Министерство образования Российской Федерации

Новосибирская государственная академия экономики и управления

Кафедра_____________________________________________

Учебная дисциплина:__________________________________

Номер варианта контрольной работы:____________________

Номер группы:_______________________________________

Наименование  специальности:__________________________

Номер зачетной книжки:_______________________________

Ф.И.О. студента:______________________________________

Дата регистрации институтом: «___»________________200_г.

Дата регистрации кафедрой: «___»__________________200_г.

Проверил:___________________________________________

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Итого баллов по 100 бальной шкале

Заключение «Зачтено» или «Не зачтено»

Подпись преподавателя

Количество баллов

План:

Введение……………………………………………………………………3

1.         Теоретическое исследование по теме: «Делопроизводство по организации и проведению аудита…………………………………..4

Глава 1. Цель ведения делопроизводства по проведению аудита……. .4

1.1          Значение и сущность делопроизводства………………..…... 4

1.2          Функции делопроизводства………………………………..… 5

         Глава 2.  Рабочая документация аудитора, состав и порядок оформления……………………………………………………………7

            2.1 Состав, количество и содержание рабочих документов………7

            2.2  Оформление рабочей документации аудитора………………..8

          Глава 3. Особенности хранения документов в аудиторской фирме…...13

                    3.1 Рубрикация полученной информации………………………...13

                    3.2 Системы защиты информации………………………………...14

          2. Решение практической ситуации……………………………………...16

3.     Составление программы аудита расчетов с подотчетными лицами………………………………………………………………….17

Список используемой литературы……………………………………....19

Введение

Тема теоретического исследования данной работы - «Делопроизводство по организации и проведению аудита». Целью исследования является изучение правил ведения делопроизводства при проведении аудиторской проверки, а также определение основных требований, предъявляемых к рабочей документации аудитора.

Задание 2, вариант №4

Исходные данные: Аудитор оказался в ситуации, когда, не меняя мнения о достоверности финансовой отчетности, вынужден выразить серьезное мнение о возможности экономического субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев следующих за отчетным периодом, т.е. возникла проблема «действующего предприятия».

Требуется

1.     Указать вид аудиторского заключения.

2.     Установить основные причины, служащие основанием для формулировки такого заключения.

Задание 3, вариант №4

Составить программу аудита расчетов с подотчетными лицами.

Глава 1. Цель ведения делопроизводства по проведению аудита

 1.1 Значение и сущность делопроизводства

В силу значимости получаемой в ходе аудита информации ведению делопроизводства придается особое значение. Вся полученная в процессе проверки информация подлежит обязательному отражению в письменном виде в рабочих документах аудиторов, оформленных в соответствии с правилами ведения аудиторской деятельности.  Такие документы должны формироваться в специально структурированных папках и подробно освещать вопросы планирования проверки, ее осуществления, анализа системы учета и внутреннего контроля, выводы, сформулированные в отношении конкретного сегмента аудита, и другие вопросы.

В этой связи представляется неверным достаточно распространенный в среде российских аудиторов подход, заключающийся в тщательном оформлении только итоговых документов проверки: аудиторского заключения и письменного отчета руководству клиента по результатам аудита. А документирование остальных этапов аудита и действий аудитора сводится к подготовке перечня выявленных отклонений, а также документов, регулирующих отношения с клиентом (приемо-сдаточные акты, счета-фактуры и т.д.). Это происходит потому, что в нашей стране до недавнего времени не было последовательной и целенаправленной системы контроля качества работы аудиторских организаций.[1] Такой контроль может осуществляться силами организаций, которые уполномочены выдавать лицензии аудиторским организациям, и лишать таких лицензий организации, допускающие некачественный аудит, а также силами общественных объединений аудиторов, которые должны быть заинтересованы повышении авторитета аудиторской деятельности.

1.2 Функции делопроизводства

Документирование и делопроизводство в аудите выполняет несколько существенных функций, связанных в основном с подтверждением качества проведенной аудиторской проверки.

Во-первых, такие документы свидетельствуют о том, что аудит проводился как таковой. В настоящее время на российском рынке аудиторских услуг действуют «черные аудиторы» - небольшие фирмы или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на продаже всем желающим положительных аудиторских заключений. Понятно, что подобная деятельность наносит существенный ущерб аудиторской профессии, т.к. аудитор подобно нотариусу, совей подписью должен свидетельствовать достоверность тех документов, которые он проверяет. Практически невозможно сфальсифицировать файл с рабочими документами, отражающими ход проверки, начиная с этапа преддоговорной работы и заканчивая этапом формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, с указанием конкретных источников (наименований и реквизитов проверенных первичных документов, договоров, бухгалтерских регистров и т.д.). Отсутствие оформленных соответствующим образом рабочих документов может трактоваться как нарушение правил аудиторской деятельности и, следовательно, как некачественное проведение аудиторской проверки, что влечет за собой лишение лицензии на право занятия аудиторской деятельностью.

Документирование аудита рассматривается и как основное средство внутрифирменного контроля за качеством работы. Наличие документов, тщательно фиксирующих ход проверки, выполненные процедуры, полученные доказательства, сформулированные выводы позволяют анализировать действия аудиторов, оценивать их правильность и эффективность, а в последствии корректировать ход аудита, исправлять ошибки, допущенные аудиторами, и учитывать ошибки, выявленные при других проверках и разработке внутрифирменных стандартов.

На случай возникновения споров с экономическими субъектами или третьими лицами по поводу качества  проверок аудиторская организация должна располагать фактическими материалами для того, чтобы установить правоту клиента, обосновать свою позицию, а в ряде случаев, выяснить, кто  из сотрудников виноват в ошибке, и принять меры на будущее.

Тщательно подготовленная и оформленная рабочая документация позволяет интенсифицировать деятельность аудиторской организации. При повторных проверках экономических субъектов можно оптимизировать затраты труда и времени, изучив информацию, полученную в ходе предыдущего аудита.

Проверка рабочей документации со временем должна стать действенным методом внешнего контроля качества услуг, оказываемых аудиторскими организациями. Это обусловлено следующими причинами.

1.                           Процесс документирования – важный участок работы аудиторской организации.

2.                           Изучив состояние документов и содержащиеся в них сведения, проверяющие получают общее представление о состоянии дел в аудиторской организации, что помогает им рационально спланировать предстоящую проверку.

3.                           Проверка рабочих документов дает возможность формализовать процесс аудита и, значит, провести его более четко и в сжатые сроки, не отвлекая профессиональных сотрудников аудиторской организации от производственного процесса.[2]

2 Рабочая документация аудитора, состав и порядок оформления

2.1 Состав, количество и содержание рабочих документов

К рабочим документам относятся в первую очередь документы планирования аудита – общий план и программа аудита. Обязательно нужно документировать описание системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета экономического субъекта, проведенных аудиторских процедур и их результатов и обеспечивать сохранность этих описаний. К рабочим документам относятся также объявления, пояснения, заявления, полученные от сотрудников экономического субъекта. Помимо прочего, аудиторская организация в обязательном порядке должна создавать и хранить документы, оформление которых предусмотрено нормативными актами, регулирующую аудиторскую деятельность в Российской Федерации. К таким документам можно отнести, например:

- аудиторское заключение;

- письменную информацию руководству экономического субъекта по итогам аудиторской проверки;

- заключения привлеченных к проверке экспертов.

Таким образом, все рабочие документы условно можно подразделить на создаваемые в обязательном порядке (формирование которых предусмотрено нормативными актами) и создаваемые инициативно (формирование которых целесообразно с точки зрения аудиторской организации).

Состав, количество и содержание рабочих документов определяются аудиторской организацией и зависят от ряда факторов, которые оказывают влияние  и на остальные аудиторские процедуры. К таким факторам относятся: характер выполняемой аудиторской организацией работы; характер и степень сложности деятельности проверяемого экономического субъекта; состояние его систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; необходимый уровень руководства и контроля над работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур[3].

Аудиторские организации должны сами разрабатывать формы рабочей организации, если такие формы не предписаны актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Утвержденные внутрифирменными правилами формы рабочих документов, порядок их заполнения, передачи и хранения должны быть доведены до каждого сотрудника, участвующего в их создании.[4]

Рабочая документация должна формироваться своевременно. Следует избегать таких ситуаций, когда в ходе аудиторской проверки появляются черновики, а по ее окончании начинается создание образцового файла. Работа должна быть организована таким образом, чтобы рабочие документы действительно были рабочими и создавались сразу в момент совершения действий, подлежащих документированию. рабочими и создавались сразу в момент совершения действий, подлежащих документированию. Именно содержание тщательно оформленных рабочих документов, подвергнутых в установленном порядке проверке, является основанием для формирования мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана и завершена оформлением.

2.2 Оформление рабочей документации аудитора

Независимо от источников получения документов к их оформлению и содержанию предъявляются жесткие требования.

Рабочая документация находится, как правило, на бумажных бланка, или на других носителях. Основное требование – обеспечение сохранности документов (они должны быть пригодны к использованию в течение установленного срока архивного хранения). Такое же требование предъявляется к средствам, при помощи которых делаются записи в документах: они не должны с течением времени выгорать или исчезать. Это, в частности, касается факсимильных сообщений и качества используемых дискет.

Каждая страница (или титульный лист документа, состоящего из нескольких страниц) рабочей документации должна содержать обязательные реквизиты, позволяющие однозначно определить ее принадлежность к конкретной проверке и к конкретному аудиторскому файлу. К таким реквизитам относятся:

- наименование документа;

- наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;

- период, за который проводится аудит;

- дата проведения аудиторской процедуры или дата составления документа;

- содержание документа;

 - личная подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровка;

- дата проверки документа

- личная подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровка;

- объяснение символов, используемых в рабочей документации.[5]

Представляется, что аудиторская организация может включать в типовые бланки своей рабочей документации необходимые дополнительные реквизиты.

Все документы, входящие в аудиторский файл должны быть пронумерованы. Однако, последовательно нумеровать документы невозможно, поскольку в ходе аудиторской проверки многие действия осуществляются параллельно: планирование частично может идти параллельно проверке определенных разделов учета, различные разделы учета могут проверять разные сотрудники, одновременно с этим готовятся замечания по результатам аудита и т.п.

Система нумерации должна позволять одновременно работать над разными частями папки с документацией. Аудиторским организациям разрешается разрабатывать собственную систему нумерации.

Разработанная в каждой аудиторской организации система должна быть оформлена в виде внутренней инструкции, с содержанием которой следует ознакомить под расписку всех сотрудников. Порядок нумерации должен быть единым для данной аудиторской организации и применяться на постоянной основе.

Одна из таких систем нумерации может быть следующей. Крупные разделы файла (например, планирование, изучение систем учета и контроля, непосредственная проверка документов клиента, завершение работы, подготовка итоговых документов) следует обозначать римскими цифрами. Внутри крупных разделов можно было бы обозначать подразделы буквами латинского алфавита (например, цикла оплаты – А, цикл реализации – В). Внутри мелких подразделов можно было бы использовать систематическую нумерацию: 1, 2, 3, ... При необходимости можно ввести дробную нумерацию, например, для раздела III, подраздела В, группы документов 5, номера страницы 2:

III – B

5 -2

Этот номер проставляется в рамке в правом верхнем углу рабочего документа.[6]

Нумерация документов необходима для того, чтобы в них можно было делать перекрестные ссылки.

Как оказывает опыт, в аудиторской организации должен быть разработан перечень документов клиента, копии которых подлежат обязательной передаче клиентом в аудиторскую организацию. К таким документам относятся, например, учредительные документы и бухгалтерская отчетность. На этапе преддоговорной работы целесообразно ознакомить потенциального клиента с таким перечнем и получить от него письменное согласие  на передачу необходимых копий. В ходе аудита может возникнуть необходимость в приобщении к рабочей документации аудитора копий дополнительных документов. Их получение также должно быть согласовано с клиентом. Во избежании возможных конфликтов аудиторской организации следует разработать  и постоянно применять специальный бланк, в котором фиксировались бы запросы аудитора по поводу документов для ксерокопирования и согласие клиента, подтвержденный подписями уполномоченных лиц.

Для более четкой организации целесообразно также применять унифицированные бланки для оформления получаемых от клиента разъяснений, справок  других подготовленных им документов. Документы, подготовленные клиентом или сторонними организациями должны иметь соответствующее пояснение (если это не очевидно из самого документа), например: «Справка подготовлена бухгалтером Е.Е. Сидоровой» или «Сверка взаиморасчетов подготовлена сотрудниками поставщика – ЗАО «ХХХ».

Рабочая документация должна содержать записи о планировании аудита, характере, времени и объеме выполненных аудиторских процедур, а также о выводах, сделанных на основании полученных в ходе аудита сведений. Это означает, что аудитору следует задокументировать процесс проведения процедуры, т. е. привести специально разработанный бланк, в котором были бы перечислены все проверенные аудитором документы, относящиеся к данному разделу учета. В рабочей документации должна быть приведена информация о всех проверенных документах, а не только о тех, по которым есть замечания.

Аудитор в рабочей документации должен сформулировать выводы, сделанные по итогам проверки. Аудиторское заключение – краткий и в значительной мере формализованный документ, поэтому аудиторская организация должна хранить файлы с подробным отчетом о ходе работы с данным клиентом и выводами по всем разделам проверки.

Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые и достаточные для составления полноценного аудиторского заключения и подтверждения того, что аудит проводился согласно соответствующим регламентирующим документам, чтобы можно было планировать проверку и контролировать ее качество. Отражению в рабочей документации подлежат все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами относительно этих вопросов.

В России значимость профессионального суждения аудитора играет большую роль, поскольку возникает множество неоднозначных ситуаций, а законодательная база бухгалтерского учета и налогообложения недостаточно четкая и постоянно меняется.

Глава 3. Особенности хранения документов в аудиторской фирме

3.1 Рубрикация полученной информации

Опыт показывает, что очень удобно, когда в аудиторской фирме есть унифицированная  рубрикация разделов папки клиента, и все специалисты организации легко ориентируются и в папке, которую готовят в данный момент, и в папках, подготовленных специалистами за прошлый отчетный период.

На каждого клиента, как правило, заводятся постоянный и переменный файлы. Постоянный файл заводят на несколько лет. Он содержит существенную информацию постоянного характера, с которой аудиторы должны ознакомиться перед выходом на задание: учредительные документы экономического субъекта; описание его организационной структуры, бухгалтерии, экономических служб; рабочий план счетов; графики документооборота; отраслевую информацию4 решения органов государственной власти, затрагивающие специфику развития данной отрасли и т.д.

Что касается переменного файла, то он может быть организован в следующем виде.[7]

В разделе I хранятся итоговые отчетные документы клиента и аудитора. Страницы под номерами I-A, I-B и т.д. в этом разделе – экземпляр аудиторского заключения, хранящегося в аудиторской организации; прилагаемый к нему полный комплект бухгалтерской отчетности экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит; окончательный вариант письменной информации руководству клиента по результатам аудита.

В разделе II рекомендуется помещать документы, которыми оформлено завершение работ по данному договору. Здесь хранятся копии приемо-сдаточных актов, счетов-фактур, направленных клиенту, а также табели учета рабочего времени сотрудников. Кроме прочего, в разделе II хранится переписка аудиторской организации и клиента по вопросам, возникшим как на преддоговорном этапе, так и на этапе проверки.

В разделе III хранятся материалы, отражающие ход планирования аудиторской проверки:

- материалы по предварительному планированию аудита с указанием предполагаемых объемов работы;

 - копия договора на проведение аудиторской проверки;

 - информация о деятельности клиента;

 -  описание системы бухгалтерского учета клиента;

 - описание системы компьютерной обработки бухгалтерской и управленческой информации клиента;

 - общий план аудита.

В разделе IV целесообразно обобщить замечания и материалы по проблемным вопросам, с которыми столкнулись аудиторы при работе с данным клиентом.

В разделе V будут находиться рабочие документы, содержащие информацию о направлениях аудиторской проверки, т.е. об аудите отдельных сегментов, его результатах.

3.2 Системы защиты информации

Рабочая документация – собственность аудиторской организации, проводившей проверку. Каждая аудиторская организация должна под расписку ознакомить всех сотрудников организации с правилами сохранности рабочей документации.

Рабочая документация конфиденциальна. Соблюдение данного требования конфиденциальности призвано кроме всего прочего обеспечить определенный порядок доступа сотрудников к ознакомлению с информацией, содержащейся в рабочей документации. Рабочую документацию нужно сдавать в архив и хранить не менее пяти лет. Рабочие документы, касающиеся каждой отдельной проверки следует хранить отдельно. На каждый ежегодный аудит нужно заводить отдельную папку, а для крупных организаций – несколько папок. При хранении документации также должны быть предусмотрены меры по недопущению гибели или повреждения документов в результате пожара или наводнения, а также по предотвращению несанкционированного допуска. Пропажа или кража этих документов или разглашение содержащихся в ней сведений наносит удар по репутации аудиторской организации.

Задание №2 вариант 4

Исходные данные: Аудитор оказался в ситуации, когда, не меняя мнения о достоверности финансовой отчетности, вынужден выразить серьезное мнение о возможности экономического субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев следующих за отчетным периодом, т.е. возникла проблема «действующего предприятия».

Требуется

3.     Указать вид аудиторского заключения.

4.     Установить основные причины, служащие основанием для формулировки такого заключения.

 Решение:

В данной ситуации аудитор вынесет условно положительное аудиторское заключение с выражением сомнения по концепции действующего предприятия.

Необходимость такого заключения возникает тогда, когда аудитор, завершающий проверку, остается неудовлетворен финансовым состоянием предприятия или обнаруживает другие причины, именуемые высоким риском предпринимательской несостоятельности экономического субъекта. В таких случаях на этапе экспресс-анализа должны быть осуществлены:

А) расчет важнейших коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости экономического субъекта;

Б) выявление т.н. «больных» статей баланса;

В) определение зон повышенного аудиторского риска в связи с наличием «больных» статей баланса;

Г) определение зон, объемов и сроков их тщательных проверок по существу.

Если в результате аудита аудиторская фирма обнаружила, что имущественное и финансово положение экономического субъекта таково, что существует серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать свою деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы  о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать данное сомнение.

Задание №3 вариант 4

Программа аудита расчетов с подотчетными лицами.

Основные этапы проверки:

1.                            Проводится инвентаризация кассы с составлением акта, который подписывает главный бухгалтер, кассир и аудитор.

2.                            Выявляется, кто исполняет обязанности кассира, есть ли соответствующий приказ, заключен ли договор о полной материальной ответственности.

3.                             Проверяются кассовые операции – суммы, выданные по расходным ордерам, сверяются с данными кассовой книги и подтверждающими их первичными документами.

4.                            По суммам, выданным под отчет, проводится сверка с регистром учета подотчетных сумм (журнал-ордер № 7, журнал хозяйственных операций, компьютерная распечатка по учету подотчетных сумм).

5.                            Полностью проверяются авансовые отчеты и документы, приложенные к ним:

- своевременность и правильность составления отчетов. Наличие оправдательных документов;

- расходы на представительские цели списываются только при наличии первичных оправдательных документов (чек, счет, квитанция) с составлением акта;

- расходы на командировки списываются при наличии: приказа о направлении в командировку сотрудника, командировочного удостоверения с отметками (заверенными печатями) в месте пребывания, первичных оправдательных документов;

Проверяется правильность применения норм суточных расходов. Если работник в период командировки находился в нескольких зарубежных странах, то со дня выбытия из одной страны в другую суточные выплачиваются по норме, установленной для выплаты в стране, в которую он направляется.

Стоимость жилья при наличии оправдательных документов возмещается.

Стоимость проезда возмещается по фактически предъявленным документам

6. Установление своевременности возврата неиспользованных подотчетных сумм. Неизрасходованные и своевременно не возвращенные подотчетные суммы должны быть удержаны по расчетно-платежной ведомости в бесспорном порядке не позднее месяца со дня окончания срока их возвращения.

7. Правильность бухгалтерских записей по отражению полученных под отчет сумм и их списанию.

В заключение обороты и сальдо, отраженные в авансовых отчетах по подотчетным суммам сверяются с журналом – ордером №7, после чего данные журнала-ордера сверяются с Главной книгой.

Список используемой литературы

1.     Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Аудит, Учебное пособие, М, ИД ФРК –Пресс, 2002 г. – 170 с.

2.     Пупко Г.М., Аудит и ревизия, Учебник, Минск, 2003 г. -226 с.

3.     Суйц В.П., Смирнов Н.Б., Основы Российского аудита, Учебное пособие, М, 1997 г.- 68 с.

4.     Терехов А.Н., Аудит, Учебник , М, Финансы и статистика, 1999 г. – 482 с.

5.     Шеремет А.Д., Аудит, Учебник, М, 2003 г.- 346 с.


[1]  Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Аудит, Учебное пособие, М, ИД ФРК-Пресс, 2002 г. – 164 с.

[2] Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Аудит, Учебное пособие, М, ИД ФРК-Пресс, 2002 г. – 166 с.

[3] Подольский В.И., Поляк А.А., Аудит, Учебник для вузов, М., 1999 г. – 312 с.

[4] Терехов А.Н., Аудит, Учебное пособие, М, Финансы и статистика, 1999 г. – 246 с.

[5] Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Аудит, Учебное пособие, М, ИД ФРК-Пресс, 2002 г. – 168 с.

[6] Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Аудит, Учебное пособие, М, ИД ФРК-Пресс, 2002 г. – 170 с.

[7] Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Аудит, Учебное пособие, М, ИД ФРК-Пресс, 2002 г. – 177 с.