Содержание

Введение.................................................................................................... 2

I. Назначение и развитие системы национальных счетов................. 3

1.1. Теоретические принципы СНС: определение, содержание, задачи      3

1.2. Система основных счетов СНС..................................................... 8

1.3. История развития СНС............................................................... 10

II. Исследование системы национальных счетов.............................. 13

2.1. Развитие СНС в России и странах СНГ..................................... 13

2.2. Анализ данных общественного воспроизводства на основе СНС 15

2.3. Методологические проблемы развития СНС, рекомендации по их решению......................................................................................................... 21

Заключение............................................................................................. 26

Список использованной литературы:................................................ 27

Глоссарий................................................................................................ 28

Приложение

 

Введение

В связи с переходом нашей страны к рыночным отношениям возникла необходимость перестроить отечественную статистику, внедрить в нее показатели и систему показателей, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и макроэкономических показателей, призванных обеспечить наиболее общую характеристику важнейших результатов и пропорций экономического развития. С вступлением России в Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) возникла необходимость применять в отечественной статистике систему национальных счетов, используемую в большинстве стран мира и рекомендованную рядом международных организаций.

Таким образом, актуальность данной курсовой работы заключается в исследовании основных проблем развития системы национальных счетов в России и странах СНГ. Объектом курсовой работы является, соответственно, сама система национальных счетов.

Задачи данного исследования:

·        изучение современной литературы по заявленной теме;

·        анализ статистических данных, касающихся данной темы;

·        разработка общих рекомендаций по улучшению СНС.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, глоссария и приложения. В теоретической главе рассматриваются основные понятия, задачи СНС и история ее развития. В практической части изучаются основные проблемы развития СНС, анализируются статистические данные СНС России и СНГ. В глоссарии приведен список основных терминов по изучаемой теме. Приложение состоит из 6 таблиц.


I. Назначение и развитие системы национальных счетов

1.1. Теоретические принципы СНС: определение, содержание, задачи

Система национальных счетов (СНС) представляет собой набор взаимоувязанных счетов и статистических таблиц, показатели которых основаны на единых международно признанных определениях, классификациях и правилах оценки и составляют в совокупности развернутую макроэкономическую статистическую модель[1]. Эта модель позволяет представить важнейшие макроэкономические показатели в форме, наиболее удобной для целей экономического анализа и принятия решений в области экономики и экономической политики.

В современной рыночной экономике происходит бесчисленное число различных экономических операций: предприятия выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги в банках и т.д. Кроме предприятий в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации. Они также вовлечены в бесчисленное число разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом. Чтобы разобраться, что происходит в экономике, и выявить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, в которые они вступают, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение осуществляется в СНС с помощью особых правил и процедур. Целью такого упорядочения является выявление общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими переменными, такими как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и другие. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики.

Система национальных счетов основывается на выводах экономической теории, среди которых наиболее важное значение имеют следующие:

Во-первых, определение границы экономического производства, т.е. сферы, где происходит производство валового внутреннего продукта и создание национального дохода. Согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

·        производство товаров, включая товары для собственного потребления;

·        производство услуг для реализации;

·        деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);

·        производство нерыночных услуг органами государственного управления;

·        производство нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства:

·        оказание услуг наемной прислугой;

·        оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

Во-вторых, система национальных счетов основывается на определении экономического содержания дохода. СНС исходит из концепции дохода, разработанной известным английским экономистом Д. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не делая себя при этом беднее, т.е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств[2].

В-третьих, в СНС дается определенная трактовка роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории концепция факторов производства рассматривает землю и капитал как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Понятие факторного дохода заменено в СНС 1993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые различия.

В-четвертых, СНС исходит из группировки всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают следующие пять секторов:

·        нефинансовые корпорации и квазикорпорации;

·        финансовые корпорации и квазикорпорации:

·        государственное управление;

·        домашние хозяйства:

·        некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с критерием функции, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства. Функция финансовых корпораций — в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и в предоставлении их на определенных условиях инвесторам; таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

Функция учреждений государственного управления состоит в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (общее управление, управление, оборона, научные исследования и т.д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.)

Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке; кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий, которые производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает в себя как элементы прибыли, так и оплаты труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно обособить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

Наконец, функцией некоммерческих организаций (общественных, политических, религиозных), обслуживающих домашние хозяйства, является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп.

Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образование доходов, распределение и перераспределением доходов, сбережением и накопление, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. Информация, содержащаяся в секторальных счетах, позволяет проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов в экономике, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе. Данная информация в конечном итоге позволяет получать так называемые агрегаты, т.е. наиболее важные макроэкономические показатели. К ним относятся:

·        валовой внутренний продукт (ВВП);

·        валовой национальный доход (ВНД);

·        валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);

·        конечное потребление:

·        валовое накопление;

·        сальдо внешней торговли;

·        национальное сбережение;

·        чистое кредитование и чистое заимствование;

·        национальное богатство.

Взаимосвязи между этими агрегатами представлены в следующей схеме.

А) Валовой внутренний продукт (ВВП)

Б) Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

В) Валовой национальный доход (ВНД) (А+Б)

Г) Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

Д) Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) (В+Г)

Е) Конечное потребление

Ж) Национальное сбережение (Д-Е)

З) Сальдо капительных трансфертов, полученных из-за границы

И) Общие источники финансирования инвестиций (Ж+З)

К) Накопление произведенных активов

Л) Приобретение земли и других непроизведенных материальных активов

М) Приобретение непроизведенных нематериальных активов

Н) Чистое кредитование/ чистое заимствование (И-К-Л-М)

Таким образом, система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

·        исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

·        исследование динамики макроэкономических показателей;

·        анализ макроэкономических пропорций.

Взаимосвязь показателей СНС составляет основу моделирования макроэкономических процессов. Данные системы национальных счетов и построенные на их основе модели применяются для обоснования управленческих и финансовых решений на всех уровнях экономики: на макро-, мезо- и микроуровне.

 1.2. Система основных счетов СНС

Счета являются важным элементом СНС. Они используются для регистрации экономических операций, осуществляемых институционными единицами, т.е. предприятиями, учреждениями и организациями, домашними хозяйствами и др., которые являются резидентами данной страны; регистрируемые операции охватывают также операции между резидентами данной страны и резидентами остального мира.

В СНС существует четкая классификация счетов; различают следующие группы счетов:

·        счета для секторов экономики;

·        счета для отраслей экономики;

·        счета для отдельных экономических операций;

·        счета для экономики в целом (консолидированные счета).

Счета для секторов экономики подразделяются на следующие три группы:

·        текущие счета;

·        счета накопления;

·        балансы активов и пассивов.

Текущие счета включают:

·        счет производства;

·        счет образования доходов;

·        счет первичного распределения доходов;

·        счет перераспределения (вторичного распределения) доходов;

·        счет использования располагаемого дохода;

·        счет перераспределения доходов в натуральной форме;

·        счет использования скорректированного располагаемого дохода.

Счета накопления включают:

·        счет операций с капиталом;

·        финансовый счет;

·        счет других изменений в активах и пассивах;

·        счет других изменений в объемах активов и пассивов.

Балансы активов и пассивов включают:

·        балансы активов и пассивов на начало периода;

·        балансы активов и пассивов на конец периода.

Счета СНС содержат широкий круг показателей, которые наряду с упомянутыми выше агрегатами могут быть использованы для анализа различных фаз общественного воспроизводства. Так, для анализа фазы производства товаров и услуг в СНС предусмотрены следующие показатели:

·        выпуска продукции (в группировке по секторам и отраслям экономики);

·        промежуточного потребления (по секторам и отраслям экономики);

·        добавленной стоимости (по секторам и отраслям экономики);

·        структуры добавленной стоимости по ее основным элементам, таким как оплата труда, прибыль, налоги на производство и др. (в группировке по секторам и отраслям экономики);

·        конечного использования произведенного продукта на потребление, накопление и экспорт;

·        первичного и вторичного распределения доходов (оплата труда, прибыль и смешанные доходы, налоги на производство и импорт);

·        доходов от собственности (проценты, дивиденды и т.д.),

·        текущие трансферты (пенсии, пособия и т.д.).

Эти показатели обеспечивают широкую основу для анализа различных, но взаимосвязанных аспектов процесса воспроизводства товаров, услуг и доходов. Данные СНС позволяют провести исчерпывающий анализ различных аспектов состояния и развития реальной экономики.

1.3. История развития СНС

СНС зародилась перед Второй мировой войной во многом как реакция на потрясения “великой депрессии” 1929-1933гг., когда многие развитые государства Запада предприняли попытку реорганизации собственной экономики путем введения в нее определенных элементов государственного регулирования. В тот период стало очевидно, что для того, чтобы осознанно влиять на развитие экономики, необходимо иметь четкое количественное представление о протекающих в ней процессах. Таким образом, возникла настоятельная практическая необходимость в регулярных расчетах обобщающих макроэкономических показателей, таких как национальный доход, ВВП, сбережения, капиталовложения, что в дальнейшем привело к формированию современной системы национальных счетов. Заметный вклад в расчеты макроэкономических показателей внесли практические работы советских статистиков. В СССР была разработана так называемая система баланса народного хозяйства (БНХ), которая по своим целям во многом была схожа с СНС. Как основа советской макроэкономической статистики БНХ начал формироваться в 1920-1930 гг. Первые статистические таблицы, относящиеся к БНХ, были построены сотрудниками ЦСУ СССР для 1923-1924 и 1928-1929гг. Эти таблицы оказали большое влияние на дальнейшее становление макроэкономического моделирования не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Многие идеи и подходы, впервые примененные в первом балансе народного хозяйства, были позднее использованы в других статистических моделях, включая СНС. Однако в конце 30-х годов работы по построению БНХ были остановлены. Только во второй половине 50-х годов советские статистики вновь обратились к этому методу. Общая схема новой версии БНХ была утверждена в 1957 г., после чего уже почти не менялась в течение 30 лет до того момента, когда после распада СССР Россия и другие страны с переходной экономикой начали активно внедрять у себя СНС.

Период быстрого развития СНС как международного стандарта расчета основных макроэкономических показателей относится к первым послевоенным годам. Решающую роль в этом сыграла вновь образованная Организация Объединенных Наций, опубликовавшая в 1947 г. доклад, который считается сегодня официальной точкой отсчета истории национальных счетов. Автором доклада и приложения к нему, содержавшего основные определения и принципы, составившие основу СНС, а также схемы 24 основных таблиц, с помощью которых можно было рассчитать национальный доход и его важнейшие агрегаты, был замечательный статистик и экономист Ричард Стоун. Эти таблицы практически единодушно признаются сегодня классикой макроэкономической статистики.

Официально первая версия СНС была издана ООН в 1953 г., за ней последовали версии 1968 г. и 1993 г. Последняя версия используется в настоящее время большинством стран мира.

В СССР первые экспериментальные построения показателей СНС были официально начаты в конце 80-х гг. После распада СССР этот процесс значительно ускорился, и уже в начале 1992 г. построение СНС было признано официально неотложной задачей российской статистики. В то время в России и многих других странах СНГ были приняты государственные программы трансформации отечественной статистики в соответствии с международными стандартами. Эти программы предусматривают, в частности, постепенный переход от баланса народного хозяйства к СНС, которая в большей мере соответствует институтам и механизмам функционирования рыночной экономики. К настоящему времени проделана значительная работа в этой области, и статистические органы России и других стран СНГ сумели внедрить в свою практику наиболее важные счета и показатели СНС. Это позволяет им регулярно публиковать данные о размерах и динамике ВВП, о его отраслевой структуре, об использовании ВВП на потребление и накопление. Кроме того, публикуются наиболее важные счета для отдельных секторов экономики и для экономик в целом, в которых содержатся показатели, описывающие важные аспекты экономического процесса: производство и образование доходов, распределение и перераспределение, финансирование инвестиций и т.д.

Деятельность по внедрению СНС в практику статистики стран СНГ координирует Межгосударственный статистический комитет стран СНГ. Рекомендации Статкомитета СНГ по вопросам составления национальных счетов представляют собой адаптацию международных стандартов в этой области к особенностям организации экономики и статистики в странах СНГ. Они исходят из понимания того, что экономика стран СНГ находится в переходном периоде и что для нее характерны многие особенности переходной экономики. Эти особенности находят свое отражение в методологии исчисления основных показателей СНС, разрабатываемой Межгосударственным статистическим комитетом СНГ.

Дальнейшая работа по внедрению СНС в статистическую практику России и других стран СНГ потребует еще ряда лет. Дальнейший прогресс во внедрении СНС в практику стран СНГ связан с необходимостью обеспечения расчетов информационной базы, отражающей, в частности, теневую и неформальную экономику. Задача обеспечения расчетов в области СНС необходимой информацией требует совершенствования бухгалтерского учета, приведения его в соответствие с международными стандартами. Важным условием повышения достоверности показателей СНС является дальнейшее совершенствование статистики цен, без чего невозможно получить точные дефляторы ВВП и, следовательно, надежные оценки темпов экономического роста.



II. Исследование системы национальных счетов

2.1. Развитие СНС в России и странах СНГ

За прошедшие несколько лет статистическими службами стран СНГ, разрабатывающими и систематически публикующими наиболее важные показатели СНС-93, проделана большая работа. В их число входят не только наиболее важные макроэкономические показатели — ВВП, национальный доход, конечное потребление и накопление, национальное сбережение как источник финансирования инвестиций и др., но и большой объем данных, характеризующих состояние и развитие экономики отдельных отраслей и секторов, а также взаимодействие этих структурных подразделений в экономическом процессе на основе выплат доходов от собственности, трансфертов, проведения операций по кредитованию и заимствованию. Эти показатели обеспечивают взаимосогласованное описание главных аспектов экономических процессов: производство, распределение и перераспределение доходов, потребление и сбережение, финансирование инвестиций, кредитование и заимствование, внешнеэкономические связи, элементы национального богатства.

Разработка показателей ВВП на квартальной основе, осуществляемая в большинстве стран СНГ, позволяет отслеживать изменения в экономической конъюнктуре в течение года, что важно для принятия управленческих решений. В России и некоторых других странах СНГ составляются региональные счета, на базе которых производятся оценки валового регионального продукта. Такие данные необходимы для определения темпов экономического роста в регионах, а также для принятия решений по вопросам бюджетной и трансфертной политики.

Все большее развитие получает разработка таблиц СНС-93, отражающих формирование ресурсов товаров и услуг и их использование (таблицы ресурсов и их использования, таблицы межотраслевого баланса). Эти разработки осуществляются большинством стран СНГ, но во многом они еще носят экспериментальный характер (кроме России), а используемые номенклатуры продуктов и отраслей недостаточно детализированы. Только Россия, Беларусь, Молдова, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан составили относительно более детальные таблицы ресурсов и их использования и/или таблицы межотраслевого баланса. Однако степень этой детализации намного ниже, чем в других странах мира, которые регулярно составляют такие таблицы и применяют их в качестве инструмента для текущих расчетов ВВП, позволяющего обеспечивать сбалансированность производства и использования товаров и услуг.

В таблице 1 Приложения систематизированы данные об индексах физического объема ВВП стран СНГ, которые характеризуют темпы экономического роста за длительный период времени. Их исчисление стало возможным в результате последовательного применения принципов СНС-93, адаптированных к условиям развития экономик этих стран.

Переход к составлению данных на основе СНС-93 потребовал освоения новых концепций и постулатов политэкономического характера, определяющих границы экономического производства, содержание национального дохода, капитала и национального богатства, принципы разграничения отечественной (национальной) экономики от экономики остального мира, методы оценки экономических операций и др. Наряду с этим возникла необходимость введения в практику ряда новых классификаций, отражающих структуру современной рыночной экономики: классификации по институциональным секторам экономики, классификации экономических операций, классификации активов и обязательств и др. Наконец, составление национальных счетов потребовало создания новых источников первичной информации, в первую очередь создания регистров предприятий и организации, проведения выборочных обследований, совершенствования бухгалтерского учета и отчетности и т.д.

Полученный большой объем макроэкономической информации, разрабатываемой в рамках системы национальных счетов, все шире применяется органами государственного управления стран СНГ для анализа экономических процессов и выработки экономической политики, для определения мер по стимулированию темпов роста, для анализа влияния изменений в налоговой системе и субсидировании на экономику. В этом контексте прежде всего следует отметить использование правительственными учреждениями данных о ВВП при разработке государственного бюджета, а также при составлении краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического развития, которые облегчают принятие решений по формированию экономической политики.

В таблице 2 Приложения содержатся данные о структуре использования ВВП, которые важны для анализа как экономической политики, так и влияния структурных показателей на темпы экономического роста; они также необходимы для анализа некоторых элементов уровня жизни населения и других аспектов экономических процессов.

2.2. Анализ данных общественного воспроизводства на основе СНС

СНС — эффективный инструмент анализа процессов общественного воспроизводства. Наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятия экономических решений как органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:

·        определение темпов воспроизводства национального продукта и национального дохода и установление на этой основе темпов экономического роста;

·        установление отраслевой структуры экономики и ее изменения во времени, а также факторов этой динамики;

·        установление пропорций между основными формами дохода, на которые распадается ВВП;

·        выявление пропорций между конечным потреблением и накоплением, а также факторов, влияющих на динамику инвестиций;

·        определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций и анализ степени достаточности этого источника для финансирования намечаемых инвестиций;

·        выявление размеров заимствования/кредитования как по экономике в целом, так и по отдельным ее секторам;

·        изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

·        установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей.

Данные СНС вместе с информацией по другим, смежным разделам экономической статистики используются для анализа наиболее существенных изменений, происшедших в воспроизводственных пропорциях российской экономики в 90-х гг. XX в.

В целом вторая половина 90-х годов характеризовалась замедлением темпов падения производства. Суммарная валовая добавленная стоимость, оцененная в постоянных ценах, в 1999 г. по сравнению с 1995 г. снизилась на 4%, в том числе в наибольшей степени: в строительстве (-22%), сельском хозяйстве (-20%), жилищно-коммунальном хозяйстве (порядка 6-7%)[3].

Тенденция к экономической стабилизации, которая стала проявляться в первом полугодии 1999 г., закрепилась в дальнейшем. Среди факторов, оказавших позитивное воздействие на экономический рост, были благоприятные мировые цены на энергоресурсы. За 1999 г. ВВП увеличился на 3,2%, однако к началу 2000 г. российская экономика не вышла на рубежи 1997г. и первой половины 1998 г. По сравнению с годом производства максимального объема ВВП (1989 г.) объем конечной продукции (совокупности конечных товаров и услуг) сократился на 40%.

За рассматриваемый период серьезные изменения произошли в отраслевой структуре общественного производства (см. табл. 3 Приложения).

Расчет на основе СНС показывает, что доля трех базовых отраслей общественного производства, образующих ядро реального сектора экономики, — промышленности, сельского хозяйства (вместе с лесным хозяйством), строительства — сократилась с 62% до 45%. С другой стороны, наблюдалось резкое возрастание роли сферы обращения в формировании конечных результатов общественного производства — с 21% до 35% (включая транспорт и связь). В течение многих лет происходило снижение доли отраслей, производящих товары, и увеличение доли услуг. Один из факторов, объясняющих выявленную закономерность, — это опережающий рост цен на услуги по сравнению с изменением цен на товары. Наряду с возникновением новых и скачкообразным ростом объема услуг, характерных для рыночной экономики, происходило снижение традиционных услуг, таких как пассажирский транспорт, коммунальные и бытовые услуги населению. На рубеже 1995-1996 гг. доля услуг в ВВП достигла доли товаров, а позднее и превысила этот показатель. В 1999 г. впервые за годы рыночных реформ доля товаров вновь стала увеличиваться — с 42,2% (1998 г.) до 44,9%. Тем не менее, доля рыночных услуг продолжала возрастать (до 32%), в то время как роль нерыночных услуг в общественном производстве продолжала уменьшаться (1998 г. — 15,4%, 1999 г. — 11,6%).

Структурные преобразования в экономике хорошо отслеживаются на основе упорядочения экономической информации в рамках межотраслевого баланса — важного раздела СНС. На основе анализа разработанного недавно первого межотраслевого баланса России за 1995 г., составленного на основе концепции СНС, специалисты сделали вывод о крайней противоречивости и неравномерности институциональных и отраслевых изменений в российской экономике после первых лет рыночных преобразований.

Из общего объема ресурсов на экспорт (по данным межотраслевого баланса России за 1995 г.) было направлено всего 13%, из них более 70% приходилось на нефтегазовую (35%), цветную (16%), черную металлургию и машиностроение (по 11%). Анализ соотношений между отечественными и импортными ресурсами в промежуточном и конечном спросе выявляет диспропорции в структуре промышленного производства. При высоком удельном весе производства топливно-сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт, конечные потребности экономики весьма слабо удовлетворялись продукцией отечественного производства, что компенсировалось за счет импорта.

В 1992 — 1998 гг. непрерывно росла доля расходов на конечное потребление в ВВП и снижалась доля валового накопления, а также интенсивно увеличивалась доля чистого экспорта (см. табл.4 Приложения).

Доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП в настоящее время по сравнению с уровнем 1991 г. резко возросла, однако рост этой доли явился не результатом повышения благосостояния, а следствием уменьшения других компонентов конечного использования в ВВП и, в частности, валового накопления, доля которого в ВВП в текущих ценах сократилась, несмотря на то, что цены на инвестиционные товары росли быстрее, чем на потребительские. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, которое наряду с потребительскими товарами и услугами охватывает также полученные бесплатно товары и услуги от бюджетных и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, составляет 67% от ВВП (без социальных трансфертов — 57%).

В структуре расходов на конечное потребление также отмечаются некоторые изменения. Доля расходов домашних хозяйств на конечное потребление в суммарном конечном потреблении увеличилась — с 66% в 1991 г. до 74% в 1999 г. Непрерывно уменьшалась доля расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, а в последние годы — государственных учреждений. Тем не менее, если оценивать в текущих, а не в постоянных ценах, то расходы на конечное потребление государственных учреждений относительно суммарного конечного потребления не уменьшились, а увеличились. Все расходы на конечное потребление в 1999 г. по сравнению с 1995 г. в реальном измерении сократились на 3 %, в то время как расходы на конечное потребление государственных  учреждений (также в реальном измерении) — только на 1,5%.

При этом претерпели значительные изменения пропорции распределения расходов на конечное потребление государственного управления между учреждениями, оказывающими индивидуальные услуги (здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура и искусство), и учреждениями, оказывающими коллективные услуги (управление, наука, оборона). Если в 1991г. доля расходов на индивидуальные услуги составляла примерно 1/3 всех расходов на конечное потребление государственного управления, то в настоящее время она составляет около половины.

В составе потребительских расходов населения резко повысилась доля продуктов питания, при этом по сравнению с 1991 г. заметно сократилось потребление на душу населения мяса, молока и яиц. Подобные изменения в объеме и составе потребительских расходов являются результатом изменения потребительских цен и их динамики, в известной мере — следствием диспропорций в распределении доходов.

Составной частью системного кризиса, сопровождающего рыночные реформы, стал инвестиционный кризис, проявившийся в резком сокращении инвестиционной деятельности.

Доля валового накопления в ВВП, по расчетам, снизилась за годы реформ с 36 до 16%, в том числе валового накопления основного капитала — с 23 до 16% (на основе текущих цен). Даже во второй половине 90-х годов, когда проявились предпосылки для начала экономической и финансовой стабилизации, инвестиционная деятельность в большинстве базовых отраслей экономики была ограниченной. В 1991 г. по сравнению с 1995 г. весь объем ВВП (в постоянных ценах) уменьшился на 7%, а валовое накопление — почти на 45% (валовое накопление основного капитала — более чем на 30%).

Доля изменения запасов материальных оборотных средств в ВВП снижалась очень заметно (до 2-3% в 1998-1999 гг.) В 1991 г. она составляла 10,5%. Высокая доля изменения запасов материальных оборотных средств в ВВП в 1991 г. объясняется тем, что в преддверии значительного повышения цен предприятия делали большие запасы сырья и материалов и одновременно задерживали отгрузку готовой продукции. Однако и в настоящее время в большинстве случаев эта доля заметно выше, чем в развитых странах мира, что связано с недостатками в организации производства и сбыта.

Фактором, предотвратившим сползание страны к экономическому краху, стали внешнеэкономические  связи. Благоприятная мировая конъюнктура в целом способствовала существенному увеличению вклада внешней торговли в производстве ВВП России. Доля чистого экспорта товаров и услуг в ВВП увеличилась за годы реформ с 0,3% до 7%. Наиболее интенсивный рост внешней торговли был обеспечен в середина 90-х годов.

Оценки теневой экономики в рамках методологии СНС (доля теневой и другой официально не учитываемой деятельности в ВВП составляла примерно четверть) свидетельствовали о том, что в течение многих лет не произошло сколько-нибудь заметного сокращения деятельности теневого сектора экономики, что негативно влияло на общеэкономическую ситуацию, приводило к недобору налогов, уменьшению доходной части бюджета страны. Это, в свою очередь, ограничивало возможности органов власти перераспределять и аккумулировать денежные средства для направления их на цели финансирования экономических и социальных программ.

Анализ закономерностей образования цены покупателей, по данным межотраслевого баланса, показал, что налоги на продукты оказывали существенно меньшее влияние на удорожание продукции по сравнению с воздействием на конечные цены таких факторов, как повышение транспортных тарифов и торговая наценка. Так, рыночная цена промышленных товаров формируется на 69% у производителей, на 25% — у торговых посредников и транспортников, на 6% —за счет государственных чистых налогов.

Большую аналитическую нагрузку имеют показатели доли государственных расходов в объеме ВВП. В частности, этот показатель используется в эмпирическом анализе зависимости экономического роста от госрасходов. Мировая практика показывает, что страны с большой болей госрасходов в ВВП развиваются медленнее, чем страны, ограничивающие эту долю. Сложнее установить причину и следствие: развиваются ли страны медленнее из-за того, что тратятся слишком большие ресурсы на государственные нужды, включая управление, или же из-за низких темпов экономического роста возрастает доля государственных расходов.

Как правило, когда доля госрасходов находится в интервале между 1/3 и 2/3 ВВП, не наблюдается однозначной зависимости (прямой или обратной) между экономической динамикой и долей государственных расходов в ВВП. На экономический рост в указанных условиях большое влияние могут оказать распределение государственных расходов, величина и направленность денежных потоков, перспективы инвестирования, доверие населения и зарубежных инвесторов к проводимой государством экономической политике. Именно такой случай наблюдается в России: доля государственных расходов в ВВП находится в указанных пределах.

Таким образом, анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС и смежных разделов экономической статистики, является важным условием обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой, а также хозяйственных решений, принимаемых предпринимательскими структурами.

2.3. Методологические проблемы развития СНС, рекомендации по их решению

На сегодняшний день нельзя сказать, что работа по внедрению СНС-93 в регулярную статистическую практику стран СНГ завершена. Пока не разработан ряд ключевых вопросов и показателей системы, что не позволяет анализировать некоторые существенные аспекты экономических процессов. Речь идет прежде всего о счетах накопления — финансовом счете и счете других изменений в активах, а также о балансе активов и пассивов. Финансовый счет содержит ценную информацию о механизмах процесса кредитования и заимствования, заключающегося в операциях по приобретению финансовых активов и принятию обязательств. Сальдо по этому счету, составленному для секторов экономики, отражает либо чистое кредитование, то есть передачу временно свободных ресурсов другим секторам экономики на возвратной и возмездной основе, либо чистое заимствование средств у них. Сальдо по этому счету, составленному для экономики в целом, показывает либо чистое кредитование остального мира, либо чистое заимствование у него. Данный показатель важен в контексте анализа динамики внешнего долга страны.

Баланс активов и пассивов как один из ключевых счетов СНС-93 в полной мере пока не составляется ни в одной из стран СНГ. Между тем он обеспечивает требуемые характеристики состояния экономики и ее секторов, поскольку содержит ценную информацию о наличии активов (нефинансовых и финансовых) на ту или иную дату и обязательствах как для каждого сектора, так и для экономики в целом. Он позволяет рассчитывать чистый капитал секторов, а также национальное богатство. На практике страны СНГ составляют лишь отдельные элементы баланса активов и пассивов, на основе которых невозможно рассчитать упомянутые выше важные аналитические показатели (чистый капитал секторов, национальное богатство).

Не решают полностью проблему анализа уровня жизни такие показатели СНС-93, как располагаемые доходы населения и конечное потребление, поскольку благосостояние представляет собой многоаспектную категорию, в которой доходы и потребление населения — это только элементы общей картины (хотя и достаточно важные). Поэтому в системе национальных счетов 1993 г. предусмотрен особый раздел “Матрицы для анализа социальных процессов” (Social accounting matrices). Они предназначены для анализа некоторых аспектов благосостояния, например, распределения доходов по отдельным группам населения, отражения деятельности домашних хозяйств по производству услуг для собственного потребления, учет гендерного фактора и др. К сожалению, ни в одной из стран СНГ работа по составлению указанных матриц не начата, хотя известен успешный опыт их применения за рубежом.

Для повышения точности и надежности макроэкономических показателей необходимо решить ряд вопросов. В первую очередь следует провести работу по совершенствованию методов оценки так называемой ненаблюдаемой экономики, которая включает теневую экономику (подпольное производство товаров и услуг с целью уклонения от налогов), незаконную экономику (производство юридически запрещенных товаров и услуг), неформальную экономику (деятельность некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам) и производство домашними хозяйствами товаров для собственного использования.

В 2002 г. совместными усилиями ряда международных организаций — ОЭСР, МВФ, МОТ и Статистического комитета СНГ — опубликовано “Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики”. Оно содержит обобщение наиболее совершенных методов измерения ненаблюдаемой экономики, которое детализирует и уточняет соответствующие положения СНС 1993г. Применение рекомендаций этого Руководства на практике должно повысить точность оценок теневой и неформальной экономики.

Тем не менее, общепризнано, что методы, рекомендуемые международными организациями и используемые странами СНГ, требуют доработки. В специальной литературе и на международных совещаниях экспертов по национальным счетам обсуждаются различные предложения по совершенствованию методов дефлирования нерыночных услуг. Например, предлагается внесение корректив на изменение производительности труда на основе данных об улучшении технической оснащенности труда в таких отраслях экономики. Некоторые страны экспериментируют с этими методами или даже внедряют их в свою регулярную практику, что могло бы быть использовано и в странах СНГ.

Таблица 5 Приложения содержит данные, важные для сравнительной характеристики состояния экономик стран СНГ. В ней приведены показатели международного сопоставления ВВП, полученные в результате участия этих стран в Европейской программе сопоставлений. Приведенные данные выявляют различия в уровнях экономического развития, они также отражают соотношения в объемах расходов органов государственного управления и валового накопления.

Таблица 6 Приложения демонстрирует показатели ВВП в развитых странах мира.

Анализ практики применения рекомендаций СНС-93 свидетельствует о необходимости дальнейшей работы в этой области. Так, в соответствии с ее положениями показатели различных потоков должны регистрироваться на основе принципа начисления, те есть на момент создания, преобразования, обмена, передачи или исчезновения стоимости, а не на момент поступления платежа, что характерно для так называемого кассового метода регистрации. Применение метода начисления представляется особенно важным при значительных задержках с выплатами заработной платы. Одновременно его применение предполагает отражение финансовых обязательств предприятий и учреждений, задерживающих выплаты. К сожалению, при составлении национальных счетов в странах СНГ метод начисления пока не получил должного применения, что связано с трудностями перехода на международные стандарты в бухгалтерском учете и отчетности.

Одним из сложных вопросов теории и методологии СНС-93 является вопрос об отражении в расчетах ВВП деятельности финансовых посредников. Основная трудность состоит в том, что финансовые посредники не взимают за свои услуги платежи в прямой форме. В этой связи стоимость услуг финансового посредничества определяется, согласно СНС-93, косвенно как разность между суммой процентов, полученной ими при предоставлении ссуд, и процентами, выплачиваемыми при привлечении депозитов. Сложный вопрос, дискутируемый экспертами на протяжении десятилетий, возникает при определении характера использования услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом (УФПИК): следует ли их относить к конечному или промежуточному потреблению. От его решения зависят показатели ВВП и его структуры.

Страны СНГ относят показатели УФПИК к промежуточному потреблению, что не противоречит рекомендациям СНС-93, однако такой подход заведомо занижает величину ВВП, поскольку  игнорирует использование услуг финансового посредничества домашними хозяйствами и экспортерами. В СНС предложен и более совершенный подход, предусматривающий частичное отнесение УФПИК к промежуточному потреблению производителей товаров и услуг, конечному потреблению домашних хозяйств и экспорту. Но реализация такого подхода требует привлечения большого объема дополнительной информации и проведения трудоемких расчетов, к чему статистические страны СНГ пока не готовы.

Для совершенствования национальных счетов необходимо расширение источников первичной информации, переход в бухгалтерском учете и отчетности на международные стандарты. При этом очень важны гармонизация отраслевой статистики и национальных счетов в отношении используемых определений и классификаций, усиление сотрудничества с другими экономическими ведомствами, отвечающими за разработку смежных систем макроэкономической статистики.

В последние годы на международном уровне активизировалась работа по дальнейшему совершенствованию СНС-93. На различных международных форумах обсуждается круг вопросов и тем, которые могут стать предметом пересмотра. Специалисты стран СНГ, занимающиеся разработкой национальных счетов, должны отслеживать результаты международных дискуссий, по возможности вносить свой вклад в формирование программы будущей работы по пересмотру СНС-93 с учетом накопленного опыта и специфики их экономик.

Заключение

Переход от баланса народного хозяйства, применявшегося в СССР для описания экономики, основанной на общественной собственности на средства производства, на Систему национальных счетов 1993 г. (СНС-93) был обусловлен процессами трансформации плановой экономики в рыночную.

Основополагающие ее концепции и определения разработаны применительно к структуре, организации и механизмам функционирования рыночной экономики. Этот переход был связан также с обязательствами стран СНГ представлять статистические данные в соответствии с международными стандартами в ООН, МВФ и Всемирный банк. Задачи, приоритеты и этапы в этой области сформулированы в правительственных программах реформирования отечественной статистики в соответствии с международными стандартами. Следует отметить, что внедрение СНС-93 в российскую практику сопровождается многими трудностями, обусловленными недостатком информационного обеспечения, множественными методологическими недоработками и т.п. Тем не менее, в последние годы на международном уровне активизировалась работа по усовершенствованию СНС-93.

В данной курсовой работе рассмотрены базовые понятия и категории СНС, изучена история ее возникновения. Также были выделены основные проблемы развития СНС, и была предпринята попытка выработки общих рекомендаций по их решению. Анализ статистических данных общественного воспроизводства России за 1991-1999 гг. наглядно продемонстрировал применение СНС на практике.

На основе анализа показателей, исчисляемых при помощи СНС, принимаются обоснованные решения по вопросам управления экономикой. От степени разработанности СНС во многом зависит экономическое процветание страны. Таким образом, дальнейшее совершенствование системы национальных счетов — задача государственного масштаба.

Список использованной литературы:

1.     Дадалко В.А. Мировая экономика: Учебное пособие/В.А. Дадалко. — Минск: Ураджай: Интерпрессервис, 2001. —592с.

2.     Курс экономической теории: Общие основы экономической тоерии. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Дело и Сервис”, 2001. — 832с. — (Серия “Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова”).

3.     Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Б.И. Башкатова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 703с.

4.     Статистика финансов: Учебник. — 2-е изд./ Под ред. В.Н. Салина. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 816с.: ил.

5.     Иванов Ю. Десятилетие системы национальных счетов в странах СНГ (итоги и проблемы)// Вопросы экономики. — 2004. — № 3. — с.128-139.


Глоссарий

1.     Баланс активов и пассивов — таблица, отражающая стоимость находящегося в собственности институциональных единиц, и их финансовых обязательств на определенных момент времени (на начало или конец периода).

2.     Валовая (балансовая) прибыль — сумма прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг, основных фондов (включая земельные участки), иного имущества организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

3.     Валовая добавленная стоимость — показатель результатов экономической деятельности заведения, институциональной единицы, отрасли, сектора экономики; рассчитывается как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением (т.е. стоимостью потребленных товаров, за исключением потребления основного капитала и потребленных в процессе производства рыночных услуг).

4.     Валовое накопление — чистое приобретение резидентами товаров и услуг, произведенных, но не потребленных в текущем периоде. Валовое накопление как элемент валового внутреннего продукта включает: валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей.

5.     Валовой внутренний продукт — стоимость конечных товаров и оказанных услуг, произведенных резидентами страны в отчетный период, в ценах конечного потребителя.

6.     Валовой национальный доход — все первичные доходы, полученные резидентами данной страны от участия в процессе производства ВВП своей страны и ВВП других стран (доходы от производства и от собственности).

7.     Национальный располагаемый доход — сумма первичных доходов и чистых текущих трансфертов, полученных резидентами данной страны.

8.     Расходы на конечное потребление — расходы на приобретение потребительских товаров и услуг домашними хозяйствами, конечные потребительские расходы государственных учреждений, негосударственных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

9.     Резидент — единица, имеющая центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода времени.

10.  Система национальных счетов — система взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы, построенная в виде определенного набора счетов и таблиц.

11.  Счет “Остальной мир” — счет, предназначенный для отражения всех операций между резидентами и нерезидентами данной страны.

12.  Счет вторичного распределения доходов — счет, предназначенный для отражения процесса перераспределения доходов в денежной форме. Счет составляют для сектора и экономики в целом.

13.  Счет использования располагаемого дохода — счет, предназначенный для того, чтобы показать, как валовой располагаемый доход используется на конечное потребление и валовое сбережение. Счет составляют для сектора и экономики в целом.

14.  Счет образования доходов — счет, предназначенный для характеристики распределения валовой добавленной стоимости (валового внутреннего продукта) на составляющие элементы: оплату труда, налоги на производство, прибыль, смешанные доходы. Счет составляют для отрасли, сектора и экономики в целом.

15.  Счет операций с капиталом — счет, предназначенный для того, чтобы систематизировать данные об источниках финансирования капительных вложений и показать, каковы направления капитальных вложений. Счет составляют для сектора и экономики в целом.

16.  Счет производства — счет, предназначенный для характеристики результатов деятельности отрасли, сектора, экономики непосредственно на стадии производства.

17.  Счет распределения первичных доходов — счет, предназначенный для того, чтобы показать получение резидентами первичных доходов от непосредственного участия в процессе производства, а также получение и выплату резидентами доходов от собственности. Счет составляют для сектора и экономики в целом.

18.  Счет товаров и услуг — счет, предназначенный для отражения всех ресурсов товаров и услуг (выпуск и импорт) и их использования на различные цели (промежуточное потребление, конечное потребление, валовое накопление, экспорт). Данные счета позволяют исчислить валовой внутренний продукт двумя методами: производственным методом и методом конечного использования.

19.  Фактическое конечное потребление — стоимость товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами для индивидуального потребления независимо от источника финансирования, и стоимость услуг, предоставленных государственными учреждениями обществу в целом.

20.  Чистое кредитование — превышение или недостаток источников финансирования по сравнению с расходами на чистое приобретение нефинансовых активов. На уровне экономики этот показатель отражает способность нации к финансированию “остального мира” или потребность нации в финансировании “остальным миром” операций внутри страны.


[1] Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Б.И. Башкатова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — с. 517.

[2] Курс экономической теории: Общие основы экономической тоерии. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Дело и Сервис”, 2001. — с. 698.

[3] Курс экономической теории: Общие основы экономической тоерии. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-изд., перераб. и доп. — М.: Издательство “Дело и Сервис”, 2001. — с. 706