300600 + 481200 = 3781800;

Гр(т) + Пасс(т) = П(т);   3300600 + 480800 = 3781400;

Где:

П*, П** - промежуточные значения прибыли.

Приняв П(б) за 100%, промежуточные величины примут следующие значения: П* - 99,98%; П** - 104,08%, следовательно изменение прибыли ∆: -0,02% и +4,08% соответственно.

∆П(т) =  ∆П* + ∆П** =  -0,02% + 4,08% = 4,06%

Т.е. изменение прибыли произошло за счёт роста грузовых перевозок на 4,08% в текущем году по сравнению с базисным и снижения пассажирских перевозок на 0,02%.



Задача № 33

          Как изменится товарооборот, если реализация в продажных цена фруктов (Рф)  увеличится на 20%, а продажа овощей (Ро) на 10%, при этом структура товарооборота не изменится: удельный вес фруктов (УдФ) в товарообороте  - 35%, а овощей (УдО) – 65%.

Решение:

          Примем базисные показатели (товарооборот, цены овощей и фруктов) за 100% (или 1).

Т = Рф + Ро;

Тогда текущие показатели будут иметь следующие значения Рф* - 120% (1,2); Ро* - 110% (1,1). Изменение товарооборота (∆Т) равно сумме изменений продажных цен с учётом их доли в товарообороте:

∆Т = Рф*УдФ + Ро*УдО = 1,2 * 0,35 + 1,1 * 0,65 = 0,42 + 0,715 = 1,135.

Т.е. товарооборот увеличится на 13,5%.

Список литературы:

1.     Баканов М. И. Теория экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

2.     Информатика: Учебник для ВУЗов //  Под ред. проф. Н.В. Макаровой. Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 1998.

3.     Ковалёв В. В. Финансовый анализ. – М.: «Финансы и статистика», 2001.

4.     Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: «Новое знание», 2002.

5.     Шеремет А. Д. Методика финансового анализа. – М.: «Инфра-М», 2002.

6.     Шеремет А. Д. Методика экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 1999.



[1] Информатика: Учебник для ВУЗов //  Под ред. проф. Н.В. Макаровой. Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 1998 г. Стр. 97.