Содержание
Теоретическая часть: Возможности и особенности управления интересами участников инвестиционной программы.. 3
1. Участники инвестиционной программы: основные понятия. 3
2. Возможности и особенности управления интересами участников инвестиционной программы (на примере отрасли строительства) 8
3. Финансовые риски проекта при управлении интересами участников инвестиционной программы.. 15
2.Анализ разрабатываемого инвестиционного проекта: практическая часть. 20
2.1. Фактографический анализ. 20
2.2. Целевая установка и принципы разработки проекта. 22
2.3. Потенциальные участники проекта. 25
2.4. Интересы участников проекта. 26
2.5. Основные программные мероприятия. 29
2.6. Бюджет проекта и основные финансовые механизмы инвестирования. 31
2.7. Управление инвестиционным проектом. 36
2.8. Риски инвестиционного проекта. 37
Список литературы.. 40
Теоретическая часть: Возможности и особенности управления интересами участников инвестиционной программы
1. Участники инвестиционной программы: основные понятия
Состав участников инвестиционной деятельности регламентирован Законом РСФСР “Об инвестиционной деятельности” (от 1.08.91 г.).
Объектами (в которые вкладываются средства) инвестиционной деятельности могут быть[5,с. 145]:
а) вновь создаваемые или модернизируемые основные фонды;
б) оборотные средства;
в) ценные бумаги;
г) целевые денежные вклады;
д) научно-техническая продукция;
е) интеллектуальные ценности;
ж) другие объекты собственности и имущественные права.
Субъекты - те, кто осуществляют инвестиционную деятельность. Их можно разделить на 2 группы[1, с. 42]:
-инвесторы;
-участники.
Инвесторы - главные субъекты инвестиционной деятельности. Они вкладывают в дело собственные, заёмные или привлечённые средства в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование.
Инвесторами могут быть[3, с. 205]:
-органы по управлению государственным имуществом;
-другие государственные органы (например, министерства);
-юридические лица;
-физические лица;
-иностранные государства, иностранные физические и юридические лица;
-международные организации.
Участники инвестиционной деятельности могут выступать в ролях:
-заказчиков (по поручению инвесторов);
-исполнителей работ (например, строительные организации);
-поставщиков;
-банковских, страховых и посреднических организаций, инвестиционных бирж и т.д.;
-пользователей объектов инвестиционной деятельности;
-других качествах.
Вышеназванным законом определены права, обязанности и отношения субъектов инвестиционной деятельности.
Отношения между конкретными субъектами регулируются договором (контрактом), заключённым между ними.
На рисунке 1 отражена взаимосвязь интересов участников инвестиционной программы в процессе управления.
Участники инвестиционных проектов имеют равные права[8, 10 и др.]:
- на получение государственной поддержки на условиях настоящего Закона;
- на заключение договоров с инвесторами и другими участниками инвестиционных проектов в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации;
- юридические лица могут возложить реализацию прав и обязанностей, предусмотренных для них настоящим Законом на свои филиалы, расположенные на территории области;
- осуществление других прав, предусмотренных инвестиционным договором в соответствии с законодательством.
Количество инвестиционных проектов, которые осуществляет инвестор и в которых участвует участник инвестиционного проекта, не ограничивается.
Инвестор и (или) участник инвестиционного проекта имеют право отказаться от использования предоставленной ему государственной поддержки, предварительно известив об этом Администрацию области.
Получение инвестором или участником инвестиционного проекта государственной поддержки, указанной в настоящем Законе не лишает их права на получение иных льгот, преференций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а также международными договорами Российской Федерации.
Участники инвестиционных проектов обязаны[4, 5 и др.]:
- участвовать в реализации одобренных инвестиционных проектов в соответствии с бизнес-планами инвесторов;
- при получении налоговых льгот и гарантий сохранения налоговой нагрузки:
- ежеквартально в установленные сроки предоставлять уполномоченному органу расчет сумм налогов, подлежащих налогообложению по льготным ставкам и расчет совокупной налоговой нагрузки, приходящейся на одобренный инвестиционный проект;
- ежегодно представлять уполномоченному органу в установленные сроки копию официальной бухгалтерской отчетности с отметкой о сдаче ее в налоговые органы; расчет сумм налогов, подлежащих налогообложению по льготным ставкам, расчет совокупной налоговой нагрузки, приходящейся на одобренный инвестиционный проект и аудиторское заключение, подтверждающее ведение участником инвестиционного проекта раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по одобренному инвестиционному проекту, в случаях;
- представлять уполномоченному органу аудиторское заключение, подтверждающее расчет совокупной налоговой нагрузки при наступлении случаев;
- исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства;
- иметь разрешения и лицензии, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для осуществления их деятельности;
- не допускать проявления недобросовестной конкуренции и выполнять требования антимонопольного законодательства;
- исполнять иные обязанности, возложенные на них в соответствии с действующим законодательством.
Инвесторам и участникам инвестиционных проектов гарантируется:
- для одобренных инвестиционных проектов - сохранение налогового режима, действующего на момент начала финансирования инвестиционного проекта, т.е. сохранение совокупной налоговой нагрузки по одобренному инвестиционному проекту, рассчитанной на момент начала его финансирования;
- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
- право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- защита инвестиций.
Гарантии сохранения налогового режима состоят в том, что в случае, если при реализации одобренного инвестиционного проекта на территории области вступают в силу новые законы и иные нормативные правовые акты области, которые приводят к увеличению фактической совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора и (или) участника инвестиционного проекта по одобренному инвестиционному проекту или же вновь принятые нормативные акты устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления инвестиций на территории области по сравнению с расчетной совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на момент начала финансирования одобренного инвестиционного проекта, то такие новые законы и иные нормативные правовые акты области, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие законы и иные нормативные правовые акты области, не применяются в течение установленных сроков.
При наступлении вышеперечисленных случаев инвестор и (или) участник инвестиционного проекта, которому предоставлены гарантии сохранения налогового режима, представляет уполномоченному органу аудиторское заключение по расчету совокупной налоговой нагрузки, на основании которого распоряжением Администрации области оформляется решение о сохранении совокупной налоговой нагрузки. Указанное решение должно содержать размер сохраняемой совокупной налоговой нагрузки и дату вступления в действие решения.
Гарантии сохранения налогового режима не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в действующие законодательные акты области и на новые законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства, а также на случаи приведения указанных актов в соответствие с федеральным законодательством.
При управлении интересами участников инвестиционных проектов в целях обеспечения равенства прав инвесторов и участников инвестиционных проектов Администрация области:
- утверждает Порядок предоставления и контроля использования государственной поддержки при осуществлении инвестиционной деятельности;
- утверждает и публикует Требования к заявкам на получение государственной поддержки при осуществлении инвестиционной деятельности и отчетности ее использования, являющиеся неотъемлемой частью Порядка;
- утверждает положение об уполномоченном органе;
- определяет уполномоченный орган, который в соответствии с настоящим Законом принимает решения об одобрении инвестиционных проектов и об оказании государственной поддержки, а также осуществляет контроль ее использования инвесторами и участниками инвестиционных проектов;
- ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год вносит в областное Собрание депутатов предложения о финансировании расходов на оказание государственной поддержки при осуществлении инвестиционной деятельности в области
- разрабатывает и представляет на утверждение в областное Собрание депутатов областную целевую программу “Улучшение инвестиционного климата”;
Основным правовым документом, регулирующим производственно - хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.
Условия договоров (контрактов), заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия. В случаях, если после их заключения законодательством, действующим на территории России, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договоры (контракты) могут быть изменены.
Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).
2. Возможности и особенности управления интересами участников инвестиционной программы (на примере отрасли строительства)
В административно-плановой (централизованной) экономике термин “инвестиционно-строительная деятельность” не существовал. Капитальные вложения (инвестиции) и строительство (строительно-монтажные организации) были оторваны друг от друга, поскольку имели возможность “соединиться” друг с другом через длительную по времени цепочку директивных документов (титульные списки строек, план, лимиты капитальных вложений, строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, лимиты фондируемых материальных ресурсов, оборудования и др.).
Современному термину “инвестиционно-строительная деятельность” в определенной степени созвучно понятие “капитальное строительство”, под которым в советский период понимались реализуемые заказчиком функции по финансированию строительства и организации (планированию) ввода в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы. При этом понятие “капитальное строительство” (а не просто – “строительство”) использовалось для того, чтобы в идеологической работе того периода отличать “коммунистическое строительство”, “партийное строительство”, “военное строительство” от “капитального строительства”.
В условиях рыночной экономики процессы накопления финансовых ресурсов для строительства и их реализации максимально сблизились во времени, оказавшись взаимоувязанными и взаимозависимыми.
В состав участников инвестиционно-строительной деятельности включаются:
- инвесторы, которые выступают в роли кредиторов, заказчиков, покупателей и т.д. (юридические и физические лица);
- проектировщики;
- производители материальных и технических (технологических) ресурсов;
- строительно-монтажные организации, которые преобразуют инвестиционные ресурсы в объекты основного капитала. Строительно-монтажные организации (или от их имени – управляющий, менеджер) объединяют деятельность инвесторов, заказчиков, проектировщиков, поставщиков материальных и технических ресурсов;
- инновационные организации, в которых разрабатываются научно-технические новшества с целью их последующего использования в процессе создания основного капитала;
- институциональные рыночные структуры, обеспечивающие обращение инвестиций в основной капитал (финансовых ресурсов) на производительной и товарной стадиях их оборота;
- логистические фирмы, обеспечивающие наполнение товаропроводящей сети и доведение товаров и услуг до экономических субъектов инвестиционно-строительной деятельности;
- транспортные организации.
В табл. 1 приведена характеристика основных функций и организационных форм участников (субъектов) инвестиционно-строительной деятельности.
Таблица 1
Интересы частников инвестиционной программы и их особенности
Наименование частников |
основные функции |
Организационные формы участников |
1 |
2 |
3 |
Инвесторы |
Финансирование и кредитование инвестиций в основной капитал |
( население и группы) |
|
|
Физические лица |
Заказчики |
|
|
Банки |
|
|
Федеральные и местные органы исполнительной власти |
|
|
Институциональные инвесторы (пенсионные фонды, страховые компании) |
|
|
Проектировщики |
Разработка архитектурной, строительной, технологической и сметной документации |
Архитектурные мастерские, Проектные организации, Изыскательские организации |
Производители материально- технических ресурсов( строительных материалов, изделий и ресурсов конструкций, строительных машин и механизмов, технологического и энергетического оборудования) |
Производство соответствующих видов материально- технических ресурсов |
Юридические лица |
Строительно-монтажные организации |
Производство строительно-монтажных работ |
Юридические лица |
|
Сдача в эксплуатацию строительной продукции |
|
Инноваторы |
Выполнение НИОКР |
НИИ |
|
Доведение их результатов до головных организаций |
Проектно- конструкторские организации |
|
Массовое внедрение производства инноваций |
Опытно- экспериментальные организации |
|
|
Проектно- изыскательские организации |
Институциональные рыночные структуры |
Обеспечение обращения инвестиций в основной каптал на производительной и товарной стадиях их оборота |
Банки |
Логистические фирмы |
Передвижение товаров и услуг до строительно-монтажных организаций: обработка заказов, формирование материалопотоков, комплектация, упаковка, складирование продукции |
Склады |
|
|
Оптовые базы |
|
|
Оптовые и розничные магазины |
Транспортные организации |
Транспортирование материально- технических ресурсов |
Транспортные агентства |
Таким образом, инвестиционно-строительная деятельность реализуется определенной системой производственных, функциональных и институциональных структур, образующих инвестиционно-строительный сектор российской экономики.
Примечание: участники (субъекты) инвестиционно-строительной деятельности, отмеченные*), образуют (в полном составе или своей частью) строительный комплекс как собирательное понятие. (Строительный комплекс как функциональный элемент народного хозяйства перестал существовать с распадом административно-плановой экономики и, главное, соответствующих органов управления).
Инвестиционно-строительный сектор, по методологии Госкомстата России, включает определенную часть сектора “нефинансовых предприятий” (группируемых в отрасли) и сектора “финансовых учреждений”. Помимо перечисленных в его состав входят также сектор “государственных учреждений” (частично) и сектор “домашних хозяйств” [см. 2, c. 160, 173, 174].
Таким образом, инвестиционно-строительный сектор имеет в своем составе инвесторов, строительный комплекс (как собирательную отрасль) и институциональные структуры.
Инвестиционно-строительный сектор представлен в виде пересечения финансовых, материально-технических, профессиональных (кадровых) и информационных потоков, отражающих перемещение и потребление инвестиций, материалов, оборудования, денежных платежей, производимой продукции в условиях конкретной социально-экономической, политической и природно-климатической среды.
Свойства среды (на рисунке широкие стрелки), прежде всего, определяются:
- социально-политической ситуацией в стране (регионе), а также состоянием и тенденциями развития российской экономики в целом, которые формируют уровень стабильности и экономической предсказуемости процессов инвестиционно-строительной деятельности, обуславливают привлекательность инвестиций в основной капитал;
- социально-демографическими факторами, действующими в регионе и определяющими трудоизбыточность или трудодостаточность по различным категориям промышленно-производственного и строительного персонала, престижность той или иной профессии или рода деятельности;
- состоянием инвестиционно-строительного рынка, спроса и предложения на нем, выступающих в качестве условий формирования потребностей в строительной продукции;
- уровнем предпринимательской (инвестиционной) активности и уровнем жизни населения как факторами платежеспособного обеспечения соответствующих инвестиционных потребностей.
Очевидно, что инвестиционно-строительный сектор функционирует в определенных природно-климатических условиях, которые, как и нормативная и законодательная базы, могут способствовать, но могут и сдерживать развитие инвестиционно-строительной деятельности.
Есть так называемые “зоны конкуренции”, т.е. возможные сферы соприкосновения инвестиционно-строительного сектора с другими секторами национальной экономики. Эта конкуренция касается поставщиков исходных материально-технических ресурсов и технологического оборудования; получения инвестиций, займов, кредитов и участия в выгодных инвестиционных проектах; привлечения квалифицированных кадров и оплаты их труда; информационного и рекламного рынка.
В принципе любой из потоков, связывающих инвестиционно-строительный сектор с рыночной средой, может быть полностью или частично перекрыт по решению участников обмена, в том числе и вследствие добросовестной и недобросовестной конкуренции. При этом в качестве конкурентов следует рассматривать не только предприятия, производящие такую же продукцию, но и предприятия, использующие (возможно, по другому назначению) те же трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, в том числе и предприятия из других секторов экономики, в особенности те, которые могут переключиться на выпуск продукции данного сектора экономики. Заметим, что по мере развития рынка, роста конкуренции переход предприятия из одной отрасли в другую, более рентабельную, будет все более частым явлением.
Таким образом, функционирование инвестиционно-строительного сектора с точки зрения внешних для него факторов постоянно подвержено опасности срыва или ухудшения из-за возможного нарушения необходимых для его деятельности региональных, внутриотраслевых и межсекторных потоков.
Вместе с тем к факторам риска относятся лишь те изменения входных и выходных потоков, которые являются непредвиденными и непредсказуемыми с точки зрения функционирования инвестиционно-строительного сектора. Так, снижение покупательной способности рубля и рост цен нельзя расценивать как факторы риска, если уровень инфляции сохраняет свой темп, являющийся стабильным в течение длительного периода, позволяющего экстраполировать его на будущее. Обычно рисковые факторы характеризуются дискретностью изменений, наличием пороговых значений, по достижении которых поток переключается на иной режим работы.
В общем случае срыв связей инвестиционно-строительного сектора с каждым субъектом определяется одной или несколькими причинами. К этим причинам можно отнести:
- внезапно наступившие и непредвиденные изменения среды, окружающей субъект инвестиционно-строительной деятельности, вынуждающие его изменить условия функционирования (повышение цен, изменение налогового законодательства, социально-политическая ситуация и т.п.);
- появление более выгодных для субъекта инвестиционно-строительной деятельности предложений (заключить более выгодный договор или договор более длительного или, наоборот, короткого действия и т.п.);
- изменение целевых установок субъекта инвестиционно-строительной деятельности, являющееся следствием накопления позитивных результатов его деятельности, изменением индивидуальных или групповых установок;
- изменение личных отношений между руководителями субъектов внутри системы инвестиционно-строительной деятельности и за ее пределами;
- изменение условий перемещения материальных, финансовых и трудовых ресурсов между субъектами инвестиционно-строительной деятельности (аварии, изменение таможенных правил, возникновение новых границ и т.д.).
3. Финансовые риски проекта при управлении интересами участников инвестиционной программы
1. Риск неосуществимости (нереализуемости инвестиционного проекта).
Причины: отказ инвесторов и традиционных поставщиков от заключения договоров; неприемлемые для субъекта инвестиционно-строительного сектора условия договора (в том числе цены); переход традиционных поставщиков на выпуск другой в рыночных условиях продукции; невозможность закупки технологического оборудования на мировом рынке из-за сложностей таможенного законодательства; ухудшение двух- и многосторонних международных отношений и т.д.
Факторы риска: ограниченность (отсутствие альтернативы в выборе) инвесторов; чрезмерная концентрация входимых потоков материально-технических ресурсов на ограниченном количестве поставщиков; недиверсифицированность поставок; нестабильность общей социально-экономической ситуации; принятие поставщиком стратегии – “максимальная прибыль любыми средствами”; неверное прогнозирование инвестиционно-строительной ситуации; использование недостоверной исходной информации.
Возможные методы компенсации: наличие альтернативных инвесторов, диверсификация поставок; постоянный сбор и актуализация информации о возможных поставщиках, их намерениях, осваиваемых технологиях и социально-экономической ситуации вокруг них; приобретение акций предприятий-поставщиков; подготовка кредитных линий на случай необходимой предоплаты; создание страхового резерва исходных материально-технических ресурсов.
2. Риск недополучения необходимых для реализации инвестиционно-строительного проекта материально-технических ресурсов и технологического оборудования из-за срыва заключенных договоров по поставке.
Причины: непредвиденная ситуация у поставщиков; техническая невозможность производства необходимой продукции; принятие поставщиком решения об изменении условий договора – сроков, цен, объемов, требований к качеству поставляемой продукции; аварийность на транспорте; решение поставщика о временном или окончательном присвоении полученных в качестве предоплаты сумм; невозможность их выплаты данному субъекту инвестиционно-строительного сектора по причине использования до срыва договора.
Факторы риска: общая нестабильность социально-экономической ситуации; кризисное положение во взаиморасчетах предприятий; слабость хозяйственного арбитража и законодательной базы; стремление к минимизации риска путем требования предоплаты; отсутствие развитой системы страхования хозяйственных и финансовых решений.
Возможные методы компенсации: диверсификация поставок; расширение состава поставщиков; установление неформальных личных отношений с руководством предприятия-поставщика; создание региональной системы страхования инвестиционно-строительной деятельности и соответствующей системы перестрахования; привлечение независимых организаций (фондов, страховых обществ, банков и т.п.) в качестве гарантов сделок; развитие залоговых сделок.
3. Риск сложности сбыта продукции реализованного инвестиционного проекта (риск убыточности проекта).
Причины: изменение структуры и сокращение потребности в данном виде продукции; замещение данной продукции продукцией других предприятий; моральное устаревание продукции; переключение спроса на другие виды продукции в связи с изменением профиля или специализации предполагаемых ранее потребителей продукции инвестиционного проекта.
Факторы риска: научно-технический прогресс; появление новых технологий; изменение условий импорта, облегчающего ввоз соответствующей продукции из-за рубежа; активизация маркетинговой деятельности конкурентов.
Возможные методы компенсации: активное использование всех форм маркетинга, позволяющих легко подключаться к новым секторам рынка; диверсификация производства и структуры сбыта продукции реализованного инвестиционного проекта; создание и актуализация базы данных о возможных потребителях продукции, их деятельности, намерениях, тенденциях, социально-экономическом статусе и окружении; поиск технологий и методов улучшения качества продукции (еще на стадии ТЭО инвестиционного проекта).
4. Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за выполненные (без предоплаты) строительно-монтажные работы.
Причины: принятие решения инвестором (заказчиком) об использовании предназначенных для оплаты денежных средств на другие цели; отсутствие финансовых ресурсов.
Факторы риска: кризисное состояние взаимных платежей; неожиданное повышение цен; слабость хозяйственного арбитража.
Возможные методы компенсации: наиболее распространенная (у строителей в особенности) предварительная оплата работ, услуг, позволяющая закупить необходимые оборотные средства. Широкое распространение в последние годы подобного способа снижения риска во всех отраслях экономики и промышленности привело к кризису неплатежей, увеличению числа преступлений в экономической сфере, снижению объемов производства и реализации продукции.
5. Риск срыва собственных планов производства строительно-монтажных работ и внедрения научно-технических мероприятий (инноваций).
Причины: неблагоприятные погодно-климатические условия; непредвиденный недостаток собственных оборотных средств; технические аварии; забастовки.
Факторы риска: нестабильность цен; неполучение (недополучение) материально-технических ресурсов и технологического оборудования, в том числе нового в обусловленные договором сроки.
Возможные методы компенсации: увязка (обоснование) организационно-экономических целей строительного предприятия с условиями инвестиционно-строительной деятельности и региональными факторами; проведение НИОКР (использование их результатов) в области технологии и организации строительного производства.
6. Риск неполучения внешних инвестиций и кредитов.
Причины: неблагоприятные впечатления зарубежных инвесторов и кредиторов относительно перспектив и возможностей инвестиционного проекта; неожиданная утечка негативной информации; публикация порочащих проект сведений и данных; выступление экологов и населения с критикой проекта.
Факторы риска: утрата контроля за имиджем проекта; активные действия недобросовестных конкурентов; незначительные затраты на маркетинг, в том числе на рекламу и поддержание “марки” проекта.
Возможные методы компенсации: организация целенаправленного маркетинга, в том числе всестороннего информирования потенциальных потребителей продукции проекта и инвесторов о наиболее благоприятных сторонах проекта и его продукции в целях поддержания устойчиво положительного мнения о будущем предприятия. Если потребность и платежеспособный спрос на продукцию инвестиционного проекта являются достаточно устойчивыми, то потенциальный инвестор в принципе всегда готов к кредитованию данного проекта. Поэтому для внезапной отмены уже принятого решения о выделении инвестиций нужны серьезные основания, скорее связанные с установлением новых (объективных) негативных сведений, ранее неизвестных инвесторам, а также неожиданным разочарованием в добросовестности руководителей инвестиционного проекта.
Выше были исследованы наиболее типичные причины возникновения рисков в инвестиционно-строительной деятельности.
Следует отметить, что инвестиции в основной капитал и сами процессы инвестиционно-строительной деятельности целесообразно рассматривать не только в статике, как это было сделано выше, но и в динамике, т.е. в процессе смены форм стоимости и превращения их (инвестиций) в конечную продукцию строительства, обеспечивающую возможности осуществления расширенного воспроизводства.
2.Анализ разрабатываемого инвестиционного проекта: практическая часть
В практической части данной курсовой работы речь пойдет об общественной государственной организации, действующей на рынке услуг - Дворец культуры «Юность». На сегодняшний день организация принадлежит государственному муниципальному образованию при Администрации Советского района.
2.1. Фактографический анализ
Общая информация об организации:
Название организации: Дворец культуры «Юность»
Адрес организации: 630090, г. Новосибирск, пр. Строителей- 15
Телефон: 32-45-57, 36-08-56
Цель организации: культурно- просветительская работа среди разных слоев жителей Советского района.
Задачи организации:
1. организация досуга молодежи;
2. занятия в клубах по интересам (танцевальный клуб, хоровой клуб, клуб веселых и находчивых, клуб кройки и шитья, вязания и вышивки, клуб «Почемучка», клуб «Умники и умницы»);
3. организация досуга ветеранов ВОВ и инвалидов;
4. повышение культурно- образовательного уровня населения в области науки, культуры и искусства (организация выставок, показ кинофильмов);
5. концертная деятельность силами художественной самодеятельности.
Организация существуют на протяжении 30 лет. Изначально в советские времена в организации было 5 основных коллективов художественной самодеятельности и 20 клубов по интересам, большинство из которых были удостоены звания народных коллективов. Финансирование деятельности носило централизованный характер из средств Центрального комитета профсоюза Минатоммаш. В период становления рыночных отношений расширилась сфера деятельности организации в соответствии с поставленной целью и задачами. Организация перешла на самоокупаемую основу при использовании средств частного финансирования и спонсорской помощи предприятий (строительная организация ЗАО «Техстройсервис», Новосибирский протезный завод, ООО «Сибакадемстрой» и другие).
На рисунке 1 представлена общая система управления организацией.
Внешняя среда организации
управляющее воздействие вход варианты управленческих решений
вход
цель выход
ресурсы
информация
Рис. 1. Система управления ДК «Юность»
Уникальность организации состоит в создании первого и единственного в советские времена в Сибири своего собственного кинофотоклуба «Экран». Он осуществлял съемку и демонстрацию своих анимационных фильмов.
Достижения организации в области культурно- просветительской работы очень велики, что подтверждается многочисленными похвалами и грамотами от спонсорских организаций, от государственных и общественных организаций. Пять руководителей кружков, в том числе танцевального кружка получили звание Заслуженные деятели культуры Российской Федерации. Руководитель Дворца культуры «Юность» Воробьев А.И. был награжден орденом «Знак почета» за многолетний плодотворный труд.
Все вышеуказанные мероприятия осуществлялись при финансовой поддержке постоянных спонсоров: Новосибирского протезного завода, ПАТП № 5 Советского района, ООО «Сибакадемстрой», ЗАО «Техстройсервис».
Таким образом, можно смело утверждать, что организация сегодня является процветающей и стабильно функционирующей в области культуры и искусства.
2.2. Целевая установка и принципы разработки проекта
Общая информация о проекте:
1. Длительность проекта: 12 часов
2. Источники финансирования проекта: собственные средства, средства отдела социальной защиты Администрации Советского района, Областной организации общества инвалидов
3. Бюджет проекта: 33831 руб.
4. Краткое описание проекта: проведение культурного вечера, включая танцевальную программу, в обществе инвалидов. Кружки самодеятельности организации выезжают в город Искитим с культурно- развлекательной программой для инвалидов Искитимского ВОИ. Вечер проводится в Дворце культуры «Россия» г. Искитима.
В последнее время в средствах массовой информации и на телевидении много пишут и говорят о проблемах инвалидов в нашей стране. Инвалиды относятся к особой группе населения, которая не подчиняется общим социальным законом. Мало того, что это люди с физическими недостатками, они также нуждаются в моральной поддержке и реабилитации после полученных травм и увечий. Особенно актуальна на сегодняшний день проблема детской и подростковой инвалидности. Подчас такие люди считают себя буквально «изгоями» человеческого общества. У них отсутствует интерес к жизни. Они склонны к замыканию и психологической замкнутости. Эти люди нуждаются в особом подходе и, прежде всего, в психологической поддержке со стороны государства и общества в целом.
В связи с актуальностью темы инвалидов, их социальной адаптации и реабилитации в нашей стране Дворец культуры «Юность» при финансовой поддержке ряда организаций решил организовать выездной вечер с танцевальной программой в общество инвалидов в город Искитим. В целом проект можно считать благотворительной программой.
Цель проекта состоит в оказании моральной поддержки инвалидам города Искитима, подъем их духа и внутренней самооценки. По существу проект является частью государственной программы реабилитации и защиты инвалидов в стране.
Поставленная цель проекта вполне согласуется с целью деятельности организации в целом, ведь социальная реабилитация и моральная поддержка инвалидов есть часть культурно- просветительской работы среди населения. Актуальность поставленной цели вытекает из назревшей проблемы несоответствующего отношения к инвалидам как социальной группе нашего общества сегодня.
Самым значимым достижением в результате проекта станет поднятие настроения у инвалидов в результате проведения развлекательных мероприятий. Кроме того, общение с инвалидами клуба ДК «Юность» поможет инвалидам города Искитима почувствовать себя полноценными гражданами общества за счет моральной поддержки и понимания факта своей значимости как особой социальной группы в обществе. Наиболее перспективным достижением может стать обучение инвалидов города Искитима организации проведения аналогичных вечеров в своем городе собственными силами и ресурсами в дальнейшем, в частности вполне возможна организация некоторых кружков и клубов по интересам среди них. Для того чтобы убедиться в том, насколько эффективной оказалась реализация задуманного организацией проекта вполне возможно пригласить журналистов из местной газеты и телевидения для проведения опроса среди самих инвалидов о результатах вечера. Выражение счастья и благодарности на лицах, а также похвала в адрес учредителей проекта станет доказательством достижения поставленной в проекте цели и внесения вклада в решение проблемы инвалидов в нашем городе.
Реализация проекта может стать примером для других Дворцов культуры в проведении аналогичных мероприятий.
Уникальность проекта состоит в его благотворительной направленности на решение актуальной проблемы инвалидности. Возможно, этот маленький проект станет лишь частью, долей в решении всей социальной проблемы, существующей сегодня в нашей стране.
Задачи проекта:
1) предполагается, что при опросе инвалидов о результатах проведения вечера более 90% ответов буду характеризовать реализованный проект только с положительной точки зрения; количественной оценкой данной задачи является относительная доля положительных ответов на вопрос: «Как вы считаете, удалось ли Дворцу культуры «Юность» достичь цели оказания моральной поддержки вашим инвалидам в современных условиях?»;
2) оценка каждого мероприятия реализованного проекта инвалидами города Искитима и местными жителями по пятибалльной шкале, расчет среднего балла по всем проведенным мероприятиям по вопросам разработанного теста. Окончательный результат предоставляется средствам массовой информации для публикации в печати;
3) обучение инвалидов города Искитима психологическим методам поддержки в стрессовых ситуациях;
ДК «Юность» в недалеком прошлом имел опыт проведения аналогичных мероприятий в других районах города Новосибирска. Все эти проекты увенчались успехом. Среди наиболее значимых прежних проектов:
1) делегаты клуба инвалидов принимали неоднократное участие на Всероссийском совещании общества инвалидов в городе Москве.;
2) многие инвалиды клуба были трудоустроены;
3) организация выставки картин художника- инвалида Сафронова С.П. в манеже (выставочном зале) города Москвы;
4) участие танцевального клуба «Радуга» на Всероссийских фестивалях и конкурсах.
2.3. Потенциальные участники проекта
В данной главе кратко представлен список всех основных участников проекта с перечислением их основных обязанностей в рамках реализуемого проекта.
Директор ДК «Юность»- 1 человек. Главная задача заключатся в координации деятельности всех участников на вечере.
Ветераны и инвалиды хора «Ветеран»- 12 человек. Основная функция заключается в показательном выступлении хора в концерте.
Руководитель хора «Ветеран»- 1 человек. Координатор деятельности хора «Ветеран».
Староста коллектива ветеранов- 1 человек. Координатор деятельности коллектива инвалидов ДК «Юность»
Медицинский работник (психолог) – 1 человек. Оказывает медицинские консультации для инвалидов, психологическую поддержку.
Юрист- консультант- 1 человек. Оказывает юридические консультации для инвалидов.
Ведущий- 1 человек. Основная функция: деятельность в качестве распорядителя вечера, консультанта по личным вопросам.
Музыкальный ведущий- 1 человек. Основная задача- проведение танцевально-развлекательной программы для инвалидов.
Поэт- 1 человек. Основная функция заключается в выступлении в концерте с чтением стихотворений собственного сочинения.
Хореографический коллектив «Радуга»- 12 человек. Основная функция заключается в показательном выступлении в концертной программе.
Руководитель хореографического коллектива «Радуга» - 1 человек. Основная задача- руководство выступлением хореографического коллектива «Радуга».
Баянисты «Русская тройка»- 3 человека. Основная функция заключается в показательном выступлении в концертной программе (выступление под баян), проведение конкурса на лучшее исполнение песни под баян.
Костюмер- гример- 1 человек. Основная задача заключается в подготовке артистов к выступлению в части нанесения соответствующего макияжа, оформления костюмов
Подсобные рабочие – 2 человека. Основные функции заключаются в оказании помощи по погрузке, выгрузке, перетаскивании оборудования и его установка.
Всего участников- 39 человек.
Основными участниками проекта являются также инвесторы. Инвесторы реализации проекта делятся на две основные группы: государственные органы и частные инвесторы.
Среди государственных инвесторов выступают Администрация Советского района, конкретно отдел социальной защиты населения, Областная организация Всероссийского общества инвалидов в Новосибирске. Вышеперечисленные органы предоставляют ДК «Юность» часть финансовых средств для реализации проекта в рамках его бюджета.
Недостающая сумма финансовых средств предоставляется частными инвесторами, более конкретно: ЗАО «Техстройсервис», Новосибирский протезный завод.
2.4. Интересы участников проекта
Схема взаимодействия всех участников проекта представлена на рисунке 2.
|
||||
Рис. 2. Схема взаимодействия участников проекта
Каждый из участников проекта имеет свои интересы в процессе его реализации.
Так, в нормативных документах, регулирующих деятельность отдела социальной защиты населения Администрации Советского района непосредственно указана социальная направленность деятельности отдела, в том числе и на такой особый слой общества, как инвалиды. То есть инвестиционное участие данного инвестора объясняется направлением его деятельности.
Аналогично можно сказать и про Областную организацию Всероссийского общества инвалидов. Вообще участие государственных органов является обязательным, так как проведение благотворительных мероприятий такого масштаба в ходит в одну из основных функций государственных органов власти (социальная программа государства).
Участие частных инвесторов объясняется фактом проведения рекламной акции на продукцию своего производства. Так, например, Новосибирский протезный завод таким образом рекламирует свою продукцию: различные протезы и прочие устройства, помогающие легче адаптироваться инвалидам в обществе (инвалидные коляски).
Что касается ЗАО «Техстройсервис», то в части направлений использования прибыли данной организации существует статья, предусматривающая финансирование различных благотворительных, социально значимых мероприятий на территории Новосибирской области. Так как организация сегодня является вполне процветающей, то она может себе позволить отнести часть получаемой прибыли на финансирование различных подобных проектов. К тому же данную акцию также можно назвать рекламной для ЗАО «Техстройсервис» с целью создания положительного имиджа и налаживания связей с потребителями и заказчиками.
Интерес непосредственных участников проекта вполне очевиден. Все они преследуют главную цель – поднятие имиджа и приобретение известности Дворца Культуры «Юность» не только в Советском районе, но и на территории Новосибирской области и даже других регионов Сибири.
2.5. Основные программные мероприятия
Деятельность в рамках данного проекта будет организована в виде последовательности организационных этапов, представленных в календарном плане реализации проекта в таблице 2.
Таблица 2
Календарный план реализации проекта и основные организационные мероприятия
№ |
Наименование работы и ее описание |
Кто выполняет |
Ресурсы |
Ожидаемый результат |
Сроки |
1 |
Подготовка к поездке, сборы, посадка в автобус |
все участники группы |
все оборудование для проведения вечера |
готовность в автобусе к отправлению |
с 9.00 до 11.00 |
2 |
Поездка с Академгородка в Искитим |
все участники группы |
арендованный автобус |
приезд на место к ДК «Россия» в городе Искитиме |
с 11.00 до 12.00 |
3 |
Разгрузка реквизитов и аппаратуры из автобуса, высадка пассажиров |
все участники группы |
каждый участник группы разгружает свое оборудование |
все оборудование разгружено из автобуса |
с 12.00 до 12.30 |
4 |
Чаепитие в ресторане ДК «Россия» |
все участники группы |
выделенные денежные средства |
все участники группы должны быть накормлены |
с 12.30 до 13.00 |
5 |
Оформление выставки прикладного и изобразительного искусства в фойе ДК «Россия» |
половина участников группы |
картины, поделки из глины |
оформленное фойе |
с 13.30 до 14.00 |
6 |
Оформление сцены |
половина всех участников группы |
аппаратура и декорации, реквизиты |
оформленная сцена |
с 13.30 до 14.00 |
7 |
Репетиция концертной программы |
все участники по направлениям |
план проведения концертной программы |
подготовленные к выступлению участники |
с 14.00 до 15.00 |
8 |
Проведение концертной программы |
все участники по направлениям |
план проведения концертной программы |
подготовленные к выступлению участники |
с 15.00 до 16.30 |
9 |
Обед для участников программы |
все участники программы |
выделенные денежные средства |
все участники накормлены |
с 16.30 до 17.00 |
10 |
Итервьюирование зрителей о результатах программы |
ведущий программы и староста коллектива инвалидов, директор ДК «Юность» |
тесты- вопросники |
заполненные тесты- вопросники |
с 17.00 до 18.00 |
11 |
Анализ результатов тестирования |
ведущий программы и староста коллектива инвалидов, директор ДК «Юность» |
тесты- вопросники |
полученные результаты об итогах проведения вечера |
с 18.00 до 18.30 |
12 |
Беседа за круглым столом (юридические, медицинские, личные консультации для инвалидов) |
юрист- консультант, медицинский работник, староста коллектива инвалидов |
знания юриста, медицинского работника в профессиональных областях |
обучение психологическим методам поддержки инвалидов, организации аналогичных вечеров собственные силами, юридические консультации |
с 18.30 до 19.00 |
13 |
Проведение танцевально-развлекательной программы |
музыкальный ведущий |
музыкальная аппаратура |
все инвалиды приняли участие в танцах |
с 17.00 до 19.00 |
14 |
Завершающие сборы, погрузка в автобус аппаратуры |
все участники группы |
аппаратура и прочее оборудование |
автобус загружен |
с 19.00 до 19.30 |
15 |
Поездка из Искитима в Академгородок |
все участники |
арендованный автобус |
приезд в Академгородок |
с 19.30 до 20.30 |
16 |
Разгрузка автобуса в Академгородке |
все участники |
аппаратура и оборудование |
разгруженный автобус |
с 20.30 до 21.00 |
План проведения концертной программы включает в себя следующий перечень организационных мероприятий:
1) открытие концертной программы ведущим, выступление старосты коллектива с творческим отчетом;
2) выступление хора инвалидов и ветеранов «Ветеран»;
3) чтение собственных стихотворений самодеятельного поэта;
4) выступление детской хореографического коллектива «Радуга»;
5) выступление трио баянистов «Русская тройка»
6) конкурс среди инвалидов- зрителей на лучшее исполнение песни под баян;
7) заключительное слово ведущего концертной программы.
2.6. Бюджет проекта и основные финансовые механизмы инвестирования
Бюджет проекта разрабатывается в соответствии с рекомендациями в литературе [1, 5, 8 и др.]
Оборудование и сопутствующие расходы
Все необходимое оборудование для реализации проекта перечислено в таблице 3.
Таблица 3
Оборудование и сопутствующие расходы
№ п/п |
Вид оборудования |
Количество, шт. |
Стоимость каждого предмета, руб. |
Имеющиеся в нашем распоряжении на сумму, руб. |
Общая сумма расходов, руб. |
1 |
Стулья |
10 |
250 |
2500 |
- |
2 |
Микрофоны |
5 |
900 |
2700 |
1800 |
3 |
Видеокамера |
1 |
7500 |
- |
7500 |
4 |
Пленка для видеокамеры |
3 |
80 |
- |
240 |
5 |
Фотоаппарат |
1 |
390 |
- |
390 |
6 |
Пленка для фотоаппарата |
2 |
45 |
- |
90 |
7 |
Поощрительные призы инвалидам за участие в конкурсах |
12 |
550 |
- |
6600 |
8 |
Костюмы для хора «Ветеран» |
12 |
900 |
10800 |
- |
9 |
Костюмы для хореографического коллектива «Радуга» |
12 |
560 |
6720 |
- |
10 |
Баян |
3 |
2700 |
5400 |
2700 |
11 |
Ручки |
100 |
1,5 |
- |
150 |
12 |
Тесты- вопросники |
100 |
5 |
- |
500 |
13 |
Усилители для музыкальной аппаратуры |
1 |
4000 |
- |
4000 |
14 |
Музыкальный центр |
1 |
4250 |
4250 |
- |
15 |
Диски с танцевальной программой |
7 |
70 |
210 |
280 |
16 |
Шнуры, удлинители для аппаратуры |
- |
300 |
300 |
- |
|
ВСЕГО |
- |
- |
- |
24250 |
Командировочно - транспортные расходы
Сюда включены все расходы, связанные с организацией поездки в Искитим в виде таблицы 4.
Таблица 4
Командировочно - транспортные расходы
№ п/п |
Маршрут |
Срок, дни |
Количество человек, чел. |
Стоимость двухразового питания на 1 человека в день, руб. |
Прочие расходы, руб. |
Общая стоимость, руб. |
|
В Искимтим на автобусе |
1 |
39 |
50 |
- |
1950 |
Административные и прочие прямые расходы
В данную статью включаем все административно- хозяйственные расходы в таблице 5.
Таблица 5
Административные и прочие прямые расходы
№ п/п |
Вид расходов |
Сумма, руб. |
1 |
Аренда зрительного зала в ДК «Россия» в Искитиме |
400 |
2 |
Аренда автобуса |
1500 |
3 |
Расходы на оплату конференции после реализации проекта по вопросам его эффективности |
650 |
4 |
Расходы на междугородние переговоры с руководством общества инвалидов в Искитиме |
60 |
5 |
Расходы на междугородние переговоры с директором ДК «Россия» по аренде в городе Искитиме |
85 |
6 |
Расходы на публикацию итогов в средствах массовой информации |
250 |
7 |
Расходы на публикацию итогов на телевидении |
450 |
|
Итого |
3395 |
Оплата труда группы в процессе реализации проекта
В данном подразделе предусматриваются персональные выплаты каждому участнику группы в таблице 6
Таблица 6
Персональные выплаты каждому участнику в процессе реализации проекта
№ п/п |
Должность |
Количество человек, чел. |
Оплата одного часа работы, руб. |
Количество часов, час. |
Итого требуемая сумма, руб. |
1 |
Директор ДК «Юность» |
1 |
30 |
12 |
360 |
2 |
Руководитель хора |
1 |
23 |
12 |
276 |
3 |
Медицинский работник |
1 |
20 |
12 |
240 |
4 |
Юрист |
1 |
15 |
12 |
180 |
5 |
Ведущий |
1 |
22 |
12 |
264 |
6 |
Музыкальный ведущий |
1 |
16 |
12 |
192 |
7 |
Руководитель хореографического коллектива |
1 |
23 |
12 |
276 |
8 |
Костюмер- гример |
1 |
10 |
12 |
120 |
9 |
Подсобные рабочие |
2 |
8 |
12 |
240 |
10 |
Поощрительные выплаты участникам концертной программы |
29 |
6 |
12 |
2088 |
|
Итого |
39 |
- |
- |
4236 |
Общая сумма расходов
Все расходы (бюджет) проекта постатейно указаны в таблице 7.
Таблица 7
Смета расходов (бюджет проекта)
№ п/п |
Название статьи |
Общая сумма расходов, руб. |
1 |
Оборудование и сопутствующие расходы |
24250 |
2 |
Административные и прочие расходы |
3395 |
3 |
Комангдировочно - транспортные расходы |
1950 |
4 |
Оплата труда |
4236 |
|
Итого (бюджет проекта) |
33831 |
Итак, итого бюджет проекта составил 33831 рубль.
Основные финансовые источники инвестирования бюджета проекта были представлены выше при перечислении основных участников проекта.
В таблице 8 представлено распределение финансовых источников реализации бюджета проекта.
Таблица 8
Распределение источников реализации бюджета проекта
Инвесторы |
Доля участия в бюджете проекта, % |
Сумма финансирования, руб. |
Отдел социальной защиты населения при Администрации Советского района |
17 |
5750 |
Областная организация Всероссийского общества инвалидов |
58 |
19621 |
Новосибирский протезный завод |
18 |
6090 |
ЗАО «Техстройсервис» |
7 |
2370 |
На рисунке 4 отображена структура источников финансирования бюджета проекта.
Так как проект является частью государственной программы реабилитации инвалидов в стране, то вполне очевидно, что основным инвестором проекта будут выступать именно государственные органы и службы. Самым главным инвестором для реализации проекта станет Областная организация Всероссийского общества инвалидов, которая является государственной.
Рис. 3. Структура финансовых источников инвестирования проекта
Как видно из рисунка 3, государственные органы занимают наибольшую долю в источниках инвестирования проекта.
2.7. Управление инвестиционным проектом
Под управлением инвестиционным проектом в менеджменте понимают управление системами и подсистемами в организации рамках отдельных аспектов: технологически и организационно логически выстроенных последовательностей [5].
Для управления проектом в организации существует проектно- организованная структура, которая представляет сбой взаимосвязь органов управления на различных стадиях управления проектом. Такая структура представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Проектно- ориентированная структура в ДК «Юность»
Система проектного управления в организации, ориентированная на ее проектную структуру позволяет достигнуть всех целей и задач проекта. Схема управления инвестиционным проектом в ДК «Юность представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Управление инвестиционным проектом в ДК «Юность»
На рисунке 5 наглядно отображен процесс управления инвестиционным проектом. Как видно, в центре процесса управления находится руководитель проекта - директор ДК «Юность», который координирует действия всех участников проектов под влиянием инвесторов со стороны, подчиняясь при этом задачам и целям самого проекта. Он же определяет последовательность этапов и мероприятий проекта, а также следит за ходом исполнения бюджета проекта. Основная его заключительная функция состоит в реализации согласования между собой различных элементов проекта (бюджета, календарного плана), а также контроль за ходом выполнения проекта в целом.
2.8. Риски инвестиционного проекта
В данном разделе выделим основные риски, которые сопутствуют реализации данного проекта организацией. К таким рискам отнесем:
1) экономические риски:
- риск неполучения финансирования в надлежащем объеме от одного или нескольких инвесторов в силу причин различного характера;
- риск нехватки полученных денежных средств для реализации проекта в силу ошибок и неверных расчетов при планировании бюджета проекта;
2) организационные риски:
- риск срыва всего проекта или одного из мероприятий по организационным причинам (например, болезнь одного или нескольких участников проекта);
3) организационно-технические риски:
- риск поломки оборудования;
- риск поломки транспорта при перемещении участников и оборудования.
Оценить вышеперечисленные риски можно при использовании метода вероятностной оценки риска [2,11 и др.]. В ходе использования данного метода отображается частота возникновения аналогичных рисковых ситуаций исходя из опыта организации или статистического материала. В таблице 9 представлена оценка рисков вероятностным методом.
Таблица 9
Оценка рисков при реализации проекта вероятностным методом
№ п |
Риск |
Число случаев из 100 возникновения рисковой ситуации |
Оценка |
1 |
риск неполучения финансирования в надлежащем объеме от одного или нескольких инвесторов |
1 |
0,01 |
2 |
риск срыва всего проекта или одного из мероприятий по организационным причинам |
4 |
0,04 |
3 |
риск поломки оборудования; |
6 |
0,06 |
4 |
риск поломки транспорта при перемещении участников и оборудования |
3 |
0,03 |
Как видно из таблицы 9, наиболее вероятным для организации является риск поломки оборудования, а наименее вероятным – риск неполучения финансовых средств от инвесторов.
Среднюю оценку риска всего проекта можно оценить как среднеарифметическую величину среди оценок каждого из рисков в отдельности. Тогда примерная оценка риска в целом по проекту будет равна 0,035 или 3,5 %. Это означает, что вероятность невыполнения проекта составляет всего 3,5 %.
С целью предотвращения возникновения рисковых ситуаций для ДК «Юность» при реализации проекта можно посоветовать несколько способов страхования рисков:
- помимо предусмотренных инвесторов проекта необходимо наметить еще 1- 2 инвесторов которые могли бы оказать необходимую финансовую помощь в кратчайшие сроки (своего рода запасные варианты) в случае отказа одного из инвесторов проекта от своих обязанностей;
- помимо непосредственных участников проекта, руководитель организации должен иметь «запасных» игроков на случай болезни одного из участников;
- предусмотреть возможности вызова другого вида транспорта на случай поломки арендуемого автобуса;
Список литературы
1) Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб.пособие.-3-е изд.,перераб.,доп., - М.: Финансы и статистика,2002.-528с.: ил.
2) Буянов В.П. Управление рисками (рискология) / Буянов В.П.,Кирсанов К.А.,Михайлов Л.А..-М.: Экзамен,2002.-384 с
3) Быльцов С.И. Настольная книга российского инвестора. – М.: Юнити- ДАНА, 2000 . – 567 с.
4) Вайнштейн С.Ю. Инвестиционная направленность финансовой политики // Инвестиции в России. – 1996 .- № 1- 2
5) Вайнштейн С.Ю Основы управления в малом бизнесе: Учеб. пособ. – Новосибирск: НГАЭ иУ, 1994 .- 389 с..
6) Изряднова О. Правительственная инвестиционная политика // Инвестиции в России. – 1996 .- № 1- 2
7) Молотков Ю. И. Менеджмент: Учебно- методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 219 с.
8) Молотков Ю.И. Менеджмент: Учеб. пособ. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – 234 с.
9) Направления и формы государственного регулирования рыночной экономикой / Под ред.О.И. Боткина. - Ижевск: изд-во инс-та экон. И управления Удмуртского гос.ун-та,2002.-394 с
10) Савчук В.П. Анализ и разработка инвестиционных проектов. – М.: Инфра- М, 1999. – 456 с.
11) Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. - М.: Наука,2000.- 431 с