Содержание
Введение. 3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации. 5
2. Фонд социального страхования РФ.. 6
3. Фонд обязательного медицинского страхования. 7
4. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 8
5. Государственный фонд занятости населения РФ.. 9
6. Другие внебюджетные фонды.. 11
Заключение. 15
Список литературы.. 17
Введение
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. В нашей стране к таковым относятся: Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения.
Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
ü влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
ü обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
ü оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
ü предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республиканских и местных.
Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение видов внебюджетных фондов.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. рассмотрение особенностей Пенсионного фонда;
2. рассмотрение особенностей Фонда социального страхования;
3. рассмотрение особенностей Фонда обязательного медицинского страхования;
4. рассмотрение особенностей Фонда обязательного медицинского страхования;
5. рассмотрение особенностей федерального и территориального фонда обязательного медицинского страхования;
6. рассмотрение особенностей Государственного фонда занятости населения РФ и других фондов.
1. Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом расходующий эти средства на выплату пенсий гражданам[1].
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года.
ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Основные задачи Пенсионного фонда РФ:
ü целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
ü организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
ü капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
ü контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
ü межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
В качестве системы управления финансами пенсионного обеспечения Пенсионный фонд осуществляет некоторые функции:
ü участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;
ü обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств;
ü участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;
ü осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
2. Фонд социального страхования РФ
Фонд государственного социального страхования (ФСС) — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций разных форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
ФСС создан в целях обеспечения государственными гарантиями в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования (Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1992 года № 722) и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.
Основные задачи фонда[2]:
ü обеспечение гарантированными государством пособиями;
ü участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
ü подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования образуется за счет:
ü страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
ü доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;
ü добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ü ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.
3. Фонд обязательного медицинского страхования
Фонд медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского обслуживания.
Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования[3].
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
4. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для[4]:
ü выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
ü финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
ü осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:
ü части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
ü взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ü ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
ü добровольных взносов юридических и физических лиц;
ü доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;
ü нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Территориальные фонды медицинского страхования, создаваемые представительной властью субъектов федерации, осуществляют:
ü финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;
ü финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
ü выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
ü предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
ü накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
ü контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
5. Государственный фонд занятости населения РФ
Государственный фонд занятости (ГФЗ) образован в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР" от 19 апреля 1991 года для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части фонда занятости, фондов занятости, формируемых в республиках РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах и районах.
Средства ГФЗ направляются на:
ü активное проведение программ политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
ü программы материальной поддержки безработных (пособия, материальная помощь, досрочная пенсия);
ü информационную поддержку программ занятости;
ü страховой резерв;
ü содержание служащих фонда.
Основные направления расходования Государственного фонда занятости населения определяются в соответствии с задачами программ занятости, которые охватывают также и вопросы трудоустройства молодежи, женщин, инвалидов.
Средства фонда в настоящее время могут использоваться на цели:
ü трудоустройство граждан, не имеющих работу;
ü профориентацию;
ü профессиональное обучение;
ü общественные работы;
ü временные пособия по безработице, стипендии обучающимся и др.
Эффективность решения задач, стоящих перед фондом занятости, во многом зависит от выработки и соблюдения принципов использования его средств.
Важнейшим принципом выплаты пособия по безработице является "заработанность" права на него. То есть человек должен иметь трудовой стаж. Размер пособия не должен зависеть от количества лет, в течение которых человек трудился. На размер пособия влияет уровень заработной платы гражданина на последнем месте работы. Обычно в развитых странах уровень пособия составляет 50—60% заработной платы, а в Швеции - 80%.
Важным принципом предоставления пособия по безработице является ограничение длительности его получения в период пребывания человека в статусе безработного. Пособие устанавливается на определенный срок. При этом чем дольше человек является безработным, тем сильнее уменьшается размер пособия, а при достижении соответствующего предела - полностью прекращается.
6. Другие внебюджетные фонды
В Российской Федерации в настоящее время функционируют различные внебюджетные фонды социального и экономического назначения. К наиболее важным из них относятся: фонды здравоохранения, дорожные фонды, региональные фонды развития.
Фонды здравоохранения как разновидность внебюджетных фондов социального назначения создаются в России в соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР", вступившем в действие с 1 января 1993 года.
Средства фонда здравоохранения предназначены для[5]:
ü финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством России и другими органами государственного управления;
ü обеспечения профессиональной подготовки кадров;
ü финансирования научных исследований;
ü развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;
ü субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
ü оплаты дорогостоящих видов медицинской помощи;
ü финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
ü оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
Фонды здравоохранения формируются в страховых медицинских организациях за счет средств, получаемых от страховых взносов.
Дорожные фонды создаются в качестве целевых во многих государствах. На территории России они образованы с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РФ "О дорожных фондах в РСФСР". Их средства формируются главным образом за счет специальных налогов и сборов согласно указанному Закону.
К ним относятся федеральный и территориальный налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, уплачиваемые предприятиями всех форм собственности и гражданами, реализующими указанные материалы. Налоги устанавливаются в процентах от сумм реализации горюче-смазочных материалов. Взимается также налог с владельцев автотранспорта по определенным тарифам, рассчитанным на рабочий объем двигателя транспортного средства[6].
Основными направлениями использования средств, поступающих в дорожные фонды, являются ремонт и реконструкция автомобильных дорог, а также строительство новых автострад и дорог местного значения, других объектов дорожной инфраструктуры.
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации" от 27 апреля 1992 года № 1426. Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством науки и технической политики РФ.
Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере определенного процента от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), а суммы отчисляемых средств включаются предприятиями и организациями в себестоимость продукции.
Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации действует в соответствии с положением о фонде, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1993 года № 4546-1. Средства фонда формируются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности.
Сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно, исходя из облагаемого оборота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых, и предусмотренных ставок.
Фонд инвестирования жилищного строительства. Согласно Указу Президента Российской Федерации "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства" от 24 декабря 1993 года формируются внебюджетные фонды развития жилищной сферы.
Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются:
ü создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы;
ü эффективное использование средств на формирование рынка жилья;
ü содействие развитию производственной базы домостроения.
Средства фондов формируются за счет:
ü добровольных взносов юридических лиц и граждан;
ü целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления; дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда;
ü платы за инжиниринговые, информационные услуги, оказываемые службой фонда.
Из фондов финансируются строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры, строительство и ремонт объектов ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья.
Заключение
Таким образом, в ходе работы по видам внебюджетных фондов были рассмотрены следующие вопросы:
1. рассмотрены особенности Пенсионного фонда;
2. рассмотрены особенности Фонда социального страхования;
3. рассмотрены особенности Фонда обязательного медицинского страхования;
4. рассмотрены особенности Фонда обязательного медицинского страхования;
5. рассмотрены особенности федерального и территориального фонда обязательного медицинского страхования;
6. рассмотрены особенности Государственного фонда занятости населения РФ и других фондов.
По первому вопросу следует отметить, что Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом расходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.
По второму вопросу можно сказать, что Фонд государственного социального страхования (ФСС) — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.
По третьему вопросу можно отметить, что Фонд медицинского страхования предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского обслуживания.
По четвертому вопросу следует отметить, что Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения создаются для реализации политики в области медицинского страхования.
По пятому вопросу можно сказать, что Государственный фонд занятости (ГФЗ) образован для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения.
Также необходимо отметить, что в настоящее время функционируют различные внебюджетные фонды социального и экономического назначения. Помимо перечисленных выше также относятся: фонды здравоохранения, дорожные фонды, региональные фонды развития.
Список литературы
1. Федеральный закон «о государственном пенсионном обеспечении» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ
2. Бюджетная система. / Под ред. Г.С. Гришенко – М.: Логос, 2003
3. Бюджетная система России: Учеб. для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
4. Финансы / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2002
5. Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2003
[1] Бюджетная система. / Под ред. Г.С. Гришенко – М.: Логос, 2003 – с 123.
[2] Финансы / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2002. – с 109.
[3] Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2003. – с 97.
[4] Бюджетная система. / Под ред. Г.С. Гришенко – М.: Логос, 2003. – с 145.
[5] Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2003. – с 103.
[6] Бюджетная система. / Под ред. Г.С. Гришенко – М.: Логос, 2003 – с 161.