Содержание
Введение 3
1. Трагедия семьи Любавиных в романе Василия Шукшина. 4
2. Любовная линия в романе. 8
Заключение 11
Список литературы 13
Введение
Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал “острейшие схлесты и конфликты”, которые побуждали к широким размышлениям над проблемами современной жизни общества. Начала многих исторических явлений и процессов Шукшин видел в послевоенной деятельности. После войны он подался в город, как и многие в то время. Будущий писатель работал слесарем во Владимире, строил литейный завод в Калуге, был разнорабочим, грузчиком, учеником маляра, восстанавливал разрушенные войной железные дороги. Наверное, вся ужасная картина разрушенной, сожженной послевоенной земли повлияла на Василия Шукшина, заставила взяться за перо. Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставила самобытность и колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. Ведь Василий Шукшин писал о том что ему было родным и понятным с самого рождения.
В своей работе мы проанализируем произведение Шукшина - роман “Любавины”. Роман был написан в 1965 году, но действия происходят в переломный для России момент – 1922 г. Это время становления советской власти и ломка старых традиций сибирского села Баклань.
Структурно наша работа будет состоять из двух вопросов, введения и заключения.
1. Трагедия семьи Любавиных в романе Василия Шукшина.
Роман Василия Шукшина “Любавины” затрагивает трагический период истории России – становление советской власти в Сибири. Из истории мы знаем, что революционные изменения коснулись не только быта, но изменения также затронули сам патриархальный уклад деревенского быта. Не будем судить – плохо это или хорошо. Просто попытаемся осмыслить прочитанное – роман Шукшина “Любавины” о простом сибирском селе Баклань. В центре повествования находится семья Любавиных. Из первых строк нам стает понятно негативное отношение автора к этой семье: “Любавиных в деревне не любили. За гордость.”(1.с3). Это зажиточная семья себе на уме. Состоящая из отца и четырех взрослых сыновей, мать упоминается вскользь что соответствует тому положению в семье какое занимала жена. Само описание Любавиных вызывает у них неприязнь: “Старик Емельян Спиридонович – огромный и угловатый, как коряга. Весь зарос волосами. Волосы растут у него даже в ушах. Скуластое, грубой ковки лицо не выражает ничего, кроме презрения. Уважал Емельян в человеке только силу”. (1.с 4). Отца сыновья боялись, хотя уже были взрослыми и обладали таким же нравом как и Емельян Спиридонович. Многие годы отец был капитаном семейного корабля и всякий бунт жестоко подавлялся. Хотя, по своему, он любил сыновей, но ненависть, с которой подавлялось неповиновение, всю любовь сводило на нет. Емельян Спиридонович не признавал никакой власти, кроме своей и это красочно описывается в покупке жеребца. В соседней деревне продавался “знаменитых кровей” жеребец, но его хозяин “ломил страшную цену” и вместо того, что бы заплатить или отступится он посылает своего старшего сына, Кондрата, на преступление – ограбить почтовую тройку, которая перевозила деньги. Для достижения поставленной цели он был готов пожертвовать сыном, но в то же время, после неудавшегося ограбления, сделал все что бы спасти сына от наказания. Но и тут верх берет крестьянская жилка: “- Кобылу…кобылу-то! .. золотая была животинка: - Смахнул твердой, потрескавшейся ладонью слезу…” над сыном так не убивался, как огорчила его потеря лошади. Сама мысль о новых порядках в селе приводит Емельяна в бешенство. Ненависть к новому порядку он привил и своим сыновьям - Кондрату, Ефиму, Макару и Егору. Новая власть не только пытается изменить уклад деревенской жизни, но посягает на самое святое – достаток и благосостояние семьи Любавиных. Прослеживая трагедию личности каждого из Любавиных, В. Шукшин стремится раскрыть в первую очередь личные мотивы их мести. Так, Макар становится ярым бандитом не только в силу своих зверских наклонностей, а из-за политических «убеждений» - «надо ноги на шее завязывать этим властям всяким»(1.10 с.) Сам по себе Макар был отчаянным человеком и обиды никому не прощал, даже своему отцу, и смерть Макара от пули сельского активиста воспринимается как закономерный итог той жизни, которую он вел.
Печать обреченности лежит и на Егоре - самом младшем сыне, образ которого нарисован с особенной психологической тщательностью. «Было в его лице, - пишет В. Шукшин, - что-то до боли привлекательное: что-то сильное, зверское и мягкое, поразительно нежное - вместе».(1. 5 с.) В облике Егора сочетаются противоречивые качества. Какие же из них восторжествуют, станут для него определяющими? Вначале он сопротивляется намерениям брата втянуть его в бандитскую шайку, бунтует против отца, чувствует себя в семье неспокойно, тревожно и мечтает об одном - о трудовом счастье. Увы, любавинская порода и «голос крови» оказались сильнее его мечтательности и «нежности» - наружу выплыло «зверское», собственническое, эгоистическое, что и привело его к трагизму индивидуального выбора жизненного пути. Первым дорогу перешел Закревский, который на Егоровой свадьбе хотел обесчестить Марью, но ему это не удалось и расплата последовала незамедлительно – Егор сразу расправился с ним. Это была даже не ревность, а месть за посягательство на его, Егора, собственность. Ведь он и Марью выкрал вопреки воли отца потом, что и ее тоже считал своей собственностью. Подстрекаемый отцом, он мстит за смерть Макара - убивает бедняка Яшу, но и здесь не только отец был инициатором этого убийства. Ведь из всех братьев Макар был ближе всего к Егору. Даже воровать невесту они вместе с ним поехали и в первый раз свататься на Марье они тоже пошли вместе с Макаром. Да и драка с отцом и старшим сыном – Кондратом сплотила их. Порой кажется, что фатальность определяет судьбы Любавиных - по роковому стечению обстоятельств все они становятся преступниками - убийцами или поджигателями. Может быть, здесь вступают в силу «биологические» законы? Любавины предрасположены к агрессивным действиям, Шукшин объясняет враждебные людям психологические реакции у них прежде всего мотивами частнособственническими. Слепая злоба к «голодранцам» стала постепенно второй натурой и Егора. Ведь он все время трудился и не мог терпеть разгильдяйства и лени. Даже при жене Марье, дочери бедняка, Егор не может воздержаться от восклицания: « - Я их всех ненавижу, всю голытьбу вшивую. Дождались, змеи поганые, своей власти... Радуются ходют. Нарадуются!» (1. 227 с.) Преступная «порода» Любавиных - следствие их собственнической психологии, их классовой вражды к новой жизни. Логика проявления этого чувства вражды к людям в переломные моменты жизни неотвратимо ведет их к преступлениям, к изуверству, так же как и неотвратимо возмездие за совершенные ими злодеяния. Любавины, как и многие другие, родились не там и не в то время. Революционные изменения того времени не щадили ни бедных, ни богатых – тем более если люди выступали на защиту своего состояния. Кровавая бойня тех времен унесла миллионы жизней и это нельзя оправдать никакой классовой борьбой. В романе противостояние Любавиных и новой власти заканчивается плачевно для первых. Трагическая случайность приводит к смерти Марьи, Егор узнает, что к ней заходил Кузьма, местный активист, который тоже сватался к ней, но получил отказ. В порыве гнева Егор убивает Марью и вынужден убегать из деревни в тайгу. А Емельян Спиридонович не может смириться с потерей пшеницы, которую находят у него во время обыска. В отместку, вместе со старшим сыном Кондратом, они поджигают новую школу в деревне. Итог – их обвиняют в поджоге и арестовывают. Итог этого аресте, и без романа, очевиден – или тюрьма или расстрел: «- Слыхал, старик-то Любавин давеча: «Недолго, говорит, по земле походите». Может, так и будет?
- Кто ее знает?… Я так считаю, - поторопился он, - ишо походим».
2. Любовная линия в романе
Любовная линия в романе представлена классическим «любовным треугольником» Егор, Марья и Кузьма. Судьба распоряжается так, что Марья с соглашается выйти замуж за Егора - это роковая любовь. Ведь можно было выйти замуж за Кузьму, но она ему отказывает. Ее не страшит ни участвие в бандитской «свадьбе», ведь Егор ее похитил и свадьбу гуляли на заимке среди банды, в которой находился и Макар и принимать дорогие подарки от Макара, ведь она знала, что он занимался разбоем.
Вспомним волнующую сцену свидания Марьи и Кузьмы после ареста Егора - мужа Марьи. Высокая художественная правда ее достигнута диалогическими средствами в соотношении с характеристикой психологического состояния героев. Боль и гнев от сознания, что Марья любит Егора, постепенно сменяются у Кузьмы чувством сострадания к несчастной и такой близкой его сердцу женщине.
« - Не отпустишь?
- Нет.
Марья заплакала и сквозь слезы тихонько запричитала.
-Да как же я теперь... Хороший ты мой, отпусти ты его. Пожалей ты меня... Ну, куда же я одна-то? У нас ведь скоро... Не виноватый он совсем...
Кузьма не знал, что делать. Уйти бы сейчас отсюда - лучше всего. Но как же, куда уйдешь!
- Не плачь. Не надо... Что уж ты так?
-Как же мне не плакать, Кузьма? Да я в ноги тебе упаду. - Она действительно брякнулась Кузьме в ноги.
Тот подхватил ее под руки, поднял.
-Не плачь... Перестань. Не надо плакать.
Никогда еще лицо ее не было так близко - так невероятно, неожиданно и страшно близко. Око было мокрое от слез, измученное тревогой - красивое, самое дорогое. Кузьма закрыл глаза, резко отвернулся. Отошел, как пьяный, к окну... Сел на подоконник.
-Уйди, Марья. Тяжело. Уйди. Егора отпущу.»(1. 238 с.)
Как здесь все просто, безыскуственно и правдиво, начиная с интонации и кончая выражением «Что уж ты так?» - взятых из самых глубин народного языка.
Кузьма ничего не может с собой поделать – его тянет к Марье, после долгого отсутствия в деревне он думает не о жене Клавдии, а о Марье и первым приходит не домой, а к ней. Его не радует ни дочка, ни жена. Кузьма понимает, что он становится виновником смерти Марьи и месть движет им, что бы поймать Егора и наказать. Оправдать Егора нельзя, смерть – тяжкий грех: «Второй удар прозвучал мягко и тупо. Марья опрокинулась на спину, не вскрикнула, не охнула…Схватилась за грудь. Из открытого рта ее на пол протянулся клейкий ручеек крови».(1. 280 с.)
Трагедия семейной жизни Егора кроется в его тяжелом характере. Нежелание сдерживать своих эмоций привело его к убийству жены: «Впервые так горько и безысходно думал Егор и впервые смутно припомнил, что он никогда почти открыто и просто не радовался… Уже сейчас страшно стало своего скорого одиночества. Без людей нельзя. А они гонят от себя».(1. 283 с.)
Егор уходит в тайгу – ему уже нет места среди людей: « «А может, вернутся?» - мелькнуло в голове. Егор даже приостановил коня. И сразу вставали в глазах: Федя, Кузьма, Яша Горячий, Пронька, Сергей Федорыч, Марья, сын Ванька…
Он почти физически, кожей ощутил на себе их проклятие. Тронул коня.
Гнали они его от себя – все дальше и дальше…» (1. 310)
Смерть Марьи бросает Кузьму на поиски Егора, ненависть движет им. Он понимает, что он основная причина, но любовь к Марье бросает его в тайгу на поиски Егора: «Кузьма вернулся домой через неделю. Похудел, оброс…
Домашние встретили его гробовым молчанием. Даже Николай не нашелся, что сказать сразу». (1. 294 с.) Трагизм ситуации заключается в том, что все понимают подоплеку поведения Кузьмы и знают причину, по которой Егор, хоть и нечаянно, убил Марью. Но Кузьма, с этим грузом остается жить в деревне. И Шукшин как бы подводит черту в конце романа: «Жизнь… Большая она, черт возьми!…»(1. 311 с.) Много случилось непоправимого, ненужного, но необходимо жить, сеять, пахать, растить детей – она не заканчивается и необходимо ни смотря ни на что находить в себе силы жить дальше.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели роман Василия Шукшина «Любавины».
Живительным источником творчества Шукшина стала деревня, в особенности родные Сростки на Алтае. «То ли память о молодости цепка, то ли ход мысли таков, но всякий раз размышления о жизни приводят в село. Казалось бы, там в сравнении с городом процессы, происходящие в нашем обществе, протекают спокойнее, не так бурно. Но для меня именно в селе острейшие схлесты и конфликты, - делился своими мыслями писатель. — И само собой как бы возникает желание сказать свое слово о людях, которые мне близки. Да, молодежь уходит из села - уходит от земли, от родителей. От всего того, что ее вспоило, вскормило и вырастило... Процесс этот сложный, я не берусь судить, кто здесь виноват (и есть ли виноватые-то?). Однако глубоко убежден, что какую-то долю ответственности за это несем и мы, деятели искусства». Вновь и вновь возвращаясь к этой теме, поэтически воспринимая ее, В. Шукшин исследует жизнь сельских тружеников в историческом развитии - от военных лет до современности. Деревня как бы завязала в единый узел многие жизненно важные проблемы страны («острейшие схлесты и конфликты»), которые для своего художественного решения требовали углубления и в историю, и в современную жизнь общества.В непрестанной, исключительной по напряжению, самоотверженной работе В. Шукшин находил свой путь в реализации новаторски смелых замыслов, преобразуя, видоизменяя устойчивые жанровые формы. Взаимодействие разных родов и жанров в творчестве В. Шукшина открывало возможности для реализации новых, новаторски смелых замыслов писателя. Однако многожанровое единство это в значительной степени традиционно для русской литературы, оно восходит к народнопоэтическому искусству — к слову, былине, сказке, притче. В гармонии таланта со временем и жизнью народа — истоки стремительного восхождения В. Шукшина к вершине признания. В народности искусства писателя заключены объяснение и разгадка тайны его художественного обаяния и необычайного воздействия на современников.
Цельность творчества В. Шукшина определяется преимущественно особенностями мировосприятия художника, его неповторимым видением характеров, бесчисленных явлений, фактов, существующих не в разобщенной множественности, а в единстве движущегося бытия. Многожанровость, многостильность искусства Шукшина — четко осознанная самим художником необходимость формы, воплощающей именно это бытие. В пределах различных жанров и видов столь же естественной формой отображения действительности во всем ее многообразии стала циклизация, возможности которой новаторски раскрываются и реализуются автором.
Энергия содержания и конфликта обнаруживается в самых различных видах и формах многоголосия. Драматизированные диалоги, пересекающиеся речевые потоки столь многозначны, широки, что, кажется, требуют выхода в пространство: на сцену, на площадку, на улицу. Героям необходима гласность - собрание, многолюдная деревенская сходка, где голоса звучат открыто, правота утверждается, а виновные порицаются или сурово осуждаются в народных мнениях. Невмешательство окружающих в происходящее, в судьбу героя оборачивается отчаянием, одиночеством, порой трагедией. Поэтому рамки рассказов Шукшина открыты, финалы, за немногим исключением, ждут своего продолжения, призывая к соучастию всю огромную читательскую аудиторию. Природа конфликтов произведений Шукшина такова, что «не укладывается» в сюжет одного рассказа. Важнейшие ситуации развертываются во множественности, тяготея к одному центру: герой в борьбе за нравственные идеалы, в стойком, мужественном сопротивлении, противодействии мещанству, злонравию, потребительству утверждает социально необходимое.
Отдавая должное художнику-рассказчику, мы распознаем через искусство В. Шукшина общественное назначение литературы, перспективы ее развития.
Список литературы
1. Василий Шукшин Любавины, роман, - Петрозаводск.: «Карелия», 1972. – 319 с.
2. 2. Горн Василий Шукшин: Штрихи к портрету.–М.: Просвещение, 1993. -128 с.
3.Коробов В. «Василий Шукшин. Творчество. Личность», - М.: «Советская литература». 1977г. – 56 с.
4. Толченова И.Е.«Слово о Шукшине».–М.: «Современник», 1982 г.–248 с.