СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


1. Сущность и содержание понятия «лицо, совершившее преступление». Антисоциальная направленность и общественная опасность лиц, совершивших преступления…………………………………………………………………………4


2. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления………………………………………………………...6


3. Соотношение социального и биологического в структуре личности лиц, совершивших преступления………………………………………………………...9


4. Классификация и типология лиц, совершивших преступления……………...11


Заключение………………………………………………………………………...16


Список использованной литературы…………………………………………..17


Задача 1……………………………………………………………………………..18

Введение

Цель данной работы: описать лицо, совершившее преступления, как объект криминологического исследования.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. показывается Сущность и содержание понятия «лицо, совершившее преступление». Антисоциальная направленность и общественная опасность лиц, совершивших преступления;

2. рассматривается структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления;

3. описывается соотношение социального и биологического в структуре личности лиц, совершивших преступления;

4. показывается классификация и типология лиц, совершивших преступления.

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности лица, совершившего преступление. Криминологи, разрабатывая другие проблемы (преступности, ее причин и профилактики), т.е. глобальные, не смогут не признать того, что действия, осуждаемые как преступные, всегда и везде совершаются людьми. Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди, гражданские и военные, умные и не очень, за что они в качестве правонарушителей подозреваются, становятся объектами оперативно-розыскной деятельности, разрабатываются, наказываются и ресоциализируются. С ними имеет дело жертва и негласный сотрудник, сотрудники правоохранительных органов государства, представители общественных объединений и религиозных организаций. Особенности и значение изучения личности преступника имеет большое значение в криминологии, огромную роль играют биологические признаки в процессе формирования и поведения личности. Социально демографические свойства личности преступника связаны: с условиями формирования личности и её жизнедеятельности, взаимодействуют с ними.

1. Сущность и содержание понятия «лицо, совершившее преступление». Антисоциальная направленность и общественная опасность лиц, совершивших преступления

Под «лицо, совершившее преступление» понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антисоциальная и антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. 1 И так, «лицо, совершившее преступление» можно представить, как «совокупность свойств, присущих, совершающему или совершившему преступление, человеку, составляющих его индивидуальность». Криминологи изучают эту совокупность свойств, для того чтобы на их основе определить детерминанты совершения конкретного преступления, которые, в свою очередь, могут быть использованы в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики. Однако на основе изучения личности конкретного преступника невозможно определить причины совершения не только всех преступлений, но и определенной их группы. Например, причин совершения квартирных краж. Именно поэтому, криминологи в процессе научных исследований  и обобщений правоприменительной практики изучают личность преступника на групповом уровне, а также как своего рода совокупный «субъект преступности» в целом, т.е. используя типологию. Личность преступника в криминологии изучается на трех уровнях: индивидуальном; групповом, и общем. Если обобщить приведенные три уровня изучения личности преступника, то, на этой основе, можно сформулировать криминологическое понятие личности преступника в широком смысле. Позволю предложить Вам свой вариант криминологического понимания «лицо, совершившее преступление» (в широком смысле), как системы характеристик, используемых для изучения личности человека, совершившего преступление и определения причин совершения преступлений». Общепринятыми постулатами отечественная криминология, при рассмотрении личность преступника, считает то, что:

1. Совокупность интегрированных в ней социально-значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Этот аспект личности позволяет рассматривать личность преступника как: члена общества; члена социальных групп или иных общностей (например, военнослужащих) и; носителя социально-типичных черт.

2. Человек не рождается, а становится преступником. То есть каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания. Здесь важно отметить постоянное взаимодействие социологического и психологического, каждое из которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать. 2

3. Необходимо изучать субъекты совершения самых разнообразных преступлений, в том числе и неосторожных.

4. Стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная индивидуалистическая направленность не характерна всем без исключения лицам, совершившим преступление.

5. Личность преступника отличается от  законопослушной личности своей общественной опасностью. Это качество либо реализуется, либо не реализуется в его деятельности, что зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению.

6. Изучение личности преступника должно строиться на твердой правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания.

2. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления

Любая деятельность, в том числе преступная, во многом обусловлена психологическими особенностями самого преступника. Поэтому разработка признаков личности преступника, подлежащих установлению, является важной задачей юридической психологии.

При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение порождается не самой по себе личностью или средой, а именно их взаимодействием. Влияние социальной среды на преступное поведение носит сложный характер. Личность преступника представляет для криминологии самостоятельный интерес, ибо она не просто отражает определенные внешние условия, но являет активной стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением сложна, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении преломляясь через личность. Психологическая типизация личности есть один из методов познания рассматриваемого явления, но необходимо изучать личности конкретных преступников с соответствующим теоретическим обоснованием полученных данных.

Совершение данного поступка субъектом обусловливается как внешней ситуацией (объективный фактор), так и установками субъекта, одна из которых на уровне сознания превращается в умысел (субъективный фактор). Эти установки аккумулируют прошлый жизненный опыт субъекта, являются результатом его воспитания, влияния семьи, определенной социальной группы и т. д.

Психология лиц, совершивших убийства, выявляет у них сильную зависимость от другого лица. Убийцы в целом относятся к такой категории людей, для которых свободная и самостоятельная адаптация к жизни — всегда трудная проблема. Факт преступления показывает, что выход из контакта с жертвой для них — практически невозможный способ поведения. Следует иметь в виду, что эта зависимость может реализовываться не только в контакте с жертвой, но и с кем-либо иным, тогда преступление оказывается опосредованной зависимостью от третьего лица. Убийство возникает как действие, направленное на сохранение автономной жизнеспособности преступника, как бы разрывающее связь с жизнеобеспечивающим фактором, который перестал выполнять эту приписанную ему функцию. Основным в происхождении убийств является онтогенетический фактор — блокирование способности к автономии в результате отвержения потенциального преступника другими лицами. Анализ условий воспитания показал, что осужденные за убийство в полтора раза чаще воспитывались в неблагоприятных условиях, чем в благополучны.

Полное и глубокое изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению ряда актуальных зада

1. Правильная квалификация совершенного преступления.

2. Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий, особенно при допросе подследственного.

3. Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокие знания следователем и судьей индивидуальных особенностей и динамики данной личности.

4. Работа по выявлению причин и условий преступления проводится более глубоко и всесторонне, если следователь изучил психологические особенности личности обвиняемого.

В криминалистической психологии большое значение имеет программа изучения личности преступника, в которой следует выделить следующие группы признаков:

1. Социально-демографические. В эту группу входят: пол, возраст, образование, партийность, социальное положение, специальность, шкала ролей и т. п.

2. Социально-психологические. В эту группу, входят: интеллектуальные, волевые, нравственные качества, черты характера и т. п.

3. Психофизиологические. В эту группу входят: темперамент, сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности.

При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что, прежде всего она представляет собой совокупность ее социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Этот аспект личности наиболее важен для криминологии, поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт. 1

В структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:

-одна из них включает в себя такие социально-демографические признаки, как социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;

-уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, умения и навыки;

-в третью входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки;

-четвертую образуют психические процессы, свойства и состояния личности;

-пятая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности  физической конституции и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков). 2

3. Соотношение социального и биологического в структуре личности лиц, совершивших преступления

Соотношение социального и биологического факторов в структуре личности лиц, совершивших преступления имеет теоретическое и практическое значение: акцент в ту или иную сторону определяет цели и методы борьбы с преступностью. Суть в том, чтобы правильно оценить как биологическое, так и социальное в причинной цепочке криминального поведения.

Сложность проблемы состоит в том, что соотношение социального и биологического в поведении человека не является постоянным и одинаковым. Оно различно в разных звеньях причинной цепочки: в начальной стадии развития человека, ведущей к акту сознательного поведения; в процессе развития конкретного организма и жизни индивидуума; в процессе общественного развития.

Первое звено причинной цепочки относится к начальной стадии развития человеческого организма и далеко от преступного поведения. С криминологической точки зрения важно установить, действуют ли на данном этапе какие – либо биологические факторы, которые в дальнейшем могут повлиять на развитие личности в криминогенном направлении.

Здесь необходимо учитывать, что биологическое развитие индивидуума является сложным взаимодействием трёх групп факторов:

1) генетических (наследственных);

2) экологических (влияние внешней среды);

3) индивидуальных.

Которые являются продуктом взаимодействия названных факторов. Современной наукой не доказано существование каких – либо прирождённых программ социально одобряемого или преступного поведения. Не установлены также наследственные признаки такого поведения. Генетика доказала, что приобретённые при жизни признаки наследовать невозможно.

Однако это не означает, что при изучении причин конкретных преступлений следует избегать всего, что относится к биологической структуре личности преступника. Нельзя отрицать, что человек не только социальное, но и биологическое существо. В его поведении, в том числе и преступном, всегда имеют место не только социальные, но и биологические элементы.

Второе звено связано с соотношением социального и биологического в процессе формирования личности. Биологический элемент в этом звене выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный значительно сильнее.

Из числа биологических качеств в процессе формирования личности существенное значение имеют пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений.

Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность не одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышения эмоциональности и неумение реально оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления.

Третье звено преступного поведения связано с зарождением преступного намерения и реализацией преступного замысла. В этом звене взаимодействуют два социальных фактора: конкретная жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления, и личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией. Это звено ближе всех других стоит к акту преступного поведения.

В поведение человека включаются воля, творчество, эмоциональная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческой реакции существенное значение имеют особенности биологии человека.

4. Классификация и типология лиц, совершивших преступления

Для того чтобы правильно решить сложные вопросы классификации и типологии преступников, что имеет большое научное и практическое значение, необходимо определить принципиальные методологические подходы к этим приемам научного познания. Прежде всего, следует отметить, что классификация и типология, при всей их схожести, не одно и то же.1

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место. Типология такой жесткой дифференциации не содержит.

Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых следует выделить две большие группы признаков: - социологических (социально-демографических) и -правовых.

К первой из них относятся: пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, место жительства.

Ко вторым - характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.

Отдельную группу составляют признаки, характеризующие состояние здоровья преступников. В этой связи могут быть выделены здоровые, а также лица, страдающие соматическими или психическими расстройствами.

Конечно, приведенный перечень признаков (критериев) классификации преступников не является исчерпывающим и может быть дополнен другими. Здесь многое зависит от того, для чего осуществляется классификация, каким конкретным целям она подчинена.

Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив. Именно в нем отражено то, ради чего совершаются деяния, в чем личностный смысл для субъекта. Основная масса мотивов как бы нейтральна; исключение составляют те, которые направлены на реализацию физиологической потребности в алкоголе или наркотиках. 1

С учетом сказанного могут быть выделены отдельные типы личности преступника, например по мотивам личного обогащения. Такой тип личности традиционно называется корыстным. Этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления (любые) по мотивам личного обогащения. Сложнее определить тип личности преступников, совершающих так называемые корыстно-насильственные преступления, например разбои и грабежи. Так, если разбой совершался с целью обогащения, то субъекта следует отнести к корыстному типу. Мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования) и хулиганства достаточно разнообразны. Лица, действия которых направляются указанными стимулами, могут быть отнесены к насильственному типу, а виновные в изнасиловании и других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений - к сексуальному.

Таким образом, среди основной массы преступников по мотивационным критериям можно выделить: 2

корыстный, престижный, насильственный и сексуальный типы. Такое выделение носит условный характер. Разумеется, могут быть выделены и другие типы. Мотив весьма важный, но не единственный признак для типологии преступников. Их типологические группы могут быть построены и по характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций. В связи с этим в криминологии выделяются группы, которым свойственны: негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию, достоинству и т.д.; корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с игнорированием права на все виды собственности. Это характерно для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества и иных корыстных преступлений; индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и предписаниям, к своим общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям; легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях.

Возможно выделение типов преступников и по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности:

Типология лиц, совершающих преступления, исходит из необходимости сведения их в однородные (однотипные) группы. Для того чтобы более глубоко изучить личность преступника и ее структуру надо познать и типичное в такой личности. 1

Типология является более глубокой характеристикой разных контингентов преступников. Она основывается на существенных признаках, причинно связанных с преступным поведением. Типология фиксирует закономерное, являющееся логическим итогом социального развития личности, личностной причиной совершенного преступления. С помощью типологии можно вскрыть природу, причины, закономерности зарождения и развития изучаемого преступного поведения, составить прогноз. Исследование лиц, совершивших насильственные преступления в семье, позволило выделить по глубине и стойкости агрессивно-насильственной направленности четыре их основных типа.

1. СЛУЧАЙНЫЙ ТИП

Лица, впервые совершившие преступление в результате случайного стечения обстоятельств и в противоречии с общей характеристикой всего предшествующего поведения.

2. СИТУАТИВНЫЙ ТИП

Преступники данного типа до преступления характеризовались положительно либо нейтрально, в целом были склонны к общепринятым правилам социального взаимодействия. Аморальные элементы сознания и поведения такой личности и ее микросреды если и имеются, то выражены незначительно. Более существенны дефекты механизма взаимодействия социальной среды и личности в сложной конфликтной ситуации, в том числе в результате неподготовленности к ней. Для них характерны неумение сдерживать себя в конфликтной ситуации, социальный инфантилизм личности, отсутствие интеллектуальных, эмоциональных и волевых ресурсов, необходимых для того, чтобы успешно справиться со сложной конфликтной ситуацией, неспособность прогнозировать отдельные последствия своих поступков и т.п.

3. НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

К данному типу относятся лица, характеризующиеся в целом отрицательно, допускавшие ранее нарушение моральных норм и совершение различных правонарушений, в том числе и в сфере семейных отношений, а также ненадлежащее исполнение требований общественно приемлемых социальных ролей, но направленность, которых на совершение насильственных посягательств против личности явно не выражена. Совершение насильственных преступлений нередко становится для них средством достижения особо значимых целей, способом завладения определенным «благом» (например, утверждение в роли главы семьи, самоутверждение, подчинение своей власти, завладение материальными средствами и т.д.). 1

Этим лицам свойственны самые полярные показатели по характеристикам, они отличаются частичной криминогенной зараженностью, в которой сочетаются черты личности преступника (безразличие к общественному мнению, безответственность, различные варианты надежды на безнаказанность, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, неумение противостоять негативному влиянию ближайшего окружения, отсутствие позитивных привычек и устойчивых стереотипов правомерного поведения и др.) и особенности личности законопослушного гражданина. Они формируются, как правило, в противоречивой микросреде, сочетающей позитивные и негативные влияния.

4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-КРИМИНОГЕННЫЙ (ЗЛОСТНЫЙ) ТИП

Преступники данного типа отличались четко и устойчиво выраженной агрессивно-насильственной направленностью, которая носила глубоко укоренившийся, доминирующий, злостный характер, в результате чего их преступные действия в значительной мере утратили ситуационный характер. Провокация со стороны потерпевшего, как правило, вообще отсутствует, либо несопоставима с тяжестью наступивших последствий. Обычно они сами создают конфликтную ситуацию, провоцируют ее, чтобы затем удовлетворять свое желание применить к потерпевшему насилие. 2 Представители данного типа совершали рассматриваемые преступления в состоянии слабо выраженного эмоционального напряжения либо в относительно нейтральном эмоциональном состоянии. Они, как правило, неоднократно судимы, в том числе к лишению свободы, за насильственные преступления (специальный рецидив). Ведущими личностными особенностями таких лиц являются крайне выраженный эгоцентризм, озлобленность, раздражительность, жестокость, цинизм, неспособность к сопереживанию, состраданию.

Заключение

Под лицом, совершившее преступление понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. В криминологии изучение личности преступника изучается по трем уровням (индивидуальный, групповой и общий). Криминологический анализ личности предполагает и максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное. Их выделение в структуре личности преступника вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений хотя бы потому, что многие психические особенности и биологически обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины. Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным делам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы. Для того чтобы правильно решить сложные вопросы классификации и типологии преступников, что имеет большое научное и практическое значение, необходимо определить принципиальные методологические подходы к этим приемам научного познания. Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место.

Список использованной литературы


1. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. С. 262. Жариков В.Ю. Криминологическое значение типологии личности / Советское государство и право. 1978. № 8


2. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., 1996.


3. Бурлаков В. Н. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел . – СПб., 1995.


4. Дубинин Н. П., Карпец И. Л., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. – 2-е изд. – М., 1989 г.


5. Игошев К. Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. – Горький, 1974.


6. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Н. Эминова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юристъ, 2002.


7. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. Ред. докт. Юрид. Наук, проф. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРФ-М), 2002 г.


8. Криминология: Учебник / Отв. Ред. В. Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 2002.


9. Криминология: Конспект лекций. – М.: ПРИОР, 2000.


10. Ратинов А.Р. Личность преступника: психологические аспекты. М., 1999 г.

Задача 1

Условие:

Десятипроцентная выборка из уголовных дел показала, что такие мотивы убийства, как месть и ревность, составили соответственно 20 и 13 %, в то время как на основе сплошного обследования (100 % дел) месть составила 18 %, а ревность 10 % по отношению к общему итогу.

Вычислите ошибку репрезентативности по каждому из показателей?

Решение:

1. Десятипроцентная выборка из уголовных дел ни как не могла показать, что такие мотивы убийства, как месть и ревность, составили соответственно 20 и 13 %.

2. На основе сплошного обследования (100 % дел), если бы десятипроцентная выборка из уголовных дел (месть и ревность, составили соответственно 20 и 13 %), то соответственно на основе сплошного обследования (100 % дел) месть не могла составить 18 %, а ревность 10 % по отношению к общему итогу.



1 Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Н. Эминова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юристъ, 2002. – С. 128 – 157.

2 Дубинин Н. П., Карпец И. Л., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. – 2-е изд. – М., 1989 г. С. 71 – 83.

1 Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., 1996 С. 127 – 131.

2 Криминология: Учебник для вузов / Под общ. Ред. докт. Юрид. Наук, проф. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРФ-М), 2002 г. – С. 326 – 362.

1 Игошев К. Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. – Горький, 1974 С. 87 – 125.

1 Дубинин Н. П., Карпец И. Л., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. – 2-е изд. – М., 1989 г. С. 71 – 83.

2 Криминология: Учебник для вузов / Под общ. Ред. докт. Юрид. Наук, проф. А. И. Долговой. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРФ-М), 2002 г. – С. 326 – 362.

1 Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. С. 262. Жариков В.Ю. Криминологическое значение типологии личности / Советское государство и право. 1978. № 8.

1 Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. М., 2000. С. 112-135.

2 Ратинов А.Р. Личность преступника: психологические аспекты. М., 1999 г. С. 73 – 75.