Содержание

Задание 1. Значение и организация таможенного дела в Российской Федерации (органы управления, их задачи, функции, цели) 3

Задание 2. Таможенные платежи. 9

Задание 3. 13

Список литературы.. 14

Задание 1. Значение и организация таможенного дела в Российской Федерации (органы управления, их задачи, функции, цели)


Целями таможенной политики РФ, как они определены в Таможенном кодексе РФ[1], являются:

·                    участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

·                    содействие проведению структурной перестройки;

·                    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ и другие задачи экономической политики нашего государства. [2]

Для раскрытия вопроса о значении и организации таможенного дела в Российской Федерации опишем систему таможенных органов РФ.

1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

2. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Система таможенных органов:

Таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Подробнее о каждом органе управления:

ГТК России -центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. [3]Он возглавляет, объединяет и направляет деятельность таможенных органов. Как федеральный орган ГТК России несёт ответственность за реализацию таможенной политики РФ; обеспечивает соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, развитие, укрепление единства всей системы возглавляемых им таможенных органов. ГТК России выполняет не только функции непосредственного руководства таможенным делом, но и координационные и контрольные функции в этой сфере. В случаях, предусмотренных ТК РФ, а также иными актами законодательства, ГТК России издаёт в пределах своей компетенции акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Основными задачами ГТК России являются: участи в разработке таможенной политики РФ; обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории РФ; организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях; организация и совершенствование таможенного дела в РФ; обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ.

 Основные функции ГТК России: В соответствии с возложенными задачами ГТК России выполняет многочисленные и разнообразные функции. Его функции и полномочия в общей форме определены в ТК РФ; Функции ГТК России устанавливаются в других нормативных актах, регулирующих деятельность таможенных органов.

Организационная структура ГТК России. Задачи и функции, т.е. основные направления деятельности таможенных органов, определяют внутреннюю структуру ГТК России. Организационная структура ГТК России состоит из следующих элементов: руководство ГТК России, аппарат ГТК России, состоящий из управлений и отделов.

Структура аппарата ГТК России предоставлена следующими основными управлениями и отделами.

·                    Управление таможенного контроля (УПК) планирует работу таможенных органов по осуществлению таможенного контроля и организует в этих целях взаимодействие с пограничными войсками, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными органами.

·                    Управление по борьбе с контрабандой  и нарушениями таможенных правил организует мероприятия по борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства.

·                    Таможенно –тарифное управление (ТТУ) обеспечивает подготовку предложений по тарифному регулированию, приведение этих мер в действие, а также контролирует исполнение разработанных мероприятий.

·                    Управление федеральных таможенных доходов (УФТД) руководит деятельностью региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей, разрабатывает технологию взимания таможенных платежей.

·                    Управление таможенной статистики организует и объединяет деятельность по ведению таможенными органами таможенной статистики в соответствии с ТК РФ и иными актами законодательства РФ по таможенному делу.

·                    Отдел валютного контроля (ОВК) руководит деятельностью подчинённых ему отделов (групп) валютного контроля и таможенных органов на местах.

·                    Правовое управление даёт заключения по проектам законов и подзаконных актов в части, касающейся таможенного дела, по запросам министерств и ведомств, по поступаемым заявлениям и жалобам.

·                    Управление внешних связей организует межгосударственное сотрудничество в таможенной сфере со странами ближнего и дальнего зарубежья.

·                    Отдел собственной безопасности предупреждение, выявление и пресечение фактов коррупции, других должностных преступлений и проступков в таможенных органах. Сотрудники отдела проводят служебные расследования по фактам должностных преступлений и проступков, совершенных таможенными служащими.

Региональные таможенные управления РФ (РТУ РФ).

Региональное таможенное управление РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет руководство таможенным делом на территории региона деятельности (подведомственного региона) под непосредственным руководством ГТК России.

В непосредственном подчинении РТУ РФ находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные органы.

 Основные задач РТУ РФ: реализация таможенной политики РФ на территории подведомственного региона; разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ; разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической безопасности РФ (в части, относящейся к таможенному делу); обеспечение защиты экономических интересов РФ в пределах компетенции таможенных органов; организация таможенного дела в подведомственном регионе; обеспечение применения средств таможенного регулирования экономической деятельности; обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществления контроля за исполнением законодательства РФ о таможенном деле  и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ; организация и осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил; руководство, обеспечение, координация  и контроль за деятельностью  подведомственных таможенных органов РФ; обеспечение своевременности и полноты поступления таможенных платежей; содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц.

Основные функции РТУ РФ. В соответствии с возложенными на него задачами РТУ РФ выполняет значительное число функций. Наиболее важные из них это:

·                    В части реализации таможенной политики.

·                    По вопросам организации таможенного дела на подведомственной территории.

·                    По вопросам взимания таможенных платежей по вопросам таможенного контроля.

·                    По вопросам борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

·                    По вопросам валютного контроля.

·                    По вопросам законодательства и укрепления законности.

·                    По вопросам материально-технической базы таможенных органов.

·                    По вопросам работы с кадрами.

Структура РТУ. Типовая структура, общая (предельная) штатная численность, фонд оплаты труда РТУ РФ утверждается ГТК России.

Таможни Российской Федерации (таможни РФ).

 Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством РТУ РФ, которому она подчинена. Решением ГТК отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ГТК России.

С точки зрения местонахождения региона деятельности, таможни РФ подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни РФ располагаются на таможенной границе, как правило, совпадающей с государственной границей, и связаны с крупными транспортными узлами (порты, аэропорты, приграничные железнодорожные станции).

Основные задачи таможни РФ.

·  Непосредственное осуществление таможенного дела;

·  Осуществление мер по реализации таможенной политики;

·  Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ, в части относящейся к таможенному делу;

·  Обеспечение защиты экономических интересов РФ;

·  Применение средств таможенного регулирования экономической деятельности;

·  Обеспечение соблюдения и единообразного применения таможенного законодательства и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

·  Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; взимание таможенных платежей и осуществления валютного контроля;

·  Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.

Таможенные посты РФ.

Таможенный пост РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни РФ либо РТУ РФ в случае непосредственного подчинения управлению.

Решениями ГТК России отдельные таможенные посты РФ могут быть подчинены непосредственно ГТК России.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со статусом юридического лица или подчинённого непосредственно ГТК России  - ГТК России.

Основные функции таможенного поста схожи с основными функциями таможни РФ.

Задание 2. Таможенные платежи


При перемещении через таможенную границу РФ и в других случаях, установленных Таможенным кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалифицированного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление товаров;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Специфика таможенных платежей  состоит в том, что уже никто не препятствует вывозу или ввозу товаров в Россию; таможенное оформление происходит в субъектах Федерации по месту нахождения предприятия или гражданина, где и должна происходить оплата пошлины, налогов и сборов, т.е. таможенный контроль и оформление происходят не только на границе, но и внутри страны.

 Появилось понятие внутренней и пограничной таможни. Сложился и действует порядок, при котором ввезенный товар представляется на границе или в международном аэропорту и направляется для декларирования и оформления во внутренний таможенный орган.

Таможенные платежи, установленные Таможенным кодексом, обладают разной правовой природой, из которой следует, соответственно, определенное место в системе государственных доходов и конкретное финансовое назначении каждого платежа. [4]

Часть платежей - НДС[5] и акцизы - косвенные налоги в полном смысле этого слова. Им свойственны индивидуальная безвозмездность, обязательность уплаты в установленные государством сроки, их размер входит в цену товара и, в конечном счете, оплачивается покупателем. Эти особенности определяют их поступление в федеральный бюджет. К таможенной пошлине полностью относятся все перечисленные особенности косвенных налогов, единственное ее отличие от них - закон не называет ее налогом буквально.

Остальные таможенные платежи относятся к неналоговым доходам государства. Им свойственны индивидуальная возмездность, добровольность уплаты, для них характерен признак целевой направленности. Из всех возмездных платежей можно выделить группу, имеющую характер платы государству за выполнение действий, имеющих юридическое значение:

- сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;

- сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

- плата за принятие предварительного решения.

    Остальные возмездные платежи, взимаются в оплату других действий различного рода:

-                      таможенные сборы за таможенное оформление;

-                      таможенные сборы за хранение товаров;

-                      таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

-                      плата за информирование и консультирование;

-                      плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенные платежи, носящие возмездный характер, входят в систему неналоговых доходов государства, поступают во внебюджетный фонд, консолидируются в бюджете, имеют целевую направленность, расходуются в порядке указанном в законе о бюджете на текущий год.

Криминалистическое значение имеет то обстоятельство, что вследствие особенностей правовой природы, уклониться можно только от уплаты платежей, входящих в систему налоговых доходов государства. Исключение составляют таможенные сборы за таможенное оформление, которые, хотя и являются неналоговым доходом государства, но уплачиваются вместе с налоговыми платежами до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом, либо иным лицом в соответствии с Таможенным кодексом  до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации. аможенные платежи уплачиваются таможенному органу, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях - государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.

  В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации. Лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей, отсрочка или рассрочка уплаты таких платежей не предоставляется.

 Уплата таможенных платежей может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица, либо внесением на депозит причитающихся сумм. При залоге заложенные товары и транспортные средства остаются у залогодателя, если таможенный орган не примет иного решения. Залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа.

В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию ЦБ РФ на проведение операций в иностранной валюте.

Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, с которых взыскание производится в судебном порядке. За время задолженности взыскивается пеня в размере 0,3 % суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты. При отсутствии у плательщика денежных средств, взыскание обращается на имущество плательщика .

  В случае если лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу не является декларантом, такое лицо несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей.

  При незаконном перемещении товаров и транспортных средств солидарную ответственность за уплату таможенных платежей несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они  знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они  знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица в течение одного года с момента уплаты или взыскания таких платежей. При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются.


 

Задание 3

Рассчитать акциз на ввозимые из Болгарии сигареты с фильтром в количестве 10 000 штук, код продукции 2402 20

Решение:

Для товаров, облагаемых акцизами по ставкам в рублях за единицу товара, по формуле

А=Вт х А1,

Где А1 – ставка акциза в рублях за единицу товара;

Вт – количество товара;

А – сумма акциза.

В соответствии с приложением 6 ставка акциза по сигаретам с фильтром составляет 14 тыс. рублей за 1000 штук. Сумма акциза в этом случае составит:

А= 14 000 х (10 000/1000)= 140 000 рублей











Список литературы


1.     Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (с изменениями от 23.12.2003)

2.     Приказ ГТК РФ от 10.10.2002 №1082 «об утверждении общих положений о таможенных органах РФ» (в ред. приказов ГТК РФ от 03.03.2003 № 201, от 16.06.2003 № 650)

3.     Приказ ГТК РФ от 26 ноября 2001 г. № 1127 «об утверждении инструкции о порядке применения таможенными органами РФ акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ» (в ред. приказов ГТК РФ от 30.08.2002 № 918, от 05.12.2002 № 1300, от 14.02.2003 № 141, от 28.03.2003 № 337, с изм., внесенными приказом ГТК РФ от 27.11.2003 № 1347)

4.   Приказ ГТК РФ от 7 февраля 2001 г. № 131 «об утверждении инструкции о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ»  (в ред. приказов ГТК РФ от 20.12.2001 № 1209, от 07.03.2002 № 221, от 31.07.2002 № 817, от 13.05.2003 № 502, от 18.09.2003 № 1036, с изм., внесенными приказом ГТК РФ от 27.11.2003 № 1347)

5.     Распоряжение ГТК РФ от 27 ноября 2003 г. № 647-р «об утверждении методических указаний о порядке применения таможенными органами положений таможенного кодекса  РФ, относящихся к таможенным платежам»


[1] Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (с изменениями от 23.12.2003)

[2] Приказ ГТК РФ от 10.10.2002 №1082 «Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ»

[3] Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (с изменениями от 23.12.2003)

[4] Распоряжение ГТК РФ от 27 ноября 2003 г. № 647-р «об утверждении методических указаний о порядке применения таможенными органами положений таможенного кодекса  РФ, относящихся к таможенным платежам»

[5] Приказ ГТК РФ от 7 февраля 2001 г. № 131 «об утверждении инструкции о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ».