Содержание
Введение. 3
1. Культура России. Древняя Русь. 5
2. Культура России. Московское царство. 10
3. Культура России. XVIII век. 15
Заключение. 20
Список литературы.. 21
Введение
Отношение к русской культуре у деятелей мировой культуры сложно и даже загадочно. Самое интересное, что это отношение сложилось уже давно. Полтораста лет назад оно ощущалось уже настолько отчетливо, что один из - самых образованных и приобщенных к европейской культуре поэтов России Федор Иванович Тютчев сформулировал это отношение и его причины в четверостишии:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить,
Вместе с тем интерес к России и русской культуре огромен. Он особенно ярко вспыхнул с русскими сезонами, плодившимися в Европе с 1907 года под руководством С.П. Дягилева. Важную роль в ознакомлении Запада и Востока с Россией сыграли три потока эмигрантов из России. Первый поток был вызван Октябрьской революцией и гражданской войной". Второй составили высланные или бежавшие за границу "диссиденты" на закате советской власти, когда многие уже не могли и не хотели уживаться с лицемерием советского режима.
Конечно, определенное расхождение русской культуры с западными культурами наметилось еще в Древней Руси из-за религиозных противоречий православия и католицизма. Однако древнерусские государства и их культура были родственны соседям и соперникам в феодальном мире. В основе этой культурной ситуации - противостояние "почвеннической", "органической", "славянофильский" концепции, базирующейся на изначальной идее всенародного "соборного" единства, на примате патриархального деревенского хозяйства и на признании древнерусской средневековой культуры общей незыблемой основой всей культуры России, - и "западнической", "либеральной" концепции, ставившей во главу угла перестройку России и российской культуры соответственно учению просветителей и революционеров, отмену дарового рабского, крепостнического, каторжного труда и просвещение патриархальной массы трудящихся. В чистом виде каждое из этих направлений выступало редко среди правителей "почвеннического" направления - Алексей Михайлович и Александр III, среди правителей "западнической" ориентации - Дмитрий Самозванец и Михаил Горбачев, а деятели культуры тем и сильны, что в их творчестве "традиционное", "народное" уравновешено с "западным", "современным".
Понимание трагедии народа, трагедии культуры, трагедии личности еще впереди, стало быть, и понимание русской культуры еще впереди - не только для западных и восточных читателей и зрителей, но и для нас самих.
Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с местом и ролью России в мировой культуре.
1. Культура России. Древняя Русь
Период Средневековья имеет особое значение в истории русской культуры. Эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских странах, и ее "отзвуки" наша культура испытывала вплоть до начала XIX века, когда "коренной" архаизм провинции "встречается" с воображаемым средневековьем романтизма.
Начало новой эпохе было положено с принятием христианства в конце 10 века (989), когда русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. Выбор, сделанный князем Владимиром имел серьезные основания; не будет преувеличением сказать, что он предопределил всю дальнейшую историю русской культуры. Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из Константинополя в Киев и другие города были привезены первые образцы живописного искусства - иконы и миниатюры манускриптов. Вскоре после завершения главного храма Руси - Софии Киевской (чье посвящение повторяло имя главной церкви столицы Византии - Константинополя) было написано "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, имевшее целью утвердить основы нового христианского миросозерцания. Таким образом, в конце 10 века земли Киевской Руси вошли в ареал христианского мира, попав под влияние Византии. Основанная в Киеве митрополия подчинялась Константинопольскому патриарху. Русские княжества были приобщены к византийской культуре в момент, когда точка высшего расцвета восточной империи была уже преодолена, но и закат ее был еще очень далек. Византия оставалась единственной прямой наследницей эллинистического мира, применившей художественные достижения античности к духовному опыту христианства; ее культура, отличалась афинированностью и утонченностью, искусство - глубиной религиозного содержания и виртуозностью формальных приемов; главным достижением византийской теологии были писания святых отцов церкви. Столь высокий уровень учителей-греков ставил сложные задачи перед Киевской Русью. Однако искусство русских княжеств 10 века отличалось от Византийских прототипов того же времени. Особенности первых произведений, созданных греками, - масштаб и репрезентативность, демонстрируют амбиции молодого государства и княжеской власти. Кроме того, влияние Византии не могло быстро распространиться на столь обширную территорию; христианизация русских земель затянулась на несколько столетий. В Суздальских и Ростовских землях до 12 века происходили восстания, руководимые "волхвами" - языческими жрецами.
Изучение языческой культуры древних славян основано на данных археологических раскопок. Интереснейшая находка – Збручский идол – фигура божества с четырьмя лицами под одной шапкой. К древнейшим временам восходят некоторые былины – памятники устного повествовательного эпоса (напр., "Добрыня и змий").[1]
Существуют различные представления о соотношении христианства и языческих верований в Древней Руси: среди них концепция "двоеверия" - сосуществования и взаимопроникновения двух религий - "народной" и "официальной". Народная культура, особенно в отдаленных от Киева землях, несомненно, долгое время определялась языческими верованиями, а впоследствии (также как и в культуре Западной Европы) – упрощенным истолкованием христианства и суевериями. Однако наши представления о народной культуре после христианизации во многом базируются на косвенных данных и предположениях. В то же время культура духовной и светской элиты известна по памятникам, которые не дают оснований для уверенных выводов о проникновении язычества в религиозные представления Древней Руси. Вернее говорить о параллельном развитии народной и "элитарной" культуры, не забывая о роли древних традиций восточнославянских (и угро-финских) племен, но и не преувеличивая их значение в формировании специфики культуры Древней Руси. С принятием христианства русские княжества были приобщены к книжной культуре. Нельзя забывать, что развитие русской письменности, ставшее основой для возникновения литературы, также было связано с христианством – хотя письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение и, что более важно – основу в лице развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для раннего периода характерно развитие таких жанров, как проповедь, жития святых (среди них житие первых русских святых Бориса и Глеба), описания военных походов (знаменитое Слово о полку Игореве); тогда же берет начало русское летописание (Повесть временных лет).Став частью христианского мира, русские княжества приобрели широкие возможности для развития политических и культурных связей не только с Византией, но и с европейскими странами. Уже в конце 11 века становится заметным влияние романской архитектуры. По сообщению русского историка Татищева (жившего в XVIII веке) зодчие были присланы во Владимир германским императором Фридрихом Барбароссой. Однако эти храмы не идентичны романским постройкам католической Европы – они представляют собой своеобразный синтез византийской типологии крестово-купольного храма и романской техники белокаменного строительства и украшения. Такое смешение греческих и западноевропейских традиций стало возможным только на русской почве, а одним из его результатов стал знаменитый шедевр владимирской архитектуры – церковь. Церковь Покрова на Нерли – сейчас известная всем как символ культурной самобытности Древней Руси. На стадии раннего средневековья русские княжества по типу культуры и направлению исторического развития были близки другим европейским государствам. В дальнейшем пути России и Европы расходятся. Один из первых поводов для этого – схизма, или разделение церквей на западную и восточную, произошедшее в 1054 году. Почти еще неощутимый в 11 веке, этот разрыв дал себя знать уже через два столетия в противостоянии новгородцев тевтонскому ордену. На середину 12 века приходится начало распада Киевской Руси (далеко не все историки считают возможным называть ее государством в полном смысле этого слова) на отдельные княжества. В середине XII века Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (перевозя с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской). Почти в каждом княжестве начинают формироваться свои архитектурные и живописные школы. Поворотным событием для истории русской государственности и культуры стало Батыево разорение и последующее подчинение Орде. Фактическое вхождение в состав монгольского государства навязало русской истории иные, отличные от западноевропейских, принципы государственного устройства – в частности, привило принцип всеобщего подчинения и единоначалия (принципиально отличный от системы вассалитета, развившейся в Западной Европе). Разорение русских земель в начале 13 века, памятником которому стал "Плач и пленении и конечном разорении русской земли", стали причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия (один из примеров – икона, называемая "Ярославская Оранта"). С этого времени можно начинать отсчет "собственного пути" русской культуры. Только к концу 13 века русские земли смогли оправиться от разорения. Первыми стали Новгород и Псков, до которых не дошли войска Орды. Эти торговые города-"республики" с вечевым управлением создали своеобразный вариант культуры, который сформировался не без некоторого участия их западных соседей – балтийских стран. В северо-восточных землях в начале следующего 14 столетия главенствующая роль начинает переходить от Владимирского к Московскому княжеству, которому, однако, еще целое столетие пришлось отстаивать свое первенство у Твери. Москва входила с состав Владимирских земель, будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной Руси. В 1324 году митрополит Петр покидает Владимир и обосновывается в Москве, перенеся сюда, таким образом, резиденцию главы церковной власти русских земель (интересно, что переезд митрополита Максима из Киева во Владимир состоялся совсем незадолго до этого – в 1299 году). В конце 14 века в Москву была перевезена главная святыня "старой" столицы - икона Владимирской Богоматери. Владимир стал образцом для московского княжества. Подчеркивая преемственность, московские князья проявляют заботу о восстановлении Владимирских святынь – в начале 15 века Андрей Рублеви Прохор с Городца расписывают древний Успенский собор, а в середине того же столетия под наблюдением Василия Дмитриевича Ермолина был отремонтирован (т.е. собран заново из старых каменных блоков) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Архитектура московского княжества и близких ему земель 14 – начала 15 века, получившая название "раннемосковского зодчества", наследует от Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстопных храмов с позакомарным завершением. Однако в знаменитых резных поясах звенигородского Успенского собора на Городке заметны балканские влияния; многолепестковые розы на его фасаде и заостренная килевидная форма завершающих его объем закомар указывают на влияние готической архитектуры. Килевидная форма арок позднее (от XVI до XIX вв.) станет знаком "московского" и шире – "русского" направления в архитектуре. Живопись конца 14 – начала 15 века освещена двумя крупнейшими явлениями русской (и мировой) культуры – творчеством византийского мастера Феофана Грека и русского иконописца Андрея Рублева. Манера Феофана (с которой мы знакомы по фрескам церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде ) отличается монохромностью палитры, использованием резких пробелов, редкой выразительностью лаконичных пятен и линий, под которой угадывается сложный символический подтекст, близкий распространенному в то время в Византии учению исихазма. Иконы Рублева по мягкости колорита и трактовке формы, создающих настроение мягкой лиричности, умиротворенности, - ближе к поздневизантийской живописи балканских стран 15 века. На конец 14 века приходится важнейшее событие русской истории – в 1380 г. в битве на Куликовом поле, объединенное князем Дмитрием Ивановичем под "рукой Москвы" воинство одержало первую серьезную победу над Ордой. Исключительную роль в этом сыграла деятельность игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Имя преподобного Сергия, ставшего затем в сознании русских людей защитником и покровителем Московского государства, имеет огромное значение для культуры России. Сам преподобный и его последователи основали более 200 монастырей нового в то время для Руси общежительного устава, что стало основой для т.н. "монастырской колонизации" малоосвоенных северных земель. Житие Сергия Радонежского было написано одним их выдающихся писателей того времени – Епифанием Премудрым; для собора Сергиева монастыря Андрей Рублев написал знаменитую икону Троицы – величайший шедевр русского средневековья. Середина 15 века отмечена тяжелой междоусобной войной за московский великокняжеский престол. Только к концу этого столетия Ивану III удалось объединить русские земли вокруг Москвы (что стоило разорения Новгороду и Пскову) и окончательно покончить с подчинением Орде – бескровное стояние войск на реке Угре (1480), получившей потом поэтическое имя "пояса Богородицы", отметило появление самостоятельного государства во главе с московским князем.[2]
2. Культура России. Московское царство
XVI и XVII века – время развития единого русского государства во главе с Москвой – "московского царства". После падения Византии и завоевания Константинополя турками (1453), Москва берет на себя роль преемника империи, государства-хранителя православия. Иван III после "стояния на Угре" прекращает платить дань Орде, присоединяет непокорные Новгород и Псков, а в 1472 году женится на приехавшей из Рима племяннице последнего императора Византии – Зое(Софии) Палеолог; с этого времени Русь перенимает византийский герб – двуглавого орла, а великий князь московский начинает именовать себя "осподарем", что уже очень близко к титулу царя – "государя". В конце XV – начале XVII века в посланиях инока Филофея была сформулирована идея исключительности Русского государства, связанная с представлением о Москве как "третьем Риме" ("два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не быти…"). Важной частью идеологии "московского царства" стало "Сказание о князьях владимирских", возводящее родословную московских князей к римскому императору Прусу, и содержащее легенду о передаче регалий – знаков высшей власти (в том числе царского венца – "шапки Мономаха") – византийским императором князю Владимиру Мономаху. Для духовной жизни этого времени характерно противостояние "нестяжателей" (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев) и "осифлян" (последователей Иосифа Волоцкого). На нескольких церковных соборах обличается "ересь жидовствующих", получившая особенно вескую поддержку в Новгороде (одна из центральных идей еретиков – отрицание троичности божества). Московский кружок еретиков во главе с Федором Курицыным (автором таинственного, до сих пор не разгаданного "Лаодикийского послания") какое-то время пользовался покровительством Ивана III. В 1518 году для перевода и исправления богослужебных книг в Россию приехал Максим Грек, афонский монах с итальянским образованием. Важнейшим событием культуры этого времени стало приглашение итальянских мастеров для строительства новой, более пышной резиденции великого князя в Кремле. Первым в череде масштабного строительства, задуманного Иваном III, стала перестройка Успенского собора. Неудачно начатая, она была продолжена болонским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти. Алевиз (Старый), Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари возводят новые (сохранившиеся до наших дней) стены Кремля, они же строят дворец великого князя, от которого сохранилась знаменитая Грановитая палатаи два нижних этажа Теремного дворца. Затем, для строительства второго по значению кремлевского собора – усыпальницы московских князей – был приглашен венецианский архитектор Алевиз Новый; кремлевская колокольня, похожая на итальянские кампанилы (Иван Великий), была возведена зодчим из рода Бон.
Работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса – оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского средневекового искусства; фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры, заложенных в постройках времени Ивана III.
Центр XVI столетия занимает противоречивая эпоха Ивана IV (Грозного), начавшаяся венчанием шестнадцатилетнего Иоанна на царство и победой над Казанским ханством, отмеченной строительством собора Покрова на Рву (позднее получившего народное имя "Храма Василия Блаженного") – красивого и причудливого, состоящего из девяти церквей на едином основании. Канонизации на макарьевских соборах 1547-49 гг. фактически создали новый пантеон русских святых. В 1551 году проходит Стоглавый собор, утвердивший кодекс правил церковной жизни, касавшиеся, в частности, и иконописания (образцом была объявлена "Троица" Андрея Рублева).В 1547 году членом приближенного к царю совета - "Избранной рады", и исповедником Иоанна, попом Сильвестром, был составлен "Домострой" – исключительный по своему значению памятник средневековой культуры. В середине XVI века был составлен крупнейший летописный свод - "Летописец начала царства". Одновременно при московском дворе возникает новая школа иконописания, не боящаяся изображать богословские понятия в зримых образах; появляются иконы с развитой иконографической программой и сложным сюжетом. В честь взятия Казани была написана икона "Благословенно воинство небесного царя"; одна из наиболее интересных икон этого круга – "Четырехчастная" из кремлевского Благовещенского собора. Некоторые из ее сюжетов находят аналогии в западноевропейской иконографии. Развитие иконографии, усложнение понятийного аппарата искусства, стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей (что можно проследить как в иконах придворного круга, так и в архитектуре, где теперь, вместо одного храма в честь победы строится девять – в честь каждой из побед) – все это указывает на наступление нового периода в истории русской культуры – позднего средневековья. Вторая часть правления Грозного – темная, опричная, разорившая и ослабившая страну, начинается с 1564 года. Царь "отрекается" от престола и возводит на трон крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, в ведение которого передается часть русских земель – Земщина, другую, не меньшую, часть, Иван Грозный забирает в опричнину, и управляет ей из новой резиденции в Александровой слободе. Уезжая из Москвы, он оставляет две грамоты – одна, к народу, уверяет его в любви царя, другая – к митрополиту, обвиняет бояр и духовенство в измене. Тогда же последний из советников начала царствования Иоанна, князь А.М. Курбский, бежит в Литву. Начинается долгая переписка между царем и мятежным князем, по праву вошедшая в сокровищницу русской литературы. На 1560-е годы приходится начальный этап развития русского книгопечатания – в 1563 была открыта типография Ивана Федорова. Опричное разорение стало причиной долгого запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г. царя занявшего русский трон и мечтавшего об основании новой династии. "Годуновский" период отмечен новым расцветом архитектуры, усвоившей "итальянизирующие" приемы кремлевских соборов начала века, и созданием тончайших произведений декоративно-прикладного искусства, в чем, возможно, участвовали европейские и греческие мастера-ювелиры, которых, видимо, было немало при годуновском дворе.Однако планам о годуновской династии не суждено было сбыться. Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи крепость с Смоленске – она была сдана без боя польским войскам под предводительством "Димитрия" - человека, объявившего себя спасшимся от смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия и его убийства (почти ровно через год) начинается период внутренних войн, разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее "междуцарствие" привели к невиданному ранее разорению страны.
Это время, однако, стало периодом бурного развития публицистической литературы (известнейшие авторы того времени - Иван Хворостинин, Иван Тимофеев, Авраамий Палицын, и др.). Смута заканчивается с избранием и венчанием на царство Михаила Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие. Для столичной иконописи времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее развитие т.н. "строгановской школы", берущей начало в годуновских придворных мастерских – изящная, тонкая живопись, внимательная отделка деталей делают ее одной из жемчужин поздней русской иконописи. Качество живописи контрастирует с некоторой грубоватостью ранней романовской архитектуры, также продолжающей "годуновские" традиции и ориентированной на сознательное воспроизведение прототипов конца XVI века.С середины 1630-х годов в архитектуре складывается направление, получившее название "узорочья" (что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией) - его источниками стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и северо-европейские влияния, привнесенные иностранными мастерами, работавшими в 1620-е гг. для Михаила Федоровича в Кремле (имеются в виду Христофор Галовей, украсивший шатром Спасскую башню Кремля и Джон Талер, построивший церковь Екатерины в Кремле). К 1635-36 гг. относится строительство Теремного дворца в Кремлена основании старого дворца Ивана III. Одним из важнейших образцов для многочисленных "узорочных" церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.В XVII веке было построено больше церквей, чем за всю предыдущую историю русской архитектуры. Возникает феномен провинциального зодчества, по-своему с запозданием интерпретирующего столичные моды. Своеобразное направление зодчества XVII века сложилось в Ярославле, где распространились большие богато украшенные и расписанные храмы, заказчиками которых, как правило, были купцы, торговавшие по Волге. Типология ярославских, видимо, была определена первой каменной посадской церковью Николы Надеина. Затем по соседству возникают церковь Рождества на Волге, роскошный, окруженный многочисленными пристройками, храм Ильи Пророка. Вторая половина XVII века представлена в Ярославле двумя крупнейшими архитектурно-живописными ансамблями – в Коровниках и Толчкове. XVII век представляет совершенно новый этап развития русской литературы, это время возникновения литературы в современном смысле этого слова. Появились первые записи былин, исторических песен. Появляются повести светского содержания (в чем-то аналогичные новеллам европейского Возрождения) – "Повесть о горе-злосчастии", "Повесть об Улиании Осорьиной", "Повесть о Ерше-Ершовиче". Середина XVII столетия отмечена сложнейшей коллизией русской церковной и политической истории – расколом и деятельностью патриарха Никона, пафос которой заключался, с одной стороны, в возвышении церковной власти над светской, а с другой – в исправлении обрядов православной церкви по образцу греческих (что и привело к расколу). При молодом Алексее Михайловиче (как и при юном Иване IV в прошлом веке) образуется кружок близких советников – "ревнителей благочестия", чья деятельность сосредоточивается на обсуждении проблем "исправления" обрядов и церковных книг. Затем кружок распадется, и часть из его членов станет вождями раскола (как протопоп Аввакум, автор "Исповеди" – одного из интереснейших произведений древнерусской литературы), а патриарх Никон, продолжая "исправление" обрядов и книг, после конфликта с царем удалится с патриаршества и впоследствии будет осужден вселенским собором патриархов в 1666 г.[3]
3. Культура России. XVIII век
Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер. В литературе сохранялись старые формы, но содержание произведений менялось, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей Просвещения.
В начале XVIII в. популярны были повести ("гистории"), особенно "Гистория о российском матросе Василии Кориотском", отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. "Гистории" показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.
Начало XVIII в. было важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, в ней наряду с церковнославянским языком активно применялись иностранные слова, многие их которых сохранились в современном русском языке. В середине XVIII в. лексические нормы литературного языка упорядочил М.В. Ломоносов. В трактате "О пользе книг церковных в российском языке" (1757) он использовал известную еще со времен античности схему деления литературного языка на три стиля: высокий, средний и низкий. Но его реформа сохраняла условность книжного языка, отличавшегося от разговорной речи.
В становлении нового литературного языка важную роль сыграли писатели-сентименталисты, в частности, Н.М. Карамзин. Однако, провозглашая сближение литературного языка с разговорным, они ориентировались на "язык салонов". Поэтому их нововведения не могли стать главным направлением формирования литературного языка. Другим направлением стала ориентация на книжный славянский язык, которую отстаивал А.С. Шишков, способствовавшая сохранению в языке национальных корней. К началу XIX в. споры о развитии русского языка стали частью культурной жизни общества, что являлось показателем роста национального самосознания. Основы теории русской литературы нового времени были заложены в трудах писателя и публициста Ф. Прокоповича ("О поэтическом искусстве", "Риторика"), обосновывавшего принципы раннего классицизма. Начало классической традиции в русской литературе связано с именем А.Д. Кантемира, поэта, который первым ввел в России выработанный классицизмом жанр стихотворной сатиры. Начиная с 30-х гг. в литературе проявилось влияние классицизма. Русский классицизм подчинялся общеевропейским закономерностям, ему были присущи и жесткая жанровая регламентация и выраженный интерес к античности. Большой популярностью пользовались переводы античных авторов (особенно Анакреона и Горация). В поэзии и драматургии были распространены античные сюжеты. Национальной особенностью русского классицизма была его более тесная (по сравнению с Западной Европой) связь с идеологией Просвещения, определявшая высокий гражданский пафос искусства. В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров. Существенным элементом новой словесности стала новая, силлабо-тоническая система стихосложения, введенная поэтом и переводчиком В.К. Тредиаковским. Она основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке и до сих пор является основой русской поэзии.[4]
Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков, автор первых русских трагедий и комедий, родоначальник стихотворного басенного жанра. Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения обратилась к вопросу о совместимости неограниченной монархии и общественного блага, к острым социальным и политическим темам ("Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.П. Радищева). Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин. Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединение "высокого" и "низкого" стиля, внесение элементов разговорного языка в поэзию. На рубеже XVIII – XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, интересом к чувствам конкретного человека. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина ("Бедная Лиза") и А.П. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"), создавшими жанры путешествий и чувствительной повести, поэзией И.И. Дмитриева. Сентиментализм порождал обращение к пасторальным мотивам, идею бегства в природу, воспевание простых человеческих чувств. XVIII в. стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). Позднее в Ярославле под покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова.
В 1756 г. в Петербурге был создан первый государственный театр. Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Волковым. В то же время действовал Школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), впервые поставивший "Недоросля" и другие пьесы Фонвизина. В Москве представления разыгрывались итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, ставивший, как это было принято, драматические, оперные и балетные спектакли. Широко известны были крепостные театры князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Н.П. Шереметева в Останкино, на сцене которого блистала П. И. Ковалева-Жемчугова. Большая часть театрального репертуара представляла собой переводы и переделки переводных пьес, но во второй половине XVIII в. появляется национальная драматургия (Сумароков, Фонвизин, Херасков).
Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными формами бытовой песни, а также кантами (вид многоголосой песни, заимствованный из Литвы и Польши). Канты носили торжественный характер и исполнялись, как правило, на празднествах в честь военных побед России. В середине XVIII в. популярными в России стали итальянская и французская опера. В последней четверти столетия формируется отечественная композиторская школа. Ведущим жанром была комическая опера. Успехом пользовались оперы А.О. Аблесимова, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского. На рубеже XVIII – XIX вв. появился жанр камерной лирической песни, развитие которого способствовало творчество О.А. Козловского. Ведущим жанром в российской живописи XVIII в. был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева. Новым явлением в искусстве стала гравюра. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов.В начале XVIII в. в России работали иностранные живописцы, в частности, И.-Г. Таннауэр и Л. Каравакк.
Во второй половине XVIII в. развиваются и другие жанры живописи. Складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического жанра были А.П. Лосенкои Г.И. Угрюмов. В развитии портрета проявились две тенденции: повышение художественного уровня и реалистичности изображения и расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра камерного портрета (портрет Измайловой). Портреты Ф.С. Рокотова отличаются интимностью, тонкостью и психологизмом (портрет А.П. Струйской). Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета. Творчество В.Л. Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах. В конце XVIII в. появляются полотна со сценами из крестьянской жизни (М. Шибанов, И.П. Аргунов, И.А. Ерменев), возник интерес к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился городской архитектурный пейзаж (Ф.Я. Алексеев).Ф.И. Шубин создал скульптурные портреты М.В. Ломоносова, полководца П.А. Румянцева Задунайского. Появляются памятники в честь выдающихся деятелей – Петру I ("Медный всадник" Э. Фальконе, 1782)В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры Нового времени: предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. "Новые" постройки Петербурга и Москвы (Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Меншиков дворец, Меншикова башня), стали основой для европеизации русской архитектуры. Середина XVIII века в архитектуре была ознаменована сложением явления, которое получило название "русского барокко" – в дворцах Ф.Б. Растрелли причудливо сочетаются барочная пластика стен и рокайльный орнамент, вынесенный из интерьера на стены фасадов.[5]
Заключение
Сегодня, оглядываясь назад, можно усмотреть в едином теле русской культуры множество разделительных линий и границ. На нашу культурную историю, конечно же, влияли политические, идеологические, эстетические пристрастия эпох. Но среди самодовольства пристрастий всегда оставался срединный путь — мощное течение традиции, определявшей существование целого. Частные, приватные пути не всегда совпадали с общим течением, уводя многих в "культурные тупики", которые, как оказалось, более всего и впечатляют наших современников. Именно ереси и отклонения (многочисленные перверсии) "пользуются спросом" среди журналистов и исследователей. Культуротворчество сменилось интерпретаторством и культуропользованием. А золотой век отечественной культуры, последовавший за кратким (и по историческим, и по человеческим меркам) проблеском пушкинского гения, уже далеко за горизонтом. Тоска по мировой культуре, если она ещё и осталась, — это ныне тоска по пушкинской эпохе. Василий Макарович Шукшин так писал об отечественной культуре: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Именно такое понимание самобытности позволит нам, современникам, сохранить свое собственное национальное самосознание и противостоять единообразию и унификации многоцветной оригинальности российского права, искусства: архитектуры, живописи, музыки, литературы; православия и национального характера.
Список литературы
1. Верещагин В.Ю. Лекции по русской культуре. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 375 с.
2. Махнач В.Л. Социальные традиции в русской культуре. – М.: Логос, 2000. – 380 с.
3. Резаков М.Р. Византийское наследие в культуре Древней Руси. – М.: Пальма, 200. - 243 с.
4. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 359 с.
5. Фетисов А.В Пути русской культуры. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 429 с.
[1] Резаков М.Р. Византийское наследие в культуре Древней Руси. – М.: Пальма, 200. - С. 137
[2] Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 60
[3] Верещагин В.Ю. Лекции по русской культуре. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 128
[4] Фетисов А.В Пути русской культуры. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 238
[5] Махнач В.Л. Социальные традиции в русской культуре. – М.: Логос, 2000. – С. 103