СОДЕРЖАНИЕ

1. Ответы на теоретические вопросы

1. Правонарушение и юридическая ответственность……………………………..3

- понятие и основные признаки правонарушения………………………………....3

- юридический состав правонарушения……………………………………………4

- виды правонарушений……………………………………………………………..5

- понятие, признаки и виды юридической ответственности……………………...6

2. Субъекты административного права. Государственная служба……………….9

3. Наследование по завещанию и по закону, время и место открытия наследства, его принятие. Раздел наследственного имущества и меры его охраны. Отказ от наследства………………………………………………………16

2. Решение задач…………………………………………………………………...23

Задача №1…………………………………………………………………………...23

Задача №2…………………………………………………………………………...25

Задача №3…………………………………………………………………………...27

Список использованной литературы…………………………………………..30

1. Правонарушение и юридическая ответственность

Понятие правонарушения

Правонарушение - это сознательный, волевой акт общественно опасного противоправного поведения.

Общественная опасность, вредность правонарушений характеризует их как отрицательные социальные явления. Отрицательной оценки заслуживает и лицо, совершившее правонарушение. 1

Всякое правонарушение - это деяние, т.е. действие или бездействие. Действие - акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т.п.). Оно может состоять в произнесении определенных слов (клевета, оскорбление, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т.п.). Бездействие признается деянием, если по служебному долгу или по ситуации нужно было что-то сделать, но сделано не было (прогул, халатность должностного лица, бесхозяйственность руководителя госпредприятия, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном состоянии без помощи и т.п.).

Признаки правонарушения

1) Правонарушение является виновным деянием. Вина - это психическое отношение лица к собственному поведению и его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц. общества и потому считается правомерным. действий и нести за них юридическую ответственность.

2) Вред - непременный признак каждого правонарушения, Характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, но правонарушение всегда имеет социальный вред. Он может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или нет, более или менее значительным, ощущаемым отдельным человеком, коллективом и обществом в целом. Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонарушения.

3) Общественная опасность правонарушений состоит в том, что они наносят вред правопорядку, общественным и личным интересам. Безвредных или безразличных для государства, общества, граждан правонарушений не существует, а следовательно не может быть иных преступлений, кроме общественно опасных. Правонарушения различны по степени вредности и степени общественной опасности.

Юридический состав правонарушения

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. 1

1. Объект правонарушения - круг общественных отношений. регулируемых и охраняемых правом, в котором произошло деяние причинившее этим отношениям вред. Любое правонарушение, даже если оно и не возымело осязательных вредных последствий, наносит вред правопорядку, причиняя урон общественному правосознанию внося беспорядок в урегулированные правом отношении. Особенно вредны правонарушения, оставшиеся безнаказанными.

2. Объективная сторона - характеристика деяния, способа его совершения (группой, систематически, повторно, с применением оружия, специальных технических средств), обстоятельств (во время эпидемии, в военное время, во время стихийных бедствий). Для ряда составов правонарушений достаточно только совершения деяния, хотя бы оно и не повлекло последствий (превышение водителем установлен ной скорости движения, нарушение правил охраны труда, пропане сенце оскорбительных слов, хранение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения и т.п.).

3. Субъект правонарушения - тот, кто совершил правонарушение, характеристика правонарушителя. При осуществлении штрафной, карательной ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания - смягчающие (несовершеннолетний, беременная женщина и др.) или отягчающие (наличие судимости или неснятого взыскания, состояние опьянения и др.).

4. Субъективная сторона - формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: «Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение».

Виды правонарушений

Виды правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам). 1

По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение, правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлениями называются общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой наказания.

За преступления применяются наказания - наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, крупные штрафы и др.). Например, убийство человека.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий. Проступки различаются по видам отношений, в которые они вносят беспорядок, и по видам взысканий, которые за них применяются. Например, не заплатил за проезд в общественном транспорте.

Понятие, признаки и виды юридической ответственности

Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера в установленном для этого процессуальном порядке.

Юридическая ответственность, являясь одной из форм социальной ответственности, в то же время по целому спектру признаков отличается от всех других видов.

Прежде всего, она всегда оценивает прошлое: это ответственность за действие (бездействие), которое уже имело место, произошло, то есть юридическая ответственность – ответственность ретроспективная. Этим юридическая ответственность отличается от организационной, политической и других видов ответственности, обращенных в будущее.

Далее, юридическая ответственность устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение. Увы, весьма часто можно встретить штампы, когда «прописывают» в законопроектах ответственность за соблюдение правовых положений: за достоверную информацию (а надо за недостоверную), за выполнение договорных обязательств (а надо за нарушение и т.п.).

О связи юридической ответственности с государством уже упоминалось. Но здесь важно подчеркнуть, что только государство устанавливает меры этой ответственности и только органы государства их осуществляют в порядке, который также устанавливается государством. И меры эти всегда имеют неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные, физические, политические и иные. Важно отметить, что эти последствия ложатся дополнительным бременем на его плечи. Если, к примеру, взявшего деньги в долг принуждают их отдать или самовольно занявшего жилую площадь выселяют, то здесь нельзя вести речь о юридической ответственности. Если же правонарушитель понесет какой-либо урон, обременение, а не только принудительно исполнит свою обязанность, которую он по каким-либо причинам добровольно не выполнял, то налицо будет юридическая ответственность. Например, правонарушитель возвращает не только похищенную вещь, но и уплачивает штраф за совершенное им мелкое хищение.

Юридическая ответственность сочетается с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя. Именно государственное осуждение помогает вызвать такие чувства, которые могут оказать существенное воспитательное воздействие на лиц, допустивших противоправное деяние. Например, помещение больного в психиатрическую больницу или таможенный досмотр лиц, пересекающих границы государств, или изъятие имущества его собственником у добросовестного приобретателя не сопровождаются осуждением, порицанием этих лиц, хотя и носят не совсем благоприятный для них характер.

Среди признаков юридической ответственности можно также выделить:

- обязательное наличие правонарушения как основание для наступления юридической ответственности;

- официальный характер государственного осуждения (порицания) поведения правонарушителя;

- причинение правонарушителю страдания: морального, физического, имущественного (материального);

-использование механизмов государственного принуждения. 1

Виды юридической ответственности:

- уголовная – применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения;

- административная ответственность – осуществляется на основании законодательства об административных правонарушениях;

Административная юридическая ответственность наступает за административный проступок – противоправное, виновное действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления.

- гражданско-правовая ответственность – наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, то есть за совершение гражданско-правового деликта.

- дисциплинарная – применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины.

Меры дисциплинарной ответственности, наступающие за нарушение организационных правили – внутреннего трудового распорядка, исполнительной дисциплины, за невыполнение служебных обязанностей, также являются весьма многогранными. Это замечание, выговор, строгий выговор и т.д.

- материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом.

Составы правонарушений и санкции за их совершение определяет законодатель. Применение санкций за правонарушения – задача правоохранительных органов. Процесс и порядок расследования дел о правонарушениях и применения за них санкций включает в себя ряд сложных проблем, существенно затрагивающих интересы личности и общества.

Юридическая ответственность проявляется в процессе осуществления государственного принуждения, но возникает только после установления факта правонарушения, особенно наличия в нем состава правонарушения. Таким образом, состав правонарушения есть фактическое основание юридической ответственности, а норма права – правовое основание, без нее юридическая ответственность не существует.

3. Субъекты административного права. Государственная служба.

Граждане. Граждане Российской Федерации (обычные, почетные, лица с двойным гражданством) обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод. В этой связи неизбежна постановка вопроса о роли исполнительной власти в обеспечении реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Прежде всего с учетом назначения исполнительной власти очевидно, что сфера государственного управления представляет собой широчайшее поле именно для реализации прав и свобод человека, закрепленных действующим законодательством. 1

Органы государственной власти (организованный коллектив образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, издающую правовые акты от своего имени, выполняющую публичные функции, образование, структура и деятельность которой регламентированы правом). Основной субъект реализации административной ветви власти. Без него невозможно практическое осуществление государственно-управленческой деятельности, возникновение административно-правовых отношений. Государственно-властные полномочия органов исполнительной власти используются ими исключительно в целях государственно-управленческой деятельности.

Государственные и негосударственные организации. В сфере государственного управления функционирует множество различных по своему назначению и административно-правовому статусу государственных и негосударственных организаций. Их правовое положение определяется действующим законодательством, а также, в определенной части, подзаконными правовыми нормами. Общее, что их объединяет, это отсутствие у них как таковых полномочий, характерных для органов исполнительной власти, т.е. полномочий юридически властного характера.

Государственная служба

Осуществляемая в соответствии с законодательством профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемую должность в государственном аппарате и реализующих принадлежащие государству обязанности и права. Прохождение государственной службы идет по нескольким стадиям, начиная с замещения государственно-служебной должности, продвижения по служебной лестнице и заканчивая прекращением государственно-служебных отношений.

Основополагающим актом является закон РФ об основах государственной службы.

Функции государственной службы:

1) реестро-учетная;

2) учетно-статистическая;

3) нормативно-экономическая;

4) организационно-структурная;

5) бюджетно-финансовая;

6) информационно-аналитическая и экспертная;

7) научно-координационная;

8) профессионально-квалификационная;

9) планово-организационная;

10) инструктивно-вспомогательная;

11) административно-рапорядительная;

12) нормативно-правовая;

13) стратегическая.

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. 1

Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, об основах государственной службы, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Государственная служба основана на принципах: 1

1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализма и компетентности государственных служащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:

- высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

- главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

- ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

- старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

- младшие государственные должности государственной службы (1-я группа). 1

Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования.

Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к:

1) уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;

2) стажу и опыту работы по специальности;

3) уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

- действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;

- государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;

- советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;

- советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;

- референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы. 1

Государственный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции. 1

Государственный служащий обязан:

1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

2) добросовестно исполнять должностные обязанности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение.

3. Наследование по завещанию и по закону, время и место открытия наследства, его принятие. Раздел наследственного имущества и меры его охраны. Отказ от наследства

Распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания через представителя не допускается. В завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина. Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства. (ст. 1118 ГК).1

Свобода завещания

Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами настоящего Кодекса о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание. Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149 ГК). Завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания.

Право завещать любое имущество

Завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем. Завещатель может распорядиться своим имуществом или какой-либо его частью, составив одно или несколько завещаний.

Завещатель может совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц (статья 1116 ГК), как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону.

Завещатель может указать в завещании другого наследника (подназначить наследника) на случай, если назначенный им в завещании наследник или наследник завещателя по закону умрет до открытия наследства, либо одновременно с завещателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо не примет наследство по другим причинам или откажется от него, либо не будет иметь право наследовать или будет отстранен от наследования как недостойный.

Имущество, завещанное двум или нескольким наследникам без указания их долей в наследстве и без указания того, какие входящие в состав наследства вещи или права кому из наследников предназначаются, считается завещанным наследникам в равных долях. Указание в завещании на части неделимой вещи (статья 133 ГК), предназначенные каждому из наследников в натуре, не влечет за собой недействительность завещания. Такая вещь считается завещанной в долях, соответствующих стоимости этих частей. Порядок пользования наследниками этой неделимой вещью устанавливается в соответствии с предназначенными им в завещании частями этой вещи. В свидетельстве о праве на наследство в отношении неделимой вещи, завещанной по частям в натуре, доли наследников и порядок пользования такой вещью при согласии наследников указываются в соответствии с настоящей статьей. В случае спора между наследниками их доли и порядок пользования неделимой вещью определяются судом.

Нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.

Наследование по закону

Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК.

Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117 ГК), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119 ГК), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146 ГК). 1

Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.

Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления. Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя).

Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления. Если нет наследников первой, второй и третьей очереди (статьи 1142-1144 ГК), право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей.

Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. Рождение самого наследодателя в это число не входит.

Призываются к наследованию:

- в качестве наследников четвертой очереди родственники третьей степени родства - прадедушки и прабабушки наследодателя;

- в качестве наследников пятой очереди родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);

- в качестве наследников шестой очереди родственники пятой степени родства - дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).

Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 ГК, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). Право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части наследственного имущества, даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю - из той части имущества, которая завещана. В обязательную долю засчитывается все, что наследник, имеющий право на такую долю, получает из наследства по какому-либо основанию, в том числе стоимость установленного в пользу такого наследника завещательного отказа. Если осуществление права на обязательную долю в наследстве повлечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, дача и тому подобное) или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и тому подобное), суд может с учетом имущественного положения наследников, имеющих право на обязательную долю, уменьшить размер обязательной доли или отказать в ее присуждении.

Принятие наследства

Для приобретения наследства наследник должен его принять. Для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. 1

При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.

Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Место открытия наследства

Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 20 ГК).

Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, неизвестно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если такое наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества - место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости (ст. 1115 ГК).

Время принятия наследства

Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 45 ГК днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день смерти, указанный в решении суда. Граждане, умершие в один и тот же день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга. При этом к наследованию призываются наследники каждого из них (ст. 1114 ГК). 1

Отказ от наследства

Наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158 ГК) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества. При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается. Наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (статья 1154 ГК), в том числе в случае, когда он уже принял наследство. Если наследник совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК), суд может по заявлению этого наследника признать его отказавшимся от наследства и по истечении установленного срока, если найдет причины пропуска срока уважительными. Отказ от наследства не может быть впоследствии изменен или взят обратно. 1 Отказ от наследства в случае, когда наследником является несовершеннолетний, недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин, допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (завещательный отказ). Завещательный отказ должен быть установлен в завещании. Содержание завещания может исчерпываться завещательным отказом. Предметом завещательного отказа может быть передача отказополучателю в собственность, во владение на ином вещном праве или в пользование вещи, входящей в состав наследства, передача отказополучателю входящего в состав наследства имущественного права, приобретение для отказополучателя и передача ему иного имущества, выполнение для него определенной работы или оказание ему определенной услуги либо осуществление в пользу отказополучателя периодических платежей и тому подобное. В частности, на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, завещатель может возложить обязанность предоставить другому лицу на период жизни этого лица или на иной срок право пользования этим помещением или его определенной частью. При последующем переходе права собственности на имущество, входившее в состав наследства, к другому лицу право пользования этим имуществом, предоставленное по завещательному отказу, сохраняет силу. К отношениям между отказополучателем (кредитором) и наследником. на которого возложен завещательный отказ (должником), применяются положения настоящего Кодекса об обязательствах, если из правил настоящего раздела и существа завещательного отказа не следует иное.

2. Решение задач

Задача №1

Условие задачи:

Гр-н Хохлов договорился с гражданином Абашевым о продаже квартиры. Хохлов передал продавцу Абашеву задаток в сумме 250 тыс. рублей. Через 10 дней Абашев сообщил Хохлову о своем отказе продать ему данную квартиру.

1. Можно ли считать, что Хохлов и Абашеев заключи между собой предварительный договор?

2. Что понимается под задатком?

3. В какой форме необходимо заключать соглашение о задатке? Каковы последствия несоблюдения требуемой законом формы соглашения о задатке?

4. Какие последствия предусмотрены законом в данной ситуации?

5. Какие способы обеспечения исполнения обязательств предусматривает ГК РФ?

Решение задачи:

1. Считать, что Хохлов и Абашеев заключи между собой предварительный договор, нельзя, т.к. на основании ст. 429 ГК по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.1 Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

2. Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (ч. 1 ст. 380 ГК).

3. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме (ч. 2 ст. ст. 380 ГК). Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (ч. 1, 2 ст. 162 ГК). 1

4. В данной ситуации законом предусмотрены следующие последствия.

В соответствии со ст. 162 ГК, а именно, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.

В данной ситуации законом предусмотрено следующее, на основании ч. 2 ст. 380 ГК соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме, соответственно, соглашение между сторонами будет признано недействительным.

5. ГК предусматривает следующие способы обеспечения исполнения обязательств, в соответствии с ч. 1 ст. 329 ГК, а именно, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Задача №2

Условие задачи:

Участник общества с ограниченной ответственностью «Формс» Кашин решил продать свою долю в уставном капитале общества. В заявлении, поданном на имя исполнительного директора, он сослался на то, что не может своим личным трудом обеспечивать коммерческую деятельность общества.

1. Дайте характеристику общества с ограниченной ответственностью как субъекту гражданского права.

2. В чем состоит отличие общества с ограниченной ответственностью от акционерного общества и общества с дополнительной ответственностью?

3. Обязаны ли участники хозяйственных обществ работать в обществе по трудовому договору?

4. Како решение примет исполнительный директор?

Составить от имени Кашина заявление о продаже своей доли в уставном капитале общества «Формс».

Решение задачи:

1. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» ст. 87 ГК. 1

2. Отличие общества с ограниченной ответственностью от акционерного общества и общества с дополнительной ответственностью состоит в том, что участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

3. Участники хозяйственных обществ не обязаны работать в обществе по трудовому договору, т.к. на основании ч. 2. ст. 67 ГК участники хозяйственного товарищества или общества обязаны: 1

- вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;

- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества.

4. Исполнительный директор должен удовлетворить заявление Кашина о продаже его доли в уставном капитале общества, т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 93 ГК участник общества с ограниченной ответственностью вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или ее часть одному или нескольким участникам данного общества.

Исполнительному директору

общества с ограниченной ответственностью

«Формс»

Иванову П.С.

Заявление

Я, Кашина В. Т., в соответствии с положениями ст. 93 ГК, продаю свою долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Формс», в размере 15 % от общего числа вкладов, в уставном капитале общества.

11.09.2004 г.

Кашин В. Т.

Задача №3

Условие задачи:

К нотариусу обратилась К., являющаяся опекуном престарелой гр-ки Н. Опека над Н. оформлена в установленном порядке. Гр-ка К. просила нотариуса удостоверить на свое имя договор купли-продажи квартиры, которая является собственность ее подопечной - престарелой гр-ки Н.

1. Как должен поступить в данной ситуации нотариус?

2. Как должен поступить нотариус, если гр-ка К. просит оформить договор купли-продажи квартиры на имя:

а) своего мужа;

б) своего сына;

в) своей родной сестры;

г) своего начальника или сослуживца по работе;

д) соседки-приятельницы;

е) иного постороннего лица?

3. Выполнить следующие задания:

а) составьте заявление гражданина об установлении над ним попечительства в форме патронажа;

б) на основании ст. 28 ГК изложите полный перечень юридических действий, которые вправе совершать малолетние граждане в возрасте от 6-ти до 14-ти лет;

в) на основании ст. 36 ГК изложите полный перечень юридических обязанностей опекуна или попечителя;

г) составьте схему «Объявление несовершеннолетнего эмансипированным».

Решение задачи:

1. Нотариус должен отказать гр-ке К. в просьбе о том, чтобы удостоверить на свое имя договор купли-продажи квартиры, которая является собственность ее подопечной - престарелой гр-ки Н., т.к. на основании ч. 2 ст. 37 ГК опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Порядок управления имуществом подопечного определяется законом.

2. Если гр-ка К. просит оформить договор купли-продажи квартиры на имя, нотариус должен ей отказать, т.к. согласно ст. 37 ГК опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

3.

а) заявление гражданина об установлении над ним попечительства в форме патронажа:

Администрации железнодорожного района

г. Новосибирска

от гражданина Сергеева И. Т.

Заявление

Я, Сергеев И. Т. по состоянию здоровья не могу самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. В связи с этим прошу установить надо мной попечительство в форме патронажа.

12.08.2004 г.

Сергеев И. Т.

б) Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

в) Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.

Овал: Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.г) Схема: «Объявление несовершеннолетнего эмансипированным».

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

3. Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации».

4. Козлов Ю. М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2001 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 2000.

5. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 2001 г.

6. Общая теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1998 г.

7. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Учебник. Часть 2 /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2001.

8. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М., 2002 г.

9. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г.


1 Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 2001 г. – С. 337-356.

1 Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М., 2002 г. – С. 398 – 415.

1 Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г. – С. 329 – 340.

1 Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г. – С. 361 – 373.

1 Козлов Ю. М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2001 г. С. 57 – 130.

1 Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации».

1 Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации».

1 Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации».

1 Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации».

1 Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации».

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).