Содержание

Теоретическая часть. 3

Вопрос 7: Сфера применения  договорных тарифов на железнодорожном транспорте. 3

Вопрос 17: Государственное регулирование цен. 8

Вопрос 27: Цена и биржа. 12

Практическая часть. 18

Задача 1. 18

Задача 2. 20

Задача 3. 21

Задача 4. 22

Задача 5. 24

Список литературы.. 27

















Теоретическая часть

Вопрос 7: Сфера применения  договорных тарифов на железнодорожном транспорте

ОТВЕТ

Договорные тарифы устанавливаются на основе утвержденных МАП России Рекомендаций по установлению и применению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей (указание МПС России от 11.07.2000 N Ш-1995у). В Рекомендациях приведен примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, отредактированный с учетом утверждения Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), включающий следующие виды наиболее распространенных работ и услуг[1, 5 и др.]:

1. Перевозки грузов с сокращенным сроком доставки по сравнению с нормативами, установленными правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

 2. Перевозки грузов по графику с согласованным временем (в часах) отправления и прибытия.

3. Перевозки грузов по строящимся железнодорожным линиям, не принятым в постоянную эксплуатацию.

4. Перевозки грузов на железнодорожных линиях, в том числе узкой колеи, не включенных в общую сеть железных дорог.

5. Перевозки грузов на особых условиях грузоотправителя, грузополучателя.

6. Осуществление перевозок грузов ранее сроков, установленных Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" и правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

7. Подача и уборка вагонов, контейнеров для погрузки или выгрузки грузов на железнодорожные станции, не открытые для выполнения отдельных грузовых операций, а также работы, связанные с приемом, выдачей, погрузкой и выгрузкой грузов на этих станциях.

8. Подборка вагонов для подачи на железнодорожные подъездные пути ветвевладельцев под погрузку или выгрузку в случаях, не предусмотренных договором на эксплуатацию подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов.

9. Подборка и погрузка в вагоны мелких отправок грузов, прибывших на места общего пользования, и подача этих вагонов на железнодорожные подъездные пути для выгрузки.

10. Перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах, закрепление вагонов тормозными башмаками на железнодорожных подъездных путях, не принадлежащих железным дорогам.

11. Разработка и выдача технических условий на строительство железнодорожных подъездных путей.

12. Оказание дополнительные услуг в подготовке материалов для заключения или пересмотра договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, подачу и уборку вагонов.

 13. Осуществление инспекторского надзора за железнодорожными подъездными путями, не принадлежащими железным дорогам.

14. Техническое обслуживание железнодорожных подъездных путей, не принадлежащих железным дорогам, в случаях, не предусмотренных Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".

15. Проверка веса и состояния груза, а также взвешивание груза в случаях, не предусмотренных Федеральным законом "Транспортным устав железных дорог Российской Федерации".

16. Хранение грузов и транспортных средств на складах временного хранения, расположенных на местах общего пользования железнодорожных станций.

17. Техническое обслуживание (ведомственный контроль, ремонт, контрольные проверки) весовых приборов, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам.

18. Отстой собственного и арендованного порожнего подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования.

 19. Проведение работ работником федерального железнодорожного транспорта в случаях, не предусмотренных Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".

20. Консультирование грузоотправителей по разработанным ими чертежам, расчетам и схемам на погрузку и крепление грузов, в том числе негабаритных грузов, не предусмотренных техническими условиями, разработка чертежей, схем и выполнение расчетов на погрузку и крепление грузов, не предусмотренных техническими условиями.

21. Осуществление технической учебы и консультирования по правилам технической эксплуатации, Федеральному закону "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", правилам перевозок грузов на железнодорожном транспорте, тарифным руководствам и другим нормативным документам.

22. Использование пневматических устройств от локомотива или станционных устройств железной дороги для выгрузки вагонов и для других целей.

23. Сопровождение грузов работником железной дороги.

24. Сопровождение работниками военизированной охраны МПС России грузов, не входящих в перечни грузов, охрана и сопровождение которых в пути следования должны осуществляться работниками военизированной охраны МПС России, а также в случаях, требующих специализированных вагонов, средств индивидуальной защиты, сигнализации и связи, дополнительной охраны.

25. Выдача копий документов, в том числе транспортных железнодорожных накладных и заявок на перевозки грузов, учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчиков.

26. Пломбирование крытых вагонов, контейнеров при перевозке в них грузов для личных (бытовых) нужд.

27. Оборудование в портах вагонов для размещения и крепления в них тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов.

 28. Выполнение средствами железных дорог в местах общего пользования погрузочно-разгрузочных работ, на которые не предусмотрены сборы, указанные в Тарифном руководстве, а также при особых условиях их выполнения из-за свойств грузов или необходимости использования специальных дорогостоящих погрузочно-разгрузочных механизмов.

29. Въезд (выезд) на места общего пользования железнодорожных станций автомобильного подвижного состава, если это не связано с приемом и выдачей грузов.

Кроме того, в соответствии с главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации транспортно - экспедиционные услуги могут выполняться предприятиями федерального железнодорожного транспорта по договору транспортной экспедиции. Классификация экспедиторских услуг, общие требования к их качеству определяются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51133-98 "Экспедиторские услуг на железнодорожном транспорте. Общие требования". Базой для определения уровня договорных тарифов являются расходы железной дороги по осуществлению соответствующих операций. Максимальный размер договорного тарифа определяется на основе экономически обоснованной себестоимости выполнения работ и услуг с учетом необходимого уровня рентабельности. При этом уровень рентабельности не может превышать 35% по отношению к расходам.

Состав затрат, включаемых в себестоимость при формировании договорных тарифов, определяется в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (указание МПС России от 27.08.1992 N 521пр-у). В условиях развития рыночных отношений в транспортной деятельности при установлении договорных тарифов необходимо учитывать сложившийся уровень цен на аналогичные услуги у возможных конкурентов, а также финансовые возможности грузоотправителей и грузополучателей. Поэтому в ряде случаев размер договорного тарифа целесообразно снизить по сравнению с его максимально допустимым уровнем, чтобы обеспечить наибольший объем заказов, доходов и прибыли. Работа по регулированию договорных тарифов должна проводиться одновременно с изучением транспортного рынка, платежеспособного спроса на предлагаемые работы и услуги, с выделением тех сегментов, где имеет место или может возникнуть конкуренция с другими предприятиями. При этом крайне важно правильно определить тенденции в развитии конкурентных предприятий и возможное их влияние на конъюнктуру рынка для конкретного вида транспортных услуг.

Перечни работ и услуг, выполняемых железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, ставки договорных тарифов утверждаются в порядке, установленном начальником железной дороги, и оформляются в виде сборников, прейскурантов и т.п. и доводятся до сведения причастных работников, грузоотправителей, грузополучателей. Договорные тарифы могут устанавливаться в различных формах: в виде провозных плат в зависимости от расстояния, надбавок (коэффициентов) к прейскурантному тарифу, ставок сборов, плат и т.п. В тех случаях, когда дополнительные работы и услуги носят разовый, нерегулярный характер или расходы по их осуществлению значительно различаются в зависимости от конкретных условий, величина договорного тарифа может устанавливаться отдельно для каждого конкретного случая (без разработки унифицированных прейскурантов). Уровень договорных тарифов фиксируется в протоколе (договоре) согласования, который подписывается руководителями предприятия федерального железнодорожного транспорта и предприятия - заказчика работ, услуг. По просьбе заказчика работ, услуг ему предоставляется калькуляция для ознакомления. В тех случаях, когда указанные предприятия не имеют возможности подписать протокол (договор) согласования договорных тарифов, протокол (договор) может быть заключен путем обмена документами, подтверждающими согласие сторон (телефонограмма, телеграмма, телекс, телефакс и т.п.).

Вопрос 17: Государственное регулирование цен

ОТВЕТ

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой – является попыткой государства с помощью законодательных, административных, бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. е. Через цены нивелировать циклическими колебаниями процессов воспроизводства[5, с. 145].

Прежде всего, следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителем оптимальных решений по ценам, оказании им методической и методологической помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Ценовое регулирование преследует следующие цели: не допустить инфляции в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого повышения цен на экспортируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках, стимулированию и модернизации производства; добиваться конкретных социальных результатов, в частности обеспечивать поддержание определенного прожиточного минимума и возможность приобретения товаров первой необходимости. Регулирующие акции государства в области цен могут преследовать краткосрочные цели или даже экстренные цели, в данный конкретный момент не совпадающие с другими целями, но в конечном итоге такие акции служат осуществлению темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Степень государственного регулирования цен зависит от состояния экономики. Она усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции, при росте дефицита отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса.

Меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми (установление общих правил ценообразования), так и косвенными (через различные экономические механизмы)[8, с. 55].

Прямое регулирования цен осуществляется в основном в сфере деятельности монопольных рынков и естественных монополий. Кроме того, регулированию всегда подвергаются цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение для общества, т.е. на товары и услуги первой необходимости (топливо, энергия, стратегическое сырье, продукция оборотного значения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и др.).

Административное или прямое регулирование ценообразования предполагает прямое установление или изменение уровня цен. Осуществление административного регулирования происходит посредством выпуска законодательных актов и основывающихся на них действий исполнительной власти.

В целях регулирования ценообразования страны с рыночной экономикой имеют специальные административно-правовые механизмы. Обычно это один или несколько правительственных органов.

При административном регулировании и контроле цен могут использоваться следующие методы[7, 8 и др.]:

-         «замораживание» или блокировка или фиксация цен (цены законодательно стабилизируются на определенный период);

-         таксация цен (правительство получает информацию от производителей, анализирует рыночную ситуацию и на этой основе определяет цены, которые подразделяются на твердо фиксированные, максимальные и минимальные);

-         плавающие цены (государство применяет так называемую «вилку» цен, определив верхнею и нижнею границы);

-         государство устанавливает гарантированную минимальную цену товара;

-         применение базисных минимальных цен (основано на фиксации базисного размера и базисного качества той или иной продукции, причем фактические цены не должны отличаться от базисных более, чем на величину установленного отклонения);

-         «сметные» цены (производителю указывается способ расчета цен исходя из сметной стоимости работ);

-         «рамочные» цены (указывается способ расчета цен на основе круга затрат);

-         применение ценовых режимов, или декларирования цен (производители сами определяют цены, но должны получить согласие на их введение).

        Существует режим  свободных контролируемых цен, режим обусловленной свободы ценообразования, режим свободных наблюдаемых цен.

-         Режим свободных контролируемых цен предполагает, что на повышение цен должно быть получено согласие правительственных органов.

-          Режим обусловленной свободы ценообразования (обязательное декларирование с правом вето) основывается на самостоятельном установлении цен без получения предварительного согласия, за правительственными органами сохраняется право на непосредственное вмешательство в процесс установления и изменения ценовых уровней.

-         Режим свободных наблюдаемых цен (простое обязательное декларирование, предварительная нотификация, уведомительные цены) предполагает, что предприятия должны в обязательном порядке заявлять о ценах, но при этом администрация не имеет право возражать. Т.о., нотификация носит в определенной степени формальный характер. Однако она все же способствует сдерживанию цен. Администрация может в любой момент ввести более жесткую систему, если выявлены злоупотребления.   

Все вышеперечисленные методы регулирования можно условно подразделить на жесткие и мягкие.

Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в конечном счете – на установление определенного соотношения между спросом и предложением на рынке. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие действия, какой бы непосредственно цели они первоначально не служили.

В системе методов косвенного или экономического регулирования важное место занимает политика налогообложения. С ее помощью государство регулирует размеры совокупного спроса, при «перегреве» экономики сокращает его, а при спаде – расширяет[4, с. 133].

Проведение налоговой политики включает в себя также правила амортизационных отчислений и налоговые льготы (на инвестиции, на новое оборудование и т.п.).

Размеры денежной эмиссии имеют важнейшее значение для динамики и уровня цен. Ограничение массы денег в обращении сокращает совокупный платежеспособный спрос. Несбалансированность же между денежной и товарной массой считается инфляционным фактором.

Кредитная политика (изменение ставки процента, регулирование нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами) играет огромную роль в развитии производства. При спаде производства государство может стимулировать спрос путем удешевления кредита (снижение процентной ставки в государственных банках, что приводит к ее снижению и в частных банках).

Бюджетная политика, т.е. перераспределение средств через бюджет, основана на уже анализированных налоговых выплатах. Однако важной ее составной частью является прямая финансовая помощь (предоставление субвенций, дотаций, субси­дий). Государственные субсидии снижают издержки индивидуальных производите­лей в рамках подотрасли, отрасли или региона. Один из видов таких субсидий – снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги, достигнутое путем специальных доплат производителю или потребителю.

Таможенная политика включает в себя целый набор средств, обеспечивающих протекционизм или свободу торговли импортными товарами. Государственное воз­действие на внешнеторговые цены ведется государственным поощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах – с помощью экспортных субсидий, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов. Все это существенно отражается на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. Одним из эффективных инструментов государственного регулирования внутренних цен являются качественные и количественные ограничения импорта. Ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также воздействия на цену импортного товара размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутренним рынке, повышению цен на импортные товары[3, с. 189]. 

Итак, с помощью разнообразного инструментария государство вмешивается в хозяйственную жизнь и соответственно в процессы ценообразования. Его влияние осуществляется через финансовую, таможенную, валютную, структурную, инвестиционную и т.п. политику.

На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние национальные и климатические факторы, сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда.

Вопрос 27: Цена и биржа

ОТВЕТ

Биржа выполняет две функции:

1) сводит покупателя с продавцом;

2) способствует стабилизации цен, уравновешивая спроси предложение.

Под влиянием биржи складываются цены и на "уличном" рынке.

         Центральным рынком акций крупнейших фирм является биржа. На бирже продавцы встречаются с покупателями и цены устанавливаются по закону спроса и предложения. Классическая биржа - это аукцион, где торговля ведется посредством обмена устными инструкциями между трейдерами (представителями брокерских фирм в торговой зоне биржи). В последние годы благодаря развитию вычислительной техники возникли и автоматизированные системы купли-продажи ценных бумаг (например, CATS на Торонтской фондовой бирже, CORES - в Париже и Мадриде). Но классическая биржа еще доминирует, и самым крупным ее представителем является Нью-Йоркская фондовая биржа.

         В биржевой торговле ключевым понятием является ликвидность (способность рынка поглотить разумное количество ценных бумаг при разумном изменении цены последних). Ликвидный рынок характеризуется: частными сделками, узким разрывом между ценой продавца и ценой покупателя, наибольшими изменениями цен от сделки к сделке. Отклонения от этих норм чреваты развитием криминогенной ситуации, панических настроений среди инвесторов[1, 5  и др.].          Биржа делает все от нее зависящее, чтобы поддержать ликвидность и не допустить подобных отклонений. Ликвидность рынка тем выше, чем больше число участников купли-продажи.          Перед рассмотрением техники брокерской операции опишу существующие формы заказа на куплю-продажу. Уполномоченный представитель биржевой фирмы может получить "рыночный" заказ.

         Это заказ купить или продать определенное число акций по наилучшей цене рынка. Все заказы, где нет цены, обычно считаются "рыночными", т.е. предполагается, что клиент готов заплатить или уступить за предложенную цену.

          Следующая форма - лимитированный заказ. В нем клиент указывает конкретную цену, по которой должна состояться сделка, или лучшую цену, если трейдер способен получить таковую. Лимитированный заказ - это заказ, который позволяет трейдеру некоторую свободу выбора цены при осуществлении сделки.

          Дневным заказом называется заказ с дневным сроком действия. Все заказы считаются дневными, если в них не указан иной срок. В отличии от дневного открытый заказ считается в торговой книге брокера до тех пор, пока он не исполнен или отменен.

          Заказ "все или ничего" означает, что трейдер должен купить или продать все акции, указанные в заказе, прежде чем клиент согласится с исполнением. Противоположностью ему является заказ "приму в любом виде",предполагающий, что клиент примет любое количество акций вплоть до заказанного максимума.

         Заказ "исполнить или отменить" означает, что как только часть заказа, которую можно удовлетворить, выполнена, остальная часть отменяется.

         Заказ "или-или" - это уже отданное распоряжение, тогда как заказы на другие ценные бумаги еще ожидают своего исполнения. Как только трейдер исполнит заказ "или-или", другие заказы автоматически отменяются. Заказ "с переключением" означает, что выручка от продажи одних акций может быть использована для покупки других.

         Контингентный заказ предусматривает одновременную покупку одних и продажу других акций.

         Стоп-заказ бывает двух видов. Во-первых, это заказ, который подлежит исполнению как "рыночный", если цена акции падает ниже определенной клиентом цены (стоп-цены). Цель – либо попытаться сократить ущерб, который может по крайней мере унести часть прибыли, которая может возникнуть. Во-вторых, это заказ,поступивший от лица, которое продало акции с короткой

позиции с целью снижения ущерба, если цена акций начнет расти.

         Вернемся к брокерской операции. Допустим, после консультации с УПом брокерской фирме в своем районе один клиент решил купить 100 акций "А", а другой клиент - продать 100 акций "А". Наведя справки на бирже, УПы сообщили своим клиентам, что за "А" предложено максимум 10.5 долл. за акцию, а запрошено минимум 10.75 долл. Таким образом, покупатель знает, что минимальная цена, по которой сейчас продают "А" равна 10.75, а продавец знает, что максимальная цена, которую предлагают за "А", равна 10.5. Сделка между ними возможна в том случае, если покупатель согласиться на 10.75 или продавец уступит за 10.5[4, 6 и др.].

         Допустим, клиенты проинструктировали УПов получить наилучшую текущую цену за "А" и тем самым сделали "рыночный" заказ. УПы передают этот заказ в торговый отдел своих фирм, а оттуда они попадают к трейдерам для исполнения в торговом зале биржи. Трейдеры обеих фирм должны приложить все усилия, чтобы выручить наилучшую цену за клиентов.

         Трейдер покупателя видит, что за "А" предлагают 10.5, но никто не желает продавать за такую цену. Так как он имеет поручение купить "А" "на рынке", то он может предложить 10.6. Трейдер продавца видит, что кто-то безуспешно пытается продать "А" за 10.75. Услышав новую цену - 10.6, он решает продать за нее и выкрикивает "Продано 100 "А" за 10.6". Сделка считается состоявшейся с момента подписания двумя трейдерами контракта, подтверждающего куплю-продажу .  

         В данном случае инвестиционный дилер выступил в качестве брокера, осуществляя агентское обслуживание клиента. Примерно такую же процедуру проделывает диллер в роли принципала. Особенность заключается в том, что диллер скупает ценные бумаги с дисконтом (разница между нарицательной стоимостью ценной бумаги и рыночной ценой) от текущей цены, создает собственный портфель, из которого торгует по мере надобности.

         Как же происходит котировка цен на бирже. Котировка цен является одной из главных функций товарной биржи.

 Проследим как происходит этот процесс на простом примере.  Допустим у нас есть двадцать производителей и сто покупателей определенного товара, территориально расположенных на большом расстоянии друг от друга. Существует свобода цен и хозяйственных связей. Каждый потребитель самостоятельно связывается с изготовителями. При отсутствии надежной информационной сети цены на товар будут сильно колебаться.

         Те же двадцать производителей и сто потребителей представляют в концентрированном виде свой спрос и предложение на бирже. Появляется одна рыночная цена, служащая ориентиром для всех. Колебания конкретных цен не столь значительны, появляется их базис, который соответствует в принципе уровню общественно необходимых затрат. Кто его превышает, тот несет убытки и выбывает из игры.

         Процесс котировки очень трудоемкий  и требует учета самых различных ценообразующих факторов. Приведем основные правила, которые необходимо учитывать в обязательном порядке.

         Прежде всего, товары необходимо котировать в соответствии со стандартами. С этой точки зрения они могут носить как единичный характер, так и выступать в виде групп с общими технологическими и другими характеристиками.

         Необходимо копировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список, - базу биржевого бюллетеня.

         При котировке по возможности исключаются цены, не отражающие рынка данного биржевого дня: если при отсутствии предложения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где имелось достаточное предложение, она должна быть исключена.                                                                            Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка. Они исключаются из процесса котировки.

         При котировке следует выделить минимальный объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчеты.

         Цены на единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта, при крупнооптовой реализации они меньше, при мелко оптовой - больше. Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов.               Первый заключается в выделении обычного объема партии и по нему совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из партии и они вносятся в бюллетень. Другой метод состоит в выделении различных групп партий. Котировальная цена определяется для каждой из них.

         При котировке учитываются и условия расчета по сделкам[6, с. 204]:

на наличный товар или на срок.

         На уровень цен, а следовательно, и на котировку, влияет такое обстоятельство, как статус контрагентов. У государственных предприятий и организаций обычно ниже, чем у кооператоров и частных лиц.

         Существует еще целый ряд правил биржевой котировки, учитывающих действие на тех или иных факторов. Например, определение конъюнктуры рынка. Оно основывается на трех характеристиках: первая - соотношение спроса и предложения на каждый товар; вторая - тенденции движения цен, т.е. динамика цен на каждый товар в течении данного периода биржевых торгов; третья - количество совершенных сделок.

         На современных фьючерсных биржах цены выходят за рамки элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром предполагает заключение контрактов с указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена которого и станет продажной. То есть в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бирже через заданный промежуток времени. За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз, что дает широкий простор для биржевой спекуляции.

         И в заключении можно сделать вывод , что котировальные цены благодаря значительной концентрации спроса и предложения в биржевом процессе становятся объективным показателем состояния рынка и одновременно фактором последующего изменения структуры производства.










Практическая часть

Задача 1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Определить оптимальную  для предприятия цену на новую продукцию, ценовую эластичность и построить кривую эластичности по исходным данным

Таблица 1

Исходные данные задачи 1

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Значение

1

Условно- постоянных расходы (УПР)

 Млн. руб.

60

2

Переменные расходы (ПерР)

Тыс. руб. / ед.

70

3

Результаты исследования рынка



3.1

Цена, тыс. руб.

Возможный сбыт, шт.


130

1200

3.2

Цена, тыс. руб.

Возможный сбыт, шт.


140

1000

3.3

Цена, тыс. руб.

Возможный сбыт, шт.


150

800

3.4

Цена, тыс. руб.

Возможный сбыт, шт.


200

750

3.5

Цена, тыс. руб.

Возможный сбыт, шт.


220

650

РЕШЕНИЕ

1)    Определим порог безубыточности:

ТБУ = УПР / (Ц – Пер Р),                            (1)

Где    Ц – цена изделия, тыс. руб.

Таблица 2

Определение порога безубыточности

№ п/п

Цена, тыс. руб.

Сбыт, шт.

ТБУ, шт.

Превышение спроса над ТБУ

1

130

1200

1000

200

2

140

1000

857

143

3

150

800

750

50

4

200

750

462

288

5

220

650

400

250

         Таким образом, из таблицы 2 видно, что  по позиции 4  наблюдается максимальное превышение спроса над порогом безубыточности на 288 штук. Оптимальная цена при этом равна 200тыс. руб./ ед.

Доходы по оптимальной цене определяются умножением этой цены на объем спроса:

200*750 = 150000 ( тыс. руб.) = 150 (млн. руб.)

         Общая сумма  условно-  переменных расходов  равна произведению суммы  переменных расходов на единицу на объем сбыта:

70*750 = 52500 (тыс. руб.) = 52,5 (млн. руб.)

         Общая сумма расходов равна сумме условно- постоянных и переменных расходов:

60+52,5 = 112,5 (млн. руб.)

         Коэффициент эластичности:

Кэ = (Q5-Q1)*(P1+P5)/(P1-P5)*(Q1+Q5),                            (2)

К э = (650-1200)*(130+220) / (130-220)*(650+1200) = 1,16

         Так как  К э  больше 1,то спрос считается эластичным.

На рисунке 1 представлен график эластичности (зависимости спроса от цены).

Рис. 1. График эластичности товара

ОТВЕТ

Оптимальная цена равна 200 тыс. руб.Ценовая эластичность равна 1,16.

Задача 2

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Рассчитайте договорную цену за подачу вагона под грузовые операции в согласованное с клиентом время. Исходные данные задачи представлены в таблице 3.

Таблица 3

Исходные данные задачи 3

№ п/п

Наименование показателя

Значение

 Обозначение

1

Продолжительность маневровой работы

0,35

t мр

 2

Время простоя

18

t пр

3

Дополнительное время работы


t доп


-начальника станции




- маневрового диспетчера




- дежурного по станции




 - составителя поездов



4

Число вагонов в подаче


m под

5

Расходная ставка за вагонно- час


е ваг- час

6

Часовая зарплата


З


- начальника станции




- маневрового диспетчера




-дежурного по станции




- составителя поездов



7

Расходная ставка за маневровый локомотиво- час, тыс. руб.


е лок- час

РЕШЕНИЕ

1)    Определим расходы на маневровую работу:

Е ман = е ло- час * t мр/m под,                         (3)

Е ман = 23,5*0,35/4 = 2056 (  тыс. руб.)

2) Расходы от дополнительного простоя:

Е пр = Е ваг- час * t пр,                           (4)

Е пр = 317*18 = 5706 (  тыс. руб.)

3) Дополнительные трудовые затраты:

Е тр = З * t доп *1,39 /m под,                           (5)

Е тр = (0,3*4,5+0,2*4,365+0,2*4,25+0,7*4,172)/4 = 1,498 (   тыс. руб.)

4) Договорная цена:

ДЦ = Е ман + Е пр +Е тр,                       (6)

ДЦ = 2056+5706+1,498 = 7763,5 (  тыс. руб.)

ОТВЕТ

         Договорная цена  равна 7763,5 ( тыс.  руб.)

Задача 3

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Рассчитать арендную плату за пассажирский вагон на основе  исходных данных в таблице 4.

Таблица 4

Исходные данные задачи 4

Тип вагона

 

СВ

Оптовая цена, млн. руб.

Цв

894

Норма амортизации , %

Н ам

3,64

Срок службы, лет

t сл

28

Число капитальных ремонтов за срок службы

КР - 1

КР – 2

N кр – 1

N кр -2

5

1

Цена КР -1 ,  млн. руб.

П кр 1

69,5

Цена КР – 2, млн. руб.

П кр 2

99,6

Себестоимость деповского ремонта, млн. руб.

Ц др

1,93

Месячная зарплата проводника, тыс. руб.

З ср

751

 Расходы на  техническое обслуживание в расчете на сутки, руб.

Е то

5990

РЕШЕНИЕ

1)    Амортизационные отчисления за сутки:

Е а = Цв * Нам / 365*100,                       (7)

Е а  = 894*3,64/365*100 = 8,916 (млн. руб.)

2) Капитальный ремонт  в расчете на сутки

,                          (8)

Е кр = (5*69,5+1*99,6)/(28*365) = 0,0441 ( млн. руб.)

3) Расходы на деповский ремонт:

Е др = (N др * Ц др)/t сл *365,                         (9)

Е др = (28-2) *1,93/(28*365) = 0,00491 ( млн. руб.)

4) затраты на содержание проводников и на соцнужды:

Е зп = (З ср * 4,26*12*1,39) /365,           (10)

Е зп = 751*4,26*12*1,39/365 = 146,20 ( тыс. руб.)

5) Арендная плата за вагон в расчете на  одни сути:

А ( Е а + Е кр + Е др + Е зп + Е то) (1+R) (1+Н),                        (11)

А = (8916+44,1+4,91+146,2+5,99) (1+0,35) (1+0,2) = 14769,9 ( тыс. руб.)

ОТВЕТ

         Арендная плата равна 14769,9 тыс. рублей.

Задача 4

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Определить оптимальную цену предприятия, оптовую цену промышленности, розничную цену при исходных данных в таблице 5

Таблица 5

Исходные данные задачи 5

           

Затраты, млн. руб.

С


- ФОТ


145

- Соцстрах, %


39

- Сырье и материалы


475

- Амортизация


48

- Прочие


31

Объем производства, тыс. ед.


710

Предельный уровень рентабельности, %

R

35

Снабженческо- сбытовая надбавка, %

Н сб

33

Транспортные расходы, руб.

Тр

1220

Налоги, %

Н

34

 Торговая надбавка, %

Тн

41

РЕШЕНИЕ

1)    Себестоимость равна суме все затрат:

С = 145+145*0,39+475+48+31 = 755,55 ( млн. руб.)

2) Средняя нормативная прибыль:

П норм = С * R ,                             (12)

П норм = 755,55*0,35 = 264,44 ( млн. руб.)

3) Оптовая цена предприятия:

О цп = С + П норм ,                       (13)

О цп = 755,55+264,44 = 1019,99 ( млн. руб.)

4) Снабженческо- сбытовая надбавка в  млн. руб.:

ССН = О цп * Н сб ,                       (14)

ССН = 1019,99*0,33 = 336,6 ( млн. руб.) = 336600 (тыс. руб.)

5) Оптовая  цена промышленности:

О ц пром = О цп + ССН + Тр,                          (15)

О ц пром = 1019990+336600 + 1,22 = 1356591,22 ( тыс. руб. )

6) Торговая наценка в тыс. руб.:

ТН = О ц пром * Т н ,                    (16)

ТН = 1356591,22 *0,41 = 556202,4 ( тыс. руб.)

7) Налоги в тыс. руб.:

Н руб. = (Оц пром + ТН ) *Н,                          (17)

Н руб. = (1356591,22+556202,4)*0,33 = 631221,9 ( тыс. руб.)

8) Розничная цена :

Ц роз = О цп + ТН + Н руб.,                            (18)

Ц роз = 1356591,22+556202,4+631221,9 = 2544015,22 ( тыс. руб.) = 2544 ) млн. руб.)

ОТВЕТ

Оптовая цена предприятия равна 1019,99 млн. руб. оптовая цена промышленности равна  1356,6 млн. руб. Розничная цена  предприятия равна 2544 млн. руб.





Задача 5

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Определить договорной тариф за реализованную электроэнергию, доходы и расходы , а также прибыль электроснабженческой дистанции по данным таблицы 6

Таблица 6

Исходные данные задачи 5

Наименование показателя

Обозначение

Единица измерения

 Значение

Длина участка

L

Км

405

Число грузовых поездов

N гр

Пар

21

Число пассажирских поездов

N пс

Пар

8

Все поездов грузовых

Q гр

Т

2100

Вес пассажирских поездов

Q пс

Т

1050

Нормы расхода электроэнергии на грузовых поездах на  10 4 тыс. км брутто

а э гр

 КВт * час

125

Нормы расхода электроэнергии на пассажирских поездах на  10 4 тыс. км брутто

а э пс

 КВт * час

98

Процент расхода электроэнергии по потребителям


%


- сельское хозяйство

а сх

%

18

- бытовые нужды

а б

%

20

- промышленность

а пр

%

11

- железная дорога

 а жд

%

10

Цена электроэнергии




- сельское хозяйство

Ц сх

Руб.

125

- бытовые нужды

Ц б

 Руб.

145

- промышленность

 Ц пр

Руб.

155

Расходы на содержание распределительных сетей

Е рс

 Млн. руб.

6550

Расходы на оказание платных услуг

Е пу

Млн. руб.

2550

Расходы на СМР

Е смр

Млн. руб.

2450

Доходы от платных услуг

Д пу

Млн. руб.

4050

Доходы от СМР

Д смр

 Млн. руб.

5950

 

РЕШЕНИЕ

1)    Определим объем перевозок годовой:

Р1 бр гр  = 2 *  L *N гр *Q гр*365,        - по грузовому транспорту            (19)

Р1 бр пс =  2 * L * N пс * Q пс *365 – по пассажирским                      (20)

Р1 бр гр = 2*405*21*2100*365 = 13038165 ( тыс. км брутто)

Р 2 бр  пс = 2*405*8*1050*365 = 2483460 ( тыс. км брутто)

2) Годовое потребление электроэнергии на тягу поездов:

А т = Р1 бр гр * а э гр + Р1 бр. Пс * а э пс.                       (21)

А т = 1303,82 *125+248,35*98 = 187317,05 (кВт * час)

3) Объем электроэнергии , отпускаемой различным потребителям:

- сельское хозяйство:

А сх = А т * а  сх = 187317,05*0,18 = 33717,07

- бытовые нужды:

А б = А т * а б = 187317,05 *0,2  = 37463,41

- промышленность:

А пр = А т * а пр = 187317,05 *0,11  37463,41

- железная дорога:

А жд = А т * а жд = 187317,05*0,1 = 18731,71

4) Плата за покупную электроэнергию:

Е пэ = А сх * Ц сх + А б * Ц б + (А пр+А жд) * Ц пр,                         (22)

Е пэ =  33717,07*125+37463,4*145+(37463,41+18731,7)*155 = 18357068,8 ( руб.) = 18,36 ( млн. руб.)

5) Расходы дистанции:

Е об = Е пэ + Е пу + Е смр ,                    (23)

Е об = 18,36+2550+2450 = 5018,36 (млн. руб.)

6) Средства, получаемые за переработку электроэнергии нетяговым потребителем:

Днэ = А сх *Ц сх+А б *Ц б +А пр * Ц пр д + А жд * Ц жд д,             (24)

С э = Е рс / (А жд + А пр),                      (25)

С э = 65500000/ (18731,71+37463,41) = 117 ( руб.)

Ц жд д =  С э *1,2 ,                         (25)

Ц пр д = С э *1,35 ,                        (26)

Ц жд д = 117*1,2 = 140,4 (руб.)

Ц пр д = 117*1,35 = 158 ( руб.)

Тогда, подставляя значения в формулу (24), получим:

Д нэ = 33717,07*125+37463,41*145+37463,41*158+18731,71*140,4=18,2 ( млн. руб.)

7) Доходы дистанции:

Д  об = Д нэ + Д пу + Д смр,                   (27)

Д об = 18,2+4050+5950 = 10018,2 (млн. руб.)

8) Прибыль равна разнице между доходами и расходами дистанции:

П = РД об – Р об,                           (27)

П = 10018,2-5018,36 = 4999,84 ( млн. руб.)

         Результаты расчетов представим в виде таблицы 7.

Таблица 7

Результаты расчетов

Наименование показателя

Значение

Договорной тариф для промышленных предприятий

158 руб.

Договорной тариф ля железной дороги

140,4 руб.

Доходы

10018,9 млн. руб.

Расходы

5018,36 млн. руб.

 Прибыль

4999,84 млн. руб.











Список литературы

1.     Алклычев А. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике.- М.: Институт экономики РАН, 1995.-145с

2.     Андрианов В. Государственное регулирование, механизмы саморегуляции в рыночной экономики // Вопросы экономики.-1996.-№9.-с28-39.

3.     Бадокина Е. Государственное регулирование цен: Учебное пособие. -Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1995.-52с

4.     Калита Н., Кожуховский И. Ценообразование в условиях рынка. -Киев: УкрНИИТИ, 1999.-57с

5.     Карпюк П. Проблемы ценообразования в новом экономическом механизме. М.:МНИИПУ, 1999.-147с

6.     О государственном регулировании цен в России // Цена-дайджест.-2000.-№1-с89-90

7.     Цены и рынок. Цены в III квартале 1999 года: Справочно-методическое пособие. -М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-193с

8.     Цены и рынок. О работе органов ценообразования субъектов РФ и ответы на вопросы (1998г. I полугодие). Контроль за ценами: Справочно-методическое пособие.- М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-223с