Содержание

2. Регулирование ассортимента товаров в магазине. 3

2.1. Ассортиментный перечень товаров как инструмент регулирования ассортиментом товаров в магазине «Людмила». 3

2.2. Оценка товарного ассортимента в магазине «Людмила». 6

2.3. Факторы, влияющие на корректировку ассортиментных перечней товаров в магазине «Людмила». 12

3. Управление товарными запасами в магазине «Людмила». 18

Список литературы. 22


2. Регулирование ассортимента товаров в магазине

2.1. Ассортиментный перечень товаров как инструмент регулирования ассортиментом товаров в магазине «Людмила»

Товарный ассортимент магазина «Людмила» характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Формированию ассортимента предшествует разработка магазином «Людмила» ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Ассортиментная концепция магазина «Людмила» выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития ассортимента товаров.

Система формирования ассортимента магазина «Людмила» включает следующие основные моменты:

1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.

2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.

3. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности;

4. Оценка и пересмотр всего ассортимента.[1]

Все товары, реализуемые магазином разбиты на группы по принципу схожести их составов. Эти группы         товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру «Людмила». Широта товарной номенклатуры магазина представлена семью ассортиментными группами товаров: 1) масло подсолнечное; 2) зерновые; 3) майонез; 4) кетчуп; 5) крупы; 6) макаронные изделия; 7) консервы. Насыщенность товарной номенклатуры от 2-х до 16-ти позиций в каждой ассортиментной группе.

1)  Подсолнечное масло (8 позиций) - продукт извлекаемый из масличного сырья и состоящий в основном (на 95-97%) из триглециридов - органических соединений, сложных полных эфиров глицерина и сложных кислот; воска и фосфатитов, а также свободных жирных кислот, липохромов, токоферолов. витаминов и других веществ, сообщающих маслу окраску, вкус и запах. Реализуются  на протяжении семи лет.

 «Людмила» производит подсолнечное масло трех видов, различающихся по степени очистки:

а) Сырое - масло подсолнечное подверженное только фильтрации. Данное масло содержит наибольшее количество фосфатитов (до 1400 мг.%), токоферолов, стеаринов и др. биологически ценных компонентов, которые в свою очередь придают последнему высокие вкусовые свойства;

б) Нерафинированное - масло подсолнечное подвергнутое частичной очистке - отстаиванию, фильтрации, гидрации и нейтрализации. Данное масло имеет меньшую биологическую ценность, т.к. в процессе гидрации удаляется часть фосфатитов;

в) Рафинированное - масло подсолнечное подвергнутое обработке по полной схеме рафинации, включающей механическую очистку (удаление взвешенных примесей отстаиванием, фильтрацией и центрифугированием), гидрацию ( обработка небольшим количеством горячей - до 70 С воды ), нейтрализацию, адсорбацийную рафинацию, в результате которой масло обрабатывают абсорбирующими веществами ( животный уголь, гумбрин, флоридин и др.) под воздействием которых поглощаются красящие вещества, а масло осветляется и обесцвечивается. В результате рафинации обеспечивается прозрачность и отсутствие отстоя, а так же запаха и вкуса. В биологическом отношении рафинированное масло менее ценно т.к. в нем теряется значительная часть стеаринов и фосфатитов.

Помимо реализации масла подсолнечного не фасованного магазин занимается реализацией фасованного подсолнечного масла следующих производителей:

а) Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное «Олеина» производства «Днепропетровского маслоэкстракционного завода». Энергетическая ценность 899 ккал/ 100 гр., жирность 99,9%.

б) Подсолнечное масло производства «Меловского маслоэкстракционного завода» следующих видов:

рафинированное    дезодорированное    подсолнечное    масло    «Чумак». Энергетическая ценность 898 ккал/ 100 гр., жирность 99,9%.

- нерафинированное подсолнечное масло «Домашнее». Энергетическая ценность 989 ккал/ 100 гр., жирность 98,9%.

- рафинированное дезодорированное подсолнечное масло «Щедрый дар» с увеличенным содержанием витамина Е — 60%. Энергетическая ценность 897 ккал/ 100 гр., жирность 99,6%.

в) нерафинированное подсолнечное масло «Кубанское» производства ЧП «Соло». Энергетическая ценность 898 ккал/ 100 гр., жирность 99,5%.

2) Зерновые (2 позиции) - сорта пшеницы выращиваемые на земельном участке.

3) Майонез (16 позиций).

7) Консервы,  (8 позиций).


2.2. Оценка товарного ассортимента в магазине «Людмила»

Для того чтобы проанализировать работу на предприятии с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, выпускаемой в течение года, количество вновь освоенной продукции и рассчитаем коэффициенты обновляемости продукции за последние несколько лет. Результаты анализа динамики обновляемости продукции предприятия КФХ «Людмила» приведены в таблице 1.

Таблица  1.  Динамика обновляемости продукции


Показатели



Года


Года




1999


2000


2001


2002


2003


1. Количество наименований реализуемой продукции

26

30

33

37

51

2. Количество вновь реализуемой продукции


17


15


20


24


34


3. Коэффициент обновляемости продукции


0,65


0,5


0,6


0,64


0,66



Из данных таблицы можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости продукции колеблется приблизительно на одном уровне (Коб. ср = 0,61), а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется и извлекается примерно одинаковое количество товаров. Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализуемой магазином продукции достигается путем торговли продуктами питания, динамика, изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется всё большее количество разновидностей последних. Магазин же в свою очередь стремиться сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя новые виды продукции, так и изымая старые.

В виду того, что для работы с продуктом наиболее существенными сточки зрения маркетинга являются следующие цели: объём сбыта, прибыль, доля рынка. Следует проанализировать структуру сбыта продукции по номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение продуктов и групп продуктов.[2]

В таблице  приведен анализ сбыта по различным группам продуктов на примере «Людмила».


Таблица 2.   Анализ сбыта по различным видам продукции.

Наименование

продукции.







2001


2002


2003


Число

вар.





Сбыт

тыс.

руб.





Доля

в общем

объёме

сбыта


Число

вар.





Сбыт

тыс.

руб.





Доля

в общем

объёме

сбыта


Число

вар.





Сбыт

тыс.

руб.





Доля

в общем

объёме

сбыта


1. Масло

подсолнечное

7

388,1

65

7

745,5

68

8

970,9

71

в т.ч:




















1.1 Не




















фасованное


2


274,8


46


2


515,3


47


2


618,8


47


1.2 фасованное


5


113,3


19


5


230,2


21


7


352,1


23,2


2. Зерновые.


2


40


8


2


44,4


4


2


87,5


6


3. Майонез.


8


49,5


8


10


71,2


6


16


96


6,3


4. Кетчуп.


3


20


3


5


27,8


9


8


39


2


5. Крупы.


3


49,2


8


3


96


3


3


98


7


6. Макаронные



















изделия


5


33


5


5


72


7


5


83


5,5


7. Консервы


5


17,3


3


5


38,9


3


8


41


3


Всего:


33


616,3


100


37


1090,6


100


51


1519,4


100



Для наглядности информации изобразим анализ сбыта по различным видам продукции в рисунках 1 и 2.

Рисунок 1.  Сбыт по различным видам продукции за 2002 год

 Рисунок 2. Сбыт по различным видам продукции за 2003 год

 

Из вышеприведенной таблицы, анализируя данные за 2003 г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме сбыта занимает масло подсолнечное - 970,9 тыс. руб., или 71% (в т.ч. не фасованное - 618,8 тыс. руб.. или 47% и фасованное других производителей - 352,1 тыс. руб., или 23,2%) в общем, объёме реализации. Наименьшее место в структуре сбыта продукции занимают: консервы — 41 тыс. руб., и кетчуп — 39 тыс. руб., соответственно 3% и 2% от объёма продаж. Остальные группы продуктов занимают примерно одинаковое место в структуре сбыта продукции в среднем 89 тыс. руб., или 6,2% в общем, объёме реализации.

Для оценки вклада каждой группы товаров в получении доходов магазина «Людмила» проанализируем структуру прибыли продукции по ассортиментным группам товаров.

В таблице    3   приведен  анализ  прибыли  по  различным  группам продуктов на примере «Людмила».


Таблица  3.  Анализ прибыли по различным видам продукции

Наименование

продукции.








2001


2002


2003


Число

вар.






При-

быль

тыс.

руб.





Доля

в общем

объёме

при-

были


Число

вар.






При-

быль

тыс.

руб.





Доля

в общем

объёме

при-

были


Число

вар.






При-

быль

тыс.

руб.





Доля

в общем

объёме

при-

были


1. Масло

подсолнечное


7



51,3



61



7



71,5



61,3



8



107,3



65


вт.ч:




















1.3 Не




















фасованное


2


40,8


48


2


59,9


48


2


93


51


1.4 фасованное


5


9,5


13


5


10,8


13,3


7


14,3


14


2. Зерновые.


2


3,8


6


2


5,5


7


2


10,4


12,5


3. Майонез.


8


3,7


5,6


10


4,6


6


16


6,7


6


4. Кетчуп.


3


2,5


5,4


5


3,9


5


8


3,1


3


5. Крупы.


3


8,5


13


3


9,5


13,5


3


10,4


12,5


6. Макаронные




















изделия


5


3,1


5


5


3,4


5


5


4,1


4


7. Консервы


5


2,5


4


5


3,9


5


8


3,1


3


Всего:


33


92,52


100


37


108,5


100


51


142,4


100



Теперь, для наглядности изложенной информации изобразим это графически.

Рисунок 3.  Анализ прибыли, по различным видам продукции


Из вышеприведенных таблицы и рисунка анализируя данные за 2003г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме прибыли занимает масло подсолнечное - 107,3 тыс. руб., или 65% (в т.ч. не фасованное - 93 тыс. руб., или 51% и фасованное других производителей - 14,3 тыс. руб., или 14%) в общем, объёме прибыли.

Второе место в структуре прибыли занимают примерно одинаковые по показателям прибыли зерновые и крупы соответственно 10,4 или 12,5% в общем, объёме прибыли. Остальные группы продукции занимают меньшее место в объёме прибыли продукции и составляют 3 - 6,7 тыс. руб. или 3% - 6% в общем, объёме прибыли.

Анализируя динамику реализации продукции и прибыли за период 2001 - 2003 г. на основании таблицы 1, можно сделать вывод об общей тенденции повышения объёмов сбыта по всем группам продукции и общим увеличением прибыли на фоне уменьшения последней по некоторым видам продукции. А именно наблюдается: резкий скачок увеличения прибыли объёма реализации на зерновые, что обусловлено урожайностью 2003 г.; увеличением объёмов продаж и уменьшению прибыли на консервы и кетчуп, что обусловлено увеличением закупочной цены на последние. Наибольшее увеличение прибыли и объёма реализации наблюдается на масло подсолнечного не фасованное.

Для   определения   наиболее   эффективных   направлений   деятельности магазина  рассчитаем уровень рентабельности по каждой группе товаров.


Таблица 4.  Уровень рентабельности отдельных видов продукции

Наименование ассортиментной группы


Выручка, тыс. руб.


Прибыль, тыс. руб.


Уровень рентабельности продукции


масло поде, не фас.


618,8


93


21%


масло поде, фасов.


352,1


24,3


7%


зерновые


87,5


10,4


11%


майонез


96


6,7


7%


кетчуп


39


Г      3,1


7%


крупы


98


10,4


10%


Макаронные изделия


83


4,2


5%


консервы


41


3,1


8%



Из вышеприведенной таблицы следует, что наибольший уровень рентабельности соответствует 21% - масло подсолнечное не фасованное. Данный уровень рентабельности является не оптимальным (нормальный уровень рентабельности 30 - 40%) для производителя подсолнечного масла; уровень рентабельности по зерновым -11% скорее носит вероятностный характер, чем постоянный в виду непостоянства урожайности и субсидированности сельского хозяйства; невысокий уровень рентабельности других ассортиментных групп является в принципе характерным для предприятий реализующих продукты питания других производителей.

В общем, следует отметить, что увеличение конкуренции, снижение инфляции на рынке продуктов питания привели к снижению цен на продукцию и коэффициентов рентабельности.[3]


2.3. Факторы, влияющие на корректировку ассортиментных перечней товаров в магазине «Людмила»

  Элементы прогноза, отражающие неопределенность будущего, содержатся практически в каждом плане. Прогнозирование представляет собой процесс научного предвидения, предсказания тенденций и перспектив различных объектов и явлений на основе определения закономерностей их развития в прошлом и настоящем.

Известны различные методы прогнозирования. Однако, выбор метода, применительно к конкретным условиям, определяется природой объекта и объемом имеющейся информации о закономерностях и тенденциях его развития.

Для определения объема реализации продукции возьмем данные за 2001, 2002 и 2003 года. В верхней строке указан по кварталам объём реализации продукции «Людмила» в тыс. руб.


Таблица 5.  Исходные данные по объему реализации продукции магазина «Людмила»

Дата


01.04.01


01.07.01


01.10.01


01.01.02


01.04.02


01.07.02


01.10.02


Объём реализации


139,3


149,3


200,3


147,4


272,7


262,7


304,7


Дата


01.01.03


01.04.03


01.07.03


01.10.03


01.01.04




Объём реализации


250


340


370


405,8

357



Временными радами являются числовые данные наблюдений, характеризующие процессы или явления, которые постоянно изменяются во времени, а отдельные наблюдения временного ряда - уровнями этого ряда.

Временные ряды делятся на моментальные и интервальные. Моментальными рядами называются такие уровни, которые характеризуют размеры исследуемого явления в определенные даты, моменты времени.

Интегрированными   рядами    называются    такие    уровни,     которые характеризуют размеры исследуемого явления за определенные промежутки времени.

   Динамику развития во времени графически можно изобразить на рисунке 3.2.


   Рисунок 4.  Динамика развития во времени


Рассмотрим нелинейную модель регрессии, основываясь на выборе и обосновании типа уравнения, которое наиболее полно отразит имеющуюся связь исходных данных и построенной динамики развития.

Решение поставленной задачи возможно только при тщательном изучении всех существующих зависимостей (линейная, экспоненциальная кривая, степенная, гиперболическая, простая рациональная, логарифмическая, S-образная кривая или обратнологарифмическая).

Исследовав все выше перечисленные возможные зависимости мы определили наиболее эффективную по коэффициенту детерминированности. Ею является линейная зависимость

Расчет кривой проводится вычислением коэффициентов по известным значениям Y  и соответствующим значениям независимой переменной X. Линейное уравнение имеет следующий вид:

                                    

                                       Y = (a =bt)                                        

Результат выглядит следующим образом:

23,9021

111,2697

2,955878

21,75467

0,867353

35,34716

65,38815

10

81697,37

12494,22


В соответствии с полученными результатами определился коэффициент детерминированности г2 = 0,867. Его значение показывает, что вариацию реализации (у) можно практически полностью объяснить влиянием включенного в модель временного ряда. На долю остальных, не учтенных в явном виде факторов, приходится 11,1 % вариации выходной функции.

Такую же величину нам показал и тренд линейного типа, представленный на рисунке 5. Для этого на графике, показывающем динамику развития во времени добавим данный тренд.

Рисунок 5.- Динамика развития во времени с добавлением тренда линейного типа.

Трендом называется уравнение


                                                Y = f (t)                                                 


выражающее в среднем изменение во времени показателя, заданного временным рядом.

      Трендом также называют такой закон изменения среднего, при котором среднее возрастает или убывает со временем по линейной зависимости. Как показывает исследование экономических временных рядов, в них всегда содержится общая тенденция, которую необходимо выделять.

      Для составления прогноза необходимо определить значение коэффициентов в регрессионном уравнении:


                                    y = a0 + a1 * x[4]                                                  


Таким образом, получим данные (У расч.), на основе которых можно спрогнозировать объем реализации продукции «Людмила» (таблица 6).


Таблица   6. Вычисление   прогнозируемых   значений   объема реализации

Дата (х)


01.04.01


01.07.01


01.10.01


01.01.02


01.04.02


01.07.02


01.10.02


Объём

реализации (у)

139,3


149,3


200,3


147,4


272,7


162,7


304,7


X


1


2


3


4


5


6


7


Урасч

135,17


159,0738


182,976


206,978


230,78


254,68


278,58


Дата (х)


01.01.03


01.04.03


01.07.03


01.10.03


01.01.04




Объём


250


340


370


405,8


357




реализации (у)














X


8


9


10


11


12




Урасч


302,48


326,39


350,29


374,19


398,09





Изобразим прогноз на графике (рисунок 6).

Рисунок 6.  График фактических и прогнозируемых значений объемов

реализации

В результате проведенного анализа существующей линейной зависимости модели, расчета прогнозируемого значения объемов реализации можно сделать следующие выводы.

Объём реализуемой «Людмила» продукции постоянно растёт.

Анализируя построенные графики можно сделать сказать, что расчетные данные прогноза практически сохраняют ту же тенденцию развития, что и реальные данные об объемах реализации.

Разработанная модель поможет «Людмила» спрогнозировать объемы реализации продукции и в соответствии с этим предпринять решения или меры, способствующие сохранению благоприятной тенденции и дальнейшему повышению объема реализации и улучшению других экономических показателей организации.[5]


3. Управление товарными запасами в магазине «Людмила»


Изучение внутренних и внешних условий позволяет выявить существующие проблемы в области управления ассортиментом и запасами установить конкретные цели, достижение которых будет способствовать их разрешению. В качестве целей могут устанавливаться:

-         определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

-         изучение мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке для учета в программе маркетинга;

-         изучение реакции рынка на новый товар для корректировки политики в области ассортимента товаров;

-         определение направлений воздействия на производителей товаров.

Конкретный перечень целей магазина «Людмила» в области управления ассортиментом и качеством товара зависит от стоящих перед ним проблем. Поскольку поставленные цели предопределяют намечаемые действия, постольку они сами являются критериями оценки достигнутых результатов. Поэтому они должны быть четко сформулированными; реально выполнимыми; указывающими направления действий; обеспечивающими сосредоточение материальных, трудовых и финансовых ресурсов магазина «Людмила».

Управление запасами магазина «Людмила», сформированными за счет оборотного капитала, представляет сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджмента тесным образом переплетаются с задачами менеджмента и маркетинга. Все эти задачи подчинены единой цели – обеспечению бесперебойного процесса реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть оборотного капитала, реинвестируя его в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами.

Политика управления запасами магазина «Людмила» представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала фирмы, заключающаяся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизацией затрат по их обслуживанию и обеспечение эффективного контроля за их движением.

Разработка политики управления запасами  охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются:

1.                 анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде;

2.                 определение целей формирования запасов;

3.                 оптимизация размера основных групп текущих запасов;

4.                 оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, формируемых за счет оборотного капитала;

5.                 построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии.[6]

Разработка и осуществление маркетинговых действий магазина «Людмила» обеспечивает  реализацию подсистемы планирования системы управления ассортиментом и качеством товаров в комплексной системе управления коммерческой деятельности магазина на основе маркетинга, могут быть:

-         формирование текущей и перспективной политики магазина в области ассортимента и качества товаров;

-         участие в формировании ассортиментной  политики товаропроизводителей с ориентацией на рынок и с учетом жизненного цикла изделий;

-         закупка товаров с учетом их потребительских свойств, цен, долговечности, конкурентоспособности;

-         формирование торгового ассортимента с обеспечением приоритета потребителя;

Реализация перечисленных мероприятий возможна на основе выполнения следующих маркетинговых исследований по управлению ассортиментом и запасами товаров:

-         определения текущих и перспективных потребностей населения;

-         изучения требований потребителей к ассортименту и качеству товаров;

-         изучения мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;

-         исследование сегментации рынка и типологии потребителей;

-         изучения потребительских характеристик и конкурентоспособности товаров различных производителей;

-         изучения жизненного цикла изделий;

-         изучения товарных запасов;

-         анализа информации об ассортименте реализуемых товаров, полученной от потребителей по «обратной связи».[7]

Для повышения эффективности управления запасами магазина «Людмила» можно порекомендовать предприятию следующие мероприятия:

-                      Вести непрерывный мониторинг состояния запасов, своевременно выявляя и устраняя негативные тенденции;

-                      Ориентироваться на большое число покупателей для снижения риска неуплаты;

-                      Предоставлять больше скидок при предоплате;

-                      Непрерывно следить за оборачиваемостью запасов с целью выяснить причины замедляющие оборачиваемость;

-                      Снизить  длительность нахождения запасов на складах путем обеспечения ритмичности поставок, устойчивых и длительных связей с поставщиками, стимулирования сбыта продукции в период сезонного падения спроса.







Список литературы


1.                     Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: ДИС, НГАЭ и У, 2002. – 364 с.

2.                     Басапов М.И. Анализ хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 2001.  - 437 с.

3.                     Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – Минск: 2002. - 208с.

4.                     Главчева С., Леонтьева Ю., Рынок продукции Новосибирской области// Сибирская столица, №2. – 2004. – С. 32-37

5.                     Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2001. – 576 с.

6.                     Ковалев А. И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 285 с.

7.                     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2001. – 424 с.

8.                     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Новое знание, 2003. – 526 с.

9.                     Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471 с.

10.                Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2002.  -3 75 с.




[1] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – Минск: 2002. – С. 50


[2] Главчева С., Леонтьева Ю., Рынок продукции Новосибирской области// Сибирская столица, №2. – 2004. – С. 32-37


[3] Басапов М.И. Анализ хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 2001.  – С. 238


[4] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Новое знание, 2003. – С. 204


[5] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2001. – С. 185


[6] Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2002.  – с. 161.


[7] Ковалев А. И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – С. 108