СОДЕРЖАНИЕ
|
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 |
1. |
Общие условия изменения срока уплаты налога (сбора, пени) . . . . |
4 |
2. |
Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
7 |
3. |
Виды изменения срока уплаты налога и сбора . . . . . . . . . . . . . |
10 |
|
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
|
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
ВВЕДЕНИЕ
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению. И взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Так глава 9 Налогового кодекса РФ содержит ряд статей, позволяющих налоговым органам и налогоплательщикам получить сведения о том, какие могут произойти изменения сроков уплаты налогов (сборов, пени), виды изменения сроков уплаты налога и сбора, а также какие органы имеют полномочия принимать данные решения об изменении срока уплаты налога. Рассмотрим подробно данные вопросы в настоящей контрольной работе.
1.ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА
(СБОРА, ПЕНИ)
При определенных обстоятельствах (ст.62, 64, 65, 67 НК РФ) уполномоченные на то органы (перечисленные в ст.63 НК РФ) вправе или обязаны в индивидуальном порядке изменить налогоплательщику (плательщику сборов) установленные законодательство о налогах и сборах сроки уплаты налога (сбора), перенеся их на более поздний срок. Такой перенос сроков уплаты налогов (сбора) возможен как в отношении всей суммы налога, так и ее части (п.2 ст.61).
Из того, что в ст.61 НК РФ (и в главе в целом) говорится исключительно об изменении срока уплаты налога (сбора), а налоговый агент в соответствии с терминологией НК не уплачивает, а только удерживает (у налогоплательщика) и перечисляет (в бюджет или внебюджетный фонд) налоги (за налогоплательщика), можно сделать вывод, что налоговые агенты не могут претендовать на изменение сроков перечисления налогов и, следовательно, не включаются в категорию заинтересованных лиц, введенную в п.1 ст. 62 НК РФ.[1]
На получение отсрочки (рассрочки) или налогового кредита могли бы претендовать иные обязанные лица, которые в силу определенных обстоятельств и возложенной на них законом обязанности должны уплатить «чужие» налоги. Такие решения были бы возможны (а в некоторых случаях и необходимы) в отношении правопреемников реорганизуемых юридических лиц (уплата налогов за реорганизованную организацию), наследников (уплата имущественных налогов за умершего), лиц, уполномоченных органами опеки (уплата налогов за безвестно отсутствующих лиц) и т.д.
До внесения изменений в часть первую НК РФ все перечисленные лица тоже входили в категорию заинтересованных лиц и могли претендовать на изменение сроков уплаты налогов. С 18.08.1999 (после вступления в силу поправок) они перестали быть субъектами соответствующих правоотношений и больше не могут претендовать на предоставление им индивидуального режима уплаты налогов, учитывающего обстоятельства, предусмотренные ст.64 НК РФ.
Существуют обстоятельства, исключающие изменения срока уплаты налога. Статья 62 НК РФ приводит три категории обстоятельств, каждое из которых является препятствием для принятия благоприятного для заявителя решения.
Наличие хотя бы одного из таких обстоятельств не позволяет изменить заинтересованному лицу срок уплаты налога, а если при наличии таких обстоятельств решение об изменении срока уплаты налога все же было вынесено (например, из-за отсутствия информации у уполномоченного органа), то это решение подлежит отмене.
Изменение срока уплаты налога невозможно, если:
· возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
· проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;
· имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.
В отношении первых двух обстоятельств можно отметить, что хотя законодатель и не говорит об этом прямо, он, очевидно, подразумевает, что уголовное дело возбуждено (проводится производство по делу) именно в отношении этого заинтересованного лица. Для отказа заявителю в изменении срока уплаты налога важен не результат уголовного, налогового или административного делопроизводства, а сам процесс такого делопроизводства. По его завершении – даже неблагоприятном для заинтересованного лица, включая вынесение решения об уголовном наказании либо наложении штрафа за налоговое или административное правонарушение, - все формальные препятствия для изменения срока уплаты налога автоматически устраняются.
Из п.2 ст.62 следует также, что решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено (а вынесенное решение подлежит отмене), если хотя бы одно из указанных обстоятельств имеется в наличии на момент вынесения решения. Следовательно, любое аналогичное решение, вынесенное до возникновения таких обстоятельств, является вполне легитимным и отмене в связи с их возникновением не подлежит.
Только в случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита их действие может быть досрочно прекращено (п.3 ст.68 НК).
Статья 62 НК РФ не устанавливает каких-либо ограничений, препятствующих изменению сроков уплаты сборов. О том, что это не случайность, косвенно свидетельствует подпункт 2 п.1 ст.62, где препятствие для вынесения благоприятного решения сформулировано как «продолжающееся производство по делу о нарушении законодательства о налогах» (но не сборах).
2.ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА
В соответствии со ст.63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора являются:
1) по федеральным налогам и сборам – Министерство финансов РФ (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 – 5 настоящего пункта, п.2 настоящей статьи и абзацем третьим пункта 1 ст.66 настоящего Кодекса); (пп.1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)
2) по региональным и местным налогам и сборам – соответственно финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 – 5 настоящего пункта и п.3 настоящей статьи); (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)
3) по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - Государственный таможенный комитет РФ или уполномоченные им таможенные органы;
4) по государственной пошлине – уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;
5) по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, - органы соответствующих внебюджетных фондов.
Если законодательством РФ предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов РФ, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа.
Если законодательством о налогах и сборах или бюджетным законодательством соответствующего субъекта РФ предусмотрено перечисление регионального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ, изменяется на основании решения финансового органа этого субъекта РФ, а в части сумм, поступающих в местный бюджет, - на основании решения финансового органа муниципального образования. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)
Таким образом, органами, уполномоченными принимать решения об изменении срока уплаты налогов или сборов, являются органы, контролирующие исполнение бюджета того уровня, в который поступают соответствующие налоги или сборы, или исполнение бюджета внебюджетного фонда.
Из этого общего правила есть только одно исключение, касающееся поступающей в бюджетную систему государственной пошлины, в отношении которой уполномоченными органами признаются органы, осуществляющие контроль за ее уплатой.
Если налог распределяется между бюджетами разного уровня (является регулирующим), то каждый из перечисленных органов вправе принимать решение только в отношении той части налога, которая поступает в бюджет, исполнение которого контролируется этим органов (распределение налогов между бюджетами разного уровня устанавливается бюджетным законодательством).[2]
Перечень документов, представляемых налогоплательщиков в Минфин для получения отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита в части налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет, утвержден приказом Министерства финансов от 30.09.1999 №31н. Этот пакет содержит:
· заявление с указанием оснований для изменения срока уплаты налога, предусмотренного ст.64, 65 или 67 НК РФ;
· информацию налогового органа по месту учета налогоплательщика;
· документы, подтверждающие эти основания, а в случаях, предусмотренных Кодексом, также обеспечивающие поступления налога в будущем (поручительство или сведения об имуществе, которое может быть предметом залога).
Указанным приказом установлен также порядок организации работы Минфина после получения пакета документов, которыми оформляются решения об изменении срока уплаты налога.
3.ВИДЫ ИЗМЕНЕНИЯ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА И СБОРА
В зависимости от срока, на который передвигается уплата налога, и (или) механизма его предоставления в НК выделяются четыре возможные формы изменения сроков уплаты налогов:
· отсрочка (отнесение срока уплаты налогов на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока). Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам;
· рассрочка (отличается от отсрочки только тем, что сумма задолженности выплачивается налогоплательщиков поэтапно);
· налоговый кредит (отнесение срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года, как правило, с поэтапным погашением налоговой задолженности);
· инвестиционный налоговый кредит (предоставляется на срок от 1 года до 5 лет. ст.66 и 67 НК).
По решению уполномоченных органов такое изменение сроков уплаты налогов может (но это условие не является обязательным) производиться под залог имущества заинтересованного лиц (ст.73 НК) либо при наличии поручительства (ст.74 НК).
Все нормы главы в соответствии с пп.6 и 7 ст.61 распространяются на изменение сроков уплаты пени и налогов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды.
Отсрочка и рассрочка различаются только порядком погашения налоговой задолженности. Если при отсрочке налогоплательщик должен уплатить всю сумму единовременно по истечении срока отсрочки, то при рассрочке погашение задолженности начинается до истечения ее срока и проводится поэтапно на основании графика платежей, утверждаемого при предоставлении рассрочки.
Статья 64 не устанавливает препятствий для предоставления повторной рассрочки (отсрочки) после истечения срока действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки).
Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из приведенных оснований в п.2 ст.64 НК РФ:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;
6) иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (пп.6 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ).[3]
В зависимости от этих оснований условия (в частности, уплачиваемые проценты) рассрочки (отсрочки) могут существенно отличаться.
При наличии первых двух оснований уполномоченный орган (ст.63 НК) обязан предоставить отсрочку (рассрочку) не менее чем на сумму соответственно причиненного заинтересованному лицу в результате форс-мажорных обстоятельств ущерба либо на сумму недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа (п.7 ст.64). В предоставлении отсрочки (рассрочки) на большую сумму заинтересованному лицу может быть отказано.
Статья 64 НК РФ не содержит каких-либо норм, ограничивающих обязательный характер предоставления отсрочек (рассрочек) по указанным основаниям. Соответственно, такая обязательность, например, не зависит от того, бюджет какого уровня виновен в недостаточности бюджетного финансирования или неоплате государственного заказа.
Следовательно, если такое недофинансирование или неоплата возникли по вине федерального бюджета (или федеральных органов, например Министерства обороны), то не вправе отказать ни Минфин, ни региональный финансовый орган, ни местный финансовый орган, ни органы Пенсионного фонда, ни таможенные органы. При этом сумма, на которую предоставляется отсрочка (рассрочка) одним уполномоченным органом, никак не зависит от суммы, на которую предоставлена отсрочка (рассрочка) другим уполномоченным органом (законодатель мог установить норму об обязательности предоставления отсрочки на сумму ущерба, недофинансирования или неоплаты не каждым уполномоченным органом, а в совокупности, однако не сделал этого).
Таким образом, обращаясь в несколько уполномоченных органов, заинтересованное лицо может кратно (примерно в 4-5 раз) увеличить «экономический эффект», извлекаемый из обязательности предоставления отсрочки (рассрочки). В силу же отсутствия ограничений на повторное получение отсрочки или рассрочки по тем же основаниям у заинтересованного лица могут быть еще более веские причины добиваться соответствующих решений.[4]
Независимо от того, на какую сумму предоставлена отсрочка (рассрочка) по указанным выше обстоятельствам, на всю эту сумму проценты за пользование отсрочкой (рассрочкой) не начисляются (п.4 ст.64). Это правило в полной мере распространяется на отсрочки (рассрочки) по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу России.
Другие предусмотренные НК основания предоставления отсрочки (рассрочки) не влекут за собой обязательности ее предоставления уполномоченными органами (пп.3, 4, 5 ст.64). Если уполномоченный орган примет решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по таким основаниям, то проценты на отсроченную сумму задолженности за все время действия отсрочки (рассрочки) будут начислять в размере ½ ставки рефинансирования ЦБ России (п.4 ст.64).
Процентные ставки могут быть иными, если отсрочка (рассрочка) предоставляется по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенные сборы, НДС, акцизы) и контролируемым таможенными органами. В таком случае процентные ставки устанавливаются в соответствии с таможенным законодательством (п.4 ст.64).
К последней группе оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) относятся: иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России.
В таких случаях предоставление отсрочки (рассрочки) также не является обязательным для уполномоченных органов. Законодатель ничего не говорит о ставках процентов за использование отсрочкой (рассрочкой), если она предоставляется из-за наличия таких оснований (п.4 ст64) Тем самым решение о ставках процентов отдано на усмотрение уполномоченных органов. Скорее всего, они будут равными или близкими ставке рефинансирования ЦБ России.
Независимо от оснований, по которым заинтересованному лицу предоставлена отсрочка (рассрочка), в течение всего времени ее действия пени на сумму, в отношении которой она предоставлена, не начисляются.
Пени, начисленные и не уплаченные до вступления в действие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки), включаются в сумму задолженности, в отношении которой предоставляется отсрочка или рассрочка (п.8 ст.64). При несвоевременной уплате налога (сбора) после истечения срока действия отсрочки, а также при нарушении графика платежей при рассрочке пени в отношении несвоевременно уплаченных сумм начисляются в общем порядке (ст.75 НК).
Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо должно подать заявление в соответствующий уполномоченный орган, приложив документы, подтверждающие наличие соответствующих оснований для ее предоставления (копия заявления направляется им в налоговый орган по месту учета). Решение по заявлению должно быть вынесено в течение одного месяца. При этом уполномоченный орган вправе приостановить уплату налога (сбора) заинтересованным лицом на время рассмотрения заявления по ходатайству последнего (п.6 ст.64).
Пункт 11 ст.64 устанавливает, что все ее правила применяются одинаково ко всем налогам.
Налоговый кредит отличается от рассрочки периодом времени, на который он предоставляется, более узким перечнем оснований для предоставления и в некоторых случаях ставками процентов, начисляемых за пользование бюджетными средствами. Кроме того, имеются существенные отличия в форме его предоставления (договор в дополнение к решению уполномоченного органа) и в обязательности залога или поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения договора. (ст.65 НК РФ)
Как и в случае отсрочки, налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Общим для них является и то, что при предоставлении налогового кредита в связи с форс-мажорными обстоятельствами, недостаточностью бюджетного финансирования или задержкой оплаты государственного заказа проценты на сумму отсроченной задолженности не начисляются (п.5 ст65), а уполномоченные органы не вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении налогового кредита в пределах суммы понесенного ущерба, недофинансирования или неоплаты государственного заказа, если отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ст.62 НК.
Если основанием для предоставления налогового кредита является угроза банкротства, то проценты за пользование налоговым кредитом удваиваются по сравнению с процентами, начисляемыми при рассрочке по тем же основаниям, и должны соответствовать ставке рефинансирования ЦБ России.[5]
Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) описывается в ст.66 и 67 НК РФ. Это форма бюджетного участия (кредитования) в отдельный приоритетных с точки зрения государства инвестиционных программах организаций и этим принципиально отличается от отсрочки (рассрочки) или налогового кредита, предоставляемых для поддержания «на плаву» налогоплательщиков, оказавшихся в сложной экономической ситуации.
Суть ИНК в том, что получившая его организация приобретает право в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои налоговые платежи по налогу на прибыль (доход) в части, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ, а также по всем региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой всей суммы неуплаченных таким образом налогов и начисленных на нее процентов.
Заключив в порядке, предусмотренном ст.67 НК, договор об ИНК и зафиксировав в нем «сумму кредита», со дня вступления договора в действие налогоплательщик получает право в порядке, предусмотренном этим договором, уменьшить свои налоговые платежи по тем налогам, на которые распространяется действие договора. Организация может иметь несколько договоров об ИНК.
Суммы, на которые в каждом отчетном периоде могут уменьшаться налоговые (авансовые) платежи организации, не должны превышать 50% суммы платежа, исчисленного по общим правилам в предположении об отсутствии ИНК. Указанный норматив является универсальным и не зависит от числа заключенных организацией договоров ИНК. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не должна превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период и исчисленного так, как если бы ИНК отсутствовал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с темой данной работы были рассмотрены общие условия изменения срока уплаты налога (сбора, пени), виды изменения, а также органы, владеющие полномочиями принимать решения об изменении срока уплаты налога на основании главы 9 НК РФ.
В заключение вышеизложенного материала, сделаем соответствующие выводы.
До введения в действие общей части НК РФ налоговое законодательство, допуская предоставление отсрочки по уплате налогов, практически никак не регламентировало порядок и условия их предоставления.
Глава 9 НК РФ восполняет этот пробел, указывая лиц, которые могут претендовать на изменение им в индивидуальном порядке срока уплаты налогов или сборов. Также в данной главе указываются органы, правомочные, а в отдельных случаях и обязанные, принимать подобные решения.
Представлены основания, порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) или налогового кредита (по существу, отличающихся лишь сроком действия и уплачиваемыми за них процентами).
Кроме того, в главе предусмотрена возможность предоставления налогоплательщику инвестиционного налогового кредита, подробно описанного в ст.66.-68 НК. Эти статьи призваны заменить отмененный с 01.01.1999 Закон РФ «Об инвестиционном налоговом кредите».
Следовательно, знание НК РФ (в данном случае главы 9) потенциальным налогоплательщиком, позволяет своевременно получить информацию о процессе изменения срока уплаты налога (сбора, пени), о предоставлении рассрочки (отсрочки), а также о получении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Это в свою очередь дает возможность налогоплательщикам своевременно координировать производственный процесс, а в некоторых случаях избежать банкротства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов А.Н., Комментарий и положениям НК РФ, КоАП РФ и УК РФ об ответственности за правонарушения законодательства о налогах и сборах. – М.: Юстицинформ, 2003 – 175с.
2. Земцова В.И., Налоговое право: Хрестоматия для дистанционного обучения по специальности 021100 «Юриспруденция». – Новосибирск, СибАГС, 2003 – 110с.
3. Земцова В.И., Налоговое право: Хрестоматия для дистанционного обучения по специальности 060400 «Финансы и кредит». – Новосибирск, СибАГС, 2003 – 90с.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416с.
5. Шаталов С.Д., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2004. – 688с.
[1] Земцова В.И., Налоговое право: Хрестоматия для дистанционного обучения по специальности 060400 «Финансы и кредит». – Новосибирск, СибАГС, 2003 – с. 18.
[2] Борисов А.Н., Комментарий и положениям НК РФ, КоАП РФ и УК РФ об ответственности за правонарушения законодательства о налогах и сборах. – М.: Юстицинформ, 2003 – с. 89.
[3] Земцова В.И., Налоговое право: Хрестоматия для дистанционного обучения по специальности 060400 «Финансы и кредит». – Новосибирск, СибАГС, 2003 – с.44.
1. [4] Шаталов С.Д., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2004. – с. 358-359.
[5] Борисов А.Н., Комментарий и положениям НК РФ, КоАП РФ и УК РФ об ответственности за правонарушения законодательства о налогах и сборах. – М.: Юстицинформ, 2003 – с. 122.