СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: основы социального прогнозирования
Тема: Прогнозирование развития социальной сферы
Выполнила: Ст. Гр. 235 Трунаева
Проверил: Матюнин В.М.
Новосибирск - 2003
Содержание
Введение.. 3
1. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения. 4
2. Методы социально-экономического прогнозирования.. 6
3. Прогнозирование системы оплаты труда в организации 8
Заключение.. 14
Список литературы... 15
Введение
Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.
Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция. Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие. Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.
Целью данной работы является рассмотрение основ социального прогнозирования. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность социального прогнозирования;
- Описать методы социального прогнозирования;
- Привести пример прогнозирования.
1. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения.
Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.
Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предсказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.
Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.
Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.
В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами[1]:
- наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;
- действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;
- неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.
Единство определенности (детерминированность) и неопределенности будущего – решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.
Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть – экономическая прогностика.
Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием – предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план[2].
Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.
Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.
План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия.
Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.
2. Методы социально-экономического прогнозирования
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.
В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20.
В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные социально-экономическому прогнозированию. В числе общих методов можно выделить следующие[3]:
- исторический метод заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм;
- комплексный метод заключается в рассмотрении явлений в их взаимозависимости, используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти явления;
- системный метод предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных экономических системах;
- структурный метод позволяет установить причины исследуемого явления, объяснить его структуру;
- системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой – расчленение системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии.
Специфические методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Среди инструментов экономической прогностики важную роль играют экономико-математические методы, методы экономико-математического моделирования, статистической экстраполяции и др.
Важное значение для прогнозирования имеет вопрос о его объективной истинности, под которой понимается соответствие форм и параметров предвидения объективным возможностям и тенденциям, которые будут реализованы в будущем и в то же время имеются в настоящем в виде ростков этого будущего. Вопрос об истинности прогнозирования тесно связан с проблемой критериев истинности, которые делятся на две группы: практические критерии (практика, как критерий истины на всех стадиях прогнозирования) и логические или косвенные критерии (проверяемость прогнозов, их адекватность, логическая непротиворечивость).
Наиболее надежным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии, что она опирается на верные теоретические представления о нем, использует результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию.
Поисковые прогнозы (иногда их называют «изыскательскими» или «реалистическими») составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденций развития в различных сферах общественной деятельности[4].
Нормативные прогнозы, ориентированные на достижение в будущем определенных целей, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития.
Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего.
Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее.
3. Прогнозирование системы оплаты труда в организации ОАО «Союзоргтехника»
Основная цель оплаты труда – обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду.
Оценка ситуации при прогнозировании и регулировании оплаты труда производится путем сравнения изменения средней заработной платы семьи из четырех человек с изменением ВВП (ВНП). При этом возможны следующие варианты соотношения[5]:
1. Рост средней заработной платы совпадает с ростом ВВП (ВНП) или близок к нему. В этом случае сохраняется достигнутое рыночное равновесие между спросом и предложением товаров, а при улучшении экономической ситуации в государстве повышается материальный достаток работников.
2. Рост средней заработной платы опережает рост ВВП (ВНП). В этом случае спрос на товары превышает предложение и, тем самым, возникают предпосылки к увеличению инфляционных процессов, снижению социальной стабильности в обществе.
3. Рост средней заработной платы меньше по сравнению с ростом ВВП (ВНП). Имеет место затоваривание рынка продукцией.
Принятие за основу любого из перечисленных вариантов определяется общими макроэкономическими процессами в стране.
При наличии общегосударственной собственности на средства производства и директивном планировании проблема решается путем применения прямых регуляторов, т.е. установления жестких, единых по стране систем оплаты труда, тарифных ставок и должностных окладов, правом изменения которых обладают только центральные органы управления.
В рыночной экономике государство также на основе макроэкономических показателей развития рассчитывает величину средней заработной платы по народному хозяйству.
В большинстве государств мира действуют две модели поведения при формировании политики оплаты труда.
1. Модель вспомогательной роли государства, которая включает[6]:
- принятие минимально защищающего законодательства (в основном при определении минимального уровня заработной платы);
- создание благоприятных условий и участие государственных институтов (учреждений) при разрешении трудовых споров;
- оказание опосредованного воздействия на процесс переговоров по заключению коллективных договоров, т.е. моральное убеждение сторон в необходимости установления размера оплаты труда исходя из национальных интересов и общего благополучия нации.
2. Модель корпоратизма (трипартизма) предусматривает вовлечение государством лидеров групп с особыми социальными интересами (работодатели и профсоюзы) в формирование политики оплаты труда в обмен на гарантии, что они будут обеспечивать согласованную в ходе трехсторонних переговоров (государство, работодатели, профсоюзы) политику. Т.е. политика в области заработной платы является результатом согласия между государством и организациями, которые монопольно представляют некоторые функциональные интересы. Такой подход сосредоточивает внимание на консенсусе, а не на конфликтах и во многом базируется на доверии между участниками переговоров.
Объективной необходимостью и важным фактором повышения эффективности производства является создание у трудоспособных граждан высоких мотивов и стимулов к труду. Достигается это в основном путем широкой дифференциации оплаты труда исходя из уровня квалификации и личного трудового вклада в производство. Для решения такой весьма сложной задачи хозяйственные субъекты могут самостоятельно разрабатывать и устанавливать формы и системы оплаты труда, критерии оценки трудового вклада соответствующих исполнителей. Для тех предприятий, организаций, учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета, данные функции возложены на органы государственного управления.
Центральным звеном в регулировании оплаты труда является тарифная система. Она состоит из Единой тарифной сетки (ЕТС) и рассчитываемых на ее основе тарифных ставок и окладов работников по профессионально-квалификационным группам, а также тарифно-квалификационных справочников. Тарифная ставка первого разряда не может быть ниже минимальной заработной платы, устанавливается правительством и служит основой для дифференциации оплаты труда работников по профессионально-квалификационным группам.
На основе ЕТС обеспечивается дифференциация оплаты труда в зависимости от следующих факторов:
- сложность (квалификация) труда в пределах одной профессии, должности (внутрипрофессиональная, внутридолжностная дифференциация);
- содержание и характер труда рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий, учреждений и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);
- общие условия труда, сложность выпускаемой продукции (услуг), социально-бытовые условия, режимы труда и отдыха и другие специфические факторы, характерные для отрасли (подотрасли), видов деятельности и т.п. (межотраслевая дифференциация).
Открытое Акционерное общество ОАО «Союзоргтехника» занимается продажей компьютеров, комплектующих к ним, оргтехники и расходных материалов к ней, кондиционеров, телефонов и мини АТС, а также осуществляет техническое обслуживание, сборку, установку, и гарантийный ремонт данной техники. ОАО «Союзоргтехника» - малое предприятие. Организационно ОАО «Союзоргтехника» состоит из двух отделов: отдела продаж техники и отдела технического обслуживания - сервиса. Каждый отдел имеет своего руководителя, которые являются партнерами по бизнесу.
На предприятии применяется повременно-премиальная система заработной платы. Для количественной оценки личного вклада работников на предприятии применяются коэффициенты трудового участия (КТУ), порядок определения которых разработан в «Положении о формировании фонда оплаты труда». Также существует ряд стимулирующих и компенсационных выплат.
При повременной оплате мерой оплаты труда выступает отработанное время, а заработок начисляется в соответствии с тарифной ставкой работника или в форме оклада за фактически отработанное время путем умножения часовой или дневной тарифной ставки разряда рабочего на количество отработанных им часов или дней. Заработок ИТР и руководителей определяют следующим образом: если эти работники отработали все рабочие дни месяца, то их оплату составят установленные для них оклады; если же они отработали неполное число рабочих дней, то их заработок определяют делением установленной ставки на календарное количество рабочих дней и умножением полученного результата на отработанное время.
При повременно-премиальной системе оплаты труда работникам сверх оплаты в соответствии с отработанным временем и тарифными ставками (окладами) устанавливается премия за обеспечение определенных количественных и качественных показателей. Ежемесячные премии устанавливаются в размере 10-20% от тарифных ставок (окладов). Районный коэффициент установлен в размере 30% от основной и дополнительной заработной платы. Первичным документом для учета отработанного времени является табель учета рабочего времени.
Имея данные о среднесписочной численности ППП, можно рассчитать среднюю заработную плату работников по категориям.
Таблица 1. Средняя заработная плата работников ОАО «Союзоргтехника» в 2003 году.
Категория персонала |
ФОТ за квартал, руб. |
Явочная численность ППП |
Среднемесячная зарплата, руб. |
1 квартал |
3 109 355,65 |
569 |
1 821,53 |
Основные рабочие |
2 140 796,12 |
426 |
1 676,03 |
Вспомогательные рабочие |
282 384,42 |
93 |
1 017,60 |
Специалисты |
411 705,07 |
38 |
3 576,16 |
Руководители |
274 470,04 |
13 |
7 152,31 |
2 квартал |
2 693 504,49 |
576 |
1 558,74 |
Основные рабочие |
1 734 070,83 |
415 |
1 392,83 |
Вспомогательные рабочие |
301 739,65 |
105 |
957,90 |
Специалисты |
374 885,59 |
42 |
2 975,28 |
Руководители |
282 808,42 |
14 |
6 733,53 |
3 квартал |
2 759 322,01 |
550 |
1 672,32 |
Основные рабочие |
1 718 364,69 |
403 |
1 421,31 |
Вспомогательные рабочие |
293 086,67 |
92 |
1 061,91 |
Специалисты |
463 679,80 |
41 |
3 769,75 |
Руководители |
284 190,85 |
14 |
6 766,45 |
4 квартал |
4 786 663,97 |
553 |
2 885,27 |
Основные рабочие |
3 238 181,51 |
426 |
2 533,79 |
Вспомогательные рабочие |
470 296,28 |
75 |
2 090,21 |
Специалисты |
636 129,85 |
39 |
5 437,01 |
Руководители |
442 056,33 |
13 |
11 334,78 |
Таким образом, прогноз заработной платы на предприятии осуществляется относительно средней заработной платы по категориям работников.
Исходя из динамики изменения прибыли и средней заработной платы можно предприятия осуществило прогноз роста заработной платы до 2007 года (см. рис. 1., рис. 2.).
Таким образом, рост прибыли на предприятии обуславливает прогноз роста средней заработной платы по категориям работников (рис. 2).
Таким образом, рост производительности и прибыльности ОАО «Союзоргтехника» влияет на прогноз роста средней заработной платы на предприятии. С помощью данного прогноза обеспечивается мотивация сотрудников, а также формируется планы будущих статей расходов предприятия.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены основы социального прогнозирования.
Были достигнуты следующие задачи:
- Рассмотрена сущность социального прогнозирования (предмет, объект, задачи социального прогнозирования и т.д.);
- Описаны методы социального прогнозирования;
- Приведен пример прогнозирования развития системы оплаты труда в организации.
В целом, проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы является составной частью системы рыночного хозяйства. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.
Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.
Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальной породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Опыт подобной работы распространяется слабо. Разработка программ, ход их выполнения, контроль за их реализацией могут быть востребованы как пример всеми регионами страны.
Список литературы
1. Основы экономического и социального прогнозирования / Под. ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. – М.: Высш. шк., 1995.
2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.
3. Стратегическое планирование / Под. ред. Уткина Е.А. – М.: “ТАНДЕМ”. Издательство ЭКМОС, 1998.
4. Суворов Н.В., Емельянов С.С. Макроэкономический анализ технологических и структурных изменений в отечественной экономике // Проблемы прогнозирования. – 1999. - №5.
5. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 1999.
[1] Основы экономического и социального прогнозирования / Под. ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. – М.: Высш. шк., 1995. – с. 37.
[2] Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – с. 61.
[3] Стратегическое планирование / Под. ред. Уткина Е.А. – М.: “ТАНДЕМ”. Издательство ЭКМОС, 1998. – с. 110.
[4] Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 1999. – с. 18.
[5] Основы экономического и социального прогнозирования / Под. ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. – М.: Высш. шк., 1995. – с. 49.
[6] Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 1999. – с. 78.