Содержание


Введение. 3

1. Исторические события, произошедшие в Англии в XVIII веке. 4

2. Английское искусство XVIII века. 8

2.1 Архитектура Англии в XVIII веке. 9

2.1.1 Джеймс Гиббс. 9

2.1.2 Кристофер Рен. 10

2.2 Живопись Англии в XVIII веке. 11

3. Английские просветители XVIII века. 12

3.1 Дэвид Юм. 12

3.2 Генри Сент-Джон. 14

3.3 Джон Локк. 15

3.4 Томас Гоббс. 17

Заключение. 19

Список литературы.. 20



Введение


Тема моей работы: «Культурология Англии XVIII века». Раскрывая данную тему, были поставлены вопросы, которые должны охарактеризовать данную эпоху.

Цель моей работы: рассмотреть, по возможности полно, поставленный вопрос.

Задачи:

1. Показать тенденцию развития культуры того времени.

2.  Какие общественные взгляды были сформированы в тот период? и т.д.

Мною было рассмотрено: английское искусство данного периода, а именно представители архитектуры, это: Джеймс Гиббс, Кристофер Рен; живописи: Томас Гейнсборо. А также мыслители, философы рассматриваемого периода: Дэвид Юм, Джон Локк, Томас Гоббс, а также Генри Сент-Джон.

Для достижения поставленной цели было переработано большое количество литературы, но большая часть материала, который используется в данной работе, взят из книги Тревельян Д.М. «История Англии».


1. Исторические события, произошедшие в Англии в XVIII веке


Задолго до конца XVIII века Британия стала не менее могущественным государством, чем Франция за счет резкого роста промышленности и торговли и расширении колониальных владений. Британия имела самый мощный военный флот в мире, который контролировал ее собственные торговые пути и угрожал врагам. Свою мощь она показала в первой в XVIII веке крупной войне, названной впоследствии «Войной за Испанское наследство».

Впервые за историю Великобритании государственные решения принимал не король, а министры. Власть теперь принадлежала партиям, которые они представляли и их союзникам в парламенте. Министры правили мощной страной, чье богатство постоянно росло, особенно на торговле с колониями. Однако, была и другая сторона медали. С концентрацией капитала в руках небольшого количества финансистов и предпринимателей больше простых людей теряли свои земли и дома и были вынуждены переселяться в города, формируя рабочий класс или «пролетариат».

После смерти королевы Анны, последней из династии Стюартов, в 1714 году было неясно, кто унаследует корону Великобритании. Некоторые тори хотели посадить на престол сына Якова II, но тот отказался принять англиканскую веру и власть перешла к правителю небольшого германского государства Брауншвейг- Люннебурга Георгу, основателю Ганноверской династии. Однако сын Якова II не отказался от своих прав на трон и в 1715 году попытался поднять восстание против Георга I, который к тому времени уже прибыл в Англию. Армия Георга без труда разбила войска "якобитов", как тогда называли сторонников Стюартов.[1]

Полномочия правительства значительно расширились, так как новый король говорил только на немецком языке и не слишком интересовался своим новым королевством. Среди министров короля выделялся Роберт Уолпол, который считается первым британским премьер-министром. В 1727 году Георг I умер и корона Британии перешла его сыну Георгу II, тем самым закрепляя Ганноверскую династию на троне.

Война с Францией началась в 1756 году. До этого Британия уже воевала с Францией в 1743-48 годах, но на этот раз англичане оставили войну в Европе на своего союзника, Пруссию, а сами обрушили все свои силы на французские колонии. Целью Великобритании было уничтожение всей колониальной торговли Франции.

В 1760 году власть перешла к новому королю Георгу III, который. Он не хотел продолжать войну и заключил мир с Францией в 1763 году, не предупредив о своих намерениях Пруссию, своего союзника. В оставшиеся годы столетия торговля Великобритании быстро развивалась. К концу XVIII века самыми прибыльными оказались индийские колонии. Образовался так называемый треугольник прибыльной торговли Британии: английские товары, в частности, ножи и ткани, обменивались в Западной Африке на рабов, эти рабы доставлялись на плантации сахарного тростника в Вест- Индию, а сахар оттуда перевозился в Великобританию. Колонии были важным рынком сбыта английских товаров с этого времени и до распада империи в двадцатом веке.

В 1764 году между американскими колониями и британским правительством разразился конфликт по поводу налогообложения. Конфликт зрел уже давно, так как Британия мало внимания уделяла этим процветающим колониям, лишь вытягивая из них налоги. К 1770 году в британских колониях северной Америки насчитывалось уже около 2,5 миллионов человек. Некоторые из них считали, что их обкладывают налогами незаконно и без их согласия. Американские колонии объявили бойкот английским товарам. Этот бунт правительство решило подавить силой. Началась американская Война за независимость, которая длилась с 1775 по 1783 год и завершилась полным разгромом английских войск и потерей всех колоний в Северной Америке кроме Канады.

Толчком к индустриальной революции в Великобритании послужили несколько причин: деньги, рабочая сила, увеличившийся спрос на товары, новые источники энергии и улучшенный транспорт. Увеличение урожаев позволило кормить большое количество горожан в растущих городах. Эти люди в основном были крестьянами, которые лишились своей земли и теперь были вынуждены покупать продукты питания и одежду, что увеличило спрос на эти и другие товары.

К началу XVIII века в Великобритании уже существовали примитивные машины для массового производства простых в изготовлении товаров. Каждая машина предназначалась для выполнения одной простой операции, что привело к развитию принципа разделения труда, который стал одним из краеугольных камней индустриальной революции. В течение столетия резко увеличилась добыча угля и выплавка железа и стали из железной руды. В 1800 году Британия добывала в четыре раза больше угля и выплавляла в восемь раз больше стали, чем в 1700 году. Увеличившееся производство железа сделало возможным производство новых машин. Изобретение или улучшение в одной отрасли вело к увеличению производительности в другой. В 1785 году был изобретен ткацкий станок. Теперь, когда производство тканей и одежды стало гораздо проще, Британия импортировала большое количество хлопка-сырца из колоний и экспортировала готовые хлопковые и шерстяные ткани и одежду в страны Европы и в собственные колонии. Открылись фабрики по производству фарфоровой посуды из местной глины. Фарфоровая посуда быстро вытеснила ранее использовавшиеся металлические тарелки и чашки. Скоро фарфор стали экспортировать в больших количествах. Самой знаменитой была фабрика Джошуа Веджвуда. Его фарфоровая посуда высочайшего качества популярна и сейчас. Себестоимость товаров была резко снижена благодаря улучшенной транспортной системе. Между городами были вырыты каналы, которые позволили перевозить товары по воде, более дешевым способом. Дороги, которые до сих пор использовались для перевозки людей, а не товаров, также были улучшены. Именно благодаря улучшившейся системе транспорта по воде и по суше был возможен успех индустриальной революции. Однако существовали и недостатки быстрого подъема производства: из-за введения в эксплуатацию машин многие рабочие теряли свои рабочие места. Те, кто работал, хотели улучшить условия работы и поднять заработки. Периодически возникали бунты рабочих, большинство участников которых отправлялись громить машины, заменившие их на фабриках. Парламент принял закон, по которому нанесение вреда машинам каралось смертной казнью. Британия боялась революции.[2]

В отличие от Британии, соседняя Франция не осознавала, чем грозит революция. Армия короля Людовика XVI была бессильна перед революционными идеями. В Англии буржуа и землевладельцы мирно сосуществовали веками в Палате Общин, и стали самым влиятельным классом в британском обществе. Они не симпатизировали французским революционерам и были испуганы возможным «пробуждением» рабочего класса. Революция могла произойти из-за присвоения общественной земли, из-за быстрой механизации производства и из-за скорого роста населения. Некоторые радикалы симпатизировали французским революционерам, но большинство правящего класса решили, что их атакуют. На радикалов нападали, их арестовывали и обвиняли в угрозе британскому правительству. Французская революция пугала всю Европу. Британское правительство так боялось революции, что даже осадило в тюрьму лидеров радикалов.


2. Английское искусство XVIII века


Политический и экономический расцвет Англии  начинается с XVI в. с правление королевы Елизаветы. Англия уже по праву считается владычицей морей. Новые морские пути и связанная с ними торговля сформировали в стране сильную буржуазию, и в XVIIв. в Англии произошла буржуазная революция  (1640-1660).

Провозглашенная в 1649 г. после казни короля Карла I Стюарта республика вскоре сменилась военной диктатурой Кромвеля. В 1660 г. произошла реставрация Стюартов. В результате государственного переворота 1688 г. была установлена буржуазно-конституционная монархия, ограничившая власть короля и провозгласившая верховенство парламента.

С конца XVI в. в Англии бурно развиваются науки, особенно философия. Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, принципы материалистической философии в целом расчищают путь для будущих ученых от Ньютона до Дарвина.

Союз буржуазии с дворянством не мог не отразиться на английской культуре и эстетических вкусах, характер которых несет черты умеренной демократизации. С XVI в. Англия справедливо считается первой страной в области литературы, драматургии и театра благодаря Шекспиру и плеяде драматургов до и после него.[3]

Английская изобразительная школа сложилась позже остальных видов искусств, и процесс этот был трудным.

Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции.

Пуританское движение XVII в. с его иконоборческими идеями, естественно, никак не способствовало развитию национальной живописной школы. В протестантской Англии почти не было религиозной живописи. В XVII в. медленно начинает развиваться портретный жанр, в основном миниатюра. Но зато в следующем столетии, как бы стараясь нагнать упущенное, английские художники работают так интенсивно и своеобразно, что уже в конце века оказывают влияние на континент.[4]


2.1 Архитектура Англии в XVIII веке


2.1.1 Джеймс Гиббс


Видным английским архитектором был Джеймс Гиббс (1682—1754). Самой крупной его работой стала церковь СентМартин ин зе Филдз в Лондоне (1722—1726 гг.). Её фасад, обращённый к Трафальгарской площади, вы полнен в виде большого портика, похожего на портики античных храмов, однако увенчан высокой колокольней. Эта церковь послужила образцом для многих церквей не только в Англии, но и в Америке и даже в Индии. Другая значительная постройка Гиббса, библиотека Рэдклиффа в Оксфорде (1737—1749 гг.), представляет собой шестнадцатигранное в плане сооружение с куполом, окружённое колоннадой из сдвоенных колонн.[5]

                     Джеймс Гиббс.                                                    Джеймс Гиббс

Церковь СентМартин                                       Библиотека Рэдклиффа

 йн зе Филдз. 1722—1726 гг                              1 737—1 749 гг.

Лондон.                                                                Оксфорд.

 


2.1.2 Кристофер Рен


В современном Лондоне на фоне многочисленных зданий, возведённых уже в XX столетии, выделяется гигантский купол собора Святого Павла, построенного в 1675— 1710 гг. по проекту Кристофера Рена. Он вырос на руинах средне векового собора, сгоревшего в страшном пожаре 1666 г.

Рен трижды предлагал проекты сначала перестройки, а после пожара — постройки собора, но они были отвергнуты. Последний его проект отвергли потому, что архитектор хотел создать центрическое здание, увенчанное куполом, в котором отсутствовали бы традиционные для английских соборов длинный неф и хоры. Наконец в 1675 г. Рен выполнил проект, в котором вернулся к привычной для англичан схеме, а купол заменил на шпиль.

Этот проект был одобрен, и 21 июня 1675 г. состоялась торжественная церемония закладки первого камня нового собора. Строительство продолжалось вплоть до 1710 г., причём Рен постоянно вносил в план изменения. Например, он вернулся к своему первоначальному замыслу и возвёл купол, а не шпиль. Так возникло необычное в историй архитектуры сочетание средневекового собора с классическим куполом.

 Кристофер Рен. Собор Святого Павла. 1675—1710 гг. Лондон

Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном.

Как и в соборе Святого Петра в Риме, в сооружении Кристофера Рена есть внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжёлым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для освещения). Чтобы удержать этот фонарь, архитектор ввёл и третью часть — конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Трех частная конструкция купола — уникальное для XVIII в. инженерное решение. Собор Святого Павла известен не только в Англии, но и в других странах Европы. В частности, он послужил образцом для церкви Святой Женевьевы (Пантеона) в Пари же, построенной в 1757—1790 гг. французским архитектором Жаком Жерменом Суфло.


2.2 Живопись Англии в XVIII веке


Томас Гейнсборо - один из самых выдающихся художников Англии его вклад в мировую и английскую живопись неоценим. Он - яркий образ этой эпохи.

Первый президент лондонской Королевской Академии, знаменитый портретист.

Джошуа Рейдолнз посвятил Гейнсборо речь. В которой он воздал должное своему сопернику, незадолго скончавшемуся .Он сказал: «Если бы наша нация произвела достаточно талантов , чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы».Хотя Гейнсборо и ещё несколько художников оставили глубокий след в истории живописи и в Англии и В мире в целом , они не основали таких школ как голландская ,итальянская, фламандская. Интересен факт ,что Гейсборо был не только прекрасным пейзажистом , но и портретистом , писал картины на бытовой жанр. Но в первую очередь он себя считал пейзажистом, обязанности портретиста тяготили его, потому что он хотел показать в картинах воздух, красоту природы, а в портрете это практически невозможно. Его биографией не интересовались долгое время, хотя жизнь его полна интересных и загадочных вещей.[6]

3. Английские просветители XVIII века


В ХVII-первой трети ХVIII в. на базе механистической картины мира сформировалась методология истории, которая оказалась средством реализации сложившегося в обществе интереса к культуре. В рамках просветительской историографии и философии рождалась связь представлений о всеобщности и универсальности исторического развития с осознанием необходимости изучения не только и не столько политической истории, сколько истории культуры и экономической деятельности как одного из ее проявлений.[7]

Просветительская мысль 30-90-х гг. ХVIII в. четко обозначила объекты исследовательского интереса, способствовавшие лучшему пониманию культуры. Такими объектами стали цивилизация как видимый результат развития человеческого разума, а также самосознание человека и общества как формы его существования.[8]

3.1 Дэвид Юм


В труде английского философа, историка и экономиста Дэвида Юма (1722-1776) «Трактат о человеческой природе», написанном в 1748 г., натурфилософия использовалась как методология социально-исторического познания. Свою задачу автор видел в том, чтобы показать господство естественного закона в обществе. Гарантией естественности хода истории он считал единообразие и регулярность повторяющихся феноменов. Д. Юм привел четыре группы аргументов для доказательства наличия всеобщей связи явлений в истории: 1) универсализм путей и способов человеческого познания; 2) неизменность мотивов человеческих действий, - философ особо подчеркивал качественное и количественное тождество мотивов людских поступков и деяний, остававшихся одними и теми же во все времена; 3) тождество реакций людей на одни и те же «восприятия»; 4) существование самой истории, которая представлялась Юму совокупным результатом столкновения повторяющихся мотивов. «Если вы желаете знать чувства, склонности и образ жизни греков и римлян, - писал Юм, - изучите хорошо темперамент и действия французов и англичан, и вы не ошибетесь, перенося на первых наблюдения, сделанные относительно вторых... Человечество в такой степени является одним и тем же во все времена и во всех ареалах, что история в этом смысле нам не сообщает ничего нового и необычного». Итог его рассуждений: «Если бы не существовало никакого единообразия в человеческом поведении и если бы всякая попытка его обнаружить не основывалась бы на объективных регулярностях, стали бы невозможными какие-либо общие наблюдения над человеком». Всеобщность же в развитии человеческого общества стала интересовать людей ХVIII в. в первую очередь. [9]

ХVIII в. открыл понятие «общественный закон» и стал искать способы наполнить эту категорию конкретным содержанием. Тем самым мыслители ХVIII в. обратили внимание на проблематику исторического изучения, привлекшую исследователей последующего столетия и не утратившую актуальности до сегодняшнего дня. В копилку осознания человеческого опыта английское просветительство вошло своими историческими изысканиями. Способствовали этому труды трех историков - Д. Юма, У. Робертсона и Э. Гиббона -, признанные ХVIII в. классическими. Д. Юм, перенеся свои изыскания о человеческой природе в сферу конкретного исторического исследования, в «Истории Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 г.» (1754-1763) выдвинул теорию завоевания как основы деления английского общества на социальные группы, обладавшие разной суммой прав и привилегий. Общественный строй Англии, по Юму, приобрел свои специфические черты в результате норманского завоевания. Влияние теории завоеваний на последующее возникновение представлений о классах достаточно хорошо известно. Во французской историографии 30-40-х гг. ХIХ в. они получили статус научной теории.

В «Истории Англии» Д. Юм обосновал целый ряд идей, ставших популярными в среде образованной публики. Так, например, он считал, что основным законом, управляющим человеческой жизнью, являлась привычка. Д. Юм считал, что только привычка образует нравы в человеческом обществе, а уже нравы образуют общественную жизнь и общественное устройство. Чтобы его изменить, нужно изменить нравы и привычки. Но привычки устанавливаются постепенно и только постепенно они могут быть изменены.


3.2 Генри Сент-Джон


Постепенно интерес философов сосредоточился на специфике познания явлений общественной жизни и истории. В 1735 г. лорд Болингброк (Генри Сент-Джон, 1678-1751) написал «Письма об изучении и пользе истории» - уникальный памятник исторической мысли европейского Просвещения, воплотивший не традиционную философию истории, а теорию истории как особой области познания, как сферы духовной деятельности человека. «Письма» свидетельствуют о таком широком осмыслении истории как науки, что она превращалась в своего рода философский синтез всей тогдашней гуманистики. В истории виделось достойнейшее поле приложения познавательных возможностей рационального знания. Историческими изысканиями увлекались лучшие умы того времени, такие, например, как Дж. Свифт и Д. Дефо в Англии, Монтескье и Вольтер во Франции, Ломоносов и Екатерина II в России.

Во взглядах на развитие в истории утвердились представления о цикличности, опиравшиеся на эмпирическое понятие об исторических эпохах. Осмысление идеи преемственности с точки зрения изучения исторических эпох вновь привлекло внимание ученых к области культуры. Поиски всеобщего в жизни различных поколений привели к переосмыслению природы уже привычного объекта историко-культурного изучения - религии. Просветительская мысль создала понятие «естественная религия», противопоставив его традиционному богословию.

Понятие «естественная религия» учитывало существование универсальных элементов в религии всех времен и народов. Просветители пришли к выводу, что представления о несхожести религий рождались непохожестью внешних обрядов. Несходство ритуальной стороны веры они считали поводом для бесконечных раздоров, религиозной нетерпимости и принуждения. Понятие естественной религии помогало им раскрыть абсурдность идеи исключительности какой-либо исторической религии.

Выявление всеобщности и универсальности как ведущих черт исторического развития не поколебало представлений просветителей о неизменности природы человеческой личности.


3.3 Джон Локк


Родился 29 августа 1632 года в г. Рингтон. Представитель эмпиризма, либерализма, общественный и государственный деятель. Критиковал религиозную нетерпимость, идею бога и понятие субстанции, отвергал теорию врожденных идей, а также божественное право королей. Сформировал собственную теорию идей, государственного устройства и теорию познания.



Джон ЛоккДжон ЛоккДжон Локк






Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога).

Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под «качеством» он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. Первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число - это «реальные сущности», объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества - цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это «номинальные сущности»; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека).

Локк различал три вида знания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем; интуитивное, наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей.[10]


3.4 Томас Гоббс


Одним  из  наиболее  выдающихся  английских  мыслителей  по  праву  считается  Томас  Гоббс (1588-1679 гг.

Учения и идеи Гоббса, создавшего первую в истории философии всеобъемлющую систему механистического материализма, в которой он попытался охватить все известные тогда области научного знания - сыграли очень важную роль в истории развития философской мысли. Однако в центре его внимания были именно правовые и социально-политические  вопросы. Его главный  политический  и  социологический  труд  «Левиафан»  стал  для  многих  мыслителей  Нового  времени  источником  и  стимулом  к  исследованию  природы  государственной  власти, вопросов  морали  и  права.

Проблема  власти, проблема  генезиса  и  сущности  государственного устройства  была  одной  из  центральных  философско-социологических  проблем, стоявших  перед  передовыми  мыслителями  в  период  XVI-XVII века - период  создания  национальных  государств  в Европе, укрепления  их  суверенитета  и формирования  государственных  институтов. В Англии, в условиях революции и  гражданской  войны, эта  проблема  стояла  особенно  остро. Поэтому  становление  Гоббса  как  мыслителя  невозможно  отделить  от  эпохи  английской  буржуазной  революции  XVII в., без  сомнения  повлиявшей  на  его  взгляды. [11]

Есть  много  спорных, неоднозначных  моментов  в  мировоззрении  Гоббса, однако  вряд  ли  можно  найти  другого  такого  теоретика  государства, права, морали, который  пользовался  на  протяжении  XVII – XVIII вв. (да  и  более  позднего  периода) таким  же  вниманием  как  Томас  Гоббс. Можно  почти  с  уверенностью  сказать, что  практически  все  концепции  государства  и  права    Европы  того  времени  складывались  в  значительной  степени  под  знаком  проблем, которые  поднял  этот  великий  английский  мыслитель.


Заключение


Итак, подведем итог, вторая половина 17 века и 18 век—это период, к которому относятся формирование и выдающиеся успехи английского искусства, в частности художественные и архитектурные школы и т.д.

Интенсивное развитие в эти полтора столетия английской культуры в целом, со всеми ее особенностями, обусловлено, в конечном счете, событиями английской буржуазной революции 1640—1660 гг. и ее итогами.

Культура Англии конца 17—18 столетия, отражавшая проникновение буржуазно-капиталистических отношений во все сферы общественной жизни, — английская материалистическая философия (Гоббс, Локк), успехи точных наук (Ньютон), изобретательства и политической экономии в период промышленного переворота, наконец, английская литература и искусство, — все это представляло собой как бы пролог к последующему развитию культуры в других странах, готовившихся всту­пить на путь капитализма.

Вместе с тем союз английской буржуазии с дворянством, которое сумело сохранить за собой ряд прежних привилегий, не мог не отразиться на английской культуре рассматриваемого периода: на многие явления этот компромисс наложил определенный отпечаток.

В области живописи отметим, например, развитие в Англии на протяжении всего 18 в. картин особого рода, представляющих собой небольшие групповые портреты, где фигуры изображаются в интерьере или на фоне пейзажа и в кото­рые введен определенный сюжетный мотив — занятия музыкой, танцами, охота, прогулка, а чаще всего семейные беседы (почему, вероятно, их и называют  «разговорные сцены»). В этих своеобразных компо­зициях, отражающих специфические особенности быта высших слоев англий­ского общества того времени, совмещаются черты, свойственные буржуазному бытовому жанру голландцев, а с другой стороны—галантным сценам француз­ского рококо.

Список литературы



1.    Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII-XVIII вв.): формирование научных программ нового времени. - М., 1987.

2.    Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 1973г.

3.    История правовых и политических учений под ред. Нерсесянца В.С. Изд-во Норма-Инфра. 1997г.

4.    Мееровский Б.В. Томас  Гоббс. Изд-во: Мысль.1975г.

5.    Мир  философии. Изд-во: Издательство политической  литературы. 1991г.

6.    Некрасова А.Е. Энциклопедия Искусств. Томас Гейнсборо, М., 1980г.

7.    Советский энциклопедический словарь. –М.: Советская энциклопедия 1979г.

8.    Тревельян Д.М. История Англии. Обзор шести столетий. - М., 1959. Виппер Р.Ю. и др.

9.    Философский энциклопедический словарь. Изд-во: Советская энциклопедия. 1989г.


[1] Тревельян Д.М. История Англии. Обзор шести столетий. - М., 1959. Виппер Р.Ю. и др

[2] Советский энциклопедический словарь. –М.: Советская энциклопедия 1979г.


[3] Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII-XVIII вв.): формирование научных программ нового времени. - М., 1987

[4] Советский энциклопедический словарь. –М.: Советская энциклопедия 1979г.


[5] Некрасова А.Е. Энциклопедия Искусств. М, 1980г.

[6] Некрасова А.Е. Энциклопедия Искусств. Томас Гейнсборо, М., 1980г.


[7] История правовых и политических учений под ред. Нерсесянца В.С. Изд-во Норма-Инфра. 1997г.


[8] Мир  философии. Изд-во: Издательство политической  литературы. 1991г.


[9] Философский энциклопедический словарь. Изд-во: Советская энциклопедия. 1989г.


[10] Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 1973г.


[11] Мееровский Б.В. Томас  Гоббс. Изд-во: Мысль.1975г.