Содержание
Введение. 3
1. Особенности организации учреждения дополнительного образования 5
1.1. Основные направления развития и модернизации образования в современных условиях. 5
1.2 Цели разработки бизнес- плана. 11
1.3 Структура бизнес-плана и этапы его разработки. 13
1.4 Особенности бизнес - планирования в сфере услуг дополнительного музыкального образования. 15
2. Бизнес- план организации частной музыкальной школы.. 17
2.1. Описание проекта (резюме) 17
2.2. Описание услуг. 19
2.3. Расчет потребностей в капитале. 21
2.4. Производственный план. 24
2.5. Финансовый план. 32
2.6. Маркетинговая стратегия. 34
Заключение. 38
Список литературы.. 40
Введение
Обеспечение стабильного функционирования и развития системы образования- необходимого условия развития общества и государства- во многих странах мира уже давно рассматривается как приоритетный вопрос государственно политики. В правовых и нормативных документах образование декларируется как важнейший фактор, определяющий престиж, будущее и даже национальную безопасность государства. В большинстве развитых стран, включая Россию, роль и место образования - одного из фундаментальных факторов стабильности и развития страны - определены в законодательных актах высшего уровня.
Однако проблемы организации целенаправленного и эффективного управления образованием до сих пор не решена полностью ни в одной стране. На разных исторических отрезках оказывались наиболее эффективными то одни, то другие методы управления. В мировые лидеры по качеству образования в разное время выходили то одни, то другие страны. Как показывают и исторический опыт, м и анализ современного состояния, в области образования не существует оптимальной системы, одинаково пригодной для всех стран: национальные и культурные особенности, традиции, структура системы образования, социально- политическая организация общества- все накладывает свой отпечаток на состояние, функционирование и направления развития системы образования.
Таким образом, вопрос об организации дополнительных школ в области образования становится весьма актуальным.
Любое предпринимательское дело в современной России невозможно осуществить без разработки широкой программы по реализации какой- либо предпринимательской деятельности. Это по существу разработка на предстоящий год планов по реализации сделок. Таким образом, планирование, направленное на реализацию предпринимательской деятельности называется бизнес- планом. Обычно предприниматель заключает в течение года или некоторого периода определенное количество сделок, поэтому бизнес - планирование в современной России носит непрерывный характер. Составление плана является фундаментом для ведения любых форм предпринимательской деятельности. Без наличия бизнес - планирования сегодня предпринимателю невозможно было бы найти кредитора, инвестора или банкира, который бы дал на определенное время кредит и денежные средства.
Бизнес- план носит название планово - организуемых мероприятий, направленных на получение предпринимательской цели и максимально возможной прибыли. Финансисты банка и прочие инвесторы, рассматривая бизнес- план предпринимателя, уделяют очень большое внимание экономическим и конечным результатам реализуемого проекта. Поэтому в резюме бизнес - плана дается экономическое обоснование достижению фирмой высоких экономических целей и результатов с наименьшими издержками, то есть достижение невысокой себестоимости продукции или услуг при максимизации чистой прибыли и наименьших финансовых и трудовых затратах.
В связи с актуальностью рассматриваемого вопроса данная тема были использована в целях исследования в данной работе.
Основной целью работы выступает разработка бизнес- плана организации частной музыкальной школы.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) изучить основные направления развития и модернизации образования в современных условиях;
2) теоретически описать цели разработки бизнес- плана организации;
3) описать структуру бизнес- лана и основные этапы его разработки;
4) описать особенности бизнес- планирования в сфере услуг дополнительного музыкального образования;
5) составить бизнес- план открытия и организации частной музыкальной школы
1. Особенности организации учреждения дополнительного образования
1.1. Основные направления развития и модернизации образования в современных условиях
В последнее десятилетие российская система образования функционировала в условиях острого дефицита финансовых средств, неполноты нормативно- правовой базы и систематического невыполнения норм законодательства в области образования.
Государственные образовательные учреждения получали из бюджетов всех уровней около четверти необходимых ресурсов, что поставило их на грань выживания, привело к существенному износу материально- технической и учебно-лабораторной базы, резкому сокращению капитальных вложений, задержкам зарплаты и стипендий. Ныне более трети зданий и сооружений системы образования требует капитального ремонта или реконструкции, строительство новых объектов практически заморожено.
Одним из основных законодательным актом, определяющим источники финансирования образовательных учреждений является закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 (в ред. от 10.01.2003 г. №11-ФЗ) [4], согласно которому финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.[4, ст. 41].
Исключение составляют малокомплектные сельские школы - норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
При реализации образовательными учреждениями образовательных программ применяются различные методики образовательного процесса и образовательных технологий, но финансирование таких образовательных учреждений не влечет за собой увеличения норматива финансирования. Данный аспект представляется наследием доперестроечных времен. Современные технологии включают в себя использование компьютерной техники, техническое оборудование кабинетов и т.п., которые требуют дополнительного сверхнормативного финансирования вследствие высокой стоимости.
Учитывая, что федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений, устанавливаемые федеральным законом, являются минимально допустимыми, образовательные учреждения, применяющие современные технологии образовательных программ вынуждены искать дополнительные источники финансирования.
Формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.
Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров его финансирования за счет бюджетных средств.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет бюджетных средств заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.
Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской.
При оказании платных образовательных услуг следует иметь ввиду, что они не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.
Согласно закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ [4] образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.
Интервью министра образования России В. Филиппова, опубликованное в учительской газете за 3 января 2002 г. №1 [8] достаточно красноречиво свидетельствует о проблеме дефицита бюджетного финансирования образовательных учреждений: «Достаточное бюджетное финансирование образования возможно либо при развитом социализме, либо при развитом капитализме. Ни то, ни другое к нам не относится, так что необходима внебюджетная поддержка образования. Если в течение ближайших десяти лет удастся выдержать 25-процентный рост расходов на образование, то к 2010 году финансирование школ достигнет лишь 75 процентов от требуемого объема, а профессионального образования - 90 процентов».
Таким образом, государство не в полной мере исполняет экономическую функцию в части финансирования образовательных учреждений, что ведет к росту платных услуг в сфере образования. Учитывая низкие доходы населения, особенно в сельской местности, не все родители могут позволить себе оплатить обучение своих детей, отвечающее современным требованиям, а это уже нарушение ст. 43 Конституции РФ, согласно которой «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» [1, с. 14].
Некоторую надежду на улучшение финансирования образовательных учреждений дает Указ Президента от 28 декабря 2001 г. №1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования» [3], согласно которому «Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случае недостаточности средств в бюджетах муниципальных образований на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования принять меры, направленные на выделение муниципальным образованиям субвенций на финансирование соответствующих образовательных учреждений, в первую очередь на выплату заработной платы учителям и иным работникам указанных учреждений».
7 июля 2003 года принят Федеральный закон №123 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений»[5], благодаря которому оплата труда учителей перестанет зависеть от муниципальных бюджетов.
Статья 1 закона гласит: «Финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников образовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов)». Субвенции, о которых говорится в законе, будут выделяться из региональных бюджетов. Возникает вполне естественный вопрос: в каком размере? Ответ можно найти там же в тексте закона: «в соответствии с утвержденными законами субъектов Российской Федерации нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов».
Подобная формулировка была бы исчерпывающей, если бы в нашем законодательстве существовали четкие определения того, что такое «государственный стандарт» и что такое «федеральный норматив». Но их на сегодняшний день нет. В этой ситуации очевидно, что нормативы будут утверждаться на уровне субъектов Федерации исходя из средних фактических расходов образовательных учреждений. Однако это не совсем то, что предписывает указанный закон. Согласно ему региональные нормативы должны быть достаточными для реализации государственного стандарта общего образования. Но сколько стоит этот стандарт, что в него входит строгого определения нет.
Таким образом, определив финансирование образовательных учреждений за счет местных бюджетов, государство заведомо на законодательном уровне установило дискриминацию в объемах финансирования бюджетных образовательных учреждений.
Перенесение центра финансовой ответственности за систему общего образования на местные бюджеты является объективным процессом. Но значительная дифференциация регионов по уровню доходов бюджетов подрывает принципы федерализма, единого образовательного пространства, общедоступности образования.
В связи с этим в сфере финансирования образования особое значение приобретает введение нормативов финансирования, которое можно рассматривать в качестве гарантии реализации права граждан на получение бесплатного общего образования, как основное условие для упорядочения межбюджетных отношений в сфере образования, а также как механизм защиты образовательного учреждения в вопросах финансирования.
Реализация модели открытого образования в общеобразовательном процессе предполагает:
- формирование инфраструктуры технических средств, постоянно доступных участникам образовательного процесса;
- подготовку и переподготовку координаторов и методистов информационных технологий всех уровней.
Реализация политики в области образовательных стандартов предполагает также разработку и введение системы государственных минимальных социальных стандартов в области общего среднего образования. Новые стандарты общего образования должны обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья учащихся.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Структурная перестройка в сфере общего среднего образования содержит в себе следующие основные компоненты:
- восстановление системы дошкольного образования;
- отработка структуры старшей ступени школы с профильным обучением для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования.
Необходимым условием реорганизации и повышения эффективности экономических отношений в сфере образования является правовое и организационно- экономическое обеспечение реального перехода общеобразовательных учреждений на финансово- хозяйственную самостоятельность: обязательное получение школами статуса юридического лица, изменение порядка выделения бюджетных средств, создание единых форм финансового учета и отчетности, подготовка и переподготовка управленческого персонала школ.
1.2 Цели разработки бизнес- плана
Любое предпринимательское дело в современной России невозможно осуществить без разработки широкой программы по реализации какой- либо предпринимательской деятельности. Это по существу разработка на предстоящий год планов по реализации сделок. Таким образом, планирование, направленное на реализацию предпринимательской деятельности называется бизнес- планом. Обычно предприниматель заключает в течение года или некоторого периода определенное количество сделок, поэтому бизнес - планирование в современной России носит непрерывный характер. Составление плана является фундаментом для ведения любых форм предпринимательской деятельности. Без наличия бизнес - планирования сегодня предпринимателю невозможно было бы найти кредитора, инвестора или банкира, который бы дал на определенное время кредит и денежные средства[3, с. 45].
Бизнес- план носит название планово - организуемых мероприятий, направленных на получение предпринимательской цели и максимально возможной прибыли. Финансисты банка и прочие инвесторы, рассматривая бизнес- план предпринимателя, уделяют очень большое внимание экономическим и конечным результатам реализуемого проекта. Поэтому в резюме бизнес - плана дается экономическое обоснование достижению фирмой высоких экономических целей и результатов с наименьшими издержками, то есть достижение невысокой себестоимости продукции или услуг при максимизации чистой прибыли и наименьших финансовых и трудовых затратах.
Поэтому предприниматель всегда стремиться сам принять не только участие в составлении бизнес - плана, но и постоянно его контролировать и корректировать по декадам, месяцам, и кварталам.
Выделяют следующие основные цели составления бизнес - плана [5,6 и др.]:
1) показав высокие экономические результаты деятельности фирмы и произведя продукцию высокого качества, необходимо завоевать авторитет сначала на внутреннем рынке, а затем на международном;
2) фирма должна стремиться использовать все современные достижения науки и техники и постоянно использовать инновации в предпринимательской деятельности;
3) фирма заключает договора с иностранными инвесторами и на совместную деятельность, при этом она получает от зарубежных фирм различную деловую информацию;
4) фирма укрепляет свою производственную, научно- техническую и коммерческую базу;
5) данная фирма должна показать другим организациям и конкурентам, что она использует в своей деятельности различные виды маркетинга;
6) в целях завоевания определенного авторитета среди общественности фирма должна проводить различные благотворительные акции, то есть помогать различным бюджетным организациям, что обязательно предусматривается в бизнес- плане.
1.3 Структура бизнес-плана и этапы его разработки
Бизнес- план начинается с раздела, где дается вполне описание производственной продукции, услуг данной ниши рынка, то есть, что будет предложено реальному покупателю. При этом указывается, какова доля данной фирмы на рынке в соответствии с разрабатываемым бизнес- планом [7, с. 167].
В бизнес - плане обязательно показывается, почему продукт этой фирмы будет конкурентоспособен по сравнению с аналогичной продукцией других фирм, то есть какими отличительными чертами обладает продукция.
В бизнес - плане рассматривается, будет ли предлагаемая продукция защищена патентами и свидетельствами и будет ли в процессе ее изготовление использовано новое оборудование.
Коммерческий банк или инвестор также должен знать используемые технологии при производстве данного продукта.
В бизнес - плане также необходимо представить расчеты по полной себестоимости продукции с расчетом всех элементов затрат по статьям.
В бизнес- плане должны содержаться полные характеристики предлагаемой продукции: производственная мощность, дизайн, товарный знак, вид упаковки, качество сервисного обслуживания.
Любой инвестор начинает читать бизнес- план с резюме или заключения. Поэтому качественно составленное резюме оказывает благоприятное воздействие на инвестора.
Бизнес- план состоит из нескольких разделов. Рассмотрим ниже каждый из них[11, с. 154].
Самый первый лист- это титульный лист, на котором указывается название организации и ее основные данные.
Далее следует введение или вводная часть. В ней излагаются описание, сущность проекта, дается полное описание производимой продукции или вида услуг, обосновывается эффективность создания данного предприятия. Кроме этого, раскрывается ожидаемый эффект.
В следующем разделе излагается сущность проекта. В нем описывается товар как таковой, его особенные отличительные свойства и какими он характеристиками обладает: наличие патента, товарного знака, лицензии и на продажу. Если же товар идет на экспорт, то чем он отличается от импортных товаров. В этом же разделе приводится схема размещения площадей фирмы, расчет потребности в квалифицированных кадрах. В заключение раздела обосновывается, почему фирма может получить прибыль и иметь экономический успех
В разделе «Производственный план» дается подробное описание всего технологического производственного процесса, приводится расчет потребности в оборудовании и различных машинах. Здесь же показывается стоимость этого оборудования, указываются поставщики данных машин, разрабатываются альтернативные пути поставки сырья, материалов для производства. Кроме этого, приводится расчет себестоимости готовой продукции, каким образом фирма может обеспечить экологическую безопасность населения[8, с. 234].
В «Организационном плане» указывается, на каких формах собственности создана данная фирма. В нем также указывается основные партнеры организации. Если фирма - акционерное общество, то обосновывается выпуск акций. В заключении приводится распределение обязанностей между членами Совета Директоров[9, с. 179].
В «Маркетинговом плане» указывается ниша на рынке, на которую ориентируется организация, обосновывается, почему товар фирмы является конкурентоспособным, описывается система управления качеством товара. Здесь же приводятся схемы, обосновывающие использование в производственном процессе различных инноваций. В маркетинговом плане дается обоснование используемым методам сбыта готовой продукции.
В разделе «Финансовые риски» перечисляются основные виды рисков, с которыми может столкнуться организация в процессе своей деятельности и приводится их оценка. Разрабатываются основные направления их уменьшения или устранения[10, с. 245].
В разделе «Финансовый план» определяется эффективность проекта, определяется расходная и доходная часть плана, а также основные экономические показатели.
1.4 Особенности бизнес - планирования в сфере услуг дополнительного музыкального образования
В каждой из отраслей народного хозяйства (строительство, промышленное производство, образование и здравоохранение) существуют свои особенности бизнес - планирования. Эти особенности связаны, прежде всего, с особенностями самой отрасли. Применительно к направлению дополнительного музыкального образования отметим несколько основных особенностей бизнес- планирования в соответствии с современным законодательством:
- при бизнес - планировании будущих поступлений и прибылей следует учесть, что занятия, которые оплачиваются клиентами) ведутся по индивидуальной и коллективной программке, каждая из которых оплачивается особенно;
- оплата услуг музыкального дополнительного образования проводится в зависимости от класса обучения музыкальным инструментом. Так класс фортепиано и струнных инструментов (скрипка и виолончель) оплачиваются по боле высоким тарифам, а класс народных и духовых инструментов оплачивается по тарифам, которые ниже;
- расчет будущих денежных поступлений от оказываемых услуг дополнительного музыкального образования при бизнес- планировании следует вести с учетом срока обучения клиентов. Так по народным и духовым инструментам срок обучения составляет 5 лет, а по классу фортепиано и струнных инструментов – 7 лет;
- при расчете затрат на оплату труда в бизнес- плане надо иметь ввиду, что оплата педагогам младших классов осуществляется по более низким тарифам и ставкам, чем и оплата труда педагогам, обучающим старшие классы;
- оплата труда педагогов при расчете затрат на оплату труда в бизнес- плане осуществляется с учетом количества часов преподавания в неделю: так для педагогов младших классов – 24 час в неделю, старших классов- 18 часов в неделю;
- при планировании фонда оплаты труда следует иметь ввиду, что необходимо выплачивать заработную плату отдельно педагогам, занимающимся групповыми занятиями (инструментальные ансамбли и оркестры). Оплата их труда ведется за счет средств, собираемых с обучающихся, отельную оплату за них не собирают.
2. Бизнес- план организации частной музыкальной школы
2.1. Описание проекта (резюме)
Информационная форма
1. Название организации: ООО «Лира»
2. Юридический адрес организации: 630068 г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого
3. Телефон: 12-15-19, 45-19-89
4. Источники финансирования проекта: собственные средства, частные финансирования
5. Краткое описание проекта: организация работы частной музыкальной школы.
Цель предлагаемого организацией бизнес- плана - обосновать организацию частной музыкальной школы в сфере услуг дополнительного музыкального образования
Задачи проекта:
1) получение выручки от реализации услуг ООО «Лира»;
2) социальные цели: повышение музыкального уровня среди детей и молодежи
3) образовательные цели: обучение детей и молодежи музыке.
Бизнес- план разрабатывается Открытым акционерным обществом ООО «Лира». ООО «Лира» было организовано 17 декабря 2003 года с целью организации частной музыкальной школы для оказания услуг дополнительного музыкального образования местным жителям. Таким образом, основной целью ООО «Лира» сегодня является получение прибыли и удовлетворение общественной потребности населения в услугах дополнительного музыкального образования.
Управленческий персонал организации весьма квалифицирован в сфере услуг дополнительного музыкального образования, что весьма положительно сказывается на хозяйственной деятельности организации.
Предлагая услуги дополнительного музыкального образования, организация гарантирует повышение культурного уровня населения, особенности среди детей и подростков, а также их подготовку к дельнейшему получению музыкального образования (например, в Новосибирской консерватории), что является большим преимуществом организации ООО «Лира».
На сегодняшний день по большинству плановых экономических показателей (рентабельность, ликвидность, платежеспособность) ООО «Лира» можно будет считать вполне процветающим и устойчивым в прогнозном финансовом плане.
Краткосрочная стратегия организации на сегодняшний день заключается в завоевании рынка услуг дополнительного музыкального образования, краткосрочная стратегия состоит в укреплении своих позиций на рынке услуг дополнительного музыкального образования.
Уже в ближайший плановый год (2005 год) организация, судя по проведенным расчетам, планирует получить существенную прибыль.
Для реализации предлагаемого проекта ООО «Лира» ориентируется, прежде всего, на свои собственные ресурсы (прибыль, оборотные средства и т. д.), а также планирует привлечение определенной доли заемных средств в банках. об источниках финансирования проекта будет рассказано ниже.
В процессе планирования руководство учло возможность возникновения ряда финансово- экономических рисков. Для их устранения в организации используется страхование части рисков.
Таким образом, судя по расчетами, финансово- экономическому обоснованию, программа строительства частной музыкальной школы ООО «Лира» предполагает успех и положительный эффект.
Наиболее значимым достижением реализации проекта станет:
1) получение прибыли для расширения сферы нашей деятельности;
2) оказание услуг дополнительного музыкального образования
2.2. Описание услуг
Услуги, оказываемые ООО «Лира» удовлетворяют основную потребность населения - потребность в повышении своего культурного и образовательного уровня. Характеристика услуг, предлагаемых организацией: обучение теоретическим и практическим основам музыкальной деятельности, обучение работе на определенных видах музыкальных инструментов. Кроме того, услуги, оказываемые ООО «Лира», отличается глубиной знания, расширение кругозора обучающихся.
В планируемом году ООО «Лира» предполагает оказывать услуги в сфере обучения детей и подростков музыкальным знаниям.
Оценка сильных и слабых сторон предлагаемых услуг ООО «Лира» представлена в таблице 1 [12].
Таблица 1
Оценка сильных и слабых сторон музыкальных услуг, оказываемых ООО «Лира»
Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон продукции |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентированы ваши услуги? |
средние слои населения |
не доступна более бедным слоям населения |
Изучены ли вами запросы ваших клиентов |
запросы обеспеченных и средних слоев изучены |
|
Какие преимущества предоставляют ваши услуги клиентам |
получение глубоких музыкальных знаний и образования |
|
Можете ли вы эффективно довести свои услуги до тех клиентов, на которых они рассчитана? |
реклама, относительно недорогая стоимость обучения |
имидж и известность конкурентов в сфере оказания данных услуг |
Могут ли оказываемые Вами успешно конкурировать с аналогичными услугами других организаций в отношении: |
глубина знаний и расширение кругозора гарантированы; доступность по стоимости тем клиентам, на которых услуги рассчитаны; представление рассрочек в оплате |
|
На какой стадии жизненного цикла находится внедрение ваших услуг на рынок? |
|
начальная стадия |
Есть ли у вас идеи относительно новых видов услуг в данной сфере? |
|
нет, пока только расширение |
Проводите ли вы регулярно модификацию ваших услуг в соответствии с запросами клиентов? |
индивидуальное образование для желающих |
|
Проводите ли вы политику создания новых услуг? |
|
нет |
Возможно ли копирование ваших услуг? |
|
да , вполне |
Имеют ли ваши услуги адекватную защиту маркой, патентами? |
лицензия на преподавание и получение музыкального образования |
|
Отслеживаете ли вы жалобы клиентов? |
|
нет |
2.3. Расчет потребностей в капитале
Для организации частной музыкальной школы изначально необходимо произвести расчет потребностей в капитале. Список необходимого оборудования и инструментов приведен в таблице 2
Таблица 2
Список музыкальных инструментов и оборудования
Оборудование |
Количество |
Цена за единицу, руб. |
Сумма, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рояль |
1 |
100 000 |
100 000 |
Фортепиано |
5 |
10 000 |
50 000 |
Баян концертный «Ясная поляна» |
1 |
30 000 |
30 000 |
Баян «Рубин» |
3 |
10 000 |
30 000 |
Аккордеон «Вельтмайстер» |
1 |
30 000 |
30 000 |
Аккордеон «Этюд» |
4 |
6 000 |
24 000 |
Аккордеон |
2 |
10 000 |
20 000 |
Скрипка |
2 |
5 000 |
10 000 |
Гитара концертная |
1 |
12 000 |
12 000 |
Гитара |
2 |
2 500 |
5 000 |
ИТОГО |
|
|
311 000 |
Стол компьютерный |
1 |
5 500 |
5 500 |
Стол |
1 |
3 000 |
3 000 |
Стол |
6 |
2 000 |
12 000 |
Кресло офисное |
3 |
1 500 |
4 500 |
Стулья |
60 |
500 |
30 000 |
Столик журнальный |
2 |
1 000 |
2 000 |
Кресло |
2 |
2 500 |
5 000 |
Кресло для зала (секция по 4 шт.) |
20 |
4 000 |
80 000 |
Доска школьная |
1 |
2 000 |
2 000 |
Стол ученический |
6 |
840 |
5 040 |
Шкаф |
6 |
4 000 |
24 000 |
Офисная мебель |
1 |
10 000 |
10 000 |
Вешалка |
1 |
4 000 |
4 000 |
Прочие расходы (гардины, ковровые покрытия, и др.) |
|
|
100 000 |
Компьютер (в полной комплектации) |
1 |
30 000 |
30 000 |
Оргтехника |
1 |
9 000 |
9 000 |
ИТОГО |
|
|
326 040 |
ВСЕГО |
|
|
637 040 |
Список материалов для текущего ремонта представлен в таблице 3.
Таблица 3
Список материалов для ремонта
Материалы |
Количество, единиц |
Цена за единицу. Руб. |
Сумма, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обои ( рулон) |
18 |
95 |
1710 |
Обои |
36 |
45 |
1620 |
Обои |
15 |
150 |
2250 |
Краска белая ( 3 кг) |
10 |
350 |
3500 |
Краска серая ( 3 кг) |
3 |
350 |
1050 |
Краска половая ( 3 кг) |
5 |
350 |
1750 |
Каска белая водоэмульсионная (5 кг) |
10 |
100 |
1000 |
Клей обойный |
20 |
50 |
1000 |
Шпатлевка (2 кг) |
5 |
50 |
250 |
Затраты на ремонтные работы |
|
|
100000 |
ИТОГО |
|
|
114130 |
ИТОГОВАЯ стоимость потребности в капитале равна 751 170 руб.
2.4. Производственный план
В производственном плане проводим расчет годовых затрат.
В школе планируется открыть 3 отделения:
1) Инструментальное отделение:
- класс фортепиано – 40 человек учащихся
- класс скрипки- 15 человек
2) Народное отделение:
- класс баяна- 15 человек;
- класс аккордеона- 15 человек;
- класс гитары- 20 человек.
3) Хоровое отделение- 25 человек.
ИТОГО общая численность учащихся – 130 человек.
Примерные ученые планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских музыкальных школ представлены в таблицах ниже.
Таблица 4
Инструментальное отделение ( 7 лет обучения)
№ п/п |
Наименование предмета |
Количество учебных часов в неделю |
Экзамены (класс) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Музыкальный инструмент |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
Сольфеджио |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
- |
- |
4 |
3 |
Практикум по сольфеджио |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
6 |
4 |
Музицирование |
- |
- |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
- |
5 |
Аккомпанемент |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
6 |
6 |
Слушание музыки |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
Музыкальная литература |
- |
- |
- |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
8 |
Коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль) |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
|
9 |
Предмет по выбору |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
ВСЕГО |
5,5 |
6,5 |
7 |
7,5 |
9,5 |
8,5 |
8,5 |
|
Примечание:
1. Младшими классами следует считать 1, 2, 3 и 4 класс.
2. Количественный состав групп по сольфеджио, слушанию музыки, муз литературы, практикум по сольфеджио в среднем 10 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам от 5 человек. Количественный состав групп по хору в среднем 12 человек. по оркестру – 6человек, по другим формам коллективного музицирования- от 2 человек.
3. Помимо преподавательских часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:
– преподавательские часы для проведения сводных занятий оркестра, хоров ( по 2 часа в месяц);
- концертмейстерские часы:
а) для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным паном и для сводных репетиций с оркестром, хорами ( по 2 часа в месяц);
б) для проведения занятий по другим формам коллективного музицирования ( кроме оркестра из расчета 100 % времени, отведенного на каждый конкретный коллектив;
в) для проведения занятий по музыкальному инструменту ( кроме фортепиано, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 час в неделю на каждого ученика;
г) для проведения занятий по предметам по выбору (ритмике, сольному пению, вокальному ансамблю) 100 % времени, отведенного на данный предмет.
Таблица 5
Народное отделение
( 5 лет обучения)
№ п/п |
Наименование предмета |
Количество учебных часов в неделю |
Экзамены |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Музыкальный инструмент |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
5 |
|
2 |
Сольфеджио |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
5 |
|
3 |
Музицирование |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
|
|
4 |
Аккомпанемент |
- |
- |
- |
0,5 |
0,5 |
|
|
5 |
Слушание музыки |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
|
6 |
Музыкальная литература |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
7 |
Коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
8 |
Предмет по выбору |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО |
|
7 |
7 |
7 |
9 |
9 |
|
|
Таблица 6
Хоровое отделение
( 7 лет обучения)
№ п/п |
Наименование предмета |
Количество учебных часов в неделю |
Экзамены |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
1 |
Хор |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
4 |
4 |
|
2 |
Сольфеджио |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2 |
2 |
4,6 |
3 |
Музицирование |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,,5 |
- |
- |
|
4 |
Слушание музыки |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
5 |
Музыкальная литература |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
|
6 |
Музыкальные инструменты |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
7 |
Основы хорового дирижирования |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
8 |
Предмет по выбору |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
10,5 |
11,5 |
|
На сновании вышеуказанных учебных планов составляется тарификация преподавателей. На одну ставку положено набрать 18 старших часов или 24 младших.
Так как школа только начинает работу, то предполагаемый контингент учащихся – младшие классы.
Таблица 7
Тарификационная ведомость
Должность |
Разряд |
Оклад |
Количество часов в неделю |
Зарплата в месяц |
25 % Р/ К |
ВСЕГО |
|
Младшие |
Старшие |
||||||
Преподаватель фортепиано |
12 |
1740 |
40 |
- |
2900 |
725 |
3625 |
Преподаватель фортепиано |
12 |
1740 |
40 |
- |
2900 |
725 |
3625 |
Преподаватель скрипки |
13 |
1880 |
20 |
- |
1566-67 |
391-67 |
1958-34 |
Преподаватель теоретических дисциплин |
12 |
1740 |
24 |
- |
1740 |
435 |
2175 |
Преподаватель аккордеона |
12 |
1740 |
30 |
- |
2175 |
543-75 |
2718-75 |
Преподаватель баяна |
12 |
1740 |
30 |
- |
2175 |
543-75 |
2718-75 |
Преподаватель гитары |
12 |
1740 |
30 |
- |
2175 |
543-75 |
2718-75 |
Преподаватель хора |
12 |
1740 |
32,5 |
- |
2356-25 |
589-06 |
2945-31 |
Концертмейстер |
12 |
1740 |
32,5 |
- |
2283-75 |
570-94 |
2854-69 |
|
|
|
|
|
|
|
25339-59 |
|
|
|
|
|
|
* |
12 мес |
ФОТ |
|
|
|
|
|
|
304075-08 |
Таблица 8
Штатное расписание
№ п/п |
Должность |
Разряд |
Количество единиц |
Оклад |
Доплата |
25 % Р/ К |
ВСЕГО |
1 |
Директор |
15 |
1 |
1630 |
- |
407-50 |
2037-50 |
2 |
Завуч |
14 |
1 |
1510 |
- |
377-50 |
1887-50 |
3 |
Главный бухгалтер |
13 |
1 |
1405 |
- |
351-25 |
1756-25 |
4 |
Делопроизводитель |
3 |
0,5 |
244-50 |
- |
69-38 |
346-88 |
5 |
Кассир |
4 |
1 |
610 |
- |
152-50 |
762-50 |
6 |
Электрик |
6 |
0,5 |
375 |
- |
93-75 |
468-75 |
7 |
Слесарь- сантехник |
4 |
0,5 |
305 |
- |
76-25 |
381-25 |
8 |
Мастер по насройке музыкальных инструментов |
6 |
0,5 |
375 |
- |
93-75 |
468-75 |
9 |
Гардеробщик |
1 |
1 |
450 |
- |
112-50 |
562-50 |
10 |
Рабочий по обслуживанию здания |
2 |
1 |
500 |
60 |
140 |
700 |
11 |
Сторож |
1 |
2 |
900 |
315 |
303-75 |
1518-75 |
12 |
Дворник |
1 |
1 |
450 |
- |
112-50 |
562-50 |
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
11452-88 |
|
|
|
|
|
|
* |
12 мес |
|
ФОТ |
|
|
|
|
|
137434-56 |
ИТОГО фонд оплаты труда составит 441510 руб.
Начисления на зарплату составляют:
441510*35,8/100 = 158061 ( руб.)
Таблица 9
Амортизация оборудования ( за год)
Оборудование |
Количество |
Общая стоимость, руб. |
Срок службы |
Амортизация, руб. |
Рояль |
1 |
100 000 |
10 |
10 000 |
Фортепиано |
5 |
50 000 |
10 |
8 000 |
Баян концертный «Ясная поляна» |
1 |
30 000 |
10 |
3 000 |
Баян «Рубин» |
3 |
30 000 |
10 |
1 000 |
Аккордеон «Вельтмайстер» |
1 |
30 000 |
10 |
3 000 |
Аккордеон «Этюд» |
4 |
24 000 |
10 |
2400 |
Аккордеон |
2 |
20 000 |
10 |
2000 |
Скрипка |
2 |
10 000 |
10 |
1000 |
Гитара концертная |
1 |
12 000 |
10 |
1200 |
Гитара |
2 |
5 000 |
10 |
500 |
Стол компьютерный |
1 |
5 500 |
10 |
550 |
Стол |
1 |
3 000 |
10 |
300 |
Стол |
6 |
12 000 |
10 |
1200 |
Кресло офисное |
3 |
4 500 |
10 |
450 |
Стулья |
60 |
30 000 |
10 |
3000 |
Столик журнальный |
2 |
2 000 |
10 |
500 |
Кресло |
2 |
5 000 |
10 |
500 |
Кресло для зала (секция по 4 шт.) |
20 |
80 000 |
10 |
8000 |
Доска школьная |
1 |
2 000 |
10 |
120 |
Стол ученический |
6 |
5 040 |
10 |
350 |
Шкаф |
6 |
24 000 |
10 |
2400 |
Офисная мебель |
1 |
10 000 |
10 |
1000 |
Вешалка |
1 |
4 000 |
10 |
400 |
Компьютер (в полной комплектации) |
1 |
30 000 |
10 |
3000 |
Оргтехника |
1 |
9 000 |
10 |
900 |
ВСЕГО |
|
637 040 |
|
54770 |
Арендная плата составляет в месяц- 2000 рублей
Арендная плата в год – 24 000 руб.
Затраты на коммунальные платежи представлены в таблице 9.
Таблица 10
Затраты на коммунальные платежи
Коммунальные услуги |
Сума в месяц, руб. |
Сумма в год, руб. |
Холодная вода |
200 |
2400 |
Электроэнергия |
1000 |
12000 |
Теполоэнергия |
2500 |
30000 |
Канализация |
200 |
2400 |
ИТОГО |
|
46800 |
Накладные расходы ( транспорт, канцелярские товары, материалы и другие) составляют 20 % от ФОТ – 88302 руб.
Таблица 11
Смета затрат на 2005 год
№ п/п |
Статьи расходов |
Сумма, руб. |
1 |
Фонд оплаты труда |
441510 |
2 |
Начисления на зарплату |
158061 |
3 |
Амортизация |
48950 |
4 |
Арендная плата |
24000 |
5 |
Коммунальные платежи |
46800 |
6 |
Накладные расходы |
88302 |
7 |
Расходы на рекламу |
10000 |
|
ИТОГО |
817623 |
2.5. Финансовый план
Таблица 12
Прогноз выручки от реализации услуг на 2005 год
Наименование |
Количество учеников |
Оплата в месяц, руб. |
Всего в год, руб. |
Класс фортепиано ( оплата 1 ученика) |
40 |
750 |
6750 |
Выручка |
|
30000 |
270000 |
Класс скрипки (оплат 1 ученика) |
15 |
750 |
6750 |
Выручка |
|
11250 |
101250 |
Класс баяна (оплата 1 ученика) |
15 |
720 |
6480 |
Выручка |
|
10800 |
97200 |
Класс аккордеона ( оплата 1 ученика) |
15 |
720 |
6480 |
Выручка |
|
1080 |
97200 |
Класс гитары (оплата 1 ученика ) |
20 |
750 |
6750 |
Выручка |
|
15000 |
135000 |
Класс хора (оплата 1 ученика) |
25 |
720 |
6480 |
Выручка |
|
18000 |
16200 |
ИТОГО |
|
|
86250 |
Таблица 13
План доходов и расходов на 2005 год
№ п/п |
Показатели |
Сумма, руб. |
1 |
Выручка |
862650 |
2 |
Годовые затраты |
817623 |
3 |
Валовая прибыль |
45027 |
4 |
Налог на прибыль (24 %) |
10806 |
5 |
Чистая прибыль |
34221 |
Рентабельность услуг определяется следующим образом:
Рентабельность услуг = валовая прибыль*100 %/ выручка = 5,2 (%)
Срок окупаемости проекта рассчитывается следующим образом:
Срок окупаемости = Стоимость проекта/ Чистая прибыль = 751170/34221 = 22 (г)
2.6. Маркетинговая стратегия
В 2005 году ООО «Лира» предполагает оказывать услуги по дополнительному музыкальному образованию по установленной стоимости.
В таблице 14 представлен план разработки маркетинговой стратегии организации на 2005 год[12].
Таблица 14
Определение маркетинговой стратегии ценовой политики ООО «Лира» на услуги по дополнительному музыкальному образованию
Постановка вопроса при исследовании ценовой политики |
Характеристика текущего состояния дел |
Прогноз положения дел |
1. Насколько стоимость услуг отражают издержки организации, конкурентоспособность услуг, спрос на них? |
установленная стоимость позволяет покрывать издержки и получать прибыль |
установленная стоимость позволяет покрывать издержки и получать прибыль |
2. Какова вероятная реакция клиентов на возможное повышение стоимости услуг? |
спрос падает не существенно |
спрос упадет не существенно |
3. Как оценивают клиенты стоимость услуг организации? |
цены вполне доступны |
цены доступны даже средним слоям населения |
4. Как относятся клиенты к установленной стоимости на услуги? |
положительно |
положительно |
5. Используется ли организацией политика стимулирования цен? |
нет |
предполагается использование |
6. Как действует организация, когда конкуренты изменяют свои цены? |
несущественно изменяет в соответствии с общими тенденциями на рынке |
изменяет в соответствии с общими тенденциями на рынке |
7. Известны ли стоимость услуг организации потенциальным клиентам? |
да |
да |
Анализ системы формирования спроса и методов стимулирования реализации услуг в маркетинговой стратегии, а также рекламной деятельности в организации представлен в таблице 15.
Таблица 15
Анализ системы формирования спроса и стимулирования реализации услуг в маркетинговой стратегии в ООО «Лира»
Постановка вопроса |
Характеристика и оценка состояния дел и действия по улучшению |
1. Есть ли программа службы формирования спроса и стимулирования реализации услуг? |
разрабатывается план стимулирования реализации услуг |
2. Каковы результаты ее реализации? |
план помогает стимулировать реализацию услуг |
3. Какие приемы этой программы используются? |
размещение рекламы, печатные средства, деловые встречи, радиореклама, наружная реклама |
4. Какова эффективность каждого приема? |
наиболее эффективна наружная реклама, печатная реклама и радиореклама |
5. Используете ли вы рассрочку и другие виды кредита для оплаты услуг? |
в 2005 году предполагается использовать рассрочку |
6. Известны ли клиентам условия рассрочки? |
сведения об условиях рассрочки подробно объясняются клиентам |
7. Какие каналы распространения информации программы вы используете? |
телевидение, газеты |
8. Какие из перечисленных каналов наиболее эффективны? |
наиболее эффективно телевидение |
10. Соответствует ли торговая сеть по реализации услуг поставленным целям организации? |
Бесспорно |
11. Специализируется ли персонал на рынке услуг музыкального образования? |
весь персонал - специалисты в области музыкального образования |
12. Как определяются предполагаемые объемы реализации услуг? |
исходя из прогнозной стоимости услуг предполагаемой реализации |
13. Какие цели поставлены перед рекламой? |
создание имиджа организации и стимулирование реализации услуг |
14. Сколько выделено на нее средств? |
в 2005 году выделена плановая сумма 10934 рублей. |
15. Как оценивают покупатели качество вашей рекламы? |
Положительно |
16. Какими критериям вы пользуетесь при выборе каналов распределения рекламы? |
максимум отдачи при минимуме затрат |
17. Прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем реализации услуг? |
Да |
18. Имеется ли у вашей рекламы фирменный стиль? |
Да |
Коэффициент эластичности на оказываемые услуги по прогнозу определяем по формуле (1)[16, с. 189]:
, (1)
где Q1, Q2 – выручка от реализации услуг организации и основного конкурента, тыс. руб.
Р1, Р2 – средняя стоимость услуги у организации и основного конкурента, тыс. руб.
Кэ = 1,67
Основной вид применяемой рекламы в ООО «Лира»- пресса (8 %), печатная реклама (10 %), наружная реклама (58 %), радиореклама (24 %)
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы была достигнута ее основная цель, поставленная во введении. а именно в теоретической части были рассмотрены основы бизнес - планирования, по практической части – был разработан проект организации частной музыкальной школы. Как показывают основные расчеты по проекту, уже в первом году организация будет иметь определенные прибыли и даже рентабельность.
В заключение сделаем несколько основных выводов по работе.
Бизнес- план представляет собой документ, содержащий сведения о новаторской идее организации и предпринимателя с экономическим обоснованием внедряемых мероприятий.
Основными разделами бизнес- плана выступает: резюме или описание проекта, описание товары или услуги, планирован е производства и календарный график, расчет бюджета проекта, определение источников финансирования проекта и маркетинговая стратегия организации, финансовый план. По усмотрению разработчика бизнес- плана в его могут быть включены прочие дополнительные разделы.
В рамках данной курсовой работы был разработан проект организации частной музыкальной школы. Суть проекта заключалась в организации частной музыкальной школы с целью последующего оказания услуг по дополнительному музыкальному образованию среди детей и подростков.
В ходе выполнения курсовой работы была описана сама организация. Далее обоснован выбор именно этого инвестиционного проекта в связи с актуальности темы повышения культурного музыкального образовательного уровня населения. Были подробно рассмотрены предоставляемые услуги и проведена оценка сильных и слабых сторон оказываемых услуг. Особое внимание было заострено на инвестиционных источниках бюджета проекта: собственных, которые предоставляют средства для реализации проекта.
В ходе анализа были разработаны основные мероприятия и методы реализации проекта, разработан бюджет проекта, то есть общая сума необходимая для его реализации. В процессе разработки бюджета проекта была определена потребность в капитале, а также потребность в оборотных средствах и персонале. Финансовый план - немаловажная часть проекта, показывающая, что организация от внедрения оказываемых услуг получит прибыль.
В работе была проведена оценка возможных рисков, которая показала, что вероятность возникновения неудачного исхода проекта равна 10 %.
Таким образом, предлагаемый проект для организации частной музыкальной школы вполне эффективен и требует внедрения.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Сибирское Университетское издательство. – Новосибирск. – 2003.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (с изм. и доп.).
3. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. №1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования».
4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №32-66-1 (в ред. от 10.01.2003 г. №11-ФЗ).
5. Федеральный закон №123 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 г. N 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы№
7. Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 127н.
8. Барановский Н.И., Благодер Г.П. Планирование деятельности малых строительных организаций// Экономика строительства . - 2003.- № 12.- С.26-37Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра-М, 1999 . – 456 с.
9. Деловое планирование: Учеб. пособ/ Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997 . – 478 с
10. Жуков Л.М. Проблемы финансирования инвестиций в России // Экономика строительства . - 2003.- № 1.- С. 21-37
11. Любанова Т. П. и др. Бизнес- план: Опыт, проблемы: Учеб. пособ. – М.: ПРИОР, 1998 . – 789 с.
12. Маркова В.Д., Кравченко Н. А. Бизнес- планирование: Практическое пособие. – Новосибирск: ЭКОР, 1994. – 145 с.
13. Молотков Ю. И. Менеджмент: Учебно- методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 219 с.
14. Организация управления деятельностью строительных организаций в условиях рынка : Методические указания. - Новосибирск:НГАСУ.-51с.
15. Пелих А.С. Бизнес- план или «Как организовать собственный бизнес». Анализ. Методика. Практикум. – М.: Экономика, 1996. – 256 с.
16. Поршнева А.Г. и др. Управление организацией: Учеб. – М.: Инфра- М, 2000. – 678 с.
17. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: Экономикорма, 1997. – 52 с.
18. Савельева М.Ю. Экономика организаций (предприятий): Учебно- методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭ иУ, 2003 . – 200с
19. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособ. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.
20. Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.428
21. Справочное пособие директору производственно объединения (предприятия) В 2 томах/ Под ред. Е.А. Егиазаряна. – М.: Экономика, 1997
22. Шамузафаров А.М. Доклад на расширенном заседании комиссии Госстроя// Промышленное и гражданское строительство. - 2003.- № 2.- С. 3-8.
23. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи. выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособ./ Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2001 .- 656 с.: ил.