Содержание

1. Особенности аудита накладных расходов в строительстве. 3

2. Особенности анализа валового дохода, издержек обращения, финансовых результатов в торговых организациях. 8

Задачи №2. 14

Задача  №6. 15

Задача №10. 16

Задача №14. 17

Список используемой литературы.. 19

 

 

1. Особенности аудита накладных расходов в строительстве

Под накладными расходами понимаются затраты, связанные с организацией и управлением производством строительных работ, относящиеся к деятельности строительного предприятия. Определяются накладные расходы на основе нормативов самостоятельно установленных предприятием по видам работ строительства и исполнителей, в процентах от средств на оплату труда рабочих или от прямых затрат. При аудите накладных расходов следует помнить, что в учете они подразделяются на накладные расходы основного производства и накладные расходы вспомогательных  (подсобных) производств и учитываются на отдельных субсчетах активного счета 26 «Общехозяйственные расходы». Накладные расходы основного производства включают в себестоимость строительных работ по каждому строящемуся объекту, а накладные расходы вспомогательных производств относят на себестоимость продукции (работ, услуг) подразделений строительного предприятия.[1]

В состав накладных расходов основного производства включаются 5 групп затрат: административно-хозяйственные расходы; расходы по обслуживанию работников строительства; расходы по организации работ на стройплощадках; прочие накладные расходы; затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы.

В группу адиминистративно-хозяйственных расходов входят:

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала: работников аппарата управления, линейного персонала (старших производителей работ, мастеров строительных участков, участковых механиков), рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников аппарата управления (телефонистов, операторов связи, курьеров и т.д.)

2. Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала.

3. Почтово-телеграфные расходы: аренда, оплата услуг, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов и других видов связи.

4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники.

5. Расходы на типографские работы

6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий и сооружений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, водоснабжение и т.д.), а также расходы, связанные с платой за землю.

7. Канцелярские расходы.

8. Расходы на проведение всех видов ремонта основных средств, используемых административно-хозяйственным персоналом.

9. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала.

10. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, а также на наем легкового транспорта для служебных целей.

11. Отчисления на содержание аппарата управления строительного предприятия.

12. Амортизационные отчисления по основным средствам, предназначенным для обслуживания аппарата управления, износ и ремонт быстроизнашивающегося инвентаря и других малоценных предметов административно-управленческого назначения.

13. Представительские расходы.

14. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, а также услуг банка.

15. Другие административно-хозяйственные расходы, например, оплата услуг, осуществляемых сторонними предприятиями по управлению производством, в тех случаях, когда штатным расписанием строительного предприятия не предусмотрены те или иные функциональные службы.

Расходы на обслуживание работников строительства включают:

1.     Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

2.      Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, занятых на строительных работах, эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, производимых за счет накладных расходов.

3.     Расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований и бытовых условий: содержание санитарно-бытовых помещений, амортизационные отчисления, затраты на проведение всех видов ремонта и на перемещение сборно-разборных передвижных зданий санитарно-бытового назначения

4.     Расходы на оплату труда и технику безопасности.

Расходы на организацию работ на строительных площадках состоят из следующих затрат:

1.     Износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ.

2.     Износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных сооружений, приспособлений и устройств.

3.     Содержание пожарной и сторожевой охраны.

4.     расходы по нормативным работам.

5.     Расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ.

6.     Расходы на содержание производственных лабораторий.

7.     Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок

8.     Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче

К прочим накладным расходам относятся: платежи по обязательному страхованию, амортизация по нематериальным активам, платежи по кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и других оборотных активов), а также по бюджетным ссудам.

Накладные расходы подсобных (вспомогательных) производств, состоящих на балансе строительных предприятий, не подразделяются на группы и состоят из нескольких простых и комплексных статей, в число которых входит: основная и дополнительная заработная плата работников аппарата управления и прочего персонала, затраты на служебные командировки работников аппарата управления и прочие расходы (содержание и текущий ремонт зданий и помещений, затраты по санитарно-бытовому обслуживанию работников, охране труда и технике безопасности, содержанию производственного оборудования, временных приспособлений и малоценного инвентаря).

Аналитический учет статей накладных расходов ведется по номенклатуре утвержденных для них смет. Сметы по статьям накладных расходов разрабатываются ежегодно и служат для контроля за соблюдением установленных норм по этим расходам. Исходными данными для составления сметы накладных расходов являются показатели стройбизнесплана. По статьям расходов на содержание аппарата управления должна составляться отдельная смета расходов, данные которой включаются в общую сумму накладных расходов.[2]

В смету накладных расходов по строительно-монтажным работам включается стоимость услуг, оказываемых генподрядчиком субподрядным организациям (обычно 1-4% сметной стоимости выполненных субподрядчиком работ в зависимости от видов работ). В число услуг, оказываемых генподрядчиком субподрядчикам, стоимость которых относится ими в учете к накладным расходам, входит: доля административно-хозяйственных расходов генподрядчика, связанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, выполняемых субподрядчиками; приемкой и сдачей работ, выполняемых субподрядчиками; затраты по обеспечению пожарно-сторожевой охраны; осуществлению мероприятий по технике безопасности и охране труда; благоустройству строительных площадок и др.

В анализе следует различать три раздела накладных расходов:

- накладные расходы, имеющие отношение к различным видам производства, но учитываемые по основному производству обособленно от прочих производств, - это административно-хозяйственные расходы;

- накладные расходы, связанные как со строительными и монтажными работами, так и с другими видами производств строительного предприятия, учитываемые в целом и по всем ее производствам: «Дополнительная заработная плата и начисленная на нее», «Охрана труда и техника безопасности», «Расходы по жилищно-коммунальным услугам», «Износ малоценного инвентаря и инструмента»;

- накладные расходы, которые относятся только к основному строительному и монтажному производству.

В тех случаях, когда производственные расходы являются общими для основного и вспомогательного производств и их нельзя отнести непосредственно на соответствующий раздел накладных расходов, они могут распределяться между отдельными производствами, а также между строительными и монтажными работами пропорционально основной заработной плате рабочих.

Когда производится калькулирование себестоимости отдельных объектов строительных и монтажных работ, накладные расходы,  нормируемые по отношению к сумме прямых затрат, распределяются пропорционально фактической сумме прямых затрат. Если расходы установлены в процентах к основной заработной плате, они распределяются пропорционально фактически начисленной заработной плате.

За некапитальные строительные работы и эксплуатацию строительных машин накладные расходы не начисляются.

2. Особенности анализа валового дохода, издержек обращения, финансовых результатов в торговых организациях

На практике используется внешний и внутренний анализ финансовых результатов торгового предприятия. Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных и поэтому содержит ограниченную часть информации о деятельности предприятий. Наибольшее значение в деле оценки доходов и финансовых результатов имеет внутренний анализ. Этот вид анализа играет решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия.

Большое значение имеет анализ издержек обращения. Издержки обращения современной торговли обусловлены целями производства и необходимостью организации товарного обращения продукции. Под издержками обращения торговли следует понимать затраты живого и овеществленного труда не только для создания условий хранения и продажи товаров, но и для обеспечения достаточно комфортной производственно-бытовой сферы трудовым коллективам, благоприятных возможностей покупки товаров покупателями.[3]

 По своей экономической природе расходы торговли не являются однородными, так как неоднороден процесс обращения товаров. Являясь формой товарного обращения, торговля осуществляет, во-первых, продолжение процесса производства продукции в сфере обращения, выполняя операции, связанные с затратами труда производственного характера; во-вторых, процесс купли-продажи, смену форм стоимости товара. Смена форм стоимости товара связана с затратами труда непроизводительного характера. Соответственно этому издержки обращения торговли неоднородны: они делятся на дополнительные и чистые.[4]

Издержки обращения, обусловленные продолжением процесса производства товаров в сфере товарного обращения, называются дополнительными. К ним относятся расходы по транспортированию, экспедированию товаров, хранению  продукции; расходы по приведению готовой продукции в пригодную для потребления форму (подборка, комплектование, упаковка). Данные затраты труда увеличивают стоимость продукции. Дополнительные издержки являются производительными затратами, так как они обусловлены процессом производства, который только продолжается в сфере обращения, и их производительный характер лишь затушевывается формой обращения.

Чистые издержки обращения  торговли включают в себя расходы, связанные с непосредственным осуществлением акта купли-продажи товаров, то есть с обслуживанием процесса реализации: учетом денежных средств, поступающих в кассу торгового предприятия, проведением рекламных кампаний, участием в ярмарках, содержанием административно-управленческого персонала и прочим. Все названные затраты не увеличивают стоимость товара и возмещаются за счет чистой прибыли торговой организации.

В условиях нестабильной, изменчивой среды большое значение в бизнесе имеет оперативная отдача капитала в виде денежных потоков. Поэтому у предпринимателей особый интерес вызывает информация об объектах вложений капитала с точки зрения их текущей эффективности. Основные денежные потоки организации формируются в виде валового дохода от продаж. Поэтому весьма актуальным представляются вопросы о том, какие из товарных запасов при используемых формах приобретения и расчетов являются наиболее выгодными в обороте? На каких товарах и формах товарных расчетов следует сконцентрировать оборотные вложения? А какие товары имеют меньшую отдачу и поэтому менее интересны? Решению этих вопросов способствует анализ валового дохода.

Валовой доход торговли - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению.

Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации.

Задачами анализа валового дохода являются:

·                     Изучение динамических изменений валового дохода и его соотношений:

o         с товарооборотом;

o         с себестоимостью товаров;

o         с издержками товарного обращения.

·                     Оценка изменений валового дохода по формам приобретения товаров.

·                     Определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.

Основным показателем, определяющим размер валового дохода, является торговая надбавка к себестоимости товаров. Уровень надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого товара.

В анализе следует измерить и оценить эффективность торговли по показателю валового дохода. Эффективность продаж по валовому доходу измеряют отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту, себестоимости товаров, издержкам товарного обращения.

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счет государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчетов принять экономически обоснованные решения.[5]

В процессе анализа решаются следующие задачи:

·                     изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;

·                     исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;

·                     выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;

·                     выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.

Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Из форм бухгалтерской отчетности используют:

·                     Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределенная прибыль или непокрытый убыток отчетного и прошлого периодов (раздел III пассива).

·                     Отчет о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нем показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. В этой форме отчетности приводятся: выручка (нетто) от продажи товаров без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки, покупная стоимость (себестоимость) товаров , издержки обращения (Коммерческие расходы). В разделе II данного отчета отражают операционные доходы и расходы, в разделе III -внереализационные доходы и расходы, а также сумму налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, в разделе IV записывают чрезвычайные доходы и расходы. В этом отчете также приводится валовой доход, прибыль (убыток) от продаж прибыль до налогообложения прибыль от обычной деятельности и чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

Годовой отчет об изменениях капитала, форма № 3, отражает состояние и изменение резервного фонда, информацию о нераспределенной прибыли прошлых лет по составу, о фонде социальной сферы, целевых финансированиях и поступлениях; резервах предстоящих расходов, оценочных резервах. В справке IV отражены различные источники увеличения капитала по отдельным статьям.

В отчете о движении денежных средств, форма № 4,содержатся данные о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.

Приложение к годовому бухгалтерскому балансу, форма № 5, в справке к разделу 3 содержит информацию о размере амортизации внеоборотных активов по каждому из их видов на начало и конец отчетного года и результат по индексации в связи с переоценкой этих активов. В справке 6 «Расходы по обычным видам деятельности» этого отчета приводятся произведенные организацией расходы по элементам затрат, а в справке 7 «Социальные отчисления» отражаются отчисления во внебюджетные фонды по каждому из направлений.




Задачи №2

Проверить правильность расчета товарной наценки на реализованные товары и определения валового дохода (по среднему проценту).

Данные организации:

Остаток товаров на начало отчетного месяца 3000 тыс. руб. Поступило товаров за месяц на сумму 15 000 тыс. руб. Остаток товаров на конец месяца 5000 тыс. руб. торговая наценка на поступившие товары 2700 тыс. руб., торговая наценка на остаток товаров на начало месяца 600 тыс. руб.

Организация списала торговую наценку методом красного сторно в сумме 2100 тыс. руб.

Решение:

Найдем величину реализованной продукции в течение месяца:

3000 +15000 – 5000 = 13000

Найдем сумму торговых наценок на оставшиеся и поступившие товары:

600 +2700 = 3300

Узнаем величину торговой надбавки (по среднему %) на общий объем товаров:

18000 – 3300

100 % - X%

Торговая надбавка в целом составила 18,3 %

В конце месяца организация списывает торговую надбавку на реализованные товары.

13000 – 100 %

X  - 18,3%

X = 2379

Ответ: Организация должна списать наценку в размере 2379 тыс. руб.





Задача  №6

Определить необходимый объем продаж на предстоящий год с таким расчетом, чтобы получить прибыль с торговой деятельности в сумме 500 тыс. руб.

Показатели

Предыдущий год

Предстоящий год

Сумма условно-постоянных расходов, тыс. руб.

250


Уровень условно-переменных расходов, %

15


Уровень валового дохода в % к товарообороту

30


Прибыль


500

Товарооборот




Решение:

Д = П + Р, где  Д- доход, П – прибыль, Р- расход

Расход =  Условно постоянные расходы + Условно переменные расходы

 Условно переменные расходы = 500 * 0,15 = 75 тыс. руб.

Расход = 250 + 75 = 325 тыс. руб.

Д = 500 + 325 = 825 тыс. руб.

Известно, что уровень валового дохода в % к товарообороту равен 30%, соответственно:

825 – 30%

Т – 100 %,  Т – товарооборот

Т = 825 * 100/30 = 2750 тыс. руб.

Ответ: Чтобы получить прибыль в размере 500 тыс. руб., необходим объем продаж в размере 2750 тыс. руб.



Задача №10

Определить влияние факторов на изменение производства продукции животноводства

Виды животных,

Виды продукции

Поголовье

Продуктивность 1 головы

Базисный год

Отчетный год

Базисный год

Отчетный год

Коровы, молоко ц.

80

85

35

33

Молодняк на откорме, среднесуточный прирост одной головы, г.

60

75

650

700


Объем продукции (V) = Поголовье (Q) * Продуктивность (P)

V0 – Объем продукции в базисном году

V1 – Объем продукции в отчетном году

V0 = Q0  * P0  

Рассчитаем объем продукции молока

V= 80 *35 = 2800

V= 85 *33 = 85 *33 = 2805

Рассчитаем методом цепных подстановок влияние факторов на объем продукции

V = Q0 * P1 = 80 *33 = 2640

∆ V (P1   ) = V’  - V= 2640 – 2800 = -160

V’’ = Q1 * P= 85 * 33 = 2805

∆ V (Q1 ) ) = 2805 – 2640 = 165

∆ V = -160 +165 = 5

Ответ:

Объем продукции увеличился в среднем на 5 ц. Главное влияние на его рост оказал рост поголовья коров в отчетном году.

Аналогично рассчитаем  объем продукции молодняка

V0    = 39000

V1   =   52500

V = Q1 * P=  48750

∆ V (Q1 ) = V’  - V0    = 48750 – 39000 = 9750

V’’ = V1 = =  Q1 * P= 52500

∆ V (P1   ) =  52500 – 48750 = 3750

∆ V = 9750 +3750 = 13500

Ответ:

Объем продукции увеличился в среднем на 13500 г.  Основное влияние на прирост оказало увеличение поголовья в отчетном году по сравнению с базисным.


Задача №14

Определить объем незавершенного строительства на конец периода, его изменение по сравнению с началом года и влияния факторов на это изменение

(тыс. руб)

Показатели

Базисный год

Отчетный год


Отклонение показателя

Объем незавершенного строительства на начало года

2400

3800


1400

Объем капитальных вложений

6200

6700

500

Ввод в действие объектов строительства

7800

9000


1200

Объем незавершенного строительства на конец года

800

1500

700


Решение:

Объем незавершенного строительства равен сумме объема незавершенного строительства на начало года и объема капитальных вложений и разности ввода действия объектов в строительство:

2400+6200-7800 = 800 тыс. руб. в базисном году

3800+6700-9000 = 1500 тыс. руб. в отчетном году

Ответ:

В базисном году объем незавершенного строительства сократился на 1600 тыс. руб., тогда как в отчетном только на 700 тыс. руб. Как видно из таблицы основное влияние оказал фактор объема незавершенного строительства на начало года, т. к. это значение отклонения показателя наибольшее.

Список используемой литературы


1.           Бухгалтерский учет и аудит в строительстве, Учебное пособие под. ред. В.А. Лукина, М., 1998 г. – 314 с.

2.           Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Аудит, Учебное пособие, М., 2002 г. – 147 с.

3.           Раицкий К.А., Экономика предприятия, Учебник, М., 2002 г. – 716 с.

4.           Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Учебное пособие, Минск, 2001 г. – 97 с.

5.           Чернов В. А., Анализ финансовых результатов, электронная версия  http://www.cfin.ru


[1] Бухгалтерский учет и аудит в строительстве, Учебное пособие под. ред. В.А. Лукина, М., 1998 г. – 314 с.


[2] Бухгалтерский учет и аудит в строительстве, Учебное пособие под. ред. В.А. Лукина, М., 1998 г. – 317 с.


[3] Раицкий К.А., Экономика предприятия, Учебник, М., 2002 г. – 716 с.


[4]  Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Учебное пособие, Минск, 2001 г. – 97 с.


[5] Чернов В. А., Анализ финансовых результатов, электронная версия  http://www.cfin.ru