План

Задание № 1 (вариант № 1) Условия и обстоятельства, необходимые для  достижения стратегических целей производственной системы.. 3

Задание № 2 (вариант № 1) Составляющие процесса  разработки стратегии внешнеэкономической  деятельности фирмы.. 8

Список литературы.. 13
























Задание № 1 (вариант № 1) Условия и обстоятельства, необходимые для  достижения стратегических целей производственной системы

ОТВЕТ

Стратегия состоит из множества конкурентоспособных действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешное управление организацией.

В общем случае под стратегией понимают план управления фирмой, направленный на ведение бизнеса, укрепление конкурентных способностей организации, удовлетворение потребностей, а также достижение целей  организации [5,с. 5].

При достижении стратегических целей  организации существует ряд ограничений [3,с.24]:

1)    стратегический менеджмент не дает детального описания необходимых действий  или состояния внешней среды для руководства  организации;

2)    несмотря на наличие большого количества строгих методик стратегического менеджмента, он остается во многом творческим инициативным процессом;

3)    стратегический менеджмент не имеет четко отработанной технологии внедрения и достаточно сложно реализуется. Часто процесс стратегического планирования, составляющий основу стратегического менеджмента, носит тактический характер. Так называемые стратегические планы редко оказывают влияние на повседневную деятельность организации.

Можно выделить следующие основные условия  и обстоятельства, необходимые для достижения стратегических целей производственной системы организации [3,с.26]:

1)    стратегия- это логически последовательная интегрированная система принятия решений. это означает, что разработка стратегии должна вестись осознанно, то есть упреждать влияние среды. Ее разработка должна предшествовать практическим действиям;

2)    стратегия определяет назначение организации, ее долгосрочные цели, планы действий и определение ресурсов;

3)    выбор стратегии означает определение конкурентной ниши организации и сферы ее деятельности;

4)    в стратегии для создания конкурентного преимущества учитываются сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, возникающие во внешней среде;

5)    стратегия логически обосновывает распределение задач на высшем и среднем уровне управления, что обеспечивает координацию функций и организационной структуры.

Для достижения стратегических целей производственной системы необходимо сформулировать ответы на следующие основные вопросы[10, с. 141]:

1)    каким бизнесом мы занимаемся в настоящее время?

2)    каким бизнесом мы хотели бы заниматься?

3)    каковы потребности наших потребителей?

4)    что ожидают наши посредники?

5)    кто будет нашими конкурентами?

6)    какие сценарии развития окружающей среды возможны?

Ответы на эти и другие аналогичные вопросы служат условием для построения концепции долгосрочного развития организации ( производственной системы).

Ценности - это кодекс принципов организации и ее деятельности.

Миссия- это достаточно краткая формулировка, объясняющая предназначение организации. Она задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования [5, с.13].

Для постановки целей соответствующих уровней и адекватного распределения ключевых ресурсов организации рекомендуется следующая система приоритетов [4, с. 29]:

-         приоритеты первого уровня - оптимальная концентрация;

-         приоритеты второго уровня - достаточный минимум;

-         приоритеты третьего уровня - по остаточному принципу.

Условием  достижения стратегических целей производственной системы выступает аналитическое соединение принятой системы приоритетов с установленными стратегическими целями устанавливается система стратегических целевых приоритетов организации.

В процессе стратегического планирования также необходимо определить основные задачи организации.

         Задача- это та граница, к достижению которой стремится организация в процессе своей деятельности. Задачи - это не  конечный  этап планирования,  скорее цель, для которой осуществляются функции управления.

В реализации стратегических целей прослеживается следующая цепочка необходимых условий и обстоятельств:

1) формулирование  стратегический цели инвестора или социально-экономической системы, например,- получение прибыли;

2) определение набора идей по достижению цели или направлений вложения инвестиций;

3) сегментация рынка, определение потребностей и нахождение ниши, где возможно реализовать идею;

4) формулирование конкретных функций по удовлетворению потребностей;

5) анализ альтернативных вариантов и выбор конкретного объекта, который мог бы выполнять заданные функции;

6) изготовление объекта;

7) реализация объекта и достижение поставленных целей.

К основным условиям обеспечения достижения стратегических целей относятся[1, 5 и др.]:

- применение к разработке стратегических целей научных подходов менеджмента;

- изучение влияния экономических законов на стратегические цели;

- обеспечение лица, разрабатывающего стратегические цели, качественной информацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внешней среды" и "процесса" системы разработки решения;

- применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждой стратегической цели;

- структуризация проблемы и построение дерева  стратегических целей;

- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов стратегических целей;

- обеспечение многовариантности стратегических целей;

- правовая обоснованность стратегических целей;

- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации стратегических целей;

- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественных и эффективных стратегических целей;

- наличие механизма реализации стратегических целей.

Выполнить перечисленные условия достижения стратегических целей довольно трудно, и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих  стратегических целей по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческих стратегических целей. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий достижения стратегических целей.

Альтернативные варианты существующих стратегических целей решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам или условиям[14, 15 и др.]:

1) фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций);

2) фактор качества объекта стратегической цели;

3) фактор масштаба (объема) производства объекта;

4) фактор освоенности объекта в производстве;

5) метод получения информации для принятия управленческого решения;

6) условия применения (эксплуатации) объекта;

7) фактор инфляции;

8) фактор риска и неопределенности.

Сопоставимость альтернативных вариантов стратегических целей  по перечисленным восьми факторам обеспечивается, как правило, при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей целевой производственной  подсистемы системы менеджмента (показателей качества и ресурсоемкости продукции, организационно-технического уровня производства, уровня социального развития коллектива, проблем экологии), а также развитие обеспечивающей, функциональной или управляющей подсистем, улучшение связей с внешней средой системы.

В каждом конкретном случае альтернативные варианты стратегических целей  могут отличаться не по всем факторам.

Основные условия  обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов стратегических целей:

1) количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;

2) в качестве базового варианта стратегической цели должен приниматься наиболее новый по времени вариант. Остальные альтернативные стратегические цели приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;






Задание № 2 (вариант № 1) Составляющие процесса  разработки стратегии внешнеэкономической  деятельности фирмы

ОТВЕТ

Внешнеэкономическая деятельность фирмы - это одна из сфер ее хозяйственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функционированием на внешних рынках[1, с. 145].

Внешнеэкономическая деятельность включает следующие основные направления: выход на внешний рынок; экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала; валютно-финансовые и кредитные операции; создание и участие в деятельности совместных предприятий; международный маркетинг; мониторинг национальной экономической политики и экономики мирохозяйственных связей.

Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений.

Исходным пунктом рассуждений должен стать тот факт, что стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы обязательно будет включать ряд целей, являющихся обязательным условием выживания фирмы. Эти цели зачастую выражаются менеджерами высшего уровня формулой - <рост прибылей>. Некоторые фирмы, отражая тот же самый смысл, утверждают, что стратегический успех для самой фирмы и для ее акционеров – это создание богатства для тех, кто приобретает акции фирмы.

Безусловно, существуют различные способы достижения сформулированной стратегической цели и они существенно зависят от масштабов деятельности фирмы.

Для более крупных фирм такими способами могут быть следующие[1, 3 и др.]:

1) Перемещение  внешнеэкономической деятельности из затухающих или менее экономически эффективных отраслей мировой экономики в развивающихся или более экономически эффективные отрасли мировой экономики, а это подразумевает перемещение капитала в различных его формах.

2) Осуществление  прямых капиталовложений в зарубежные страны.

3) Создание международного концерна, включающего какое-то количество предприятий, расположенных в различных странах.

4) Создание или приобретение предприятия, позволяющего производить разнообразную продукцию в различные сезоны года и по этой причине снизить риск сезонного уменьшения торгового оборота. Типичным примером для предприятия выпускающего зимнюю обувь является необходимость создать предприятие, выпускающее летнюю обувь.

5) Перемещение капитала из стран, в которых налоги высокие в страны с относительно низкими налоговыми ставками.

6) Использование особого вида аренды – лизинга в финансировании различных внешнеэкономических операций, как по импорту оборудования, так и по экспорту готовой продукции.

Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической деятельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при ее осуществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов, которые необходимо тщательно рассматривать при разработке стратегии[4, с. 25].

Среди способов достижения стратегических целей внешнеэкономической деятельности фирмы могут быть следующие: поставка товаров, услуг на рынок страны с развертыванием торгово-сбытовой сети фирм в стране; прямые капиталовложения в экономику страны для строительства новых предприятий и последующего выпуска товаров; приобретение уже существующих предприятий, которые испытывают финансовые затруднения с целью развертывания выпуска товаров.

Процесс разработки  стратегии внешнеэкономической деятельности  фирмы проходит несколько этапов. Рассмотрим составляющие процесса разработки  внешнеэкономической стратегии фирмы на каждом этапе[2, 5 и др.].

Этап I. Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы. При этом необходимо:

- анализировать положение фирмы на рынке с теми товарами и услугами, которые фирма выпускает в данный момент;

- анализ деятельности фирмы с позиций потребителя товаров и услуг фирмы;

- анализ деятельности фирмы с позиций рынка.

Этап II. Анализ рынка будущего (анализ спроса и предложения). Фирме важно определить, каким рынок будет в ближайшем будущем, в каком направлении этот рынок развивается и что ждут потребители от фирмы в будущем. При этом необходимо:

- сопоставить положение фирмы с емкостью будущего рынка;

- проанализировать колебания конъюнктуры рынка.

Этап III. Анализ возможностей фирмы:

- анализ увеличения объема внешнеэкономической деятельности;

- анализ переброски фирмы на другие рынки;

- анализ деятельности в новой сфере и прекращение деятельности в старой сфере.

Этап IV. Анализ бюджетно-налоговой политики:

- бюджетно-налоговая политика внутри страны и ее влияние на фирму;

- бюджетно-налоговая политика за рубежом и ее влияние на фирму.

Этап V. Влияние тенденции в мировой экономике:

- анализ мирового рынка ссудного капитала;

- анализ внешнеторговой политики различных стран.

Этап VI. Разработка долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы:

- формулировка глобальной долгосрочной цели внешнеэкономической деятельности;

- декомпозиция глобальной цели на подцели;

- формулировка вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности;

- сравнение вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности.

Серьезными побудительными мотивами для осуществления капиталовложений является выход фирмы на новый рынок, в те страны, где более низкие издержки производства или более низкие налоговые ставки.

Для оценки вариантов, в том числе для сравнения вариантов по выходу на рынок разных стран принимается во внимание следующие критерии:

- политическая и экономическая стабильность;

- издержки производства;

- транспортная инфраструктура;

- государственные льготы и символы;

- наличие как квалифицированной, так и относительно дешевой неквалифицированной рабочей силы;

- емкость рынка данной страны;

- наличие требуемых поставщиков сырья, материалов и т.п.

 Весьма  существенное значение при анализе предпочтительности того или иного варианта выхода фирмы на мировой международный рынок имеет потенциальная величина трансакционных издержек. Здесь нужна особая тщательность выбора предпочтительных партнеров по трансакциям, изучение конкурентов, знание юридических аспектов трансакций. В противном случае чрезвычайно высокое трансакционные издержки сделают неэффективным принятие того или иного, казалось бы, на первый взгляд, выгодного, варианта выхода фирмы на новый рынок.

При анализе альтернативных вариантов, относящихся к долгосрочным целям, возникает необходимость принятия стратегических инвестиционных решений. Все страны мира, даже самые промышленно развитые,  поощряют инвестирование иностранного капитала в своей стране, так как новые капиталовложения иностранных фирм создают рабочие места, они являются импортом «ноу-хау» и современной технологии. Прямые иностранные инвестиции являются эффективным средством развития экономики страны, если предприятие, созданное в результате таких инвестиций, превосходит предприятие страны по уровню производительности. Польза иностранных инвестиций зависит также от таких факторов, как масштабы кооперации с фирмами и исследовательскими институтами данной стране.

 При принятии стратегического инвестиционного решения учитываются существенные государственные льготы и стимулы, которые практически во всех странах мира используются для привлечения иностранного капитала.

Широко распространены в мировой практике следующие льготы:

- предоставление земельных участков иностранным фирмам под строительство заводов или бесплатно, или по очень низким ценам;

- создание государством необходимой инфраструктуры или бесплатно, или так же как и первом случае, по очень низким ценам;

- осуществление прямых государственных субсидий.

Таким образом, выработка стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы – это процесс сканирования мирового рынка, определения глобальной и локальных целей внешнеэкономической деятельности, выбор предпочтительных сегментов (ниш), где эта деятельность в большей мере позволит достичь выбранных целей, - приведение экспортного потенциала фирмы в соответствие с этими целями, выбор предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям с целью предотвращения неэффективных международных рыночных трансакций.





Список литературы

1)     Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 1996.- 160 с.

2)     Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .

3)     Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 1998.- 286 с.

4)     Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 1996.- 245 с.

5)     Менеджмент организации: современные технологии  / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 480 с.

6)     Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.

7)     Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2000. – 331с.

8)     Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 1999.- 321 с.

9)     Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2000.- 412 с.

10)                      Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 1998. – 506 с.