Содержание


Введение. 3

1.  Пенсионный фонд Российской Федерации. 5

2. Фонд социального страхования РФ.. 6

3. Фонд обязательного медицинского страхования. 7

4. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 8

5. Государственный фонд занятости населения РФ.. 9

6. Другие внебюджетные фонды.. 11

Заключение. 15

Список литературы.. 17


Введение

 

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использова­ния финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансиро­вания некоторых общественных потребностей и комплексно расходуе­мых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. В нашей стране к таковым относятся: Фонд государственного социального страхования, Пенсион­ный фонд, Государственный фонд занятости населения.

Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

ü влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирова­ния, кредитования отечественных предприятий;

ü обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет спе­циально определенных источников и штрафов за загрязнение окружаю­щей среды;

ü оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

ü предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республикан­ских и местных.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фон­ды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; и во-вторых, доходы от инвестиций явля­ются дополнительными источниками финансирования затрат соответ­ствующего фонда.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение видов внебюджетных фондов.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1.     рассмотрение особенностей Пенсионного фонда;

2.     рассмотрение особенностей Фонда социального страхования;

3.     рассмотрение особенностей Фонда обязательного медицинского страхования;

4.     рассмотрение особенностей Фонда обязательного медицинского страхования;

5.     рассмотрение особенностей федерального и территориального фонда обязательного медицинского страхования;

6.     рассмотрение особенностей Государственного фонда занятости населения РФ и других фондов.





1.  Пенсионный фонд Российской Федерации

 

Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом рас­ходующий эти средства на выплату пенсий гражданам[1].

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован Постановле­нием Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года.

ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсион­ного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кре­дитным учреждением.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответ­ственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определен­ный прожиточный уровень в будущем.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

ü целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирова­ние расходов в соответствии с назначением ПФР;

ü организация работы по взысканию с работодателей и граждан, винов­ных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

ü капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

ü контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и ра­циональным расходованием его средств;

ü межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных дого­воров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

В качестве системы управления финансами пенсионного обеспечения Пенсионный фонд осуществляет некоторые функции:

ü участвует в определении размера взносов на государственное страхова­ние, обосновании их дифференциации по предприятиям и организаци­ям в зависимости от условий труда;

ü обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением стра­ховых взносов и правильным расходованием средств;

ü участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсион­ного обеспечения и разработке социальных программ;

ü осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.


 2. Фонд социального страхования РФ

 

Фонд государственного социального страхования (ФСС) — централизо­ванный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховым методом с обязательным участием средств пред­приятий и организаций разных форм собственности и лиц, занимаю­щихся предпринимательской деятельностью.

ФСС создан в целях обеспечения государственными гарантиями в сис­теме социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования (Ука­зом Президента Российской Федерации от 26 июля 1992 года № 722) и является самостоятельным государственным финансово-кредитным уч­реждением.

Основные задачи фонда[2]:

ü обеспечение гарантированными государством пособиями;

ü участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

ü подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

ü страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйству­ющих субъектов независимо от форм собственности;

ü доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;

ü добровольных взносов граждан и юридических лиц;

ü ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, свя­занных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.


3. Фонд обязательного медицинского страхования


Фонд медицинского страхования создан в соответствии с Законом Рос­сийской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности го­сударственной системы обязательного медицинского обслуживания.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государствен­ного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ рав­ные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования[3].

Для реализации политики в области медицинского страхования созда­ются Федеральный и территориальные фонды медицинского страхова­ния как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреж­дения.


4. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования


Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для[4]:

ü выравнивания условий деятельности территориальных фондов обяза­тельного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

ü финансирования целевых программ в рамках обязательного медицин­ского страхования;

ü осуществления контроля за рациональным использованием финансо­вых средств обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

ü части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обяза­тельное медицинское страхование в размерах, установленных федераль­ным законом;

ü взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

ü ассигнований из федерального бюджета на выполнение республикан­ских программ обязательного медицинского страхования;

ü добровольных взносов юридических и физических лиц;

ü доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;

ü нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

Территориальные фонды медицинского страхования, создаваемые пред­ставительной властью субъектов федерации, осуществляют:

ü финансирование обязательного медицинского страхования, проводи­мого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответ­ствующие лицензии и заключившими договоры обязательного меди­цинского страхования по дифференцированным по душевым нормати­вам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

ü финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязатель­ного медицинского страхования;

ü выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

ü предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

ü накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости систе­мы обязательного медицинского страхования;

ü контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.


5. Государственный фонд занятости населения РФ


Государственный фонд занятости (ГФЗ) образован в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР" от 19 апреля 1991 года для финансирования мероприятий, связанных с реализаци­ей государственной политики занятости населения. ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части фонда занятости, фондов за­нятости, формируемых в республиках РФ, автономной области, авто­номных округах, краях, областях, городах и районах.

Средства ГФЗ направляются на:

ü активное проведение программ политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохране­ние рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в дру­гие места;

ü программы материальной поддержки безработных (пособия, матери­альная помощь, досрочная пенсия);

ü информационную поддержку программ занятости;

ü страховой резерв;

ü содержание служащих фонда.

Основные направления расходования Государственного фонда занятос­ти населения определяются в соответствии с задачами программ занятости, которые охватывают также и вопросы трудоустройства молодежи, женщин, инвалидов.

Средства фонда в настоящее время могут использоваться на цели:

ü трудоустройство граждан, не имеющих работу;

ü профориентацию;

ü профессиональное обучение;

ü общественные работы;

ü временные пособия по безработице, стипендии обучающимся и др.

Эффективность решения задач, стоящих перед фондом занятости, во многом зависит от выработки и соблюдения принципов использования его средств.

Важнейшим принципом выплаты пособия по безработице является "заработанность" права на него. То есть человек должен иметь трудовой стаж. Размер пособия не должен зависеть от количества лет, в течение которых человек трудился. На размер пособия влияет уровень заработ­ной платы гражданина на последнем месте работы. Обычно в развитых странах уровень пособия составляет 50—60% заработной платы, а в Швеции - 80%.

Важным принципом предоставления пособия по безработице являет­ся ограничение длительности его получения в период пребывания человека в статусе безработного. Пособие устанавливается на определенный срок. При этом чем дольше человек является безработным, тем сильнее уменьшается размер пособия, а при достижении соответствующего предела - полностью прекращается.

 

6. Другие внебюджетные фонды


В Российской Федерации в настоящее время функционируют различ­ные внебюджетные фонды социального и экономического назначения. К наиболее важным из них относятся: фонды здравоохранения, дорож­ные фонды, региональные фонды развития.

 

Фонды здравоохранения как разновидность внебюджетных фондов соци­ального назначения создаются в России в соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР", вступившем в дей­ствие с 1 января 1993 года.

Средства фонда здравоохранения предназначены для[5]:

ü финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством России и другими органами государственного управления;

ü обеспечения профессиональной подготовки кадров;

ü финансирования научных исследований;

ü развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

ü субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания усло­вий оказания медицинской помощи населению по обязательному ме­дицинскому страхованию;

ü оплаты дорогостоящих видов медицинской помощи;

ü финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

ü оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здо­ровья населения.

Фонды здравоохранения формируются в страховых медицинских орга­низациях за счет средств, получаемых от страховых взносов.

 

Дорожные фонды создаются в качестве целевых во многих государствах. На территории России они образованы с 1 января 1992 года в соответ­ствии с Законом РФ "О дорожных фондах в РСФСР". Их средства фор­мируются главным образом за счет специальных налогов и сборов со­гласно указанному Закону.

К ним относятся федеральный и территориальный налоги на реализа­цию горюче-смазочных материалов, уплачиваемые предприятиями всех форм собственности и гражданами, реализующими указанные матери­алы. Налоги устанавливаются в процентах от сумм реализации горюче-смазочных материалов. Взимается также налог с владельцев автотранс­порта по определенным тарифам, рассчитанным на рабочий объем дви­гателя транспортного средства[6].

Основными направлениями использования средств, поступающих в дорожные фонды, являются ремонт и реконструкция автомобильных дорог, а также строительство новых автострад и дорог местного значе­ния, других объектов дорожной инфраструктуры.


Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР созданы в соответствии с Указом Президента Россий­ской Федерации "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации" от 27 апреля 1992 года № 1426. Вне­бюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством науки и технической политики РФ.

Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных доброволь­ных отчислений предприятий и организаций независимо от форм соб­ственности в размере определенного процента от себестоимости реализуе­мой продукции (работ, услуг), а суммы отчисляемых средств включаются предприятиями и организациями в себестоимость продукции.


Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сы­рьевой базы Российской Федерации действует в соответствии с положением о фонде, утвержденным Постановлением Верховного Совета Рос­сийской Федерации от 25 апреля 1993 года № 4546-1. Средства фонда формируются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности.

Сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы оп­ределяется плательщиком самостоятельно, исходя из облагаемого обо­рота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых, и предусмотренных ставок.


Фонд инвестирования жилищного строительства. Согласно Указу Прези­дента Российской Федерации "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства" от 24 декабря 1993 года формируются внебюджетные фонды развития жилищной сферы.

Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются:

ü создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы;

ü эффективное использование средств на формирование рынка жилья;

ü содействие развитию производственной базы домостроения.

Средства фондов формируются за счет:

ü добровольных взносов юридических лиц и граждан;

ü целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления; дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда;

ü платы за инжиниринговые, информационные услуги, оказываемые служ­бой фонда.

Из фондов финансируются строительство жилья и объектов социаль­ной инфраструктуры, строительство и ремонт объектов ЖКХ, соци­альная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строи­тельства и содержания жилья.



Заключение


Таким образом, в ходе работы по видам внебюджетных фондов были рассмотрены следующие вопросы:

1.     рассмотрены особенности Пенсионного фонда;

2.     рассмотрены особенности Фонда социального страхования;

3.     рассмотрены особенности Фонда обязательного медицинского страхования;

4.     рассмотрены особенности Фонда обязательного медицинского страхования;

5.     рассмотрены особенности федерального и территориального фонда обязательного медицинского страхования;

6.     рассмотрены особенности Государственного фонда занятости населения РФ и других фондов.

По первому вопросу следует отметить, что Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом рас­ходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.

По второму вопросу можно сказать, что Фонд государственного социального страхования (ФСС) — централизо­ванный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

По третьему вопросу можно отметить, что Фонд медицинского страхования предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности го­сударственной системы обязательного медицинского обслуживания.

По четвертому вопросу следует отметить, что Федеральный и территориальные фонды медицинского страхова­ния как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреж­дения созда­ются для реализации политики в области медицинского страхования.

По пятому вопросу можно сказать, что  Государственный фонд занятости (ГФЗ) образован для финансирования мероприятий, связанных с реализаци­ей государственной политики занятости населения.

Также необходимо отметить, что в настоящее время функционируют различ­ные внебюджетные фонды социального и экономического назначения. Помимо перечисленных выше также относятся: фонды здравоохранения, дорож­ные фонды, региональные фонды развития.


Список литературы


1.     Федеральный закон «о государственном пенсионном обеспечении» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ

2.     Бюджетная система. / Под ред. Г.С. Гришенко – М.: Логос, 2003

3.     Бюджетная система России: Учеб. для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

4.     Финансы / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2002

5.     Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2003


[1] Бюджетная система. / Под ред. Г.С. Гришенко – М.: Логос, 2003 – с 123.


[2] Финансы / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2002. – с 109.

[3] Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2003. – с 97.


[4] Бюджетная система. / Под ред. Г.С. Гришенко – М.: Логос, 2003. – с 145.


[5] Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2003. – с 103.


[6] Бюджетная система. / Под ред. Г.С. Гришенко – М.: Логос, 2003 – с 161.