Содержание
Введение. 3
1. Теоретическая часть. 5
1.1 Понятие нормы права. 5
1.2. Структура норм права. 10
1.3. Классификация норм права. 17
2. Практическая часть. 26
Заключение. 29
Список литературы.. 31
Введение
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.
Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. раскрытие понятие нормы права;
2. рассмотрение структуры норм права;
3. рассмотрение классификации норм права.
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие нормы права
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.
Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества[1].
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).
Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения указанные в соответствующих статьях Кодекса[2].
Бюджетные правоотношения. Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.
Норма права является субъективным фактором социальной действительности, плодом человеческого разума и воли. Именно живая человеческая деятельность движимая реальными потребностями и интересами людей, порождает нормы права.
Право в пределах каждой страны образует целостное системное образование отличающееся чертами органичности. Норма права – это начальная клеточка этого образования. Ее следует рассматривать как первичный, исходный элемент всей правовой системы. Но в это же время каждая из норм не может изображаться в качестве «права в миниатюе; полного, исчерпывающего выражения всех его качеств и характеристик. Юридическая норма – это уровень микроструктуры права, на котором в основном проявляются особенности его технико-юридического, конструктивного содержания.
Слово «норма обозначает «правило, коему должно следовать во всех подобных случаях, образец или пример». Но не всякое правило поведения людей является правовой нормой. В обществе дейтсвуют разного вида правила социального поведения – обычаи, нормы морали, нормы общественных организаций и др. От этих правил правовая номра отличается прежде всего тем, что она представляет собой веление государства. В какой словесной формулировке ни выражалась правовая норма в тексте закона, указа либо иного нормативного акта – в форме дозволения совершить какое-то действие, все равно это повелительное предписание государства о том, как, каким образом могут или должны действовать люди в определенных случаях. Это правило исходит от государства в том смысле, что оно признано государством и, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь[3].
Нормы права – общеобязательные правила. Т.е., представляют собой правила поведения общего характера. Юридическая норма рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельства, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений. В ней даются общие, типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам общества[4].
Общий характер означает также, что она рассчитана на свое осуществление всякий раз, когда на лицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает свое действие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно.
Следует заметить, что в отличие от нормы права, так называемый правовой акт (например, приговор суда по конкретному делу), основываясь на норме, разрешает тот или иной конкретный случай, имеет разовое значение, касается индивидуально-определенных лиц.
Кроме индивидуальных актов от норм права следует отмечать и ненормативные акты общего характера. Нои создают целую серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты права, но они исчерпываются однократным использованием (например, Указ президента об амнистии; приказ министра обороны Украины об увольнении из состава Вооруженных сил, лиц, отслуживших положенный срок службы и т.п.)
Во-вторых, нормы права обязательны к исполнению всеми лицами независимо от их желания, однако это еще не означает, что любая норма права обязательна к исполнению каждым. Есть нормы, которые обязательны не для всех лиц, а только для проживающих на определенной территории или для работников определенного ведомства. Так нормы права, устанавливающие льготы работникам угольной промышленности, естественно, не могут применяться в сельском хозяйстве. Но от этого они не утрачивают общеобязательности, ибо остаются правилами поведения общего характера, обязательными для тех работников угольной промышленности, которые окажутся в условиях, предусмотренных данными нормами.
Другими словами, общеобязательность нормы права означает обязательное выполнение ее предписаний каждым субъектом, оказавшимся в условиях, предусмотренных данной нормой.
Норма права выражает высшую, в известном смысле, нормативность, которая присуща праву. Это связано непосредственно с государственно-властной природой права, и тем, что право представляет собой институционные образования, выражающие существенное совершенствование социального регулирования и в соответствии с социально-классовыми особенностями данного строя – прогресс в поступательном движении духовной жизни общества, действия специфических правовых закономерностей. Правовая норма призвана отражать все стороны нормативного содержания, то есть всего того, что относится к непосредственно социальным правам, а через них к экономическому базису, политическому строю, другим объективным социальным потребностям.
Таким образом, норма права – это своеобразный строительный материал из которого складывается все правовое здание, это общеобязательные формально определенные правила поведения, исходящие от государства и охраняемые им, которые представляют участникам общественных отношений данного вида юридические права и возлагают на них юридические обязанности. Она характеризуется как масштаб для поведения соответствующих субъектов и их правомерных требований к другим лицам, образец определенных отношений, мера для оценки соответствующими органами определенного фактического поведения в качестве правомерного, требование чего-либо, имеющее категорический характер, как регулятор общественных отношений. Она не только социально полезна, но и общественно необходима, поскольку является решающим средством обеспечения целостности общества, предотвращает распад и исключает анархию.
Поэтому юридическая норма отличается единством, целостностью, своего рода неделимостью. Для нее характерна особая структура, т.е. специфическая компоновка содержания нормы, связь и соотношение ее компонентов, которой свойственна своя типовая схема (модель). Главное в этой типовой схеме – нормативное построение интеллектуально волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение имеет характер общего правила, особенности которого с конструктивной стороны заключены в единовременно существующих нормах – предпосылках и логических нормах. Логическая норма воплощает в себе классическую композицию нормативного материала. Это выявляемое логическим путем общее правило, которое отражает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих государственно-властную, регулятивную природу.
Норма–предписание содержит государственное веление в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового регулирования. Это элементарное логически завершенное государственно-властное нормативное установление непосредственно выражается в тексте нормативного юридического акта.
1.2. Структура норм права
Внутреннее строение, связь элементов, образующих структуру нормы, отличаются жесткостью, «неразрушимостью». Причем, «эти элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах иерархической зависимости, как это характерно в основном для связи элементов внутри отраслей институтов права, а на началах синтетической зависимости»
Структура логической нормы в философской литературе справедливо рассматривается в виде системы объективно существующих трех основных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотеза – та часть нормы, которая указывает на условия действия правовой нормы. Диспозиция – та часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, т.е. на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов. Санкция – та часть нормы, которая указывает на меры, применяемые при ее несоблюдении.
С. С. Алексеев полагает также, что при более строгом подходе в логической норме следовало бы выделить и четвертый элемент: ту часть, которая указывает на круг регулируемых отношений или на субъектов этих отношений.
Элементы логической нормы условно можно расположить по такой схеме: «если – то – иначе»[5]
В текстах нормативных актов, действующих в настоящее время едва ли можно найти пример такого словесно-документального нормативного материала, которые бы соответствовали приведенной выше схеме. Однако, если перед нами юридическое предписание, то оно в ходе логического анализа должно неизбежно вписываться в структуру логической нормы.
Развитие классового общества, сложность и многослойность свойственных ему отношений, нарастающее разнообразие общественных процессов, различие социально классовых задач, выполняемых правом, - все это предопределяет необходимость дифференцированного, конкретизированного правового регулирования. Поэтому специализация – одно из проявлений «собственно правового» развития правовой системы. Суть этого процесса условно может быть названо разделением труда между нормами, в результате которого те или иные нормы и их комплексы все более сосредотачиваются на выполнении определенных операций, конкретизируется содержание норм и одновременно происходит интеграция в регулировании общественных отношений. Специализация, различие их характера и назначения в регулировании предопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, что единой универсальной модели, структуры, свойственной всем юридическим нормам, нет.
Существуют нормы материального и процессуального права. Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав охраняемых законом и интересов участников общественных отношений. Нормы материального права регулируют общественные отношения, служащие удовлетворению различных потребностей, и устанавливают меру юридических прав и обязанностей участников. И та право направлено на выполнение двух основных задач: это положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков, а также охрана правовых предписаний от нарушений. Наличие указанных задач предопределяет разделение материальных норм (норм-правил поведения) на два основных вида: нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы. Первые устанавливают права и обязанности творческого, организационного характера, направлены на регулирование правомерного поведения, формируют положительные влияния в праве (право на труд, на пенсионное обеспечение, воинская обязанность и т.д.). Правоохранительные нормы, будучи отрицательной реакцией государства на неправомерное поведение, предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям (нормы уголовного права, меры наказания за дисциплинарные проступки и т.п.)[6]
Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений.
Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава:
а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории; б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования; в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государства, государственные или муниципальные образования или Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, представляющие их интересы.
С учетом специализации права для юридической нормы–предписания характерно типическое структурное построение, выражающее жесткий закон организации ее содержания и состоящее из двух основных элементов:
а) гипотезы – части нормы, указывающей на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или ненаступлении которых вступает в действие; б) диспозиции или санкции – части нормы, указывающей на те юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В регулятивных (право-установительных) нормах эта часть нормы называется диспозицией. Она образует содержание самого правила поведения, указывает на права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения. В охранительных нормах рассматриваемая часть носит название санкции. Она указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к лицам, не соблюдающим предписания правовых норм.
Устанавливая санкции за нарушения правовых норм, государство охраняет тем самым правопорядок, воспитывает в гражданах сознание необходимости соблюдения предписаний этих норм.
В силу разнообразных возможных действий и поступков, представляющих нарушение правовых норм, разнообразные и невыгодные последствия, которые наступают для нарушителей как отрицательная реакция государственных органов на эти действия и поступки. Поэтому классификация санкций правовых норм может быть проведена по различным основаниям. Так, по характеру устанавливаемых мер воздействия и органов, назначающих эти меры воздействия, система санкций делится на следующие виды:
а) уголовно-правовые санкции заключаются в применении мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, штраф и др.);
б) административные санкции означают применение мер административного воздействия за административные проступки (предупреждение, штраф, конфискация имущества, арест от 3-х до 5-ти суток и др.);
в) дисциплинарные санкции заключаются в применении мер дисциплинарного воздействия за нарушение обязанностей по службе, трудовой или учебной дисциплине, установленных для лиц состоящих в соответствующих правоотношениях (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок от трех месяцев, увольнение и т.п.);
г) другие санкции, которые определяют меры принимаемые органами государства в целях прежде всего восстановления нарушенного правопорядка. Таковыми являются: принудительное исполнение невыполненной обязанности (например, взыскание долга), возложение обязанностей возместить причиненный имущественный ущерб, отмена незаконного акта, признание сделки недействительной и др. Это так называемые имущественные санкции.
По степени своей определенности санкции правовых норм могут быть разделены на определенные и относительно определенные. В определенных санкциях точно и конкретно указывается мера воздействия, которая должна быть применена к нарушителю данной нормы. В относительно определенных санкциях, указаны пределы, исходя из которых государственный орган определяет соответствующую меру воздействия на правонарушителя с учетом конкретных обстоятельств. Данные санкции могут быть выражены в различных формах: во-первых, путем указания минимума, ниже которого не может быть установлено наказание; во-вторых, путем указания минимума, выше которого не может быть установлено наказание; в-третьих, путем установления минимума и максимума сроков наказания.
По составу (строению) структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными и альтернативными. Простая гипотеза предусматривает одно обстоятельство, являющееся условием действия правовых норм, а простые диспозиция и санкция – одно правовое последствие. Сложная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, совокупность которых является условием действия правовых норм, а сложные диспозиция или санкция – несколько (совокупность) правовых последствий. Альтернативная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, наступление одного из которых является условием действия норм. Альтернативные диспозиция или санкция – наступление одного из последствий, сформулированных в норме. Большинство норм уголовного кодекса имеют альтернативные санкции, гипотезы.
Сложными являются санкции, предусматривающие, например, лишение свободы с конфискацией имущества и ссылкой. Нередко встречаются альтернативно-сложное строение структурных элементов, то есть налицо одновременно их сложность и альтернативность.
Таким образом, вторым элементом правовой нормы служит либо диспозиция (регулятивные), либо санкция (правоохранительные). Однако отсутствие санкции в структуре регулятивных норм предписаний не означает, что их исполнение не обеспечивается государством. Регулятивные нормы неизбежно по логике юридического регулирования, внутренние, а иногда и, текстуально связаны, функционируют в единстве с охранительными предписаниями, последние их обеспечивают и охраняют.
Уместно заметить, что словесная формулировка нормативного акта не всегда содержит в своем законченном виде все структурные элементы нормы. Внешнее изложение статей (пунктов) нормативных актов не всегда совпадает со структурой нормы, являющейся законодательно-логической категорией. Иногда очевидные для понимания элементы не формулируются, а лишь подразумеваются, логически вытекают из других статей того же факта или даже из иных нормативных актов. Более того, правила законодательной техники, требование простоты, компактности и удобства изучения и применения закона обуславливают объединение в одной статье (пункте) несколько норм, либо, наоборот, формулирование частей одной и той же нормы в разных статьях закона (отправные нормы).
На протяжении уже нескольких десятков лет правоведы ведут оживленную дискуссию о проблеме структуры правовых норм. Перманентный характер этой должности обусловлено во многом, что то или иное решение этой проблемы сказывается на решении многих других вопросов теории права. Мнение в науке ученых о структуре нормы права разделились. Одни считают (М. С. Строгович, П. Е. Недбайло, С. А. Голунский и др.), что свойственна трехзвенная структура, т.е. она предусматривает максимум того, из чего норма может состоять. П. Е. Недбайло все три элемента (гипотезу, диспозицию, санкцию) считает необходимыми в правовой норме. Отсутствие хотя бы одного из них, по его мнению, означает, что мы имеем дело лишь с частью нормы или с положениями неправового характера.
В юридической литературе верно подмечено «ценность трехчленной формулы состоит в том, что она побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, к сопоставлению «элементов», образующих одно правоположение, к определению условий применений правовой нормы, ее содержания, последствий ее нарушений». К этому добавляют, что трехчленная схема побуждает и законодателя при формулировании правовых предписаний видеть весь спектр юридического регулирования – держать в поле зрения все элементы логической нормы и в каждом случае четко решать вопрос о самом правиле, и об условиях его действия, и о государственно-принудительных мерах его обеспечения. «Особенностью логической нормы, - отмечает А.Ф. Черданцев, - является то, что отдельные части нормы могут находиться в разных нормативных актах в различных отраслях права и это весьма усложняет проблему структуры этой нормы».
Сторонники двухзвенной структуры утверждают, что обязательными элементами являются гипотеза и диспозиция (санкция), т.к. это представляет тот минимум, без которого норма утрачивает смысл юридического правила. Они утверждают, что данной схеме элементов норм-предписаний принадлежит важное теоретико-прикладное значение. Она соответствует действительному уровню развития права, свойственной ему специализации содержания, особым функциям, выполняемым его подразделениями. Вывод о двухзвенной структуре норм-предписаний правильно ориентирует законодателя и нацеливает его на то, чтобы четко формулировать в каждой норме-предписании два обязательных элемента: условие (гипотеза) и правовое последствие (диспозицию, санкцию). А это, по их мнению, позволяет с предельной полнотой и четкостью регламентировать все стороны прав и обязанностей, правовых последствий, фактов, с которыми они связаны.
Вывод с двухчленной структурой норм-предписаний правильно ориентирует работников практики. Он требует при анализе каждого конкретного правового предписания не упускать из поля зрения его связи с другими нормативными положениями, находить и условия, и правовые последствия, а следовательно, конкретно выявлять содержание предписаний. С.С. Алексеев высказывает мысль о том, что “если попытаться свести структуру юридических норм только к трехчленной схеме (логическим нормам), то такая попытка приведет к объединению содержания права, к выпадению из анализа существенных моментов этого содержания”.
Из сказанного следует вывод, что вопрос о структуре нормы права в юридической науке является одним из наиболее проблемних. Различные авторы едины в том, что норма права представляет собой структурное явление, что ей присуща внутреняя форма.
Только при параллельной характеристике структуры логической нормы – предписания обеспечивается всесторонний анализ содержания юридических норм. Нет необходимости абсолютировать каждый из указанных подходов и представлять двухзвенную или трехзвенную схему в виде единственновозможной.
1.3. Классификация норм права
Классификация правовых норм чрезвычайно разнообразна. Одно из оснований классификации – это деление правовых норм по отраслям права. В соответствии с этим основанием имеются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.
Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные. Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений и рассчитаны на правомерное поведение людей. Как уже ранее отмечалось, эти нормы находятся во взаимодействии с правоохранительными, которые преставляют меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Это взаимодействие заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение, а также направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение.
Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм. Так регулятивные, и охранительные нормативные предписания образуют костяк права нормативного образования. Именно из них на последующих уровнях структуры., в основном и складываются правовые (обязанности) общности – институты, объединения институтов, отрасли, семьи отраслей[7].
Характерно, что с развитием процесса (систематизации), специализации, регулятивные и охранительные предписания сохраняя между собой прочные связи и неизменно функционируя в единстве, тем не менее, не более обособляются друг от друга. Объединяясь в особые, самостоятельные регулятивные общности (институты), они функционируют в своих системах, не более отдаляются друг от друга, связываясь между собой не прямо, а по большей части, через соответствующие институты и даже отрасли. При рассмотрении их отдельно друг от друга, нужно сказать, что к регулятивным (правоустановительным) принадлежат предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они являются правоустановительными еще и по тому, что их роль в регулировании общественных отношений сводится, главным образом, к установлению субъективных юридических прав и обязанностей.
Что касается охранительных предписаний, то они направлены на регламентацию юридических мер ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. Необходимость обособлений и, при том дифференцированной регламентации государственно-принудительных мер обусловлено различной тяжестью нарушений обязанностей, возлагаемых регулятивными нормами, спецификой задач, решаемых в правоохранительной сфере. Так, в праве, общая обязанность «не нарушать субъективные права, основанные на праве общей (ответственности) собственности» едино. Но нарушение этой обязанности могут быть различными не только по своему фактическому содержанию (кража, грабеж, присвоение и т.п.), но и по степени опасности данных противоправных действий для общества (преступления, умышленный проступок).
В свою очередь регулятивные нормы по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные активные действия.
Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать запрещенные действия. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий. Например, ст. 283. БК Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации или ст. 289. Нецелевое использование бюджетных средств: Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Например в бюджетном праве: Ст. 176. БК. Предоставление государственных или муниципальных услуг или, например, Статья 7. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений
Кроме, того существуют специализированные предписания, которые, в отличие от регулятивных и охранительных имеют дополнительный характер. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений. При регламентировании общественных отношений они как бы присоединяются к регулятивным и охранительным предписаниям, образуя в сочетании с ними единый регулятор. Специализированные предписания ограничиваются друг от друга в зависимости от того, какую функцию они выполняют в процессе правового регулирования. По этому критерию их можно подразделить на четыре основные разновидности: а) общезакрепительные (конститутивные); б) дефинитивные; в) декларативные (целеустановительные); г) коллизионные нормы.
Общезакрепительные (конститутивные) нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. К ним относятся, например, нормы, закрепляющие принадлежность всей власти в Украине народу.
Дефинитивные закрепляют определенные юридические понятия.
Декларативные (целеустановительные) нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности правовых норм.
Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких.
Значение той или иной разновидности специализированных норм в процессе правового регулирования различно. Те из них, которые можно отнести к числу обобщающих (общие, дефинитивные, декларативные), выражают высокий уровень системных нормативных обобщений: другие (коллизионные) являются как бы и нормами о нормах. Но во всех случаях специализированные нормы – результат дифференциации и интеграции нормативного материала, результат того объективного процесса специализации, который присущ праву. Представляется возможным обратить внимание на существенную роль в нормативной системе обобщающих предписаний. Из них образуются заглавные подразделения отраслей права, закрепляемые в общей части кодификационных актов. Входящие в общие части предписания они являются выражением системных нормативных обобщений в праве, которые придают системе новое качество и потому выступают как показатель уровня ее развития, структурированности, юридического совершенства.
Правовые нормы могут быть подразделены по обязанности, объему и сфере регулирующего действия.
По характеру обязательности нормы права могут быть подразделены на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками общественных отношений. Если участники все же заключили соглашение, устанавливающее иные условия поведения, то оно все равно признается недействительным, следовательно, и в этом случае действует категорическое предписание[8]. Например, если стороны включили в договор условие, направленное на ограничение правоспособности (допустим, предусмотрели обязанность одной из сторон не вступать в брак до достижения 13 - го летнего возраста) то подобное соглашение лишено какой-либо юридической силы ибо нормы, регулирующие правоспособность граждан носят императивный характер. В области бюджетного права можно привести следующие примеры: Статья 13 БК. Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном БК. Статья 14. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Ст. 15. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Ст. 16. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Ст. 30. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации
Диспозитивные – нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Диспозитивные нормы иногда называют также воспитательными: она восполняют отсутствующее соглашение, функционируют лишь тогда, когда стороны не договорились между собой по данному вопросу. На практике они и распознаются по таким формулировкам, как «при отсутствии иного соглашения», «или иное не установлено в договоре». Например, Статья 4. БК «Бюджетное законодательство Российской Федерации и нормы международного права»: п.1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора или ст180 п. 2. В случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта не предусмотрены законом о бюджете либо предусмотрены частично (не в полной мере), применяется закон о бюджете в порядке, определенном статьей 83 Б К. (п. 2 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)
По сфере и объему регулирующего действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные. Практически важным является деление норм на общие и особенные, причем к особенным относятся специальные, местные (ведомственные), временные нормы. Общими называются юридические нормы, которые распространяются на род данных отношений в целом, а специальные – это нормы действующие только в пределах конкретного вида отношений. Последние также содержат более детализованные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений. Так, если норма КоБС, требующая для усыновления согласия родителей, ребенка, не лишенных родительских прав, является общей нормой, то норма устанавливающая, что при отсутствии родителей для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие на усыновление опекуна (попечителя), выражаемое в письменной форме, является по отношению к первой норме специальной. В качестве разновидности норм, различных по объему действия, могут быть выделены исключительные нормы. В отличие от специальных норм, регулирующих общественные отношения в соответствии с общими нормами, как бы в одном с ними русле и направлении, исключительные нормы предусматривают предписания, противоположные общим и специальным нормам, т.е. представляют собой исключение из правил.
Не смотря на относительность разграничения общих, специальных и исключительных норм имеем не только познавательное, но и непосредственно практическое значение: при разрешении каждого конкретного дела на ряду с общими установлениями требуется руководствоваться специальными и исключительными нормами.
В юридической литературе принято выделять рекомендательные нормы, под которыми понимается содержащиеся в государственно-правовых актах рекомендации обращенные к тем или иным общественным организациям.
В бюджетном праве более четко, чем в других разделах финансового права, выделяются материальные и процессуальные нормы[9]. Первые закрепляют материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюджетов и т.п.) к регулируют соответствующие отношения. К предмету вторых относится регулирование порядка (процедуры) прохождения каждой из стадий бюджетного процесса, форм взаимоотношений органов государственной власти, местного самоуправления, представительных и исполнительных органов власти в этом процессе. Значение бюджетно-процессуальных норм состоит в том, что они устанавливают организационно-правовые формы реализации материальных бюджетных прав субъектов бюджетного права, механизм их осуществления. Различие материальных и процессуальных норм бюджетного нрава отражено, например, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г., в котором выделен раздел «Основы бюджетного процесса». Эта концепция получила дальнейшее развитие в БК РФ 1998 г., который наряду с материальными нормами, сосредоточенными в части второй, содержит часть третью — «Бюджетный процесс в Российской Федерации», в которой закреплены процессуальные нормы бюджетного права. Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права. В круг субъектов бюджетного права РФ входят[10]:
1) государство и его территориальные подразделения — Российская Федерация в целом; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования);
2) органы государственной власти и местного самоуправления — представительные (законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Право на соответствующий бюджет — это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно государству, государственному или муниципальному образованию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъектность тех или иных государственных (местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение о том, что носителем суверенитета в Российской Федерации является ее народ (см. преамбулу Конституции РФ). Из права на бюджет вытекает комплекс различных материальных бюджетных прав, принадлежащих названным субъектам. Это права на получение и включение в бюджет определенных доходов, на использование их на экономические, социальные и другие потребности территории. С ними связаны соответствующие обязанности данных субъектов.
Процессуальными правами и обязанностями наделены представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Это, например, полномочия по составлению и утверждению бюджета в определенные сроки при соблюдении установленных форм и т.д.
Рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям.
2. Практическая часть
1. Выписать пять подстатей доходов с указанием их статей, подгрупп и групп.
подстатья |
статья |
подгруппа |
группа |
01 |
01 |
01 |
1 |
21 |
20 |
01 |
2 |
13 |
01 |
02 |
3 |
20 |
01 |
03 |
5 |
10 |
04 |
02 |
3 |
Подстатьи должны быть из разных групп
2. Выписать пять подстатей расходов по функциональной классификации
Вид расходов |
Целевая статья |
Подраздел |
Раздел |
268 |
403 |
04 |
14 |
320 |
440 |
01 |
18 |
284 |
410 |
01 |
15 |
300 |
430 |
01 |
17 |
271 |
405 |
06 |
13 |
Разделы должны быть разные
3. Выписать шесть элементов расходов по функциональной классификации.
элемент |
подстатья |
Предметная статья |
подгруппа |
группа |
Оплата труда гражданских служащих |
10 |
01 |
1 |
1 |
Выплата процентов по кредитам российских кредитных организаций |
10 |
03 |
2 |
1 |
Субсидии финансовым организациям |
13 |
01 |
3 |
1 |
Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования производственного назначения |
10 |
01 |
4 |
2 |
Капитальный ремонт военных объектов |
40 |
03 |
4 |
2 |
Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды) финансовым организациям |
30 |
01 |
8 |
3 |
Три элемента из группы «Текущие расходы» (из разных подгрупп), два из группы «Капитальные расходы», один из группы «Предоставление бюджетных кредитов (ссуд)»
4 Выписать пять статей расходов из ведомственной классификации. Все статьи должны быть по разным распорядителям.
Вид расходов |
Целевая статья |
Подраздел |
Раздел |
Главный распорядитель |
332 |
440 |
08 |
18 |
188 |
603 |
611 |
01 |
25 |
188 |
027 |
120 |
01 |
03 |
189 |
187 |
651 |
01 |
06 |
190 |
259 |
400 |
05 |
05 |
201 |
Все статьи должны быть по разным распорядителям
5. Проанализировать статьи Бюджетного Кодекса РФ и выписать вопросы, по которым БК РФ требует наличия отдельных федеральных законов.
Наличие отдельных федеральных законом необходимы для следующих статей:
Статья 8. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области бюджетных правоотношений
Статья 9. Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений
Статья 13. Государственный внебюджетный фонд
Статья 17. Целевой бюджетный фонд
Глава 4. бюджетная классификация Российской Федерации
Статья 44. Финансовая помощь
Статья 45. Безвозмездные перечисления
Статья 48. Регулирующие доходы бюджетов
Статья 98. Формы государственного долга Российской Федерации
Статья 180. Соотношение закона о бюджете и других законов, решений
Статья 258. Сокращение расходов федерального бюджета
Заключение
Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:
1. раскрыто понятие нормы права;
2. рассмотрена структура норм права;
3. рассмотрена классификация норм права.
По первому вопросу следует отметить, что право в пределах каждой страны образует целостное системное образование отличающееся чертами органичности. Норма права – это начальная клеточка этого образования. Ее следует рассматривать как первичный, исходный элемент всей правовой системы. Но в это же время каждая из норм не может изображаться в качестве «права в миниатюе; полного, исчерпывающего выражения всех его качеств и характеристик. Нормы права – общеобязательные правила. Т.е., представляют собой правила поведения общего характера
По второму вопросу можно отметить, что внутреннее строение, связь элементов, образующих структуру нормы, отличаются жесткостью, «неразрушимостью». Причем, «эти элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах иерархической зависимости, как это характерно в основном для связи элементов внутри отраслей институтов права, а на началах синтетической зависимости»
По третьему вопросу была раскрыта классификация норм права и приведены примеры согласно бюджетному праву.
Таким образом, нормы права представляют собой своеобразный строительный материал, из которого складывается все правовое здание. Они не имеют материальной субстанции, а являются идеальными образцами допускаемого, поощряемого или требуемого государством поведения. Объектированное выражение нормы права получают в статьях нормативных правовых актов. Без такого постатейного выражения нормы права оказались бы недопустимыми для познания их исполнителями и в итоге не смогли бы выполнить роль меры, масштаба регулирования и оценки поведения людей. Статья служит формальной правовой нормой, а правовая норма составляет содержание статей.
Список литературы
Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г N 145-ФЗ - справочная система «Гарант»
Алексеев С.С. Общая теория права – М.: Логос, 2001.
Бюджетное право / Под ред. А.М. Никитина.- М.: Юнита-дана, 2001
Бюджетное право / Под ред. В.С Блыкина.- М.: Закон и право, 2000
Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация - М.:Дело,1999.
Основы теории государства и права (под ред. А.С. Пигалкина) - М.:Логос,1999.
Черданцев Р.Ф. Специализация и структура норм права - М.:Логос,1999.
Нормы права и правоотношения./ Под ред. С.С. Алексеева - М.: Логос, 2000.
Теория государства и права / Под ред. Н.Г. Александрова.- М.: Закон и право, 2001
Суриков В.В. Теория государства и права. - Киев: Закон, 1999
[1] Бюджетное право / Под ред. А.М. Никитина.- М.: Юнита-дана, 2001 – с 14.
[2] Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г N 145-ФЗ - справочная система «Гарант»
[3] Бюджетное право / Под ред. В.С Блыкина.- М.: Закон и право, 2000 – с 21.
[4] Алексеев С.С. Общая теория права – М.: Логос, 2001. – с 32.
[5] Алексеев С.С. Общая теория права – М.: Логос, 2001. – с 43.
[6] Суриков В.В. Теория государства и права. - Киев: Закон, 1999 - с 19.
[7] Нормы права и правоотношения./ Под ред. С.С. Алексеева - М.: Логос, 2000. – с 47
[8] Нормы права и правоотношения./ Под ред. С.С. Алексеева - М.: Логос, 2000. – с 49.
[9] Бюджетное право / Под ред. А.М. Никитина.- М.: Юнита-дана, 2001 – с 56.
[10] Бюджетное право / Под ред. В.С Блыкина.- М.: Закон и право, 2000 – с 89.