Содержание


Введение............................................................................................................................................. 3

1. Понятие инвалидности................................................................................................................. 4

2. Общая характеристика трудовых пенсий по инвалидности..................................................... 6

3. Виды, размеры пенсии по инвалидности и условия ее назначения...................................... 10

Заключение....................................................................................................................................... 14

Список литературы.......................................................................................................................... 15

Введение


С 1 января 2004 г. вступили в силу отдельные статьи федеральных законов от 14.12.2001г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001г. № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.01 № 167 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Согласно названным законам пенсия по инвалидности теперь назначается в соответствии с ограничением способности к трудовой деятельности 1, 2 и 3 степеней.

Первая степень - самая легкая, устанавливается в том случае, когда получивший группу инвалидности гражданин может заниматься своей прежней работой, но в меньшем объеме и со снижением уровня квалификации.

Вторая степень - когда граждане с ограниченными возможностями могут работать, но в специально созданных условиях.

Третья - самая тяжелая, устанавливается, когда человек совсем не может трудиться.

Таким образом, от степени ограничения трудовой деятельности будет зависеть и размер пенсии инвалида.

Установленная группа инвалидности не всегда гарантирует определенную степень ограничения трудовой деятельности, т.е. инвалид даже самой тяжелой - первой группы может иметь не обязательно третью степень ограничения трудовой деятельности. В каждом конкретном случае учреждение медико-социальной экспертизы будет принимать решение индивидуально с учетом способности инвалида выполнять трудовую деятельность. Степень ограничения способности к трудовой деятельности инвалидам, которым ранее определен срок освидетельствования, будет устанавливаться при прохождении очередного освидетельствования.

Следует уточнить, что указанное изменение в законодательстве не касается граждан, кому инвалидность была установлена ранее бессрочно. Контрольному освидетельствованию и оценке возможности трудовой деятельности они не подлежат.

Цель работы – рассмотреть трудовые пенсии по инвалидности.

Задачи работы – дать определение понятию пенсии по инвалидности, определить медицинские и правовые критерии инвалидности, обозначить виды, размеры пенсии по инвалидности и условия ее назначения.

1. Понятие инвалидности


Инвалидность - это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности понимают полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается одна из трех групп инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет категория «ребенок-инвалид». К основным функциям организма человека относятся: психические (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, воля); сенсорные (зрение, слух, обоняние, осязание); статодинамическая; физиологические (кровообращение, дыхание, пищеварение, обмена веществ, внутренней секреции). Комплексная оценка качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, приводит к выявлению одной из четырех степеней: I степень - незначительные нарушения функций; II степень - умеренные нарушения функций; III степень - выраженные нарушения функций; IV степень - значительно выраженные нарушения функций.

Критерием для определения 1-й группы инвалидности является резко выраженное ограничение жизнедеятельности, неспособность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, общению и полная зависимость от других лиц. 2-я группа инвалидности устанавливается при наличии способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению с использованием вспомогательных средств и (или) помощи других лиц.

Признание лица инвалидом производится Государственной службой медико-социальной экспертизы (МСЭ). К учреждениям МСЭ относятся Бюро и Главные бюро. Бюро образуют первичный уровень и создаются по норме - одно бюро на 70-90 тыс. населения. Главные Бюро являются центральными учреждениями МСЭ и действуют на уровне субъектов РФ.

Медико-социальная экспертиза проводится Бюро по месту жительства лица, получившего направление, либо по месту его прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению. Если лицо не может явиться в данное учреждение по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза проводится на дому, в стационаре или заочно на основании представленных документов с его ; согласия или с согласия его законного представителя.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием утвержденных классификаций и критериев[1].

На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагается: определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов; установление степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание; определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Решение органа Государственной службы медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Решением МСЭ может быть определена одна из трех групп инвалидности. Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение медико-социальной экспертизы заявления о признании гражданина инвалидом со всеми необходимыми документами. Лицо считается инвалидом до первого числа месяца, следующего за тем, в котором назначено переосвидетельствование. Инвалиды 1-й группы обязаны проходить переосвидетельствование каждые два года, 2-й и 3-й групп - каждый год. Срок переосвидетельствования не устанавливается: мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет; инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами; другим инвалидам в соответствии с утвержденными критериями. Лицам в возрасте до 18 лет категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться сроком от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет, до достижения 16-летнего возраста. Основным средством жизнеобеспечения инвалидов служит пенсия по инвалидности. Пенсия по инвалидности - это ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств ПФР на период установления инвалидности.

2. Общая характеристика трудовых пенсий по инвалидности


Гражданам, полностью утратившим трудоспособность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях, устанавливается I группа инвалидности, если они нуждаются в постоянном постороннем уходе (надзоре, помощи), и II группа, если они не нуждаются в таком уходе.

Гражданам, утратившим способность к регулярному профессиональному труду частично, устанавливается III группа инвалидности.

Инвалидность, ее группы, а при необходимости и время наступления определяются Врачебно-трудовыми экспертными комиссиями, они действуют на основании положения, утверждаемого в порядке, определенным Правительством РФ.

В ст. 39, 40, 41, 42, 43, раскрываются конкретные причины инвалидности; трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, общее заболевание. От причины инвалидности зависят условия назначения пенсии.

При усилении инвалидности вследствие иной причины, причина инвалидности определяется по желанию инвалида.

Пенсия по инвалидности устанавливается на тот срок, на который определена инвалидность.

Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп на один год. Некоторым категориям граждан переосвидетельствование не назначается (ст.28).

Пенсия, если инвалидность наступила вследствие, трудового увечья, профессионального заболевания, а также вследствие общего заболевания (ст.43) гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, устанавливается независимо от продолжительности общего трудового стажа.

В остальных же случаях пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания назначается при наличие определенного трудового стажа (ст. 29):

гражданам в возрасте до 23 лет - не менее одного года;

 в возрасте 23 года и старше - один год с увеличением его на четыре месяца за каждый полный год возраста;

начиная с 23 лет, но не более 15 лет.

Пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих (ст. 26, 27, 29, 31 Закона) устанавливается независимо от общего трудового стажа.

Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания может назначаться и при неполном общем трудовом стаже.

Размер пенсии по инвалидности (кроме инвалидности вследствие военной травмы) в процентах к заработку составляет: инвалидов I и II групп - 75%, инвалидов III группы - 30%.

Пенсия по инвалидности I и II групп вследствие военной травмы назначается в максимальном размере пенсии по старости, а пенсия по инвалидности III группы в размере половины указанного размера.

Законом определяется также, минимальный и максимальный размер пенсии по инвалидности (ст.32, 33 Закона).

Минимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается не ниже минимального размера пенсии по старости, а при частичной инвалидности - 2/3 минимального размера этой пенсии.

Максимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а при частичной - на уровне минимального размера такой пенсии.

Размер пенсии по инвалидности I и II групп повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20%.

К пенсии по инвалидности могут устанавливаться соответствующие надбавки. Она также повышается отдельным категориям граждан.

Всем работающим пенсионерам по инвалидности без какого-либо исключения пенсия выплачивается в полном объеме, но без надбавки на нетрудоспособных иждивенцев.

Пенсия по инвалидности является одним из видов социальной защиты нетрудоспособных граждан.

Пенсии по инвалидности можно определить как ежемесячные денежные выплаты из Пенсионного фонда, назначаемые в случае установления медицинским органом одной из трех групп инвалидности, повлекшей полную или частичную утрату трудоспособности.

Инвалидность в юридической литературе определяется как удостоверенное медицинским органом состояние здоровья, при котором гражданин вследствие хронического заболевания или анатомических дефектов, вызывающих устойчивое, несмотря на лечение, нарушение функций организма, вынужден прекратить профессиональный труд или может трудиться при значительном изменении обычных условий труда.

Инвалидность устанавливается лицам, страдающим хроническими заболеваниями или имеющим анатомические дефекты, в тех случаях, когда возникшее нарушение функций организма препятствует выполнению профессионального труда и приобрело устойчивый, несмотря на лечение, характер.

Установление группы инвалидности зависит от степени утраты трудоспособности.

Основанием для установления I группы инвалидности является резко выраженное ограничение жизнедеятельности, обусловленное заболеванием, следствием травм, врожденными дефектами, что привело к резко выраженной социальной дезадаптации, невозможности учиться, общаться, контролировать свое поведение, передвигаться, самостоятельно себя обслуживать, участвовать в трудовой деятельности, если указанное нарушение вызывает необходимость постоянной посторонней помощи (ухода, надзора).

ІІ группа инвалидности устанавливается лицам, которым не требуется постоянная посторонняя помощь, но имеющим резко выраженные нарушения функций организма, приводящие к затруднению учиться, передвигаться, участвовать в трудовой деятельности либо когда отдельные виды труда могут быть доступны только в специально созданных условиях.

Лицам с ограничением жизнедеятельности вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими заболеваниями, следствием травм, врожденными дефектами, что приводит к значительному снижению трудоспособности, устанавливается III группа инвалидности.

Эта группа инвалидности устанавливается, например, при необходимости перевести работника по состоянию здоровья на более легкую или меньшую по объему работу, на работу, требующую более низкой квалификации.

Для пенсионного обеспечения по инвалидности юридическое значение также имеет причина инвалидности.

Причинами инвалидности могут быть общее заболевание, трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидность с детства; для военнослужащих - ранение, контузия или увечье, полученное при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте, или увечье, полученное вследствие несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, или заболевание, не связанное с пребыванием на фронте, а в специально предусмотренных законодательством случаях - заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы.

Документом об установлении инвалидности является акт обследования инвалида МСЭК.

Такой документ высылается в районное (городское) управление социальной защиты по месту назначения пенсии и является основанием для рассмотрения вопроса по существу.

Если инвалидность работника явилась следствием общего заболевания, то необходимы документы, удостоверяющие стаж работы.

Исключение из этого правила предусмотрено для лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания до достижения 20 лет. Этим лицам пенсия устанавливается независимо от стажа работы.

3. Виды, размеры пенсии по инвалидности и условия ее назначения


Как уже отмечалось, основанием для назначения пенсии по инвалидности является установленная медицинским органом инвалидность. Пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности, если обращение за ней последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности. При этом пенсия по инвалидности назначается независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается.

С 1 января 2004 года вступили в силу положения федеральных законов от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15 декабря 2001 года № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» о назначении пенсий по инвалидности в соответствии с ограничением способности к трудовой деятельности I, II и III степеней.

В связи с этим Минтруда России и Пенсионный фонд России поручили учреждениям государственной службы медико-социальной экспертизы по освидетельствованиям, проведенным с 1 января 2004 года, одновременно с установлением группы инвалидности выносить заключения об определении степени ограничения способности к трудовой деятельности. В первом квартале текущего года освидетельствование прошли около 400 инвалидов, и каждому вместе с группой инвалидности была определена и степень утраты трудоспособности - в выданных им документах есть соответствующие записи. Этим инвалидам - обращаю их внимание - не нужно сейчас обращаться в бюро МСЭ. Переосвидетельствование инвалидов ранее установленных сроков очередного освидетельствования и инвалидов, группа инвалидности которым установлена бессрочно, независимо от их способности к трудовой деятельности, для вынесения заключения о степени утраты трудоспособности производится по их личному заявлению или заявлению их законных представителей - при предоставлении нового направления на медико-социальную экспертизу из лечебного учреждения.

Решение по каждому больному будет приниматься индивидуально - с учетом заболеваний и степени нарушения функций. И не всегда инвалид II группы, имеющий запись в справке «нетрудоспособен», получит III степень утраты трудоспособности. Возможно, кто-то длительное время не проходил медико-социальную экспертизу, и состояние здоровья его улучшилось. Подчеркну, что при оценке степени ограничения способности к трудовой деятельности бюро МСЭ руководствуется Классификациями и временными критериями, которые были разработаны во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 965 «О признании граждан инвалидами» и утверждены совместным постановлением Минтруда России и Минздрава России от 29 января 1997 года № 1/30 по согласованию с Минфином России».

Что же необходимо предпринять инвалиду, решившему обратиться в бюро МСЭ за установлением степени ограничения к трудовой деятельности? Нужно обратиться к специалисту, у которого инвалид лечится по поводу того или иного заболевания. Это может быть терапевт, хирург, невропатолог, окулист, гинеколог или другой специалист. Если инвалид давно не обращался к врачу и не знает, к какому специалисту ему необходимо прийти, то пусть обратится к участковому терапевту. Он поможет решить вопрос с получением направления на освидетельствование МСЭ.

Если инвалид не может самостоятельно обратиться в поликлинику, то необходимо вызвать на дом участкового терапевта. Сельские жители должны обратиться в амбулаторию по месту проживания. Участковый терапевт разъяснит, как действовать дальше. Только после проведенных обследований и заключений врачей-специалистов инвалид идет за освидетельствованием в бюро медико-социальной экспертизы - здесь и будет решен вопрос об определении степени ограничения к трудовой деятельности.

По закону от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначаются трудовые пенсии. Трудовая пенсия по инвалидности может состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть пенсии устанавливается в твердом размере в зависимости от категории пенсионера и наличия у него иждивенцев. Начисление к базовой части пенсии районного коэффициента законом не предусмотрено.

Страховая часть пенсии определяется с учетом стажа, заработка и страховых взносов, накопительная - с учетом страховых взносов. Так как районный коэффициент начисляется на заработную плату, то он учитывается в составе и страховой, и накопительной частей пенсии.

Законодательство о пенсионом обеспечении предусматривает два вида пенсии по инвалидности в зависимости от причин инвалидности:

а) пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

б) пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе не связанного с работой, инвалидность с детства).

Военнослужащим могут назначаться пенсии по инвалидности, (ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Размеры пенсий определяются в соответствии со ст. 15  Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Участникам Великой Отечественной войны в соответствии с п. 1 ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначается пенсия по инвалидности.

Условия назначения пенсий участникам Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Размеры пенсий определяются в соответствии со ст. 16  Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», сохранение размера пенсии, назначенной по ранее действовавшему законодательству предусмотрено ст. 27 Федерального за­кона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.

Гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, могут назначаться пенсии по инвалидности.

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей предусмотрены ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Трудовой стаж исчисляется в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Размеры пенсий определяются в соответствии со ст. 17  Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», сохранение размера пенсии, назначенной по ранее действовавшему законодательству предусмотрено ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.

Порядок установления инвалидности определен ст. 12 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ). Право на одновременное получение двух пенсий предоставлено гражданам, перечисленным в пункте 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с  федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации», утвержденными постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 17.

Срок, на который назначается пенсия и с которого изменяется ее размер, регулируется статьей 23 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии определен статьей 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с  федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации», утвержденными постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 17/19пб, и Перечнем  документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации», утвержденному постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 16.


Заключение


В мировой практике применяется два подхода к концепции инвалидности: экономический и медицинский. При экономическом подходе значение придается такому нарушению здоровья человека, которое приводит прежде всего к полной или значительной потере профессиональной или общей трудоспособности. Именно экономический критерий получил отражение в ст. 23 Закона РФ от 20.11.90 №540-1 «О государственных пенсиях в РФ».

В ст. 23 Закона РФ № 340-1 изменения не вносились, но постепенно происходил переход к использованию медицинского критерия, который завершился принятием Федерального Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[2]. Во исполнение этого закона постановлением Правительства РФ от 13.08.96 № 965 утверждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы[3].

Причинами инвалидности могут быть: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; инвалидность с детства; инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанными с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны; военная травма или заболевание, полученное в период военной службы; инвалидность, связанная с аварией на ЧАЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством РФ.

В случае признания лица инвалидом в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая выдается ему вместе со справкой, подтверждающей факт установления инвалидности. Индивидуальная программа реабилитации составляется по трем разделам: медицинская реабилитация, социальная реабилитация и профессиональная реабилитация.

Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган пенсионного обеспечения в 3-дневный срок со дня принятия решения. Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования.

Решение учреждения (бюро) медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в вышестоящий орган, а затем - в суд.


Список литературы:


1.      Федеральный закон от 15.12.01 № 167 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

2.      Федеральный закон от 15.12.01 № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

3.      Федеральный закон от 17.12.01 № 173 «О трудовых пенсиях».

4.      Закон РФ от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

5.      СЗРФ, 1995, №48.

6.      Право социального обеспечения / Под ред. Е.Е. Мачульской, Ж.А. Горбачевой. М.: Юристъ, 2003.

7.      Право социального обеспечения / Под ред. В.М. Глазунова. М.: Юридическая литература, 2004.


[1] Право социального обеспечения / Под ред. В.М. Глазунова. М.: Юридическая литература, 2004.


[2] СЗРФ, 1995, №48, С. 4563.

[3] СЗРФ, 1996, №34. С. 4127